Научная статья на тему 'Из истории музыкальной культуры Саратова: о педагогической, исполнительской и музыкально-общественной деятельности музыковеда и дирижёра Я. К. Евдокимова'

Из истории музыкальной культуры Саратова: о педагогической, исполнительской и музыкально-общественной деятельности музыковеда и дирижёра Я. К. Евдокимова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я. К. Евдокимов / музыковед / дирижёр / история музыкальной культуры / Саратов. / Y. K. Evdokimov / musicologist / conductor / history of musical culture / Saratov.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова Наталия Владимировна

Я. К. Евдокимов — талантливый музыковед, дирижёр, скрипач и композитор, кандидат искусствоведения. Его педагогическая, исполнительская, общественная, организационная, научная и музыкально-просветительская деятельность, продолжавшаяся на протяжении четырёх десятилетий, сыграла огромную роль в развитии культурной жизни Саратова 1920–50‑х годов ХХ века и в истории Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. В 1920–30 годы он организовал и провёл более 100 симфонических концертов, в которых прозвучали шедевры мировой классики и новые современные сочинения. Впервые в Саратове под его управлением были исполнены Девятая симфония Л. ван Бетховена, симфонии Ф. Шуберта, И. Брамса, К. Сен-Санса, А. К. Глазунова, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Н. Я. Мясковского, оркестровые сочинения С. В. Рахманинова, М. Равеля, К. Дебюсси, А. Онеггера, И. Ф. Стравинского. В 1940–50 годы Я. К. Евдокимов активно занимался изучением истории музыкальной культуры Саратова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the History of the Saratov Musical Culture: on the Teaching, Performing and Social Musical Activities of Y. K. Evdorimov, a Musicologist and a Conductor

Y. K. Evdokimov was a talented musicologist, conductor, violinist and composer, an art history PhD. His pedagogical, performing, social, administrative, scientific and educational activities went on for four decades and played a major role in the development of the Saratov cultural life in 1920–1950s and in the history of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov. In 1920–30s he arranged and conducted more than 100 symphony concerts with masterpieces of the world classics and modern music including the 9th symphony by L. v. Beethoven, symphonies by F. Schubert, I. Brahms, K. Saint-Saëns, I. Glazunov, A. Scriabin, S. Prokofiev, D. Shostakovich, N. Miaskovsky, orchestral works by S. Rachmaninov, M. Ravel, C. Debussy, A. Honegger, I. Stravinsky. In 1940–50s Y. K. Evdokimov was actively studying the history of the musical culture of Saratov.

Текст научной работы на тему «Из истории музыкальной культуры Саратова: о педагогической, исполнительской и музыкально-общественной деятельности музыковеда и дирижёра Я. К. Евдокимова»

Иванова Наталия Владимировна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Ivanova Natalya Vladimirovna, PhD (Arts), Professor at the Department of the theory of music and composition of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ САРАТОВА: О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ

И МУЗЫКАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКОВЕДА И ДИРИЖЁРА Я. К. ЕВДОКИМОВА

Я. К. Евдокимов — талантливый музыковед, дирижёр, скрипач и композитор, кандидат искусствоведения. Его педагогическая, исполнительская, общественная, организационная, научная и музыкально-просветительская деятельность, продолжавшаяся на протяжении четырёх десятилетий, сыграла огромную роль в развитии культурной жизни Саратова 1920-50-хгодов ХХ века и в истории Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. В 1920-30 годы он организовал и провёл более 100 симфонических концертов, в которых прозвучали шедевры мировой классики и новые современные сочинения. Впервые в Саратове под его управлением были исполнены Девятая симфония Л. ван Бетховена, симфонии Ф. Шуберта, И. Брамса, К. Сен-Санса, А. К. Глазунова, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Н. Я. Мясковского, оркестровые сочинения С. В. Рахманинова, М. Равеля, К. Дебюсси, А. Онеггера, И. Ф. Стравинского. В 1940-50 годы Я. К. Евдокимов активно занимался изучением истории музыкальной культуры Саратова.

Ключевые слова: Я. К. Евдокимов, музыковед, дирижёр, история музыкальной культуры, Саратов.

