Научная статья на тему 'Родоплеменная этнонимия и ее значение в изучении этнической истории башкир (на примере Восточного Оренбуржья'

Родоплеменная этнонимия и ее значение в изучении этнической истории башкир (на примере Восточного Оренбуржья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
948
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРЫ / ВОСТОЧНОЕ ОРЕНБУРЖЬЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / РОДОПЛЕМЕННАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абсалямова Юлия Аликовна

В статье раскрывается значение родоплеменной этнонимии в изучении этнической истории башкир. Исследование проводится на примере этнической группы башкир, компактно проживающей на востоке Оренбургской области. Среди названий родоплеменных подразделений можно выделить несколько групп, восходящих к этнонимам родоплеменных групп эпохи средневековья. Они представляют особый интерес, так как проливают свет на историю происхождения данного родового подразделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Родоплеменная этнонимия и ее значение в изучении этнической истории башкир (на примере Восточного Оренбуржья»

НАУЧНЫЙ ДИСКУРС

Древняя история и традиционная культура

Ю. А. Абсалямова

РОДОПЛЕМЕННАЯ ЭТНОНИМИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ БАШКИР (НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНОГО ОРЕНБУРЖЬЯ)

В статье раскрывается значение родоплеменной этнонимии в изучении этнической истории башкир. Исследование проводится на примере этнической группы башкир, компактно проживающей на востоке Оренбургской области. Среди названий родоплеменных подразделений можно выделить несколько групп, восходящих к этнонимам родоплеменных групп эпохи средневековья. Они представляют особый интерес, так как проливают свет на историю происхождения данного родового подразделения.

Ключевые слова: башкиры, Восточное Оренбуржье, этническая история, родоплеменная структура.

Башкиры, как и многие другие тюрко-монгольские народы, имели многоступенчатую родоплеменную структуру. Башкирские племена подразделялись на рода, следующим звеном было родовое подразделение. В данной статье сделана попытка на основе изучения названий родоплеменных подразделений раскрыть некоторые моменты этнической истории группы башкир, населяющей восточную часть Оренбургской области (Гайский, Кувандыкский, Саракташский районы). Эта этническая группа, компактно проживающая в бассейнах рек Сакмара, Урал, Губерля, Кураган, Касмарт, в прошлом относилась к двум крупным племенам юго-восточных башкир усерган и кыпчак. В составе племени усерган находились роды: аскак, апанды, шишей, бишей, сураш, кунак, сары; все они были представлены на территории Восточного Оренбуржья. Племя кыпчак подразделялось на роды: кара-кыпчак, санкем-кыпчак, суун-кыпчак, карагай-кыпчак, гарей-кыпчак, бушман-кыпчак; из них на территории Восточного Оренбуржья расселялись частично роды кара-кыпчак, санкем-кыпчак, карагай-кыпчак и гарей-кыпчак.

В настоящее время оренбургскими башкирами почти полностью утрачено знание племенной и родовой принадлежности. При этом названия родовых подразделений достаточно хорошо сохранились в народной памяти. В ходе полевых выездов в башкирские населенные пункты Восточного Оренбуржья в 2004-2006 гг. нам удалось собрать более ста наименований (см. таблицу ).

У юго-восточных башкир родовые подразделения чаще всего именовались «ара», реже - «туп», «током». В XIX - начале XX в. ара представляла собой группу родственных семей, которые вели общее хозяйство. Они имели единую тамгу, незначительно варьировавшую в пределах родового подразделения. Внутри деревни такие семьи селились компактными группами, которые образовывали отдельные концы («ос»). Во многих башкирских деревнях сохранились названия таких концов или целых улиц. Например, в деревне Байказак, относившейся к роду аскак племени усерган, имеются несколько улиц, в основе названий которых, лежит этноним: Сыуылдак, Узэнсе, Калмаклар.

