Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ВАКФНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ МАЗАРА ХАДЖОДЖ ПАРРАНДА В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ ХХ ВВ'

ИЗ ИСТОРИИ ВАКФНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ МАЗАРА ХАДЖОДЖ ПАРРАНДА В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ ХХ ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
26
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХНЫЙ ЗЕРАВШАН / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ОРДЕН ХОДЖАГОН / ШЕЙХ / НАКШБАНДИЯ / МУТАВАЛЛИ / ПОТОМСТВЕННОСТЬ / ВАКФНАМЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДУХОВНЫЙ ФЕОДАЛ / ДЖУЙБАРСКИЕ ШЕЙХИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кушматов Абдували

В статье рассмотрена краткая история вакфных учреждений - мазаров Хаджодж Гёрранда Верховьев Зеравиана, число которых было большим! Исследование каждого вакфюго учреждения позволяет выявить новые данные по истории аг рарных отноиений дореволюционног о Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF VAQFS LAND USER OF MAZAR OF KHOJA PARRANDA OF THE UPPER ZERAFSHAN IN THE END XIX AND BEGINNING XX CENTURIES

This article highlights briefly about the history vaqfs offices-mazar of Khoja Parranda of the Upper Zerafshan, the number that was so more. The research every of the vaqfs offices let to got the information about historic-agrarian relation prerevolution of Tajikistan

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ВАКФНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ МАЗАРА ХАДЖОДЖ ПАРРАНДА В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ ХХ ВВ»

Key words: an organized youth movement, political clubs, youth public organizations, "city youth", headquarters "Rescue of the Motherland", fatal session, world and national consent.

ИЗ ИСТОРИИ ВАКФНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ МАЗАРА ХАДЖОДЖ ПАРРАНДА В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ ХХ ВВ

Абдували КУШМАТОВ,

доктор исторических наук, профессор

Вакфюе землевладение в Средней Азии периода средневековья наиболее подробно рассматривалось в работах СД Чехович [10] и РГ Мукминовой [11]. Однако исследования большинства советских специалистов по этому вопросу посвящены преимущественно истории вакфньх учреждений центральных районов Средней Азии. О&вернье же районы Таджикистана эпохи средневековья до последнего времени оставались неизученными.

Общеизвестно важность исследований истории каждого вакфюго учреждения.Данные исторических сочинений о северных районах Таджикистана незначительны поэтому основными источниками являются подлинные документы вакфньх учреждений, часть из которых сохранилась до настоящего времени [3, 631 ]. Работавший в конце XIX века исследователь ШАкимбетов писал, что кроме вакфа

мазара Мухаммада Башоро, расположенного в село Мазори Шариф Киштутской волости в пределах Верхнег о Зеравшана, друг их вакфов нет. ГЬ мнениюавтора, это было связано с тем обстоятельством! что в верховьях Зеравшана существовал довольно распространенный обычай - не завещать землю в вакф а при наличии лишней земли передавать ее в безвозмездное, пожизненное пользование бедному многодетному родственнику [16]. Такое утверждение является далекимот истины В верховьях Зеравшана имелось большое число вакфных учреждений. Нами выявлены документы как ранее известных мазаров, так и не описанных в литературе, которые и позволили выполнить настоящее исследование.

М&зар Хаджодж гарранда (Хаджодж - мн. число от ходжи, паломник) также пользовался известностью в Верхнем Зеравшане и Кухистане, а его шейх принадлежал к ордену Ходжагон.

В сохранившемся указе Олоёрбека-инока о назначении мутаввалия этого мазара отмечено, что шейх ХаджоджГЪрранда, известный также по прозвищу «шейх Маджнун», прибыв из вилоята ШЪш (Ташкент), поселился в селении М&гиан

Пенджикентского района и тамскончался. Могила его находится в этомселении. Потомки шейха проживали в М&гиане и с давних времен выполняли обязанности мутаваллиев этого мазара. Документ датирован 1257 г х. (1841 г.) [4, л.16].

