DOI 10.24411/2223-0564-2018-10413 Р.А. Сулейманова УДК 811.512.141'373.21
ИЗ ОПЫТА ИСТОРИКО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ БАШКИРСКИХ ФАМИЛИЙ1
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с возникновением некоторых башкирских фамилий XVII-XIX вв. Предметом исследования явились фамилии, редко встречающиеся среди башкир, в связи с чем представляющие большой интерес в плане их этимологии. Следует отметить, что анализируемые в статье фамилии были рассмотрены впервые в истории башкирской антропонимики на основе материалов из научного издания «Документы и материалы по истории Башкирского народа (1836-1842). Формулярные списки о службе чиновников Башкирско-мещерякского войска за 1836-1842 годы» (2012; 2014). Анализ редких фамилий позволил сделать вывод об их восхождении к личным именам: Сатучи, Куляш (Куляс), Алтаяк, Акчуваш, Аптрак, Сырым. Установлено, что носители некоторых личных имен известны как основатели населенных пунктов, в которых они проживали (Алтаяков, Акчувашев, Аптраков). Носители рассмотренных нами фамилий, зафиксированных в формулярных списках, являются потомками этих личностей.
Ключевые слова: башкирский язык, историческая антропонимия, фамилия, формулярные списки Rezida A. Suleymanova
AN ATTEMPT AT HISTORICAL AND ETYMOLOGICAL STUDYING OF BASHKIR FAMILY NAMES
Abstract
The article is devoted to the consideration of issues related to the emergence of some Bashkir family names formed in the 17th - 19th centuries. The object of the study was the surnames rarely found among the Bashkirs, and in this connection they are of great interest in terms of their etymology. It should be noted that the names analyzed in the article were considered for the first time in the history of the Bashkir anthroponomy on the basis of materials from the scientific publication Documents and Materials on the History of the Bashkir People (1836-1842). The Record of the Service of Officials of the Bashkir-Meshcheriak Army for the Years of1836-1842 (2012; 2014). So, the analysis of rare surnames allowed concluding about their ascent to personal names: Satuchi, Kulyash (Kulyas), Altayak, Akchuvash, Aptrak, Syrym. It was also found that the bearers of some of these personal names are known as the founders of the settlements in which they lived (Altayakov, Akchuvashev, Aptrakov). The bearers of the names we have reviewed, recorded in the lists are descendants of these personalities.
Key words: Bashkir language, historical anthroponymy, surname, record of service
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Роль русских письменных источников XVI-XX вв. по Башкортостану в социально-культурной модернизации общества (на материале ономастики)», проект № 18-412-020031
Сулейманова Резида Ахметьяновна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела языкознания Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), e-mail: suleimanova-r@mail.ru
Rezida A. Suleymanova, Cand.Sc. (Philology), Senior Research Fellow, Department of Linguistics, Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Centre, Russian Academy Sciences (Ufa), e-mail: suleimanova-r@mail.ru
© Сулейманова Р. А., 2018
Вопросы, связанные с возникновением башкирских фамилий, являющихся сравнительно поздней единицей в числе категорий антропонимики, по сей день остаются актуальными. Исследования, отражающие историю происхождения, этимологическую суть башкирских фамилий, практически отсутствуют, за исключением лишь нескольких работ, таких как статья авторов Т.М. Гарипова и Г.Б. Сиразетдиновой, посвященная рассмотрению происхождения башкирских фамилий от личных имен [1], словарь-справочник С. Тупеева [2], «Башкирско-русский словарь-справочник личных имен и фамилий» Р.А. Сулеймановой [3]. Тем не менее труды исследователей относительно тюркоязычных фамилий (В.А. Никонов, З.Б. Мухамедова, Т.Ж. Жануза-ков, Г.Ф. Саттаров, Я.И. Мазитов, Н.П. Бутен-ко, А.В. Суперанская, Ш. Жаларов, Ш. Саадиев, Г.Р. Алиев, A.B. Танрывердиев, Э.А. Бегматов и др.) позволяют полагать, что в тюркоязычной среде фамилии стали появляться в XVII в. лишь у представителей имущих классов, а в народных массах широкое распространение получили в XIX в. Данное явление было характерно и для башкирского народа, факт истинности которого необходимо показать в данной статье.
