Научная статья на тему 'Из истории реформирования народного образования в России в начале XIX века: опыт введения ланкастерской системы обучения'

Из истории реформирования народного образования в России в начале XIX века: опыт введения ланкастерской системы обучения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории реформирования народного образования в России в начале XIX века: опыт введения ланкастерской системы обучения»

ЧАСТЬ VII Страницы истории

Из истории реформирования народного образования в России в начале XIX века: опыт введения ланкастерской системы обучения1

Александр Орлов, докт. ист. наук, профессор кафедры зарубежной истории МГГУ им. М.А. Шолохова

В первой части статьи была охарактеризована сущность Белл-Ланкастерской системы взаимного обучения, появившейся в Англии в конце XVIII — начале XIX вв. Читатели узнали, почему император Александр I после окончания наполеоновских войн в 1815 г. поощрял создание ланкастерских школ в России и как именно начался этот процесс.

Ланкастерские школы создавались по всей стране различными общественными и благотворительными организациями при лидерстве руководимого кн. А.Н. Голицыным и патронируемого самим императором Российского библейского общества (РБО).

В январе 1819 г. в столице было основано «Общество учреждения училищ по метуде взаимного обучения»2. Его председателем стал гр. Ф.П. Толстой (1783-1873) — талантливый художник, гравер и скульптор. Помощниками председателя были избраны не менее известные люди: участник войны, писатель, публицист, редактор «Военного журнала» полковник Ф.Н. Глинка (1786-1880) и видный столичный либерал, филолог, переводчик, журналист, издатель

1 Окончание статьи. Начало см: Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2012. № 4 (41). С. 208-221.

2 Подробнее см.: Паина С.Б. Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения. Автореф. дис. ... к.пед.н. М., 1953; Она же. Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения (1818-1825 гг.). Сообщение I. Организация, состав и задачи общества // Новые исследования

в педагогических науках / Отв. ред. А.Р. Лурия. [Вып.] X. М., 1967. С. 123-127 (далее — Паина С.Б. Сообщение I); Она же. Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения (1818-1825 гг.). Сообщение II. Деятельность общества // Новые исследования в педагогических науках / Отв. ред. А.Р. Лурия. [Вып.] XII. М., 1968. С. 104-109; Она же. Декабристы и просвещение // Советская педагогика, 1976, № 7. С. 120-126.

журнала «Сын Отечества» Н.И. Греч (1787-1867). Все трое были деятельными участниками масонской ложи «Избранного Михаила», а Толстой и Глинка — еще и членами руководства (Коренного совета) декабристского «Союза благоденствия».

«Общество учреждения училищ...» в 1819 г. открыло в Петербурге большую ланкастерскую школу, имевшую успех и много учеников (до 274 человек в 1823 г.). По свидетельству Толстого, методом преподавания в этом училище очень интересовался близкий к императору всесильный временщик гр. А.А. Аракчеев (17691834), избранный в почетные члены общества. В своих мемуарах Толстой рассказал о любезном и внимательном отношении Аракчеева к нему и к другим членам общества, упомянул о неоднократных посещениях им ланкастерской школы3. Впоследствии обществом были открыты еще несколько училищ для бедных в столице и довольно много в провинции4. Главное училище в Петербурге работало до марта 1827 г. и прекратило свою деятельность не потому, что утратило популярность, а по политическим причинам, о которых будет сказано ниже.

Открытием ланкастерских училищ, помимо государственных и общественных организаций, занимались и частные лица. Здесь тоже можно увидеть прямое влияние Александра I. Реализуя свой план реформ, он действовал не только с помощью государственных органов, то есть методом принуждения. Внутри страны существовал негативный опыт быстрого и во многом принудительного государственного реформирования, осуществленного Павлом I. Французский император Наполеон I оставил по себе горькую память широким применением насилия во всех сферах жизни государства и на международной арене. Александр I хорошо усвоил эти уроки и предпочитал действовать иначе. Он напрямую или косвенно (высказывая в частной беседе личное желание) побуждал своих сановников осуществить реформу за счет личных средств или за счет выделяемых им средств государственного бюджета. (Создание как раз в это время системы военных поселений позволяет заметить: император в значительной степени переложил мате-

3 Записки графа Федора Петровича Толстого / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Е. Чекуновой, Е.Г. Гороховой. М., 2001. С. 184-187 (далее — Записки Толстого).

4 Томашевская Н. Ланкастерские школы в России // Русская школа, 1913, № 3 (март). Отд. I. С. 51. №1 (42) 2013 Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ» 151

риальную и политическую ответственность за нее на плечи Аракчеева.) Не исключено, что порой именно так император боролся и с извечными пороками российской бюрократии — казнокрадством и взяточничеством. Сановник ворует, но уличить его из-за круговой поруки и страха подчиненных трудно. Однако император надеялся, что тот не сможет не выполнить ясно выраженного желания монарха, от воли и расположения которого зависит его статус. Государству в глазах Запада и русского общественного мнения удастся сохранить лицо, а похищенные средства начнут работать на интересы большинства подданных. По словам современного британского историка Д. Ливена, «понимание [деятельности] российского правительства и армии невозможно без знания ценностных представлений российской элиты этого времени и принципов работы системы «покровитель — проситель», которую они создали»5.

