НАУКИ О ЗЕМЛЕ
«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ», № 3, 2022
УДК: 910 ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
Чихичин В.В., ФГАОУ ВО
Соловьев И.А., Северо-Кавказский федеральный университет,
Зольникова Ю.Ф., г. Ставрополь,
Овсянников Е.И. Россия
Введение.
Материалы и методы.
Результаты и обсуждение.
Выводы.
ивановская городская агломерация: мини-портреты населенных пунктов (по материалам экспедиции)
DOI: 10.37493/2308-4758.2022.3.8
Коллектив авторов в октябре 2021 г. совершил экспедицию в Ивановскую область в целях изучения демографического развития городской агломерации, ядром которой является центр этого региона. На основе путевых наблюдений составлены общегеографические, с упором на социально-экономические процессы, мини-портреты городов Иваново, Кохмы, Шуи, Вичуги, Тейково, Гаврилова Посада, Плёса, пгт. Палеха и не входящей в агломерацию Кинешмы.
Ключевым методом исследования является визуальное наблюдение и опрос местного населения. В работе также использовались данные официальной статистики по численности населения населенных пунктов.
В статье даются мини-портреты населенных пунктов в соответствии с классической схемой экономико-географической характеристики территории, а именно описываются: экономико-географическое положение, природные условия, история формирования, население, экономика, благоустройство.
Сила взаимодействия населенных пунктов в пределах Ивановской городской агломерации не так велика, как во многих других агломерациях нашей страны. И причина этому -близость Москвы, которая во многом перетягивает на себя функции ядра. Образ депрессивной территории в ходе экспедиции в большой степени не оправдался. Города живут и пытается развиваться. У одних это получается лучше, у других хуже.
Ключевые слова: экспедиция, путевые наблюдения, Иваново, Кохма, Шуя, Вичуга, Тейково, Гаврилов Посад, Палех, Плёс, Кинешма.
Chikhichin V.V., Soloviev I.A., Zolnikova J.F., Ovsyannikov E.I.
Introduction.
Materials and methods.
Results and discussion.
Conclusions.
Key words:
North Caucasian Federal University, Stavropol, Russia
Ivanovo City Agglomeration: Mini-Portraits оf Settlements (based on the materials of the expedition)
In October 2021, a team of authors made an expedition to the Ivanovo region in order to study the demographic development of the urban agglomeration, the core of which is the center of this region. On the basis of travel observations, general geographical, with an emphasis on socio-economic processes, mini-portraits of the cities of Ivanovo, Kokhma, Shuya, Vichuga, Teikovo, Gavrilov Posad, Plyosa, and the town. Palekh and Kineshma, which is not part of the agglomeration.
The key research method is visual observation and a survey of the local population. The work also used official statistics on the population of settlements.
The article gives mini-portraits of settlements in accordance with the classical scheme of the economic and geographical characteristics of the territory, namely, it describes: economic and geographical position, natural conditions, history of formation, population, economy, improvement.
The strength of the interaction of settlements within the Ivanovo urban agglomeration is not as great as in many other agglomerations of our country. And the reason for this is the proximity of Moscow, which in many ways pulls over the functions of the core. The image of the depressive territory during the expedition was not justified to a large extent. Cities are alive and trying to develop. Some do it better, others worse.
expedition, travel observations, Ivanovo, Kokhma, Shuya, Vichuga, Teikovo, Gavrilov Posad, Palekh, Ples, Kineshma.
Введение
Городская агломерация - сформирована населением через разного рода связи: экономические, транспортные, трудовые, рекреационные, социальные, семейные. В последние время этим территориальным образованиям стали уделять особое внимание, в том числе на уровне управления, стратегического и территориального планирования. Например, границы Ивановской городской аг-
ломерации (далее - ИГА) обозначены в Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2024 года [8]: городские округа Иваново, Кохма, Тейково, Шуя, Ивановский, Комсомольский, Лежневский, Приволжский, Родниковский, Савинский, Тей-ковский, Фурмановский, Шуйский муниципальные районы. Подчиняется ли реальность указаниям в высоких документах? Существует ли агломерационное взаимодействие между объединенными в документе муниципалитетами?
Ответить на эти вопросы можно разными способами, один из них - экспедиция. Благодаря гранту Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) авторам данной статьи, географам Северо-Кавказского федерального университета, удалось побывать в основных населённых пунктах Ивановской городской агломерации.
Полевые исследования проведены в период с 22 по 26 октября 2021 года. Основная их цель - изучение особенностей демографических и миграционных процессов в агломерации. А описание их географического фона представляем в данной экспедиционной статье.
Материалы и методы
Перед отъездом в экспедицию наша команда провела подготовительную работу. Во-первых, мы определились с территорией исследования. В рамках проекта РФФИ, руководит которым заведующий кафедрой социально-экономической географии СКФУ профессор В.С. Белозеров, изучаются особенности демографических процессов в городских агломерациях Европейской части России. Ивановская агломерация была выбрана как депопулирующая, расположенная в Центральной России.
