Научная статья на тему 'Из истории христианства в Персии (1828-1317)'

Из истории христианства в Персии (1828-1317) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории христианства в Персии (1828-1317)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.А. Ригана

Из истории

христианства в Персии (1828-1317)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1909. № 4. С. 603-622.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Изъ исторіи христіанства въ Персіи (1281—1817).

ВЪ 1888 г. П. Беджаномъ была издана рукопись на сирійскомъ языкѣ, найденная въ Урміи въ 1887 г. и со-*>Ъ держащая исторію несторіанскаго католикоса Маръ-% Яб’алахи III и монаха Раббанъ-Саумы *). Сочиненіе у это принадлежитъ перу современника, къ сожалѣнію не оставившаго намъ своего имени: рукопись—анонимна. Она представляетъ собою безыскусственный разсказъ о жизни Маръ-Яб’алахи III, родившагося въ Китаѣ и изъ скромнаго положенія достигшаго верховной власти въ несторіанской церкви; эта рукопись даетъ богатый матеріалъ для изученія исторіи несторіанства въ концѣ ХІІІ-го и началѣ ХІУ-го вѣка, она вноситъ много совершенно новыхъ подробностей, весьма обстоятельно знакомитъ съ положеніемъ христіанства въ Персіи въ эпоху владычества монголовъ. Это произведеніе. обнимая вСе время продолжительнаго патріаршества Маръ-Яб’алахи III (37 лѣтъ), проводитъ предъ взоромъ читателя цѣлый рядъ событій, излагая ихъ весьма увлекательно, цѣлый рядъ хановъ, начиная съ Абаки и кончая Улчжейту (всего—7 хановъ), рисуетъ намъ ихъ отношеніе къ несторіанской ’церкви, даетъ намъ'яркія картины борьбы христіанства съ исламомъ и т. д. Этотъ открытый и издан-

*) „Histoire do Mar Jab-Alalia. patriarcho, et de liaban Sauraa“ Paris. 1888. Издатель имѣлъ лишь копію съ издаваемой имъ рукописи; но затѣмъ, въ 1895 г., онъ выпустилъ подъ тѣмъ же заглавіемъ второе, исправленное изданіе, для котораго пользовался еще двумя списками, изъ коихъ одинъ находится нынѣ въ Британскомъ Музеѣ. О первой найденной рукописи см. статью Дюваля въ „Journal Asiatique“, 1889, Serie VIII, t- 18: и Hall., въ „Jpurnal of the americ.au oriental Society“ 1889, t. XIII.

6Q4 •хгиогглжжов чтеніе.

'\Ѵ - . •

іддй Бцджаліоыъ. трудъ анонимнаго автора, во мнѣнію многихъ ученыхъ изслѣдователей, представляетъ выдающійся научный интересъ. Появленіе въ свѣтъ этой рукописи было привѣтствовано ученымъ міромъ и многіе поспѣшили ознакомиться съ нею и ознакомить интересующихся: въ западной литературѣ появилось много статей, посвященныхъ ей, появились критическія изслѣдованія текста ') и, наконецъ, чрезъ нѣсколько лѣтъ извѣстный ученый J. И. Cliabot выпустилъ вч> свѣтъ переводъ 2) этого манускрипта и снабдилъ еу<у разнаго рода примѣчаніями,, переписной между, монголь-Ъкими ханами и государями Запада, между монгольскими ханами и папой Гоноріемъ ІУ и Николаемъ ІУ и, наконецъ, между Яб алахой III и Николаемъ ІУ, Бенедиктомъ XI п англійскими королемъ Эдуардомъ I 3) *).

На русскомъ языкѣ, насколько намъ извѣстно, не имѣется совершенно литературы объ этомъ патріархѣ и о его времени, если не считать нѣкоторыхъ бѣглыхъ упоминаній д немъ въ молких'і. статьяхъ и въ обзорахъ исторіи сирійской литературы г’). Считая крайне желательнымъ пополненіе этого пробѣла и возможно полное освѣщеніе этого періода сущѳ-

*) М. Rubeus Duval, „Mar Jabalaha 11 (sic!) et les princes mongols et ret.“, Journal Asiatique“, 1889, Ѵ1П shr. t. 13 p.p. 313—354; 1. I. Lamy— „Jabalaha ou line page de l’histoire du nestoriänisme au XIII s. sous les Mong.“ Bulletins de l’Acad. royale des sciences etc. de Bölgiqnc“. 1889, 3 Serie, t. 17. p.p. 223—243: Hall—Journal of the american oriental So*-ciety. 1889, t. XIII, p.p, CXXVI—CXXIX; M. Noebdeke.—„Liter. OeutraJ-blatt“. 1889, Л» 25. coU. 842—844: Dr H. Hilgenfeld. „Textkritische Bemeiv kiuigen zur labalaha’s Geschichte“. Leipzig. 1894, 8", p.p. 39; Dr. Yan-Hoonae-ker. „Museon, t, ѴШ, n "2. avril 1889.

3) О желательности котораго M. Noeldeke говорилъ: „Es waere zu wünschen, dass das Buch einen Sa«h—und sprachkundigen Debersetzer faeudc; ein solcher müsste allerdings zur Erklaerung hier und da noch etwas mehr, geben, als die Anmerkungen des Herausgebers enthalten“.

3) „Histoire de Mar Jabalaha III, patriarche des Nestoriens (1281—1317) et du meine Rabban Oauma, ambassadeur du roi Argoun eu Occident“ (1287) Traduite du syriaque ct annotee par M. J. B. Chabot. Paris. 1895 an. Въ 1900 г. вышла въ свѣтъ еще одна его статья, посвященная этой же рукописи: Supplement, а, l’histoire du patriarche Mar Iabalaha III et du meine Rabban Сайта“—par. I. B. Chabot.

p См. также—Abel Remusat. Meraoires sur les relations politiques (ie princes chretiens et cet.“ въ „Memoires de l’Institut de France“. Academie des Inscriptions et Beiles—Lettres. Paris. 1824. t. 7. p p. 421—438.

•’’) См., напр., В. Райтъ. Краткій очеркъ исторіи сирійск. литер.—Переводъ К. А. Тураевой, изд. подъ ред. проф. II. К. Коковцева. Сиб. 1902.’

етвованія нѳсторіанской церкви и признавая исключительную цѣнность этой рукописи, каки, первоисточника *), мы позволяемъ себѣ представить наиболѣе пространное извлеченіе изъ нея, придерживаясь главнымъ образомъ перевода Cliabot.

По поводу нашего извлеченія мы должны оговориться, что выпускаемъ описаніе путешествія на Западъ монаха Рабб&нъ-Саумы, равно какъ и всю первую, спеціально ему посвященную главу, какъ не имѣющую прямого отношенія къ вашей цѣди: дать чисто-историческое извлеченіе изъ занимающей насъ рукописи.