Вэтомуказе нет данных, в какомгоду шейх ХэджэджГарранда прибыл из ШЪша в М&гиан, когда он умер. Неизвестно также настоящее имя шейха. Эти сведения содержатся в других источниках. Кошифи, автор известного жития Ходжи Ахрара «Рашахоти айнил хайат» (Капли источника жизни) считает, что настоящее имя шейха Гарранда-Махмуд, и был он из числа сподвижников (асхоб) ходжи Срифа, главы (халифа) ордена Ходжагон. После смерти ходжи Срифа шейх Махмуд стал халифом ордена Ходжагон [1, с.33-34].

Шейх Махмуд родился в Вобкенте вилоята Бухары Селение это расположено в трех фарсангах от Бухары [12, с.120]. МЬгила шейха Махмуда, согласно Кошифи, находится в Вобкенте. Сведения Кошифи не расходятся с данными названного указа о местонахождении подлинной могилы шейха Хаджсджа гарранды Это можно объяснить разновременностью источников. Гри этом ни у Кошифи, ни в других документах нет сведений о времени жизни шейха гарранда. Возникновение мазаров известных шейхов в нескольких местностях было обычным явлением в истории ислама, так как появление каждого мвзара, предписываемого культу святых,становилось новым источником доходов духовенства. Например, «святые» могилы1халифа Али почитаются в Наджефе (Ирак) и в Мазари-Шарифе (Афганистан). До недавнего времени «могила» Али имелась также в Ферганской долине, в иахимардане (ныне Хамзаабад). В Средней Азии имелось несколько святых мест «следов стопы» (кадамдой) Али, куда совершалось паломничество [13, с.60].

Согласно Кошифи, шейху Махмуду было дано прозвище «парранда», ввиду того, что он по «своей святости» якобы временами превращался в большуюбелуюптицу

(мурги сафеди бузург) и летал, появлялся у постели умирающих благочестивых шейхов, чтобы облегчить им предсмертный час. Шейха Махмуда в облике белой птицымог ли увидеть только святые.

Имя шейха Махмуда встречается в любопытном документе-родословие руководителей орденов Дкахрия, Кубравия, Ижия и Кадирия. К сожалению этот список без даты1 Как бы в подтверждение единства и правильности учения всех орденов список начинается именами Абубакра. Затем идет длинный ряд имен руководителей названных орденов без упоминания того, кто к какому ордену принадлежал. Имя шейха Махмуда названо после имени ходжи Срисф Затем перечислены имена ходжи Мухаммада Бобои Самоси, Саида Амира Кулол, ходжи Баховиддина Накшбанди, Мавлоно Яъкуба Чархи, Ходжи Ахрора, некоторых ДДуйбарских шейхов и др. [14, с.7-8].

Составители документа утверждают, что учения всех четырех орденов являются истинными, и каждый, кто захочет последовать учению любого из названных орденов, вступают на путь истины1 В документе семь печатей руководителей орденов Дкахрия, Кубравия, Ижия, нВкшШвндия. К сожалению, печати малоразборчивым дефектны^].

Согласно Кошифи, Ходжа Баховаддин Нёкшббанд родился в 718 г х. (1318 г.) [1, с.53]. Исходя из того, что имя Баховаддина названо после имени шейха Махмуда, можно предполагать, что последний жил в xiii в. Из указа Оллоербека-инока, сына Каттабека дивонбеги, известно, что мвзар Хаджоджа гарранда владел вакфными землями. Однако из-за отсутствия собственной вакфной грамоты неизвестно, какая категория земли, в как омраз мере и на каких условиях первоначально была пожертвована в вакфмазара. Неизвестно также имя вакфщдателя. Из этого указа следует, что вакф мвзара ГГарранда был потомственным (авлоди). Согласно условиямучредителя вакфа должности шейха и мутаваллия мвзара фактически из поколения в поколение переходили к потомкам Хаджоджи гарранда. Каждый правитель или диванбеги периодически специальными указами подтверждал право наследников шейха на занятие ими названных должностей. В частности, в указе отмечено, что Ходжа Кони, который происходил из потомков шейха гарранды и проживал в Магиане, много лет выполнял обязанности шейха и мутаваллия этого мазара. Олоёрбек признал право ходжи Кони на должность шейха и мутаваллия мазара и своим указом назначил последнего на эту должность с правом управления вакфными землями мазара.

