Научная статья на тему 'Башкирские фамилии от этнонимов: историко-этимологический анализ'

Башкирские фамилии от этнонимов: историко-этимологический анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7143
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАШКИРСКАЯ ОНОМАСТИКА / ЭТНОНИМИЯ / РОДОВОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / АНТРОПОНИМИКА / ФАМИЛИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулейманова Резида Ахметьяновна

Природа антропонимикона башкирского народа, прошедшего длительный исторический путь формирования и развития, привлекала и продолжает привлекать внимание немалого числа исследователей. Однако, несмотря на довольно большое количество трудов, освещающих этимологические основы башкирского имянаречения, остаются не до конца разрешенными и требуют специального дальнейшего изучения вопросы, связанные с образованием башкирских фамилий. Отдельного внимания при исследовании фамилий заслуживает то, что немалую долю в их формировании сыграли этнонимы, в связи с чем и возникает необходимость историко-этимологического анализа башкирских фамилий с этнонимической основой. Актуальность вышеописанной проблемы обозначила цель данной статьи исследование происхождения и функционирования башкирских фамилий, образованных от этнонимических наименований. В работе были использованы следующие лингвистические методы: описательный, этимологический, сопоставительный, статистический. Методологической базой исследования явились труды исследователей, в которых раскрываются: природа антропонимической лексики, классификация антропонимов, историко-этимологический анализ. Объектом исследования явились фамилии, восходящие к этнонимам названиям народов, а также башкирских родов и родовых подразделений. Следует отметить, что анализируемые в статье фамилии были рассмотрены на основе материалов из научного издания «Документы и материалы по истории башкирского народа (1836-1842). Формулярные списки о службе чиновников Башкирско-мещерякского войска за 1836-1842 годы». Так, историко-этимологический анализ фамилий на основе онимов калмак / калмык, казах, суваш / чуваш, татар, кунгур, узбек, киргиз, истяк в сопоставлении их с созвучными этнонимами названиями народов, а также башкирских родов и родовых подразделений позволил сделать выводы о значимой роли в формировании башкирской ономастики, в том числе и антропонимики, историко-культурных связей башкир с другими народами. Рассмотрение онима ноғай ‘нугай’ как антропонимической основы, к примеру, позволило выявить такие версии относительно его происхождения: во-первых, широкое распространение этнонима ногай среди названий башкирских родов и родовых подразделений в связи с довольно длительным нахождением башкир под властью Ногайской Орды, во-вторых, восхождение созвучного ему онима нагаи к личному имени Нагайбак. На распространение в башкирском антропонимиконе фамилий Калмакаев, Калмаков, Калмаккулов, а также других их фонетических вариантов (Калмыков, Колмаков, Колмычков) оказало влияние нашествие татарско-монгольских завоевателей. Автор, ссылаясь на мнение Ф. Г. Хисамитдиновой, не исключает возможность восхождения данного антропонима к личному имени на основе исторического факта наречения сына легендарного Мамыта Калмаком и наименования его потомков калмаками, а также связь этнонима ҡалмаҡ с глаголом ҡалыу ‘остаться’ или ‘оставить’ в тюркских языках. Следствием тесного взаимодействия башкирского и казахского народов являются антропонимы на основе этнонимов истәк ‘истяк/иштяк’, ҡаҙаҡ ‘казах’: Истаков (Истәков), Истягулов / Истякгулов, Иштакаев, Казакаев, Казакбаев, Казаккулов, Байказаков. Этноним истяк был широко распространен среди казахского народа для обозначения юго-восточных, или «внутренних», башкир, с которыми они жили по соседству и тесно контактировали. Происхождение фамилий на основе этнонимов суваш / чуваш, татар, кунгур, узбек, киргиз также объясняется тесными историко-культурными связями между башкирским и чувашским, татарским, узбекским, киргизским народами, а также кунгурскими татарами. Изучение башкирских фамилий с этнонимической основой в историко-этимологическом плане составляет научную новизну данного исследования. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы, анализируемые в данной работе, могут быть использованы при углубленном изучении антропонимов (фамилий) в тюркских языках, в том числе и в башкирском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bashkir Family Names Derived from Ethnonyms: a Historical and Etymological Analysis