Британцев, открывавших в России школы, император приказывал поощрять деньгами. Так, например, в 1821 г. в Петербурге по плану (утвержденному Александром I по докладу Голицына) англичанина Уолтера (Вальтера) Веннинга (W. Wenning, 17811821) — знаменитого филантропа, борца за реформу пенитенциарной системы и одного из директоров Петербургского комитета РБО — учредили бесплатную школу для детей бедных иностранцев. В школе Веннинга главным смотрителем был член Британского миссионерского общества преподобный Ричард Нилл (Нилль; R. Knill). Он и его помощник (учитель Грей [H. Gray]) получали по Высочайшему повелению казенное жалованье (2 тыс. и 1 тыс. руб. в год соответственно)6, а школе выделялись значительные денежные пособия. В том же 1821 г. англичанка Сарра Килхэм (в замужестве Биллер) [Кильгам, Килеам; S. Kilham Biller] открыла в столице ланкастерскую школу для девочек из бедных семей7.

5 Ливен Д. Право одержать победу. Россия против Наполеона // Родина, 2012, № 6. Спец. вып. «Гроза Двенадцатого года». С. 34.

6 Для сравнения: в конце правления императора Николая I годовые оклады рядовых составляли: в армии — 2 руб. 70 коп. сер., в гвардии — 4 руб. 50 коп. плюс 90 коп. на именины. — [Берг Н.В.] Из записок севастопольца // Русский архив, 1867, №12. Стлб. 1587.

7 Пыпин А.Н. Религиозные движения при Александре I. СПб., 2000. С. 121, 410; Zacek J.C. The Lancastrian school movement in Russia // The Slavonic and East European Review, 1967. Vol. 45, № 105. Р. 351, 353.

Многочисленные школы открывались и в провинции (в Перми, Вологде, Болхове, Туле, Тифлисе, в украинских имениях англомана гр. В.П. Кочубея (1768-1834), в Кронштадте, в Московской губернии, в Вильно [2 школы] и Виленской губернии, в Подольской губернии, в имении гр. Н.П. Румянцева возле Гомеля, в финском г. Або [Турку] и т. д.). К 1827 г. число таких школ было 24, а вместе со школами Петербургского учебного округа — 28. Если учесть еще военные ланкастерские училища (кроме уже названных, они были в Архангельске, Воронеже, Дмитревске, в Херсонской губернии и в др. городах), общее число составит 213 школ8. Естественно, что при этом возникли вопросы централизованного руководства ими, снабжения учеников необходимыми пособиями и подготовки учителей. Главное правление училищ9 в 1819 г. распорядилось напечатать таблицы для чтения текстов из Св. Писания, составленные по методу Ланкастера членом правления и одним из самых деятельных участников РБО архиепископом Тверским и Кашинским Филаретом (В.М. Дроздовым, 1782/83-1867), впоследствии митрополитом Московским. (А.Н. Пыпин предполагал, что таблицы Филарета могли быть копией или переводом той книжки квакеров, которую они написали для русских ланкастерских школ в Петербурге в 1818 г. По мнению историка, это могло быть сделано Филаретом по желанию Александра I и при посредстве Голицына, «...конечно, знавшего эти подробности беседы квакеров с Александром»10.) При Петербургском университете создали Учительский институт, который должен был стать, по выражению Н. Томашевской, «.рассадником у нас Ланкастеровой метуды обучения»11.

В составе Главного правления училищ Голицын учредил особый комитет (начал действовать с июня 1820 г.) для подготовки учебных пособий по методу Ланкастера и для управления школами взаимного обучения. В него вошли С.С. Уваров (в январе 1821 г. он покинул комитет, его замещал академик Н.И. Фус), быв-

8 Томашевская Н. Указ. соч. С. 59.

9 Состояло из попечителей университетов и учебных округов, а также особо назначенных императором членов под председательством министра просвещения.

10 Пыпин А.Н. Указ. соч. С. 411.

11 Томашевская Н. Указ. соч. С. 52.

ший помощник опального государственного секретаря М.М. Сперанского (1772-1839) М.Л. Магницкий (1778-1855) и Д.П. Рунич (1780-1860) — активные сотрудники РБО, «прославившиеся» впоследствии обскурантизмом и казнокрадством, а также филолог и ботаник И.И. Мартынов (1771-1833) — сокурсник Сперанского по Владимирской духовной семинарии. Рассмотрев ланкастерский метод в целом, комитет под влиянием Уварова12 принял его с некоторыми изменениями. В 1822 г. по постановлению комитета решено было ввести новый метод преподавания в приходских училищах, но только при обучении чтению, письму и началам арифметики. При преподавании Закона Божия допускалось применение таблиц, составленных архиепископом Филаретом, однако дальнейшее обучение этому предмету должно было идти прежним путем. Решения комитета вскоре привели к конфликтам с другими организациями, призванными распространять ланкастерское обучение. В 1821 г. комитет потребовал закрыть «Общество учреждения училищ.», обвинив его в нарушении распоряжения императора об употреблении в школах только тех таблиц, которые были изданы Департаментом народного просвещения. По отношению к Учительскому институту комитет тоже занял враждебную позицию, заявив о неправильной постановке в нем преподавания ланкастерского метода и о преобладании в институте последователей учения Песталоц-ци, к этому времени признанного в России вредным.