Цель нашего исследования заключается в определении этимологии некоторых башкирских фамилий, зафиксированных в сборнике документов «Формулярные списки о службе чиновников Башкирско-мещерякского войска за 1836-1842 годы» [4], в котором опубликованы документы второй четверти XIX в., в первую очередь, формулярные списки чиновников Башкирско-мещерякского войска. Формулярные (послужные) списки - это форма систематического и регулярного учета российского военного и гражданского чиновничества, существовавшая с середины XVII в. до 1917 г. [4, с. 924]. Основное внимание при анализе будет акцентировано на фамилиях, крайне редко встречающихся среди башкир.
Наибольший интерес в историко-этимологи-ческом плане вызывает фамилия Куляшев (Келэ-шев), которая, согласно историческим документам, произошла предположительно уже в XVII веке. В формулярных списках числится походный старшина 18-й юрты 12-го кантона Куляшев Тазитдин [4, с. 805] из дер. Чукадыта-маково Белебеевского уезда (ныне Буздякский район РБ). На наш взгляд, эта фамилия по исто-
рии своего происхождения восходит к имени Куляс-бия (Келэс-бей). Данное предположение основано на том, что Куляс-бий, живший в XVI веке, согласно шежере, составленному жителем дер. Канлы-Туркеево Буздякского района Макаримовым Рауфом Миннуллиновичем, был из рода Канлы. Информация о нем дается такого характера: «XVI быуатта hа'клау тагызын алган. Адаба» («В XVI веке получил жалованную грамоту. Вотчинник») [5, с. 150]. Деревня Чукадыта-мак при устье р. Чукады, в которой жил числившийся в формулярном списке Куляшев Тазитдин, относилась к Урмекеевой тюбе Канлинской волости. Значит, Куляшев также был представителем рода Канлы. Это, на наш взгляд, доказывается тем фактом, что фамилия Куляшев в рассматриваемом нами списке является единичным случаем, а также тем, что в современном башкирском антропонимиконе данный оним практически не встречается. Такую связь мы можем объяснить только в виде логической цепочки.
Требует разрешения вопрос по поводу фамилии Сатучин (Сатыусин ~ Ьатыусин). Сату-чины - из рода Татигаса, фамилия произошла от личного имени Сатучи (Сатусы), зафиксированного в шежере дер. Четырман Федоровского района РБ (конец XVIII в.). В формулярном списке имеется запись об Аллагуле Сатучине [4, с. 713]. В настоящее время в Четырмане нет носителей данной фамилии. Потомков Сатучи можно найти в дер. Мрясово Новосергиевского района Оренбургской области [6, с. 193-194], например, Сатучин Сагит Салимгареевич [01.01.1914, дер. Мрясово Оренбургского уезда одноименной губернии (Новосергиевский район Оренбургской области) - 12.10.1990, Москва], дипломат; участник советско-японского вооруженного конфликта 1939 г. на реке Халхин-Гол и Великой Отечественной войны [7, с. 430].
Относительно этимологии антропонима Са-тучи следует отметить следующее: одна группа антропонимов непосредственно отражает трудовую деятельность и общественные отношения людей. Т.Х. Кусимова определяет их как «антропонимы, отражающие занятие и ремесло». В эту группу, наряду с именами Бесэнсе 'косарь', Ураксы 'жнец', Куйсы 'чабан', Балыксы 'рыбак' и др., входит также оним Сатусы 'продавец' [8, с. 29]. На наш взгляд, такого вида антропонимы возникли по двум причинам. Во-первых,
чтобы показать, что то или иное ремесло, занятие было свойственно роду. Во-вторых, имя может быть дано с таким желанием, чтобы ребенок в последующем владел этим ремеслом.
Немалый интерес представляет фамилия Ал-таяков (Алтаяков).
В формулярных списках 23-й юрты 6-го кантона Верхнеуральского уезда (ныне Абзели-ловский район РБ) зафиксирован зауряд-сотник Абдряшит Алтаяков Габейдуллин сын (место жительства - дер. Алтаяково) [4, с. 176]. На странице 120 формулярных списков при указании данных этого же лица допущена ошибка в названии деревни, записанной как Алчаяковой. Это связано с тем, что «формулярный список чиновников Башкиро-мещерякского войска заполнялся делопроизводителем, заверялся кан-тонным начальником. От уровня грамотности первого и педантичности второго зависели достоверность и информативность документа» [4, с. 15].
