Научная статья на тему 'Историко-лингвистическое исследование топонимии Д. Ильтаево Салаватского района Республики Башкортостан'

Историко-лингвистическое исследование топонимии Д. Ильтаево Салаватского района Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
318
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ильясова Гузалия Римовна

В статье на основе историко-этнографических материалов, ревизских сказок, воспоминаний коренных жителей описывается история и современное состояние одного из старинных селений башкирского края деревни Ильтаево (Илтәй ауылы) Салаватского района РБ. Автор по-новому подходит к анализу географических названий на данной административной территории, дает объяснение происхождению названия горы Кантунтау, связывая с судьбами людей, служащих в кантонной системе управления в XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and Linguistic Study of the Toponymy of the Village of Iltaevo, Salavatsky District, the Republic of Bashkortostan

The article considers the history and current state of the village of Iltaevo, Salavatsky district, the Republic of Bashkortostan, one of the oldest villages in the Bashkir region, historical and ethnographic materials, census lists, and memoires of the indigenous population being referred to. The author analyzes geographical names in the given administrative area in a new way, gives an explanation to the origin of the name of Kantuntau mount, connecting it with the men’s fates who were employed in the canton system of administration in the 19th century.

Текст научной работы на тему «Историко-лингвистическое исследование топонимии Д. Ильтаево Салаватского района Республики Башкортостан»

Г.Р. Ильясова УДК 8Г373.21

ИСТОРИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОПОНИМИИ Д. ИЛЬТАЕВО САЛАВАТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Аннотация

В статье на основе нсторнко-этнографических материалов, ревизских сказок, воспоминаний коренных жителей описывается история и современное состояние одного из старинных селений башкирского края - деревни Ильтаево (Илтэй ауылы) Салаватского района РБ. Автор по-новому подходит к анализу географических названий на данной административной территории, дает объяснение происхождению названия горы Кантун-тау, связывая с судьбами людей, служащих в кантонной системе управления в XIX в.

Ключевые слова: история, Ильтаево, Каитуитау, Юрюзаиь, Яигаитау, Кургазак, каитоиная система управления, современность

Guzalija R. Ilyasova

HISTORICAL AND LINGUISTIC STUDY OF THE TOPONYMY OF THE VILLAGE OF ILTAEVO, SALAVATSKY DISTRICT, THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Abstract

The article considers the history and current state of the village of Iltaevo, Salavatsky district, the Republic of Bashkortostan, one of the oldest villages in the Bashkir region, historical and ethnographic materials, census lists, and memoires of the indigenous population being referred to. The author analyzes geographical names in the given administrative area in a new way, gives an explanation to the origin ofthe name ofKantuntau mount, connecting it with the men's fates who were employed in the canton system ofadministration in the 19th century.

Key words: history, Iltaevo, Kantuntau, Yuryuzan, Yangantau, Kurgazak, canton system of administration, modern times

Деревня Ильтаево Салаватского района РБ -старинная башкирская деревня, основанная представителями рода мурзалар племени айле. Она расположена на правобережье р. Юрюзань, окружена горной цепью: с запада - склоном Озонкор (Озонкор) хребта Каратау (Карату), с права -Кантунтау, Ябыктау (Ябьгктау), Карагайтау (Карагайтау), Уртатау, Кырлытау (Кырлытау). Продолжает горную цепь Беркутья гора (Беркут

оя - Бврквт оя), в одном из отрогов которой в настоящее время расположен уникальный памятник природы - курорт Янгантау, известный своими термальными источниками далеко за пределами нашей республики1.

Первоначально деревня расположилась на холме у подножия горы Уртатау на берегу р. Юрюзань, напротив возвышенности Хажи, или Хажи каштагы (Хажи -каштагы). Эту местность весной

1 Существует легенда о том, что целебные свойства Янгантау обнаружил и применил на себе пастух из деревни Ильтаево. Сейчас в курорте Янгантау имеется статуя первооткрывателя (в нем изображен тот самый пастух).

