Из истории реформирования народного образования в России в начале XIX века: опыт введения ланкастерской системы обучения
Александр Орлов, докт. истор. наук, профессор кафедры зарубежной истории МГГУ им. М.А. Шолохова
На переломных этапах российской истории высшая власть стремилась реформировать экономику государства, что неизбежно вело за собой реформы в системе образования. При этом определяющим в политике власти было желание модернизировать производство, чтобы на равных конкурировать с ведущими западными державами (в XIX в. — с Англией и Францией, в ХХ—ХХ1 вв. — с США), но не допустить никаких коренных политических изменений. Делать это становилось все труднее по мере увеличения числа самостоятельно мыслящих образованных людей. В итоге усиливающийся хаос в обществе заставлял остановить реформы, а потом сменить их на контрреформы. Подобная дилемма существует и в наше время. Тем более интересно посмотреть, как российская власть решала назревшую проблему реформирования народного образования в начале XIX века.
После окончания в 1815 г. эпохи наполеоновских войн император Александр I поставил перед собой задачу перестройки здания Российского государства по английским образцам, так как считал систему управления Великобритании лучшей в мире1. Работу государственного и экономического механизма империи следовало организовать на британский манер, а подданных воспитать по английскому образцу. Реализуя этот план, он активно действовал по всем направлениям. В Россию приглашали британских специалистов разных отраслей производства (фабрикантов, техников, механиков, металлургов, гидрологов, кораблестроителей, агрономов, архитекторов, конезаводчиков), ученых, врачей
1 Внешняя политика России XIX и начала ХХ в. Документы российского министерства иностранных дел (далее — ВПР). Серия 2. 1815-1830 гг. Т. I (IX). М., 1974. С. 62, № 16. Письмо Александра I генерал-фельдмаршалу А.К. Уэллсли герцогу Веллингтону от 25 января / 6 февраля 1816 г.
и т.д.2 Необходимость подготовки большого количества грамотных работников из числа русского простонародья резко возросла. И тогда император решил внедрить в России ланкастерскую систему обучения3, с которой он познакомился (посещая собрания квакеров4 и принимая их у себя) во время пребывания с официальным государственным визитом в Англии в июне 1814 года5.
М.О. Гершензон (1869-1925) указывал на другие причины, способствовавшие возникновению у Александра I интереса к новым педагогическим системам. Гершензон писал: после победы над Наполеоном в сознании императора укрепились две главные идеи. «...Одна — идея религиозная, твердая уверенность, что мир управляется Божественным Промыслом и что подчинение этому Промыслу должно быть первым законом человеческой деятельности; другая, нераздельно связанная с нею, — идея религиозно-политическая, именно уверенность, что только религия может удержать народы от безрассудных революционных увлечений, какими наполнены были последние десятилетия европейской истории, и обеспечить им мирное и правильное развитие. При таких убеждениях вопросы воспитания естественно должны были получить в глазах
2 Эту тему подробно исследовал выдающийся английский историк и культуролог Э.Г. Кросс
в монографии, посвящённой деятельности британских специалистов в России в XVIII — начале XIX вв. — Кросс Э. Британцы в Петербурге: XVIII век. СПб., 2005.
3 На важную роль создания в России ланкастерских школ в ряду других либеральных реформ Александра I одной из первых указала Н. Томашевская в статье «Ланкастерские школы в России» (Русская школа, 1913, Т. 1, № 3. С. 36).
4 Квакеры (от англ. quake — трястись, дрожать) — протестантская секта, возникшая в Англии в XVII в. Ее основателем был ремесленник Дж. Фокс (1624-1691). Особенность вероучения квакеров сводится к утверждению, что истина веры проявляется не в том или ином церковном учении, а в акте «озарения Святым Духом», «внутренним светом» (отсюда самоназвание — «Общество друзей внутреннего света» или «Общество друзей», Society of Friends), который свидетельствует о вечном присутствии Христа в каждом верующем и указывает путь к нравственному совершенству.