Нѣкоторыя мѣста мы даемъ къ дословномъ переводѣ; вообще близко держимся текста, сохраняя, по возможности,

’) Всѣ извѣстныя намъ сочиненія, іюсвнщениыя Маръ-Яб’алахѣ или такъ или иначе имѣющія къ нему отношеніе, будь они цервоисточники или компилляціи—изслѣдованій не существуетъ,—либо очень неполно освѣщаютъ данную эпоху и личность католикоеа Мар-Яб’алахи ІИ. либо, давая то же тусклое освѣщеніе эпохи, упоминаютъ о неиъ лишь вскользь. Укажемъ для примѣра нѣкоторыя изъ нихъ: „Книга Башни“ (Китабъ-а.т-Мадждалъ), Марэ-баръ-Шелемона, на арабск. языкѣ, [Есть изъ нея извлеченіе но Ватиканскому списку („ех codice manuscript» arabico vati-cano libri Kitab-al-Madjdal neoph. XL! f. 173“) въ отдѣльномъ изданіи H. liilgenfeld'a, „labalahne III, catholie.i Nestoriani, vita ex Slivae mossulatti 1 i biti. qui mseribitur ..turris“ desumpta, Ed., aipparatn critic® instr., in lat. sermonem vertit, adnott. illistr. It. Hilgeutefd. Lipsiac. 1896“ причемъ къ арабск. тексту приложена, параллельно латинск. переводъ: есть такъ же небольшое извлеченіе изъ неизвѣстно гдѣ находящейся арабск. рукописи, которое даетъ ВТ. „Journal Asia) ique“ М. Sionffi, консулъ въ Моо-сулѣ], затѣмъ „Chronieon Syriacuni“, „СЬгоиісои eeelesiasticiim“ ATml-Pha-radj (Tieg. Bai" Hcbraens a: „Bibliotheca Orientalis“ Assemani (II, p. 456, u". 79) (IV, 128, 129 и III t. pars II): „Historia Tartar or um ecclesiastics“, Moshemii, и мн. др. Есть упоминаніе о немъ и у El-Fachri.

Въ литературѣ Запада и у насъ также не найдется, насколько намъ извѣстно, ни одного изслѣдованія, трактующаго данную эпоху именно съ точки зрѣнія несторіанства.

Всѣ изслѣдованія судебъ несторіанскоіі церкви либо касаются предыдущихъ, болѣе раннихъ эпохъ (напр. 1. Labourt. Le Chrietianisme dans Гешріге Perse sous la dynastic Sassauide (224—632). Paris. 1904..въ „liiblibtheque de l’enseignement de l’histoire ecclesiastique“), либо останавливаются на XI в. (напр., небольшая статья въ „Христ. Чтеніи“ изд. Снб. дух. академіи. 1881, ч. I. 596. 666, архим. Арсенія „Нѣскоітько страніЩъ изъ исторіи несторіанства въ Персіи“, и др.), либо, глухо упомянувъ о ХІП-—хіу в.в., переходятъ къ .эпохамъ позднѣйшимъ. .

Занимающая насъ рукопись ещу цѣнна и съ той стороны, что он* является какъ бы дополненіемъ и продолженіемъ сирійской хроники Bar Hebraens’a. ' . . ’ v-ti о.

ѳго языкъ и выраженія. Въ приложеніи даемъ : письмо Яб'алахи III -къ папѣ Бенедикту XI. ' ■ ■

Въ Китаѣ, въ городѣ Кошанѣ, жилъ нѣкій архидіаконъ, по имени Беніэль, отличавшійся рѣдкой честностью, справедливостью и богобоязненностью. Имѣлъ онъ четырехъ сыновей и младшій изъ нихъ, родившійся въ 1245 г. по Р. Хр., назывался Маркомъ. Въ ранней молодости выказывалъ онъ большія способности и . тогда . ,уже съ большимъ рвеніемъ изучалч) священныя книги. Прослышалъ онъ объ извѣстномъ въ то время монахѣ-отшельникѣ Раббанъ-Саѵмѣ и рѣшился повидать его, поговорить съ нимъ и просить наставленій и руководства. Онъ ушелъ изъ дому и послѣ пятнадцатидневнаго, крайне утомительнаго пути нашелъ Раббанъ-Сауму, который пожелалъ узнать, изъ какихъ мѣстъ и съ каково цѣлью онъ прибыл'ь. „Я хочу стать монахомъ“, отвѣтилъ Маркъ. „Слыша разсказы о тебѣ, я отъ всего отказался, чтобы искать тебя. Не лишай же меня предмета моихъ желаній“.—„Братъ мой, возразилъ ему Раббанъ-Саума, путь этотъ труденъ. Старцы едва могутъ выносить его суровость, а юноши совершенно не въ состояніи слѣдовать имъ“. Долго пытался Саума убѣдитъ его отказаться отъ этого намѣренія, долго уговаривалъ его возвратиться къ родителямъ, но напрасны были всѣ его попытки и онл. принужденъ бы.лл> принять жъ себѣ Марка и стать его наставникомъ и руководителемъ. Черезъ три года, въ Ѳомино воскресенье, Маркъ получилъ постриженіе отъ архіепископа Маръ-Несторія.

Однажды у Марка и Саумы явилась мысль, покинувъ свою страну, отправиться на Западъ, съ цѣлью поклониться праху мучениковъ и отцовъ церкви и, если возможно, то и посѣтить Іерусалимъ. Отдавъ бѣднымъ все свое имущество^ они пошли въ Пекинъ, чтобы поискать спутниковл> и запастись всѣм'ь необходимымъ для путешествія. Долго, но тщетно убѣждали ихъ христіане этой страны не предпринимать подобнаго далекаго и опаснаго путешествія. Изъ Пекина отправились они въ Кошанъ, гдѣ ихъ сь почетомъ встрѣтили родители Марка и всѣ жители. Молва о нихъ и о ихъ прибытіи быстро распространилась и вскорѣ достигла ]до правителей города Коябога и Ибога *), зятей владыки Китая, Хуби.лай-хана, которые и пригласили чрезъ гонца

Марка и Сауму, Встрѣча была очень радушная. Узнавъ, что монахи идутъ на Западъ, правители стали ихъ отговаривать: „Почему вы покидаете нашу страну и идете на Западъ? Мы усиленно;стараемся привлекать сюда монаховъ и епископовъ съ. Запада; какъ же мы можемъ допустить васъ уйти отсюда?4' Отвѣчалъ имъ Раббанъ-Саума: „Мы отказались отъ міра.-До тѣхъ поръ, цока мы будемъ . около нашихъ родныхъ, мы не достигнемъ полнаго покоя; поэтому мы должны бѣжать отсюда изъ-за любви къ Іисусу Христу, предавшему себя смерти . нашего., ради спасенія. Мы оставили, все мірское. Хотя ваше расположеніе и побуждаетъ насъ остаться, но мы должны уйти. Мы тронуты вашей добротой, мы видимъ, что вы очень къ намъ расположены, но все же мы, даже находя удовольствіе остаться съ вами, не : можемъ забыть слова Спасителя, сказавшаго: „Какая польза человѣку, если онъ пріобрѣтетъ весь міръ, а душѣ своей повредитъ? или какой выкупъ дастъ человѣкъ за душу свою?“ Мы стремимся къ самоусовершенствованію. Все что мы можемъ сдѣлать, все что въ нашихъ силахъ -это днемъ и ночью вспоминать въ своихъ молитвахъ о вашей странѣ“. Князья* видя ихъ непреклонность, предложили имъ подарки: лошадей, золота, серебра, одежды. Но монахи имъ отвѣчали: .„Намъ ничего не нужно. Мы не знаемъ, что и дѣлать съ такимъ богатством-ь іг не можемъ обременять себя такон):тяжестью“. Однако князья настаивали на принятіи даровъ* указывая на неизвѣстность и продолжительность пути, на расходы. „Если же необходимости въ нашихъ дарахъ не окажется, сказали они между прочимъ, то распредѣлите ихъ между монастырями, монахами и епископами для того, чтобы мы вошли такимъ образомъ въ сношенія съ отцами Запада“.