Ильясова Гузалия Римоена, кандидат филологических наук, ученый секретарь Отделения социально-гуманитарных наук и технологийАНРБ (Уфа), e-mail: orient2006@anrb.ru

Guzalija R. Ilyasova, Cand.Sc. (Philology), Academic Secretary, Branch of Social and Humanitarian Sciences and Technologies, Academy ofSciences ofthe Republic ofBashkortostan (Ufa), e-mail: orient2006@anrb.ru

© Ильясова Г.Р., 2017

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2017/4 (78)

сильно затапливало, из-за этого жители деревни были вынуждены переехать на левый берег, где в нее впадает р. Илек. По рассказам старожилов, когда переправляли умершего через речку, чтобы захоронить его на старом деревенском кладбище, тело уронили в воду. После этого неприятного случая одна часть жителей деревни переселилась на современное местонахождение Ильтаево, а другая - поселилась через 2-3 км по верхнему течению р. Юрюзань, образовав новую (существующую и ныне) деревню Мусятово.

В книге А.З. Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана» д. Ильтаево описывается так: «Д. Ильтаево (Сакаево) при р. Юрюзань зафиксированаУ ревизией 1795 г. 10-дворной с 70 жителями. Возникла между 1740-1755 гг. На карте Красильникова и Рычкова она названа Сакино. Названия представляют собой антропонимы: известны имена сыновей и внуков первопоселенцев по VII ревизии 1816 г. Это 56-летний Ульяш Ильтаев 1760 года рождения, его сыновья: 24-летний Балтагул (его - Аднабай, Мухаметка-рим), 25-летний Абдулмазит и 9-летний Ибрагим. В материалах этой же ревизии перечисляются имена сына и внуков другого первопоселенца -Сакая: Зулькарнай Сакаев (1756-1813), его сыновья Каскин (его - Хисамутдин), Мухамета-мин, Рахманкул, Худайбет. Исходя из возрастов сыновей первопоселенцев, твердо можно сказать, что селение возникло в середине XVIII в.

В 1816 г. в 15 дворах было учтено 100 жителей. В 4 дворах были полигамные семьи. Один из жителей, Габбас Ракаев сын Казаков, к этому времени еще не вернулся с Отечественной войны 1812 г. Тогда деревня служила центром 9-го юрта, где проживал юртовой старшина Абдулга-зиз Абдрашитов... В 1834 г. в деревне было 169, в 1859 г. - 232, в 1920 г. - 428 человек» [1, с. 105].

В народе бытует легенда о том, что у одного богатого человека пропали пятьдесят жеребцов (башк. илле тай) и он отправил своих помощников на их поиски. Они, обскакав немало верст, находят их в живописном уголке, в который бай, находя его благодатным, перевозит свой род для постоянного обитания, а местность в честь обнаружения в ней пятидесяти жеребцов стали называть Илтэй (илле тай) - Ильтаево.

Доктор филологических наук Ф.А. Надршина пишет, что среди историко-генеалогических преданий о заселении края часто встречаются сюжеты с аналогичными мотивами выбора места для поселения - о поисках пропавшего скота

и нахождении его в «благодатных местах» (котло урын), которые и становились потом местом постоянного обитания рода [2, с. 20].

При кантонной системе управления д. Ильтаево была в составе 8-го кантона 9-й юрты Уфимского уезда [4, с. 863].

Надо отметить, что в ревизских сказках 1850 года деревня Ильтаево указывается в составе Оренбургской губернии Уфимского уезда 9-го башкирского кантона 9-й юрты, а 1859 года -относится к 10-й юрте 8-го башкирского кантона.

Для жителей деревни остается загадочным название горы Кантунтау. У подножия горы имеются две могилы, одна оформлена камнями, другая - красным кирпичом. По рассказам аксакалов, там захоронены 2 брата, имеющие воинские звания и служившие в кантонной системе управления, они были уважаемыми, почитаемыми людьми. Считается, что в их честь была названа гора.

Связывая название горы со словом кантон и в поисках человека из территории нашего региона, чья трудовая деятельность была связана с кантонной системой управления, мы обратились к шежере упоминаемого в книге А.З. Асфандиярова Абдулгазиза Абдрашитова, его составил уроженец Салаватского района кандидат технических наук B.C. Хакимов.