Bashkir onomastics has experienced a number of stages in its development, and is still of essential academic interest. However, despite the wide range of available works dealing with personal names, the issue of etymology of Bashkir family names remains understudied and requires further consideration. Special attention should be paid to the fact quite a number of them have been derived from ethnonyms, which makes it necessary to analyze ethnonym-stemmed Bashkir family names in historical and etymological perspectives. So, this is what the article actually deals with. The work applies a number of linguistic research methods, such as descriptive, etymological, comparative, and statistical ones. Works by researchers providing insights into the nature of anthroponymic lexis, classification of anthroponyms, and historical-etymological analyses have served as a methodological basis for the study. The paper studies family, clan and clan branch names derived from ethnonyms names of nations. It is noteworthy that the analyzed family names have been borrowed from the academic publication Documents and materials on Bashkir history (1836-1842): records of service of officials within the Bashkir-Mishar Host between 1836 and 1842. The historical-etymological analysis of family, clan and clan branch names derived from the onyms Kalmak / Kalmyk, Kazakh, Suvash / Chuvash, Tatar, Kungur, Uzbek, Kyrgyz, Istyak and compared to respective ethnonyms makes it possible to conclude that historical and cultural ties between the Bashkirs and neighboring peoples largely contributed to the national onomastics (including anthroponymy). For example, our insight into the onym Nogai ‘Nugai’ viewed as a respective stem-word has resulted in a number of versions of its origin, namely: firstly, the wide presence of Nogai-stemmed clan and clan branch names might be due to the fact the Bashkirs lived long under the hegemony of the Nogai Horde; secondly, those might stem from the similar name Nagaibak. The invasion of Tatar-Mongols resulted in the emergence of the family names Kalmakaev, Kalmakov, Kalmakkulov and their phonetic variants (Kalmykov, Kolmakov, Kolmychkov). The paper also accepts the hypothesis set forth by F. G. Khisamiitdinova and suggests the anthroponym might have stemmed from a personal name which is based on historical evidence: the legendary Mamyt was given the name ‘Kalmak’, his ancestors thus being referred to as ‘Kalmaks’; it might also be tied to the Turkic verb ҡалыу ‘stay’ or ‘leave’. Close relations between the Bashkir and Kazakh peoples gave rise to anthroponyms stemmed from the ethnonyms истәк ‘Ishtyak’, ҡаҙаҡ ‘Kazakh’: Istakov (Istӓkov), Istyagulov / Istyakgulov, Ishtakaev, Kazakaev, Kazakbaev, Kazakkulov, Baikazakov. The ethnonym Istyak was widely used by the Kazakhs to denote southeastern, or ‘internal’, Bashkirs who had lived next to them and sustained close contacts. The emergence of family names derived from Suvash / Chuvash, Tatar, Kungur, Uzbek, Kyrgyz are also due to close historical and cultural contacts with respective populations. The investigation of Bashkir family names in this perspective establishes a new trend in terms of history and etymology research. The materials can also be used for further studies of Turkic including Bashkir anthroponyms.

Текст научной работы на тему «Башкирские фамилии от этнонимов: историко-этимологический анализ»

Published in the Russian Federation

Oriental Studies (Previous Name: Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences) Has been issued as a journal since 2008 ISSN: 2619-0990; E-ISSN: 2619-1008 Vol. 41, Is. 1, pp. 69-77, 2019 DOI 10.22162/2619-0990-2019-41-1-69-77 Journal homepage: https://kigiran.elpub.ru

УДК 811.512.141: 81'373.21

Башкирские фамилии от этнонимов: историко-этимологический анализ

Резида Ахметьяновна Сулейманова1

1 Институт истоpии, языга и литepaтуpы, Уфимский фeдepaльный исслeдовaтeльский ^Hip РАН (д. 71, пр. Октября, г. Уфа 450054, Российская Федерация)

кaндидaт филологичeских HayK, стapший шучный сотpудник, отдeл языкознaния ORCID: 0000-0002-2714-5950. E-mail: suleimanova-r@mail.ru

Аннотация. Природа антропонимикона башкирского народа, прошедшего длительный исторический путь формирования и развития, привлекала и продолжает привлекать внимание немалого числа исследователей. Однако, несмотря на довольно большое количество трудов, освещающих этимологические основы башкирского имянаречения, остаются не до конца разрешенными и требуют специального дальнейшего изучения вопросы, связанные с образованием башкирских фамилий. Отдельного внимания при исследовании фамилий заслуживает то, что немалую долю в их формировании сыграли этнонимы, в связи с чем и возникает необходимость историко-этимологического анализа башкирских фамилий с этнонимической основой. Актуальность вышеописанной проблемы обозначила цель данной статьи — исследование происхождения и функционирования башкирских фамилий, образованных от этнонимических наименований. В работе были использованы следующие лингвистические методы: описательный, этимологический, сопоставительный, статистический. Методологической базой исследования явились труды исследователей, в которых раскрываются: природа антропонимической лексики, классификация антропонимов, историко-этимологический анализ. Объектом исследования явились фамилии, восходящие к этнонимам — названиям народов, а также башкирских родов и родовых подразделений. Следует отметить, что анализируемые в статье фамилии были рассмотрены на основе материалов из научного издания «Документы и материалы по истории башкирского народа (1836-1842). Формулярные списки о службе чиновников Башкирско-мещерякского войска за 1836-1842 годы». Так, историко-этимологический анализ фамилий на основе онимов калмак / калмык, казах, суваш / чуваш, татар, кунгур, узбек, киргиз, истяк в сопоставлении их с созвучными этнонимами — названиями народов, а также башкирских родов и родовых подразделений — позволил сделать выводы о значимой роли в формировании башкирской ономастики, в том числе и антропонимики, историко-культурных связей башкир с другими народами. Рассмотрение онима ногай 'нугай' как антропонимической основы, к примеру, позволило выявить такие версии относительно его происхождения: во-первых, широкое распространение этнонима ногай среди названий башкирских родов и родовых подразделений в связи с довольно длительным нахождением башкир под властью Ногайской Орды, во-вторых, восхождение созвучного ему онима нагаи к личному имени Нагайбак. На распространение в башкирском антропонимиконе фамилий Калмакаев, Калмаков, Калмаккулов, а также других их фонетических вариантов (Калмыков, Колмаков, Колмычков) оказало влияние нашествие татарско-монгольских завоевателей. Автор, ссылаясь на мнение Ф. Г. Хисамитдиновой,

