DOI: 10.24411/2686-9497-2020-10033
А. Н. Корнильцев
ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ школ в Якутии
Аннотация:
Статья посвящена истории становления церковно-приходских школ в Якутии. Автор иллюстрирует динамику развития церковного школьного образования и оформление самостоятельной структуры, служившей альтернативой Министерству народного просвещения. В статье отмечаются проблемы, возникавшие в процессе; описывается формирование структуры управления и инспекции духовных школ. Автор говорит о создании братства во имя Христа Спасителя и церковных попечительств, целью которых была поддержка школьного дела. Установлено, что церковные школы в первое десятилетие XX в. представляли собой слаженную систему начального образования и внесли большой вклад в распространение просвещения в Якутской области.
Ключевые слова: начальное церковное образование в Якутии, церковно-при-ходские школы, церковные попечительства, братство во имя Христа Спасителя
В XIX в. одним из важных элементов системы начального образования в Российской империи являлись возглавляемые духовенством церковноприходские школы (ЦПШ), задачей которых было обучение детей Закону Божию, чтению, письму и счету. Первые ЦПШ открылись в 1830-е гг. в соответствии с указами Св. Синода.
В отдаленном Якутском крае необходимость в образованных людях возникла сразу же после его вхождения в состав России. Первые школы были созданы по частной инициативе глав Борогонского и Хангаласского улусов А. Аржакова и И. Шадрина. Городские училища стали открываться только с начала XIX в. Известно, что представители духовенства начали организовывать школы при церквях с середины XIX в. и опередили таким образом Министерство народного просвещения. С 1870-х гг. в Якутской области стали учреждаться и школы Министерства народного просвещения, в связи с чем действовавшие приходские школы переходили в ведение министерства либо закрывались.
В 1884 г. ЦПШ и школы грамоты были выведены из ведения Министерства народного просвещения и переданы духовному ведомству. Тогда же в Якутской епархии был создан епархиальный училищный совет. Пост председателя совета, как правило, занимал ректор духовной семинарии.
А. Н. Кормильцев Из истории становления церковно-приходских школ в Якутии
В епархии создавались церковно-приходские попечительства, главной задачей которых было содействие в привлечении в ЦПШ учащихся и материальное обеспечение последних — для их «поддержания и процветания» [1, д. 1060, л. 20]. Кроме того, была учреждена должность епархиального наблюдателя для мониторинга качества образования в церковных школах и школах грамоты.
В 1885 г. по приказу епископа Якутского и Вилюйского Иакова (Дом-ского) при ЦПШ были созданы библиотеки, закуплены и разосланы по школам учебники, хрестоматии и книги: Азбука, Букварь, «Родное слово», «Молитвослов» и др. Стоимость присланной литературы вычиталась из жалованья священников-педагогов [3, с. 58].
Тогда же были открыты три ЦПШ [1, д. 1169, л. 9] и образованы церковные попечительства в северных округах. Всем священнослужителям епархии было выдано архиерейское благословение о заведении домашних школ с последующим их преобразованием в школы церковно-приходские [1, д. 1169, л. 19]. В 1887 г. было учреждено шесть приходских школ (олек-минская, нерюктяйская, берденская, покровская, красноярская и кыллах-ская), две из которых обеспечивались приходскими попечительствами [1, д. 1219, л. 25].
В конце XIX в. местное население уже охотно отдавало детей в школы, и ценз духовного образования был достаточно высок. К якутскому архиерею поступали ходатайства о преобразовании министерских школ (т. е. школ, находящихся в подчинении Министерства народного образования) в цер-ковно-приходские [1, д. 1270, л. 12]. В 1889 г. в Якутской области был поднят вопрос об увеличении количества и улучшении качества ЦПШ, которые при этом были признаны «вполне удовлетворяющими потребности сельского населения в грамоте», так как они «при малых расходах на свое содержание, дают новые пути влияния на народ в духе христианской нравственности и содействуют вместе с тем распространению русского языка» [4, с. 227].
В 1888/89 учебном году действовало уже 13 ЦПШ, в которых обучалось 129 учеников обоего пола (117 мальчиков и 12 девочек), а также 13 школ грамоты с 39 воспитанниками. Наблюдалась положительная динамика в отношении не только церковных школ, но и приходских попечительств, которых к 1892 г. насчитывалось уже 14 [1, д. 1431, л. 34].