Следует отметить и то, что в Учалинском районе есть дер. Кильмяково (в прошлом -Алтаяково), год основания которой выяснить, к сожалению, не удалось. Название деревни связано с именем старшины Алтаяка Мурумбе-това - участника башкирского восстания 17391740 гг. [9, с. 217]. Таким образом, по фактическим материалам, фамилия вышеназванного Абдряшита Алтаякова восходит к имени основателя деревни - Алтаяк. По поводу второго названия деревни можно отметить то, что в имеющихся исторических материалах за 1836-1842 гг. деревня еще фиксировалась как Алтаяково, значит, название Кильмяк было дано ей позже. Сам оним Алтаяк, предположительно, мог образоваться от ногайского этнонима - названия рода Алтаяк (алты аяк). Как известно, заметную роль в исторических судьбах башкир до середины XVI в. играли ногайские родоплеменные группы. Эти взаимоотношения, а следовательно, и взаимовлияние прослеживаются и в личных именах.
В плане происхождения этнонима Алта-як имеется следующая информация: «Килмэк ауылы - тилэYЗэргэ караган ауылдарзыц иц боронголарыныц береhелер, тип уйларга батыр-сылык итэм. Исемен генэ алайык: боронгоса -
2 Перевод автора.
3 Шатере - по-арабски «дерево, рукопись».
Алтаяк, хэзергесэ - Килмэк. Шундай бер рщэйэт йерей: имеш, элгэре зыяратта кэбер калган сакта идке бер гYргэ юлыгалар. КызыкЬынып карай башлаhалар, аяк hейэктэре алтау булып сыга, икеhе - кешенеке, дYртэYhе - аттыкы. Шунан башлап был ауылдыц исеме Алтаяк булып китэ» [10, с. 297] («Смею утверждать, что деревня Кильмяк - одна из древних деревень рода Тиляу. Возьмем только название: в древности - Алтаяк, сейчас - Кильмяк. Бытует такая легенда: якобы давно перед процессом захоронения люди наткнулись на старую могилу. Когда они с интересом начали осматривать ее, то обнаружили кости шести ног: две из них были человечьи, четыре -лошадиные. С тех пор эту деревню начали называть Алтаяк»).2
Немалый интерес для нашего исследования представляет фамилия Акчувашев (Аксыуашев). В формулярных списках значится юртовой старшина Акчувашев Ахмет из 4-й юрты 3-го кантона Шадринского уезда (дер. Куношадская Кунашакского района Челябинской области) [4, с. 108, 146, 150]. По данным Ф.Г. Хисамитди-новой, он был старшиной в деревне Акчуваше-ва Балакатайской волости Шадринского уезда, датой фиксации которой является 1772 год [9, с. 215]. Также известно, что вышеназванная деревня в разные времена называлась по-разному: Акчыуваш - Сабаклы - Чебакуль. Акчувашем, по сведениям исследователя А. Уреньгина на основе сохраненного аксакалом из этой деревни Шагимарданом сокровенного сказания своего рода - «Шатере3 Аксуваша», она называлась по имени Аксуваша, род которого из большого деревенского башкирского племени Катай. Сам Аксуваш был из бала-катайцев. Исконные земли его племени находились в северо-восточном углу Башкортостана и на западе Челябинской области, ранее они перекочевали в район Кыш-тыма, затем переселились на Кунашакское озеро. Птица предка Шагимардана свила гнездо на берегу озера Чебакуль [11, с. 231, 233].
Как в историческом, так и в этимологическом плане не менее интересной является фамилия Аптраков (Аптраков).