не исключает возможность восхождения данного антропонима к личному имени на основе исторического факта — наречения сына легендарного Мамыта Калмаком и наименования его потомков — калмаками, а также связь этнонима калмак с глаголом калыу 'остаться' или 'оставить' в тюркских языках. Следствием тесного взаимодействия башкирского и казахского народов являются антропонимы на основе этнонимов истэк 'истяк/иштяк', ка^ак 'казах': Истаков (Истэков), Истягулов / Истякгулов, Иштакаев, Казакаев, Казакбаев, Казаккулов, Байказаков. Этноним истяк был широко распространен среди казахского народа для обозначения юго-восточных, или «внутренних», башкир, с которыми они жили по соседству и тесно контактировали. Происхождение фамилий на основе этнонимов суваш / чуваш, татар, кунгур, узбек, киргиз также объясняется тесными историко-культурными связями между башкирским и чувашским, татарским, узбекским, киргизским народами, а также кунгурскими татарами. Изучение башкирских фамилий с этнонимической основой в историко-этимологическом плане составляет научную новизну данного исследования. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы, анализируемые в данной работе, могут быть использованы при углубленном изучении антропонимов (фамилий) в тюркских языках, в том числе и в башкирском языке.

Ключевые слова: башкирская ономастика, этнонимия, родовое подразделение, антропонимика, фамилия

Для цитирования: Сулейманова Р. А. Башкирские фамилии от этнонимов: историко-этимологический анализ. Oriental Studies. 2019;(1):69-77. DOI: 10.22162/2619-0990-2019-41-1-69-77

UDC 811.512.141: 81'373.21

Bashkir Family Names Derived from Ethnonyms: a Historical and Etymological Analysis

Rezida A. Suleimanova1

1 Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Center of the RAS (71, Octyabrya Ave., Ufa 450054, Russian Federation)

Ph.D. in Philology (Cand. of Philological Sc.), Senior Research Associate, Department of Linguistics ORCID: 0000-0002-2714-5950. E-mail: suleimanova-r@mail.ru

Abstract. Bashkir onomastics has experienced a number of stages in its development, and is still of essential academic interest. However, despite the wide range of available works dealing with personal names, the issue of etymology of Bashkir family names remains understudied and requires further consideration. Special attention should be paid to the fact quite a number of them have been derived from ethnonyms, which makes it necessary to analyze ethnonym-stemmed Bashkir family names in historical and etymological perspectives. So, this is what the article actually deals with. The work applies a number of linguistic research methods, such as descriptive, etymological, comparative, and statistical ones. Works by researchers providing insights into the nature of anthroponymic lexis, classification of anthroponyms, and historical-etymological analyses have served as a methodological basis for the study. The paper studies family, clan and clan branch names derived from ethnonyms — names of nations. It is noteworthy that the analyzed family names have been borrowed from the academic publication Documents and materials on Bashkir history (1836-1842): records of service of officials within the Bashkir-Mishar Host between 1836 and 1842. The historical-etymological analysis of family, clan and clan branch names derived from the onyms Kalmak / Kalmyk, Kazakh, Suvash / Chuvash, Tatar, Kungur, Uzbek, Kyrgyz, Istyak and compared to respective ethnonyms makes it possible to conclude that historical and cultural ties between the Bashkirs and neighboring peoples largely contributed to the national onomastics (including anthroponymy). For example, our insight into the onym Nogai 'Nugai' viewed as a respective stem-word has resulted in a number of versions of its origin, namely: firstly, the wide presence of Nogai-stemmed clan and clan branch names might be due to the fact the Bashkirs lived long under the hegemony of the Nogai Horde; secondly, those

might stem from the similar name Nagaibak. The invasion of Tatar-Mongols resulted in the emergence of the family names Kalmakaev, Kalmakov, Kalmakkulov and their phonetic variants (Kalmykov, Kolmakov, Kolmychkov). The paper also accepts the hypothesis set forth by F. G. Khisamiitdinova and suggests the anthroponym might have stemmed from a personal name which is based on historical evidence: the legendary Mamyt was given the name 'Kalmak', his ancestors thus being referred to as 'Kalmaks'; it might also be tied to the Turkic verb uanbiy 'stay' or 'leave'. Close relations between the Bashkir and Kazakh peoples gave rise to anthroponyms stemmed from the ethnonyms ucmaK 'Ishtyak', uajau 'Kazakh': Istakov (Istakov), Istyagulov / Istyakgulov, Ishtakaev, Kazakaev, Kazakbaev, Kazakkulov, Baikazakov. The ethnonym Istyak was widely used by the Kazakhs to denote southeastern, or 'internal', Bashkirs who had lived next to them and sustained close contacts. The emergence of family names derived from Suvash / Chuvash, Tatar, Kungur, Uzbek, Kyrgyz are also due to close historical and cultural contacts with respective populations. The investigation of Bashkir family names in this perspective establishes a new trend in terms of history and etymology research. The materials can also be used for further studies of Turkic — including Bashkir — anthroponyms. Keywords: Bashkir onomastics, ethnonymy, clan branch, anthroponymy, family name