Монахи, видя* что дары имъ предлагаютъ отъ чистаго сердца, приняли ихъ и отправились дальше. Вскорѣ они прибыли въ главный городъ Тангу та, жители котораго отличались горячей вѣрой. Отсюда пошли они въ Хотанъ, отстоящій отъ Тангута на 2 мѣсяца пути; страна эта представляетъ собою безводную и безлюдную пустыню; съ трудомъ, послѣ 8 днѳвнаго пути можно найти здѣсь воду и жилье; здѣсь погибло много тысячъ людей. Оттуда монахи вышли

‘I Транскрипція текста. Bedjan такъ объясняетъ эти имена: . Коп-bogha signifie adorateur du soleil; Ibogha, adorateur de la luue.

2) Еванг. отъ Матѳея, гл. 16, 26.

лишь черезч» 6 мѣсяцевъ и прибыли въ Кашгаръ, который Нашли опустошеннымъ непріятелемъ. Выйдя изъ него, достигли они на берегу Таласа хана Каиду и испросили у него грамоты для свободнаго прохожденія по странѣ. Наконецъ, послѣ большихъ трудностей и лишеній они пришли въ Хорасанъ. Въ виду того, что по пути они потеряли все свое имущество, они отправились въ монастырь св. Маръ-Сехіѳна, близь гор. Туса, а оттуда—въ Адербейджанъ. намѣреваясь идти въ Багдадъ, къ католикосу М аръ-Денха. Но по пути они встрѣтили случайно католикоса въ Марйга; Видя ѳгр, они пали предъ нимъ на колѣни и плакали радостными слезами. На его вопросъ, откуда они и съ какою цѣлью пришли, они отвѣтили: ..Изъ страны Востока, изъ Ханъ-Балыка, города царя-царей, Хубилай-хана. Мы пришли, чтобы получить Ваше благословеніе, равно какъ и благословеніе отцовъ, монахоіз'ь и святыхъ этой страны. Затѣмъ, если мы будемъ* въ состояніи и если Богъ поможетъ намъ, мы пойдемъ въ Іерусалимъ“. Католикосъ обласкалъ ихъ и укрѣпилъ ихъ въ ихъ рѣшеніи, указавъ, что за псѣ лишенія и тягости, которыя они переносятъ въ этомъ мірѣ, они получатъ въ будущемъ мірѣ блага непреходящія и утѣхи безконечныя. Чрезъ нѣсколько дней монахи попросили у него разрѣшенія пойти вгь Багдадъ поклониться св. мощамъ проповѣдника Евангелія на Востокѣ Маръ-Мари, а затѣмъ—въ монастыри области Бетъ-Гармай ') и Низибіи. Католикосъ далъ позволеніе, снабдилъ ихъ пропускными грамотами и назначилъ имъ проводника. Они благополучно прибыли въ Багдадъ, и оттуда въ большую и извѣстную церковь Кока вт> Оелѳвкіи. Затѣмъ отправились они въ монастырь Маръ-Мари, апостола сирійцевъ, и поклонились его мощамъ. Далѣе пошли они въ область Бетъ-Гармай и поклонились гробницѣ Маръ-Іезе-кіиля 2); отсюда—въ Арбелу, затѣмъ—въ Мосоуль, выйдя изъ

\) „Garme, scu ßcth Gariuo, АгаЬЦш* Hagcrnia, Metaphrasti Betgei.;piß, Agathiac Seolastisco Cermo: regio assvriae -qua nrbes liakuka. Seiahar— Kadta, Buazicha, aliaeqtie continentur“... (Assemani, Bibi. or. II, 459). См. такъ же Bar Hebräern „Chrou. ml.“ II, 18 и.; и Hoffmann—„Umfang der Diärese Beth Garmai“ въ его „Aitszüge aus syrischen Akten persischer Maer tyr er“.

*) Въ гор. Дакѵкъ (Uacoc. Iiakoak или Laschoum-Asteemani-Bibl. or. Ill, part. 2 |>. 741) въ 5-дневномъ разстояніи отъ Аріелы, но олова*«, Абуль-Фиды. Въ этомъ городѣ Г>ыло двѣ извѣстныхъ церкви: во имя

котораго, они добрались до Синджара, Ыизибіи и Міардида, гдѣ поклонились мощамъ Маръ-Евііѳніа. Пробьввъ.здѣсь-никоторое время, оаи посѣтили въ области БеттьнЗабдай Га* зарту, гдѣ, помолившись у гробницы свв. отцовъ* роздали милостыню и исполнили данные ими обѣты. Далѣе направи-л ись они въ монастырь Св. Михаила Tap’эль, бяияь Арбелы *); тамъ купили они келью 2) и остались въ вей Вйоть, хотя и не достигли конца своихъ желаній. Католикосъ Маръ-Денха, узнавъ объ этомъ, пригласилъ ихъ къ себѣ и ска* залъ имъ: „Мы узнали, что вы приняты въ монастырь. Зто намъ не нравится, ибо въ немъ вы получите полное спокойствіе и миръ для себя и больше ничего; между тѣмИ», как'ь около насъ вы послужите общему миру и да благо всѣмъ. Оставайтесь при насъ и помогайте намъ въ нашихъ сношеніяхъ съ ханомъ“. Тѣ, разумѣется, повиновались. Однажды онъ сказалъ имъ: „Идите къ хану Абакѣ ja вопросите у него для насъ жалованныя грамоты“. Они отвѣтили: „Пусть будетъ такъ, но мы просили бы нашего отца: дать намъ человѣка, который отнесъ бы ему полученныя; нами грамоты, ибо оттуда мы намѣреваемоя пойти въ Іерусалимъ“. Патріархъ согласился и благословилъ ихъ. Прівбывъ въ ханскую ставку и будучи введены къ нему придворными* о«Иі, на’ допросъ хана о цѣли ихъ прихода, изложили просьбу католикоса. Ханъ приказалъ выдать имъ грамоты; отдавъ ихъ пришедшему съ ними человѣку, они направились- въ Іерусалимъ. Посѣтили они г. Ани и поклонились всѣмъ pro святынямъ, отсюда они проникли въ Грузію, чтобы слѣдовать дальше по безопасной дорогѣ, но, прибывъ туда, они узнали отъ жителей, что путь очень опасенъ вслѣдствіе убійствъ и грабежей, усилившихся въ этой странѣ. Оюиппр-

КпЪгім-Ьоіі’і —ы. (г. Hoffman—Unrfaeg der Diärese Beth-Garmai—•2Ö.4— Зіі7—и во имя Іезекіиля.' •- іг.г".,-,

*) См. Chabot-Op. pit—р. 155 и" 3 и Аькеідапі-ВіЬѢ огіоЩ, Шу&Ц.,,

, ■') -Host probable одето couvent ötait ші asseijublg^e de collies distinc-tes oil les moines vivaient, separement, saus regle bien prec.ice, se reunis-saiit senlcment pour la recitation de l’offico, et jouissant de 1 a plus graiide libortO. II ne faüt pas oubiier non plus qu’en Orient-' les ordres reUgietix— si tarnt est qu’il у ait eil de veritabies ordres—n'ont. jamais prattfae*. eri vertu d’use regle obligetoire, la paim-ete, ан seit«. ай me» i’ejitejuJons en Occident. depuis ia creation, au moyen age, des ordres niendiauts. Sur l’ori-gine, les progres et la decadence du monachisme en Orient, voir Assömani,— Bibi. or. t. II et. t. Ill, 2-e part..* (Chabot, op. eit.-p. 32. 3).