FROM THE HISTORY OF THE SARATOV MUSICAL CULTURE: ON THE TEACHING, PERFORMING AND SOCIAL MUSICAL ACTIVITIES OF Y. K. EVDORIMOV, A MUSICOLOGIST AND A CONDUCTOR

Y. K. Evdokimov was a talented musicologist, conductor, violinist and composer, an art history PhD. His pedagogical, performing, social, administrative, scientific and educational activities went on for four decades and played a major role in the development of the Saratov cultural life in 1920-1950s and in the history of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov. In 1920-30s he arranged and conducted more than 100 symphony concerts with masterpieces of the world classics and modern music including the 9th symphony by L. v. Beethoven, symphonies by F. Schubert, I. Brahms, K. Saint-Saens, I. Glazunov, A. Scriabin, S. Prokofiev, D. Shostakovich, N. Miaskovsky, orchestral works by S. Rachmaninov, M. Ravel, C. Debussy, A. Honegger, I. Stravinsky. In 1940-50s Y. K. Evdokimov was actively studying the history of the musical culture of Saratov.

Key words: Y. K. Evdokimov, musicologist, conductor, history of musical culture, Saratov.

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова — один из старейших музыкальных вузов нашей страны. Третья в России (после Санкт-Петербургской и Московской) и первая в провинции, она была основана в 1912 году и дала миру немало выдающихся музыкантов. Среди них есть замечательные композиторы и музыковеды: Л. М. Рудольф, Г. Э. Ко-нюс, И. В. Способин, М. К. Михайлов, А. Н. Дмитриев, К. Я. Листов, Ю. В. Кочуров, В. В. Пушков, И. А. Тютьманов, Б. А. Сосновцев, М. Ф. Гейлиг, А. А. Бренинг, О. А. Мора-лёв, М. Н. Симанский, Л. Л. Христиансен, Е. В. Гохман, Е. Д. Ершова и другие. Яков Кузьмич Евдокимов является ярким представителем этой славной плеяды.

Я. К. Евдокимов (1884-1958) — талантливый музыковед, дирижёр, скрипач и композитор, кандидат искусствоведения. Его педагогическая, исполнительская, общественная, организационная, научная и музыкально-просветительская деятельность, продолжавшаяся на протяжении четырёх десятилетий, сыграла огромную роль в развитии культурной жизни Саратова (фото 1).

В 1920-30 годы он организовал и провёл более 100 симфонических концертов, в которых прозвучали шедевры мировой классики и новые современные сочинения. Впервые в Саратове именно под его управлением были исполнены Девятая симфония Л. ван Бетховена, симфонии Ф. Шуберта, И. Брамса, К. Сен-Санса,

Фото 1. Я. К. Евдокимов (1884-1958) — музыковед, дирижёр, скрипач и композитор

А. К. Глазунова, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Н. Я. Мясковского, оркестровые сочинения

82

С. В. Рахманинова, М. Равеля, К. Дебюсси, А. Онеггера, И. Ф. Стравинского.

Благодаря усилиям Я. К. Евдокимова была сохранена и передана Саратовской консерватории библиотека композитора и скрипача А. Ф. Львова, найденная в 1919 году в селе Андреевке. Позднее, в 40-50 годы, Яков Кузьмич активно занимался изучением истории Саратовской консерватории и музыкальной культуры Саратова в целом.

Неутомимый труженик, талантливый дирижёр, крупный музыковед-теоретик большой эрудиции, обладавший разносторонним музыкально-педагогическим опытом и обширными знаниями, широким кругозором в соединении с большой инициативой, Я. К. Евдокимов пользовался заслуженным авторитетом как яркий, деятельный, уникальный музыкант, способный воодушевлять людей на творчество. Незаурядный организаторский талант Якова Кузьмича проявился ещё в юности и позволил ему на протяжении всей своей профессиональной деятельности успешно вести руководящую работу, занимая административные посты в различных учреждениях культуры. Продолжая дело выдающихся музыкантов-основателей Саратовской консерватории, таких как С. К. Экснер, Л. М. Рудольф и другие, Я. К. Евдокимов ратовал за всемерное развитие музыкального искусства и образования.