For citation: Suleimanova R. Bashkir Family Names Derived from Ethnonyms: a Historical and Etymological Analysis. Oriental Studies. 2019;(1):69-77. DOI: 10.22162/2619-0990-2019-41-1-69-77

к

Введение

Особый интерес в ономастике башкирского языка представляют вопросы взаимопроникновения антропонимов и этнонимов, являющихся носителями ценнейшей культурно-исторической и языковой информации. Вопросам взаимосвязи антропонимов и этнонимов в области башкирской ономастики посвящено немало исследований. Так, например, З. Г. Ураксин в своей статье «Башкирские антропонимы из этнонимов» отмечает, что этнонимы и личные имена неразрывно и двусторонне связаны между собой в том плане, что антропонимы употребляются в качестве названий родов и родовых подразделений, а этнонимы — родовые названия — восходят к именам родоначальников, поэтому судить о первичности этнонимов и антропонимов представляется сложной проблемой. Как предполагает ученый, на каком-то этапе развития родового объединения этнические и личные имена, по-видимому, не различались [Ураксин 1973: 86].

В классификации башкирских имен Т. Х. Кусимовой антропонимы, связанные с этнонимами, рассматриваются как отдельная группа [Кусимова 2000: 161].

Научный интерес представляет и содержательная статья Ф. Г. Хисамитдиной

в отношении этнонима калмык, в которой исследователь подчеркивает особо ценную значимость этнических названий как древнейшего пласта лексического строя любого языка в плане определения степени участия как более ранних, так и поздних этнических компонентов в становлении и формировании того или иного этноса, выявления контактов этнических групп с теми или иными народностями и восстановления важнейших событий в жизни этноса и его языка, а также восхождение башкирских этнонимов преимущественно к патронимам (прозвищам, личным именам), этнонимам, топонимам и тотемным названиям [Хисамитдинова 2017: 207].

Проблема взаимосвязи антропонимов и этнонимов нашла отражение и в статье Р. З. Шакурова «Нагайбак: Антропоним — топоним — этноним», где анализируется оним Нагайбак, о котором речь пойдёт ниже.

В числе современных исследований немалый интерес представляет диссертация Р. А. Сиражитдинова «Башкирския этнонимия», в разделе «Отражение башкирских этнонимов в антропонимии» которой делается вывод о том, что 525 этнонимов восходят к антропонимам, а 259 — к этнонимическим названиям [Сиражитдинов 1999: 20].

ОшЕОТАЬ 8ти01Е8. 2019. 18. 1

Несмотря на некоторую степень изученности проблемы взаимосвязи антропонимов и этнонимов башкирского языка, отдельные вопросы в данной области остаются не до конца разрешенными и требуют специального дальнейшего изучения.

Целью же данной статьи является исследование происхождения и функционирования башкирских антропонимов с эт-нонимической основой. Следует отметить, что большинство из них сохранилось лишь в фамилиях, поэтому источником данного исследования послужили башкирские фамилии, зафиксированные в сборнике документов «Формулярные списки о службе чиновников Башкирско-мещерякского войска за 1836-1842 годы, вышедшем в двух книгах (2012, 2014 гг.), в котором опубликованы документы второй четверти XIX в., в первую очередь формулярные списки чиновников Башкирско-мещерякского войска. Формулярные (послужные) списки — это форма систематического и регулярного учета российского военного и гражданского чиновничества, существовавшая с середины XVII в. до 1917 г [ДМИБН 2012: 924].

Этническая система башкирского народа имеет довольно длительную историю. Башкирский народ прошел очень сложный путь исторического развития. Этнический состав башкир сложился не только из чисто башкирских племен, в состав башкирского народа вошли отколовшиеся роды и племена других тюркских народов, угро-финнов, монголов-кочевников и др. Они оставили глубокий след в истории Башкирии. Тщательный анализ антропонимов (фамилий) даст возможность проследить влияние соседних (и других) народов на антропони-мию башкир, найти их «следы» в историческом башкирском именнике.

Антропонимы с этнонимическими основами можно подразделить на следующие группы.

1. Антропонимы на основе собственно башкирских родоплеменных названий, к которым относятся названия тотемных птиц, животных, растений, являющиеся одновременно и этнонимами, и антропонимами, например, Тойгон, Тургай, Арыдлан, Тжэ, БYре и др.

2. Антропонимы на основе названий башкирских родов и родовых подразделений, например, Дыуан, Дыуанай, Fзйнз, Кыпсак, Кыпсакбай, Ьарт, Ьартай, Ьар-бай, ТилзY и др.