верну,чй- обратно’ и існова пришли къ католикосу. Послѣдній во»1 бесѣдѣ • съ нимй указалъ имй>, что* оии могутъ -считать себя свободными отъ обѣта посѣтить Іерусалимъ, потому чтодоя-й поклонились всѣмъ святынямъ атой страны,, а совершеніе ч^дистымъ сердцемъ такого поклоненія не меньше паломничества въ Іерусалимъ! Затѣмъ онъ предложилъ имъ и убѣдилъ принять назначеніе Раббанъ-Марка—архіеписко-іюмн»’ ’<>, а Раббанъ-Сауму—главнымъ влзитаторомъ съ тѣмъ, чтобы они отправились назадъ ;• въ свою страну, . какъ, люди несомнѣнно.1 могущіе оказать тамъ ^большую пользу. Затѣмъ онъ сказалъ: ..До сиха, поръ никто еще не назывался Маръ-М&ркомъ и я хочу таю, назвать Раббинъ-Марца. Кромѣ того, я думаю напирать разныя имена и помѣстить ихъ на престолѣ и назвать его тѣмъ именемъ, каторое выйдетъ по Жребію*. Онъ такъ ш: сдѣлалъ и вышло имя „Ябалаха*, (т. е. „Ббтъ далъ*). Итакъ, Маръ-Маркъ получилъ имя Яб’алахи й указъ объ: архіепископствѣ,- отъ католикоса Маръ-Денхи вче 1280 т. по Р, Хр,, имѣя отъ роду 35 лѣтъ. Его архіеші-скопство' было въ городахъ сѣвернаго и южнаго Китая; Раб-ба«Ъ*Оаума.' былъ назначенъ туда же главнымъ визитаторомъ.

Перезъ ? нѣсколько дней пришло извѣстіе, что путь, но которому они должны были идти, прегражденъ, вслѣдствіе того, что два пограничныхъ хана, по ту и другую, сторону Аму-Дарьнгр разссорились и начали войну. Тогда Яб’алаха и Раббанъ-Саума возвратились въ монастырь Маръ-Михаила Тар’ѳЯв И прожили тамъ около 2 лѣтъ.

Однажды ночью было Маръ-Яб’алахѣ сновидѣніѳ. Ему снилось, что онъ пошелъ -въ большую церковь, гдѣ было много изображеній■ святыхъ, а посреди ихъ—крестъ. Онъ протянулъ правую руку, чтобы получить отъ него благословеніе. но крестъ стала, удаляться; и чѣмъ дальше онъ протягивалъ ее, тѣмъ дальше удалялся крестъ; наконецъ онъ поднялся до самаго верха храма, гдѣ Яб’алаха настигъ его и поцѣловалъ. Выйдя изъ церкви, онъ увидѣлъ высокія деревья, обремененныя разнаго рода плодами; она, стала, рвать эти плоды и ѣсть ихъ, а затѣмъ началъ раздавать ихъ многочисленной собравшейся толпѣ. Проснувшись, Яб’алаха разсказалъ -этотъ сона, Раббанъ-Саумѣ, который истолковалъ его слѣдующима, образома,: „Подобію тому, какъ протяги-

валъ ты свою» руку, .-которая вытягивалась, пока ты ,.нѳ достигъ креста и не подучилъ отъ него благословенія, точно такъ же,• возвышаясь, ты достигнешь высокаго, достоинства патріарха. И подобно тому, какъ ты ѣлъ и давалъ ѣоть-народу. плоды деревьевъ, такъ ты будешь наслаждаться 'твоимъ небеснымъ даромъ, который снизойдетъ на тебя, - и. имъ ты усладишь много народовъ“. На слѣдующую ночь Яб.’алаха снова видѣлъ сонъ. о .

Приснилось ему, что онъ находится на высокомъ тронѣ: вокругъ него . толпилось безчисленное количество народа, который онъ поучалъ; и когда онъ говорилъ, то языкъ его удлинялся настолько, что выступалъ изо рта: онъ раздѣлялся на три вѣтви и . на каждой было нѣчто подобное небольшому пламени. Народъ: тамъ находившійся, пришелъ въ удивленіе и прославлялъ Бога. Когда онъ проснулся, то разсказалъ и этотъ сонъ Раббанъ-Саумѣ. „Это не сонъ, сказалъ РаббанъчОаума, это — откровеніе: вѣдь это’ ничемъ не отличается отъ Духа Святого, который въ видѣ огненныхъ языковъ почилъ на апостолахъ 1). Духъ Святой точно также почіетъ на тебѣ и дастъ въ твои руки патріаршій престолъ, чтобы ты послужилъ Ему“. (Между тѣмъ, когда происходили эти событія, каталикосъ Маръ-Денха, хотя еще и , жилъ, но былъ уже серьезно боленъ вч> Багдадѣ). Многіе идъ епископовъ и монаховъ видѣли сны подобнаго же рода. Чрезъ нѣсколько, дней у Маръ-Яб’алахи явилось желаніе отправиться въ Багдадъ къ католикосу, чтобы получить изъ его рукъ мантію и пастырскій посохъ, который онъ долженъ былъ носить въ своей странѣ. Когда онъ приблизился къ Багдаду, то встрѣтилъ одного знакомаго ему человѣка, который сообщилъ ему о смерти католикоса *). „Возможно, что поспѣшивъ, сказалъ, онъ, ты поспѣешь къ погребенію“.

Глубоко опечаленный, Маръ-Яб’алаха отправился дальше съ большою поспѣшностью; наконецъ, прибылъ онъ къ дверямъ церкви; вошелъ внутрь и увидѣлъ многочисленную толпу, изъ которой одни плакали, другіе молились. Онъ быстро прошелъ впередъ ірь гробу, сбросилъ свой плащъ, разорвалъ свои одежды и разрыдался. Когда окончилась

*) Дѣяніе ацост., 2, 3. ,

г) ІІо словакъ Bar. ЫеЬгаеив’а что произошло 24 февраля 1281 ; года (см. „Chronioon ecdesiasticum“, ІИ, 451).

служба и католикосъ былъ погребенъ, всѣ епископы возвратились- въ патріаршій дворецъ. На другой день- они всѣ собрались, чтобы избрать патріарха. Между ними находился Маран-аммехъ, архіепископъ Элама, затѣмъ епископы Тая-гута, Тирхаиа и др.; было много сановниковъ, вельможъ, писцовъ, юристовъ и медиковъ Багдада. Послѣ споровъ, всѣ сопшеились остановить свой выборъ на Яб’аяахѣ, всѣ рѣшили призвать его на престолъ Седевкіи и Ктѳзифова. Узнавъ объ атомъ избраніи, Яб’алаха отказался л привелъ слѣдующіе мотивы отказа: во» первыхъ^. ему не достаетъ образованія, во-вторыхъ — онъ не обладаетъ краснорѣчіемъ и, въ-третьихъ, онъ не знаетъ сирійскаго языка, который положительно необходимъ '). -Однако, въ юѳяцѣ концовъ, онъ принужденъ былъ согласиться -). ІІо избраніи, онъ отправился въ монастырь Маръ-Михаипа Tap’эль, чтобы повидаться съ Раббалъ-Саумѳй. Монахи уже знали о происшедшемъ и были весьма довольны избраніемъ Яб’алахи. Рабанъ-Оаума скавалъ: „Твое избраніе — водя Господня! Ты долженъ ей подчиниться. Ждемъ теперь къ хану Абакѣ, а затѣмъ, если онъ согласится, ты пріймешь посвященіе“. Они отправились съ одобренія епископовъ и монаховъ, изъ которыхъ многіе сопровождали ихъ въ Адербейджанъ, гдѣ ханы обычно проводишь лѣто, а именно у Сіякъ-Куха- (т. е. у „ Черныхъ горъ“). Когда ихъ ввели къ хаяу, они оказали: „Да здравствуетъ хавъ* во вѣки! Католикосъ умеръ и всѣ христіане согласились поставить на -ето мѣсто вотъ этіого епископа^ пришедшаго изъ страны Востока и направлявшагося въ Іерусалимъ. Что поэтому поводу прикажетъ ханъ“? Ханъ выразилъ свое согласіе взявъ Яб’Алаху за руку, сказалъ ему: д Будь мужественъ и-твердо управляй церковью. Пусть .Богъ будетъ' съ тобою и пусть приходитъ Онъ тебѣ на помощь“. Затѣмъ онъ надѣлъ на него плащъ съ собственныхъ- -плечъ и- пожаловалъ- ему свое собственное кресло,- нѣчто вродѣ маленькаго трона,-Ѳяъ далъ ‘«му.также аоятикъ, называемый

■л ■ ..... . ,.....

