А.А. Орлов
Ланкастерские школы в России в начале XIX в.
Статья посвящена истории ланкастерской школы в России в начале XIX в. Автор характеризует новую методику обучения, специфику утверждения ланкастерских школ на российской почве и выявляет побудительные мотивы отказа государственной власти от данной реформы.
Ключевые слова: ланкастерская система обучения, ланкастерские школы,
Э. Белл, Дж. Ланкастер, народное образование, император Александр I.
На переломных этапах российской истории высшая власть стремилась реформировать экономику государства, что неизбежно вело за собой реформы в системе образования. При этом, определяющим в политике власти было желание модернизировать производство, чтобы на равных конкурировать с ведущими западными державами (Англия, США, Франция), но не допустить никаких коренных политических изменений. Делать это становилось все труднее по мере увеличения числа самостоятельно мыслящих образованных людей. В итоге усиливающиеся хаос и сумятица в обществе заставляли остановить реформы, а потом сменить
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
их на контрреформы. подобная дилемма существует и в наше время. Тем более интересно проанализировать, как российская власть решала назревшую проблему реформирования народного образования в начале XIX в.
После окончания в 1815 г. эпохи наполеоновских войн император Александр I поставил перед собой задачу перестройки здания Российского государства по английским образцам, т.к. считал систему управления Великобритании лучшей в мире [1, с. 62]. Работу государственного и экономического механизма империи следовало организовать на британский манер, а подданных воспитать по английскому образцу. Реализуя этот план, он активно действовал по всем направлениям. В Россию приглашали британских специалистов разных отраслей производства (фабрикантов, техников, механиков, металлургов, гидрологов, кораблестроителей, агрономов, архитекторов, конезаводчиков), ученых, врачей и т.д. [5]. Необходимость подготовки большого количества грамотных работников из числа русского простонародья резко возросла. И тогда император решил внедрить в России ланкастерскую систему обучения, с которой он познакомился, посещая собрания квакеров и принимая их у себя во время пребывания с официальным государственным визитом в Англии в июне 1814 г. [8, с. 404].
М.О. Г ершензон указывал на другие причины, способствовавшие возникновению у Александра I интереса к новым педагогическим системам. Гершензон писал, что после победы над Наполеоном в сознании императора укрепились две главные идеи: «Одна - идея религиозная, твердая уверенность, что мир управляется Божественным Промыслом и что подчинение этому Промыслу должно быть первым законом человеческой деятельности; другая, нераздельно связанная с нею, - идея религиознополитическая, именно уверенность, что только религия может удержать народы от безрассудных революционных увлечений, какими наполнены были последние десятилетия европейской истории, и обеспечить им мирное и правильное развитие. При таких убеждениях вопросы воспитания естественно должны были получить в глазах Александра особенную важность...». В этой связи историк считал 1816 год рубежной датой, открывающей целый «.ряд мероприятий, направленных к преобразованию народного воспитания в религиозном духе» [3, с. 53-54]. Именно тогда было разрешено приступить к переводу Св. Писания на русский язык. В августе один из ближайших сотрудников императора кн. А.Н. Голицын был назначен министром народного просвещения, а в октябре 1817 г. это министерство соединено с ведомством духовных дел, получив название Министерства духовных дел и народного просвещения. В связи с
этим событием Гершензон отметил факт командирования в Лондон по Высочайшему повелению четырех студентов Главного педагогического института в Петербурге (А.Г. ободовского, Ф.И. Буссе, М.М. Тимаева и К.Ф. Свенске) для изучения ланкастерской системы обучения и отправку нескольких русских юношей из аристократических семейств в Швейцарию в Институт Ф.Э. Фелленберга. Институт был известен сочетанием строгого религиозного воспитания с приобретением навыков земледельческого труда [там же, с. 76-83]. В дальнейшем при нем планировалось создание в Хофвиле особого русского педагогического института под руководством Фелленберга и строительство православной церкви для студентов.
куратором русского института предложили стать лично известному императору отставному офицеру Н.И. Кривцову. Кривцов еще в 1815 г., находясь в Париже, заинтересовался ланкастерской системой, вступил в «общество начального обучения», пропагандировавшее эту систему, и даже начал составлять для Александра I особую записку с обоснованием необходимости учреждения в России «Нормальной школы ланка-стеровой методы» [там же, с. 29-30, 33]. Впрочем, записку эту он так и не закончил, а от назначения в Швейцарию отказался [там же, с. 55-56].