3. Антропонимы на основе названий родов, племен и народов, относящихся к тюркской и общеалтайской семье языков: Алтай, Гэрэй, Ка§ак, Ка§акбай, Ка§аккол, Мишэр, Терекмэн, Yзбэк, Сыуаш, Сыуашай, Сыуашбир§е и др.

4. Антропонимы на основе этнических терминов: Илбай, Илсе, Илбж, Илгилде, Илеш, Илсебай, Илсегол, Аракай, ТYбэ, ТYбжэй, ТYбэн, Током, Токомбай, Нэдел-бикэ и др.

Основная часть

Наибольший научный интерес представляют антропонимы третьей группы в связи с тем, что названия некоторых народностей настолько переплетены с названиями башкирских родов и родовых подразделений, что без детального исследования и глубокого анализа исторических фактов восхождение того или иного антропонима к какому-либо этнониму — названию народа или названию башкирского рода, родового подразделения — очень трудно объяснить.

1. Антропонимы (фамилии), образованные от этнонима ногай 'нугай'

Наибольший интерес в этом плане вызывают фамилии на основе этнонима ногай 'нугай'. Так, в исследуемом нами источнике зафиксированы фамилии Нугаев, Нугайгу-лов, Нугайчурин.

Происхождение в башкирской среде вышеуказанных фамилий связано с общеизвестным историческим фактом влияния Ногайской Орды на судьбу башкирского этноса вплоть до конца первой половины XVI в. Данная разновидность онимов, возможно, непосредственно связана с названием представителя ногайского народа.

О судьбоносной значимости ногайцев для башкирского этноса свидетельствует, например, народное предание, зародившееся и бытовавшее в Альшеевском районе, повествующее о том, как ногайцы после захвата города Казани Русским государством, оставляя свои бывшие владения, намереваясь увести часть башкир, подверглись оже-

сточенному восстанию со стороны башкирского народа во главе батыра Канзафара. Выжившего после восстания и оставшегося у башкир единственного ногайца назвали именем Туган (Родной), от него и пошел род Тугановых. В исследуемом нами источнике зафиксирована фамилия Туганаев.

Господство Ногайской Орды на территории Башкортостана даже после её распада оставило свой яркий след и в этнонимии башкир, онимом ногай было названо 10 родовых подразделений в составе башкирских племен юрматы, усерган, кыпсак, кудей, байлар, а в составе племен бурзян и мин зафиксировано по 2 и 3 родовых подразделения с этим названием.

Происхождение самого названия ногайского народа, по нашим предположениям, связано с именем Ногая, восходящим к монгольскому слову нохай 'собака'.

В источнике нашего исследования четырежды упоминается фамилия Нагайбаков: из 15-й юрты 7-го башкирского кантона (д. Кусяпкул Ишембайского района) Бай-рамгул Нагайбаков, а также из 1, 2-й юрт 12-го башкирского кантона (Бугульминский уезд, современный Татарстан) юртовой старшина Афлятун Курмекеев сын Нагай-баков, урядник зауряд-хорунжа Бадукшан Курмекеев сын Нагайбаков, юртовой старшина Аичувак Нагайбаков [ДМИБН 2014: 645, 755, 757, 760]. Все носители данной фамилии были башкирами.

Как отмечает Р. З. Шакуров по поводу крещеной этнической группы Нагайбаки, расселенной прежде в Нагайбакском районе Челябинской области, на территории которого были одноименные поселок На-гайбакский и ж/д платформа Нагайбаки, они — выходцы из Бакалинского района, в прошлом славившегося одним из древних и знаменитых селений — Нагайбакской крепостью — пришли в эти места сравнительно недавно [Шакуров 1986: 119].

Далее исследователь приводит предположения относительно того, что становление этнонима как названия группы кряшен, выходцев из района села Нагайбак, произошло на новом месте, в процессе расселения их вместе с кряшенами окрестных селений, в Зауралье — в бывшем Верхноуральском уезде Оренбургской губернии в 40-х гг.

XIX в., так как в современном Бакалинском районе Башкирии имеется целая группа селений, в которых проживают кряшены, но в этом регионе они не именуются этнонимом нагайбак.

Сведения по истории возникновения Нагайбакской крепости имеются в труде П. И. Рычкова «Топография Оренбургской губернии», который связывал происхождение названия данного селения с жившим на том месте башкирцем Нагайбаком, юрт которого также был именован деревней На-гайбаково [Рычков1887: 379].

На основе вышеприведенной информации можно сделать вывод о том, что фамилия Нагайбаков восходит не к этнониму, а к личному имени Нагайбак. Личное имя На-гайбак, в свою очередь, возможно, происходит от ногайского этнонима ногай с присоединением к нему слова бзк 'бей', только на русском письме дается как Нагайбак, без учета того, что при переходе на русское звучание фонема 'о' обычно заменяется фонемой 'у' (Ногай / Нугай). Есть вероятность предполагать и об образовании данной фамилии от устаревшего варианта данного этнонима нагаи.