Я. К. Евдокимов был автором ряда сочинений. В их числе марши для духового оркестра, струнный квартет, хоры «Ночевала тучка золотая» на стихи М. Ю. Лермонтова и «Не говорите мне» на стихи С. Я. Надсона, романсы на стихи Ф. И. Тютчева, обработки русских народных песен, театральная музыка, обработки произведений Э. Грига и К. Дебюсси для струнного оркестра.

Яков Кузьмич Евдокимов родился 3 (16) января 1884 года в городе Аткарске Саратовской губернии. Отец его был железнодорожником, и сыну предстояло продолжить семейную традицию. После окончания начальной школы он поступил в ремесленное Ремонт-но-техническое училище, окончив которое в 1901 году, начал работать в Управлении Рязано-Уральской железной дороги. Музыку Яков любил с детства и до 15 лет с удовольствием пел в церковном хоре. Но в силу тяжёлых материальных условий (в семье было 6 детей), своё музыкальное образование он смог начать, только поступив в Саратовское музыкальное училище, где обучался в 1902-1905 годах по классу скрипки уЯ.Я. Га-ека, а по музыкально-теоретическим дисциплинам — у Л. М. Рудольфа (ученика С. И. Танеева). В эти же годы молодой музыкант организовал хор из рабочих и служащих Рязано-Уральской железной дороги и не раз выступал с ним в концертах, что отмечалось в саратовских газетах того времени. В 1905 году по распоряжению губернатора П. А. Столыпина хор был распущен.

В 1906 году Я. К. Евдокимов поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1913 году со званием свободного художника как преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и дирижёр. Его педагогами

были Н. М. Ладухин (гармония), А. А. Ильинский (контрапункт, фуга и музыкальная форма), С. Н. Василенко (оркестровка).

За год до окончания консерватории Я. К. Евдокимов был призван на военную службу, которую проходил в оркестре Александровского военного училища в Москве. Во время Первой мировой войны с сентября 1916 года он был на фронте в качестве капельмейстера Клязьминского полка 81 пехотной дивизии, где в феврале 1917 года был избран секретарём полкового комитета, а в октябре — его председателем. В декабре 1917 года Яков Кузьмич демобилизовался и уехал в село Аркадак Балашовского уезда к семье. Болезнь жены помешала возвращению в Москву, и он переехал в город Балашов Саратовской губернии, где прожил до октября 1922 года. Позже он вспоминал: «Здесь, в условиях прифронтовой полосы времён гражданской войны, работы было много. Наряду с педагогической (в Балашовском педагогическом техникуме. — Н. И.), руководил организованным рабочим хором железнодорожного узла и детской музыкальной школой, читал лекции. Основной являлась работа вУОНО (заведующий внешкольным подотделом, после Политпросветом). Это дало возможность сохранения художественных ценностей города, бывших помещичьих усадеб и организации небольшого художественного музея, к сожалению, разграбленного деникинцами летом 1919 года. Зимой 1919 года удалось обнаружить в селе Андреевке ценную нотную и книжную библиотеку, сохранившуюся у потомков композитора А. Ф. Львова, и перевезти её в Балашов. В 1923 году нотный материал этой библиотеки был передан Саратовской консерватории» [1] (фото 2).

Фото 2. Я. К. Евдокимов в молодые годы

В начале 1922-23 учебного года Я. К. Евдокимов был приглашён на работу в Саратовскую консерваторию для преподавания музыкально-теоретических дисциплин и руководства оркестровым классом. Он быстро завоевал авторитет среди коллег и студентов и уже в ноябре того же года был избран проректором по учебной части. Он вёл все основные музыкально-теоретические дисципли-

ны, среди его учеников были известные впоследствии композиторы В. В. Пушков и Ю. В. Кочуров.

После временной реорганизации консерватории в музыкальный техникум повышенного типа (в связи с сокращением сети вузов в РСФСР) Яков Кузьмич не только вёл педагогическую и административную работу, будучи директором этого учебного заведения с 1924 по 1929 годы, но и регулярно дирижировал симфоническими концертами. Это имело огромное значение для оживления культурной жизни города и привлечения заинтересованной слушательской аудитории.