Если в Швейцарии внимание императора привлек Институт Феллен-берга, то в Англии он обратился к существующей там системе образования, которую хотел применить в России. Неудивительно, что лондон должен был стать первым пунктом пребывания русских студентов за границей. Только в Англии могла развиться методика, подобная ланкастерской. «Это было возможно, конечно, при той свободе общественной деятельности, какую искони выработал себе английский народ, а потому такой быстрый успех частных предприятий был возможен только в Англии», - писал русский педагог Л.Н. Модзалевский [7, с. 275].
Что же представляла собой ланкастерская (точнее, Белл-Ланкас-терская) система взаимного обучения? Она была разработана в конце ХУШ в. независимо друг от друга англиканским священником шотландцем Эндрю Беллом и учителем (квакером с 1801 г.) Джозефом Ланкастером. Первоначально применялась Беллом в Индии, в находящемся под его руководством с 1789 г. военно-сиротском училище для мальчиков в Эгморе ^тоге) близ Мадраса (отсюда - Мадрасская система). «Увидев однажды, как малабарцы обучали детей грамоте, заставляя их чертить буквы пальцами на песке, Белль нашел этот способ во многих отношениях удобным и ввел его в своем училище. Однако, при применении этого способа, он не встретил сочувствия в своем помощнике; тогда у него явилась мысль поручить преподавание в младшем классе одному из лучших
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
учеников. Этот опыт оказался удачным, и постепенно новая система была введена во всех классах. К 1795 г. учение в Мадрасском училище производилось исключительно учениками, учителям же был предоставлен лишь надзор за ними и хозяйственная часть. Таким образом были введены в Мадрасском институте существенные черты системы взаимного обучения» [11, с. 37-38].
После возвращения в Англию в 1797 г. Белл опубликовал книгу «Эксперимент в образовании...» (An Experiment in Education...), но идеи, изложенные в ней, не получили широкого распространения до тех пор, пока не были адаптированы Ланкастером и знаменитым предпринимате-лем-социалистом Робертом Оуэном в открытых ими собственных школах. после их успеха Белл по предложению некоторых лиц из высшего духовенства в 1807 г. основал в Лондоне школу по «системе взаимного обучения». Дешевизна, скорость и простота обучения привели к широкой популярности этого нового педагогического метода. В 1811 г. последователи Белла создали «Национальное общество содействия образованию бедных на принципах государственной церкви» (National Society for Promoting the Education of the Poor in the Principles of the Established Church). Оно взяло на себя заботу о воспитании бедных детей из семей, придерживающихся англиканского вероисповедания, в Англии и Уэльсе. Его покровителем был избран принц-регент Георг (будущий король Г еорг IV), президентом - архиепископ Кентерберийский (духовный глава англиканской церкви), вице-президентом - архиепископ Йоркский со всеми епископами Англии и Уэльса. Сам Белл стал суперинтендантом (управляющим) этого общества. постепенно «Национальное общество» распространило его школьную систему по всей Англии, Шотландии и Ирландии и в 1813 г. учредило в Лондоне образцовую центральную школу с численностью 1 тыс. учеников (600 мальчиков и 400 девочек). Через 4 года в ведении общества состояло более тысячи школ и по системе Белла училось уже более 200 тыс. беднейших детей. Белл принимал живое участие в деятельности общества вплоть до смерти, завещав на его развитие капитал в 120 тыс. ф.ст.
Ланкастер в 1798 г. открыл свою школу в беднейшей части Лондона - районе Саутварк на юге города, отделенном от Вестминстера и Сити р. Темзой. Здесь он учил детей бедняков читать, писать и считать, беря треть обычной школьной платы только с половины из 100 учеников. С увеличением количества учащихся до 1 тысячи, он превратил школу полностью в бесплатную. Ланкастер много путешествовал по Англии, пропагандируя свой метод обучения и основывая школы в разных городах с помощью благотворителей. В 1803 г. он выпустил в свет брошюру
«Усовершенствования в образовании в пользу трудящихся классов общества...» (Improvements in Education, as Its Respect the Industrious Classes of the Community.). Король Георг IV обещал ему покровительство и назначил значительное ежегодное пособие. В 1805 г. Ланкастер учредил «Британское и иностранное школьное общество» (British and Foreign School Society). Оно, как и общество, основанное на идеях Белла, быстро развилось, и к 1811 г. в его школах училось около 30 тыс. бедных детей. Ланкастерские школы, благодаря простоте системы обучения, дешевизне и религиозной толерантности (в них дети читали Библию без всяких толкований), стали в большом количестве возникать в других странах. Но именно эта религиозная терпимость вызвала ненависть представителей англиканского духовенства к их создателю. В конце концов, из-за постоянных преследований он совершенно разорился и был вынужден в 1818 г. уехать в США, где его система была уже хорошо известна и успешно развивалась. В 1825 г. Ланкастер принял приглашение героя борьбы за независимость Латинской Америки президента Великой Колумбии и Боливии Симона Боливара приехать в Венесуэлу для организации там новых школ. Разойдясь с ним во взглядах, он в 1827 г. вернулся в Северную Америку, проведя остаток жизни в США и Канаде и занимаясь дальнейшим усовершенствованием своей системы.