Помимо того, продолжало свою деятельность Якутское миссионерское училище при Спасском монастыре, имеющее 2 класса и 3-й приготовительный, где проходили обучение 37 учащихся.
К 1892 г. в епархии зафиксировано 43 032 детей школьного возраста и 44 школы (1 двухклассная, 25 одноклассных, 13 школ грамоты, 15 министерских и 9 школ других ведомств, в том числе образцовая школа при семинарии), в которых обучалось 1 054 человека [1, д. 1431, л. 57]. Приведенная
статистика свидетельствует о том, что, несмотря на увеличение количества школ, они все еще не удовлетворяли потребности населения в образовании: численность учащихся все еще была невелика.
Епископ Мелетий (Якимов) отмечал: «...Мало-помалу, и якуты приходят к сознанию, что нужно учить детей, и для этого нужно строить школы и при них общежития.» [1, д. 1321, л. 35].
В 1893 г. в епархии функционировало 34 ЦПШ, в которых обучалось 437 учащихся, и 15 миссионерских школ с 241 учащимся [1, д. 1488, л. 36]. Церковные попечительства работали достаточно активно, изыскивая средства для содержания приходских школ, но только некоторые учебные заведения могли себе позволить общежитие для учащихся.
Следует упомянуть о еще одной организации, которая оказывала помощь в открытии и содержании церковных школ в области. Это было братство во имя Христа Спасителя, учрежденное 28 августа 1892 г. с целью «вспомоществования» миссионерскому комитету и училищному совету в устройстве и развитии ЦПШ. К 1895 г. общество уже имело капитал 10 444 руб. [1, д. 1544, л. 9]. Братство оказывало помощь школам в случае, когда не было возможности выйти из затруднительного положения (своего рода резервный фонд для помощи в критических ситуациях). Одним из попечителей и почетных членов братства был знаменитый обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев [1, д. 1544, л. 10].
К 1895 г. отличительной чертой ЦПШ в Якутском крае было использование учебников на якутском языке, что не практиковалось в народных школах. При посредничестве переводческой комиссии при братстве св. Гурия в Казани были изданы «Букварь» и учебник русского языка для якутов [1, д. 1602, л. 47].
Продолжалось учреждение окружных отделений епархиального училищного совета. В 1897 г. действовало пять отделений — Якутское, Олек-минское, Вилюйское, Верхоянское и Колымское [1, д. 1705, л. 3]. В 1899 г. отделение епархиального училищного совета было открыто в Охотске.
К 1897 г. в Якутской области было всего 70 начальных школ, 20 из которых относились к министерским [1, д. 1705, л. 11]. К 1899 г. количество школ возросло до 80 (с 800 учащимися). Небольшая численность учащихся объясняется отсутствием общежитий.
В Якутске при каждой из церквей были открыты школы, организованные по модели двухклассных миссионерских школ (с общежитием) [1, д. 1818, л. 8]. С 1902 г. одна из школ стала называться «учительской». За 30-летний срок своего существования она выпустила 120 воспитанников, из которых педагогическую стезю избрал 21 человек [5, с. 105].
Со временем название «церковно-приходская школа» было вытеснено более широким понятием «церковная школа», которое охватило в том числе
А. Н. Корнильцев Из истории становления церковно-приходских школ в Якутии
начальные церковные школы. Законодательно это было оформлено в Положении о церковных школах ведомства православного исповедания от 1 апреля 1902 г. [6, с. 109]
Главными препятствиями в деле народного образования, по свидетельству церковного наблюдателя протоиерея Николая Нифонтова, являлся недостаток преподавательских кадров и необходимость содержания при каждой школе общежития-пансиона на 8-15 человек, «так как якуты живут очень разбросано и курс обучения разделен на 4 года» [1, д. 2190, л. 10]. Кроме того, в 1909 г. епархиальный архиерей отмечал недостаток учебников и отсутствие единой программы обучения [1, д. 2370, л. 8].