Приношения, которые поступали в мазар также принадлежали мутаваллиюи его родственникам - потомкам Хаджоджи ГЪрранди [4, л.16]. В документе нет указания о порядке распределения и расходования доходов вакфа и приношений. Ходжа Кони одновременно занимал должность мутаваллия и шейха мазара Хотун ГЬрсо, который был расположен также в Маг иане. Иэтот мазар владел вакфами.

Госле завоевания и присоединения края к России и образования Туркестанского генерал-губернаторства был принят ряд мер, ограничивших вакфюе землевладение. Гри военных губернаторах областей функционировали поземельные податные комиссии, которые на основе вакфных грамот и указов прошлых правителей подтверждали их и отрицали права мазаров на владение

вакфнъм имуществом! Для подтверждения прав мазара Хаджоджи Гарранди на

владение вакфнъми землями вышеназванный указ Сллоёрбека и ещё один документ-заявление мутаваллия мазара СЪлиха-ходжи, сына Катта-ходжи 11 июня 1887 г. были представленыв Самаркандское областное правление.

В заявлении мутаваллия мазара ишана СЪлиха-ходжи, сына Катта- ходжи, представленном в областное правление, размер земли вакфа мазара определялся в два «куша». В материалах комиссии, проверившей вакфы мазара, отмечено, что в прежние времена весь доход вакфных земель и приношения поклонников мазара поступали в пользу мутаваллия и его родственников, т.е. вакфы мазара находились на правах хурри холис и государству ничего не платили [4, л.16]. Решение комиссии по делу этого вакфа нами не выявлено, поэтому определить дальнейшуюег о историюне представляется воз можным

В районе верховьев Зеравшана значительный фюнд возделываемых земель являлся собственностью религиозных учреждений. ГГодатный инспектор 1-го Самаркандского участка ВДынин в 1904 г. проверил экономическое положение Фальгарской, Матчинской и Искандеровской волостей. ГЬ его даннымчисло дворов в Фальгарской волости составляло 2125, в Искандеровской - 1125, и в Матчинской -1100, в томчисле безземельных дворов было в первой 115, во второй - 110 и в третьей -85. В среднем семьюв Фальгарской волости составляли 5, в Искандеровской - 4,9 и Матчинской - 3,7 человек. Численность населения Фальгарской волости достигала 10625, ИЪкандеровской - 6003 и Матчинской - 4070 человек [5, л.3].

Общая площадь удобных для земледелия земель Фальгарской волости по сведениям ВДынина, равнялась 2870 десятинам. Гри 2010 земельных хозяйствах (безземельные дворы не включены) в волости, на одно хозяйство в среднем приходилось в данном случае по 1,4 десятины. ВДынин не приводит сведений об общей площади пригодных к возделыванию земель Искендеровской и Матчинской волостей, но считает, что в среднем на двор приходилось по 1 десятине земли [5, л.4]. Глощади земель, находившихся в ведении крестьян были весьма незначительными. Большая часть фонда земель районов верховьев Зеравшана являлась собственностьюрелиг иозных учреждений. Дехкане этих районов, владея маленькими придворными участками являлись арендаторами вакфных земель и обрабатывали их на исключительно тяжелых и обременительных условиях. Значительный фонд земель находился во владении бывших беков. Эти земли после присоединения районов верховьев Зеравшана к России, были объявленыказенными и сдавались в аренду также на обременительных условиях. Известно, что при наличии частной собственности основной фонд частновладельческих милковых земель принадлежал местным баям [5, л.7]. Основная же масса дехкан являлась арендаторами вакфных, государственных и частновладельческих земель.

