Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОДЕЖДЫ ТАДЖИКОВ'

К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОДЕЖДЫ ТАДЖИКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИ / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА / ПЛАТЬЕ / ВЕРХНИЙ ХАЛАТ / ДЕКОР / ВЫШИВКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саидов Абдукаххор, Кобилова Мастона Пирумшоевна

В статье отмечается, что существующая типология исторической одежды таджиков не охватывает все разнообразие в прошлом бытовавших предметов одежды. Оригинальные решения встречаются также в декоре и способах носки такой одежды. По данной теме приводятся конкретные примеры, о которых широкому кругу интересующихся вопросами национальной материальной культуры неизвестно. Обсуждены некоторые вопросы, связанные с генезисом, назначением и другими аспектами освещаемой темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF TYPOLOGICAL DIVERSITY OF HISTORICAL CLOTHING OF TAJIKS

The article notes that the existing typology of historical clothing of Tajiks does not cover the entire variety of clothing items that existed in the past. Original solutions are also found in the decor and methods of wearing such clothes. Specific examples are given on this topic, which are unknown to a wide range of people interested in national material culture. Some issues related to the Genesis, purpose, and other aspects of the topic were discussed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОДЕЖДЫ ТАДЖИКОВ»

15. АМД Ч,ум^урии Точикистон, ф.1, р.1. д.1698, в.12.

16. АМД Ч,ум^урии Точикистон, ф.1, р.1. д.1698, в.13.

НИГО^Е БА ТАЪРИХИ ^АЦОБАИ ВАЦФИ МАЗОР^ОИ УЕЗДИ ХУЧАНД ДАР ОХИРИ АСРИ XIX ВА ИБТИДОИ АСРИ XX

Дар байни муассисах,ои динии Шимоли Точикистон, аз чумла уезди Хучанд, мазорх,о ма;оми асосй доранд. Ва;фи мазорх,о, ки василаи асосии вучуди онх,о, воси-таи тавоной, таъсиру нуфузи онх,о мебошад, на фа;ат дар водй, балки дар кух,истон хдм шумораи мазорх,ои ва;фдор хеле бисёр буд.

Бисёр муассисоти динии уезди Хучанд, бар хилофи ;оидаи асосии х,у;у;и обдорй, заминро аз чуйборе, ки обёрй мекарданд ва оби чуйборро ба василаи махсу-си муомилот, табдил медоданд.

Калидвожа^о: муассисоти вацф, ^ацоба, шариат, мутавалли, шайх, эшон, цозй, вацфнома, мансабуои дини, масцид, хонацоц, Туркистон, уезди Хуцанд, округи За-рафшон, хон, Осиё, як осиё об, об, як об, цабза, як цабза об, бармоц, як бармоц об.

ВГЛЯД НА ИСТОРИЮ ВАКФА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ МАЗОРОВ ХОДЖЕНТСКОГО УЕЗДА В КОНЦЕ XIX И НАЧАЛЕ XX ВВ.

Среди религиозных учреждений Северного Таджикистана, особенно Ходжент-ского уезда, мазары занимали важное место. Вакф мазаров являлся основным источником их существования, и с другой стороны способствовал упрочению их положения и влияния в обществе. Сильные позиции вакфов мазаров наблюдались не только на равнинных районах, но и в далеких высокогорных краях.

Многие состоятельные люди передавали религиозным учреждениям орошаемую воду-хакоба. Хакоба предоставлялась крестьянам на платной основе, цена на которую значительно возрастала.

Ряд религиозных учреждений, в нарушение существующих традиций, культуру водопользования превращали в прибыльное дело. Не только земли переданные им в вакф, но и орошаемую воду, превращали в прибыльный товар.

Ключевые слова: вакфные учреждения, хакоба, шариат, мутавалли, шейх, кази, вакфнаме, мечеть, Туркистан, Зерафшанский округ, Ходжентский уезд, мельница, меры измерения воды.

A POINT VIEW TO THE HISTORY VAQFS WATER RESOURCES OF MAZARS

KHUJAND OKRUG IN THE END XIX BEGINNING XX CENTURIES

Among religious institutions of the northern Tajikistan, epically Khujand uezd, mazars of vaqfs. Vaqfs mazars are the main sauces its existence, on the other hand based on its possession and influences in society. The main strong position of vaqf mazars are observed not only in plains regions, but also in far mountains edges.

Many of wealthy people gave to the vaqfs institutions of water vaqfs-hakoba. Hako-ba gives to the peasants on a fee-paying base, the value was so higt.

A lot of religions institutions in a violation of traditions and culture water using turned to profit business, not only the lands of vaqfs, but also irrigable waters, turned to its profit goods.

Key words: vaqf institutions, hakoba, shariat, matavali, sheikh, qazi, vaqfname, mosqie, Turkistan, Zerafshan okrug, Khujand uezd, measure of water.

Сведения об авторе: Кушматов А.-Таджикский национальный университет, доктор исторических наук, профессор. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки, 17. Телефон (+992) 919-666917.

