Научная статья на тему 'Ланкастерские школы в России в начале XIX в'

Ланкастерские школы в России в начале XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2746
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ЛАНКАСТЕРСКИЕ ШКОЛЫ / Э. БЕЛЛ / ДЖ. ЛАНКАСТЕР / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX В. / ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I / E. BELL / J. LANCASTER / LANCASTER SYSTEM OF EDUCATION / LANCASTER SCHOOLS / PEOPLE EDUCATION IN RUSSIA AT THE BEGINNING OF XIX CENTURY / EMPEROR ALEXANDER I

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орлов Александр Анатольевич

Статья посвящена истории ланкастерской школы в россии в начале XIX в. Автор характеризует новую методику обучения, специфику утверждения ланкастерских школ на российской почве и выявляет побудительные мотивы отказа государственной власти от данной реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANCASTER SCHOOLS IN RUSSIA AT THE BEGINNING OF XIX CENTURY

The article is focused on the history of Lancaster schools in Russia at the beginning of XIX century. The author characterizes new methods of education, specific features of Lancaster school formation on the Russian territory as well as motives of the state government refusal from the reform.

Текст научной работы на тему «Ланкастерские школы в России в начале XIX в»

А.А. Орлов

Ланкастерские школы в России в начале XIX в.’

Статья посвящена истории ланкастерской школы в России в начале XIX в. Автор характеризует новую методику обучения, специфику утверждения ланкастерских школ на российской почве и выявляет побудительные мотивы отказа государственной власти от данной реформы.

Ключевые слова: ланкастерская система обучения, ланкастерские школы,

Э. Белл, Дж. Ланкастер, народное образование в России в начале XIX в., император Александр I.

1 Окончание. Начало см.: Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 1.

Педагогика и психология

История образования и педагогической мысли

Ланкастерские школы создавались в России различными общественными и благотворительными организациями при лидерстве руководимого кн. А.Н. Голицыным и патронируемого самим императором Российского Библейского общества (РБО).

В январе 1819 г. в столице было основано «Санкт-Петербургское вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Его председателем стал гр. Ф.П. Толстой (1783-1873) - талантливый художник, гравер и скульптор. Помощниками председателя были избраны не менее известные люди: участник войны, писатель, публицист, редактор «Военного журнала» полковник Ф.Н. Глинка (1786-1880) и филолог, переводчик, журналист, издатель журнала «Сын Отечества» Н.И. Греч (1787-1867). Все трое являлись деятельными участниками масонской ложи «Избранного Михаила», а Толстой и Глинка еще и членами руководства (Коренного совета) декабристского «Союза благоденствия». Греч тогда был видным столичным либералом.

«Общество учреждения училищ...» в 1819 г. открыло в Петербурге большую ланкастерскую школу, имевшую успех и много учеников (до 274 чел. в 1823 г.). По свидетельству Толстого, методом преподавания в этом училище очень интересовался близкий к императору всесильный временщик гр. А.А. Аракчеев (1769-1834), избранный в почетные члены общества. В своих мемуарах Толстой рассказал о любезном и внимательном отношении Аракчеева к нему и к другим членам общества, а также упомянул о неоднократных посещениях им ланкастерской школы. Впоследствии обществом были открыты еще несколько училищ для бедных в столице и довольно много в провинции [18, с. 48-51]. Главное училище в Петербурге работало до марта 1827 г. и прекратило свою деятельность не потому, что утратило популярность, а по политическим причинам, о которых будет сказано ниже.

Открытием ланкастерских училищ, помимо государственных и общественных организаций, занимались и частные лица. Здесь тоже можно увидеть прямое влияние Александра I. Реализуя свой план реформ, он действовал не только с помощью государственных органов, т.е. методом принуждения. Внутри страны существовал негативный опыт быстрого и во многом принудительного государственного реформирования, осуществленного его отцом Павлом I. Французский император Наполеон I оставил по себе горькую память широким применением насилия во всех сферах жизни государства и на международной арене. Александр I хорошо усвоил эти уроки и предпочитал действовать по-другому. Он напрямую или косвенным образом (высказывая в частной беседе личное желание) побуждал своих сановников осуществить реформу за счет личных

средств или за счет выделяемых им средств государственного бюджета1. Не исключено, что таким способом в некоторых случаях император боролся и с извечными пороками российской бюрократии - казнокрадством и взяточничеством. Сановник ворует, но уличить его из-за круговой поруки и страха подчиненных трудно. Однако император надеялся, что тот не сможет не выполнить ясно выраженного желания монарха, от воли и расположения которого зависит его статус. Г осударству в глазах Запада и русского общественного мнения удастся сохранить лицо, а похищенные средства начнут работать на интересы большинства подданных. По словам современного британского историка Д. Ливена, «понимание [деятельности] российского правительства и армии невозможно без знания ценностных представлений российской элиты этого времени и принципов работы системы “покровитель-проситель”, которую они создали» [13, с. 34].