5 Пыпин А.Н. Религиозные движения при Александре I. СПб., 2000. С. 404. Во время аудиенции, данной Александром I представителям квакерского «Общества друзей истинного света» Стефану Грелье, Уильяму Аллену и Джону Уилкинсону в лондонском отеле Палтни (Польтни), «квакеры говорили ему о войне, которую они считали делом противозаконным, о рабстве людей, против которого они боролись, о том, что делает Британское и Иностранное школьное общество (распространявшее ланкастерские школы) и что оно могло бы сделать в его обширном царстве». Квакеры впоследствии опубликовали брошюру о своих беседах с императором. —
A Correct Statement of what passed at a conference between the Emperor Alexander and a deputation from the Society of Quakers; consisting of J. Wilkinson, S. Grellet and Wm. Allen, etc. L., 1817. №4 (41) 2012 Альманах «ЭТН0ДИАЛ0ГИ» 209
Александра особенную важность...». В этой связи историк считал 1816 г. рубежной датой, открывающей целый «.ряд мероприятий, направленных к преобразованию народного воспитания в религиозном духе»6. Именно тогда было разрешено приступить к переводу Св. Писания на русский язык, в августе один из ближайших сотрудников императора кн. А.Н. Голицын (1773-1844) назначен министром народного просвещения, а в октябре 1817 г. это министерство соединено с ведомством духовных дел и стало называться Министерством духовных дел и народного просвещения. Сюда же Гершензон добавлял и командирование в Лондон по Высочайшему повелению четырех студентов Главного педагогического института в Петербурге (А.Г. Ободовского, Ф.И. Буссе, М.М. Тимаева и К.Ф. Свенске) для изучения ланкастерской системы обучения и отправку нескольких русских юношей из аристократических семейств7 в Швейцарию, в Институт Ф.Э. Фелленберга (1771-1844), расположенный в деревнях Хофвиль (Гофвиль), Бухзей и Димерс-виль. Институт был известен сочетанием строгого религиозного воспитания с приобретением навыков земледельческого труда8. В дальнейшем планировалось создание в Хофвиле особого русского педагогического института под руководством Фелленберга и строительство православной церкви для студентов.
Куратором русского института предложили стать лично известному императору отставному офицеру Н.И. Кривцову (1791-1843). Кривцов еще в 1815 г., находясь в Париже, заинтересовался ланкастерской системой, вступил в Общество начального обучения (Société d'instruction élémentaire), пропагандировавшее эту систему, и даже начал составлять для Александра I особую записку с обоснованием необходимости учреждения в России «Нормальной школы
6 Гершензон М.О. Братья Кривцовы. М., 2001. С. 53-54.
7 В архивных источниках и в цитируемых далее мемуарах Я.И. Герда говорится: методики обучения Фелленберга и И.Г. Песталоцци в Швейцарии должны были изучать эти же четверо студентов после окончания их занятий в Лондоне.
8 Об Институте Фелленберга подробнее см.: Гершензон М.О. Указ. соч. С. 76-83. В 1814 г. Александр I по ходатайству своего бывшего воспитателя швейцарца Ф.С. Лагарпа (1754-1838) наградил Фелленберга орденом Св. Владимира 4-й ст. за «полезные роду человеческому труды» и за то, что его «.. .система хлебопашества и воспитания соединяет в себе двойную пользу, приводя в то же время к совершенству земледелие и земледельца» (с. 52).
Ланкастеровой методы»9. Впрочем, записку эту он так и не закончил, а от назначения в Швейцарию отказался10.
Если в Швейцарии внимание императора привлек Институт Фелленберга, то в Англии существовала целая система образования, которую он хотел применить в России. Неудивительно, что Лондон должен был стать первым пунктом пребывания русских студентов за границей. Только в Англии могла развиться методика, подобная ланкастерской. «...Это было возможно, конечно, при той свободе общественной деятельности, какую искони выработал себе английский народ, а потому такой быстрый успех частных предприятий был возможен только в Англии»11, — писал русский педагог Л.Н. Модзалевский (1837-1896). Что же представляла собой ланкастерская (точнее, Белл-Ланкастерская) система взаимного обучения?12 Она была разработана в конце XVIII в. независимо друг от друга англиканским священником шотландцем Эндрю Беллом (A. Bell, 1753-1832) и учителем (квакером с 1801 г.) Джозефом Ланкастером (J. Lancaster, 1778-1838). Первоначально применялась Беллом в Индии, в находящемся под его руководством с 1789 г. военно-сиротском училище для мальчиков в Эгморе (Egmore) близ Мадраса (отсюда — Мадрас-ская система).
