Научная статья на тему 'Организация стажировок и НИР бакалавров в целях развития профессиональных компетенций'

Организация стажировок и НИР бакалавров в целях развития профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЖИРОВКИ / TRAINING / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / БАКАЛАВРЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ / RESEARCH WORKS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольхова Л.А., Махметова А.Ж-Е.

В статье рассматриваются подходы к организации стажировок и научно-исследовательских работ студентов-бакалавров в целях развития профессиональных компетенций. Представлены примеры участия студентов в стажировках, научных проектах в рамках реализации программ проектного обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольхова Л.А., Махметова А.Ж-Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article approaches to the organization of training and research works of students bachelors for development of professional competences are considered. Examples of participation of students in training, scientific projects within implementation of programs of design training according to requirements of federal state educational standards and professional standards are presented.

Текст научной работы на тему «Организация стажировок и НИР бакалавров в целях развития профессиональных компетенций»

научный журнал

УДК 378.016

Ольхова Л.А., Махметова А.Ж-Е.

Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ имени Г.В. Плеханова,

г. Саратов, Россия

ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЖИРОВОК И НИР БАКАЛАВРОВ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к организации стажировок и научно-исследовательских работ студентов-бакалавров в целях развития профессиональных компетенций. Представлены примеры участия студентов в стажировках, научных проектах в рамках реализации программ проектного обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов.

Ключевые слова: стажировки, компетенции, бакалавры, научно-исследовательские работы.

Summary. In article approaches to the organization of training and research works of students bachelors for development of professional competences are considered. Examples of participation of students in training, scientific projects within implementation of programs of design training according to requirements of federal state educational standards and professional standards are presented.

Keywords: training, competences, students, research works.

Современный рынок труда предъявляет достаточно жесткие требования к специалистам разных направлений подготовки, в частности, помимо получаемых теоретических знаний в высшей школе, необходимы практические умения и профессиональные навыки работы (опыт, стаж работы и пр.). Безусловно, выпускник на этапе становления не всегда соответствует требованиям рынка труда, и как правило представляется весьма сложным процесс трудоустройства.

В этой связи, ключевой целью в современных условиях образовательной организации программы и рабочие планы должны быть синхронизированы с требованиями профессиональных стандартов [3].

Так, в работах К.Е. Андреева говорится о том, что введение в практику образовательных стандартов третьего поколения ставит перед всеми образовательными учреждениями комплекс проблем, среди которых можно выделить проблему выбора новых технологий и методов обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов ключевых профессиональных компетенций. В работах И.Г.

научный журнал

Агапова и С.Е. Шишова, рассматривается процесс овладения знаниями и навыками, приобретенными студентами в вузе, и оказывающий влияние на последующую возможность и способность индивида к использованию полученных знаний, в условиях быстро меняющихся условий внешней среды [1].

При этом важным видится ориентация на самостоятельное и заинтересованное участие личности в учебно-познавательном процессе.

В своих работах А.В. Хуторской рассматривает компетенцию как некое уже заданное требование к образовательной подготовке выпускника, то, чем он должен овладеть по завершении образования на определенной ступени [2].

По мнению Ю.В. Варданян, компетентность проявляется у индивида как «готовность и способность индивида использовать теоретические знания, полученные в вузе и практический опыт, полученный в ходе прохождения практик и стажировок, для разрешения определенных задач.

В связи со всем вышеизложенным, считается важным, приобретение выпускниками не только теоретических знаний, но и практического опыта.

Кафедра управления персоналом и психологии Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова на протяжении 15 лет ведет активную работу по организации стажировок студентов. Современный студент должен быть готов к самостоятельной профессиональной деятельности, к работе в проектных командах, к решению важных и сложных задач. По нашему мнению, решить данную проблему возможно через реализацию и эффективную организацию стажировок и научно-исследовательских работ. В таблице 1 представлено количество студентов старших курсов, прошедших стажировку на предприятиях и в организациях города Саратова.

научный журнал

Таблица 1 - Количество студентов прошедших стажировку

Год Места проведения стажировок студентов Количество студентов прошедших стажировку

2003-2004 уч.год КА «Работа для Вас» ОК АО «Саратовстройстекло» «Вост.-европейская компания» АО «Жиркомбинат» АО «Нефтемаш-САПКОН» 12

2012-2013 уч.год ОАО «Саратовский НПЗ» ООО «Адекко» ОАО «РЖД» Агентство по подбору персонала «Поиск» ЗАО «Волгатранстелеком» 6

2015-2016 уч.год Банк «Восточный экспресс» ПАО «Саратовский НПЗ» ОАО «СЭЗ им. Серго Орджоникидзе» ОАО «Тантал» АО «Кондитерская фабрика «Саратовская» ОАО «Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина» ОАО «Завод «Проммаш» ГУ СО "Транспортное управление», отдел кадрового обеспечения и воспитательной работы ООО «РН-Учёт» 8

2017-2018 уч.год ОАО «Саратовстройстекло» АО «Кондитерская фабрика «Саратовская» ФГБУ «Саратовская межобластная ветеринарная лаборатория» ПАО «Саратовский НПЗ» ОАО «СЭЗ им. Серго Орджоникидзе» Ртищевский РОВД УВД Саратовской области ООО «Техносерв-С» АО «НПП «Алмаз» 10

Стоит отметить, что интерес работодателей к стажировкам студентов вузов с каждым годом возрастает, многие компании заинтересованы к привлечению студентов к стажировкам с последующим трудоустройством.