В итоге возникшие разногласия в начале 1820-х гг. стали тормозить распространение метода взаимного обучения. Предложение об основании ланкастерских классов при гимназиях не было осуществлено, и лишь при Петербургском университете открылся такой класс для обучающихся за государственный счет (казенно-

12 Уваров еще в 1817 г. заявил: «.. .Метода Ланкастера, как и все методы, имеет характер национальный, а потому прежде всего необходимо рассмотреть ее во всех частях и, отбросив то, что нам бесполезно и даже вредно, дать ей направление, согласное с духом нашего народа и с положением вещей в России». — Цит. по: Там же. Осторожный Уваров полагал нужным, чтобы студенты, отправленные за границу, внимательно ознакомились с народными школами Франции, Англии и Швейцарии, дабы можно было по опыту и беспристрастно судить «о всех разных методах обучения народного». — Цит. по: Рождественский С.[В.] Вопрос о народном образовании и социальная проблема в эпоху Александра I // Русское прошлое. Исторические сборники / Под ред. С.Ф. Платонова, А.Е. Преснякова и Ю. Гессена. [Т.] 5. Пг. — М., 1923. С. 42.

коштных) студентов13. В дворянской среде и в церковных кругах стало проявляться недовольство модернизаторской политикой правительства Александра I. Приверженцам «старины» казались опасными либеральные эксперименты императора, особенно на фоне новых тревожных событий в Западной и Юго-Восточной Европе. (В 1820-1821 гг. вспыхнули революции в Испании, Португалии, Италии [Неаполе и Пьемонте], началось национально-освободительное восстание греков против Османской империи.) Кроме того, широкое распространение ланкастерских школ в провинциях при поддержке государства в некоторой степени ослабляло власть крепостников над крестьянами и церкви над своими прихожанами14.

Эти настроения отражают строки из комедии А.С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума» (задумана в 1816 г., окончена в 1824-м), в которой ретроград Павел Афанасьевич Фамусов в раздражении восклицает:

<...>

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что ныне, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Его поддерживает свояченица старуха (в списке действующих лиц комедии подчеркнуто, что она именно «старуха») Хлестова:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, Да от ланкартачных взаимных обучений.

Далее в разговор вступают княгиня Тугоуховская и грубый солдафон полковник Сергей Сергеевич Скалозуб:

13 Томашевская Н. Указ. соч. С. 52.

14 Мартос И.Р. Ланкастерское училище в Киеве (ок. 1820 г.). Записка Ивана Романовича Марто-са // Киевская старина, 1897. Т. LVШ, №7-8. Приложения. С. 67. Мартос упоминал о «благонамеренных помещиках», которые считают для себя выгодным давать своим крестьянам начальное образование (сколько могло быть таких помещиков?) и считал главным «виновником» введения в России метода взаимного обучения именно Александра I. Вспомним, что Н.И. Кривцов в своей записке для императора (1816 г.) советовал заинтересовать ланкастерской методикой сначала духовенство и наиболее просвещенную часть помещиков.

Княгиня

Нет, в Петербурге институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут: Там упражняются в расколах и безверье Профессоры!! - у них учился наш родня, И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи. От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник.

Скалозуб

Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий.

Фамусов резюмирует:

Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы, да сжечь15.

Но это были только первые признаки кризиса новой системы начального образования в России. До попытки бунта солдат лейб-гвардии Семеновского полка в октябре 1820 г. (так называемой Семеновской истории) Александр I не собирался отказываться от нее и в целом благосклонно смотрел на распространение ланкастерского метода, особенно в провинциях империи.

Одна из знаменитых провинциальных ланкастерских школ (долгое время ее ошибочно называли первой в России16) была создана

15 Грибоедов А.С. Сочинения / Вступ. ст., коммент., состав. и подгот. текста С.А. Фомичева. М., 1988. С. 104-105. В словах Хлестовой о «ланкартачных взаимных обучениях» (она вольно или невольно путает слова «ланкастерская» и «ландкарта» [нем. географическая карта] звучит парафраз со словами матери лентяя и неуча Митрофанушки госпожи Простаковой из знаменитой комедии Д.И. Фонвизина (1745-1792) «Недоросль» (1781 г., постановка в 1782 г.) о том, что ее сыну не нужно знать никакую «иоргафию» (географию), поскольку извозчики есть, они, куда надо, довезут. Грибоедов, таким образом, одной фразой связывает две эпохи русской жизни — конец XVIII и начало XIX вв.

16 См., например: И.Г. Первая в России ланкастерская школа // Исторический вестник, 1887.

Т. 29, №9 (сентябрь). С. 650-656. На такую ошибку обратила внимание Томашевская (указ. соч. С. 46-47).

по инициативе бывшего министра иностранных дел (1808-1814 гг.) государственного канцлера гр. Н.П. Румянцева (1754-1826). Александр I говорил, что Румянцев — единственный из высших сановников, который никогда и ничего у него для себя не просил17. Всем была хорошо известна обширная научно-просветительская и меценатская деятельность канцлера18. В 1817 г. Румянцев поручил секретарю российского посольства в Лондоне барону И.О. Штрандману (1784-1842) отыскать человека, знающего Белл-Ланкастерский метод обучения для организации в графских поместьях школы. Таким человеком оказался восемнадцатилетний Дж.А. Херд (J.A. Heard). Он родился 12 декабря (н.ст.) 1799 г. в Гринвиче. С детства мечтал стать моряком, как отец и старшие братья, но поскольку один из братьев пять лет провел в плену во Франции, а второй брат погиб в 1812 г. во время войны с США, мать категорически не соглашалась отпустить сына в море. Случайно он познакомился со Штранд-маном, и тот, в соответствии с еще одним поручением Румянцева, предложил ему делать копии с рукописей о России, хранящихся в библиотеке Британского музея. Как писал Херд в своих мемуарах, «занятие это мне очень понравилось, возбудило мое любопытство и желание знать более о великом государстве, хотя в то время мне и в голову не приходило когда-либо переселиться в Россию»19. Исполнительный юноша понравился Штрандману, и он поручил ему изучить метод взаимного обучения с последующим переездом в Россию и устройством там школы. В это же время в Лондон прибыли отправленные Уваровым российские студенты. Херд, подружившись с ними, учил их английскому языку, в свою очередь, учась