9 Там же. С. 29-30, 33. Записку Кривцов начал писать в январе 1816 г. по предложению того же Лагарпа, обещавшего передать ее царю. «Речь [в ней] шла о наиболее рациональных способах к введению Ланкастеровой системы в России; Кривцов считал удобным прежде всего устроить Нормальную школу взаимного обучения, поставить ее в связь с духовными семинариями
и через то заинтересовать в ней духовенство, а также наиболее просвещенную часть поместного дворянства» (с. 33).
10 Там же. С. 55-56. В то же время Кривцов добился отправки своих младших братьев (Сергея [будущего декабриста] и Павла [будущего попечителя над русскими художниками в Риме в период пребывания там Н.В. Гоголя]) в Институт Фелленберга на казённый счёт (с. 56-59).
11 Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. Ч. 2. СПб., 2000. С. 275.
12 Суть Белл-Ланкастерской системы обучения и история деятельности её создателей дается по следующим публикациям: Модзалевский Л.Н. Указ. соч. С. 272-278 (Метода Белля-Ланкастера); Томашевская Н. Указ. соч. С. 36-45; Bell, Andrew // The New Encyclopœdia Britannica. Micropœdia. Ready Reference. Vol. 2. Bayeu — Ceanothus. Chicago, 1993. P. 68; Lancaster, Joseph // Ibid. Vol. 7. Krasnokamsk — Menadra. P. 131-132.
«Увидев однажды, как малабарцы13 обучали детей грамоте, заставляя их чертить буквы пальцами на песке, Белль нашел этот способ во многих отношениях удобным и ввел его в своем училище. Однако при применении этого способа он не встретил сочувствия в своем помощнике; тогда у него явилась мысль поручить преподавание в младшем классе одному из лучших учеников. Этот опыт оказался удачным, и постепенно новая система была введена во всех классах. К 1795 г. учение в Мадрасском училище производилось уже исключительно учениками, учителям же был предоставлен лишь надзор за ними и хозяйственная часть. Таким образом, были введены в Мадрасском Институте существенные черты системы взаимного обучения»14.
После возвращения в Англию в 1797 г. Белл опубликовал книгу «Эксперимент в образовании.» (An Experiment in Education.)15, но идеи, изложенные в ней, не получили широкого распространения до тех пор, пока не были адаптированы Ланкастером и знаменитым предпринимателем-социалистом Робертом Оуэном (R. Owen, 1771-1858) в открытых ими собственных школах. После их успеха Белл по предложению некоторых лиц из высшего духовенства в 1807 г. основал в Лондоне школу по «системе взаимного обучения» (the monitorial system of tuition). Дешевизна, скорость и простота обучения привели к широкой популярности этого нового педагогического метода. В 1811 г. последователи Белла созда-
13 Малабарцы (точнее, сиро-малабарцы) — одна из групп католиков-униатов халдейского, или восточносирийского, обряда. Группа возникла в Южной Индии в результате сложной борьбы, развернувшейся между местными древними христианами, придерживавшимися несториан-ства, и римско-католической церковью, поддерживаемой завоевавшими в XVI в. Малабарское побережье португальцами.
14 Томашевская Н. Указ. соч. С. 37-38. Американка Дж.К. Зачек, признавая, что Белл первым превратил «взаимное обучение» в систему, отмечает: ее элементы можно обнаружить еще
в античной Греции. — Zacek J.C. The Lancastrian School Movement in Russia // The Slavonic and East European Review, 1967. Vol. XLV, № 105 (July). P. 343-344.
15 Полное название: An Experiment in Education, made at the Male Asylum of Madras: suggesting a system, by which a school of family may teach itself, under the superintendance of the master or patent. L., 1797. Когда Белл передавал свою рукопись книгопродавцам, он сказал им: «Вы меня назовете энтузиастом, но, невзирая на то, утверждаю я, что описанная в сем сочинении метода по прошествии тысячи лет принята будет повсюду на земном шаре». — Цит. по: Гамель И.[Х.] Описание способа взаимного обучения по системам Белла, Ланкастера и других... СПб., 1820. С. 43. Прим.