’) Замѣтимъ здѣсь, что но словамъ Bar Hebrae’us’a (dir. cedes. col.

4ФІф* Йб’аяйха и Раббаиъ-Оаума происходили изъ уйгурскаго племени. ОйКП’ о Яб’ааахѢ см. у продолжателя „Chroa. ecdes.“- Т.--II.- р.- 464 и соі. 274.

г) Онъ являлся третьимъ Яб'алахоЛ: Яб:алаха І—*416—420; Яб’алаха И—1190-1221.- См, Bar ИеЬпмяпі Chr. eedMtl 54, :«Ö; ASSemann'Bibl. Or.

Ш. p. 1. 620, 77. - : -

ИЛЪ ИСТО?!» ХІ'ІШТІД'ІК'ГМЗА' ТіЧ. НЕРСІИ.

ві:і-

по-монгольскй' сукЬръ‘‘, Который обшкновеййЬ'носятъ надъ головой ханойъ и членовъ ханской семьи*, кАкъ для заЩЙтЪі отъ дождя и солнца,"такъ и для почести. Кромѣ всего этого, ханъ приказалъ дать ему „пайдзе" ?|) или золотую таблйіЬу съ ханскими иниціалами й обычныя грамотьі; затѣмъ при-“ казалъ вручить Яб’алахѣ большую печать, принадлежащую предшествовавшему католикосу: наконецъ, онъ велѣлъ произвести на ханскій счетъ вбѣ расходы, сопровождавшіе рукоположеніе. Отъ хана всѣ отправились въ Багдадъ, а оттуда далѣе и въ церкви Маръ-Кбка Яб’алаха былъ' рукоположенъ въ католикосы Восточной церкви архіепископамъ' Элама, Жаран'ь - Йммехомъ. Присутствовали при этомъ 'слѣдующіе архіепиСкопыг Ишо'Зёхи8), архіепископъ' Арбелы, Маръ-Рабріилъ, архіепископъ Мосула и Ниневіи, Маръ-ИлЪя, архіепископъ Дажуки и ВетЪ-Гармай, Ма'рЪ-Авраааиъ, архіепископъ Триполи и Іерусалима, Маръ-ІаКовъ, архіепископъ Самарканда, Марч>-Іоаннъ, архіепископъ Адѳр1-б ей Джана >г околя 20 епископовъ 1). Рукоположиніе произопі.Ѵо въ мѣсяцѣ ТегйрНИ, въ первое воскресенье послѣ „Ѳбвягце-нія церкви14, въ 1593 r.J Греческаго лѣтосчисленіи *), на'87 году erb’ жизни. Пимою nrbro жа года вЪ Багдадъ прибылЪ ханъ Абака п Марчі-Яб’аігаха посѣтилъ его въ еуббоУу предъ постомъ ГосйодиикіЪ. Х<ййъ! отнесся кч> неЫу ЙёСЬма мйііо-стиво, выслушалъ1 ■ его ’ о нуждахъ христіанъ и щеДро* erb одарилъ. Кромѣ-того, онъ разрѣшилъ- ежегодгіый Сборъ ВЪ пользу монастырей,' церквей, священнослужителей и мойа-ховъ въ размѣрѣ ■' 30,1ОѲѲ динаровъ или 180ѲѲ серебряныхъ монетъ. (По Смерти Абаки-Х'ана зтотъ сборъ былъ упраздненъ). Когда Абака скончался, то ему наслѣдовалъ его братѣ, по имени АхмйДъ, сынъ хана- Хулагу. АхМедъ-хапъ бьглЪ

*) См. Kowortli!, "t. I- 271 et 530; Marco Polo—ed. Pduthler, t. I"cfr. І 1/ХХХ, р. 252, п. ! :

■ і*) Рукопож»женіе> всегда нроиоходияо въ этой церкви. См. Aeseuiasu. ВіЫ; Ог. Ші <511. и: 1, 10; Ghabot. Op. eit. р- 30, n. 2 et p.,39* л. 3: Cellar Tins. Notitia orbis antiqui, t. II, p, 721 et 752.

3) Chabot (op. cit. p. 43, n. 3) пишетъ: „II laut probablement lire: Iesii-zacha, metropolitaiu de Nisibe, et Moyse, meti’opolitain d’Arbele“) Cf. Assemaui. ВіЫ. Ѳг. H, 450.

*<) Греческая1 иля эра Александра, называетъ: также- Оелевкидпюой< началась еъ 312 г. до Р. Хр., такъ что 1593 г. Греч. эры соотвѣтствуетъ 1231 г. нашей эры. Мѣсяцъ же Тешри 11 соотвѣтствуетъ Ноябрю мѣсяцу.

6) Имена ихъ см. Assemani. ВіЫ. Or. II. 450. 1

человѣкъ грубый и исключительно покровительствовалъ мусульманамъ; христіанъ же онъ ненавидѣлъ и эта ненависть была поддержана слѣдующимъ случаемъ. Однажды къ нему пришли Шемсъ - ад-динъ, начальникъ Дивара, (совѣта), и шейхъ Абд-ар-Рахманъ и привели съ собою двухъ епископовъ. которые обвиняли Яб’алаху и Раббанъ-Сауму въ слѣдующемъ“. Эти два липа, говорили они, горячіе сторонники Аргуна, сына Абаки-хана, и они дѣйствуютъ противъ тебя, о ханъ, лредъ царемъ царей, Хубилай-ханомъ. Съ ними за Одно дѣйствуетъ и эмиръ Ашмутъ". (Послѣдній .былъ христіанинъ—монахъ и правитель области и города J4oc-сула *). Причиной такого обвиненія со стороны епископовъ было желаніе низвергнуть Яб’алаху и Раббанъ-Сауму и самимъ занять ихъ мѣста. Одного изъ обвинителей звали Ищо-Сабранъ, архіепископъ Тангута, а другого—Симеонъ, епн-' скопъ Арни. Ханъ, не замѣчая лжи въ ихъ словахъ, повелѣлъ привести въ верховное судилище католикоса Маръ-Яб’алаху III, Раббанъ-Сауму и эмира Ашмута, при чемъ цо ханскому приказу у католикоса была отнята,„пайдзе“. Будучи приведены .на судъ, они не знали даже въ.чемъ ихъ обвиняютъ, и съ изумленіемъ спраціивадц; : „Дто ж.е? наконецъ, мы сдѣлали“? Имъ объяснили, что обішнщт'ся онц въ додрсѣ Ху би лай-Хану на Ахмеда, что. онъ;цсобы оставилъ путь, .отцевъ своихъ и стадъ мусульманиномъ. Католцкосъ энергично протестовалъ. Тогда ввели и допросили обвинителей, среди которыхъ были вышеупомянутые епископы и нѣсколько писцовъ католикоса. Послѣ ихъ показаній, Яб’а-лаха сказалъ своимъ . судьямъ: Князья, для чего столько хлопотъ? Не . проще ли вернуть моего курьера,, котораго я отправилъ съ письмами, и прочесть мои дцсьма къ Хуби-лай-Хану. Если обвиненіе окажется справедливымъ—я готовъ; умереть; но если нѣтъ—то вы должны отомстить за меня“. Судьи одобрили это предложеніе и доложили хану, который приказалъ , послать -за курьеромъ. Его настигли, когда онъ уже въѣзжалъ въ Хорасанъ, взяли всѣ письма, которыя онъ везъ, и доставили въ судъ.