Во-вторых, необходимо было понять границы ИГА и определить перечень посещаемых населенных пунктов. В этом мы опирались на методику ИГАН, по которой границы агломерации определяются территорией в пределах 1,5-часовой транспортной доступности [9]. В соответствии с ней в состав ИГА входят: городские округа Иваново, Вичуга, Кохма, Тейково, Шуя, Гаврилово-Посадский, Ивановский, Ильинский, Комсомольский, Лежневский, Палехский, Приволжский, Родниковский, Савинский, Тейковский, Фурмановс-
кий, Шуйский муниципальные районы. В рамках экспедиции мы посетили пять указанных городских округов, а также Гаврилов Посад, Палех и Плёс (Приволжский район). Важно отметить, что этот состав отличается от обозначенного выше официального видения. Пользуясь случаем, мы не могли обойти вниманием Кинешму - второй город области, не входящий в состав Ивановской агломерации. Детальное планирование маршрута осуществлялось с помощью сервиса «ЯндексКарта».
В-третьих, нами был составлен методический инструментарий, с помощью которого возможно решить исследовательские задачи и накопить личные впечатления. Последние в основном и стали основой данной статьи. Но для ее написания мы использовали и другие (более научные) результаты нашей работы: материалы опросов жителей и экспертов (местных ученых, управленцев, работников учреждений культуры), результаты анализа статистических данных о населении. Для понимания транспортных связей внутри агломерации мы перемещались на взятом напрокат автомобиле.
В-четвертых, на бумаге экспедиционные впечатления мы представляем в виде мини-портретов посещенных населенных пунктов, составленных на основе классической схемы экономико-географической характеристики Н.Н. Баранского [3]. Немного адаптируя её, мы характеризовали территории по следующему плану:
1) введение, в том числе экономико-географическое положение;
2) природные условия;
3) историко-географический очерк;
4) население;
5) экономика;
6) внутренняя дифференциация и благоустройство.
Посещенные нами населенные пункты (кроме Иваново) описываются по парам, в которые они объединены, как минимум, по одному признаку (он вынесен в заголовок части текста о них).
науки о земле
Ивановская городская агломерация: мини-портреты населенных пунктов . . Чихичин В.В., Соловьев И.А., Зольникова Ю.Ф., Овсянников Е.И.
Результаты и обсуждение
Иваново — региональный центр и ядро агломерации.
Когда собираешься в Иваново, невозможно не вспомнить, как минимум, две расхожие ассоциации, связанные с ним. Одна адресная, что он - город невест. Вторая - общая для всех территорий, входящих в непосредственное влияние Москвы: столица вытягивает население и потенциал, чем усиливает промышленную депрессивность. Забегая вперед, отметим, что в этих элементах образа города присутствуют и реальность, и стереотипы.
Издалека, например, из Ставрополя, в Иваново трудно попасть, минуя Москву. Исключение - личный автомобильный транспорт, но и в этом случае Яндекс.Карты прокладывают кратчайший маршрут через ближайшее Подмосковье. Аэропорт в Иваново есть, но география его прилетов/вылетов очень скудна - Санкт-Петербург, Сочи и Калининград. Из Москвы, от которой почти 300 км (не так уж и мало) удобно добираться на железнодорожном транспорте. Между городами курсирует современный электропоезд «Ласточка», который идет по маршруту 4 часа, часть пути от Владимира она едет на паровой тяге.
В природном плане Иваново не имеет запоминающихся маркеров. Типичный ландшафт всей области - слабохолмистые равнины со смешанными лесами и опольями. Некрупная река Уводь (приток Клязьмы), протекая с севера на юг разделяет город на две части. Кстати, в центре Иванова на набережной расположена забавная городская достопримечательность - утиный базар, который рекомендуем посетить для улучшения настроения. Водами Уводи пользовались первые текстильные предприятия, в первую очередь неработающая ныне Большая ивановская мануфактура.
Здесь логично немного рассказать об истории города. Скорее всего, мы не ошибемся, если скажем, что Иваново мало кто ассоциирует со знаменитым туристическим маршрутом «Золотое кольцо России», в состав которого входит. В этом городе почти не сохранились старые церкви и монастыри. В советское время большинство из них было снесено. С конца ХХ в. началось строительство новых религиозных объектов, в том числе на месте разрушенных.
В отличие от других пунктов Золотого кольца, у Иванова как у города довольно короткая история. В 1871 г. путем объединения села Иваново и Вознесенского посада был создан безуездный город Иваново-Вознесенск [1]. Для сравнения, входящая в агломерацию Шуя стала городом в 1539 г., а второй населенный пункт области Кинешма - в 1777 г. В 1932 г. Иваново-Вознесенск сократил свое название до современного.