В этот период под руководством Я. К. Евдокимова было проведено более 100 симфонических концертов, в которых впервые в Саратове были исполнены сочинения современных советских композиторов — Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэра, А. А. Крейна, а также произведения русской и зарубежной классики. Солистами в этих концертах выступали педагоги консерватории В. В. Зайц, Б. К. Ра-дугин, Н. Э. Цеделер, В. К. Бездельев, М. Я. Александров, Г. К. Поповицкий, Г. Я. Белоцерковский, В. П. Пацевич и гастролирующие музыканты — Р. М. Глиэр, В. В. Софроницкий, Г. Р. Гинзбург, З. Лодий, С. М. Козолупов, С. Н. Кнушевицкий, Э. Петри.

Кроме того, в эти годы Яков Кузьмич руководил кружком любителей симфонической музыки при Саратовском Доме учёных, а с марта по август 1935 года — рабочим симфоническим оркестром на заводе комбайнов; был членом Горсовета, а также многочисленных комиссий и жюри по музыкальной самодеятельности и просмотру состояния военных оркестров в частях. Любовь к музыке, энергия, энтузиазм, высокий профессионализм и страстное желание развивать и пропагандировать музыкальное искусство позволяли ему успешно справляться со столь широким кругом задач и обязанностей.

Несмотря на постоянную занятость творческой исполнительской работой, Я. К. Евдокимов никогда не упускал из виду своих текущих учебных и административных обязанностей, старался повысить качество подготовки молодых музыкантов. Он был уверен в том, что «временное закрытие консерватории обязывало коллектив к поддержанию работы на возможно более высоком уровне» [3, с. 188]. А при отсутствии в Саратове того времени оперного театра и концертных организаций, считал, что техникум должен был обеспечить «более или менее регулярную концертную жизнь в городе и пропаганду музыки среди нового советского слушателя» [3, с. 189]. Поэтому «практический уклон сопутствовал всем занятиям» [3, с. 189], проводились симфонические и камерные концерты, в которых участвовали педагоги и студенты. Кроме того, симфонический оркестр часто принимал участие в концертах гастролёров. Вся эта огромная работа была прекрасной школой для молодых музыкантов.

В газетах того времени сохранилось немало откликов на эти концерты. Так, 23 февраля 1923 года в газете «Саратовские известия» был опубликован подробный

отчёт о торжественном концерте, посвящённом 10-летию консерватории, в котором симфонический оркестр подуправлением Евдокимова исполнил «Интернационал» и Пятую симфонию Бетховена. А 23 апреля того же года впервые в Саратове был исполнен Реквием В. А. Моцарта. В исполнении приняли участие 100 музыкантов. В газетной рецензии от 25 апреля отмечалось: «Всё, что можно было сделать этими силами, было сделано, и переполнившая зал публика с большим вниманием слушала гениальное творение Моцарта» [6, с. 466].

28 января 1924 года состоялся симфонический концерт памяти П. И. Чайковского. Прозвучали Пятая симфония и «Итальянское каприччио». В рецензии «Саратовских известий» было написано: «Обе эти вещи оркестр под управлением Я. К. Евдокимова исполнил в меру своих юных сил весьма удовлетворительно, вызвав среди публики шумные одобрения. Создание консерваторского симфонического оркестра является большой заслугой Евдокимова. Его труды в этом направлении не бесплодны: оркестр растёт, зреет и способен уже давать зрителям радость» [5, с. 2].

Важными событиями культурной жизни были концерты, посвящённые творчеству современных композиторов. В апреле 1922 года состоялись 3 симфонических концерта из произведений Р. М. Глиэра, в которых исполнялись Вторая симфония, симфонические поэмы «Заповгг» и «Сирены», сцены из балета «Хризис». Автор, дирижировавший своими произведениями, так отозвался об оркестре: «Большой симфонический оркестр, собранный энергией Евдокимова, звучал полно, сочно и оказался достаточно гибким и послушным для выполнения сложных симфонических заданий» («Саратовские известия», 22 апреля 1926) [5, с. 3].