Частично кадровую проблему решали выпускники Якутской духовной семинарии и выпускницы епархиального женского училища, которые становились учителями церковных школ. Тем не менее, значительную трудность представляло обеспечение кадрами северных округов, так как туда, в связи со спецификой проживания, не соглашались ехать не только прибывшие из европейской России, но и якутские жители.
В июле 1911 г. в Якутске состоялось открытие педагогических курсов для учителей и учительниц одноклассных ЦПШ. Курсы действовали всего месяц — с 1 по 30 июля: проводились занятия по Закону Божию, русскому языку и арифметике. Утренние уроки продолжались по 4 часа, и 3 из них являлись практическими занятиями, которые проводились как руководителями, так и слушателями курсов. Вечерняя часть курсов была посвящена разбору проведенных уроков. Слушателям читались лекции по гигиене, сельскому хозяйству и природоведению.
По сведениям исторических источников, слушателями курсов стали 80 человек, но к завершающему экзамену были допущены 29, и только 20 получили право преподавания в ЦПШ [1, д. 2498, л. 53]. Во время проведения учительских курсов был основан Иаковский фонд (в память о епископе Иакове (Домском)) для помощи учащимся церковных школ [1, д. 2498, л. 54].
С 1910-х гг. наблюдаются факты закрытия некоторых ЦПШ в связи с учреждением в местности одноклассных начальных училищ Министерства народного просвещения. Некоторые из школ располагались на значительном расстоянии от храмов, и в 1912 г. были введены школьные паломнические поездки на богомолье в свой храм [1, д. 2560, л. 76].
Следует отметить, что в описываемый период наблюдается тенденция увеличения общей численности учащихся, что связано с возрастанием их количества в городских школах. Сельские школы наоборот обнаруживали снижение количества учеников и даже закрывались в связи с их отсутствием [1, д. 2498, л. 58].
Большинство учащихся Якутии (около 80%) проходили обучение в ЦПШ. В каждой из школ было в среднем по 15-20 человек, в то время как
в школах грамоты — не более 10. Это объясняется отсутствием удобных помещений для образовательной деятельности и общежитий-пансионов [1, д. 2498, л. 70].
В 1914 г. в епархии действовало 65 начальных школ: 1 второклассная, 51 церковно-приходская (4 двухклассных и 47 одноклассных) и 13 школ грамоты. Школы отличались по национальному составу: в 11 из них обучалось исключительно местное население, в 7 — «исключительно русский контингент» [1, д. 2683, л. 83].
В апреле 1920 г. постановлением Якутского губернского революционного комитета все духовные учебные заведения Якутской епархии были частично закрыты, частично переданы со своим учительским персоналом и материально-технической базой в подчинение Наркомату просвещения. Так, многие ЦПШ стали основой для развития советской системы образования.
Таким образом, с 1884 г. создание ЦПШ получило в Якутском крае законодательное оформление. В это время началось формирование структуры управления и инспекции духовных школ, создавались церковные попечительства, было учреждено братство во имя Христа Спасителя. Целью этих образований была поддержка школьного дела. В результате сложной трансформации церковная начальная школа оформилась в самостоятельную структуру, служившую альтернативой Министерству народного просвещения.
Следует отметить, что изначально уроки в ЦПШ проводились на русском языке, что затрудняло процесс обучения местных детей. Затем, уже к концу XIX в., отличительной чертой церковных школ в Якутском крае стало использование учебников на родном якутском языке. Были изданы букварь и учебник русского языка для якутов. Рост количества школ сделал актуальной проблему нехватки преподавательских кадров, которая была частично решена усилиями духовных и светских учебных заведений и посредством организации преподавательских курсов. Учительский персонал церковных школ также претерпел существенные изменения: удалось повысить качество подготовки персонала, вырос образовательный ценз учителей церковных школ. К 1917 г. основная часть учителей ЦПШ имела среднее образование либо прошла соответствующие испытания на звание учителя ЦПШ.
На основании проведенного исследования можно выделить пять периодов развития церковного школьного дела в Якутской епархии:
1. 1860-1870 гг. — первые попытки открытия ЦПШ.
2. 1870-1884 гг. — передача всех школ в подчинение Министерства народного просвещения.
3. 1884-1896 гг. — становление структуры управления церковными школами и оформление сети начального церковного образования в епархии.