Село Иваново ведет свою историю, как минимум, с XVII века. В том же веке начала зарождаться промышленность. Уже упомянутая Большая ивановская мануфактура была создана в 1751 г. История города хорошо просматривается в его внешнем облике. В центре много красивых, дореволюционных каменных особняков (редко деревянных), но линии связи, троллейбусные столбы и прочий визуальный «мусор» мешают их воспринимать. Много здесь зданий 20-30-х годов ХХ в., созданных в стиле «конструктивизм». В эпоху расцвета этого архитектурного стиля Иваново планировали превратить в образцовый социалистический город - третью пролетарскую столицу. В это время в городской застройке появляются знаменитые дома-метафоры, дома-коммуны, фабрики-кухни, единственный в стране конструктивистский вокзал и другие произведения архитектурного авангарда [4].
Промышленная специализация и постсоветский экономический кризис довольно заметно сказались на облике Иванова. Здание Большой ивановской мануфактуры расположена в центре города, более того оно является доминантным. С него начинается промышленная зона, нахождение которой в центральной части, тем более в виде развалин, портит впечатление. Помимо эклектики архитектурных стилей отмечается разная этажность застройки - от 2-3 до более 20 этажей. Это, а также отсутствие пешеходной улицы в городе, уменьшают его привлекательность для туристов.
На закате Советского Союза население Иванова почти достигло полумиллионного рубежа, но затем стало неуклонно сокращаться (рис. 1; 2; 3). К 2021 г. количество жителей уменьшилось до 401 тыс. чел., то есть почти на 17% [10]. Для сравнения численность населения центров соседних регионов с 1991 г. снизилась: Костромы - на 2%, Ярославля - на 6%, Нижнего Новгорода - на 14%, количество жителей Владимира увеличилось на 4%.
Костромская область
Ярославская область
енка Новописцово Старая Вичуга Вичу
Ильинское-Х
зново
Кохма
Тейков^^ Шуя
5иежнево Палех
Ивановская область
Нерль/ ПетровсКий
Гаврилов Посад
Владимирская область
Колобов Савино
Численность населения городов
крупные (250-499 тыс. чел.)
^^ средние (50-99 тыс. чел.) О малые (до 50 тыс. чел.)
Динамика численности населения, %
7,4-12 3,7-7,4 0-3,7
границы области
0 - -8,7 -8,7 - -17,5 -17,5 - -26,2
Рис. 1. Динамика численности населения территорий Ивановской
городской агломерации в 1989-2002 гг., %
Fig . 1. Dynamics of the population of the territories of the Ivanovo urban agglomeration in 1989-2002, %
Костромская область
Ярославская область
1риволжрк Каменка
Новописцово Старая Вичуга Вичуг
Комсомольск
fx Иваново
Ильинское-Хо
Ивановская область
^ Нерль I Петровский
Гаврилов Посад
Владимирская область
Численность населения городов
крупные (250-499 тыс. чел.)
^^ средние (50-99 тыс. чел.] О малые (до 50 тыс. чел.)
Динамика численности населения, %
7,4-12 3,7-7,4 0-3,7
границы области
0 - -8,7 -8,7 - -17,5 -17,5 - -26,2
Рис. 2. Динамика численности населения территорий Ивановской
городской агломерации в 2002-2010 гг., %
Fig . 2 . Dynamics of the population of the territories of the Ivanovo urban agglomeration in 2002-2010, %
науки о земле
Ивановская городская агломерация: мини-портреты населенных пунктов . . Чихичин В.В., Соловьев И.А., Зольникова Ю.Ф., Овсянников Е.И.
Костромская область
Ярославская область
тес риволжск
;нка Новописцово Старая Вичуга Вичу
Ильинское-Х
)нов(
Кох
Ивановская область
Нерль I ПетровсКий
Гаврилов Посад
Владимирская область
Колобов Савино
Численность населения городов
крупные (250-499 тыс. чел.)
^^ средние (50-99 тыс. чел.) О малые (до 50 тыс. чел.)
Динамика численности населения, %
7,4-12 3,7-7,4 0-3,7
границы области
0 - -8,7 -8,7 - -17,5 -17,5 - -26,2
Рис. 3. Динамика численности населения территорий Ивановской
городской агломерации в 2010-2020 гг., %
Fig . 3 . Dynamics of the population of the territories of the Ivanovo urban agglomeration in 2010-2020, %
Рисунок планировочной структуры Иванова приближен к прямоугольным пересечениям улиц, чему способствовал равнинный рельеф и относительная его молодость. В городе улицы широкие, преобладает многоэтажная застройка, что придает ему столичный статус. Отличительной чертой является отсутствие центральной площади. Вместо неё напротив местной администрации разбит небольшой сквер (Площадь революции), в котором есть церковь и памятники.