Бесплатную школу для детей бедных иностранцев учредили в 1821 г. в Петербурге по плану (утвержденному Александром I по докладу Голицына) англичанина Уолтера (Вальтера) Веннинга (W. Wenning, 1781-1821) - знаменитого филантропа, борца за реформу пенитенциарной системы и одного из директоров Петербургского комитета РБО. В школе Веннинга главным смотрителем был член Британского миссионерского общества преподобный Ричард Нилл (Нилль; R. Knill). Он и его помощник (учитель Грей; H. Gray) получали, по Высочайшему повелению, казенное жалованье (2 тыс. и 1 тыс. руб. в год соответственно), а школе выделялись значительные денежные пособия. В том же 1821 г. англичанка Сарра Килхэм (в замужестве Биллер) (Кильгам, Килеам;

S. Kilham Biller) открыла в столице ланкастерскую школу для девочек из бедных семей [16, с. 121, 410; 20, р. 351, 353].

Школы открывались в большом числе и в провинциальных городах: в Перми, Вологде, Болхове, Туле, Тифлисе, в украинских имениях англомана гр. В.П. Кочубея (1768-1834), в Кронштадте, в Московской губернии, в Вильно (2 школы) и Виленской губернии, в Подольской губернии, в имении гр. Н.П. Румянцева возле Г омеля (об этом подробнее см. далее), в финском г. Або (Турку) и т.д. К 1827 г. число таких школ достигло 24-х, а вместе со школами Петербургского учебного округа - 28-и. Если учесть еще военные ланкастерские училища (кроме уже названных, они были в Архангельске, Воронеже, Дмитревске, в Херсонской губернии и в др. городах), общее число составит 213 школ [18, с. 59]. Естественно,

1 Создание как раз в это время системы военных поселений позволяет заметить: император в значительной степени переложил материальную и политическую ответственность за нее на плечи Аракчеева.

Педагогика и психология

История образования и педагогической мысли

что при этом возникли вопросы централизованного руководства ими, снабжения учеников необходимыми пособиями и подготовки учителей. Главное правление училищ (состояло из попечителей университетов и учебных округов, а также особо назначенных императором членов под председательством министра просвещения) в 1819 г. распорядилось напечатать таблицы для чтения текстов из Св. Писания, составленные по методу Ланкастера членом правления и одним из самых деятельных участников РБО архиепископом Тверским и Кашинским Филаретом (В.М. Дроздовым, 1782/83-1867), впоследствии митрополитом Московским1. При Петербургском университете создали Учительский институт, который должен был стать, по выражению Н. Томашевской, «...рассадником у нас Ланкастеровой методы обучения» [18, с. 52].

В составе главного правления училищ голицын учредил особый комитет (начал действовать с июня 1820 г.) для подготовки учебных пособий по методу Ланкастера и для управления школами взаимного обучения. В него вошли С.С. Уваров (в январе 1821 г. он покинул комитет, его замещал академик Н.И. Фус), бывший помощник опального государственного секретаря М.М. Сперанского (1772-1839) М.Л. Магницкий (1778-1855) и Д.П. Рунич (1780-1860) - активные сотрудники РБо, «прославившиеся» впоследствии обскурантизмом и казнокрадством, а также филолог и ботаник И.И. Мартынов (1771-1833) - сокурсник Сперанского по Владимирской духовной семинарии. Рассмотрев ланкастерский метод в целом, комитет под влиянием Уварова принял его с некоторыми изменениями. В 1822 г. по постановлению комитета решено было ввести новый метод преподавания в приходских училищах, но только при обучении чтению, письму и началам арифметики. При преподавании Закона Божия допускалось применение таблиц, составленных архиепископом Филаретом, однако дальнейшее обучение этому предмету должно было идти прежним путем. Решения комитета вскоре привели к конфликтам с другими организациями, призванными распространять ланкастерское обучение. В 1821 г. комитет потребовал закрыть «Общество учреждения училищ.», обвинив его в нарушении распоряжения императора об употреблении в школах только тех таблиц, которые были изданы Департаментом народного просвещения. По отношению к Учительскому институту комитет тоже занял враждебную позицию, заявив о неправильной постановке в

1 А.Н. Пыпин предполагал, что таблицы Филарета могли быть копией или переводом той книжки квакеров, которую они написали для русских ланкастерских школ в Петербурге в 1818 г. По мнению историка, это могло быть сделано Филаретом по желанию Александра I и при посредстве Голицына, «.конечно, знавшего эти подробности беседы квакеров с Александром» [16, с. 411].