А. H. Кормильцев Из истории становления церковно-приходских школ в Якутии
4. 1S96-19G9 гг. — улучшение учебной и материально-технической базы церковных школ и поиск средств на поддержание существующих школ.
5. 1909-1919 гг. — участие церковных школ в организации всеобщего обучения в Якутской области.
Таким образом, церковные школы в первое десятилетие XX в. сформировали слаженную систему начального образования и внесли большой вклад в распространение просвещения в Якутской области. Школы были расположены во всех округах, в том числе и отдаленных улусах, и наряду с храмами стали культурными и духовными центрами края. Учащиеся, оканчивавшие ЦПШ, получали право поступать в духовные и светские училища, повышать свой уровень образования и впоследствии становились учителями школ Якутской области, пополняя ряды интеллигенции. Многие из выпускников церковных школ стали образованными деятелями родного края. Некоторые из них (П. П. Явловский, Н. Н. Москвин, С. Н. Лебедев, П. В. Попов и др.) закончили духовные академии и сыграли заметную роль в общественной и духовной жизни области.
Источники и литература
1. Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 44Z. Z. Гончаров, М. А. Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в России в конце XIX — нач. XX в. / М. А. Гончаров, М. Г. Плохова // Вестник ПСТГУ. IV : Педагогика. Психология. М., ZO^. Вып. Z @5). C. 101-117.
3. Захарова, Т. В. История библиотек Якутии (XVII век — 19Z0 год) / Т. В. Захарова. Якутск, ZGG4.
4. Майнов, И. И. Зачатки народного образования в Якутской области / И. И. Май-нов // Сибирский сборник. Год XII. Вып. III. Иркутск, 1897. С. 172-229.
5. Павлов, А. А. Профессиональные и средние школы Якутии: (XVIII — нач. XX в.) / А. А. Павлов. Якутск, Z013.
6. Смолич, И. К. История Русской Церкви. 1700-1917 / И. К. Смолич. М., 1996. Ч. II.
References
1. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [Russian State Historical Archives]. Stock 481. L. 1.
Z. Goncharov M. A., Plokhova M. G. Tserkovno-prikhodskie shkoly iikh mesto vpodgotovke uchitelei v Rossii v kontse XIX — nach. XX v. [Parish Schools and Their Place in Teacher Training in Russia in the Late 19th — Early Z0th Centuries] // Vestnik PSTGU. IV: Pe-dagogika. Psikhologiia — Bulletin of Saint Tikhon's Orthodox University. IV : Pedagogy. Psychology. Moscow, ZdZ. Nr. Z U5). P. 101-117.
3. Zakharova T. V. Istoriia bibliotek Iakutii (XVII vek — 1920 god) [History of Libraries of Yakutia (XVII Century — 19Z0)]. Yakutsk, Z004.
4. Mainov I. I. Zachatkinarodnogoobrazovaniia vIakutskoioblasti[The Rudiments of Public Education in the Yakutsk Region]. Sibirskii sbornik — Siberian Collection. Year XII. Issue III. Irkutsk, 1897. P. ^^9.
5. Pavlov A. A. Professionale i srednie shkoly Iakutii (XVIII — nach. XX v.) [Professional and Secondary Schools in Yakutia (XVIII — Early XX Century)]. Yakutsk, 2013.
6. Smolich I. K. Istoriia Russkoi Tserkvi. 1700-1917 [History of the Russian Church. 17001917]. Moscow, 1996. Chapter II.
A. N. Korniltsev
Iz istorii stanovleniia tserkovno-prikhodskikh shkol v Iakutii [From the History of Parochial Schools Formation in Yakutia]
Abstract:
The article is devoted to the history of the formation and establishment of parish schools in Yakutia. The author illustrates the dynamics of church school education development and its formation into an independent structure, which served as an alternative to the Ministry of Public Education. The encountered problems and difficulties were noted. Author tells about the management structure and inspection of theological schools development, about creation of church trusteeships, establishment of a brotherhood in the name of Christ the Savior, the purpose of which was to support school affairs. Article shows that church schools in the first decade of the XX century became a coherent system of primary education and made a great contribution to the spread of education in the Yakutsk region.
Keywords: primary church education in Yakutia, parochial schools, church trusteeship, brotherhood in the name of Christ the Savior