Ядром центра города служит зона отдыха, сформированная по берегам Уводи. Здесь расположены аттракционы, цирк, крупный торговый центр «Серебряный город», пешеходные мосты через реку, кафе и рестораны («Арагви», «Чайхана»), драматический театр, а также ведется точечная высотная застройка - жилищная и офисная. Ведется благоустройство этой территории. Ночью все строения набережной светятся огнями.
Плёс и Кинешма — туристические витрины региона.
Оба города расположены на Волге, оба являются туристическими центрами и входят в круизные маршруты. Расстояние между ними по автомобильной дороге около 100 км. Плёс - это часть Ивановской агломерации, Кинешма - нет. Так как первый, пожалуй, более известен в России, начнем описание с него.
Географическое положение Плёса, конечно же, определяется Волгой, которая в какой-то степени способствует транспортной изолированности города: ближайшие автомобильные мосты построены далеко - в той же Кинешме и в Костроме. Ширина Волги - 650700 метров. Железнодорожного сообщения нет. Но в данном случае - это, скорее позитивный фактор, так как он способствует сохранению размеренного образа жизни и аутентичного внешнего облика, что работает на устойчивую туристическую привлекательность.
По мнению историка К.Е. Балдина, Плёс наряду с Юрьевцом -древнейшие города Ивановской области [1]. Не вдаваясь в исторические подробности, отметим, что при интенсивном развитии лёгкой промышленности в Иваново-Шуйском районе Плёс вплоть до постройки в 1871 г. железной дороги «Иваново - Кинешма» оста-
вался основным портом всего текстильного края. Впоследствии утратил своё значение как перекрёсток транспортных путей и превратился в захолустный городок.
После распада СССР Плёс оказался в тяжёлом экономическом положении, что в первую очередь отразилось на численности его населения: в 1992 г. - 4 тыс. чел., в 2021 г. - 1,7 тыс. чел. (рис. 1; 2; 3) [10]. По количеству жителей Плёс входит в топ-10 самых маленьких городов России. Конечно, в курортный сезон, число людей в этом живописном городке на Волге увеличивается в разы.
По данным туристического портала ТурСтат, туристическая плотность Плёса составляет 170 туристов в год на 1 жителя [5], это самый большой показатель в России. Таким образом, общее количество отдыхающих здесь ежегодно - около 300 тыс. чел. По словам жителей Иванова, с которыми мы беседовали, в Плёсе много домов, принадлежащих москвичам и занимаемых ими всего несколько недель в году.
Несмотря на малочисленность населения Плёс - один из самых известных городов России. По данным того же ТурСтата он входит в четвёрку самых посещаемых туристами малых городов нашей страны [6].
Туризм - экономическая специализация Плёса. Это город, хорошо благоустроенный и сохранивший дореволюционный облик с частной уникальной деревянной застройки. Каждый дом здесь хранит историю. Много музеев, памятников, скульптур и кафе. С высокого холмистого берега Волги открываются живописные виды. По высоким холмам проложены мощенные пешеходные дорожки. На Соборной горе обустроены смотровые площадки с видом на Волгу, её набережную, и гору Левитана, увенчанную деревянной Воскресенской церковью. Здесь среди огромных берез приютился Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Внизу вдоль Волги тянется купеческая улица с каменными малоэтажными особняками, над которой сияют золотом купола Церкви Воскресения Христова. На набережной ведется бойкая торговля кофе, сувенирами, копченой, вяленой и соленой рыбой. К центральной площади примыкает пивоварня с рестораном. С историей Плеса связаны такие достопримечательности города как Мучные и
Мясные ряды. В настоящее время в них расположено много обычных магазинов с разными товарами.
В Плёсе можно насладиться тишиной и умиротворенностью. Этим он в свое время привлекал творческих людей. Самый известный гений этого «места силы» - художник Исаак Левитан. Скульптура «Палитра» изображает его за работой. Есть памятник Федору Шаляпину, на котором он изображен сидящим на лодке у Волги. Великий оперный певец имел в Плёсе дачу.
Кинешма - второй по численности город Ивановской области (80 тыс. чел.). Как и Плёс, расположен на правом берегу Волги, протянувшись вдоль него более чем на 11 километров. Имеет порт и железнодорожную станцию. В отличие от Плёса, у Кинешмы есть автомобильный мост через Волгу, который сооружался с 1986 по 2003 гг. Ежедневно курсирует поезд «Кинешма - Москва», едущий в столицу почти 10 часов (расстояние - 400 км). Кстати, останавливается он почти во всех основных городах области: Вичуга, Иваново, Тейково, Гаврилов Посад. К волжской силе Кинешмы добавляется красота леса, переходного от смешанных пород к европейской тайге, что способствует развитию туризма.