Концертный репертуар оркестра был обширен и разнообразен. Исполнялись произведения Н. А. Рим-ского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига, Р. Вагнера, К. Сен-Санса, М. Равеля, А. Онеггера, И. Ф. Стравинского. Но самым ярким и запоминающимся событием тех лет стал цикл из 6 концертов, посвящённый 100-летию со дня смерти Л. ван Бетховена, проведённый в 1927 году. Прозвучали симфонические произведения, квартеты, фортепианные произведения, песни Бетховена. Всеми симфоническими концертами дирижировал Я. К. Евдокимов.

Настоящей кульминацией бетховенских торжеств явился заключительный концерт, состоявшийся 2 апреля, в котором саратовцы впервые услышали грандиозную Девятую симфонию — венец творчества Бетховена. Сам Яков Кузьмич так рассказывал об этом необычайном событии: «Многочисленным исполнителям этого цикла — педагогам и учащимся — памятно воодушевление, с которым готовилась программа "Бетховенского цикла". Огромный труд выпал на долю оркестра и, особенно, хора и солистов. К составу хора техникума под управлением Н. С. Чумакова были присоединены лучшие участники самодеятельных хоров Саратова и Энгельса. Солистами были учащиеся (двойной состав)» [4,

с. 48]. Некоторые из них (Е. Салина, Р. Трифонов, В. Поп-ченко) впоследствии стали оперными певцами. Всего в исполнении симфонии участвовало 200 хористов и 60 оркестрантов и солистов. Ввиду огромного успеха, симфония исполнялась 4 раза, а первое её исполнение транслировалось по местному радио.

Вот что писал об этом событии известный музыкальный критик Марко Брун (преподаватель консерватории А. М. Архангельский) в газете «Саратовские известия» от 6 апреля 1927 года: «Евдокимов рискнул. Рискнул и победил. Отмечаем это с чувством живейшей радости. Пусть педанты придираются к деталям, — впечатление от исполнения Девятой симфонии в целом огромно и вполне соответствует замыслу композитора. Этот замысел дошёл до той массы слушателей, которая наполнила концертный зал в этот вечер. Они были взволнованы, увлечены, захвачены мощью и красотой Девятой симфонии и бурно, горячо и искренне благодарили за испытанную радость. <...> Давно уже стены концертного зала музтехникума не слыхали и не видели ничего подобного» [5, с. 4].

В 1928 году проводился цикл концертов к 35-летию смерти П. И. Чайковского, в котором были исполнены Четвёртая, Пятая и Шестая симфонии, «Ромео и Джульетта» и другие произведения композитора. К 100-летию смерти Ф. Шуберта играли Восьмую симфонию и Венгерские марши.

Кроме вечерних концертов, оркестр выступал в «утренниках» для студентов. Так, 6 апреля 1928 года были исполнены Четвёртая симфония П. И. Чайковского и «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова. В газете «Саратовские известия» так описывалось это событие: «Перед каждой вещью Евдокимов просто и понятно знакомил слушателей с композитором и объяснял сущность исполняемого произведения. Чайковскому и Римскому-Корсакову шумно, по-молодому, горячо аплодировали. Особенно понравились яркие восточные картины "Шехеразады". После концерта студенты говорили: "Жаль, что раньше мы здесь не бывали."» [5, с. 6] (Фото 3).

В начале тридцатых годов обстановка в техникуме сильно изменилась. К руководству учебным заведением пришли представители РАПМа, и налаженная учебная, концертная и просветительская работа была нарушена. Вот что пишет об этом периоде И. А. Тютьма-нов: «К этому времени в техникуме сложилась тяжёлая обстановка. Ведущее место в педагогическом составе заняла приехавшая из Москвы бригада РАПМ во главе с И. Чёрным, занявшим пост директора. Увлечение этой бригады методическим экспериментаторством привело к дезорганизации и стихийности учебного процесса. Педагог, идущий в класс на урок, не знал, чем он сегодня будет заниматься. Не знали этого и ученики. Тема выплывала сама собой, в процессе беседы педагога с учениками, и дальнейшее течение урока зависело от наличия интереса к данной теме учащихся, с одной стороны, и степени эрудированности педагога, с другой. Педагоги, не овладевшие этим "методом" по той