Письма были распечатаны и въ нихъ не'нашли ничего компроментирующаго. Однако, клеветники остались нѳвака-занными; католикосъ же, хотя, и, избавился отъ смерти, но

‘) іСм. Chabot. Op. eit. А7, 1; Bar Hebraeus... Chron. eccles. II 451 и „Chr. Svr.“, I». 562, 601. . ...

все же до и во время суда просидѣлъ 40 дней въ заключеніи. Послѣ разбора дѣла, ханъ возвратилъ ему грамоты и ,,пайдзе“ и отпустилъ его. Яб’алаха отправился въ г. Урмію, гдѣ.въ церкви Дѣвы Маріи, въ сновидѣніи узналъ, что больше не увидитъ хана. Отсюда онъ отправился дальше и прибылъ въ г. Марата. Между тѣмъ, Ахмедъ-ханъ пошелъ во главѣ своихъ войскъ въ Хорасанъ съ цѣлью захватить своего соперника Аргуна, сына хана Абаки. Вышеупомянутые ПІѳмсъ-ад-динъ и Абдъ-ар-Рахманъ условились: съ ханомъ, что послѣ захвата Аргуна, они предадутъ смерти остальныхъ членовъ ханской семьи, погубятъ католикоса и тогда Ахмедъ станетъ Багдадскимъ халифомъ. Однако ихъ планамъ не сужденно было совершиться. По истинѣ Господь разрушаетъ планы человѣческіе и исполняетъ волю Свою! Онъ возвеличиваетъ пли уничтожаетъ царей и лишь «Царство Его пребываатъ во вѣки! Войскр хана Ахмеда возмутились и большинство передалось хану Аргуну; самъ Ахмедъ былъ захваченъ 'и умерщвленъ въ 1284 г. no Р. Хр. Однажды ночью, еще до полученія извѣстій о происшедшемъ, католикосъ имѣлъ сновидѣніе. Онъ видѣлъ прекраснаго молодого юношу< который шелъ къ нему, держа въ рукахъ блюдо покрытое, полотномъ. Юноша сказалъ ему: ^Встань и ѣшь то, что на блюдѣ“. Католикосъ всталъ, поднялъ полотно и увидѣлъ жареную голову. Онъ съѣлъ, ее цѣликомъ и оставилъ только челюсти. Тогда юноша спросилъ его: „Знаешь ли ты, что ты съѣлъ?“ Ябъ’алаха отвѣтилъ, что не знаетъ— „Это была голова хана Ахмеда“ Испуганный католикосъ тотчасъ же проснулся, а черезъ нѣсколько дней пришло извѣстіе о смерти Ахмеда' и о вступленіи на престолъ ,хана Аргуна. Онъ тотчасъ же отправился съ епископами и монахами поздравить новаго хана и воздать ему должное согласно апостольской заповѣди: .„Всякая душа да будетъ, покорна высшимъ властямъ, ибо нѣтъ власти не отъ Бога“ *■)...Увидя хана, католикосъ поздравилъ его и вознесъ Богу: молитвы о продолженіи царствованія его. Ханъ осыпалъ его милостями и, узнавъ о томъ, что постигло- его ; при предшествующемъ

') Въ простонародномъ сирійскомъ языкѣ существуетъ выраженіе

„съѣсть чыо нибудь голову“, что означаетъ....быть моральной причиной

чьей-нибудь смерти. . т-

-) ІІос.іан. къ Римлян., XIII, 1.

х«яѣ, прикатать предать клеветниковъ смерти. Но Яб’алаха сказалъ <ѳму:. „Да живетъ ханъ во вѣки! Мы, христіане, имѣемъ свои законы и кто не соблюдаетъ ихъ, тотъ называется нарушителемъ заповѣди. Нашъ законъ не требуетъ смерти человѣка, но лишь одного осужденія; впрочемъ, есть и способы наказанія преступниковъ. Согласно нашему закону. зти епископы не должны умереть, но ихъ нужно лишитъ ихъ оайа“. Ханъ согласился съ нимъ и католикосъ отправился въ свою резиденцію. -Когда епископы собрались къ юатоликооу, чтобы поздравить его съ ханскими милостями, то; онъ устроилъ совѣщаніе по поводу двухъ вышеупомянутыхъ ѳпископовъ-клѳветниковъ. Онй сознались въ своемъ преступленіи .и ихъ отлучили отъ церкви и лишили сана; Католикосъ пріобрѣлъ большое вліяніе на хана и со дня. на день увеличивалось къ нему уваженіе всѣхъ членовъ ханскаго дома. Въ городѣ Марага онъ перестроилъ съ большими расходами- храмъ во имя Маръ-Шалиты, около котораго приказалъ выстроитъ помѣщеніе для себя. Католикосъ былъ очень привязанъ къ хану Аргуну, который весьма былъ расположенъ «шь христіанамъ и даже помышлялъ проникнуть въ: Сирію и Палестину, чтобы отнять ихъ у мусульманъ. Одважо онъ понималъ, что для ото го ему нужна помощь, в рѣшилъ обратиться къ христіанскимъ! государямъ Запада. Онъ попрооилъ католикоса указать ему: подходящаго человѣка;-способнаго выполнить эту миссію на Западъ. Католикосъ -указалъ на Раббайъ-Саѵму, тѣмъ болѣе, что тотъ зналъ нѣоколько языковъ. Р4ббанъ-Сау-ма съ радоотью взялся за ото порученіе. Ханъ Аргунъ тотчасъ же написалъ« грамоты кшіщарямъ цреческимъ и франкскимъ, вручилъ ему ярлыки; письма« и подарки для каждаго изъ царей и пожаловалъ лично «Раббаиъ-Саумѣ 2.000 мискаяей золота, 30 иревосход* ныдъ лошадей и „ііайдзе'Л Раббййъ-Саумаотправился къ католикосу, ЖГОбы ВЗЯТЬ отъ него« письмо и попрощаться. Когда: наступилъ моментъ разлуки, Маръ- Ябъ ’алаха сталъ упрашиватьего не ѣх«ать. Послѣ долгихъ просьбъ и слезъ, оии разстались и католикосъ вручилъ« ему письма и дары для Папы. Раббанъ-Саума уѣхалъ. Онъ посѣтилъ Византію, Римъ, Францію, Англію 1), вторично побывалъ въ Римѣ и,

’) Это невѣрно; англійскаго короля онъ посѣтилъ въ Гаскони и в,ъ Англію не ѣздилъ.