Кинешма возникла в период монголо-татарского ига [2]. В 1778 году она, бывшая ранее слободой, получила статус уездного города. К концу XVIII века здесь действовали мануфактуры, которые выпускали различные разновидности текстильного полотна. К конце XIX веку Кинешма с уездом стали одним из крупнейших центров текстильного производства. Советский период характеризуется бурным развитием промышленности и социальной сферы, постсоветский - как и для других территорий, экономическим кризисом. Главное доказательство - сокращение численности населения: 1991 г. - 105 тыс. чел., 2021 г. - 80 тыс., то есть на 24% [10].
В витринной части Кинешмы хорошо сохранился дореволюционный облик типичного купеческого города. Здесь много каменных малоэтажных отреставрированных особняков XIX века. Богатый культурный потенциал вкупе с величием Волги делают город важным центром притяжения туристов. Подавляющая часть из них приезжает на один день в рамках речных круизов. Особенно приятное место для прогулок - Волжский бульвар, обустроен-
ный на высоком берегу реки. Отсюда открываются весьма живописные виды.
На Волжском бульваре находится несколько достопримечательностей города (драматический театр им. А.Н. Островского, Троице-Успенский собор), а также красивые беседки, характерные для других волжских городов. В Кинешме имеются красивые церкви и соборы, музеи (в т. ч. частный музей валенок и ресторан-музей «Русская изба») и др. Однако за пределами центральной площади и набережной уже не все здания имеют опрятный вид, а застройка разбавлена советскими и современными домами.
Шуя и Кохма — ближайшие спутники Иваново.
Шуя является третьим городом области по численности населения (56 тыс. чел.) и имеет более богатую историю, чем региональный центр. Последний факт сильно влияет на шуйскую идентичность, которая во многом основывается на обиде жителей города на то, что «какое-то там село Иваново» стало областной столицей, а не исторически гораздо более значимая Шуя. Небольшая речка Теза разделяет город на две примерно равные части. На более высоком левом берегу была построена деревянная крепость (Шуйский кремль), к которому примыкал посад.
Князь Андрей Михайлович Шуйский был главой боярского правительства России в 1542-1543 гг., а князь Василий Иванович Шуйский в 1606-1610 гг. был последним русским царем из рода Рюриковичей. С богатой историей города можно познакомиться в замечательном краеведческом музее. Ценнейшие коллекции здесь посвящены поэту Константину Бальмонту и актрисе Екатерине Мазуровой. В музее демонстрируется большая коллекция птичьих яиц и бабочек.
Численность населения Шуи за постсоветский период значительно сократилась (на 19%): 1989 г. - 69 тыс. чел., 2021 г. - 56 тыс. чел. (рис. 1; 2; 3) [10]. Для оживления экономики горожане предпринимают заметные меры по развитию туристического потенциала. История города, интересные архитектурные постройки различных стилей и эпох легли в основу разных туристических программ: «Шуя историческая», «Шуя православная», «Шуя литературная», «На роди-
не поэта Константина Бальмонта» и др. Здесь проводится много фестивалей. Отреставрировано здание железнодорожного вокзала. Из брендовых товаров отметим ликероводочные изделия Шуйского завода, при котором имеется небольшой музей шуйской водки.
В центре сохранился образ дореволюционной Шуи. Здесь преобладает одна-двухэтажная застройка с большим присутствием деревянных зданий. Однако многие дома нуждаются в реставрации. В целом для успешного развития туризма необходимо привести в порядок архитектуру и благоустроить в первую очередь центральную часть города.
Самая красивая улица является пешеходной. Это так называемый Шуйский Арбат (современное официальное название ул. Ма-лахия Белова). Здесь сохранилась старинная застройка - каменные дома, усадьбы купцов, построенные в первой половине XIX века, гостиный двор и торговые ряды. Много магазинов, в том числе с сувенирами, где продают изделия и местных производителей.
Шуя знаменита также тем, что здесь построена одна из самых высоких отдельно стоящих колоколен в России. В городе сохранился уникальный памятник архитектуры - единственные мерные часы в центральной России первой половины XIX в.
Кохма - классический город-спутник областной столицы. От центра до центра двух городов всего 13 км, это расстояние можно преодолеть в том числе на троллейбусе, который курсирует между населенными пунктами. Скорее всего, это один из немногих подобных примеров в России. Таким образом, географическое положение Кохмы характеризуется в первую очередь близостью к региональному центру, через который осуществляются основные связи с внешним миром. Имеется железнодорожная станция, с нее можно уехать в Шую, Ковров, Фурманов и Нерехту.
Иваново и Кохма соединены между собой и природным объектом - рекой Уводь. Что касается истории, то в 1619 г. она упоминается как село Рождественское-Кохма, статус города получен в 1925 г. Его развитие связано с текстильной промышленностью, как и большинства городов Ивановской области.