17 Об этом он говорил английскому генералу Р.Т. Вильсону (1777-1849) во время аудиенции 3 сентября (н.ст.) 1812 г. Император также добавил: он не может жертвовать преданными

и грамотными министрами, т.к. вокруг него «...почти никого нет с хорошим образованием или твердыми принципами. При моей бабке (т.е. при Екатерине II. — А.О.) вообще во всей Империи образование было испорчено и ограничивалось французским языком, французскими шалостями и пороками, особливо же страстью к азартным играм. Посему опора у меня чрезвычайно ненадежная». — Цит. по: Вильсон Р.-Т. Дневник путешествий, службы и общественных событий в бытность при европейских армиях во время кампаний 1812-1813 г. Письма к разным лицам. СПб., 1995. С. 257. Прим. 59.

18 См.: [Волкова О.Ю.] Румянцев Николай Петрович. Министр иностранных дел Российской империи (1808-1814 гг.) // Очерки истории Министерства иностранных дел России. 1802-2002: В 3-х т. Т. 3. Биографии министров иностранных дел. 1802-2002 гг. М., 2002. С. 82-85.

19 Герд Я.[И.] Записки об открытии первого училища взаимного обучения в России // Журнал для воспитания, 1858, №12. С. 329 (далее — Записки Герда).

№1 (42) 2013 Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ» 157

у них русскому. Все вместе они стали ежедневно ходить на занятия в центральное ланкастерское училище, успешно сдали экзамены и получили свидетельство от Училищного комитета. Затем они еще несколько месяцев посещали училище Белла, где также получили соответствующие свидетельства20.

Осенью 1817 г. Херд, заключив трехлетний контракт, прибыл морем из Лондона через Кронштадт в Петербург. В Кронштадте Джеймс Херд получил документы, в которых его на русский манер назвали Яковом Ивановичем Гердом. Из Петербурга он отправился в гомельское имение Румянцева, где предполагалось открыть ланкастерскую школу.

С осени 1817 г. по декабрь 1819 г. шла подготовка к открытию училища. Временный класс открыли в большом каменном доме графа. В нем с 10 декабря 1819 г. начали заниматься 50 мальчиков-сирот 10-14 лет. Все они были разделены на пять отделений: кузнецов, столяров, тележников, портных и сапожников. Герд вспоминал: «Всякий день, кроме воскресных и праздничных дней, после раннего обеда, они расходились по этим разным мастерским и работали под надзором мастера до семи часов вечера; затем они возвращались домой ужинать и после молитвы ложились спать. Три утренних часа, назначенных для изучения закона Божия, грамоты и первоначальных правил арифметики, оказались очень достаточными: успех учеников был удивительно быстр, так что когда князь [А.Н.] Голицын три месяца спустя посетил это заведение и увидел, как крестьянские мальчики писали под диктовку монитеров (так в тексте. — А.О.), то с трудом мог поверить, что они учились такое короткое время»21.

Новое здание, построенное специально для училища и рассчитанное в перспективе на двести учеников, было торжественно открыто 8 ноября 1820 г. В нем собрали сто мальчиков, аккуратно подстриженных и одетых в полукафтаны и шаровары, сшитые ими самостоятельно. На открытии присутствовал Румянцев. Он захотел посмотреть, как ученики пишут по диктовку. «Все движения, предписываемые методою, они делали по команде главного монитера с чрезвычайною точностью, и граф остался очень до-

20 Там же. С. 329-330.

21 Там же. С. 339. 158

волен». Он выразил свою признательность Герду и подарил ему 500 руб. ассигнациями22.

После того как школа, организованная Гердом, стала широко известной в Гомеле, начальник расквартированной в городе артиллерийской бригады полковник Деллингсгаузен попросил принять в нее для обучения 20 солдат-новобранцев из его бригады для изучения грамоты. Несмотря на первоначальное замешательство Герда, ему удалось справиться с такой задачей. Новобранцы вскоре хорошо читали, писали и решали простейшие арифметические задачи23.

Школа успешно вела обучение под руководством Герда, но по окончании трехлетнего контракта он решил уехать на родину, исполнив обещание, данное матери. Позднее Герд вернулся в Россию и продолжил педагогическую работу. В 1822 г. по докладу Голицына было получено разрешение императора на открытие в Петербурге школы для бедных русских мальчиков. Герд стал ее директором с казенным жалованьем в 3 тыс. рублей в год, а школа получала пособия из казны24.

Как говорилось выше, ланкастерские школы пользовались покровительством Александра I до начала 1820-х гг. Постепенное изменение отношения к ним императора начинает прослеживаться с момента Семеновской истории — попытки бунта в лейб-гвардии Семеновском полку, произошедшей 16-18 октября 1820 г. Власти в поисках зачинщиков обратили особое внимание на центральную и полковые ланкастерские школы Гвардейского корпуса. (В самом Семеновском полку такой школы не было.) Под сильное подозрение попали либералы Греч — директор полковых училищ взаимного обучения и В.Н. Каразин (17731842) — инициатор основания Харьковского университета. В начале правления Александра I Каразин подал ему идею создания Министерства народного просвещения, и некоторое время пользовался доверием монарха, но потом утратил его из-за настойчивого стремления добиться реализации различных утопических

22 Там же. С. 340.