Юртовой старшина А. Абдрашитов имел троих сыновей: Абдулкадыра (1798 г.р.), Габдулнасыра (1802 г.р.), Абдрафика (Габдрафик) (1807-1845 гг.).

В формулярных списках о службе чиновников башкирско-мещерякского войска за 1836-1842 годы указан его старший сын: «Абдулкадыр Абдулга-зизов сын Абдрешитов, юртовой зауряд-есаул, из чиновничьих детей, имеют деревянные дома, в воинскую службу вступил рядовым (1 января 1814), зауряд сотником (15 февраля 1817), юрто-вым старшиной (16 октября 1823), по войску зауряд-есаулом (26 мая 1823)» [4, с. 418]. Дальше указано, что «13 декабря 1824 г. отрешен от управления».

В ведомостях о состоянии юрт от 24 декабря 1843 г. 4-го западного башкирского кантона Троицкого уезда юрты № 2 Абдулкадир Абдрашитов указан писарем юрты [5, с. 285]. Получается, «за законопротивные поступки» (указан в том же документе) А. Абдрашитов был разжалован в должность писаря юрты 4-го кантона.

По второму сыну информации нет, представляет интерес третий сын Абдулгазиза. Из формулярных списков видно, что кантонный помощник

90

Г.Р Ильясова

и юртовой старшина Абдрафик Абдулгазизов сын Абдрешитов, из чиновничьих детей, в воинскую службу вступил рядовым 1 январь 1822 г., служил писарем и пятидесятником (13 января 1823 г.), зауряд хорунжием (27 июля 1831 г.). 25 мая 1836 г. стал помощником кантонного начальника, хорунжия Ишмухамета Ишигулова сына Уметбаева, отца знаменитого башкирского просветителя Мухаметсалима Уметбаева. Находился в1831г. в составе 5-го Башкирского полка в белорусском городе Могилев. За поимку 4-х бродяг награжден деньгами в сумме 40 руб. и в 1836 г. по воле начальства находился в командировке в г. Москва [4, с. 341].

В ведомости 8-го башкирского кантона о состоянии юрт за 1843 год указано следующее: «Юртовой старшина зауряд-хорунжий Абдрафик Абдряшитов, при нем помощник башкирец Сагдий Тангатаров, писарь Биккиня Тангатаров. В дер. Ильтаевой от кантонной квартиры 195 верст» [5, с. 352]. Здесь же описывается деревня: «Ильтаево. Число дворов - 33, число мечетей - 1, число служащих чиновников: зауряд-чиновников - 3, служащих башкирцев -37, служащих отставных - 10, писарей - 1, малолеток -42, духовенства указного - 2, итого людей - 94». Получается, судя по ведомости, в 1843 году Абдрафик оставил службу помощника кантона или дополнительно являлся юртовой старшиной 9-й юрты. Жил в д. Ильтаево. Умер в 1845 г.

В ревизских сказках 1850 г. записано, что Мир-хайдар, сын Абдулкадира Абдрашитова, 1822 года рождения, является урядником, зауряд хорунжием, юртовым старшиной, а в ревизских сказках 1859 года указан как зауряд хорунжий, но он уже не являлся юртовым старшиной.

Таким образом, можно предположить, что на горе похоронен помощник кантонного начальника 8-го башкирского кантона Абдрафик Абдрашитов, который по занимаемой должности больше всего заслуживает такой почести. А вторая могила, возможно, принадлежит Абдулкадиру либо его сыну Мирхайдару, юртовому старшине.

В полукилометре от д. Ильтаево на левобережье реки Юрюзань находится минеральный незамерзающий источник Кургазак СКоргаза-к), вытекающий из отрогов горного хребта Каратау и впадающий в Юрюзань. Существует несколько вариантов происхождения гидронима «Кургазак» - «Корга^ак»: от слов хор (лит. кур) «закваска», «солод», «сила», «мощь» и др.-башк. га^аж - «речка» [9, с. 103]. По другой версии, кор

(коро) - «сухая», «пересыхающая» и др.-башк. га$ак -«речка» [8, с. 129].