В формулярных списках числится зауряд-есаул, старшинской помощник Аптраков Аль-чинбай Кусякаев сын (Оренбургский уезд;
дер. Аптракова Мелеузовского района РБ) [4, с. 563]. Отчество его дано с ошибкой: он был сыном не Кусякая, а Кусяпая [12, с. 69]. Данная фамилия восходит к имени противника башкирских восстаний 30-х гг. XVIII в. старшины Бушман-Кипчакской волости Абдрака Тукум-бетова (у А.З. Асфандиярова с фамилией Явго-стин), с чьим именем связано название деревни Аптраково (Кусепеево) Мелеузовского района [13, с. 218; 12, с. 69]. Второе название деревни -Кусепеево, с которым она показана на карте 1786 года, связано с именем сына Аптрака Куся-пая (1729-1811), старшины Бушман-Кипчакской волости в 70-80-х гг. XVIII в.
По поводу этимологии антропонима Аптрак можно предположить, что он является усеченным вариантом имени Абдразак, т.к. имянаречение в усеченной форме наблюдалось у башкир с незапамятных времен.
Заслуживает, по нашему мнению, должного внимания и такая необычная, редкая фамилия, как Сырымов (Сырымов). В формулярных списках зафиксировано 4 человека с этой фамилией: зауряд-есаул Абдулвахит Абдрафиков сын Сырымов, урядники Багман Юзеев сын Сырымов, Сейфульмулюк Шафиев сын Сырымов, старшинский писарь Абдулзелиль Абдрафиков сын Сырымов [4, с. 650-652]. Все они из 5-й юрты 10-го кантона Бирского уезда (дер. Верхнее Мончарово Илишевского района РБ). Село Верхнеманчарово основано башкирами Ель-дякской волости Казанской дороги на собственных вотчинных землях [14]. Фамилия Сырымов восходит к личному имени Сырыма Бисубина, о котором известно то, что в 1700 г. он вместе с Султанбеком Мятиковым и другими земляками получил царскую грамоту «с прочетом» о подтверждении владельческих прав на их вотчинную землю, которую «истари де владели прадеды и деды, и отцы их» [15]. В плане этимологии следует отметить, что антропоним Сырым -древнетюркский по своему происхождению и обозначает 'терпеливый, выносливый', встречается в основном у казахов.
Параллельно с фамилией Сырымов целесообразно было бы остановиться и на фамилии самого Сырыма - Бисубин, которая восходит к древнему личному имени Бейсуба, состоящему из двух компонентов: бей+суба, где второй компонент, вероятнее всего, произошел от этнонима. В раздельном письме башкир-минцев
царю Алексею Михайловичу упоминаются сыновья Чуплековых: Яиксуба, Кадырсуба, Минлисуба, Идельсуба [16, с. 223]. Здесь родовое название суба выступает объединяющим фактором, показывая их общее происхождение [17, с. 25]. Род Суби относится к племени Мин. По мнению Р.Г. Кузеева, «... в формах суби-мин - могли означать «край (область) минцев», «удел минцев», «страну минцев» [18, с. 309]. Как считают некоторые исследователи, во время родоплеменного строя название рода и имя человека совпадали [17, с. 161]. Антропонимы, образованные путем присоединения слова суба, наблюдаются и среди чувашских языческих имен, например, Алчуба, Илсува [19, с. 26, 43].
Таким образом, в данной статье на основе материалов из формулярных списков о службе чиновников Башкирско-мещерякского войска за 1836-1842 гг. был проведен историко-этимологический анализ редких башкирских фамилий, возникших в XVII-XIX вв. Как показало исследование, они были образованы от древних башкирских личных имен, составляющих пассивный пласт современного башкирского антропонимикона: Сатучи, Куляш, Алтаяк, Ак-чуваш, Аптрак, Сырым. Почти все из вышерас-смотренных нами фамилий восходят к личным именам той или иной известной личности. Например, носители личных имен, к которым восходят фамилии Алтаяков, Акчувашев, Аптраков, являлись не только основателями одноименных населенных пунктов, но и известными в округе старшинами (Алтаяк, Абдрак). Фамилии Куля-шев, Акчувашев и Сырымов также произошли от имен значимых для своего рода, края личностей. По поводу происхождения онима Алтаяк в фамилии Алтаяков было высказано предположение о восхождении его к этнониму - названию ногайского рода Алтаяк. Не была исключена и возможность взаимопроникновения казахских и других тюркоязычных личных имен (имя Сырым в основном встречается у казахов), а также имянаречения в усеченной форме (Абдрак -от имени Абдразак).