нем преподавания ланкастерского метода и о преобладании в институте последователей учения Песталоцци, к этому времени признанного в России вредным.

В итоге возникшие разногласия в начале 1820-х гг. стали тормозить распространение метода взаимного обучения. Предложение об основании ланкастерских классов при гимназиях не было осуществлено, и лишь при Петербургском университете открылся такой класс для обучающихся за государственный счет (казеннокоштных) студентов [18, с. 52]. В дворянской среде и в церковных кругах стало проявляться недовольство модернизаторской политикой правительства Александра I. Приверженцам «старины» казались опасными либеральные эксперименты императора, особенно на фоне новых тревожных событий в Западной и Юго-Восточной Европе1. Кроме того, широкое распространение ланкастерских школ в провинциях при поддержке государства в некоторой степени ослабляло власть крепостников над крестьянами и церкви над своими прихожанами [14, с. 67].

Эти настроения отражают строки из комедии А.С. Грибоедова (17951829) «Горе от ума» (задумана в 1816 г., закончена в 1824 г.), в которой ретроград Павел Афанасьевич Фамусов в раздражении восклицает: Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что ныне, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Его поддерживает свояченица старуха (в списке действующих лиц комедии подчеркнуто, что она именно «старуха») Хлёстова:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкартачных взаимных обучений.

Далее в разговор вступают княгиня Тугоуховская и грубый солдафон полковник Сергей Сергеевич Скалозуб:

Княгиня

Нет, в Петербурге институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и безверье Профессоры!! - у них учился наш родня,

И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.

От женщин бегает, и даже от меня!

1 В 1820-1821 гг. вспыхнули революции в Испании, Португалии, Италии (Неаполе и Пьемонте), началось национально-освободительное восстание греков против Османской империи.

Педагогика и психология

История образования и педагогической мысли

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

Князь Фёдор, мой племянник.

Скалозуб

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий.

Фамусов резюмирует:

Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы, да сжечь [8, с. 104-105].

Но это были только первые признаки кризиса новой системы начального образования в России. До попытки бунта солдат лейб-гвардии Семёновского полка в октябре 1820 г. (т.н. «Семёновской истории») Александр I не собирался отказываться от нее и в целом благосклонно смотрел на распространение ланкастерского метода, особенно в провинциях империи.

Одна из знаменитых провинциальных ланкастерских школ (ее долгое время ошибочно называли первой в России [11; 18, с. 46-47]) была создана по инициативе бывшего министра иностранных дел (1808-1814 гг.) государственного канцлера гр. Н.П. Румянцева (1754-1826). Александр I говорил, что Румянцев - единственный из высших сановников, который никогда и ничего у него для себя не просил [5, с. 257, Прим. 59]. Всем была хорошо известна обширная научно-просветительская и меценатская деятельность канцлера [6, с. 82-85]. В 1817 г. Румянцев поручил секретарю российского посольства в Лондоне барону И.О. Штрандману (1784-1842) отыскать человека, знающего Белл-Ланкастерский метод обучения для организации в графских поместьях школы. Таким человеком оказался восемнадцатилетний Дж.А. Хёрд (J.A. Heard). Он родился 12 декабря (н.ст.) 1799 г. в Гринвиче. С детства мечтал стать моряком, как отец и старшие братья, но поскольку один из братьев пять лет провел в плену во Франции, а второй брат погиб в 1812 г. во время войны с США, мать категорически не соглашалась отпустить сына в море. Случайно он познакомился со Штрандманом и тот, в соответствии с еще одним поручением Румянцева, предложил ему делать копии с рукописей о России, хранящихся в библиотеке Британского музея. Как писал Хёрд в своих мемуарах, «занятие это мне очень понравилось, возбудило мое любопытство и желание знать более о великом государстве, хотя в то время мне и в голову не приходило когда-либо переселиться в Россию» [7, с. 329]. Исполнительный юноша понравился Штрандману, и он поручил ему изучить метод взаимного обучения с последующим переездом

в Россию и устройством там школы. В это же время в Лондон прибыли отправленные Уваровым российские студенты. Хёрд, подружившись с ними, учил их английскому языку, в свою очередь, учась у них русскому. Все вместе они стали ежедневно ходить на занятия в центральное ланкастерское училище, успешно сдали экзамены и получили свидетельство от Училищного комитета. Затем они еще несколько месяцев посещали училище Белла, где также получили соответствующие свидетельства [7, с. 329-330].