Существует предание, что название родника происходит от словосочетания торга ш^ах кажжан, т.е. «место сбора, прибитое гвоздями». В мифологическом словаре под авторством Ф.Г. Хисамитдиновой ха^ах хагыу определено следующим образом: «Ритуальное прибивание гвоздей. Раньше, когда строили дом, чтобы будущий дом был «спокойным», по четырем углам прибивали гвозди» [11, с. 169]. Учитывая то, что месторасположение источника Кургазак очень красивое и удобное для проведения общественных собраний, «йыйын»ов, праздников и вода в ней не замерзает, башкиры могли организовать свои мероприятия возле источника круглогодично и обозначить его для обережной функции хорга ха^ах шккан, т.е. спокойное место, обозначенное прибитыми гвоздями.

Во время путешествия в 1770 году академик П.С. Паллас в своих записях указал, что «Из лежащего над рекою взгорья выходит небольшой ручей Кургазак и, протекши саженей 60, низвергается крутою стремниною в Юрьюзень; но однако ж и на сем кратком расстоянии находятся четыре мельницы, принадлежащие двум здесь обитающим башкирцам Янгильде и Кюс-килде... Рассказывают, что сей ручей иногда вдруг пересыхает и на коротком отдыхе при мельнице вновь собирается» [6, с. 73].

А.З. Асфандияров про источник Кургазак написал следующее: «Отруб Кургазак по одноименной речке на расстоянии в 20 верст от д. Ар-каул. В 1920 г. состоял из 1 двора, где проживали башкиры из 10 человек. Через 5 лет было 2 двора» [1, с. 154].

В 1950-е годы здесь стояли 2 мельницы и одна «электростанция», которую построил местный мастер X. Гильманов (1903-1986). Во времена коллективизации комсомольцы Ильтаево организовали деревню рядом с источником Кургазак и назвали ее Комсомол. Как вспоминает старшее поколение, благодаря «электростанции» X. Гиль-манова деревни Ильтаево и Комсомол, ферма колхоза «Ленин» были обеспечены электричеством и жители даже могли слушать самодельное радио. X. Гильманов установил на маленькой речушке циркулярную пилу, которая пользовалась большим спросом у жителей близлежащих сел. В семье Гильманова было 7 детей, которые выросли трудолюбивыми, добрыми. Сын - Ан-сар Рашитов, был учителем, в последующие годы

стал заслуженным машиностроителем РСФСР, награжден орденами Ленина и Трудового Красного знамени. Избирался депутатом Уфимского горсовета. Одна из дочерей - Резеда Хакимова стала известным врачом [7, с. 230].

С момента создания колхоза им. Ленина д. Ильтаево являлась его центром. В 1957 году Ильтаево, Урдалы, Мусятово были присоединены к совхозу «Лагерево».

В Великую Отечественную войну из д. Ильтаево было мобилизовано 81 человек, из которых вернулись на родину всего 44.

К 2017 году в д. Ильтаево насчитывается 54 двора с 153 жителями (в основном башкирами), где в 46 дворах ведется хозяйство.

В 2002 году к 250-летнему юбилею национального героя башкирского народа Салавата Юлаева был построен подвесной мост через реку Юрюзань, связывающий д. Ильтаево с «большим миром».

ЛИТЕРАТУРА

1. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 9. Уфа: Китап, 2001. 296 с.

2. Башкирские исторические предания и легенды / авт.-сост. Ф.А. Надршина. Уфа: Китап, 2015. 528 с.

3. Гаязов A.C., Гаязов A.C. Топонимика Казан-чинского края, или «Рах Kazanchi» // Ватандаш. Март 2016. С. 139-160.

4. Документы и материалы по истории башкирского народа. Формулярные списки о службе чиновников башкирско-мещерякского войска за 18361842 годы. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2012. 924 с.

5. Документы и материалы по истории башкирского народа (1790-1912). Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2012. 544 с.