Родоплеменное деление продолжало играть определенную роль в общественных отношениях вплоть до начала XX в. Башкиры четко выделяли представителей разных ара. Так, например, в усерганской деревне Мазитово потомков от брака усер-ганской девушки с парнем из рода сарылар племени тунгаур, образовавших родовое подразделение сарылар, называли также козалар, то есть «сватья», подобным образом отделяя пришлый род от местного.

Процесс выделения родовых подразделений шел постоянно, они функционировали в среднем полтора-два столетия1. Таким образом, большинство сохранившихся до наших дней названий ара относится образованным в XIX - первой половине XX в. В настоящее время сохранившиеся среди башкир названия родовых подразделений носят отчасти характер прозвищного наименования группы людей, объединенных кровно-родственными связями. Именно так в большинстве случаев они воспринимаются населением. Однако названия ара имеют различное происхождение. Существуют названия, содержащие числительные, названия, образованные от антропонимов, названий животных, птиц, рыб, цветовые названия. Большая часть их действительно образована как прозвища, ставшие семейными; это относится к названиям появившимся в более позднее время - в первой половине XX в. Между тем, выделяется часть названий родовых подразделений, имеющая древнее происхождение и восходящая к этнонимам родоплеменных групп эпохи средневековья, которые приняли участие в сложении того или иного рода. И они таким образом свидетельствуют об этническом происхождении носителей данного родового названия. Поэтому названия ара представляют большой интерес в изучении этнической истории: в них отразились следы участия в этногенезе башкир тех этнических компонентов, которые не всегда можно проследить по другим источникам.

Так, среди названий родовых подразделений усерган часто встречается этноним таз. Тазлар (множественное от таз) - крупное подразделение усерганского рода аскак. Название Тазлар носит усерганская деревня в Зианчуринском районе Республики Башкортостан, основатели которой по преданию переселились из деревни Бикбау рода аскак. Род таз входил в табынское родоплеменное объединения эпохи средневековья, часть его осела на Южном Урале не ранее XIII в., небольшими группами влившись в состав различных местных племен2. Так, например, кроме усерган табынские этнонимы зафиксированы у соседних с ними племен кыпчак и бурзян. В составе северо-западных башкир также имеется племя таз. Этноним таз встречается у многих других народов: казахов, узбеков, каракалпаков, североалтайских ку-мандинцев, кыргызов, туркмен, ногайцев3, что говорит о древности этого рода в составе башкир и других тюркоязычных народов.

В составе табынского объединения находился и род кувакан, части которого впоследствии также вошли в состав различных башкирских племен. У усерган рода аскак зафиксировано родовое подразделение куакан (д. Ахун Гайского района). Отразилось существование рода куакан и в топонимии края - в названии ручьев Куда-кан-Сарлаган (д. Байказак) и Куакан-Куван (д. Ибрагимово).

Происхождение части родовых подразделений башкир связано с племенами кипчакско-печенежского круга. Одним из частых названий ара в Восточном Оренбуржье является туркмен (деревни 3-е Юмагузино, Барангулово, Бикташево)4. Оно восходит к роду туркмен огузского происхождения, расселявшемуся в X-XII вв. на Сырдарье. В XII в. туркменские рода смешались с кипчакскими племенами и в составе кипчакской миграции пришли на Южный Урал, сохранив свой этноним5. Огуз-скими по происхождению являются и этнонимы, связанные с собакой - «эт» (собака), «кусюк» (щенок), которые часто встречаются в названиях родовых подразделе-