ли «Национальное общество содействия образованию бедных на принципах государственной церкви» (National Society for Promoting the Education of the Poor in the Principles of the Established Church). Оно взяло на себя заботу о воспитании бедных детей из семей, придерживающихся англиканского вероисповедания, в Англии и Уэльсе. Его покровителем был избран принц-регент Георг (будущий король Георг IV), президентом — архиепископ Кентерберийский (духовный глава англиканской церкви), вице-президентом — архиепископ Йоркский со всеми епископами Англии и Уэльса. Сам Белл стал суперинтендантом (управляющим) этого общества. Постепенно «Национальное общество» распространило его школьную систему по всей Англии, Шотландии и Ирландии и в 1813 г. учредило в Лондоне образцовую центральную школу с 1 тыс. учеников (600 мальчиков и 400 девочек). Через четыре года в ведении общества состояло более тысячи школ и по системе Белла училось уже более 200 тыс. беднейших детей. Белл принимал живое участие в деятельности общества вплоть до смерти, завещав на его развитие капитал в 120 тыс. фунтов стерлингов.
Ланкастер в 1798 г. открыл свою школу в беднейшей части Лондона — районе (боро) Саутварк (Southwark) на юге Лондона, отделенном от Вестминстера и Сити рекой Темзой. Здесь он учил детей бедняков читать, писать и считать, беря треть обычной школьной платы только с половины из 100 учеников. С увеличением количества учащихся до 1 тыс. человек он превратил школу полностью в бесплатную. Ланкастер много путешествовал по Англии, пропагандируя свой (Британский или национальный) метод обучения и основывая школы в разных городах с помощью благотворителей. В 1803 г. он выпустил в свет брошюру «Усовершенствования в образовании в пользу трудящихся классов общества...» (Improvements in Education, as Its Respect the Industrious Classes of the Community..)16. Король Георг IV обещал ему покровительство и назначил значительное ежегодное пособие. В 1805 г. Ланкастер учредил «Британское и иностранное школьное общество» (British and Foreign School Society). Оно, как и общество,
16 Полное название: Improvements in Education, as Its Respect the Industrious Classes of the
Community; containing a short account of its present state, hints towards its improvement, and a detail of some practical experiments con ducive to that end. L., 1803. №4 (41) 2012 Альманах «ЭТН0ДИАЛ0ГИ» 213
основанное на идеях Белла, быстро развилось, и к 1811 г. в его школах училось около 30 тыс. бедных детей. Ланкастерские школы благодаря простоте системы обучения, дешевизне и религиозной толерантности (в них дети читали Библию без всяких толкований) стали в большом количестве возникать в других странах. Но именно эта религиозная терпимость вызвала ненависть представителей англиканского духовенства к их создателю. В конце концов, из-за постоянных преследований он совершенно разорился и был вынужден в 1818 г. уехать в США, где его система была уже хорошо известна и успешно развивалась. В 1825 г. Ланкастер принял приглашение героя борьбы за независимость Латинской Америки президента Великой Колумбии и Боливии Симона Боливара (1783-1830) приехать в Венесуэлу для организации там новых школ. Разойдясь с ним во взглядах, он в 1827 г. вернулся в Северную Америку, проведя остаток жизни в США и Канаде и занимаясь дальнейшим усовершенствованием своей системы.