Осенью 1817 г. Хёрд, заключив трехлетний контракт, прибыл морем из Лондона через Кронштадт в Петербург. В Кронштадте Джеймс Хёрд получил документы, в которых его на русский манер назвали Яковом Ивановичем Гердом. Из Петербурга он отправился в гомельское имение Румянцева, где предполагалось открыть ланкастерскую школу.

С осени 1817 г. по декабрь 1819 г. шла подготовка к открытию училища. Временный класс открыли в большом каменном доме графа. В нем с 10 декабря 1819 г. начали заниматься 50 мальчиков-сирот в возрасте от 10 до 14 лет. Все они были разделены на 5 отделений: кузнецов, столяров, тележников, портных и сапожников. Г ерд вспоминал: «Всякий день, кроме воскресных и праздничных дней, после раннего обеда, они расходились по этим разным мастерским и работали под надзором мастера до семи часов вечера; затем они возвращались домой ужинать и после молитвы ложились спать. Три утренних часа, назначенных для изучения закона Божия, грамоты и первоначальных правил арифметики, оказались очень достаточными: успех учеников был удивительно быстр, так что когда князь [А.Н.] Голицын три месяца спустя посетил это заведение и увидел, как крестьянские мальчики писали под диктовку монитёров (Так в тексте. - А.О.), то с трудом мог поверить, что они учились такое короткое время» [Там же, с. 339].

Новое здание, построенное специально для училища и рассчитанное в перспективе на 200 учеников, было торжественно открыто 8 ноября 1820 г. В нем собрали 100 мальчиков, аккуратно подстриженных и одетых в полукафтаны и шаровары, сшитые ими самостоятельно. На открытии присутствовал Румянцев. Он захотел посмотреть, как ученики пишут под диктовку. «Все движения, предписываемые методою, они делали по команде главного монитёра с чрезвычайною точностью, и граф остался очень доволен». Он выразил свою признательность Герду и подарил ему 500 руб. ассигнациями [Там же, с. 340].

После того, как школа, организованная Гердом, стала широко известной в Гомеле, начальник расквартированной в городе артиллерийской бригады полковник Деллингсгаузен попросил принять в нее для обуче-

Педагогика и психология

История образования и педагогической мысли

ния 20 солдат-новобранцев из его бригады для изучения грамоты. Несмотря на первоначальное замешательство Герда, ему удалось справиться с такой задачей. Солдаты-новобранцы вскоре хорошо читали, писали и решали простейшие арифметические задачи [7, с. 341].

Школа успешно вела обучение под руководством Г ерда, но по окончании трехлетнего контракта он решил уехать на родину, исполнив обещание, данное матери. Позднее Герд вернулся в Россию и продолжил педагогическую работу. В 1822 г. по докладу Голицына было получено разрешение императора на открытие в Петербурге школы для бедных русских мальчиков. Герд стал ее директором с казенным жалованьем в 3 тыс. руб. в год, а школа получала пособия из казны [16, с. 121; 18, с. 58].

Как говорилось выше, ланкастерские школы пользовались покровительством Александра I до начала 1820-х гг. Изменение отношения к ним императора начинает прослеживаться с момента «Семёновской истории» - попытки бунта в лейб-гвардии Семёновском полку, произошедшей 16-18 октября 1820 г. Власти в поисках зачинщиков обратили особое внимание на центральную и полковые ланкастерские школы Гвардейского корпуса (в самом Семёновском полку такой школы не было). Под сильное подозрение попали либералы Н.И. Греч, директор полковых училищ взаимного обучения, и В.Н. Каразин (1773-1842), инициатор основания Харьковского университета. В начале правления Александра I Каразин подал ему идею создания Министерства народного просвещения, и некоторое время пользовался доверием монарха, но потом утратил его из-за настойчивого стремления добиться реализации различных утопических прожектов. Сразу после бунта Семёновского полка Каразин в разговорах со своими знакомыми неоднократно намекал на то, что ему хорошо известны причины и обстоятельства произошедшего. Несдержанность в разговорах привела его к аресту и к заключению в Шлиссель-бургскую крепость [12, с. 164-169].