Фото 3. Педагоги и учащиеся Саратовского музыкального техникума. В центре за столом сидят (слева направо) Я. К. Евдокимов и Л. М. Рудольф

или иной причине, вынуждены были покинуть работу как по собственному желанию, так и вопреки ему» [4, с. 68]. В сложившейся ситуации в августе 1931 года Я. К. Евдокимов вынужден был уйти из музыкального техникума, став директором симфонического оркестра и музыкальным редактором Саратовского Краевого Радиокомитета, а с апреля 1935 года — директором Саратовского Дома учёных. О причинах своего ухода он рассказал так: «Последние два года работы (1930-1931) сводились главным образом к противодействию вредным влияниям РАПМа, суть которых достаточно известна. Вынужденный в связи с этим же уход ряда педагогов ещё в 1930 году (Л. М. Рудольф, Г. К. Поповицкий) и безразличное отношение к интересам учебного заведения со стороны большинства педагогов вынудили и меня оставить с осени 1931 года работу в техникуме» [1].

Работая в качестве дирижёра симфонического оркестра и редактора музыкального вещания, Евдокимов проводил студийные и открытые концерты, более 50 из которых сопровождались его аннотациями. Это продолжалась до весны 1935 года, когда периферийные радиостанции всей страны были переключены главным образом на трансляцию передач центрального радиовещания (фото 4).

В августе 1935 года Я. К. Евдокимов был направлен Наркомпросом РСФСР на педагогическую работу в Минскую консерваторию и назначен заместителем директора по учебной части. Все свои знания, опыт, организаторский талант Яков Кузьмич готов был отдать на благо развития национальной культуры Белоруссии, и поначалу всё шло хорошо. В сезоне 1936-37 года он провёл цикл концертов в Минском политехническом институте и ряд лекций-концертов в связи со 110-летием А. С. Пушкина. С 1935 по 37 годы был членом жюри 5 Всебелорусских олимпиад, бюро по руководству красноармейской самодеятельностью. В 1936 году был утверждён в звании доцента. Но когда речь зашла о перспективе назначения его директором консерватории, и он, со свойственной ему прямотой, высказал свой взгляд на необходимость устранения недостатков не только в консерватории, но и

Фото 4. Я. К. Евдокимов в годы расцвета творческой деятельности

в развитии профессиональных связей между разными учреждениями культуры, а также на необходимость искоренять проявления национализма, — его мнение не нашло поддержки у руководства. Были использованы все возможные средства (несправедливые обвинения, отстранение от должности, увольнение по идеологическим причинам) для того, чтобы сделать дальнейшую работу Я. К. Евдокимова в Минске невозможной [1], [7, с. 126]. В 1937 году он возвращается в Саратов, в восстановленную с 1935 года и получившую имя Л. В. Собинова консерваторию. Этот инцидент мрачной тенью лёг на всю его последующую жизнь.

В Саратове всё вернулась в привычное русло. Уже в 1938 году он стал заведующим историко-теоретиче-ской кафедрой, а с декабря 1944 года — и заместителем директора по учебной и научной работе (фото 5).

Яков Кузьмич преподавал важнейшие дисциплины музыкально-теоретического цикла — гармонию, анализ музыкальных произведений, инструментовку с анализом партитур и семинар по теоретической специализации. Среди выпускников, окончивших его спецкласс, были В. Игнатьев и В. Мусоров. В 1951 году он был избран председателем правления Саратовского отделения СК РСФСР (фото 6).

В этот период Яков Кузьмич много времени и сил отдавал научной работе. Вот список его трудов, составленный автором в 1939 году:

1. Статьи по вопросам музыкальной культуры в газетах и журналах «Музыка и революция» (Москва), «Борьба» (Балашов), «Коммунист» (Саратов).

2. Подбор образцов симфонической литературы для анализа партитур от второй половины XVIII века до Шумана. Продолжение: Берлиоз, Лист, Вагнер, Р. Штраус, французская школа, русская школа.