Сущность Белл-Ланкастерского метода состояла в обучении под руководством учителя старшими и более успевающими учениками (мониторами [monitors] у Ланкастера, помощниками [ushers] у Белла) учеников младшего возраста. В школах взаимного обучения учили чтению религиозных книг, письму и счету. В них не было классов и учителей в современном смысле слова. Учащиеся, разделенные на десятки (отделения), учились у мониторов, которые получали от учителя инструкцию, чему и как надо учить в предстоящий день. Учебники отсутствовали, вместо них пользовались различными дидактическими материалами. Ученики младших классов писали палочками на песке, старших классов — грифелем на черных (аспидных) досках. В школах, созданных Ланкастером, практиковалось чтение букв, слогов, слов и текстов с таблиц, развешанных на стенах, возле которых полукругом выстраивались учащиеся. Педагогами-новаторами были разработаны особые системы награждения отличившихся и наказания нерадивых, способы передачи звуковых и визуальных сигналов от учителя монито-
17
рам и от мониторов младшим ученикам и т.д.1'
17 Подробнее об этом см.: Телешов С.В. Ланкастерская школа в России // Педагогика, 2005, №10. С. 75-76 (описание ланкастерского способа обучения дано автором по книге Ф.И. Буссе «Руководство к учреждению школ по методе взаимного обучения» [СПб., 1829]). 214 Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ» № 4 (41) 2012
Плюсами этой системы было то, что учебный материал давался младшим школьникам на доступном им уровне, так как разница в возрасте и интеллектуальном развитии детей была невелика, а мониторы получали стимул к самообразованию. Начальное образование становилось массовым и затрагивало те слои британского общества, которые раньше были лишены возможности учиться систематически. Русский историк А.Н. Пыпин (1833-1904) отмечал: «.ланкастерские школы были по преимуществу школами для бедных по простоте и дешевизне своего устройства, при котором одного учителя могло доставать на целые сотни учеников. <...> ... Школы квакера Ланкастера. были по преимуществу «школы для всех» (schools for all), потому что они открыты были для всякого исповедания одинаково, в них всего скорее мог найти себе место беспомощный бедняк»18. «При системе «взаимного обучения» школьники приучались к самодеятельности, воспитывалось чувство ответственности за полученные задания и вырабатывались навыки коллективной работы. <.> .Телесные наказания были изгнаны и заменены более высокими стимулами — соревнованием и воздействием на личное самолюбие. <.> Современные наблюдатели сравнивали ланкастерские занятия с интересной массовою игрою, которая помогала ребенку или подростку шутя овладевать учебным материалом. Наконец, не меньшее значение имела широкая общественная организация дела. Ланкастерская школа не изолировалась от окружающего мира, а старалась связаться с ним крепкими узами: на учебных занятиях могли присутствовать не только родители, но и все интересующиеся новыми методами; при училищах учреждались общественные советы, которые выслушивали отчеты и оказывали содействие учителю; каждому посетителю предоставлялось право высказать свои мнения и внести
18 Пыпин А.Н. Указ. соч. С. 22-23. Иную точку зрения на этот вопрос высказал Н.М. Дружинин: «Ланкастерская школа не была школою для всех, она возникла и развивалась как школа, предназначенная для низших, трудящихся классов. Исходя из признания социальной иерархии, она стремилась закрепить и увековечить социальное неравенство способами усовершенствованной педагогики». — Дружинин Н.М. Декабрист И.Д. Якушкин и его ланкастерская школа // Дружинин Н.М. Избранные труды. Революционное движение в России в XIX в. / Отв. ред. С.С. Дмитриев. М., 1985. С. 397-398.
предложения об изменении или улучшении работы»19, — писал советский историк Н.М. Дружинин (1886-1986).
Но в Белл-Ланкастерской системе обучения существовали и минусы, главным из которых было отсутствие у мониторов необходимых педагогических знаний и умений. По словам известного в свое время педагога Д.Д. Семенова (1834-1903), который сам учился в ланкастерской школе в 1842 г., «во-первых, все учение не имело никакого развивающего характера, а вдалбливалось мониторами; дети, как попугаи, повторяли за монитором, пока не усваивали «учебу». Во-вторых, в ланкастерской школе вместе с взаимной системой обучения в широких размерах практиковалась и взаимная система наказаний и взяточничества». Имелось в виду, что некоторые мониторы, бесконтрольно распоряжаясь в своей группе, вымогали булочки, яблоки и копейки у своих нерадивых подопечных20. В итоге не обеспечивалось надлежащее обучение детей, почему эта система и не получила широкого распространения как основная форма учебной работы, вызвав обоснованную критику со стороны выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци (1746-1827) и его последователей.
Вместе с тем она интенсивно применялась в ряде стран (Англии, Франции, Бельгии, США, Канаде, Австралии и др.) для массового обучения грамоте низов населения. Мы видим, что названные страны как раз в начале XIX в. переживали разные стадии экономического подъема или промышленного переворота. Задача, как говорилось выше, стала актуальной и для России, что побудило Александра I перенять передовую западную методику21. Немаловажным мотивом для него было и то, что школы, устроенные в соответствии с ней, обойдутся правительству гораздо дешевле,
19 Дружинин Н.М. Указ. соч. С. 397.