Information about the author: Kushmatov A.-Tajik National University, Doctor of Historical Sciences, Professor. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki avenue, 17. Phone (+992) 919-666917.

УДК: 902.7(575.3)

ЗООМОРФНЫЕ МОТИВЫ В ДЕКОРЕ ИЗДЕЛИЙ ТРАДИЦИОННОГО ВЯЗАНИЯ ТАДЖИКОВ

КАМОЛ Х., СОДИКОВА С. А., Институт истории, археологии и этнографии им. А.Дониша

Большой интерес представляет анализ художественного аспекта вязального ремесла таджиков, а именно принципов орнаментации, которых придерживались народные мастерицы, особенно в Горном Таджикистане. Граф А. А. Бобринский писал, что именно благодаря узору предметы их вязального рукоделия имеют «свой особый отпечаток, свой собственный стиль, стиль горных таджиков» [4, с. 17].

Большое значение в декоре этих изделий, среди которых наибольшую известность приобрели джурабы, придается узорам зооморфного характера. Все они заключают в себе магически-сакральное значение. Они защищают от дурного глаза, символизируют плодородие, пожелание блаженной жизни. «Дикие животные выступали обитателями иного мира, мира сверхъестественных существ, предков», - отмечает Н. А. Хакимова [9, с. 134].

Типичными примерами зооморфных узоров являются композиции под названиями паи пишак («кошачий след»), нохуни паланг («коготь тигра»), каж-думак («скорпион»), пайи гург / вурджбидх («след волка»), чорчашм («четырехглазый»), аждарпайкар («тело дракона»), чашмак / сифцак («глаз»). Эти изображения самым тесным образом связаны со скотоводством и охотой - издавна более распространенными занятиями таджикских горцев.

Причину распространения орнамента пайи гург можно видеть в том, что волк олицетворяет собой настойчивость, дерзость и умелость. У жителей гор есть такое высказывание: «В этом деле он волк», что означает у человека золотые руки в той или иной сфере работы. В горных и предгорных селениях Таджикистана и в наши дни высушенные гениталии волчицы пользуются славой очень действенного оберега от недомоганий и невзгод, средства, приносящего удачу [8, с. 214].

Орнамент чорчашм олицетворяет породу собак среднеазиатской овчарки, с темными или светлыми пятнами над глазами, которые ассоциируются со второй парой глаз. У последователей зороастрийской религии собака считается священным животным. Она принимала самое прямое участие в погребальном ритуале зороастрийцев. Отголоски тех традиций на Памире фиксируются и сегодня, когда впереди похоронных носилок ведут собаку [7, с. 85]. Согласно А. А. Бобринскому, собаку считали святым животным и жители Фалгара, которые любили ее и даже разрешали находиться в самом сокровенном месте жилища -внутри дома [3, с. 107].

Даже такой хищный зверь, как тигр, послужил для вязальщиц источником вдохновения для создания соответствующего орнамента - нохуни паланг. Тигр символизирует мощь земли, он охраняет человеческую жизнь.

Мотив узора, изображающий скорпиона - каждумак имеет вид ромбика с отходящими от него усиками. Сакральное значение придается не только образу скорпиона, но и форме его изображения. Ромб олицетворяет новую жизнь, считается, что он обладает очищающей и оплодотворяющей силой [5, с. 84]. Мотив скорпиона помимо отрицательных ассоциаций, связанных со смертоносным жалом, служил и для выражения добрых пожеланий. Образ скорпиона горцы ассоциировали с верой в защиту, правосудие.

Изображение змеи - морак пропитано магического смысла и издавна воспринималась как сильный оберег. В ходе многовекового развития, этот орнаментальный мотив трансформировался в геометрические и растительные формы. Так, именно его олицетворением служит зигзагообразная линия, которая встречается в оформлении почти всех образцов вязаных рукоделий. Такое заключение справедливо и для мотива рыбы [2, с. 66].

Один из древнейших символических знаков - мотив рогов - шох. Через него получило выражение культовое отношение, как к диким, так и одомашненным животным. Он связан, прежде всего, с представлениями о винторогом горном козле нахчир и архаре - огромном баране с крупными рогами, которые весят около 30 кг. Эти дикие животные таджикскими горцами считались чистыми. В горах мясо архара считали святым, его рога - чистыми. Такое мнение

местные жители связывали с тем, что архар ходит по чистым, незагрязненным местам [11, с. 175-176].

В связи с тем, что горные козлы и бараны обитали высоко в горах и ближе всех живых существ находились к небу, предки таджиков еще со времен древних ариев в них видели воплощение ангелов [3, с. 107].

Мотив рогов, наряду с пятерней и свастикой, - самые распространенные в Таджикистане наскальные изображения. Содержание петроглифов из Шах-тисая, Намадгута, Лангара, Поршнёва, Шахдары, Акджилги, Язгулема, Вибист-дары и других мест таджикского Бадахшана [12, с. 80-96], а также из селений Шамтич, Шахи Сиёх, Дашти Мулло-Тохириён, Кашкулсанг, Вешаб, Фатмев в горном Зеравшане [10, № 1-2, с. 44; № 3-4, с. 45-52], служит свидетельством того, что верования, связанные с дикими рогатыми животными, существовали на Памире уже в мезолитический период.