Кохма - один из немногих населенных пунктов региона, численность населения которого за постсоветское время увеличилась:
1992 г. - 27 тыс., 2021 г. - 30,3 тыс. (рис. 1; 2; 3) [10]. Сказывается пригородное положение, которое приманивает сюда людей, желающих жить поближе к крупному городу, но не имеющих средств для покупки в нем жилья.
Визуальное знакомство с Кохмой особого удовольствия не вызвало. Центральная часть города выглядит уныло, за исключением здания администрации. Главная площадь не благоустроена, вокруг нее представлена малоэтажная каменная застройка, а на окраинах преобладают одноэтажные частные дома. Неподалеку от площади расположен музей истории городского округа Кохма, в котором хранятся подлинные документы, письма, фотографии, предметы быта и другие экспонаты. Наряду с традиционными экспозициями, посвященными разным этапам развития города, в музее есть зал, в котором выставлены работы жителей Кохмы (например, авторские куклы Н.А. Ястребовой, картины - вышивки лентами и др.).
Вичуга и Палех —
к востоку от Иваново.
Вичуга расположена от областного центра на довольно солидном расстоянии - 70 км, поэтому её отнесение к Ивановской агломерации не столь однозначно, как для Кохмы или для Шуи. Через Вичугу проходит железная дорога «Москва - Кинеш-ма».
Город Вичуга образовался в 1925 г. путём объединения трёх десятков населённых пунктов. Развитые инфраструктуры вокруг трёх главных фабричных центров до сих пор сохраняют относительную самостоятельность, что является особенностью города. Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов», Вичуга включена в список моногородов Российской Федерации с риском ухудшения социально-экономического положения. Основная специализация - текстильная промышленность. Отсюда и очень ощутимое сокращение численности населения. В 1980-е годы Вичуга являлась средним городом (1986 г. - 52 тыс. чел.), но ещё до распада СССР выбыла из этой группы поселений. С 1992 г. количество жителей сократилось на рекордные 33% (рис. 1; 2; 3) [10].
Вичуга не является туристическим городом, но здесь есть на что посмотреть, заехав сюда, перемещаясь из Иваново в Кинеш-му. Немало объектов и памятников архитектуры, которые связаны с жизнью и деятельностью семей городских фабрикантов. На их средства строились не только промышленные здания, но и социальные объекты. Особенно много красивых построек в городе связано с именем А.И. Коновалова. Им во второй половине XIX века был заложен центральный городской парк, на территории которого растут березы, дубы, липы, сосны, а также сибирские кедры. В советское время в парке были высажены новые деревья и поставлены скульптуры рабочих.
Также из достопримечательностей Вичуги можно выделить несколько религиозных объектов. Один из значимых - храм Воскресения Христова («Красная церковь»), он считается одним из крупнейших храмов в Центральной России и памятником русского церковного зодчества начала XX в. Еще один храм - Воскресенский был построен в 1904 г. в русско-византийском стиле. Необычным нам показалось то, что в центральном храме Вичуги прихожан зазывают благовестом колоколов особенно долго.
Создан неплохой краеведческий музей, особенно удались природные экспозиции. На примере Вичуги заметны позитивные изменения в благоустройстве российских малых городов. По-хорошему впечатляют недавно отреставрированные центральная площадь и окружающие ее здания.
Поселок городского типа Палех известен почти также, как и Плёс. Но больше не как удивительно умиротворяющее туристическое место, а как центр знаменитого народного промысла «лаковая миниатюра». Здесь создан уникальный музей, в котором демонстрируется наследие местных мастеров - иконы, шкатулки, картины, броши и др. В доме мастера И.И. Голикова представлены его личные вещи, фотографии, а также раскрывается технология художественного промысла.
Современный статус Палеху присвоен в 1947 г., тем самым было подчеркнуто особое значение этого в общем-то небольшого населенного пункта на карте народных промыслов нашей страны. После распада Советского Союза количество жителей Палеха неук-
лонно снижается: 1989 г. - 6,2 тыс., 2021 г. - 4,6 тыс., то есть на 26% (рис. 1; 2; 3) [10].
На территории поселка расположено несколько религиозных объектов. Главный храм - Крестовоздвиженский собор со своей оригинальной архитектурой и уникальной росписью, часть которой делали местные мастера. Вокруг храма расположен сквер, в нем отдыхают местные жители и туристы. Дома здесь преимущественно деревянные, многие имеют вполне презентабельный вид, что является дополнительной приманкой для туристов, особенно для тех, которые приезжают сюда из местностей с другими типами сельских жилищ. Например, для нас - жителей Юга России.
Тейково и Гаврилов Посад — на пути в Москву.
Эти города расположены на одной железнодорожной линии Александров - Иваново. Они еще ближе к российской столице: Тейково - 260 км, Гаврилов Посад - 240 км. В связи с этим, жители этих населенных пунктов, в первую очередь, молодежь сильнее ориентируются на Москву, как на место приложения труда. Этому способствует и поезд Кинешма - Москва, который курсирует ежедневно.