ЛИТЕРАТУРА
1. Гарипов Т.М., Сиразетдинова Г. Б. Фамилии башкир в русских документах XVП-XVШ вв. // Оно-
мастика Поволжья, 4. Саранск: «Пензенская правда» Пензенского обкома КПСС, 1976. С. 129-132.
2. Тупеев С.Х. Башкирские фамилии. Уфа: Китап,
2008. 228 с.
3. Сулейманова Р. А. Башкирско-русский словарь-справочник личных имен и фамилий. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2013. 364 с.
4. Документы и материалы по истории башкирского народа (1836-1842): Формулярные списки о службе чиновников Башкиро-мещерякского войска за 1836-1842 годы: в 2 кн. / сост.: А.Я. Ильясова, З.Г. Га-тиятуллин. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2012; 2014. 924 с.
5. История башкирских родов. Канглы. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2014. №5. 559 с.
6. Исянгулов Ш.Н. Из истории деревни Мрясо-во Оренбургской области // Наследие веков. Вып. 2. Материалы региональной научно-практической конференции «Историческое краеведение в Башкортостане: история и современность», посвященной 100-летию со дня рождения краеведа-археолога Анисима Павловича Шокурова. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011. С. 191-197.
7. Башкирская энциклопедия. В 7 т. / гл. ред. М.А. Ильгамов. Т. 5. Уфа: Башкирская энциклопедия,
2009. 576 с.
8. Кусимова Т.Х., Бикколова С.Э. Башкорг исем-дэре. Эфе: Китап, 2007. 176 б. (Кусимова Т.Х., Биккуло-ва С.А. Башкирские имена. Уфа: Китап, 2007. 176 с.).
9. Хисамитдинова Ф.Г. Названия башкирских населенных пунктов XVI-XIX веков. Уфа: Информрек-лама, 2005. 280 с.
10. МэYлит Ямалетдин. Хуласа. Тарихи роман, эссе. Эфе: Китап, 2007. 384 б. (Маулит Ямалитди-нов. Круг. Исторический роман. Эссе. Уфа: Китап, 2007. 384 с.).
11. Уреньгин А. Шетере // Челябинский рабочий. 1993. № 230. С. 231, 233. URL: http://sarino.ru/dty/ history.php (дата обращения: 14.06.2018).
12. АсфандияровА.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. 744 с.
13. Хисамитдинова Ф.Г., Твпэйев С.Х. Терки сыганаклы hэм терки элементлы башкорт исемдэре. Эфе: Китап, 2006. 120 б. (Хисамитдинова Ф.Г., Тупеев С.Х. Башкирские имена тюркского происхождения. Уфа: Китап, 2006. 120 с.).
14. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 14.06.2018).
15. Султанбековы / Генеалогия и архивы. URL: http://ufagen.ru/places/dyurtyulinskiy/sultanbekovo.html (дата обращения: 14.06.2018).
16. Башкирские шежере / сост., пер. текстов, введ. и коммент. Р.Г. Кузеева. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1960. 304 с.
17. Кусимова 7.Х.Древнебашкирские антропонимы: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Уфа, 1975. 56 с.
18. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.: Наука, 1974. 569 с.
19. Магницкий В.К. Чувашские языческие имена. Казань: Типография Императорского ун-та, 1905. 104 с.
REFERENCES
1. Garipov, T.M., Sirazetdinova, G.B. Familii Bashkir v russkikh dokumentakh XVII-XVIII vv. [Surnames of Bashkirs in the Russian Documents of the 17th - 18th Centuries]. In: Onomastika Povolzhya, 4 [The Onomas-tics of the Volga Region, 4]. Saransk: Penzenskaya pravda of the Penza Regional Committee of the CPSU, 1976. P. 129-132 (in Russ.).
2. Tupeyev, S.Kh. Bashkirskie familii [The Bashkir Family Names]. Ufa: Kitap, 2008. 228 p. (in Russ.).
3. Suleymanova, R.A. Bashkirsko-russkiy slovar'-spravochnik lichnykh imyon i familiy [A Bashkir-Russian Reference Dictionary of Personal Names and Surnames]. Ufa: The Institute of History, Language and Literature, the RAS Ufa Science Centre, 2013. 364 p. (in Russ.).