Экономические и бытовые условия жизни нагорного населения накладывали известный отпечаток и на религиозные обычаи. Многовековая замкнутость и

изолированность местного населения в горных бекствах очевидно была одной из основных причин того, что мусульманская религия сохранила здесь следы1 фанатического исповедания, а народные обычаи в форме религиозных обрядов выполнялись с особой педантичностью Рождение, обрезание, свадьба, похороныи поминки, хотя по бедности не справлялись с пышностью тем не менее, отличались пунктуальностьюв соблюдении мельчайших подробностей. Все обряды) связанные с непосильными расходами, чрезвычайно тяжело отражались на положении горца. В

каждом кишлаке имелась мечеть, а в наиболее людных селениях-по две, и даже по три. Состоящие при мечетях имамы содержались за общественный счет, получая с каждого двора от 1 до з тенег (15-45 коп.) в год. В Днин как на отличительную особенность обрядовой стороныбыта Зеравшанских г орцев указ ывал на их особое почитание мог ил шейхов. Мазарыустраивались не на общих кладбищах, а отдельно, чаще всего при дорогах. Грсезжая мимо таких могил с воздвигнутыми над ними памятниками в виде особых построек (мазаров) украшенных рогами диких коз, разными тряпками и с развевающимся на месте конским хвостом, мусульманин-горец считал своей обязанностью слезать с лошади, и, почтительно наклонив голову, провести своего коня или осла мимо мазара под уздцы[5, л.47].

Важным в определении положения вакфных учреждений является вопрос о налогообложении. В Кухистане насчитывалось большое число освобожденных от государственного налогообложэния вакфных учреждений. После завоевания и присоединения верховьев Зеравшана к России налогообложение вакфных учреждений существенно изменилось.

Исследователь А Кдашев на основании Положения 1886 г. «Об управлении Туркестанским краем», пишет, что «...обложению государственным поземельным налогом не подвергались вакфные населенные земли, весь доход которых назначен вакфным документом (вакф-наме) в пользу мечетей или школ, или же надобностей общественного презрения. Принадлежащие мечетям сады, рощи, если они служат местами молитвенных собраний, общественных празднеств, отдохновения путешественников». В статье 286 имелось приложение, указывающее, что при учреждении новых вакфов они не освобождаются от обложения земли, с которой взимается государственный поземельный налог [15, с.62-63].

Царская администрация края отменила налоговые привилегии вакфов и установила контроль над их доходами. Старший помощник начальника Ходжентского уезда, ведавший делами Дизакского района, в рапорте начальнику уезда от 18 августа 1875 года писал: «№ основании §295 временного положения об управлении Семиреченской и Сыр-Дарьинской областями вакфные документы для установления прав вакфов были переданыв рассмотрении областного правления». Эти вакфы по юридическим правам делились на обменные, т.е. освобожденные от государственного обложения и платящие установленные подати. Большинство документов Дизакского района было собрано у мутаваллиев еще в 1868 г. Военный губернатор Сыр-Дарьинской области в отношении прав обеленных вакфов дал указание, обложить эти учреждения всеми налогами до рассмотрения этих документов в особой проектируемой поземельной комиссии и что впредь до решения поземельного вопроса, подати должны быть платимы! в казну сполна. 25 октября 1874 года начальник Ходжентского уезда представил в комиссию по по земельному вопросу Туркестанского края 471 копию и 104 подлинных вакфных документа данного уезда. Затем подлинные документы были возвращены владельцам! Однако права обеленных вакфов и налоговый иммунитет их были отменены! Все вакфы облагались государственными податями. Гри раскладке поземельной подати не делалось различия между вакфными и мульковыми землями

[6, л.3]. Военный губернатор Сыр-Дарьинской области 10 октября 1875 года информировал начальника Ходжентского уезда, что взимание поземельной подати проводится посредствомраскладки, и поэтому освобождение или не освобождение обеленных вакфов от налог а зависит от воли самих дехкан сельских обществ: ког о пожелают, могут освободить от податей, но при условии однако не уменьшая назначенного на целое общество оклада подати [6, л.9]. Следовательно, государство определяло общую сумму налога по сельскому обществу в соответствии с общей площадьювозделываемых земель. Гри освобождении земель обеленных вакфов от налогообложения сумма обложения на мульки дехкан значительно возрастала, с чемдехкане не могли согласиться.