наконецъ, возвратился домой, къ хану Аргуну *). Онъ представилъ хану письма, дары и благословенія отъ Папы и отъ всѣхъ франкскихъ государей; онъ повѣдалъ ему, съ какимъ расположеніемъ они его принимали, какъ доброжелательно встрѣтили егѳ предложенія, онъ разсказалъ о видѣнныхъ имъ чудесахъ и о могуществѣ государствъ Запада. Ханъ Аргунъ весьма былъ обрадованъ такимъ блестящимъ выполненіемъ его порученія, благодарилъ его и сказалъ: „Мы были причиной многихъ твоихъ трудовъ. Ты—старецъ; отнынѣ мы не допустимъ тебя удаляться отъ насъ; мы выстроимъ у воротъ нашей резиденціи церковь, въ которой ты будешь отправлять службу и молиться“. Раббанъ-Саума отвѣтилъ ему: „Не будетъ ли угодно хану приказать, чтобы явился католикосъ Маръ-Яб’алаха за полученіемъ даровъ и священныхъ украшеній, присланныхъ ему Папой. Онъ же выстроитъ храмъ, который ханъ желаетъ воздвигнуть у воротъ своей резиденціи, и онъ же освятитъ ѳго!“ Въ 1600 г. по греч. лѣт. 2) ханъ Аргунъ отдалъ приказъ пригласить въ лагерь католикоса, какъ просилъ его объ этомъ Раббанъ-Саума. Изъ почтенія къ католикосу и изъ расположенія къ христіанамъ, Аргунъ приказалъ поставить церковь около своего ханскаго шатра и притомъ такъ близко, что веревки шатра перемѣшивались съ веревками церкви 3). Онъ далъ пиръ, который продолжался 3 дня. Ханъ лично подавалъ католикосу блюда; наконецъ, онъ поднесъ ему и ѳго свитѣ кубки. Въ виду того, что ханъ Аргунъ приказалъ, чтобы звонъ колоколовъ въ этой церкви не прекращался, епископы, священники и діаконы безпрерывно совершали вь ней службу. Положеніе христіанъ, какъ восточныхъ, такъ и западныхъ, въ это время было настолько хорошо въ Персіи, что всѣ единодушно восклицали: „Да будетъ благословененъ Господь, Который осыпалъ насъ своими щедротами!“ Когда ханская ставка переносилась въ другое мѣсто, священники перено-

') Здѣсь мы опускаемъ описаніе этого путешествія, по причинамъ, которыя мы изложили выше. Этому путешествію мы надѣемся посвятить небольшое изслѣдованіе, тѣмъ болѣе, что оно важно и съ богословской точки зрѣнія; исповѣданіе вѣры Раббенъ-Саумы, которое онъ излагаетъ въ Римѣ, его религіозные споры и рѣчи—полны интереса.

М Въ текстѣ стоитъ 1598 г. по греч. лѣтосчисленію.

3) Рѣчь идетъ, очевидно, о временной, переносной или, такъ называемой, походной церкви.

41

сили также и церковь. Раббанъ-Саума былъ назначенъ ея настоятелемъ, попечителемъ и раздавателемъ жалованья священникамъ, діаконамъ и всѣмъ служащимъ въ ней. Въ слѣдующемъ году, въ мѣсяцъ Илуль (сентябрь) ханъ Аргунъ отправился въ гор. Марага, чтобы повидаться съ католикосомъ. Онѣ крестилъ своего сына въ мѣсяцъ Абъ (августъ) и хотѣлъ причастить его теперь ,). Прошло немного времени послѣ описанныхъ событій, какъ Господь Богъ перенесъ хана Аргуна изъ этого міра на лоно Авраамово и всѣ христіане, вся церковь погрузилась въ печаль. Послѣ хана Аргуна на престолъ вступилъ его младшій братъ Иринд-жинъ-Турджи. подъ именемъ Кейхату. Начало его правленія относится къ 1602 г. Греч. лѣт.; въ мѣсяцъ Абъ 2). Засіялъ тогда снова свѣточъ справедливости и воцарился миръ и благополучіе. Этотъ благословенный ханъ оставилъ всѣхъ на своихъ мѣстахъ и почтилъ представителей всѣхъ вѣроисповѣданій: и христіанъ, и мусульманъ, и евреевъ, и язычниковъ. Его милостыня и дары не знали границъ. Всякій просящій получалъ и ищущій находилъ, какъ это написано 3). Въ день праздника Богоматери, который приходится въ серединѣ мѣсяца 4), ханъ пришелъ въ храмъ, воздвигнутый въ ставкѣ женой Хулагу Докузъ-Хатунъ. Это происходило въ горахъ, называемыхъ Ала-Дагъ 5). Когда нашъ католикосъ освятилъ дары, то ханъ весьма обрадовался и даже задрожалъ (sic!) отъ удовольствія. Онъ пожаловалъ католикосу 20.000 динаровъ и 9 великолѣпныхъ шелковыхъ одѣяній (дибагъ). Значеніе христіанъ и уваженіе къ нимъ весьма усилилось, ибо все это происходило на глазахъ собравшихся членовъ ханскаго дома, эмировъ, военноначальниковъ и войскъ. Между тѣмъ, Раббанъ-Саума сильно состарился; онъ * *)

0 Здѣсь говорится, очевидно, о его третьемъ сынѣ Харбанда, родившемся въ 1281 г. и вступившемъ на престолъ подъ именемъ Улчжейту. (1304—1316 г. по Р. Хр.).

-) Въ текстѣ стоитъ 1600 г. греч. лѣт.—Это было 24-го Реджеба 690 г. Хиджры или 22-го іюля 1291 г. по Р. Хр. см. „Chron. Syriacum“ Bar Hebraeus'a, „Histoire des Mongols etc.“ D'Ohsson’a и „History of the Mongols“—(III, 360—357) Howorth’a.

■’) Еванг. отъ Луки, 11, 10.

*) Очевидно, 15 августа.

s) Это вполнѣ согласуется съ показаніемъ персидскаго историка Рашидъ-адъ-дина, который говоритъ, что Кейхату прибылъ въ Ала-Дагъ 7 августа и уѣхалъ оттуда 1 сентября.

сталъ чувствовать большое переутомленіе отъ своей службы и отъ своего отшельничества. Тогда онъ испросилъ у хана Кейхату дозволеніе выстроить церковь въ г. Марата и тамъ помѣстить всѣ священныя принадлежности церкви, воздвигнутой по приказу покойнаго хана Аргуна. Прибывъ въ городъ Марага, онъ съ католикосомъ заложилъ храмъ до имя Маръ-Мари и мученика Маръ-Георгія и помѣстили тамъ мощи 40 мучениковъ, а также и мощи Маръ-Стефана, Ма§>ъ-Іакова и мученика Димитрія. Храмъ этотъ былъ украшенъ стараніями Раббанъ-Саумы и имѣлъ доходы, вполнѣ удовлетворяющіе его нуждамъ. Лѣтомъ слѣдующаго года ханъ Кейхату два раза посѣщалъ Марага и оставался у католит коса 3 дня, при чемъ былъ весьма доволенъ всѣмъ здѣсь видѣннымъ. Онъ осыпалъ католикоса подарками, пожаловалъ ему золотую „пайдзе“, т., е. табличку, называемую также „сонгоръ“ и 7.000 динаровъ. Сумма всѣхъ расходовъ при постройкѣ этого храма, вмѣстѣ съ пріобрѣтеніемъ земельной собственности для нуждъ храма, равнялась приблизительно 150.000 динаровъ. Окончивъ постройку храма, Раббанъ-Саума вмѣстѣ съ католикосомъ отправился въ Багдадъ, въ мѣсяцъ Тѳшри I 1605 г. греч. лѣт. 1 2). Ханъ Байду, сынъ брата хана Абака, далъ въ честь католикоса большой пиръ въ мѣстѣ называемомъ Сіарзуръ и собралъ на этотъ пиръ весь свой дворъ. Раббанъ-Саума ушелъ съ этого праздника охваченный сильною лихорадкой и болью въ желудкѣ. На другой день, распростившись съ ханомъ Байду, оиъ отправился въ Арбелы,, гдѣ вскорѣ и переселился изъ этого міра суеты и скорби въ Міръ иной, лучшій, въ городъ святыхъ, въ Іерусалиму небесный! Это произошло въ ночь на крещенское воскресенье, 10-го . Кануна II 1605 г. по греч. лѣт. *). Его прахъ былъ погребенъ въ монастырѣ Даратъ-Румаиэ, во внутреннемъ дворѣ, къ югу отъ церкви. Католикосъ былъ крайне опечаленъ этою смертью и лишь на третій дѳць могъ принять всѣхъ пришедшихъ утѣшить его. Зимой католикосъ, отправился въ Багдадъ, а въ день Великаго Праздника 3) онъ пошелъ въ ханскую ставку, въ Ала-Дагъ. Ханъ почтилъ его многочисленными дарами: пожаловалъ ему цѣнную шубу, двухъ замѣчательныхъ муловъ, „сукоръ“, ,т. е. зонтикъ, а

‘) Октябрь, 1293 г. no Р. Хр.