2. Этноним калмык 'калмык' в составе башкирских фамилий

Исторически значимым моментом для дальнейшего процесса становления башкирского антропонимикона явилось монголо-татарское нашествие в ХИ-Х1У вв., повлекшее за собой появление на башкирских землях большого числа тюркских и монгольских племен. Так, историческими фактами заселения части северо-восточного Башкортостана, помимо тюркских племен, и сальютами, этнически восходящими к монголам, можно, к примеру, объяснить присутствие в антропонимиконе башкир племен айле и катай довольно значительного монгольского этнического компонента.

Ярким примером вышесказанному являются фамилии Калмакаев, Калмаков, Кал-маккулов, а также другие их фонетические варианты (Калмыков, Колмаков, Колмыч-ков), зафиксированные в количестве более двух десятков единиц в нашем исследуемом источнике. В плане происхождения названных фамилий Ф. Г. Хисамитдиновой отра-

ОшЕОТАЬ 8тиЛ1Е8. 2019. 18. 1

батываются две версии, согласно первой из них эти антропонимы восходят к личному имени Калмык / Калмак, доказательством чему является и народная легенда «Мамыт», повествующая о рождении от Мамыта, — мальчиком попавшего к башкирам, лицом походившего на калмака и поэтому прозванного в данной среде калмаком, впоследствии назначенного главой тангаурского рода, — ребенка, нареченного Калмаком, от которого и пошел род калмаков в деревне. Ученый делает вывод о не совсем категоричном восхождении ономастики, связанной с этнонимом калмак 'калмак / калмык', к монголоязычным калмыкам, а скорее всего происходящей от личных имен, прозвищ самих башкир, ярким примером которому называет наречение сына легендарного Мамыта Калмаком, а наименование его потомков — калмаками.

Ссылаясь на мнения ученых А. С. Аманжолова и Ц.-Д. Номинханова, ученый подчеркивает связь этнонима калмак с глаголом калыу 'остаться' или 'оставить' в тюркских языках, отмечая при этом возможность обозначения этнонимом калмак не только монголоязычных калмыков, но и оставшихся или отставших групп как самих башкирских родов и племен, так и других тюркоязычных номадов.

По второй версии антропоним Калмык / Калмак восходит к этнониму — названию монголоязычного народа, начиная с XVII в. расселившегося в степях в низовьях Волги, связи с которыми, как отмечает Ф. Г. Хиса-митдинова, не всегда носили враждебный характер [Хисамитдинова 2017: 208-209].

Данный этноним очень широко распространен в названиях родовых подразделений таких башкирских родов, как катай, бурзян, табын, кыпсак, юрматы, мин, усер-ган, калмак, а также тангаур, ай, кудей, куш-сы, сызгы, балыксы, тамьян, канглы, кува-кан, кубаляк, что свидетельствует о довольно интенсивных башкирско-калмыцких связях, наложивших значительный отпечаток на формирование башкирской ономастики.

Этноним калмак ученые обычно возводят к тюркскому слову со значением 'остаток', 'оставаться'. «Современные калмыки являются потомками кочевых западномон-гольских племен, входивших в союз дер-

бен-ойратов, переселившихся из Западной Монголии и Джунгарии в Казахстан, Южную Сибирь, а затем на Волгу в первой половине XVII в.» [Дремов 2015: 63].

3. Фамилии от этнонимов истж 'ис-тяк / иштяк', ка^ак 'казах', татар, квн-гвр 'кунгур', сыуаш 'чуваш', Y3бж 'узбек', кыргыз 'киргиз'

3.1. Истж /иштж 'истяк / иштяк'

Исторического обоснования требует вопрос о происхождении фамилий на основе слов-этнонимов истяк / иштяк, свойственных жителям Абзелиловского района (Иста-ков (Истэков), Истягулов (вернее, Истж + гол — Истякгулов) — д. Рахмет, Иштакаев — д. Кускар). В этом плане огромную ценность имеют суждения З. Г. Аминева по поводу разделения башкир на «внутренних» (проживающих в восточной и южной части) и «внешних» (представляющих северную и западную части башкирских земель), упоминавшихся еще в записях великого путешественника-исследователя Ибн-Фадлана. По утверждениям исследователя, предки казахского народа кимаки и кипчаки, поддерживающие тесные контакты с «внутренними» башкирами, называли их «иштяге», или как звучит на башкирском — эстэге, что значит 'внутренний'. Передаваясь из поколения в поколение, это понятие закрепилось в среде казахского народа в качестве этнонима — названия всего башкирского народа [Аминев 2008: 196].

3.2. Жа^ак 'казах'

Значительную группу в антропоними-стической системе башкир составляют фамилии на основе онима ка§ак 'казах' — названия этноса, с представителями которого башкирское население имело очень тесное взаимодействие. Исследуемый нами источник изобилует такого рода антропонимами, как личными именами, так и фамилиями Казакаев, Казакбаев, Казаккулов, а также Байказаков. Зафиксированы в большом количестве и фамилии Казаков, по нашим предположениям, восходящие уже к другому слову — этнониму казак.