6. Паллас П.С. Путешествия по разным провинциям Российского государства. Часть вторая. Книга первая. СПб.: Императорская академия наук, 1786. 476 с.

7. Славные дочери башкирского народа / под. ред. Ф.Г. Хисамитдиновой и др. Уфа: Гилем, 2012. 272 с.

8. Словарь топонимов Республики Башкортостан. Уфа: Китап, 2002. 256 с.

9. Хисамитдинова Ф.Г., Сиразитдинов З.А., Шакуров Р.З., Юлдашбаев Ю.Х. Русско-башкирский словарь водных объектов Республики Башкортостан. Уфа: Китап, 2005. 256 с.

10. Хисамитдинова Ф.Г. Названия башкирских населенных пунктов XVI-XIX веков. Уфа: Информ-реклама, 2005. 280 с.

11. Хисамитдинова Ф.Г. Мифологический словарь башкирского языка. М.: Наука, 2010. 452 с.

REFERENCES

1. Asfandiyarov, A.Z. Istoriya sjol i dereven' Bash-kortostana. Kn. 9 [A History of Settlements and Villages in Bashkortostan. Book 9]. Ufa: Kitap press, 2001. 296 p. (in Russ.).

2. Bashkirskie istoricheskie predaniya i legendy [Bashkir Fables and Legends]. Compiled by F.A. Nadr-shina. Ufa: Kitap press, 2015. 528 p. (in Russ.).

3. Gayazov, A.S., Gayazov, A.S. Toponimika Kazan-chinskogo kraya, ili "Pax Kazanchi" [Kazanchi Land's Toponymy, or Pax Kazanchi]. Vatandash - Compatriot Journal. March 2016. P. 139-160 (in Russ.).

4. Dokumenty i materialy po istorii bashkirskogo naroda. Formulyarnye spiski о sluzhbe chinovnikov bash-kirsko-meshcheryakskogo voyska za 1836-1842 gody [Documents and Data on the History of the Bashkir People. Formulary Lists on the Service of Officials of the Bash-kir-Meshcheriak Army for the Years 1836-1842]. Ufa: Institute of History, Language and Literature, RAS Ufa Science Centre press, 2012. 924 p. (in Russ.).

5. Dokumenty i materialy po istorii bashkirskogo naroda (1790-1912) [Documents and Data on the History of the Bashkir People (1790-1912)]. Ufa: Institute of History, Language and Literature, RAS Ufa Science Centre press, 2012. 544 p. (in Russ.).

6. Pallas, P.S. Puteshestviya po raznym provintsiyam Rossiyskogo gosudarstva. Chast'vtoraya. Kniga pervaya [Voyages to Various Provinces of the Russian State. Part 2. Book 1]. St. Petersburg: Imperatorskaya akademiya nauk, 1786. 476 p. (inRuss.).

7. Slavnye docheri bashkirskogo naroda [Glorious Daughters of the Bashkir People]. Ed. F.G. Khisamitdi-nova, etc. Ufa: Gilem press, 2012. 272 p. (in Russ.).

8. Slovar' toponimov Respubliki Bashkortostan [A Dictionary of Toponyms of the Republic of Bashkortostan]. Ufa: Kitap press, 2002. 256 p. (in Russ).

9. Khisamitdinova, F.G., Sirazitdinov, Z.A., Shaku-rov, R.Z., Yuldashbaev, Yu.H. Russko-bashkirskij slovar' vodnykh objektov Respubliki Bashkortostan [A Russian-Bashkir Dictionary of Water Objects in the Republic ofBashkortostan]. Ufa: Kitap press, 2005. 256 p.

10. Khisamitdinova, F.G. Nazvaniya bashkirskikh naselennykh punktov XVI-XIX vekov [Names of Bashkir Settlements of the 16tb - 19tb Centuries]. Ufa: Informrek-lama press, 2005. 280 p. (in Russ.).

11. Khisamitdinova, F.G. Mifologicheskiy slovar' bashkirskogo yazyka [A Mythological Dictionary of the Bashkir Language]. Moscow: Naukapress, 2010.452 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.