Город Тейково расположен на реке Вязьма (бассейн Оки), в 30 км от Иванова. В 1787 г. московским купцом И.П. Каретниковым здесь была основана ткацкая фабрика. Статус города Тейково получило в 1918 г. С 1961 г. является местом дислокации гвардейского соединения РВСН (54-я гвардейская ракетная дивизия).
Современная численность населения составляет 31,6 тыс. чел., по сравнению с 1992 г. она сократилась на 18% (рис. 1; 2; 3) [10]. В Тейково начали организовывать музей. Мы побывали в центральной части города. Главная площадь выглядит не так парадно, как в Вичуге, но достаточно симпатично. Здесь находятся дом культуры с колоннадой, памятник Ленину, здание администрации, торговый центр, а также жилой дом сталинских времен. В этой части города встречаются и старинные и современные постройки, имеется и несколько церквей. Ряд архитектурных объектов связан с деятельностью фабрикантов, основавших здесь ткацкое производство, которое и сейчас является ведущей специализацией.
Гаврилов Посад расположен на реке Ирмес (приток Нерли), в 85 км от Иванова. Географическое положение города достаточно удобное: 30 километров до Суздаля, 80 до областного центра и около 200 до Москвы.
Гаврилов Посад как село Гавриловское упоминается в 1434 г. История Гавриловского Посада и окружающих селений тесно связана с дворцовым конным заводом, по преданиям, основанным во времена Ивана Грозного. Статус города присвоен в 1789 г. В 1941 г. в Гаврилове Посаде размещался Государственный племенной коневодческий рассадник Наркомзема СССР по породам брабансон и клейдесдаль.
Гаврилов Посад имеют маленькую людность, современная численность его населения составляет 5,5 тыс. чел., по сравнению с 1992 г. она сократилась на 35% [10]. Гаврилов Посад знаменит конезаводом. Здесь выведена порода Владимирский тяжеловоз. В городе есть несколько каменных дореволюционных особняков и высоток. Основа архитектурного облика - разнотипная частная одноэтажная застройка.
К достопримечательностям Гаврилова Посада относится центральная Советская площадь с архитектурными объектами разных эпох, детской площадкой, «парящим» фонтаном. В 2019 г. она была включена журналом «Афиша» в число самых интересных городских пространств. Вокруг площади находятся торговые ряды, здания Дома культуры, краеведческого музея, пожарной части.
В городе действует церковь Михаила Архангела, также имеется храмовый комплекс Ильинское подворье с высокой Ильинской колокольней, которая видна из любой точки Гаврилова Посада. В свою очередь с нее открывается красивые виды на город и окрестности. Церкви на территории подворья являются памятниками архитектуры XVП-XVШ веков.
Выводы
Экспедиция, конечно же, позволила нам прочувствовать территорию, лучше понять силу взаимодействия населенных пунктов в пределах Ивановской городской агломерации. И эта сила, по нашему ощущению, не такая центростремительная, как во
науки о земле
Ивановская городская агломерация: мини-портреты населенных пунктов . . Чихичин В.В., Соловьев И.А., Зольникова Ю.Ф., Овсянников Е.И.
многих других агломерациях нашей страны. Например, в Архангельской городской агломерации, которую мы тоже посетили [7]. И дело здесь не в том, что ядро - Иваново - обладает слабым потенциалом, а в том, что притягивающая магия Москвы гораздо действеннее.
Существовавший в нашем сознании образ этой территории, как депрессивной с былой славой главного текстильного производителя Советского Союза, во многом не оправдался. Да, кризис налицо, убедительнее всего он доказывается заметным сокращением численности населения. Но ощущения тотального запустения у нас не возникло. Города живут, даже малые, постепенно благоустраиваются. Не все одинаково успешно развиваются, но в этом и нет ничего удивительного.
Притягивающая аура у посещенных нами мест имеется, особенно у Плёса и Палеха. Как ни странно, но хуже всего в плане благоустройства выглядят ближайшие к Иваново города - Кохма и Шуя. Последняя, на наш взгляд, очень сильно недоиспользует свой туристический потенциал, замешанный на серьезном историческом наследии.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-05-00386 А.
Библиографический список
1. Балдин К . Е . Индустриальное развитие и образовательное пространство провинциального города в конце XIX - начале XX века (на примере Иваново-Вознесенска) // Лабиринт. 2014 . № 1. С . 17-26 .
2 . Балашов Л . М . Кинешма прежде и теперь: Историко-крае-
ведческий очерк. Кинешма, 1999 . 56 с .
3 . Баранский Н . Н . Очерки по школьной методике экономи-
ческой географии . М . : Учпедгиз, 1954 . 320 с .