Александр I в это время находился на конгрессе Священного союза в австрийском г. Троппау (совр. чешский г. Опава), созванном для решения вопроса о подавлении революции в Неаполитанском королевстве. После получения первых известий о петербургских событиях он писал командующему Гвардейским корпусом генерал-лейтенанту И.В. Васильчикову (1776/75-1847): «По многим замечаниям на школы взаимного обучения, желательно бы было, чтобы обращено было особенное внимание на счет тех людей, кои обучались в общей школе, бывшей в казармах Павловского полка, как со стороны нравственности и поведения их, так и дисциплины и военного повиновения, и не сохранили ли каких сношений с г. Гречем» [цит. по: 10, с. 404]. Император, на конгрессе в Троппау не

без колебаний поддержавший предложение австрийского министра иностранных дел кн. К.Л. Меттерниха (1773-1859) об интервенции в Неаполитанское королевство, увидел опасность новой революции в Европе. Он начал подозревать, что заговорщики хотят свергнуть законную власть во всех европейских столицах. Солдатский мятеж в Петербурге мог быть использован ими для того, чтобы отвлечь русского императора (одного из главных защитников «венской системы», созданной после поражения Наполеона) от борьбы с Неаполем. Средством влияния заговорщиков не только на солдат, но и на детей и юношество представлялись ланкастерские школы. Такая идея находит подтверждение в еще одном письме Александра I к Васильчикову, где сказано: «Все эти радикалы и карбонарии, рассеянные по Европе, именно хотят заставить меня бросить начатое дело здесь... они взбешены, видя наш труд... Наблюдайте бдительно за Гречем и за всеми бывшими в его школе солдатами или маленькими девочками. Я уверен, что найду настоящих виновников вне полка, в таких людях как Греч и Каразин» [цит. по: 10, с. 404].

Расследование показало, что никакого тайного революционного заговора в Семёновском полку не существовало. Но все же Греч лишился должности директора полковых училищ и попал под надзор полиции [10, с. 404], а Каразина после недолгого заключения в Шлиссельбургской крепости выслали в его имение в с. Кручик Харьковской губернии также под надзор полиции [12, с. 169]. Русские либералы получили жестокий урок. Им дали понять, что император отныне не будет поощрять слишком вольные эксперименты в образовании. Новые ланкастерские школы открывались лишь в виде исключения (например, школа Герда в 1822 г.), старые хотя и были сохранены, но оставлены под строгим наблюдением полковых начальников и Министерства духовных дел и народного просвещения. Дух свободомыслия должен был быть в них искоренен. Для этого в ноябре 1820 г. начальник Главного штаба Е.И.В. генерал от инфантерии кн. П.М. Волконский (1776-1852) объявил предписание императора об уничтожении всех таблиц, введенных М.Ф. Орловым по французским образцам в Киеве и разосланных в военно-сиротские отделения, а также всех досок, с которых они печатались [18, с. 56-57].

Только успела немного утихнуть «Семёновская история», как из Кишинёва пришло известие, нанесшее новый сильный удар по ланкастерским школам. Преподаватель Кишинёвской дивизионной школы майор Раевский был обвинен в употреблении вместо печатных прописей письменных (официально неразрешённых), в которых встречались имена республиканцев, таких, как Брут, Кассий, Вашингтон, Мирабо, испанский революционер полковник Антонио Квирога и такие слова, как

Педагогика и психология

История образования и педагогической мы1сли

«свобода», «равенство», «конституция» и пр. Раевский во время занятий с солдатами называл конституционное правление лучшим из всех правлений, а русское государственное устройство - деспотическим, говорил, что между нижними чинами и офицерами должно быть равенство, одобрял бунт Семёновского полка, убеждал солдат в том, что, если кто их тронет, чтобы вышли 10 человек вперед и, уничтожив одного, спасли 200 и т.д. [9, с. 210-211; 18, с. 57; 19, с. 59-60, 62]. В феврале 1822 г. Раевского арестовали, он провел несколько лет в тюрьме в одиночном заключении и потом по особому мнению командующего Гвардейским корпусом вел. кн. Михаила Павловича (вспомним его восхищенный отзыв о мобежских ланкастерских школах в 1818 г.), утвержденному императором 15 октября 1827 г., был лишен дворянского звания, чинов и орденов и сослан на поселение в с. Олонки Иркутской губернии навечно. Здесь он впоследствии создал успешно действовавшую ланкастерскую школу для крестьянских детей [4, с. 135, 191-192, 202].