Этноним казах в качестве названий башкирских родовых подразделений фиксируется в количестве 20 единиц (помимо этнонима казак, у племен кыпсак, мурзалар,

юрматы, а также бысаксыз казак у кыпса-ков) в составе таких племен юго-восточных и северо-восточных башкир, как бурзян (4), усерган (5, есть здесь и подразделение ар-гын казах), тангаур (1), тамъян (1), кыпсак (2), ай (2), катай (2), табын (3), что еще раз свидетельствует о тесных башкирско-казахских связях и взаимопроникновении языка и культуры этих двух народов.

3.3. Татар

Немаловажный интерес вызывают и фамилии, образованные от этнонима татар. Вопреки наблюдениям Т. Кусимовой, утверждающей, что, несмотря на тесное общение башкир с татарами, этнонима татар в составе башкирских антропонимов обнаружить не удалось [Кусимова 1975: 26], в исследуемом нами источнике дважды фигурирует фамилия Татаров, что свидетельствует о необходимости исследования древних башкирских имен путем изучения фамилий. Единичные случаи документальной фиксации вышеназванной фамилии, конечно же, не является доказательством того, что эти Татаровы были вотчинными башкирами, вполне вероятно, что в рассматриваемых нами списках числились представители других народов-переселенцев.

Этноним татар, происходящий от названия одного из монгольских племен и появившийся в VI в. на севере Китая, а в XIII в. ставший названием всего золотоор-дынского населения — как монголов, так и захваченных ими тюрков, в XIX в. же применявшийся в качестве названия по отношению ко всем тюркам, независимо от их национальности, является основой также и таких, возможно, русских, фамилий, как Та-таренко, Татаренков, Татаринов, Татарин-цев, Татаров, Татарович.

3 .4. Квнгвр 'кунгур'

Наложившим отпечаток на формирование башкирского антропонимикона считаются и кунгурские татары или кунгуры (названные так северными — башкирами, обитающими по соседству), изначально формировавшиеся в отдельную группу в золотордынский период в Сылвенском поречье, позднее ставшим известным под названием Кунгурский уезд.

Массовое бегство кунгуров в связи с насильственной попыткой властей перевести их в разряд государственных крестьян и наложить на них рекрутскую повинность и переселение их на башкирские земли сугубо негативно скажется на дальнейшей судьбе башкирского народа, в частности, широкой татаризации жителей как этнически смешанных поселений, так и чисто башкирских населенных пунктов [Кунгурские татары]. Исторические факты, свидетельствующие о связях башкир с кунгурскими татарами, по нашим предположениям, не могли не сказаться на появлении в башкирском антропонимиконе фамилий Кунгурба-ев / Кункурбаев.

Вполне вероятным представляется и предположение о том, что антропонимом кунгур от слова куцыр 'бурый' могли называть смуглого человека.

3.5. Сыуаш 'чуваш'

Очень большое число (около трех десятков единиц) антропонимов на основе онима сыуаш 'чуваш' зафиксировано нами в «Формулярных списках о службе чиновников Башкирско-мещерякского войска...», например: Чувашев, Чувашаев, Чувашбаев / Чуважбаев. Столь широкое распространение фамилий на основе данного онима также объясняется процессом тесной взаимосвязи башкирского и чувашского населения. Этноним сыуаш, как и калмак /калмык, является основой названий большого количества родовых подразделений суваш / чуваш, сувашай / чувашай, чувашбай в составе башкирских племен мин (5 единиц), бурзян (3 единицы), табын (3 единицы), кыпсак (2), ай (2), юрматы (1), тангаур (1), а также родового подразделения сувашбердэй в составе племени табын.

3.3. Yзбэк 'узбек', кыргы^ 'киргиз'

Наличие башкирских фамилий Узбеков и Узбекин в исследуемом источнике, по всей вероятности, связано с этнонимом узбек — названием башкирских родовых подразделений племен юрматы, ай и кува-кан, а фамилий Киргизбаев и Кыргызов — с одним из многочисленных названий родовых подразделений киргиз / кыргыз племен бурзян, тамъян, ай, кудей, табын, кувакан, мин, а также самого племени киргиз.

Заключение

Всё вышеизложенное позволяет заключить о том, что значение этнонимов — названий башкирских родов и родовых подразделений, образовавшихся вследствие тесного контактирования башкир в процессе своего этногенеза с другими народами, в частности, с ногайцами, калмыками, казахами, чувашами, татарами, кунгурскими татарами, узбеками, киргизами, — в формировании башкирского антропонимикона очень велико.

В процессе исследования также было выявлено восхождение рассмотренных фамилий и к антропонимам, в частности, к личным именам Нагайбак, основателя селения Нагайбаково, и Калмак, сына главы тангаурского рода Мамыта. В плане объяснения этимологии последнего онима,

который использовался для обозначения не только монголоязычных калмыков, но и оставшихся или отставших групп как самих башкирских родов и племен, так и других тюркоязычных номадов, не исключается возможность связи этнонима калмак с глаголом калыу 'остаться' или 'оставить' в тюркских языках.

Происхождение фамилий на основе этнонима истяк и казах, как выяснилось, явилось следствием тесного взаимодействия башкирского и казахского народов. Массовое расселение на территории Башкортостана других народов также оказало значимое влияние на формирование башкирского антропонимикона, о чем свидетельствует распространение фамилий на основе этнонимов татар, суваш / чуваш, кунгур, узбек, киргиз.

