РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА
УДК 908
Н. К. Беспятова
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ
Рассматривается исторически сложившаяся традиция создания и деятельности музея как научно-педагогического института, играющего значительную роль в процессе социализации и культурном, патриотическом становлении молодого поколения. Музей показан как памятник культуры, важнейший фактор социализации личности и элемент системы наук о человеке. Дана характеристика этапов развития музейного дела. Показано место педагогических музеев России в типологии музейного дела.
The historical tradition of the creation and activities of the Museum as a scientific-pedagogical Institute is considered, which plays a significant role in the process of socialization and cultural, Patriotic formation of the young generation. The Museum is shown as a cultural monument, the most important factor of socialization and the element of the system of the human Sciences. The characteristic stages of development of the Museum are presented. The place of pedagogical museums of Russia in the typology of Museum is shown.
Ключевые слова: музей, памятник культуры, массовость, просвети-тельско-воспитательное воздействие, фактор социализации, этнография, археология, музейное дело, педагогический музей.
Keywords: Museum, monument of culture, mass; outreach and educational impact factor of socialization, anthropology, archaeology, Museum work, teaching Museum.
Музеи сформировались, прежде всего, как научные учреждения, удовлетворяющие потребности общества в собирании и использовании памятников материальной и духовной культуры, что, в свою очередь, предполагает распространение и пропаганду культурного наследия. С этой точки зрения музей представляет собой социальный институт, деятельность которого определяется общественной потребностью в распространении социально значимой информации. Развитие науки и культуры, повышение социально значимой информации, образованности и информированности, из-
менение социальных условий жизни общества - все это обусловливает значительное расширение музейной аудитории и приближает музей по основному виду деятельности - массовости - к средствам массовой информации.
В то же время музей располагает неизмеримо большими возможностями (техническими, художественными, научными, воспитательными), объединяя науку и пропаганду воедино как социальный институт.
Охарактеризовать социальную роль музея - значит прежде всего выявить присущие ему особенности просветительного и воспитательного воздействия, которые в конечном счете и определяют значение музея как фактора социализации.
Молодежь испытывает влияние различных факторов социализации: это семья, школа, общество сверстников, средства массовой коммуникации. Одной из основных социально-психологических особенностей учащейся молодежи является ее предрасположенность к активному усвоению разнообразной информации, так как приобретение знаний - основной вид ее социальной деятельности.
Музей также оказывается включенным в систему факторов социализации и взаимодействует с ними. Он включен в сферу осуществления дружеских контактов. В силу возрастной специфики особое значение приобретает возможность общения, легко и органично происходящего в музее благодаря насыщенности и быстрой смене впечатлений, возможности обсуждения, общности проявляемых эмоций.
История музейного дела - это история осознания человеком принадлежности культурного наследия данному обществу. Музейное дело (или музейная педагогика), как и целый ряд наук, включается в общую систему наук о человеке. Это археология, антропология (первобытная, физическая, социальная), этнология, фольклор, лингвистика и др.
Наиболее близко к музейному делу стоит археология - наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Другая, близко стоящая к музейному делу наука - этнография. Этот термин означает «народоведение». Этнография занимается непосредственными наблюдениями и изучением быта и нравов народов земного шара, их расселения и культурно-историчес-
ких взаимоотношений. Как самостоятельная наука этнография выделилась в середине XIX в., но ее данные задолго до этого использовались в исторических исследованиях.
В подтверждение можно привести примеры из древнейшей истории.
Например, при рабовладельческом строе рабов обязывали заниматься коллекционированием. А собирание гербариев известно уже со времен Аристотеля, жившего в 384-322 гг. до н. э. Одним из первых нумизматов был итальянский поэт Петрарка (1304-1374). А в России крупнейшую коллекцию монет собрал царь Петр I.
Этнографические сведения содержатся в фольклоре и в древнейших письменных источниках. Так, уже в надписях на гробницах Древнего царства в Египте сообщаются сведения о жителях соседних стран - Нубии, Сирии, Палестины, Аравии. В трудах Геродота описываются многие народы, характеризуются их обычаи, верования, нравы, основные занятия.
Этнографические сведения содержатся и в древнейшем памятнике русской письменности - «Повести временных лет». Сведения этнографического характера есть в местных летописях, «Слове о полку Игореве», «Хождении за три моря» Афанасия Никитина, ясачных книгах, «Книге Большому чертежу» и т. д.