23 Там же. С. 341.

24 Пыпин А.Н. Указ. соч. С. 121; Томашевская Н. Указ. соч. С. 58.

№1 (42) 2013 Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ» 159

прожектов25. Сразу после бунта Семеновского полка Каразин в разговорах со своими знакомыми неоднократно намекал на то, что ему хорошо известны причины и обстоятельства произошедшего. Несдержанность в разговорах привела его к аресту и к заключению в Шлиссельбургскую крепость26.

Александр I в это время находился на конгрессе Священного союза в австрийском г. Троппау (совр. чешский г. Опава), созванном для решения вопроса о подавлении революции в Неаполитанском королевстве. После получения первых известий о петербургских событиях он писал командующему Гвардейским корпусом генерал-лейтенанту И.В. Васильчикову (1776-1847): «По многим замечаниям на школы взаимного обучения, желательно бы было, чтобы обращено было особенное внимание на счет тех людей, кои обучались в общей школе, бывшей в казармах Павловского полка, как со стороны нравственности и поведения их, так и дисциплины и военного повиновения, и не сохранили ли каких сношений с г. Гречем»27. Император, на конгрессе в Троппау не без колебаний поддержавший предложение австрийского министра иностранных дел кн. К.Л. Меттерниха (1773-1859) об интервенции в Неаполитанское королевство, увидел опасность новой революции в Европе. Он начал подозревать, что заговорщики хотят свергнуть законную власть во всех европейских столицах. Солдатский мятеж в Петербурге мог быть использован ими для того, чтобы отвлечь русского императора (одного из главных защитников «венской системы», созданной после поражения Наполеона) от борьбы с Неаполем. Средством влияния заговорщиков не только на солдат, но и на детей и юношество представлялись ланкастерские школы. Такая идея находит подтверждение в еще одном письме Александра I к Васильчикову, где сказано: «Все эти радикалы и карбонарии, рассеянные по Европе, именно хотят заставить меня бросить начатое дело здесь... они взбешены, видя наш труд... Наблюдайте бдительно за Гречем и за всеми бывшими в его школе солдатами или ма-

25 А.М.Л. Памяти Василия Назарьевича Каразина // Исторический вестник, 1892. Т. 50, № 12 (декабрь). С. 776-780.

26 Лапин В.В. Семеновская история: 16-18 октября 1820 года. Л., 1991. С. 164-169.

27 Цит. по: Дружинин Н.М. Декабрист И.Д. Якушкин и его ланкастерская школа // Дружинин Н.М. Избранные труды. Революционное движение в России в XIX в. / Отв. ред. С.С. Дмитриев. М., 1985. С. 404.

ленькими девочками. Я уверен, что найду настоящих виновников вне полка, в таких людях как Греч и Каразин»28.

Расследование показало, что никакого тайного революционного заговора в Семеновском полку не существовало. Но все же Греч лишился должности директора полковых училищ и попал под надзор полиции29, а Каразина после недолгого заключения в Шлиссельбургской крепости выслали в его имение в с. Кручик Харьковской губернии также под надзор полиции30. Русские либералы получили жестокий урок. Им дали понять, что император отныне не будет поощрять слишком вольные эксперименты в образовании. Новые ланкастерские школы открывались лишь в виде исключения (например, школа Герда в 1822 г.), старые хотя и были сохранены, но оставлены под строгим наблюдением полковых начальников и Министерства духовных дел и народного просвещения. Дух свободомыслия должен был быть в них искоренен. Для этого в ноябре 1820 г. начальник Главного штаба Его Императорского Величества генерал от инфантерии кн. П.М. Волконский (1776-1852) объявил предписание императора об уничтожении всех таблиц, введенных М.Ф. Орловым по французским образцам в Киеве и разосланных в военно-сиротские отделения, а также

31

всех досок, с которых они печатались31.

Только успела немного утихнуть Семеновская история, как из Кишинева пришло известие, нанесшее новый удар по ланкастерским школам. Преподаватель Кишиневской дивизионной школы майор Раевский был обвинен в употреблении вместо печатных письменных (официально неразрешенных) прописей, в которых встречались имена республиканцев, таких, как Брут, Кассий, Вашингтон, Мирабо, испанский революционер полковник Антонио Квирога, и такие слова, как «свобода», «равенство», «конституция» и пр. Раевский во время занятий с солдатами называл кон-

28 Цит. по: Там же.

29 Там же.

30 Лапин В.В. Указ. соч. С. 169.

31 Томашевская Н. Указ. соч. С. 56-57. Ср. противоположное мнение петербургского историка П.В. Ильина: в 1821-1825 гг. растет число школ в дворянских имениях, военных ланкастерских училищ. — Ильин П.В. Метод «взаимного обучения» и русское прогрессивное общество. (К проблеме просветительства в идеологии и практике либералов 1815-1825 гг.). Автореф. дис. ... к.и.н. СПб., 1996. С. 13. Но это мнение никакими фактами не подкреплено.

