Научная статья на тему 'Менеджмент научно-исследовательской работы студентов'

Менеджмент научно-исследовательской работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / НАУЧНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / SCIENTIFI C STUDENT SOCIETY / ГРАНТЫ / GRANTS / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Наталья Валерьевна

Характеризуются организация и формы научно-исследовательской работы студентов в Арзамасском филиале Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Показаны ее возможности в формировании компетенций будущих учителей в области исследовательской деятельности.The organization and forms of research work of students in Arzamas branch Of the national research Nizhny Novgorod state University are characterized. N. And. Lobachevsky. Its capabilities in formation of competences of future teachers in the fi eld of research activity are shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусева Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менеджмент научно-исследовательской работы студентов»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.08.P.54 УДК 371.851

Л. Ю. Нестерова, Н. В. Гусева,

Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Менеджмент научно-исследовательской работы студентов

Научно-исследовательская работа студентов является, как мы хорошо знаем, важнейшей частью подготовки квалифицированных специалистов.

На базе Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государ ственного университета реализуется 58 основных профессиональных образовательных программ. И в каждой программе предусмотрено, что наш выпускник должен обладать готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для решения исследовательских задач в области образования и способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся. Другими словами, у каждого нашего студента должны быть сформированы компетенции в области исследовательской деятельности.

С этой целью в Арзамасском филиале реализуется 9 научных направлений. В их числе «Психолого-педагогические проблемы современного образования»; «Вопросы теории и технологии современного педагогического образования»; «Современные технологии в обучении и преподавании физико-математических дисциплин и проблемы информатизации образования»; «Проблемы этико-художественной преемственности в литературе»; «Проблема региональной лексикологии»; «Социально-политическая история России в ХХ веке и актуальные проблемы исторического

Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

образования»; «Экологические исследования и проблемы экологического образования воспитания и культуры»; «Информационные технологии в правовых, экспериментальных и педагогических исследования»; «Практическая экономика и предпринимательство». В рамках этих направлений разрабатываются более 37 научных тем, к исследованиям по которым активно привлекаются студенты.

Арзамасский филиал располагает ресурсами, необходимыми для проведения научных исследований. В его структуре наряду с кафедрами действуют научно-исследовательские лаборатории и научные центры. В ходе исследований используются созданная у нас электронная информационно-образовательная среда, электронно-библиотечные системы

Znanium, «Лань», «Консультант студента», «Юрайт», общероссийские и международные информационные ресурсы. Все это позволяет сказать, что у нас созданы благоприятные условия для привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения.

Профессорско-преподавательский состав и администрация вуза постоянно ищут новые пути проявления инициативности, мотивирования научно-исследовательской работы студентов, интеграции науки и образования. В вузе созданы уникальные возможности для зарубежных стажировок, представители нашей талантливой молодежи выезжают в Германию, Южную Корею и другие страны. Достигнуты определенные позитивные результаты от участия

© Нестерова Л. Ю., Гусева Н. В., 2018

АСПЕКТЫ ■

ЛАРИСА

ЮРЬЕВНА

НЕСТЕРОВА

I

■ )

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математического образования Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Сфера научных интересов: теория чисел, теория многочленов, активные методы преподавания математических дисциплин в вузе. Автор 55 опубликованных научных работ

^ *

Г

НАТАЛЬЯ

ВАЛЕРЬЕВНА

ГУСЕВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математического образования Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Сфера научных интересов: педагогическая психология, реализация новых информационных технологий в высшей школе, математическое образование. Автор 68 опубликованных научных работ

Характеризуются организация и формы научно-исследовательской работы студентов в Арзамасском филиале Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Показаны ее возможности в формировании компетенций будущих учителей в области исследовательской деятельности.

Ключевые слова: менеджмент, научное студенческое общество, гранты, проектная деятельность.

The organization and forms of research work of students in Arzamas branch Of the national research Nizhny Novgorod state University are characterized. N. And. Lobachevsky. Its capabilities in formation of competences of future teachers in the field of research activity are shown.

Key words: management, scientific student society, grants, project activity.

наших студентов в конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня.

В то же время очевидно, что сделано и делается еще далеко не все. Мы видим, что научно-исследовательской работе студентов необхо-

димо придать системный характер, и в частности повысить активность наших обучаемых в реализации исследований и разработок проектного типа, расширить их участие в форумных кампаниях и гранто-вых проектах. Для решения этих и других назревших задач в Арзамасском филиале Национального исследовательского Нижегородского государственного университета образовано научное студенческое общество с разветвленной организационной структурой, представленной на рисунке.

Создание научного студенческого общества позволило не только улучшить организацию НИРС и активизировать творческую жизнь студентов, но и вовлечь их в научные коммуникации.