Первая русская этнографическая монография была написана в 1715 г. Г. И. Новицким. Она была опубликована лишь в конце XIX в., хотя собранные Новицким материалы еще в начале XVIII в. вошли в науку. Выдающуюся роль в развитии этнографии сыграл видный историк и известный политический деятель XVIII в. В. Н. Татищев. Он требовал точности и такта в беседах с населением, отмечал необходимость критически относиться к полученной информации.
Вещественные источники в археологии, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях. Наличие вещественных источников вызвало необходимость изучения и их, и результатов раскопок, и затем восстановления по этим данным исторического прошлого человечества. Особое значение имеет археология для изучения эпох, когда не существовало еще письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.
Письменность существует около 5000 лет (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись), и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен благодаря развитию археологии. А сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.
Музей же, концентрируя результаты исследований целого ряда наук, располагает большими возможностями (техническими, художественными, научными, воспитательными), объединяя науку и пропаганду как социальный институт.
В дореволюционной России можно выделить несколько этапов развития музейного дела.
Первый - выделение в Х1У-ХУ вв. особой ценности произведений искусства и исторических реликвий по религиозно-мистическим основаниям и помещение их в церкви, соборы, монастыри; выделение предметов по материальной ценности и принадлежности к княжескому, царскому обиходу.
Второй - возникают музейные учреждения. Первые музеи в России появились по инициативе Петра I и Екатерины II. Выделяются предметы, наиболее ценные с точки зрения науки, искусства, престижа. Музеи, например Эрмитаж, предназначены для узкого круга людей.
Третий - складывается в XIX в. под влиянием Французской революции и перемен в общественном сознании. Создаются публичные музеи, владельцы частных собраний передают их в народное пользование. Выросло количество профильных музеев, современного искусства, мемориального характера (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др.). Развернулась деятельность П. М. Третьякова, Щукиных, Морозовых, Н. М. Мартьянова, В. И. Гошкевича и многих других основателей новых российских музеев.
Следующий этап истории музеев России начался в 1917 г., когда культурные ценности были объявлены достоянием народа.
Изначально и в России, и за границей складывались музеи двух основных типов [1].
Стационарные педагогические музеи: 1) содержали исключительно детские работы, материалы по образованию и педагогическую библиотеку; 2) объединяли эти материалы с подбором на-
глядных пособий. Создавалась возможность организации вокруг музея так называемых «кружков друзей музея», в которых принимают участие и дети, и родители, и педагоги.
Наравне со стационарным создавался подвижной педагогический музей, который обеспечивал школу оборудованием, пособиями, разнообразными приборами, выдавал их во временное пользование, имел подвижной библиотечный фонд.
Существовал и смешанный (подвижно-стационарный) музей, имеющий фонды и организующий работу по обоим типам музеев.
В само понятие «педагогический музей» вкладывается различное содержание. Например, в Детском музее в Бруклине (1899 г.) наравне с традиционно организованной работой проводятся так называемые «музейные игры», в которых рядом остроумно поставленных вопросов и загадок, связанных с предметами музея, вызываются пытливость и работа интеллекта у ребенка, находящего в игре стимул для более серьезного изучения вопроса. Далее осуществляется переход от игры к циклу лекций, кружку, и т. п., т. е. к специализации. Летом организуется специальный детский лагерь или колония, собирающие только любителей определенного дела.
Музей в Вустере ведет художественные классы, куда дети попадают после известной подготовки и отбора. Классы разбивались на 3 группы: низшая - изучает цвет; средняя - формальный рисунок (в японских литографиях); старшая - учится выражать художественную мысль.
Возникающие в 60-х гг. XIX в. в России педагогические музеи создавались по инициативе Министерства народного просвещения, губернских и уездных земств, различных просветительных обществ (Педагогическое общество, Общество содействия народному образованию и др.). Старейшие из них: Музей военно-учебных заведений (Петербург, 1864 г.), подвижной музей при постоянной комиссии общества распространения технических знаний, Музей Московского педагогического общества. Все они преследовали цель пропаганды идеи наглядного обучения через собирание наглядных пособий: русских, заграничных, самодельных.
В это время появляются и школьные музеи. Основное условие плодотворной работы музея - ее общественный характер, вне зависимости от месторасположения.
Так, например, Музей Педагогического общества (1903 г.) строил свою работу следующим образом. Прежде всего музейные работники исходили из того, что техника далеко ушла вперед, например, в сельском хозяйстве или в обрабатывающей промышленности, а люди очень отстали «в технике обработки своей головы», прогресс здесь незначителен и остается далеко позади тех побед, которые человек одержал в других областях. «В области же культуры мозга царит рутина, господствуют прежние приемы» [2].