ституционное правление лучшим из всех правлений, а русское государственное устройство — деспотическим, говорил, что между нижними чинами и офицерами должно быть равенство, одобрял бунт Семеновского полка, убеждал солдат в том, что, если кто их тронет, чтобы вышли десять человек вперед и, уничтожив одного, спасли двести и т.д.32 В феврале 1822 г. Раевского арестовали, он провел несколько лет в тюрьме в одиночном заключении и потом по особому мнению командующего Гвардейским корпусом вел. кн. Михаила Павловича (вспомним его восхищенный отзыв о мо-бежских ланкастерских школах в 1818 г.), утвержденному императором 15 октября 1827 г., был лишен дворянского звания, чинов и орденов и сослан на поселение в с. Олонки Иркутской губернии навечно. Здесь он впоследствии создал успешно действовавшую

33

ланкастерскую школу для крестьянских детей33.

Раевский, названный историком П.Е. Щеголевым (1877-1931) «первым декабристом»34, не был одинок в своей деятельности. Его единомышленники в полной мере использовали ланкастерские школы для распространения влияния на солдат и крестьян и для пропаганды революционных взглядов. Декабристы расширили содержание начального образования, ввели в него историю, литературу, математику. Пока существовала возможность учить по рукописным материалам, они составляли таблицы с антикрепостническим и антимонархическим содержанием, старались дать учащимся начатки политического воспитания. Александр I

32 Томашевская Н. Указ. соч. С. 57; «Доклад по делу о майоре Раевском» // Декабристы. Тайные общества. Процессы Колесникова, бр[атьев] Критских и Раевских. М., 1907. С. 210-211 (далее — Декабристы); Семевский В.И. Политические и общественные идеи декабристов. СПб., 1909. С. 431-433; Щеголев П.Е. Владимир Раевский. (Первый декабрист) // Щеголев П.Е. Декабристы. М.-Л., 1926. С. 59-60, 62. Приложение. «Всеподданнейший доклад начальника Главного штаба Е.И.В. генерала И.И. Дибича Николаю I» [от 10 октября 1827 г.].

33 Бурлачук Ф.Ф. Владимир Раевский. М., 1987. (ЖЗЛ. Сер. биографий. Вып. 6 [675]).

34 Вслед за Щеголевым это повторил советский писатель и историк Н.Я. Эйдельман (1930-1989). См. его работу: Эйдельман Н.Я. Первый декабрист. Повесть о необыкновенной жизни и посмертной судьбе Владимира Раевского. М., 1990. Для сравнения: русско-британская писательница, публицист и мемуарист (видный деятель кадетского движения) А.В. Тыркова-Вильямс (1869-1962) иронически называет «первым декабристом» Александра I за «сентиментальный либерализм» его политического мировоззрения. — Тыркова-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина: В 2-х т. Т. 1. 1799-1824. 3-е изд. М., 2002. С. 207-218 (Гл. XVI. «Первый декабрист», особ.

с. 213-214). (ЖЗЛ. Сер. биографий. Вып. 1010 [810]).

узнал об этом в 1821 г. из доноса тайного агента правительства35, сумевшего стать членом Коренного совета «Союза благоденствия» М.К. Грибовского (1786-?). Рассказав о программе деятельности декабристов и осветив их полулегальную тактику, Грибов-ский сосредоточил свое внимание на пропагандистских планах союза. Он сообщал: «Первым шагом для привлечения низшего состояния почитались: освобождение крестьян, к чему каждый член был обязываем, и распространение училищ взаимного обучения. Научивши простой народ и нижних воинских чинов одному только чтению, скорее подействовали бы приготовленными в духе и по смыслу их маленькими сочинениями, начав самыми невинными: сказками, повестями, песнями, краткими наставлениями и пр[очим], чтобы их заохотить, чему и сделаны опыты»36. «Таким образом, ланкастерская система оказывалась вспомогательным орудием политической пропаганды, входила в сознательные расчеты тайного революционного общества»37, — писал Н.М. Дружинин.

За предоставленный декабристам историей короткий срок они не успели добиться многого. Исследователь их деятельности Щеголев отмечал: рукописные «прописи заключали в себе, кроме имен революционеров, известные сентенции, те истины, которые декабристы желали распространить в войсках. Фразы прописей воспринимались памятью без участия сознания, прочно оседали в памяти, и нужно было ждать известного момента, который ярко осветил бы содержание этих фраз, чтобы вслед последовала активная реакция на это содержание»38. Революционная работа, таким образом, велась на уровне подсознания. Это иногда приводило к неожиданным результатам. Как известно, в толпе среди солдат Московского гвардейского полка, выведенных на Петровскую (Сенатскую) площадь, кричали: «За Константина и конституцию!», считая конституцию женой популярного в народе и в армии брата

35 Официально Грибовский занимал должность библиотекаря Главного штаба Его Императорского Величества. — Греч Н.И. Записки о моей жизни. М., 1990. С. 241. Он также состоял действительным членом «Общества учреждения училищ.» со дня его основания. — Паина С.Б. Сообщение I. С. 126.

36 Цит. по: Дружинин Н.М. Указ. соч. С. 405.

37 Там же.

38 Щеголев П.Е. Указ. соч. С. 31-32.

Александра I вел. кн. Константина Павловича39. Плохо усвоенные западноевропейские политические лозунги создавали хаос в умах людей, получивших лишь самые азы знаний, едва умевших читать и писать.