Сущность Белл-Ланкастерского метода состояла в обучении учеников младшего возраста под руководством учителя старшими и более успевающими учениками (мониторами [monitors] у Ланкастера, помощниками [ushers] у Белла). В школах взаимного обучения учили чтению религиозных книг, письму и счету. В них не было классов и учителей в современном смысле слова. Учащиеся, разделенные на десятки (отделения), учились у мониторов, которые получали от учителя инструкцию, чему и как надо учить в предстоящий день. Учебники отсутствовали, вместо них пользовались различными дидактическими материалами. Ученики младших классов писали палочками на песке, старших классов - грифелем на черных (аспидных) досках. В школах, созданных Ланкастером, практиковалось чтение букв, слогов, слов и текстов с таблиц, развешанных на стенах, возле которых полукругом выстраивались учащиеся. педагога-ми-новаторами были разработаны особые системы награждения отличившихся и наказания нерадивых, способы передачи звуковых и визуальных сигналов от учителя мониторам и от мониторов младшим ученикам и т.д. [10, с. 75-76].
плюсами этой системы было то, что учебный материал давался младшим школьникам на доступном им уровне, т.к. разница в возрасте и интеллектуальном развитии детей была невелика, а мониторы получали
Педагогика и психология
История образования и педагогической мы1сли
стимул к самообразованию. Начальное образование становилось массовым и затрагивало те слои британского общества, которые раньше были лишены возможности учиться систематически. Русский историк А.Н. Пыпин отмечал: «.ланкастерские школы были по преимуществу школами для бедных по простоте и дешевизне своего устройства, при котором одного учителя могло доставать на целые сотни учеников. <...> .Школы квакера Ланкастера. были по преимуществу “школы для всех” (schools for all), потому что они открыты были для всякого исповедания одинаково, в них всего скорее мог найти себе место беспомощный бедняк» [8, с. 22-23]. «При системе “взаимного обучения” школьники приучались к самодеятельности, воспитывалось чувство ответственности за полученные задания и вырабатывались навыки коллективной работы. .Телесные наказания были изгнаны и заменены более высокими стимулами - соревнованием и воздействием на личное самолюбие. Современные наблюдатели сравнивали ланкастерские занятия с интересной массовою игрою, которая помогала ребенку или подростку “шутя” овладевать учебным материалом. Наконец, не меньшее значение имела широкая общественная организация дела. Ланкастерская школа не изолировалась от окружающего мира, а старалась связаться с ним крепкими узами: на учебных занятиях могли присутствовать не только родители, но и все интересующиеся новыми методами; при училищах учреждались общественные советы, которые выслушивали отчеты и оказывали содействие учителю; каждому посетителю предоставлялось право высказать свои мнения и внести предложения об изменении или улучшении работы» [4, с. 397], -писал советский историк Н.М. Дружинин.
Но в Белл-Ланкастерской системе обучения существовали и минусы, главным из которых было отсутствие у мониторов необходимых педагогических знаний и умений. По словам известного в свое время педагога Д.Д. Семенова, который сам учился в ланкастерской школе в 1842 г., «во-первых, все учение не имело никакого развивающего характера, а вдалбливалось мониторами; дети, как попугаи, повторяли за монитором, пока не усваивали “учебу”. Во-вторых, в ланкастерской школе вместе с взаимной системой обучения в широких размерах практиковалась и взаимная система наказаний и взяточничества». Имелось в виду, что некоторые мониторы, бесконтрольно распоряжаясь в своей группе, вымогали булочки, яблоки и копейки у своих нерадивых подопечных [10, с. 75]. В итоге не обеспечивалось надлежащее обучение детей, почему эта система и не получила широкого распространения как основная форма учебной работы, вызвав обоснованную критику со стороны выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци и его последователей.