ний и неофициальных названиях деревень оренбургских башкир. К ним относятся следующие - эткусюк (собака-щенок), эткуян (собака-заяц), каракусюк (черный щенок), эткол (собака-раб?), этимгэн (вскормленный молоком собаки), деревни - Эт-кол/офиц. назв. Юлдашево, Этбармас/Габбасово, Этбак/Ургинка, Кусюк/Абишево, Каракусюк, Этбай/Рыскулово. Роды етимган и эт-кусюк имеются и в составе сарт-айлинских башкир, которые также связаны с огузским миром6. Было высказано мнение о генетическом родстве последних с туркменами, среди которых распространенны родовые наименования, связанные с собакой (коджук - щенок, копекли - пес, йо-мут - вскормленный молоком собаки). Возникновение этих параллелей отнесено к III в. н. э., периоду, когда существовали тесные связи между Хорезмом и сарматами Поволжья-Приуралья . Кроме того, этнонимы огузского происхождения могли появиться у башкир в результате соседства древнебашкирских племен с племенами огузо-печенежского круга в период пребывания их в степях Приаралья и на Сырдарье.

В Кувандыкском районе, в деревнях Ишмуратово и Рыскулово, зафиксировано родовое подразделение йыуасалы, которое встречается также у рода суун-кыпчак в Куюргазинском районе РБ (д. Котлоюл - Йыуасалы) и у ток-чуранских башкир (д. Калман в западном Оренбуржье). Причем, сами кувандыкские йыуасалы говорят, что их предки пришли с берегов реки Ток (западное Оренбуржье)8. По преданиям ток-чуранских йыуасалы, которые нашли отражение в народной песне, они некогда являлись большим племенем, кочевавшим рядом с Аральским морем, на территории современного Узбекистана9. Пребывание некогда племени йыуасалы в Приаралье отразилось в топонимии: в Западном Казахстане есть река с таким названием. Краевед Ф. Ильбулдин называет йыуасалы родовым подразделением усерганского рода сураш; по нашим сведениям, они зафиксированы среди башкир племени кара-кыпчак. Куюргазинские йыуасалы находились в составе рода сынрян, затем переселились к тамьянам и кыпчакам и уже после оказались в составе племени юрматы10. Видимо, часть этого некогда крупного средневекового племенного объединения вошла в состав башкир и расселилась на широкой территории юга и юго-запада Башкирии.

Среди названий родовых подразделений Восточного Оренбуржья встречается и этноним бурзян. Бурзяне вместе с усерганами входили в союз древнебашкирских племен, пришедший на Южный Урал в X в. с приаральских степей. Здесь они стали соседями усерган на северо-востоке. В топонимии Восточного Оренбуржья следы пребывания бурзян отразились в названиях речек Бурзян (приток речки Бухарча в Кувандыкском районе), Ямаш (название рода в составе племени бурзян), горы Бурзян11. Эти топонимы видимо появились в период продвижения бурзян с Южного Приуралья на восток, на место последующего расселения. Интересно, что в начале

XVIII в. бурзяне предъявляли права на землю, на которой первоначально строился город Оренбург - в устье реки Орь, оспаривая право владения ею у усерган12. Вероятно, в этот период существовали тесные контакты между этими племенами, в том числе, и общее владение пастбищами. Тамги бурзян вида "Г также встречаются повсеместно в деревнях усерган. Например, в документе 1874 года в деревне Назаргу-лово из имеющихся в списке 32 тамг 7 - бурзянские, в деревне Ишбердино - 7 тамг из 15 бурзянские13. Это основная тамга племени бурзян, причем в деревнях Восточного Оренбуржья она обычно встречается в «чистом» виде, без вариаций. Кроме того, в некоторых деревнях информаторы сообщали о приходе их предков «со стороны Бурзяна».

Иногда в случае более позднего переселения ара, оно получало название по топонимам места их первоначального расселения. Так, предки башкир родового подразделения узенсе в д. Байказак переселились с долин реки Узени Самарского За-

волжья. Известно, что в XV-XVII вв. часть башкир, в том числе и усерган, после ухода ногайцев вновь заняла свои южные кочевья в долинах рек Большой Иргиз, Большой и Малый Узень, Чижи. Но в результате земельного конфликта с казаками Уральского казачьего войска в 1810-1820 гг. часть башкир переселилась с территории Самарского Заволжья на юго-восток Башкирии. По словам информатора из д. Бурагулово, ее род - это «башкиры, оставшиеся от бугурусланских башкир» (по названию р. Большой Бугуруслан, левого притока реки Кинель в Самарской области)14.