2) Январь, 1294 г. по Р. Хр.

3) Пасха, 18 апрѣля 1294 г. но Р. Хр.

41*

также 10.000 данаровъ. Онъ ни въ чемъ не отказывалъ католикосу: стоило тому лишь заикнуться о чемъ либо, какъ тотчасъ это исполнялось. Яб'апаха, возвратившись отъ хана, совершилъ закладку храма и монастыря во имя Іоанна Крестителя, къ сѣверу отъ г. Марата, на разстояніи отъ него 2/з фарсаха *), въ концѣ мѣсяца Хазиранъ 2). Онъ почти совсѣмъ закончилъ стѣны и довелъ постройку храма до сводовъ, какъ вдругъ буря несчастій разразилась надъ страной. Множество деревень было сожжено и разграблено войсками. Зимою 1606 г. грѳч. лѣт. 3) бунтовщики еще болѣе стали раздувать смуту, пока, наконецъ, не погубили хана Кейхату и не возвели на престолъ хана Байду. Этотъ несчастный ханъ принялъ власть исключительно изъ-за страха за свою жизнь. Онъ оставался на тронѣ отъ 24 Низана (апрѣля) до 25 Илуля (сентября). Во все время его пятимѣсячнаго правленія не прекращались смуты, убійства, козни, обманы; страна пришла въ полное разстройство; возстали арабы, чтобы отомстить за всѣ свои прежнія неудачи. Наконецъ, въ воскресенье 25 Илуля (сентября) 1295 г. пришло извѣстіе о бѣгствѣ и смерти хана Байду и вмѣстѣ съ этимъ наступило время тяжелыхъ испытаній для церкви. Одинъ эмиръ, по имени Наурузъ, взбунтовался и отправилъ съ гонцами письма во всѣ стороны государства. Онъ приказалъ, чтобы всѣ храмы были разрушены, всѣ'алтари низвергнуты, чтобы прекратились повсюду службы, пѣніе и благовѣстъ, чтобы всѣ духовные главы, какъ христіанъ, такъ и евреевъ, были преданы смерти вмѣстѣ съ знатнѣйшими изъ нихъ. Въ эту же ончь былъ схваченъ въ своей резиденціи, въ Марага, католикосъ, но до зари никто объ этомъ не зналъ. Начиная съ утра понедѣльника, они наводнили всю резиденцію его и совершенно ее разграбили: не оставили даже гвоздя на стѣнѣ. Въ слѣдующую ночь, на вторникъ 27 Сентября католикосъ былъ подвергнутъ пыткѣ. (Что касается бывшихъ при немъ епископовъ, то одни изъ нихъ нагими были закованы въ цѣпи, другіе—бѣжали, а нѣкоторые въ ужасѣ бросились съ крышъ своихъ жилищъ). Они повѣсили католикоса головой внизъ, взяли платокъ и, наполнивъ его золой, привязали его ему на ротъ. Одинъ изъ этихъ мучителей осыпалъ его уда-

1) Фарсахъ—около 5 километровъ. 4) Іюнь, 1294 г. по Р. Хр. s) 1294—1295 г. по Р. Хр.

рами въ грудь, говора: „Отрекись отъ своей вѣры, стань мусульманиномъ и будешь спасенъ!“. Католикосъ плакалъ но не отвѣчалъ ни слова. Его тогда стали бить палкой по бедрамъ и по задней части, затѣмъ вывели на террасу его жилища и сказали ему: „Дай намъ золото и мы оставимъ тебя, покажи намъ твои сокровища и мы спасемъ тебя!“ Католикосъ былъ тѣломъ слабъ и немощенъ и боялся смерти; онъ сталъ кричать съ террасы: „Гдѣ же ученики наши? Неужели тѣ, которыхъ мы воспитали, обратились въ бѣгство? Къ чему намъ сокровища? Идите, выкупите вашего отца отъ жестокихъ торгашей! Освободите вашего наставника!“ Весь народъ, мужчины, женщины, юноши, дѣти, всѣ слышали въ темнотѣ ночи эти горькія стенанія, но никто изъ боязни не рѣшался приблизиться; они всѣ стали рыдать и молиться. Они восклицали: „Горы! падите на насъ и вы, холмы, покройте насъ“ 1)! Исполнилось иророчѳство сирійскаго пророка 2): „Такъ какъ мы презрѣли нашъ путь и осмѣяли его, то Богъ сдѣлалъ насъ предметомъ осмѣянія тѣхъ, которые заставятъ насъ испить эту горькую чашу. Дурными людьми разрушены наши церкви, ибо тамъ мы достойно не молились; они осквернили алтари, предъ которыми мы достойно не служили“! Наконецъ, одинъ изъ учениковъ занялъ 15000 динаровъ и далъ ихъ мучителямъ въ надеждѣ освободить католикоса. Когда они получили эту сумму, то, захвативъ священные сосуды и все, что было въ жилищѣ католикоса, ушли изъ монастыря во вторникъ, въ полдень. Вскорѣ послѣ этого произошло новое возмущеніе: взбунтовались арабы. Они напали на монастырь Св. мученика Маръ-НІалиты, опустошили его и захватили въ немъ все, сорвали даже обои. Шумъ и ураганъ ихъ криковъ и неистовствъ потрясалъ всю страну. Возможно, что читающій эту исторію и не бывшій среди этой бури подумаетъ, что авторъ разсказываетъ просто басни; но разсказывающій объ этихъ событіяхъ беретъ въ свидѣтели Бога, что онъ не можетъ вполнѣ подробно описать и части происшедшаго. Армянскій царь Гайтонъ пришелъ въ эту церковь, воздвигнутую стараніями Раббанъ-Саумы, и едва-едва могъ предохранить ее отъ разграбленія при помощи подарковъ и при * *)

*) Ев. отъ Луки, 23, 30.

*) Св. Ефрема.

вмѣшательствѣ войскъ. Католикосъ, вырвавшись изъ рукъ своихъ мучителей, въ ту же ночь бѣжалъ и нашелъ убѣжище у этого царя. На другой день, въ среду утромъ, одинъ изъ эмировъ, посланныхъ вышеупомянутымъ Наурузомъ, принесъ письменный приказъ о томъ, чтобы католикосъ былъ преданъ смерти. Онъ схватилъ нѣсколько человѣкъ даря Гайтона и сказалъ имъ: „Доставьте мнѣ возможность повидаться съ католикосомъ, я имѣю ему кое-что сказать“. Когда услышалъ объ этомъ ’ католикосъ, то сильно испугался и, оставивъ царя Гайтона, бѣжалъ *).

Н. Ригана.

*) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.