3. Метод анализа оркестровых партитур.

4. К истории музыкальной культуры Саратова (от второй четверти XIX века до наших дней).

5. Статья «Н. Г. Чернышевский и музыка».

В этом списке отражён круг научных интересов Я. К. Евдокимова, охватывающих два основных направ-

Фото 5. Я. К. Евдокимов — музыковед, дирижёр, педагог, общественный деятель

Фото 6. Я. К. Евдокимов за роялем

ления и раскрывающих уникальность его личности. Первое направление связано с ежедневной педагогической работой, в ходе которой складывался авторский метод анализа оркестровых сочинений, основанный не только на музыковедческом изучении огромного числа симфонических произведений разных эпох и авторов, но и на многолетнем исполнительском, дирижёрском опыте работы с партитурами, на детальном знании музыки изнутри.

Второе направление касается изучения истории музыкальной культуры Саратова, и здесь Яков Кузьмич явился первооткрывателем, потому что до него

никто не занимался этой темой. Его очерк «Саратовская консерватория за 40 лет» [3] стал первым опытом обобщения деятельности третьей в России консерватории. За ним последовали кандидатская диссертация «Музыкальная культура Саратова (с начала XIX века)» и очерк «Музыкальное прошлое Саратова (до 1917 года)», опубликованный уже после смерти автора [2]. Эти труды Я. К. Евдокимова вызвали большой интерес и получили высокую оценку. Воссозданная в них история развития музыкальной культуры провинциального русского города открылась как уникальное, значимое, яркое и достойное изучения явление. А сам Яков Кузьмич, энергичный, деятельный, поражающий размахом своих начинаний и умением вовлечь множество людей в их реализацию, вдруг показал другую сторону своей богатой натуры. Он предстал неторопливым и вдумчивым учёным, скрупулёзно изучающим архивные материалы и возрождающим события и лица далёкого прошлого для того, чтобы осознать непрерывность жизни и не потерять ощущения связи времён (фото 7).

Фото 7. Я. К. Евдокимов на первомайской демонстрации

>117

ным трудом верой и правдой служили музыкальному искусству. Он писал: «Оглядываясь на прошлое концертной жизни Саратова, нельзя не сказать, что если она часто и освещалась блеском таланта и мастерством приезжих первоклассных исполнителей, отечественных и иностранных, оставлявших значительный след в культурной жизни города1, то систематическим развитием и упрочением любви к музыке, ознакомлением с лучшими её образцами и подготовкой к осознанию идейно-художественного богатства русской музыкальной классики саратовцы были в огромной мере обязаны неутомимому и порой мало замечаемому ими труду местных музыкальных сил на протяжении полувека. Одно перечисление их имён заняло бы страницы» [3, с. 181].

Вслед за Я. К Евдокимовым и другие саратовские музыковеды занялись изучением музыкальной культуры Саратова, и в первую очередь — истории Саратовской консерватории. В их числе были И. А. Тютьманов, Н. Ф. Таубе, В. Е. Ханецкий, Т. Ф. Малышева, А. И. Демченко и другие.

Вплоть до завершения своей работы в консерватории в начале 1956-57 учебного года Я. К. Евдокимов продолжал заведовать историко-теоретической кафедрой (фото 8).

Фото 8. Я. К. Евдокимов с педагогами и студентами кафедры истории и теории музыки в 50-е годы

В своих работах он показал важность сохранения памяти не только о великих музыкантах, но и о скромных провинциалах, которые своим талантом и каждоднев-

Он «пользовался большим авторитетом среди педагогов, которые высоко ценили его большой музыкальный опыт, его эрудицию по всем вопросам, относящимся к музыке, и многому учились у него в процессе совместной работы» [4, с. 78]. Свою жизнь он посвятил музыке, с юных лет отдавая свой яркий, многогранный талант служению искусству, ставя перед собой трудные, порой невыполнимые задачи и выполняя их, неустанно работая на благо расцвета музыкальной культуры и образования и утверждая законы гармонии и красоты.