На территории Восточного Оренбуржья, являвшегося в прошлом юговосточной границей башкирских земель, наиболее активно происходило межэтническое взаимодействие башкир с соседними кочевыми народами. В XVII в. на территорию оренбургских степей проникают отдельные группы калмыков, которые впоследствии смешались с местными башкирами. С этим периодом связаны названия многочисленных ара калмак, родовые подразделения калмак зафиксированы повсеместно среди оренбургских башкир - в деревнях Старо-Халилово, Мало-Халилово, Яльчибаево, Миртирек, Псянчино, Аксура, Бикташ, Бурагулово15. На территории Гайского района между деревнями Мало-Халилово и Нарбулатово существовало небольшое поселение под названием Хамзэ, которое называли также Калмаклар. По словам информаторов, оно было основано выходцами из деревни Мало-Халилово, семьей Насыровых, которые входили в родовое подразделение калмаклар. Деревня прекратила существование в 1920-х гг. и оставшееся население переселилось в соседние деревни - Мало-Халилово, Нарбулатово, Старо-Халилово16.

К XVIII в., периоду наиболее тесных контактов с казахами, восходит появление названий родовых подразделений казах у оренбургских башкир. По преданию род Тукумовых (д. Байказак) происходит от казаха, которого младенцем подобрали башкиры после одного из столкновений с казахами. Он был завернут в чепрак («ту-кым»). Другой пример: девушку из д. 1-е Юмагузино украли казахи, через некоторое время ей удалось бежать с ребенком, который родился в период ее пребывания в плену. Потомков этого мальчика стали называть «казахлар токомо» («род казахов»).

В некоторых случаях этноним казах имел иное происхождение. Часть казахов поселилась на башкирских землях в середине - второй половине XVII в., когда особо ожесточенные формы приняла казахско-калмыцкая война. В составе усерган зафиксировано несколько родовых подразделений мамбет, чьи генеалогии восходят к Сары Куланды из казахского племени аргын. Они считают себя казахами, оставшимися среди башкир в конце XVII в.17 В этот период могла появиться часть родовых подразделений казах. Также активными были переселения казахов в первой половине XIX в., когда последние нанимались в работники к башкирским баям18. В Усерган-ской волости, которая граничила с казахами на юге и востоке, такое явление наблюдалось особенно часто. Некоторые из перешедших на башкирские земли казахов остались здесь навсегда и влились в состав башкир. Так, в д. Сабаклы башкирские семьи Исянбаевых и Карамурзиных еще во второй половине XX в. считали себя казахами по происхождению и продолжали общаться со своими родственниками в Ка-захстане19. Родовое подразделение казахлар в д. Мало-Чураево также берет начало в

XIX в. По преданию их предки были выходцами из долины р. Орь, левого притока Урала. Род казахлар в д. 3-е Юмагузино происходит от казахов, переселившихся с берегов р. Алимбетовка (левый приток Урала)20.

Кроме казахов и калмыков в этнонимии Восточного Оренбуржья оставили след и другие народы, имевшие контакты с башкирами. Встречаются следующие этнонимы в названиях ара - мишар (мишари), сегэн (цыгане), карагалпак (каракалпаки), ну-гайлар (ногайцы), мукшылар (мокша - этнографическая группа в составе мордвы).

Появление родовых подразделений карагалпак в составе башкир связано, вероятно, с небольшой группой каракалпаков, кочевавшей в бассейне Эмбы и Яика в XVIII в.21

В родоплеменной этнонимии отразилось и существование категории припу-щенников среди башкир. Так в деревнях Кидриясово и Бурагулово имеется родовое подразделение пропущенниклар. Некоторые родовые подразделения содержат приставку ас-, например - ас-мамбет, ас-рысбай, ас-калмак. Возможно, они соотносятся с этнонимом ас (аз), известном на огромной территории от Алтая до Урала. Он зафиксирован в составе ногайцев, в Узбекском улусе XV в., у киргизов, алтайцев, телеутов, башкир-катайцев22.