В выходящем бюллетене по музейному делу говорилось следующее: «В области материальной культуры мы стремимся к возможной экономии, безжалостно отбрасывая устаревшие следы их исторического происхождения. Прежние машины вы найдете только на выставках или в музеях. Так, быть может, следовало бы и все капризы правописания хранить в фолиантах музеев... Это было бы любопытно для исследователей. Скажите, поднимается ли теперь хоть один голос при введении какой-либо новой усовершенствованной машины, сберегающей труд, голос, обвиняющий в реакционности такого новатора? Наоборот, все будут приветствовать такое нововведение.
Жизнь усложняется, и к школе мы предъявляем все большие и большие требования. В школе нужно подготовлять к жизни, научить человека работать и вооружить его известным циклом необходимых сведений, да вооружить его так, чтобы эти сведения срослись, так сказать, с питомцем, превратились в его плоть и кровь. Поскольку требования к школе поднимаются, то, чтобы выполнить свою роль, школа должна выискивать новые методы преподавания, чтобы, с одной стороны, лучше использовать отведенное ей время в том смысле, чтобы в тот же период времени дать большее количество знаний; с другой, чтобы сведения, даваемые школой, прочнее закреплялись в голове учащегося. Мы должны готовить людей для настоящего, а не для прошлого: они должны научиться разбираться в сложных явлениях окружающей их жизни» [3].
Комиссия Педагогического общества работала более года. И результаты ее деятельности выразились в следующем: 1) было выработано положение о Музее; 2) составлена общая схема Музея с делением его отделов на категории или рубрики предметов; 3) была выявлена наличность существующих при Педагогическом обществе предметов, могущих быть помещенными в Музей; 4) ко-
миссия выработала формы обращений к различным учреждениям и лицам с приглашением жертвовать в Музей; 5) привлеклись некоторые пожертвования.
Задачи ставились чисто практические, утилитарные: 1) помещение; 2) приобретение мебели, инструментария для размещения коллекций; 3) организация работы по обслуживанию посетителей и выдаче пособий [4].
В музее предполагалось открыть ряд отделов:
1-й отдел - религиозно-нравственного воспитания и образования.
2-й отдел - истории.
3-й отдел - начального образования.
4-й отдел - географии.
А также:
5-й отдел - естественных наук.
6-й отдел - по устройству чтений для учащихся.
Всем учреждениям и лицам, пришедшим на помощь зарождающемуся Музею своей поддержкой, Бюро Музея приносило глубокую благодарность [5].
С 1918 г. перестраивалась страна - перестраивался и музей. Новый музей должен был стать музеем-лабораторией, учитывать активное участие детей, педагогов и населения. Значительно меняется структура музея. Он должен был обрасти целым рядом комиссий и кружков, работающих по заданиям и материалам музея. В его работе должны принять участие все интересующиеся и заинтересованные в этом силы.
Предшественником детского музея может быть сменная выставка для детей. В течение 1926-1927 гг. был устроен ряд выставок передвижного характера в музеях, школах, домах просвещения. На таких выставках можно многое пробовать, трогать, смотреть, двигать, создавать комплексы представлений (объединяя картину механизм, скульптуру, фотографию и т. д.), что придает выставке совершенно иной характер - бодрой детской жизни, полной активного участия, дающей выход моторной динамике детей. Такая работа велась в Москве, Ленинграде, некоторых местах в провинции. В Москве лабораторную работу в этом направлении вела комиссия по музейной работе с детьми при Институте методов внешкольной работы Наркомпроса [6].
Если это школьный музей, то дети связаны с ним непосредственно в своей повседневной работе: пользуются его пособиями и дополняют его своими работами. Они могут помогать в технической работе, в изготовлении плакатов, диаграмм, коллекций, моделей. Сбор раздаточного материала без помощи детей совершенно не под силу музейному работнику.
Объединяющим вокруг педагогического музея моментом становилось устройство выставок, которое требует большой затраты сил. Выставки можно разбить на следующие виды: I) сезонные (осень, зима, весна, лето), иллюстрирующие жизнь природы и человека в это время; они включают картины, работы детей, дневники, сочинения, литературу и т. п., завершают проработку той или иной темы, закрепляют и обобщают знания; 2) выставки, приуроченные к событиям общественно-политической жизни (литературный юбилей, народный праздник и пр.); 3) выставки, связанные с общественно трудовой кампанией («день леса», «день урожая» и пр.); 4) тематические выставки («жилище», «способ передвижения» и пр.); 5) выставки, иллюстрирующие способы организации учебной, воспитательной работы, выявляющие подвижность и гибкость педагогического музея.