4. Dokumenty i materialy po istorii bashkirskogo naroda (1836-1842): Formulyarnye spiski o sluzhbe chinovnikov Bashkiro-meshcheryakskogo voyska za 1836-1842 gody: v 2 kn. [Documents and Materials on the History of the Bashkir People (1836-1842). The Record of the Service of Officials of the Bashkir-Mesh-cheriak Army for the Years of 1836-1842: In 2 Books]. Compiled by A.I. Ilyasova, Z.G. Gatiyatullin. Ufa: The Institute of History, Language and Literature, the RAS Ufa Science Centre, 2012; 2014. 924 p. (in Russ.).
5. Istoriya bashkirskikh rodov. Kangly [A History of the Bashkir Clans. The Kangli]. Ufa: Ufa Printing and Publishing, 2014. No. 5. 559 p. (in Russ.).
6. Isyangulov, Sh.N. Iz istorii derevni Mryasovo Orenburgskoy oblasti [From the History of the Village of Mryasovo, Orenburg Region]. In: Nasledie vekov.
82
P.A. CyneùMaHOBa
Vyp. 2. Materialy regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Istoricheskoe kraevedenie v Bashkor-tostane: Istoriya i sovremennost'", posvyashchennoy 100-letiyu so dnya rozhdeniya kraeveda-arkheologa Ani-sima Pavlovicha Shokurova [The Legacy of Centuries. Issue 2. Proceedings of the Regional Scientific and Practical Conference "Historical Regional Studies in Bashkortostan: History and Contemporaneity" Dedicated to the Birth Centenary of the Ethnographer and Archaeologist Anisim P. Shokurov]. Ufa: The Institute of History, Language and Literature, the RAS Ufa Science Centre, 2011. P. 191-197 (in Russ.).
7. Bashkirskaya entsiklopediya. V 7 t. T. 5 [Bashkir Encyclopaedia. In 7 Vol. Vol. 5]. Ed. M.A. Ilgamov. Ufa: The Bashkir Encyclopaedia, 2009. 576 p. (in Russ.).
8. Kusimova, T.Kh., Bikkulova, S.A. Bashkort isemddre [Bashkir Names]. Ufa: Kitap, 2007. 176 p. (in Bashkir).
9. Khisamitdinova, F.G. Nazvaniya bashkirskikh naselyonnykh punktov XVI-XIX vekov [The Names of the 16th - 19th Centuries Bashkir Settlements]. Ufa: Inform-reklama, 2005. 280 p. (in Russ.).
10. Yamalitdinov, Maulit. Kulasa. Tarikhi roman, esse [The Wheel. Historical Novel. An Essay]. Ufa: Kitap, 2007. 384 p. (in Bashkir).
11. Urengin, A. Shetere [Shetere]. Chelyabinsky rab-ochiy - Chelyabinsk Worker. 1993. No. 230, 231, 233. URL: http://sarino.ru/city/history.php (Accessed June 14, 2018) (in Russ.).
12. Asfandiyarov, A.Z. Istoriya syol i dereven ' Bashkortostana i sopredel'nykh territoriy [A History of Bashkir Villages and Settlements of Bashkortostan and Adjacent Territories]. Ufa: Kitap, 2009. 744 p. (in Russ.).
13. Khisamitdinova, F.G., Tupeyev, S.Kh. Tôrki suganakly hdm tôrki elemently bashkort isemddre [Bah-kir Names of Turkic Origin]. Ufa: Kitap, 2006. 120 p. (in Bashkir).
14. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (Accessed June 14, 2018) (in Russ.).
15. Sultanbekovy / Genealogiya i arkhivy [The Sul-tanbekovs. Genealogy and Archives]. URL: http: //uf-agen.ru/places/dyurtyulinskiy/sultanbekovo.html (Accessed June 14, 2018) (in Russ.)
16. Bashkirskie shezhere [Bashkir Genealogical Trees]. Compilation, Translation, Introduction and Explanatory Notes by R.G. Kuzeyev. Ufa: The Bashkir Publishing House, 1960. 304 p. (in Russ.).