У оренбургских башкир встречается этноним а6най, который распространен и среди других родовых групп башкир. Такое родовое подразделение существует у усерган Зианчуринского района РБ, который граничит с Оренбургской областью23. Исследователь узбекской этнографии Б.Х. Кармышева называет родовое подразделение орь племени усерган и связывает его происхождение с подразделением орь в

24 тт

составе таджикского племени конграт-тартулы . Но нам не приходилось встречать в источниках и литературе этноним орь в качестве родового подразделения усерган. Название Орь носит река - левый приток Урала - на территории Восточного Оренбуржья. Еще один этноним, встречающийся здесь - танатар. У усерган есть деревни Тангатар и Танатар/Урысбай (Хайбуллинский р-н РБ). Неофициальное название кипчакской деревни Мрясово Новосергиевского района Оренбургской области тоже Танатар. Родовое подразделение танатар встречается среди соседних с усераганами казахов рода жагалбайлы. Кроме того, так называются река в северо-западном Казахстане и урочище у побережья Аральского моря. З. Валиди в своих воспоминаниях упоминает д. Тангатар у зауральских башкир, где «тангатар» употребляется в значе-

25

нии войска, которое стояло на карауле ночью - «тун катар» . По мнению Р. Г. Кузеева, этноним «тунгатар», встречающийся в топонимии и этнонимии башкир и киргизов связан с Семиречьем и имеет тюрко-согдийское происхождение, причем этимология его схожа с башкирской - Тунката1=тун (ночь)+катаг (стража)26.

Среди названий родовых подразделений встречается большое количество этнонимов животного происхождения. Часть из них, возможно, связана с тотемистическими воззрениями, как, например торна (журавль). Известно, что журавль являлся тотемной птицей племени усерган. Надо отметить, что большинство зооэтнонимов являются названиями животных и птиц, обитающих в оренбургских степях - уйрэк-лэр (утки), хайыскан (сорока), тауык (курица), йомран (суслик), торна (журавль), тартай (коростель), куянлар (зайцы), ыласын (сокол). Поэтому многие зооэтнонимы не связаны с тотемными животными и имеют более позднее происхождение. Часто встречаются в этнонимии цветовые обозначения, обычно в качестве прилагательных

- кара-табан (черные пятки), кызыл-йозрок (красный кулак), кызыл-баш (красная голова), каралар (черные), сарылар (желтые), кара-тамак (черное горло), кара-колак (черное ухо) и т. д. В некоторых родовых названиях присутствуют числительные, имевшие сакральное значение, например кырк сеуэтэ (сорок мисок). Как было отмечено выше, часть наименований ара возникла довольно поздно. Многие из них связаны с родовыми или индивидуальными прозвищами, ставшими впоследствии названиями ара, например - йун табан (шерстяные ступни), кун сикэ (кожаные щеки). Они представлены в большом количестве в этнонимии оренбургских башкир.

Таким образом, названия родовых подразделений являются ценным источником при восстановлении этнической истории башкир. Благодаря этим этнонимам можно выделить различные этнические компоненты, вошедшие в состав оренбургских башкир, в частности усерган и кипчаков. В названиях родовых подразделений башкир

Восточного Оренбуржья четко отразились следы участия в их этнической истории племен табынского круга (таз, куакан), огузских племен (эт, кусюк), а также отдельных компонентов соседних народов (калмак, казак, каракалпак, нугай и т. д.).