1 Одному из таких незабываемых культурных событий — гастролям в Саратове (и ещё в 10 поволжских городах) в мае 2010 года великого композитора и пианиста А. Н. Скрябина с симфоническим оркестром под управлением С. А. Кусевицкого — посвящена статья М. Н. Шашкиной, опубликованная в одном из недавних выпусков журнала [8].

87

Литература

1. Евдокимов Я. К. Автобиография. Рукопись. / Библиотека СГК имени Л. В. Собинова. 3 с.

2. Евдокимов Я. К. Музыкальное прошлое Саратова (до 1917 года) // Из музыкального прошлого. Сб. очерков. Т. 1. Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. М.: Гос. муз. изд-во, 1960. С. 143- 233.

3. Евдокимов Я. К. Саратовская консерватория за 40 лет // Научно-методические записки СГК имени Л. В. Собинова. Саратов, 1957-1958. С. 187-194.

4. Из архивов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Научно-педагогическое наследие кафедры теории музыки и композиции. Саратов: СГК имени Л. В. Собинова, 2020. 176 с.

5. Носенкова Л. С. Творческая деятельность Я. К. Евдокимова. Рукопись. / Библиотека СГК имени Л. В. Собинова. 16 с.

6. Ханецкий В. Е. Отзвучавшее. монография / Ред.-сост. Н. В. Королевская. Саратов: СГК имени Л. В. Собинова, 2017. 658 с.

7. Хачаянц А. Г. Евдокимов Яков Кузьмич // Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова: 19122012: Энциклопедия / Отв. ред. О. Б. Краснова. Саратов: изд-во ИП Везметинова, 2012. С. 126-127.

8. Шашкина М. Н. Саратов, 1910-е г.: гастроли оркестра С. А. Кусевицкого // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 4 (10). С. 88-96.

References

1. Evdokimov Y. K. Avtobiografiya. Rukopis' [Autobiography. A manuscript]. / Biblioteka SGK imeni L. V. Sobinova. 3 p.

2. Evdokimov Y. K. Muzykal'noe proshloe Saratova (do 1917 goda) [Saratov's musical past (till 1917)] // Iz muzykal'no-go proshlogo [From the musical past]. Sb. ocherkov. T. 1. Red.-sost. B. S. Shtejnpress. M.: Gos. muz. izd-vo, 1960. Pp. 143- 233.

3. Evdokimov Y. K. Saratovskaya konservatoriya za 40 let [The Saratov conservatoire is 40] // Nauchno-metodicheskie zapiski SGK imeni L. V. Sobinova. [Scientific-methodologocal notesof the SSC named after L. V. Sobinov]. Saratov, 1957-1958. Pp. 187-194.

4. Iz arhivov Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova. Nauchno-pedagogicheskoe nasledie kafedry teo-rii muzyki i kompozitsii [From the archives of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov. Scientific and pedagogical heritage of the Musica theory and composition Department]. Saratov: SSC named after L. V. Sobinov, 2020. 176 p.

5. Nosenkova L. S. Tvorcheskaya deyatel'nost' Y. K. Evdokimo-

va. Rukopis" [Y. K. Evdokimov's creative activity. A manuscript] / The library of the SSC named after L. V. Sobinov. 16 p.

6. Hanetskij V. E. Otzvuchavshee... Monografiya [The sound gone. Monography] / Red.-sost. N. V. Korolevskaya. Saratov: SSC named after L. V. Sobinov, 2017. 658 p.

7. Hachayants A. G. Evdokimov Yakov Kuz'mich [Evdokimov Yakov Kuz'mich] // Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova: 1912-2012: Entsiklopediya [The Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov: 1912-2012: Encyclopedia] / Otv. red. O. B. Krasnova. Saratov: izd-vo IP Vezmetinova, 2012. Pp. 126-127.

8. Shashkina M. N. Saratov, 1910-e g.: gastroli orkestra S. A. Ku-sevitskogo [Saratov, 1910s: the tour of S. A. Kusevitskij orchestra] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2020. № 4 (10). Pp. 88-96.

Информация об авторе

Information about the author

Наталия Владимировна Иванова E-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Natalya Vladimirovna Ivanova E-mail: [email protected]

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Kirov Av.

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.