20 Телешов С.В. Указ. соч. С. 75. Со ссылкой на: Семёнов Д.Д. Из школьных воспоминаний старого педагога // Русская школа, 1890, № 9. С. 42.
21 Когда в 1818 г. Грелье и Аллен посетили Петербург, «они были очень обрадованы, когда увидели, что в [столичных] школах была в полном действии Ланкастерова система». Вместе с тем их недовольство вызвало одно из учебных пособий, наполненное изречениями французских просветителей. «Они тотчас принялись за дело и составили учебную книжку, состоявшую исключительно из библейских изречений; по словам мемуаров Грелье, император впоследствии ввел эту книжку в русские школы, а потом она была принята Британским и Иностранным школьным обществом». — Пыпин А.Н. Указ. соч. С. 407.
нежели обычные училища. (Вопрос финансовой экономии в эпоху масштабных преобразований всегда становится главным. Все реформы Александра I, в том числе и создание системы военных поселений [перевод части армии на самофинансирование], имели одной из главных целей сокращение государственных расходов22.) «По расчетам французских педагогов начала XIX в. начальное обучение 1 тыс. детей продолжалось по старому методу четыре года и обходилось около 144 тыс. франков, обучение такого же числа детей по ланкастерской системе заканчивалось в два года и стоило около 9,5 тыс. франков»23.
При введении в России ланкастерской системы император действовал различными способами24. Прежде всего он обязал заниматься этим государственные органы. За дело взялись сразу два министерства: народного просвещения и внутренних дел, а также военные деятели. Как говорилось выше, в 1816 г. Министерство народного просвещения отправило по инициативе попечителя Петербургского учебного округа С.С. Уварова (1786-55) четырех студентов в Лондон. (Зачек уточняет: предложение об отправке в британскую столицу студентов Александру I в ноябре 1815 г. сделал через посла в Англии гр. Х.А. Ливена [1774-1838] квакер
22 Этого, к сожалению, не произошло даже в случае с военными поселениями. По воспоминаниям Г.Н. Александрова (1806-1881), служившего в 1830-х гг. аудитором в Старорусском поселении, военные поселения стоили «.. .правительству огромных сумм, непроизводительно затраченных». Один Могилевский округ пахотных солдат (так были переименованы военные поселения при Николае I) «.только по устройству его, стоил казне более 13 миллионов рублей ассигнациями». — Александров Г.Н. Очерки моей жизни // Русский архив, 1904. Кн. III, № 12. С. 502.
23 Дружинин Н.М. Указ. соч. С. 397.
24 Об этом см.: Пыпин А.Н. Указ. соч. С. 120-121, 410-411. Томашевская отмечает: в России получила применение только ланкастерская система обучения. «Причина этого заключалась
в большей широте ея основных начал, сравнительно с системою Белля, а также в том, что на ея стороне были члены библейских о[бщест]в, усердно вводившие её в России» (указ. соч. С. 46). На это же обращает внимание и Зачек, которая, кроме того, указывает на следующее важное обстоятельство: «Отличительной особенностью Ланкастерского движения в России была почти невероятная разнородность его защитников, среди которых можно обнаружить государственных чиновников-обскурантистов, масонов всех политических оттенков, мистиков из Библейского общества и будущих декабристов. Разнообразие подходов этих многих действующих лиц в разворачивающейся драме неизбежно вызвало конфликты и напряжение среди них, несмотря на их очевидное следование общей цели. В конечном счете эти конфликты способствовали разрушению самого Ланкастерского движения». — Zacek J.C. Op. cit. P. 345.
Уильям Аллеи [W. Allen, 1770—1843]25.) Они вернулись в Петербург в 1819 г., и с этого времени начинается систематическое распространение ланкастерского метода в училищах министерства и в других школах26.
По поручению Министерства внутренних дел доктор медицины И.Х. Гамель (1788-1861), отправившийся за границу еще в 1813 г., должен был изучить ланкастерскую систему на месте в Лондоне. В этом он получил полное содействие квакера Аллена. Описание новой педагогической методики Гамель изложил в письме, опубликованном в журнале Министерства внутренних дел «Северная почта», и в книге, изданной в Париже в 1818 г. одновременно на французском и немецком языках27. В 1816 г. он отправил свою работу в дар Александру I, который приказал перевести ее на русский язык и издать за государственный счет28.