Родоплеменной состав башкир Восточного Оренбуржья

Название населенного пункта (в скобках неофиц. назв.) Родовые подразделения Род Племя

Мало-Халилово (Ахун) калмак каратабан колош кызыл йозрок сегэн тазлар Aскак, Карагай- кыпсак Усерган, Кыпчак

Старо-Халилово (Байка-зак) калмаклар мотайлар кэкрэ узэнсе йомран бесэй тауык кэзэ куян хайыскан ас мэмбэт сыуылдак Aскак, Карагай- кыпсак Усерган, Кыпчак

Чураево (Сурай) бутка хатар кун сикэ куршэк тире хоргэн урыслар Aскак Усерган

Мало-Чураево (Ерекле) куршэклэр казахлар Aскак Усерган

Акчура (Аксура, Урта Бу-рэ) бутым йун табан куршэк кун сикэ калмаклар Aскак Усерган

Верхнеутягулово (Ургэ Утэгол, Кызыр, Бишуйле) хайыскан сульмэк шайыклар Aскак Усерган

Бикташево (Бикбирде) калмаклар туркмен пропущенниклар Aскак, Aпанды Усерган

Ибрагимово (Ибрагим, Куймэзэй) куянлар татарлар Aскак Усерган

Канчерово (Кансыра, таулы Aскак Усерган

Кыпсак) кубаляк-тиляу кызылбаш казакбай оло кэпэс шурале

Акбулатово (Ургэ Бишей) колгара ыласын йагфэр Аскак Усерган

Яльчибаево (Эптрэш) калмаклар каратабан капсак уйрэклэр туйгуслэр Шишей Усерган

Нарбулатово (Нурбулат) нурботой каралар кыуакан сонтор туруслэр Шишей Усерган

Ишкинино (Ишкинэ, Сары, Ялан Сарыхы) ас рысбай курэк каралар сум казан тазлар уткэр бысак-ер усак шыкыр Сары Усерган

Юмагузино 1-е (Тирекле) хуреклэр уксэмэ казах Кунак Усерган

Юмагузино 3-е (Бэлеута-мак) бакшы казах каратамак кырк сеуэтэ тазлар туркмен Кунак, Сэнкем Усерган, Кыпчак

Верхненазаргулово (Буре, Башбуре, Тулькуль-гэн) бурелэр Кунак Усерган

Узембаево (Узенбай) сегэн Кунак

Ялнаир (Сабаклы) кыуатлар мишэр кэнсэр дишэ кыуыклар Апанды Усерган

Барангулово (Бурагол, Акбулат, Кызылтан) азнай башкапсык калмак кызылбаш тартай Апанды Усерган

туркмен тыраш ямансура

Юлгутлино (Юлготло) нугайлар Апанды Усерган

Бурангулово (Бурангол, Кантон, Старый кантон) кормос котокай татар бабалар кэтэннэр Апанды Усерган

Идельбаево (Идельбай) курэк казах караколак карагалпак кыпсак сэпэй сураш торна калмак бурзян угэз алабай каратун Гарей- кыпсак Кыпчак

Псянчино (Каратун) калмак Кара-кыпсак Кыпчак

Ишмуратово (Ишморат, Кыпсак, Касанай) йыуасалы Кара-кыпсак Кыпчак

Рысаево (Ырсай) кэрэкэй каптыртун кортло тукэн сураш Сураш Усерган

Миртирэк (Эткусюк) алабай калмаклар сэпэй торналар эткусюк ? Усерган

Кидриясово (Бесмэн) энэк сутырман ? Усерган

Сарбай сураш Сураш Усерган

Зианчурино (Бэкэтэр) алгышай перембэт Сураш Усерган

Рыскулово (Ырыскол, Этбай) йыуасалы мукшы башкапсыклар курэк борайлар апал Кара-кыпсак Кыпчак

1 См.: Кузеев, Р. Г. Происхождение башкирского народа / Р. Г. Кузеев. - М., 1974. -С. 65.

2 Там же. - С. 355-356.