4 . Ивановский конструктивизм [Электронный ресурс] . URL:
https://visitivanovo . ru/ivanovo/ivanovskijkonstruktivizm (дата обращения 05 .09.2022) .
5 . Лучшие города России по числу туристов на жителя [Элек-
тронный ресурс] . URL: http://turstat. com/populatowntravel-russia (дата обращения 05 .09 .2022) .
6 . Лучшие малые туристические города России [Электрон-
ный ресурс] . URL: http://turstat . com/bestsmalltownsrussia (дата обращения 05 09 2022)
7 . Соловьев И .А. , Чихичин В . В . , Овсянников Е . И ., Зольни-
кова Ю .Ф . Архангельская городская агломерация: мини-портреты населенных пунктов (на материалах путевых наблюдений) // Наука . Инновации . Технологии, 2022. №1. С . 127-143 .
8 . Стратегия социально-экономического развития Иванов-
ской области до 2024 года Электронный ресурс: http:// publication .pravo . gov .ru/Document/View/3700202104300 001 (Дата обращения: 10 . 03 .2022 г. ) . 9. Полян П .М . Методика выделения и анализа опорного
каркаса расселения . Ч . 1. М .: ИГАН СССР, 1988. 220 с . 10 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области [Электронный ресурс] . URL: https://ivanovo . gks . ru/contacts (дата обращения 05 09 2022)
References
1. Baldin K . E . Industrial development and educational space of a provincial town in the late XIX - early XX centuries (on the example of Ivanovo-Voznesensk) // Labyrinth, 2014 . No . 1. P. 17-26 . (In Russ . ) .
2 . Balashov L . M . Kineshma before and now: Historical and local
history essay. Kineshma, 1999 . 56 p . (In Russ . ) .
3 . Baransky N . N . Essays on the school methodology of econom-
ic geography. M .: Uchpedgiz, 1954 . 320 р . (In Russ .) .
4 Ivanovo constructivism [Electronic resource] URL: https:// visitivanovo . ru/ivanovo/ivanovskijkonstruktivizm (Accessed 09 .05 .2022) (In Russ .) .
5 . The best cities of Russia in terms of the number of tourists per
inhabitant [Electronic resource] . URL: http://turstat . com/popu-latowntravelrussia (Accessed 05 .09 .2022) (In Russ .) .
6 The best small tourist cities of Russia [Electronic resource] URL: http://turstat. com/bestsmalltownsrussia (Accessed 05 .09 .2022) (In Russ .) .
7 . Soloviev I .A. , Chikhichin V.V. , Ovsyannikov E . I ., Zolnikova
J . F. Arkhangelsk urban agglomeration: mini-portraits of settle-
науки о земле
Ивановская городская агломерация: мини-портреты населенных пунктов . . Чихичин В.В., Соловьев И.А., Зольникова Ю.Ф., Овсянников Е.И.
ments (based on travel observations) // Nauka . Innovation . Technologies, 2022 . No . 1. P. 127-143. (In Russ . ) .
8 . Strategy for socio-economic development of the Ivanovo re-
gion until 2024 . Electronic resource: http://publication . pravo . gov. ru/Document/View/3700202104300001 (Accessed 03. 10.2022) . (In Russ .) .
9 . Polyan P. M . Methods for isolating and analyzing the support-
ing frame of settlement . Part 1. M . : IGAN USSR, 1988. 220 p . (In Russ )
10 . Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Ivanovo region [Electronic resource] . URL: https://ivanovo . gks . ru/contacts (Accessed 09. 05 .2022) . (In Russ .) .
Поступило в редакцию 10.07.2022, принята к публикации 10.09.2022.
об авторах
Чихичин Василий Васильевич, кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры социально-экономической географии Северо-Кавказского федерального университета . E-mail: wawachi@yandex . ru
Соловьев Иван Алексеевич, кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры социально-экономической географии Северо-Кавказского федерального университета . E-mail: soloivan@mail . ru
Овсянников Евгений Игоревич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-экономической географии Северо-Кавказского федерального университета . E-mail: geni_ovsyannikov@mail . ru
Зольникова Юлия Федоровна, кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры социально-экономической географии Северо-Кавказского федерального университета . E-mail: zolnst@mail . ru
Chikhichin
About the authors
Vasily Vasilievich, Candidate of Geographical Sciences, As-
sociate Professor, Associate Professor of the Department of Socio-Economic Geography, North Caucasian Federal University.
E-mail: wawachi@yandex . ru
Soloviev Ivan Alekseevich, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Socio-Economic Geography, North Caucasian Federal University
E-mail: soloivan@mail . ru
Ovsyannikov Evgeniy Igorevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Socio-Economic Geography, North Caucasian Federal University
E-mail: geni_ovsyannikov@mail . ru
Zolnikova Julia Fedorovna, Candidate of Geography, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Socioeconomic Geography, North Caucasian Federal University. E-mail: zolnst@mail . ru