В 1814-1815 гг. русские офицеры во время пребывания в Париже познакомились с деятельностью «Общества начального обучения» и с ланкастерскими школами. Школы стали учреждаться в полках для обучения солдат. Вероятно, первая из них была устроена в г. Мобеже, где в 1815-1818 гг. находилась штаб-квартира генерал-лейтенанта гр. М.С. Воронцова (1782-1856) — командующего русским оккупационным корпусом во Франции. Школой
25 Zacek J.C. Op. cit. P. 346-347.
26 Александр Григорьевич Ободовский (1796-1852) стал профессором, известным педагогом, автором многочисленных учебников по географии, математической географии и космографии, руководства по педагогике, инспектором Главного педагогического института в Петербурге. Фёдор Иванович Буссе (1794-1859) — профессор кафедры педагогики этого института, директор гимназии, автор «Руководства по арифметике» и «Оснований геометрии». Максим Максимович Тимаев (?-1858) — преподаватель училища ордена Св. Екатерины, адъюнкт кафедры истории Главного педагогического института, инспектор классов Общества благородных девиц, действительный статский советник, автор «Тетради всеобщей географии». Карл Федорович Свенске (1797-1871) прославился как популяризатор естественнонаучных знаний. — Телешов С.В. Ланкастерские школы в России // Педагогика, 2005, № 10. С. 73. Прим. 2.
27 Renseignement mutuel; ou, Histoire de l'introduction et de la propagation de cette methode par les soins du docteur Bell, de J. Lancaster et d'autres. Paris, 1818.
28 Гамель И.[Х.] Описание способа взаимного обучения по системам Белла, Ланкастера и других,
в коем изложены начало и успехи сего способа в Англии, во Франции и в других странах, и подробно изъяснены правила и порядок употребления оного в училищах. Пер. с нем. К. Кнаппе. СПб., 1820. К книге приложены портреты Белла и Ланкастера и 12 чертежей с планами устройства ланкастерских школ в Лондоне и рисунками, изображающими процесс обучения в них детей.
руководили генерал-майор М.Ф. Орлов (1788-1842), один из руководителей ранней декабристской организации «Союз благоденствия», и дипломат С.И. Тургенев (1792-1827). Орлов был избран почетным членом «Общества начального обучения» в феврале 1816 г. Тургенев при помощи француза Анри (Генри) исправил и перевел с французского на русский язык ланкастерские таблицы для обучения солдат. В Мобеже было издано и руководство для солдатских ланкастерских школ, переведенное с французского языка. Успех этого опыта сделал школу известной в России. В 1818 г. ее посетили младший брат Александра I вел. кн. Михаил Павлович (1798-1849) и Гамель. Великий князь остался очень доволен увиденным, а Гамель отметил в своей книге, что обучавшиеся в школе 300 солдат научились читать и писать менее чем за три месяца29. Вскоре подобные школы появились при полках Гвардейского корпуса, расквартированных в Петербурге, и в армейских дивизиях.
В 1817 г. Орлов был назначен начальником штаба 4-го пехотного корпуса в Киеве. Здесь уже существовала ланкастерская школа на 40 солдатских детей, учрежденная командиром корпуса знаменитым героем Отечественной войны 1812 г. генералом от кавалерии Н.Н. Раевским (1771-1829). Орлов взял управление школой в свои руки и к 1819 г. довел число учащихся до 800 человек, причем вместе с детьми там стали обучаться и взрослые солдаты. Через год количество учеников в ней достигло 1800 человек30. Сохранился восторженный отзыв И.Р. Мартоса, который, отметив, что в Киев присылают учеников из многих других мест и что приготовленные здесь учителя открывают подобные классы в Москве, Могилеве и Херсоне, назвал увиденное им в Печерской крепости училище «маткой взаимного учения» в России31. Вскоре киевская школа, находившаяся в заведовании инженерного штабс-капитана Прасолова, стала образцом для учреждения других подобных учебных заведений. Орлов заботился также и о популяризации самого ланкастерского метода, собирал пожертвования для «Общества распространения училищ.» и израсходовал на это дело значи-
29 Томашевская Н. Указ. соч. С. 53, Zacek J.C. Op. cit. P. 346.
30 Томашевская Н. Указ. соч. С. 54-55.