3 См.: Шаниязов, К. Ш. К этнической истории узбекского народа : Историкоэтнографическое исследование на материалах кипчакского компонента / К. Ш. Шаниязов. - Ташкент, 1975. - С. 145.

4 См.: Васильева, Г. П. О некоторых общих элементах в культуре туркмен и башкир в связи с их этногенезом / Г. П. Васильева // Археология и этнография Башкирии. Т. IV. - Уфа, 1971. - С. 204; Полевые записи автора, 2005 г., Кувандыкский р-н.

5 См.: Кузеев, Р. Г. Происхождение... - С. 183-184.

6 Там же. - С. 202.

7 См.: Васильева, Г. П. О некоторых общих элементах... - С. 203.

8 См.: Полевые записи автора, 2004 г. Кувандыкский район, д. Ишмуратово, информатор: Хайбуллин Ишберды, 1927-го г. р.

9 См.: Шахманов, Т. «Есть племя Йыуасалы» / Т. Шахманов // Ватандаш. - 2003. -№ 4 (на башк. яз.). - С. 167-177; Башкирское народное творчество. Т. 8. - Уфа, 1995.

- С. 38-39, 339.

10 См.: Илбулдин, Ф. Племя Усерган / Ф. Илбулдин // Агидель. - 1995. - № 8 (на башк. яз.). - С. 183; Полевые записи автора, 2004 г., Кувандыкский район, д. Ишмуратово.

11 См.: Усманова, М. Г. Имя отчей земли : Историко-лингвистическое исследование топонимии бассейна реки Сакмары / М. Г. Усманова. - Уфа, 1994. - С. 56-57.

12 См.: Материалы по истории Башкортостана. Т. VI. - Уфа, 2002. - С. 83.

13 См.: Государственный архив Оренбургской области. Ф. 13. Оп. 2. Д. 118. Л. 29, 83.

14 См.: Полевые записи автора, 2004 г. Кувандыкский район, д. Бурагулово, информатор: Буранбаева Гаухар, 1928-го г. р.

15 См.: Полевые записи автора, 2004 г. Гайский, Кувандыкский р-ны.

16 См.: Полевые записи автора, 2003 г. Гайский р-н, д. Мало-Халилово, информатор: Габдинова Найля Махмутовна, 1922-го г. р.

17

См.: Кузеев, Р. Г. Происхождение... - С. 163.

18 См.: Султангалеева, Г. С. Западный Казахстан в системе этнокультурных контактов (XVIII - начало XIX в.) / Г. С. Султангалеева. - Уфа, 2001. - С. 17, 47-48.

19 См.: Научный архив ИИЯЛ УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 5. Д. 296. Л. 137.

20 См.: Полевые записи автора, 2004 г., Кувандыкский р-н, д. 2-е Юмагузино, информатор: Хасанов Минлегали Давлетович, 1926-го г.р.

21 См.: Жданко, Т. А. Сведения о каракалпаках в России в XVIII веке / Т. А. Жданко // Приаралье в древности и средневековье. - М., 1998. - С. 263.

22 См.: Калмыков, И. Х. Ногайцы : ист.-этногр. очерк / И. Х. Калмыков, Р. Х. Керей-тов, А. И.-А. Сакалиев. - Черкесск, 1988. - С. 11; Султанов, Т. И. Кочевые племена Приаралья в XV-XVII вв. : вопросы социальной и этнической истории / Т. И. Султанов. - М., 1982. - С. 8.

23 См.: Яубасаров, Х. Где еще есть земля как Яргаиш / Х. Яубасаров // Агидель. -1997. - № 1 (на башк. яз.). - С. 173.

24 См.: Кармышева, Б. Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана : по этногр. данным / Б. Х. Кармышева. - М., 1976. - С. 215.

25 См.: Валидов, А.-З. Воспоминания / А.-З. Валидов // Агидель. - 1991. - № 7 (на башк. яз.). - С. 143.

26 См.: Кузеев, Р. Г. Происхождение... - С. 268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.