При этом организация самостоятельной работы студентов рассматривается с точки зрения повышения эффективности всего образовательного процесса. Студент из пассивного потребителя знаний, превращается в активного субъекта, умеющего грамотно сформулировать проблему, проанализировать возможные пути ее решения, находить оптимальный вариант решения проблемы и получить результат,

научный журнал

доказывающий его эффективность. Выпускник высшей школы по всем направлениям подготовки должен сформировать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, тем самым соответствовать требованиям профессиональных стандартов и видам профессиональной деятельности.

При изучении любой дисциплины организация самостоятельной работы студентов должна представлять единство взаимосвязанных форм:

- внеаудиторная самостоятельная работа (стажировки, повышение квалификации, e-learning);

- аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя (кейсы, проектные задания);

- творческая, в том числе научно-исследовательская работа (конференции, гранты, круглые столы, проблемно-деловые семинары).

Выпускающие кафедры должны разрабатывать перспективную стратегию в рамках компетентстного подхода при формировании системы знаний, умений и навыков самостоятельной работы, в соответствии с ФГОС.

Профессиональные компетенции при этом должны стать базисом для внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода, который позволяет преподавателю интегрировать знания, умения, навыки и интеллектуальные способности при осуществлении научно -исследовательской, проектной и инновационной деятельности, и применении современных технологий на практике.

К примеру, в данном учебном году преподавателями кафедры осуществлена организация внеаудиторной и творческой работы в рамках проектного обучения для студентов четвертого курса направления подготовки «Управление персоналом», профиль «Управление персоналом организации», по дисциплине «Регламентация и нормирование труда», на базе ФГБУ Саратовская межобластная ветеринарная лаборатория. Студентами был проведен опрос руководителей отделов, хронометраж, фотография рабочего времени в соответствии с техническим заданием, на основе которых разработаны технико-нормировочные карты по показателям и видам выполняемых работ. Итогом исследований явились практико-ориентированные, выполненные по результатам практической деятельности студентов курсовые работы по дисциплине, и подготовка статей на ежегодную апрельскую конференцию студентов, магистрантов и аспирантов.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от направления подготовки (профиля) и характера работы любой выпускник должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными

научный журнал

умениями и навыками деятельности своего профиля. Очевидно, что в современной модели обучения все же остаются неучтенными информационная насыщенность образовательного пространства, зачастую отсутствуют или слабо представлены: ориентация на личные качества студента, исследовательская и проектная направленность, проблемно-ориентированный характер, ориентированность на требования работодателей.

Констатируя вышеизложенное, следует отметить, что в рамках реализации «проектной» модели также необходима организация практической и самостоятельной работы студентов.

При проведении практических занятий студенты выполняют задания как индивидуально, так и малыми группами, каждая из которых разрабатывает свой проект. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания. Студенты кафедры управления персоналом и психологии привлекаются к стажировкам и научно-исследовательской работе уже со 2 курса и продолжают ею заниматься в магистратуре. Самостоятельное исследование ведется поэтапно, на основе разработанного плана стажировки:

- определяется проблема или вопрос в рамках конкретной темы, которые необходимы изучить.

- планируется направление деятельности в рамках стажировки;

- студенты работают со всеми возможными источниками информации, изучают научную литературу, веб-сайты интернета, накапливают и обобщают данные;

- анализируется накопленная информация;

- на основе информации студенты приходят к решению поставленной задачи, делают выводы, формулируют конкретные предложения;

- результаты исследования оформляются в виде отчета, доклада, компьютерной презентации, проекта, научной статьи;

- студенты представляют результаты своего исследования, что также способствует повышению эффективности их деятельности.

- основными предприятиями, привлекающими на стажировку студентов, являются: ОАО «СЭЗ им. Серго Орджоникидзе», ПАО «Саратовский НПЗ», Банк «Открытие», ЗАО «Тролза», ОАО «Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина», УП «Знак хлеба», АО «Кондитерская фабрика «Саратовская» и др.;

- самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к практической деятельности, овладению современными приемами, развитию профессиональных способностей.

- в соответствии с уровнем социально-экономического и культурного развития нашей страны перед высшими образовательными учреждениями

«Профессиональная ориентация» Электронный

2018, №1 IftMIlft научный журнал

поставлена задача подготовки специалистов, обладающих современными знаниями и способных творчески применить их в своей практической деятельности, специалистов, постоянно повышающих профессиональное мастерство путем самостоятельной работы над собой.

Итак, эффективная организация стажировок и НИР студентов высшей школы позволит решить вопросы трудоустройства и развития профессиональных компетенций выпускников, а также модернизировать образовательный процесс в соответствии требованиями профессиональных стандартов.

Библиографический список

1. Компетентность и компетенция: понятие и сущность [Электронный ресурс] Режим доступа //https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2361 (дата обращения 07.06.2018 г.).

2. Образовательные программы и профессиональные стандарты: поиск эффективного взаимодействия [Электронный ресурс] Режим доступа //http://www.maofeo.ru/site/public/elfinder_ (дата обращения 07.06.2018 г.)

3. Разработка ООП с учетом требований работодателей. Профессиональные стандарты и ФГОС ВО (3+) [Электронный ресурс] Режим доступа //

http://yspu.org/images/c/c6/Razrabotka OOP FGOS VO %283%2B%29.pdf_(дата

обращения 07.06.2018 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.