Вместе с тем, она интенсивно применялась в ряде стран (Англия, Франция, Бельгия, США, Канада, Австралия и др.) для массового обучения грамоте низов населения. Мы видим, что названные страны как раз в начале XIX в. переживали разные стадии экономического подъема или промышленного переворота. Задача, как говорилось выше, стала актуальной и для России, что побудило Александра I перенять передовую западную методику. Немаловажным мотивом для него было и то, что школы, устроенные в соответствии с ней, обойдутся правительству гораздо дешевле, нежели обычные училища, т.к. общеизвестно, что вопрос финансовой экономии в эпоху масштабных преобразований всегда становится главным. «По расчетам французских педагогов начала XIX в., начальное обучение 1 тыс. детей продолжалось по старому методу четыре года и обходилось около 144 тыс. франков, обучение такого же числа детей по ланкастерской системе заканчивалось в два года и стоило около 9,5 тыс. франков» [4, с. 397].
При введении в России ланкастерской системы император действовал различными способами [8, с. 120-121, 410-411]. Прежде всего, он обязал заниматься этим государственные органы. За дело взялись сразу два министерства: народного просвещения и внутренних дел, а также военные деятели. Как говорилось выше, в 1816 г. Министерство народного просвещения отправило по инициативе попечителя Петербургского учебного округа С.С. Уварова четырех студентов в Лондон. Они вернулись в Петербург в 1819 г. и с этого времени начинается систематическое распространение ланкастерского метода в училищах министерства и в других школах.
Кроме них еще в 1813 г. в Лондон по поручению Министерства внутренних дел был направлен доктор медицины И.Х. Г амель, отправившийся за границу для изучиения ланкастерской системы на месте. описание новой педагогической методики гамель изложил в письме, опубликованном в журнале Министерства внутренних дел «Северная почта», и в книге, изданной в Париже в 1818 г. одновременно на французском и немецком языках. В 1816 г. он отправил свою работу в дар Александру I, который приказал перевести ее на русский язык и издать за государственный счет [2].
В 1814-1815 гг. русские офицеры во время пребывания в Париже познакомились с деятельностью «общества начального обучения» и с ланкастерскими школами. Школы стали учреждаться в полках для обучения солдат. Вероятно, первая из них была устроена в г. Мобе-же, где в 1815-1818 гг. находилась штаб-квартира генерал-лейтенанта гр. М.С. Воронцова - командующего русским оккупационным корпу-
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
сом во Франции. Школой руководили генерал-майор М.Ф. Орлов, один из руководителей ранней декабристской организации «Союз благоденствия», и дипломат С.И. Тургенев. Орлов был избран почетным членом «Общества начального обучения» в феврале 1816 г. Тургенев при помощи француза Анри исправил и перевел с французского на русский язык ланкастерские таблицы для обучения солдат. В Мобеже было издано руководство для солдатских ланкастерских школ, переведенное с французского языка. Успех этого опыта сделал школу известной в России. В 1818 г. ее посетили младший брат Александра I вел. кн. Михаил Павлович и К.Х. Г амель. Великий князь остался очень доволен увиденным, а Гамель отметил в своей книге, что обучавшиеся в школе 300 солдат научились читать и писать менее чем за 3 месяца [11, с. 53; 12, с. 346]. Вскоре подобные школы появились при полках Гвардейского корпуса, расквартированных в Петербурге, и в армейских дивизиях.
В 1817 г. Орлов был назначен начальником штаба 4-го пехотного корпуса в Киеве. Здесь уже существовала ланкастерская школа на 40 солдатских детей, учрежденная командиром корпуса знаменитым героем Отечественной войны 1812 г. генералом от кавалерии Н.Н. Раевским. Орлов взял управление школой в свои руки и к 1819 г. довел число учащихся до 800 чел., причем вместе с детьми там стали обучаться и взрослые солдаты. Через год количество учеников в ней достигло 1800 чел. [11, с. 54-55]. Сохранился восторженный отзыв писателя И.Р. Мартоса, который, отметив, что в Киев присылают учеников из многих других мест и что приготовленные здесь учителя открывают подобные классы в Москве, Могилеве и херсоне, назвал увиденное им в Печерской крепости училище «маткой взаимного учения» в России [6, с. 68]. Вскоре киевская школа, находившаяся в заведовании инженерного штабс-капитана Прасолова, стала образцом для учреждения других подобных учебных заведений. Орлов заботился также и о популяризации самого ланкастерского метода, собирал пожертвования для «Общества распространения училищ...» и израсходовал на это дело значительную часть своего состояния [11, с. 56]. С 1820 г. он командовал 16-й пехотной дивизией в Кишиневе и здесь также основал дивизионную ланкастерскую школу, заведовать которой поручил майору В.Ф. Раевскому - видному поэту-романтику, члену «Союза благоденствия» и кишиневской масонской ложи, другу А.С. Пушкина.