Раевский, названный историком П.Е. Щёголевым (1877-1931) «первым декабристом» [19], был не одинок в своей деятельности. Его единомышленники в полной мере использовали ланкастерские школы для распространения влияния на солдат и крестьян и для пропаганды революционных взглядов. Декабристы расширили содержание начального образования, ввели в него историю, литературу, математику. Пока существовала возможность учить по рукописным материалам, они составляли таблицы с антикрепостническим и антимонархическим содержанием, старались дать учащимся начатки политического воспитания. Александр I узнал об этом в 1821 г. из доноса тайного агента правительства, сумевшего стать членом Коренного совета «Союза благоденствия», М.К. Грибовского (1786-?). Рассказав о программе деятельности декабристов и осветив их полулегальную тактику, Грибовский сосредоточил свое внимание на пропагандистских планах союза. Он сообщал: «Первым шагом для привлечения низшего состояния почитались: освобождение крестьян, к чему каждый член был обязываем, и распространение училищ взаимного обучения. Научивши простой народ и нижних воинских чинов одному только чтению, скорее подействовали бы приготовленными в духе и по смыслу их маленькими сочинениями, начав самыми невинными: сказками, повестями, песнями, краткими наставлениями и прочим, чтобы их заохотить, чему и сделаны опыты» [цит. по: 10, с. 405]. «Таким образом, ланкастерская система оказывалась вспомогательным орудием политической пропаганды, входила в сознательные расчеты тайного революционного общества», - писал Н.М. Дружинин [10, с. 405].

За предоставленный декабристам историей короткий срок они не успели добиться многого. Исследователь их деятельности Щёголев отмечал: рукописные «прописи заключали в себе, кроме имен революционеров, известные сентенции, те истины, которые декабристы желали распространить в войсках. Фразы прописей воспринимались памятью без участия сознания, прочно оседали в памяти, и нужно было ждать известного момента, который ярко осветил бы содержание этих фраз, чтобы вслед последовала активная реакция на это содержание» [19, с. 31-32]. Революционная работа, таким образом, велась на уровне подсознания. Это иногда приводило к неожиданным результатам. Как известно, в толпе среди солдат Московского гвардейского полка, выведенных на Петровскую (Сенатскую) площадь, кричали: «за Константина и конституцию!», считая конституцию женой популярного в народе и в армии брата Александра I вел. кн. Константина Павловича [17, с. 355]. Плохо усвоенные западноевропейские политические лозунги создавали хаос в умах людей, получивших лишь самые азы знаний, едва умевших читать и писать.

Следует отметить, что это понимали наиболее грамотные представители солдатской массы. Г.Н. Александров (1806-1881), в начале 1820х гг. учившийся в ланкастерской школе при Смоленском военно-сиротском отделении, в мемуарах (1878 г.) сожалел о ликвидации школ. «... Ланкастерские школы. везде были закрыты, потому что члены тайных обществ посредством таблиц, вывешиваемых в классах для чтения и чистописания с них, преимущественно скорописью (курсив здесь и далее Г.Н. Александрова. - А.О.), стали распространять идеи, противные существующему порядку вещей» [1, с. 476]. В 1826 г. автор был назначен писарем в следственную комиссию по делам декабристов, служивших во 2-й армии. Заседания проходили только ночью в запертой комнате для сохранения тайны. Он делал выписки из документов, находившихся в делах. «Таким образом я мог читать все проекты конституций, составленные [П.И.] Пестелем, на основании коих Декабристы предполагали переустроить все правление нашего Отечества, заменив монархическое правление республиканским, по примеру Соединённых Штатов Америки. <...> Если мне позволено своё суждение иметь, то я откровенно скажу, что как в 1826 году, когда мне исполнилось только 20 лет, так и ныне при 73-летней старости, я остаюсь при том убеждении, что вообще дело Декабристов, хотя ныне многие и стараются представить его в радужном свете, было дело безумное, не обещавшее России ничего хорошего» [Там же, с. 482].

Александр I, получивший полную информацию о действиях и планах заговорщиков, пережил огромное разочарование, поняв, что сам поста-

Педагогика и психология

История образования и педагогической мысли

вил страну на грань политического кризиса. Император оказался не в состоянии преодолеть явное или тайное сопротивление консерваторов и революционеров. Ему пришлось собственными руками губить все свои начинания, в том числе в области народного образования. В мае 1824 г. Г олицын, утративший его доверие, получил отставку и на его место был назначен консерватор адмирал А.С. Шишков (1754-1841). На первом же заседании Г лавного правления училищ он заявил: «Науки, изощряющие ум, не составят без веры и без нравственности благоденствия народного. Сверх того, науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности, какую всякое звание в них имеет. Излишество их, равно как и недостаток, противны истинному просвещению. Обучать грамоте весь народ или несоразмерное числу оного количество людей принесло бы более вреда, чем пользы. Наставлять земледельческого сына в риторике, было бы приуготовлять его быть худым и бесполезным или еще вредным гражданином» [3, с. 614]. В 1825 г., незадолго до своей кончины, император приказал закрыть «Общество учреждения училищ.».