Выставка любого типа обязательно должна быть коллективным делом: дети и взрослые сообща разрабатывают план, распределяют задания и подбирают материалы; выполняют надписи к детским работам и короткие пояснительные записки к ним.
Особым видом работы становятся консультации: учителей, методистов и других нуждающихся в помощи, а также кружки учителей для проведения практических занятий по природоведению, другим предметам, экскурсионной работе. Работа с педагогами выражается в следующем: 1) ознакомление с различными видами пособий; 2) подбор пособий к темам; 3) оценка вновь выпущенных пособий; 4) проектирование и изготовление новых пособий [7].
Устройство выставок обязательно сочетается с такими формами, как экскурсии и экспедиции.
Готовясь к экскурсии и экспедиции, необходимо четко определить, что дети должны делать, какой фактический материал они должны собрать [8]. При распределении заданий следует учитывать их интересы и склонности. Например, девочки охотно выбирают темы «Домашняя обстановка и внутреннее убранство квар-
тир», «Продукты питания и национальные блюда», «Предметы одежды, обуви, украшений», а мальчики - «Жилые и хозяйственные постройки», «Орудия труда и охоты» и др.
Музей может оказать существенную помощь в организации экскурсий как база, намечая и разрабатывая маршруты, привлекая специалистов, обеспечивая пособиями и т. д. При проведении экспедиции (и экскурсии) необходимо правильно подобрать информаторов [9].
Беседу с информатором рекомендуется начинать с объяснения целей и задач, которые ставят пред собой участники экспедиции или экскурсии. Необходимо стремиться к тому, чтобы беседа носила непринужденный характер и не превращалась в допрос. Во время беседы лучше всего воспользоваться вопросником. Это делается для того, чтобы не упустить главное, не отклониться от интересующей темы. Но не обязательно задавать вопросы в той последовательности, в какой они составлены, и не оставить ни одного вопроса без ответа.
Очень важно выделить в музее Уголок труда и Уголок искусства (как отделы), которые имеют большое практическое значение. Особенно это касается подбора материалов по детскому театру.
Особое место в музее занимает библиотека. В ее состав входят книги: по общим педагогическим и методическим вопросам; методике преподавания отдельных предметов, педагогические журналы; учебники по различным учебным дисциплинам, научная и научно-популярная литература; детская литература для разных возрастных групп; тематический каталог для педагогов и для детей.
Общественная работа музея заключалась в пропаганде знаний в широких слоях населения вообще и среди родителей учащихся. Музей должен был иметь подбор наглядных пособий, оборудования, литературы, необходимых для проработки программных занятий; подбор инструктивно-методических материалов, методических записок, учебных планов и набор детских работ [10].
По объему фондов и характеру работы педагогические музеи могут быть: школьные, сельские, городские, районные, областные, центральные. Все они работают в единой системе и в контакте с органами образования, постоянно пополняя фонды и дополняя работу друг друга.
В довоенное время в Москве в ведении отдела народного образования находились кроме Центрального стационарного музея 13 районных подвижных музеев, работали музеи в техникумах и школах, городские музеи [11].
Однако прежде основные задачи педагогического музея состояли в том, чтобы помочь учителю в его работе и содействовать повышению его педагогической и методической квалификации. Сегодня задачи педагогического музея в значительной степени направлены на ребенка, личность ребенка занимает центральное место в работе музея. Поэтому уже известные, устоявшиеся формы работы необходимо корректировать, искать более эффективные приемы. Уважение к прошлому, понимание взаимосвязи исторических процессов можно считать показателями гражданской зрелости молодого человека. В музее перспектива развития общества, связь времен предстают перед ним в своем конкретном, предметном выражении [12].
Радость ребенка от впервые виденного, ощупанного, понюханного, испробованного несравненно ярче, чем у взрослого; его потребности в таких ощущениях сильнее. Этот интерес от вновь изведанного толкает его к новым изысканиям и рождает потребность в их активном выражении [13].
И в этом случае полезно обратиться к истории. Так, после поездки по Америке А. У. Зеленко так описывает опыт работы музея: «В Америке один за другим открываются специальные детские музеи научного и художественного характера, они ищут новой дороги» [14].