В некоторых военно-учебных заведениях России взаимное обучение вводилось с 1817 г. В 1818 г. в журнале «Сын Отечества» был опубликован отрывок из записки инженер-генерал-майора гр. Е.К. Сиверса «О способах усовершенствования образования солдатских детей в Рос-
сии», представленной Александру I. По приказу императора, Сиверс в 1814-1815 гг. должен был осмотреть многие «.из примечательнейших заведений для воспитания юношества во Франции и Германии». На основании собранных сведений он и составил свою записку. В ней автор сравнивал системы Ланкастера и Песталоцци и делал вывод о том, что в русских военно-сиротских училищах следует применить синтетическую методику. От этого «.произойдут самые благоприятные следствия, как для первоначального обучения вообще, так и в особенности для обучения детей низшего состояния, тем более, что сие учение сопровождаемо будет основательным практическим приучением к рукоделиям, ремеслам и вообще к тем работам, которые соответствуют назначению сего состояния» [9, с. 23]. Император благосклонно отнесся к идее Сиверса и повелел учредить особый «Комитет для введения взаимного обучения в школах, устроенных для солдатских детей» под председательством графа. В 1818 г. в Петербурге уже была подобная школа на 150 чел. Комитет организовал училища при всех батальонах и ротах, военно-сиротских отделениях (с 1823 г. переименованы в батальоны, полубатальоны и роты военных кантонистов), военных поселениях и т.д. Школы при военносиротских отделениях появились в Петербурге, Иркутске, Риге, Ревеле, Нижнем Новгороде, Перми, херсоне, Астрахани, Киеве и др. городах, школы для военных кантонистов - в Оренбурге и при 3-й понтонной роте в Киеве. В этих школах обучали Закону Божию, грамоте, арифметике и военным наукам. Обучением руководили преимущественно офицеры, а также полковые священники и солдаты [11, с. 53-54]. В Царстве Польском ланкастерскую систему в первой четверти XIX в. внедрял профессор артиллерийского училища в Варшаве Ян Кржижановский. Он, в частности, ввел ее в воскресной ремесленной школе в г. Люблине, которой заведовал.
Продолжение следует.
Библиографический список
1. Внешняя политика России XIX и начала XX в. Документы российского министерства иностранных дел. Сер. 2. 1815-1830 гг. Т. I (IX). М., 1974.
2. Гамель И.[Х.] Описание способа взаимного обучения по системам Белла, Ланкастера и других, в коем изложены начало и успехи сего способа в Англии, во Франции и в других странах, и подробно изъяснены правила и порядок употребления оного в училищах / Пер. с нем. К. Кнаппе. СПб., 1820.
3. Гершензон М.О. Братья Кривцовы. М., 2001.
4. Дружинин Н.М. Декабрист И.Д. Якушкин и его ланкастерская школа // Избр. тр. Революционное движение в России в XIX в. / Отв. ред. С.С. Дмитриев. М., 1985.
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
5. Кросс Э.[Г.] Британцы в Петербурге: XVIII век. СПб., 2005.
6. Мартос И.Р. Ланкастерское училище в Киеве (ок. 1820 г.) // Киевская старина. 1897. Т. LVIII. № 7-8. Приложения.
7. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. Ч. 2. СПб., 2000.
8. Пыпин А.Н. Религиозные движения при Александре I. СПб., 2000.
9. Сиверс Е.К. О новейших методах первоначального обучения // Сын Отечества. 1818. Ч. 46.
10. Телешов С.В. Ланкастерская школа в России // Педагогика. 2005. № 10.
11. Томашевская Н. Ланкастерские школы в России // Русская школа. 1913. № 3 (март). Отд. I.
12. Zacek J.C. The Lancastrian school movement in Russia // The Slavonic and East European Review. 1967. Vol. XLV. № 105 (July).