После смерти Александра I это дело продолжил Николай I (1825-1855). Распутывая нити декабристского заговора, он должен был обратить особое внимание на созданную при его брате систему образования. Николай I принялся решительно искоренять «крамолу». При нем постепенно были закрыты все школы, созданные «Обществом учреждения училищ.» [18, с. 59]. 12 апреля 1826 г. под влиянием Аракчеева и его единомышленников император своим указом приостановил деятельность РБО «впредь до Высочайшего соизволения». Это соизволение так никогда и не последовало. В 1827 г. пришла очередь главного училища в Петербурге, которое было расформировано. К тому же выяснилось, что цель сокращения расходов на заведение школ для народа не достигнута. По свидетельству директора училищ Петербургской губернии А.С. Воронова, в 1827 г. устройство ланкастерских школ обходилось в 5 раз дороже, чем при обыкновенном способе обучения [цит. по: 18, с. 60].

При Николае I вся система народного образования оказалась под крайне жестким контролем государства и церкви. Император не раз публично заявлял: он поощряет стремление своих подданных перенимать на Западе технические новшества, но категорически против перенесения в Россию политических вольностей. Так, например, после визита царской семьи на Московскую торгово-промышленную выставку 1831 г. газета «Северная Пчела» (№ 256), издававшаяся Н.И. Гречем (теперь он стал консерватором) и популярным журналистом Ф.В. Булгариным (1789-1859), сообщала: «Более двух часов пробыл Государь Николай Павлович. на

выставке. Узнав, что дети фабриканта Титова были в Англии и во Франции, Государь говорил, что образование считает он необходимым для совершенства всякого дела, но надобно ездить за границу, и учиться у иностранцев для пользы отечества - “учиться доброму, а не худому”, добавил он» [цит. по: 2, с. 157].

Естественно, что русские либералы не могли быть довольны такой охранительной правительственной политикой. Просвещенный современник (ученый-филолог, профессор Петербургского университета, общественный деятель и цензор) А.В. Никитенко (1804-1877) записал в дневнике 4 апреля 1833 г.: «Было время, что нельзя было говорить об удобрении земли, не сославшись на тексты из священного писания. Тогда Магницкие и Руничи требовали, чтобы философия преподавалась по программе, сочиненной в министерстве народного просвещения; чтобы, преподавая логику, старались бы в то же время уверить слушателей, что законы разума не существуют; а преподавая историю, говорили бы, что Греция и Рим вовсе не были республиками, а так, чем-то похожим на государство с неограниченной властью, вроде турецкой или монгольской. Могла ли наука принести какой-нибудь плод, будучи так извращаема? А теперь? О, теперь совсем другое дело. Теперь требуют, чтобы литература процветала, но никто бы ничего не писал ни в прозе, ни в стихах; требуют, чтобы учили как можно лучше, но чтобы учащие не размышляли, потому что учащие - что такое? офицеры, которые управляются с истиной и заставляют ее вертеться во все стороны перед своими слушателями. Теперь требуют от юношества, чтобы оно училось много и притом не механически, но чтобы оно не читало книг и никак не смело думать, что для государства полезнее, если его граждане будут иметь седую голову вместо светлых пуговиц на мундире» [15, с. 313]. Эти и подобные им сетования оставались пустым звуком. В период правления Николая I высшая власть не обращала никакого внимания на жалобы либералов.

Отдельные элементы системы взаимного обучения сохранились в России вплоть до начала царствования императора Александра II (1855-1881). Но это был уже совершенно другой этап развития страны. В период буржуазных реформ Александра II в 1860-1870-х гг. народное образование в очередной раз подверглось коренному реформированию в соответствии с новыми запросами времени. Император под впечатлением итогов Крымской войны 1853-1856 гг., когда Англия и Франция боролись против России, и франко-прусской войны 1870-1871 гг., принесшей впечатляющую победу Пруссии, способствовал внедрению в своем государстве немецкого классического образования. Оно, пережив бурные события первой половины XX в., было развито и усовершенствовано в

Педагогика и психология

История образования и педагогической мысли

Советском Союзе. Сейчас, когда мы сожалеем о гибели советской школы, мало кто вспоминает о том, что ее родиной была Германия. На современном этапе развития нашей страны, стремящейся к модернизации, вновь происходит масштабное реформирование всей сферы образования по англо-американским образцам. Как показывает исторический опыт, это неизбежно поставит вопрос о политических переменах.