Содержание их деятельности он видел в следующем:
1) подходить к детям следует через чувственное восприятие и для этого надо помогать им в выработке «чувственной грамотности», которая, как известно, основывается на удовольствии;
2) умственные интересы опираются на возможность производства экспериментов, «достижения изобретений», выполняемых достаточно самостоятельно детьми, а музей помогает пособиями;
3) цель детского музея - оказание помощи в воспитании детей, глубоко интересующихся наукой и любящих искусство, реально содействуя в организации соответствующих занятий;
4) детский рисунок, танец, декламация, драматизация обязательны как способ активного ощущения красоты в связи с демонстрацией, лекцией и пр.;
5) здесь осуществляется непременный обмен коллективными впечатлениями, так как групповые переживания в музее наиболее важны для детей;
6) центром всей музейной деятельности является самостоятельная работа детей.
Таким образом, музей оказывается включенным в систему факторов социализации и взаимодействует с ними. Особое значение приобретает возможность общения благодаря насыщенности и быстрой смене впечатлений, возможности обсуждения, общности проявляемых эмоций. Свойственные молодому человеку отзывчивость и восприимчивость становятся основой нравственности. Именно поэтому так необходима «школа чувств», а природа музея способствует созданию необходимых условий.
Социальная роль музея проявляется в присущих ему особенностях просветительного и воспитательного воздействия. И поскольку основная часть посетителей - молодежь, очень важно показать то, что непосредственно затрагивает ее интересы. Соотношение увиденного с личным опытом значительно повышает эмоциональное воздействие и воспитательное значение. У молодого человека складывается так называемый «фонд эмоциональных впечатлений» [15], имеющий серьезное значение для формирования личности.
Поэтому не случайно в педагогической науке сложилось целое направление - музейная педагогика.
Не лишне вспомнить слова А. У. Зеленко, не потерявшие актуальности и сегодня: «Современный музей - живой, деятельный, общественный институт, а не кладбище искусства или науки, работающий при этом не только со взрослыми, но и с детьми, является последним детищем цивилизации XX в. Вслед за ним идет еще одно новое создание культуры человечества - самостоятельный детский музей». Об этом сегодня и идет у нас разговор [16].
Примечания
1. Истоки развития педагогических музеев // Современные формы работы в школьном музее: межрегион. обучающий семинар / под общ. ред. Л. В. Соколовой, Н. К. Беспятовой. Изд. 2-е. доп. М.: ГБОУ ВПО МО АСОУ, 2014. 92 с.
2. Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973. С. 22.
3. Там же. С. 57.
4. Внешкольные учреждения: пособие для работников внешкольных учреждений / под ред. Л. К. Балясной; сост. Л. И. Филатова, В. С. Муратова. М.: Просвещение, 1978. 256 с.
5. Там же.
6. Внешкольные учреждения; Возможности школьного краеведения в формировании культуры нации // Устойчивое развитие личности в условиях интеграции основного и дополнительного образования: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Д. Е. Яковлева, Н. К. Беспятовой, А. В. Молчановой, Л. А. Першиной, Л. В. Соколовой, И. В. Штанько. М.: ГОУ Педагогическая академия, 2012. 308 с.
7. Истоки развития педагогических музеев.
8. Современные проблемы педагогики среды // Социально-культурное становление личности: материалы науч.-практ. конф. / под общ. ред. Д. Е. Яковлева, Н. К. Беспятовой. М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. 163 с.
9. Истоки развития педагогических музеев.
10. Современные проблемы педагогики среды.
11. Истоки развития педагогических музеев; Очерки истории школы в педагогической мысли народов СССР (1917-1941 гг.) / отв. ред. Н. П. Кузин, М. Н. Колмакова, З. И. Равкина. М.: Педагогика, 1980.
12. Возможности школьного краеведения в формировании культуры нации.
13. Махов Ф. С. Когда подростку интересно. Л., 1986.
14. Истоки развития педагогических музеев. С. 19.
15. Добрынин Н. Ф., Бардин A. Ы., Лаврова Н. В. Возрастная психология. М., 1965. С. 257.
16. Беспятова Н. К. Становление и развитие клубной общности (исто-рико-педагогические проблемы): монография. М.: УЦ Перспектива, 2013. 108 с.
УДК 796.3 (477.41)
В. В. Куйбида, П. П. Коханец, В. М. Степаненко
НАРОДНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ ОКРЕСТНОСТЕЙ ПЕРЕЯСЛАВА Х1Х СТОЛЕТИЯ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И КРАЕВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Авторы предложили собственную точку зрения на функции народных игр. Будущие учителя физического воспитания на занятиях по теории и методике проведения спортивных и подвижных игр и во время проведения лагерных сборов по туризму и краеведению могут использовать некоторые народные игры Х1Х столетия окрестностей Переяслава.