Следует отметить, что это понимали наиболее грамотные представители солдатской массы. Г.Н. Александров (1806-1881), в начале 1820-х гг. учившийся в ланкастерской школе при Смоленском военно-сиротском отделении, в мемуарах (1878 г.) сожалел о ликвидации школ. «. Ланкастерские школы. везде были закрыты, потому что члены тайных обществ посредством таблиц, вывешиваемых в классах для чтения и чистописания с них, преимущественно скорописью (курсив здесь и далее в тексте. — А.О.), стали распространять идеи, противные существующему порядку вещей»40. В 1826 г. автор этих строк был назначен писарем в следственную комиссию по делам декабристов, служивших во 2-й армии. Заседания проходили только ночью в запертой комнате для сохранения тайны. Он делал выписки из документов, находившихся в делах. «Таким образом, я мог читать все проекты конституций, составленные [П.И.] Пестелем41, на основании коих декабристы предполагали переустроить все

39 Розен А.Е. Записки декабриста / Подгот. Г.А. Невелев. СПб., 2007. С. 74. Записки Толстого. С. 216-217. Об этом подробнее см: Кучерская М.А. Константин Павлович. М., 2005. С. 194, 198-199 (ЖЗЛ. Сер. биографий. Вып. 1141 [941]). О популярности вел. кн. Константина Павловича в дворянском обществе см., например, воспоминания кузины А.И. Герцена (1812-1870) Татьяны Петровны Пассек (урожд. Кучиной, 1810-1889): Из ранних лет, из жизни дальней. Воспоминания Т.П. Пассек. Гл. VIII. 1820-1826 [гг.] // Русская старина, 1873. Т. VII, № 3. С 293. Пассек рассказывает, как в декабре 1825 г., вскоре после подавления восстания, ее кузен Саша купил портрет императора Константина I и, повесив его на стену в своей комнате, «торжественным голосом» просил Таню преклонить перед ним колени, потому что это великий человек. Пасек добавляет: «Почему мы ему поклонились, за что его любили, мы и сами этого не знали, так оно и осталось в неизвестности». В мемуарах Герцена сказано: «.. .Пока смутные мысли бродили у меня в голове и в лавках продавали портреты императора Константина, пока носились (т.е. разносили. — А.О.) повестки о присяге и добрые люди торопились поклясться, разнесся слух об отречении цесаревича». — Герцен А.И. Былое и думы. М., 1972. С. 74-75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 Александров Г.Н. Очерки моей жизни // Русский архив, 1904. Кн. III, № 12. С. 476.

41 Видимо, имеются в виду разные редакции проекта республиканской конституции «Южного общества», известной под названием «Русская Правда». В разделе об устройстве системы образования в будущей России говорилось: частные лица не должны иметь права основывать учебные заведения. — Сергиенко Г.Я. Вопросы просвещения и воспитания в программе декабристов // Декабристские чтения. Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения С.Г. Волконского и 1000-летию образования

г. Василькова (14-16 декабря 1988 г.). Киев, 1989. С. 116.

правление нашего Отечества, заменив монархическое правление республиканским, по примеру Соединенных Штатов Америки. <...> Если мне позволено свое суждение иметь, то я откровенно скажу, что как в 1826 году, когда мне исполнилось только 20 лет, так и ныне при 73-летней старости, я остаюсь при том убеждении, что вообще дело декабристов, хотя ныне многие и стараются представить его в радужном свете, было дело безумное, не обещавшее России ничего хорошего»42.

Александр I, получивший полную информацию о действиях и планах заговорщиков, пережил огромное разочарование, поняв, что сам поставил страну на грань политического кризиса. Император оказался не в состоянии преодолеть явное или тайное сопротивление консерваторов и революционеров. Ему пришлось собственными руками губить все свои начинания, в том числе в области народного образования. В мае 1824 г. Голицын, утративший его доверие, получил отставку, и на его место был назначен консерватор адмирал А.С. Шишков (1754-1841). На первом же заседании Главного правления училищ он заявил: «Науки, изощряющие ум, не составят без веры и без нравственности благоденствия народного. Сверх того, науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности, какую всякое звание в них имеет. Излишество их, равно как и недостаток, противны истинному просвещению. Обучать грамоте весь народ или несоразмерное числу оного количество людей принесло бы более вреда, чем пользы. Наставлять земледельческого сына в риторике, было бы приуготовлять его быть худым и бесполезным или еще вредным гражданином»43. В 1825 г., незадолго до своей кончины, император приказал закрыть «Общество учреждения училищ.».

После смерти Александра I это дело продолжил Николай I (1825-1855). Распутывая нити декабристского заговора, он должен был обратить особое внимание на созданную при его брате систему образования. Николай I принялся решительно искоренять «крамолу». При нем постепенно были закрыты все школы, создан-

42 Александров Г.Н. Указ. соч. С. 482.

43 Бороздин А. Шишков (Александр Семенович) // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. ХХХ1Ха. Шенье — Шуйский монастырь. СПб., 1903. С. 614.

ные «Обществом учреждения училищ.»44. 12 апреля 1826 г. под влиянием Аракчеева и его единомышленников император своим указом приостановил деятельность РБО «впредь до Высочайшего соизволения». Это соизволение так никогда и не последовало. В 1827 г. пришла очередь главного училища в Петербурге, которое было расформировано. К тому же выяснилось, что цель сокращения расходов на заведение школ для народа не достигнута. По свидетельству директора училищ Петербургской губернии А.С. Воронова, в 1827 г. устройство ланкастерских школ обходилось в пять раз дороже, чем при обыкновенном способе обучения45.