Как известно, молодежь чаще отрицает предыдущий опыт, чем его механически усваивает [1, 2]. Поэтому активное выполнение новых для студентов ролей, освоение новых сфер деятельности,

КООРДИНАТОР ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КООРДИНАТОР ПО ИННОВАЦИОННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ КООРДИНАТОР ПО ДИНАМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ КООРДИНАТОР ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КООРДИНАТОР ПО ВОПРОСАМ МОНИТОРИНГА

НАУЧНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НАУЧНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ЕСТЕСТВЕН-НО-ГЕОГРАФИ- ЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НАУЧНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НАУЧНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НАУЧНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ФАКУЛЬТЕТА ЭКОНОМИКИИ ПРАВА НАУЧНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ФАКУЛЬТЕТА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРАТОР научного студенческого общества ФМФ (Преподаватель) КУРАТОР научного студенческого общества ЕГФ (Преподаватель) КУРАТОР научного студенческого общества ИФФ (Преподаватель) КУРАТОР научного студенческого общества ППФ (Преподаватель) КУРАТОР научного студенческого общества ФЭП (Преподаватель) КУРАТОР научного студенческого общества ФДНО (Преподаватель)

УЧАСТНИКИ научного студенческого общества ФМФ УЧАСТНИКИ научного студенческого общества ЕГФ УЧАСТНИКИ научного студенческого общества ИФФ УЧАСТНИКИ научного студенческого общества ППФ УЧАСТНИКИ научного студенческого общества ФЭП УЧАСТНИКИ научного студенческого общества ФДНО

Структура научного студенческого общества Арзамасского филиала ННГУ

Наименование семинара Ожидаемые итоги

1. Научно-практический семинар «Гран-товая поддержка молодых ученых» Получение новых знаний и навыков

2. Научно-практический семинар «Как и где найти идею для своего проекта» Получение новых знаний и навыков

3. Научно-практический семинар «Ресурсы и команда проекта» Получение новых знаний и навыков

4. Научно-практический семинар «Упаковка проекта» Получение новых знаний и навыков

5. Научно-практический семинар «Финансовая составляющая проекта» Получение новых знаний и навыков

6. Научно-практический семинар «Построение презентации своего проекта и поиск партнеров» Получение новых знаний и навыков

7. Проектный этап Реализация студенческих социально значимых проектов

8. Летняя школа развития проектной деятельности студентов Получение новых знаний и навыков; Участие в дополнительных научно-практических семинарах

9. Участие в форумной кампании и грантовой поддержке Получение новых знаний и навыков на региональных и всероссийских форумах

10. Круглый стол «Проекты: поддержка, недочеты, ошибки» Получение новых знаний и навыков

пробуждая способность чувствовать, познавать и осваивать новые возможности, не только придали интеллектуальной жизни обучаемых более высокий динамизм, но и открыли ранее скрытый потенциал творчества и инноваций. Это позволило запустить работу Школы развития проектной деятельности студентов. Работа носит многоплановый характер. Она способствует формированию личности конкурентоспособного молодого ученого, знакомит с инновационным опытом проектирования, основами проектной деятельности в сфере образования, создает условия для участия в дискуссиях с ведущими российскими учеными и практиками, а также позволяет получить квалифицированную помощь и поддержку в разработке научно ориентированных проектов.

В рамках Школы развития проектной деятельности студентов уже организовано проведение цикла научно-практических семинаров, охватывающих наиболее существенные аспекты проектной методологии.

Школа развития проектной деятельности студентов позволяет объединить в единую команду студентов, магистрантов, аспирантов и выпустить из стен вуза конкурентоспособных профессионалов, ориентирующихся в современном мире, умеющих грамотно планировать и распределять

свои ресурсы, добиваться успеха в достижении своих целей, выступать в различных аудиториях, создавать команды и управлять поведением людей, способных открыть свой собственный бизнес и при этом найти друзей и единомышленников [3].

Совершенствуя организацию научно-исследовательской ра-

боты студентов, мы учитываем, что молодежь обладает гибким восприятием и мобильностью при включении в новую деятельность, а в условиях вовлеченности в научно-исследовательскую деятельность способна не только воспринимать, но и самостоятельно создавать научную продукцию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Высшая школа в эпоху больших вызовов // Высшее образование сегодня. 2018. № 5. С. 3-5.

2. Зубок Ю. А., Ростовская Т. К., Смакотина Н. Л. Молодежь и молодежная политика в современном Российском обществе. М.: ИТД «Перспектива», 2016. 166 с.

3. Космынина Н. М. Рейтинговая система оценки научно-исследовательской работы студентов //Современные проблемы атомной науки и техники: сб. науч. трудов Междунар. научно-практ. конф. Снежинск, 2003. С. 144-146.

□ ТЕРАТ^А

1. Vysshaya shkol.a V еЬфоЬш Ьо1зЫ1п vyzovov // Vysshee obrazovanie segodnya. 2018. № 5. Б. 3-5.

2. Zubok Yu. А., Rostovskaya Т. К., Smakotina N. L. Molodezh' i mol.odezhnaya роШка V sovremennom Rossijskom obshchestve. М.: т «Ре^рек^а». 2016. 166 s.

3. Kosmynina N. М. Rejtingovaya sistema осеп^ nauchno-issl.eclovatel.skoj гаЬ^у studentov // Sovremennye ргоЫету айзтпо]' паик i tekhniki: БЬ. паис1г trudov Mezhdunar. паис1г-ргаЙ. Snezhinsk, 2003. Б. 144-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.