После завоевания и присоединения Северного Таджикистана к России власть мутаваллиев были несколько ограничены. Хотя в потомственных вакфах должности мутаваллиев и сохранились, но само назначение мутаваллиев оформлялось специальным указом по согласованию с царской администрацией. В журнале общего присутствия Самаркандского областного правления в записи от 4 марта 1892 г. определялся порядок назначения мутаваллиев вакфов: «На основании правил шариата заведование вакфным имуществом, как и прежде, возлагается на мутаваллиев. Мутаваллий должен быть определен на должность на точном основании вакфнаме для каждого вакфа с утверждением областного правления. Если в вакфнаме не указано, кто именно должен быть мутаваллием, то тогда обслуживающие лица вакфного учреждения должны выборным порядком выбрать мутаваллия. При этом выборщики обязаны перед властями ручаться за благонадежность избранного ими мутаваллия [7, л.8].

Система назначения мутаваллиев была следующей: протоколы об их выборе или назначении представлялись на рассмотрение уездных начальников, и, в случае одобрения, направлялись на утверждение в областное правление после утверждения которого, мутаваллий приступал к выполнению своих обязанностей [8, л.15].

В отличие от предедущего периода, когда мутаваллии фактически являлись полными хозяевами вакфного имущества, возросла их ответственность перед новой властью. Мутаваллии должны были представлять точные сведения об имуществе вакфов. Контроль за правильностью расходования доходов вакфа мазаров возлагался на казийского судью, который обязан был предоставлять отчет об этом уездным начальникам. Последние направляли отчеты в областное направление. Мутаваллий объязан был соблюдать интересы вакфа, ремонтировать здания. В случаях злоупотребления в заведении вакфом мутаваллий привлекался к ответсвенности по законам империи за преступлении по должности [8, л.15].

Приведенные данные свидетельствуют, что в Северном Таджикистане, как и во всем Туркестанском генерал-губернаторстве, сократилось количество вокфов мазаров, изменился порядок назначения мутаваллиев, был введен контроль за поступлением доходов и расходованием средств.

Безусловно, одними административными мерами, новой власти представлялось возможность изменить веками существовавшее положение по вакфному вопросу. Тем более, что даже в начале ХХ в. администрация на

.........................муаррих..............................61 .........................историк...........................

местах не располагала точными данными об имуществе всех вакфов края. Имелось много неясностей и неопределенностей и в отношении общего фонда возделываемых, земель и о вопросе налогообложения. Воспользовавшись этим, некоторые вакфы скрыто продолжали свое существование. Старший чиновник ревизионной комиссии, назначенный центральным правительством России для ревизии пояснения налогообложения Туркестана, в письме от 8 июня 1909 г. Ходжентскому уездному начальнику писал: «По имеющимся сведениям во многих местах Туркестана существуют так называемые «секретные» вакфные имущества, официально незарегистрированные, но фактически вполне соответствующие вакфным учреждениям. Для решения вакфного вопроса существенное значение имело полное выяснение положения всех вакфов страны. Поэтому старший чиновник просил начальника Ходжентского уезда определить размеры недвижимых имуществ всех вакфов, доход о которых фактически без официальной санкции властей поступал в содержание мусульманских религиозных учреждений» [9, л. 193].

Изучение ряда вакфов Кухистана показывает, что в этом горном районе большая часть плодородных орошаемых и богарных земель принадлежала религиозным учреждениям.

Приведённые данные свидетельствуют о сложности положения вакфного дела и религиозного уклада жизни населения Северного Таджикистана, включая и районы верховьев Зеравшана.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кошифи Али ибн Хусайни Воиз. Рашахоти айнил хайят. - Лакнау, 1890.