При Николае I вся система народного образования оказалась под крайне жестким контролем государства и церкви. Император не раз публично заявлял: он поощряет стремление своих подданных перенимать на Западе технические новшества, но категорически против перенесения в Россию политических вольностей. Так, например, после визита царской семьи на Московскую торгово-промышленную выставку 1831 г. газета «Северная Пчела» (№256), издававшаяся Гречем (теперь он стал консерватором) и популярным журналистом Ф.В. Булгариным (1789-1859), сообщала: «Более двух часов пробыл Государь Николай Павлович. на выставке. Узнав, что дети фабриканта Титова были в Англии и во Франции, Государь говорил, что образование считает он необходимым для совершенства всякого дела, но надобно ездить за границу, и учиться у иностранцев для пользы отечества — «учиться доброму, а не худому», добавил он»46.

Естественно, что русские либералы не могли быть довольны такой охранительной правительственной политикой. Просвещенный современник (ученый-филолог, профессор Петербургского университета, общественный деятель и цензор) А.В. Никитенко (1804-1877) записал в дневнике 4 апреля 1833 г.: «Было время, что нельзя было говорить об удобрении земли, не сославшись на тексты из священного писания. Тогда Магницкие и Руничи требовали,

44 Томашевская Н. Указ. соч. С. 59.

45 Там же. С. 60.

46 Цит. по: Божерянов И.Н. Граф Егор Францевич Канкрин. Его жизнь, литературные труды

и двадцатилетняя деятельность управления министерством финансов. СПб., MDCCCXCVII [1897]. С. 157.

чтобы философия преподавалась по программе, сочиненной в министерстве народного просвещения; чтобы, преподавая логику, старались бы в то же время уверить слушателей, что законы разума не существуют; а преподавая историю, говорили бы, что Греция и Рим вовсе не были республиками, а так, чем-то похожим на государство с неограниченной властью, вроде турецкой или монгольской. Могла ли наука принести какой-нибудь плод, будучи так извращаема? А теперь? О, теперь совсем другое дело. Теперь требуют, чтобы литература процветала, но никто бы ничего не писал ни в прозе, ни в стихах; требуют, чтобы учили как можно лучше, но чтобы учащие не размышляли, потому что учащие — что такое? Офицеры, которые управляются с истиной и заставляют ее вертеться во все стороны перед своими слушателями. Теперь требуют от юношества, чтобы оно училось много и притом не механически, но чтобы оно не читало книг и никак не смело думать, что для государства полезнее, если его граждане будут иметь седую голову вместо светлых пуговиц на мундире»47. Эти и подобные им сетования оставались пустым звуком. В период правления Николая I высшая власть не обращала никакого внимания на жалобы либералов.

Отдельные элементы системы взаимного обучения сохранились в России вплоть до начала царствования императора Александра II (1855-1881). Но это был уже совершенно другой этап развития страны. В период буржуазных реформ Александра II в 1860-1870-х гг. народное образование в очередной раз подверглось коренному реформированию в соответствии с новыми запросами времени. Император под впечатлением итогов Крымской войны 1853-1856 гг., когда Англия и Франция боролись против России, и франко-прусской войны 1870-1871 гг., принесшей впечатляющую победу Пруссии, способствовал внедрению в своем государстве немецкого классического образования. Оно, пережив бурные события первой половины ХХ в., было развито и усовершенствовано в Советском Союзе. Сейчас, когда мы сожалеем о гибели советской школы, мало кто вспоминает о том, что ее родиной была Германия. На современном этапе развития нашей страны, стремящейся к модернизации, вновь происходит масштабное реформирование всей сферы образования по англо-американским

47 Никитенко А.В. Записки и дневник: В 3-х т. Т. I. М., 2005. С. 313. №1 (42) 2013 Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ»

образцам. Как показывает исторический опыт, это неизбежно поставит вопрос о политических переменах.

Белл-Ланкастерская система образования получила развитие в Англии начала XIX в. потому, что таковы были специфические условия и потребности английского общества. В Англии она развивалась практически без вмешательства государства. Когда экономическая и политическая ситуация в стране на протяжении XIX в. стала меняться, общество отказалось от Белл-Ланкастерской системы, заменив ее другой, более современной, системой образования. В России, как мне представляется, введение ланкастерских школ было исключительно делом императора Александра I, руководствующегося идеей реформирования своего государства с учетом британского опыта. Но эта идея оказалась принципиально нереализуемой из-за того, что, активно перенимая те британские новинки, которые казались ему полезными, император не мог поступиться главным — отменить крепостное право и создать широкую систему общественного самоуправления. В итоге он встретил сопротивление сначала со стороны консерваторов, а потом столкнулся с действиями революционеров, стремившихся использовать ланкастерские школы для пропаганды своих взглядов. Единственные идейные союзники Александра I — либералы-западники — были им же самим лишены возможности действовать активно и самостоятельно после Семеновской истории. Все это привело к гибели системы взаимного обучения в России.

Тем не менее ланкастерские школы сыграли весьма важную роль в истории отечественного народного образования. Кроме того, что они дали стране большое количество грамотных людей, часть которых впоследствии продолжала заниматься самообразованием, они в некоторой степени идейно подготовили наступление эпохи буржуазных реформ Александра II. Вспомним слова рядового солдата Александрова, учившегося в провинциальной ланкастерской школе. В них отражается стремление образованного русского человека отстоять достоинство личности (перефразирую Грибоедова, «он смеет иметь свое суждение!») перед всей мощью государственной машины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.