17. Kusimova, T.Kh. Drevnebashkirskie antroponimy [Ancient Bashkir Anthroponyms]. Abstract of Ph.D. Thesis. Ufa, 1975. 56 p. (in Russ.).
18. Kuzeyev, R.G. Proiskhozhdenie bashkirskogo naroda. Etnicheskiy sostav, istoriya rasselelniya [The origin of the Bashkir People. The Ethnic Composition and History of Settlement]. Moscow: Nauka, 1974. 569 p. (in Russ.).
19. Magnitsky, V.K. Chuvashskie yazycheskie imena [Chuvash Paganish Names]. Kazan: The Printing House of the Imperial University, 1905. 104 p. (in Russ.).
ОБЗОРЫ
¿14 Л4 ¿!4 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿{4 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 Й4 ¿14 ¿14 ¿14
Б01 10.24411/2223-0564-2018-10414 М.Н. Фархшатов, Г.Б. Азаматова, Д.Д. Азаматов УДК 28:94(470.56)(1905-1907)
ОБЩЕСТВЕННАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРЕНБУРГСКОГО МУФТИЯ МУХАММАДЪЯРА СУЛТАНОВА В ГОДЫ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ1
Аннотация
Настоящая статья имеет своей целью раскрыть некоторые направления работы ключевой фигуры по управлению делами мусульман европейской части России и Сибири - муфтия Мухаммадъяра Султанова (1837-1915) в период Первой русской революции.
В 1905-1907 гг. в значительной мере политика консервативного либерализма, проводимая председателем Оренбургского магометанского духовного собрания (Оренбургский муфтият), а также его высокое положение и авторитет обеспечили примирение мусульманской общины и правительственной власти. М. Султанов, лавируя между архаичной самодержавной властью и противоположными интересами различных общественных сил, внес; посильную лепту, чтобы удержать своих единоверцев от политического радикализма, расширить религиозные права башкир и татар (в частности, мусульман-военнослужащих), отстоять автономию примечет-ских школ и поддержать крупные образовательные проекты (медресе «Галия»), закрепить устойчивое участие представителей российских мусульман в «большой» политике.
Документальные факты и их непредвзятый анализ значительно меняют традиционную, как правило, негативную оценку исторической роли как самого Оренбургского муфтията, так и его руководителя в начале ХХ в., когда в стране шли мучительные поиски выхода из системного кризиса.
Ключевые слова: Российская империя, Волго-Уральский регион, башкиры и татары, ислам и его институты, Оренбургское магометанское духовное собрание, муфтий Мухаммадъяр Султанов, государственно-исламские отношения^модернизация, духовнаяэлита
1 Статья написана в рамках реализации проекта «Религиозная практика тюрко-мусульманских народов Российского Востока в Х1Х - начале ХХ в.: от изоляции к интеграции в имперские структуры и модернизации (По материалам повседневной деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания)» Программы фундаментальных исследований президиума РАН «Культурно-сложные общества: понимание и управление»
Фархшатов Марсиль Нуруллович, кандидат исторических наук, заведующий отделом истории и истории культуры Башкортостана Ордена Знак Почета Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), e-mail: marsil@mail.ru
Азаматова Гульназ Булатовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории и истории культурыБашкортостана Ордена Знак Почета Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), e-mail: gulnaz.azamatova@yandex.ru
Азаматов Даниль Дамирович, кандидат исторических наук, советник председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан (Уфа), e-mail: azamatov.d@bashkortostan.ru
MarsilN. Farkhshatov, CandSc. (History), Head of the Department of History and Cultural History of Bashkortostan, the Order of Honor Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: marsil@mail.ru
Gulnaz B. Azamatova, Cand Sc. (History), Senior Research Fellow, Department of History and (Cultural History of Bashkortostan, the Order ofHonor Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Centre, Russian Academy ofSciences (Ufa), e-mail: gulnaz.azamatova@yandex.ru
Danil D. Azamatov, Cand Sc. (History), Advisor to the Chairman of the State Assembly - Kurultai of the Republic ofBashkortostan (Ufa), e-mail: azamatov.d@bashkortostan.ru
© Фархшатов М.Н., Азаматова Г.Б., Азаматов Д.Д., 2018
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2018/4 (82)