31 Ланкастерское училище в Киеве (ок. 1820 г.). Записка Ивана Романовича Мартоса // Киевская старина, 1897. Т. LVIII, № 7-8. Приложения. С. 68.
тельную часть своего состояния32. С 1820 г. он командовал 16-й пехотной дивизией в Кишиневе и здесь также основал дивизионную ланкастерскую школу, заведовать которой поручил майору В.Ф. Раевскому (1795-1872) — видному поэту-романтику, члену «Союза благоденствия» и кишиневской масонской ложи, другу А.С. Пушкина.
В некоторых военно-учебных заведениях России взаимное обучение вводилось с 1817 г. В 1818 г. в журнале «Сын Отечества» был опубликован отрывок из записки инженер-генерал-майора гр. Е.К. Сиверса (1778-1827) «О способах усовершенствования образования солдатских детей в России», представленной Александру I. По приказу императора Сиверс в 1814-1815 гг. должен был осмотреть многие «...из примечательнейших заведений для воспитания юношества во Франции и Германии». На основании собранных сведений он и составил свою записку. В ней автор сравнивал системы Ланкастера и Песталоцци и делал вывод о том, что в русских военно-сиротских училищах следует применить синтетическую методику. От этого «.произойдут самые благоприятные следствия, как для первоначального обучения вообще, так и в особенности для обучения детей низшего состояния, тем более что сие учение сопровождаемо будет основательным практическим приучением к рукоделиям, ремеслам и вообще к тем работам, которые соответствуют назначению сего состояния»33. Император благосклонно отнесся к идее Сиверса и повелел учредить особый «Комитет для введения взаимного обучения в школах, устроенных для солдатских детей» под председательством графа. В 1818 г. в Петербурге уже была подобная школа на 150 человек. Комитет организовал училища при всех батальонах и ротах, военно-сиротских отделениях34, военных поселениях и т.д. Школы при военно-сиротских отделениях появились в Петербурге, Иркутске, Риге, Ревеле, Нижнем Новгороде, Перми, Херсоне, Астрахани, Киеве и др. городах, школы для военных кантонистов — в Оренбурге и при 3-й понтонной роте в Киеве. В этих школах обучали Закону Божию, грамоте,
32 Томашевская Н. Указ. соч. С. 56.
33 О новейших методах первоначального обучения // Сын Отечества, 1818. Ч. 46, № ХХ. Отд. I. С. 23.
34 С 1823 г. военно-сиротские отделения были переименованы в батальоны, полубатальоны и роты военных кантонистов. — Александров Г.Н. Указ. соч. С. 476.
арифметике и военным наукам. Обучением руководили преимущественно офицеры, а также полковые священники и солдаты35. В Царстве Польском ланкастерскую систему в первой четверти XIX в. внедрял профессор артиллерийского училища в Варшаве Ян Кржижановский 0. К^угапо"№8к1, 1780-1854)36. Он, в частности, ввел ее в воскресной ремесленной школе в г. Люблине, которой заведовал.
(Продолжение следует.)
35 Томашевская Н. Указ. соч. С. 53-54. По словам Зачек, «.школы были открыты во всех частях империи, от Балтийских провинций до Сибири». — Zacek J.C. Op. cit. P. 350. О занятиях в ланкастерской школе при Смоленском военно-сиротском отделении в начале 1820-х гг. рассказывает в своих записках Александров. — Александров Г.Н. Указ. соч. С. 465-563. По его мнению, метод взаимного обучения значительно облегчал и ускорял процесс обучения грамоте. Он отмечает также, что со времени его появления в России в общее употребление вошли азбуки гражданской печати, заменившие собой прежний трудный способ произношения букв (с. 475-476). Александров впоследствии из-за недостатка средств сам учил своих четырёх дочерей (Александру, Софью, Надежду и Евгению) читать и писать, Закону Божию, отчасти арифметике, священной и политической истории, географии и пр. Это позволило им получить хорошее образование в Петербурге и Москве (с. 524, 537, 561).
36 Главные сочинения Крижановского: Wykiad fizyki dla szkol wojewodzkich. Warszawa, 1825; Pocz^tki chemii dia uzytku szkol wojewodzkich. Warszawa, 1827; Historyczny obraz institutow naukowych posrednich we Francyi // Biblioteka Warszawska, 1842.