Белл-ланкастерская система образования получила развитие в Англии начала XIX в. потому, что таковы были специфические условия и потребности английского общества. В Англии она развивалась практически без вмешательства государства. Когда экономическая и политическая ситуация в стране на протяжении XIX в. стала меняться, общество отказалось от белл-ланкастерской системы, заменив ее другой, более современной, системой образования. В России, как мне представляется, введение ланкастерских школ было исключительно делом императора Александра I, руководствующегося идеей реформирования своего государства с учетом британского опыта. Но эта идея оказалась принципиально нереализуемой из-за того, что, активно перенимая те британские новинки, которые казались ему полезными, император не мог поступиться главным - отменить крепостное право и создать широкую систему общественного самоуправления. В итоге он встретил сопротивление сначала со стороны консерваторов, а потом столкнулся с действиями революционеров, стремившихся использовать ланкастерские школы для пропаганды своих взглядов. Единственные идейные союзники Александра I - либералы-западники -были им же самим лишены возможности действовать активно и самостоятельно после «Семёновской истории». Все это привело к гибели системы взаимного обучения в России.

Тем не менее, ланкастерские школы сыграли весьма важную роль в истории отечественного народного образования. Кроме того, что они дали стране большое количество грамотных людей, часть которых впоследствии продолжала заниматься самообразованием, они в некоторой степени идейно подготовили наступление эпохи буржуазных реформ Александра II. Вспомним цитированные выше слова рядового солдата Александрова, учившегося в провинциальной ланкастерской школе. В них отражается стремление образованного русского человека отстоять достоинство личности перед всей мощью государственной машины.

Библиографический список

1. Александров Г.Н. Очерки моей жизни // Русский архив. 1904. Кн. III. № 12. С. 465-563.

2. Божерянов И.Н. Граф Егор Францевич Канкрин. Его жизнь, литературные труды и двадцатилетняя деятельность управления министерством финансов. СПб., MDCCCXCVII [1897].

3. Бороздин А. Шишков (Александр Семёнович) // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. ХХХКа. Шенье - Шуйский монастырь. СПб., 1903. С. 611-615.

4. Бурлачук Ф.Ф. Владимир Раевский. М., 1987.

5. Вильсон Р.-Т. Дневник путешествий, службы и общественных событий в бытность при европейских армиях во время кампаний 1812-1813 г. Письма к разным лицам. СПб., 1995.

6. [Волкова О.Ю.] Румянцев Николай Петрович. Министр иностранных дел Российской империи (1808-1814 гг.) // Очерки истории Министерства иностранных дел России. 1802-2002: В 3-х т. Т. 3. Биографии министров иностранных дел. 1802-2002 гг. М., 2002.

7. Герд Я.[И.] Записки об открытии первого училища взаимного обучения в России // Журнал для воспитания. 1858. № 12. С. 327-342.

8. Грибоедов А.С. Соч. / Вступ. ст., коммент., состав. и подгот. текста С.А. Фомичёва. М., 1988.

9. декабристы. Тайные общества. Процессы Колесникова, бр[атьев] Критских и Раевских. М., 1907.

10. Дружинин Н.М. Декабрист И.Д. Якушкин и его ланкастерская школа // Дружинин Н.М. Избр. тр. Революционное движение в России в XIX в. М., 1985. С. 384-436.

11. И.Г. Первая в России ланкастерская школа // Исторический вестник. 1887. Т. 29. № 9 (сентябрь). С. 650-656.

12. Лапин В.В. Семёновская история: 16-18 октября 1820 года. Л., 1991.

13. ливен Д. Право одержать победу. Россия против Наполеона // Родина. 2012. № 6. Спец. вып. «Гроза Двенадцатого года». С. 30-34.

14. Мартос И.Р. Ланкастерское училище в Киеве (ок. 1820 г.) // Киевская старина. 1897. Т. LVIII. № 7-8. Приложения. С. 55-69.

15. Никитенко А.В. Записки и дневник: В 3-х т. Т. I. М., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Пыпин А.Н. Религиозные движения при Александре I. СПб., 2000.

17. Розен А.Е. Записки декабриста / Подгот. Г.А. Невелев. СПб., 2007.

18. Томашевская Н. Ланкастерские школы в России // Русская школа. 1913. № 3 (март). Отд. I. С. 36-62.

19. Щёголев П.Е. Владимир Раевский. (Первый декабрист) // Щёголев П.Е. Декабристы. М.-Л., 1926. С. 7-70.

20. Zacek J.C. The Lancastrian school movement in Russia // The Slavonic and East European Review. 1967. Vol. 45. № 105. Р. 343-367.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.