Традиция почитания рогов занимало важное место в мировосприятии азиатских племен в неолите и бронзовом веке. У иранских народов продолжали считать рога священным атрибутом и в эпоху древности. Персидские цари в торжественных случаях надевали головной убор (корону) с бараньими рогами. Это служило знаком божественности и бессмертия. Шлем с рогами служил головным убором для Александра Македонского, за что его прозвали Зулкарнайн («Двурогий»). Форма короны или шлема с рогами в костюме правителя была призвана показать, что во владыке воплощен рогатый бог Зевс - Амон.

Истоки охранения жилища витыми рогами горного барана связано с зороастризмом. В зороастрийской культуре образ горного барана был воплощением образа «бога царской власти, удачи и счастья - Фар» [9, с. 175-176].

Изображение рогов - культовый символ, в нем находили воплощение добро, достаток, богатство. Образ горного барана и дикого козла, передаваемый через их рога, у таджиков имеет отношение к культу плодородия. В рогах древние люди видели ознаменование связи с верхним миром, верили, что их присутствие рядом с человеком обеспечивает создание вокруг него защитной оболочки, сакрального пространства. Их изображениям придавали охранительную функцию. Считалось, что они способны защитить благоденствие человека, его дома, семьи и близких людей [5].

Священными были, как уже отмечалось, и рога домашних животных. Для равнинных и, в особенности, горных баран-производитель - кучкор пользовался славой наиболее почитаемого животного [3, с. 107]. В долинах Хуфа, Руша-на и Шугнана из овечьего помета делали сосуды для хранения пищевых продуктов, следовательно, здесь считали этот материал чистым [1, вып. 1, с. 63; вып. 2, с. 355]. Согласно хуфской легенде, овца спустилась на землю с неба. Здесь и в долине Бартанга есть мазары (священное место захоронения мусульманского деятеля), посвященные священной овце [1, вып. 2, с. 127-132].

Образ горного козла был очень популярен и в Северном Таджикистане. Как пишет Хамза Камол, жители верховьев Зеравшана утверждали, что человек, употребивший его мясо, очищался от грехов и скверны и даже исцелялся от болезней. Здесь витые рога этого животного служили вотивными подношениями на мазарах. Они и сегодня являются обязательным атрибутом каждого мазара - остона. Даже в советский период подлинные рога этих животных встречались почти в каждом доме горных жителей [9, с. 175-176].

Фигура рогатого скота символизирует новогодний праздник Навруз, наступление которого соответствует вступлению Земли в созвездие Овна (21 марта, день весеннего равноденствия) [9, с. 135]. Изображение на джурабах рогов диких или домашних животных является, кроме того, символом напористости, настойчивости в реализации заветной идеи. Мотив шохи гов ("рога быка") на Памире также изображает рога диких или домашних яков. В этом случае данный мотив выступает образом и воплощением могущества сил природы, хранителем благосостояния народа. Як как парнокопытное млекопитающее является представителем рода настоящих быков, а бык в культуре таджиков является символом упорства, настойчивости, дождя, могущества туч и ненастья.

Итак, у предков таджиков традиция изображения рогов винторогого козла, горного барана или быка сложилась еще в доисламскую эпоху, практически без трансформации она сохранилась и после распространения ислама.

Говоря об изображении рогов как композиционном элементе, через который передается образ конкретного предмета без его цельного изображения, мы имеем дело с развитой стадией абстрагирования в работе художника-орнаменталиста, в качестве которого в нашем случае выступает народная мастерица. Как пишет Н. А. Белинская, здесь имеет место закон изображения целого по части, когда хотя название узора обозначает целый предмет, однако в нем представлена лишь часть обозначаемого предмета. Так, мотив «плакучая ива» в орнаменте выражается через изображение веточки этого дерева, «павлин» показывается через крыло этой птицы, самовар - через его кран или ручку и т.д. [2, с. 56].

Соответственно, мотив узора в виде парных рогов домашнего животного носит название кучкор (баран-производитель»), а в виде витых рогов - нахчир (горный козел).

Период появления эмблематического орнамента пятерни в виде раскрытой кисти руки связывают с седой древностью. По наблюдениям графа А. А. Бобринского, для наскальных изображений верховьев Пянджа пятерня была наиболее характерным знаком. Большая часть таких петроглифов сконцентрирована в нижнем Шугнане, Рушане и долине Гунта. Узор в виде пяти пальцев для памирских горцев, как и иранских шиитов символизирует шиитскую и ис-маилитскую «пятерку»: Мухаммада, Али, Фатимы, Хасана, Хусейна. В данной эмблеме также видят руку Али. Очевидно, описываемый знак был приспособ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.