2. Инв. Института истории, археологии и этнографии им! А Даниша АН Республики Таджикистан, док. №871.

3. Самаркандские документыxv-xvi вв. (о владениях Ходжи Ахрара в Средней Азии и Афганистане), факс, крит., текст, пер., введ., Гримеч., и указ. СДЧехович -М Наука, 1974. - 631 с.

4. Ц"АРеспублики Узбекистан, ф8, оп.1, д. 10467.

5. Ц"АРеспублики Узбекистан, ф8, оп.1, д. 12719.

6. ЦАРеспублики Узбекистан, фх оп.1, д. 19.

7. ЦАРеспублики Узбекистан, ф8, оп.10627.

8. ЦАРеспублики Узбекистан, ф20, оп.1, д. 679.

9. ЦАРеспублики Узбекистан, фх оп.1, д.88.

10. Чехович СД. Бухарские документык™ в. - Ташкент, 1965.

11. Мукминова Fl Г. К истории аграрных отношений в Узбекистане xiv в. Вакф наме. - Ташкент, 1966.

12. Фарсанг Бухары был равен около 8,5 км Ш Давидович ЕА Материалы по метролог ии средневековой Средней Азии. - М 1970.

13. Махмудов Н Земледелие и аграрные отношения в Средней Азии в xiv-xv вв. -Душанбе, 1966.

14. Иванов ПП Хозяйство Джуйбарских шейхов. - МЩ 1954.

15. Юдашев А Аграрные отношения в Туркестане (конецxix - начало ХХвв.). -Ташкент, 1969.

16. Акимбетов LU Очерки Каг истана - // Туркестанские ведомости.- 1881. - №3з

В статье рассмотрена краткая история вакфных учреждений - мазаров Хаджодж гарранда Верховьев Зеравшана, число которых было большим! Исследование каждого вакфюго учреждения позволяет выявить новые данные по истории аг рарных отношений дореволюционног о Таджикистана.

Ключевые слова: Верхный Зеравшан, Средневековье, Орден Ходжагон, шейх, Накшбандия, мутавалли, потомственность, вакф-наме, религиозное учреждение, духовный феодал, джуйбарские шейхи.

АЗ ТАЪРИХИ ЗАМИНДОРИИ ВАЦФИИ МАЗОРИ ^А^О^И ПАРАНДАИ БОЛООБИ ВОДИИ ЗАРАФШОН ДАР ИНТИ^ОИ АСРИ

Х1Х ВА ИБТИДОИ АСРИ ХХ

Абдувалй КУШМАТОВ,

доктори илмх,ои таърих, профессор

Дар маводи мазкур муаллифи он мухтасар оид ба таърихи заминдории вацфии мазори %аццоци Паранда воцеъ дар болооби водии Зарафшон,ки шумораи он^о хело зиёд мавриди барраси царор гирифтаанд, сухан меронад.Таъсиси муассиса^ои вацфи имкон меди%анд,ки ба таърихи муносибат^ои аграрии Тоцикистони тоинцилоби равшани андозанд.

Калидвожа^о: Болооби Зарафшон, асримиёнаги, Ордени Хоцагон, шайх, Нацшбандия, мутавалли, мероси, вацфнома, муассиса^ои дини, феодалони ру^они, шайхони цуйборй.

FROM THE HISTORY OF VAQFS LAND USER OF MAZAR OF KHOJA PARRANDA OF THE UPPER ZERAFSHAN

IN THE END XIX AND BEGINNING XX CENTURIES

Abduvali KUSHMATOV, doctor of historical sciences, professor

This article highlights briefly about the history vaqfs offices-mazar of Khoja Parranda of the Upper Zerafshan, the number that was so more. The research every of the vaqfs offices let to got the information about historic-agrarian relation pre-revolution of Tajikistan.

Key words: The Upper ZErafshan, medieval, Order of Khojagon, Sheikh, Naqshbandiya, Mutavali, Descendent, Vaqfname, religious offices, religious feudal, Juybar Sheikhs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.