Литература

Аминев 2008 — Аминев З. Г. Этимология башкирского этнонима «Иштяк» // Национальные и языковые процессы в Республике Башкортостан: история и современность. Информационно-аналитический бюллетень. № 7-8. Уфа. 2008. С. 194-196.

ДМИБН 2012 — Документы и материалы по истории башкирского народа (1836-1842): Формулярные списки о службе чиновников Башкиро-мещерякского войска за 18361842 годы: В 2 кн. / сост.: А. Я. Ильясова, З. Г. Гатиятуллин. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2012. 924 с.

Дрёмов 2015 — Дрёмов И. И. Происхождение и распространение этнонима «калмак» [электронный ресурс] // Primus inter pares: сб. ст. к 175-летию В. В. Радлова. М.: МАЭ РАН, 2015. С. 62-81. Онлайн-библиотека Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера). URL: http://lib.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-291-3Z978-5-88431-291-3_05.pdf (дата обращения: 22.12.2018).

Кунгурские татары — Кунгурские татары [электронный ресурс] // Википедия. URL: http://www.millattashlar.ru/index (дата

обращения: 15.12.2018).

Кусимова 1975 — Кусимова Т. X Древнебашкир-ские антропонимы: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Уфа, 1975. 56 с.

Кусимова 2000 — Кусимова Т. Х., Биккулова С. А. Башкирские имена. Уфа: Китап, 2000. 176 с.

Рычков 1887 — Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. Сочинение 1762 года. Оренбург, 1887. С. 379-380.

Сиражитдинов 2000 — Сиражитдинов Р. А. Башкирская этнонимия: Семантическо-сло-вообразовательный анализ. Дисс. ... канд. филол. наук. Уфа, 2000. 260 с.

Ураксин 1973 — Ураксин З. Г. Башкирские антропонимы из этнонимов // Ономастика Поволжья. Мат-лы конф. по ономастике Поволжья. Уфа, 1973. С. 86-89.

Хисамитдинова 2017 — Хисамитдинова Ф. Г. Этноним калмак 'калмак/калмык' в башкирской ономастике // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2017. № 5. С. 206-210.

Шакуров 1986 — Шакуров Р. З. Нагайбак: антропоним — топоним — этноним // Башкирская этнонимия. Уфа, 1986. С. 119-127.

References

Aminev Z. G. Etymology of the Bashkir ethnonym 'Ishtyak'. Natsional'nye i yazykovye protsessy v Respublike Bashkortostan: istoriya i sovremennost'. Is. 7-8. Ufa, 2008. Pp. 194196. (In Rus.)

Dokumenty i materialy po istorii bashkirskogo naroda (1836-1842): Formulyarnye spiski o sluzhbe chinovnikov Bashkiro-mescheryakskogo voyska za 1836-1842 gody [Documents and materials on Bashkir history (1836-1842): records of service of officials

within the Bashkir-Mishar Host between 1836 and 1842]. In 2 books. A. Ya. Ilyasova, Z. G. Gatiyatullin (comps.). Ufa: Inst. of Hist., Lang. and Liter (Ufa Res. Center of RAS), 2012. 924 p. (In Rus.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dremov I. I. Origins and distribution of the ethnonym 'Kalmak'. Primus inter pares. Coll. papers. Moscow: Museum of Anthropology and Ethnography of RAS, 2015. Pp. 62-81. An Internet resource: see hyperlink above (accessed: 22 December 2018). (In Rus.)

Khisamitdinova F. G. The ethnonym Kalmak in Bashkir onomastics. Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovaniy RAN. Is. 5, 2017. Pp. 206-210. (In Rus.)

Kungurskie tatary [The Kungur Tatars]. An Internet resource: see hyperlink above (accessed: 20 December 2018). (In Rus.)

Kusimova T. Kh. Drevnebashkirskie antroponimy [Ancient Bashkir anthroponyms]. A PhD thesis

abs. Ufa, 1975. 56 p. (In Rus.)

Kusimova T. Kh., Bikkulova S. A. Bashkirskie imena [Bashkir names]. Ufa: Kitap, 2000. 176 p. (In Rus. and Bash.)

Rychkov P. I. Topografiya Orenburgskoy gubernii. Sochinenie 1762 goda [Topography of Orenburg Governorate: a writing of 1762]. Orenburg, 1887. Pp. 379-380. (In Rus.)

Shakurov R. Z. Nagaybak: anthroponym—toponym — etnonym. Bashkirskaya etnonimiya. Ufa, 1986. Pp. 119-127. (In Rus.)

Sirazhitdinov R. A. Bashkirskaya etnonimiya: Semantichesko-slovoobrazovatel'nyy analiz [Bashkir ethnonymy: semantic and wordformations analysis]. A PhD thesis. Ufa, 2000. 260 p. (In Rus.)

Uraksin Z. G. Bashkir anthroponyms derived from ethnonyms. Onomastika Povolzh'ya. Conf. proc. Ufa, 1973. Pp. 86-89. (In Rus.)

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.