Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА МАЛЫХ ГОРОДОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА МАЛЫХ ГОРОДОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
133
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ГОРОДА / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / МАРКЕТИНГ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Смирнова Ольга Александровна

В статье актуализирована значимость изучения проблемы развития малых городов как в стране в целом, так и в Ивановском регионе в частности. Выделены основные проблемы малых городов. В работе рассматривается возможность применения маркетинга малых городов как фактора устойчивого развития территории. На примере Ивановской области детально рассматриваются проблемы малых городов, анализируется их конкурентоспособность. Развитие маркетинга малых городов позволил бы обеспечить повышения имиджа и престижа города, привлечение в город государственных и иных инвестиций, повышение социально-экономических показателей. На примере Ивановской области предлагаются направления диверсификации малых городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Смирнова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MARKETING OF SMALL TOWNS OF THE IVANOVO REGION

The article actualizes the importance of studying the problem of the development of small towns both in the country as a whole and in the Ivanovo region in particular. The main problems of small towns are highlighted. The paper considers the possibility of using the marketing of small towns as a factor of sustainable development of the territory. On the example of the Ivanovo region, the problems of small towns are considered in detail, their competitiveness is analyzed. The development of small-town marketing would make it possible to enhance the image and prestige of the city, attract state and other investments to the city, and increase socio-economic indicators. On the example of the Ivanovo region, the directions of diversification of small towns are proposed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА МАЛЫХ ГОРОДОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

DOI: 10.6060/snt.20227204.0002 УДК 339.138

РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА МАЛЫХ ГОРОДОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Смирнова О.А.

Смирнова Ольга Александровна

ФГБОУ ВО «Ивановский Государственный Университет»

г. Иваново, Россия. 153025, Ивановская область, г. Иваново, ул. Ермака, д. 39.

E-mail: olgakineshma@gmail.com

В статье актуализирована значимость изучения проблемы развития малых городов как в стране в целом, так и в Ивановском регионе в частности. Выделены основные проблемы малых городов. В работе рассматривается возможность применения маркетинга малых городов как фактора устойчивого развития территории. На примере Ивановской области детально рассматриваются проблемы малых городов, анализируется их конкурентоспособность. Развитие маркетинга малых городов позволил бы обеспечить повышения имиджа и престижа города, привлечение в город государственных и иных инвестиций, повышение социально-экономических показателей. На примере Ивановской области предлагаются направления диверсификации малых городов.

Ключевые слова: малые города, развитие региона, маркетинг, устойчивое развитие

DEVELOPMENT OF MARKETING OF SMALL TOWNS OF THE IVANOVO REGION

Smirnova O.A.

Smirnova Olga Alexandrovna

FSBEI HE «Ivanovo State University»

Ivanovo, Russia. 153025, Ivanovo region, Ivanovo, st. Ermak, 39.

E-mail: olgakineshma@gmail.com

The article actualizes the importance of studying the problem of the development of small towns both in the country as a whole and in the Ivanovo region in particular. The main problems of small towns are highlighted. The paper considers the possibility of using the marketing of small towns as a factor of sustainable development of the territory. On the example of the Ivanovo region, the problems of small towns are considered in detail, their competitiveness is analyzed. The development of small-town marketing would make it possible to enhance the image and prestige of the city, attract state and other investments to the city, and increase socio-economic indicators. On the example of the Ivanovo region, the directions of diversification of small towns are proposed.

Key words: small towns, regional development, marketing, sustainable development

Малые города являются важными социально-экономическими системами развития как отдельно взятого региона, так и страны в целом. Вопрос развития малых городов является особо актуальным, как в отечественной, так и зарубежной практике.

В начале 2000-х годов при управлении экономикой малых городов огромное внимание уделялось реструктуризации градообразующих

предприятий, поддержке их жизнеспособности. Однако практика показала, что стратегии развития малых городов за счет поддержания в них старопромышленных градообразующих предприятий уже не эффективны.

Последние пять лет Правительство РФ значимое внимание уделяет поиску новых стратегий развития малых городов и форм реструктуризации их производственно-хозяйственной дея-

тельности, которые позволят поддержать малые города, дадут им новый импульс развития, сделают их лучше и удобнее для жителей [1, 2].

Основными проблемами малых городов Российской Федерации являются:

- ограниченные возможности экономической базы и большая конкурентная среда в привлечении инвестиций;

- недоразвитость технологических процессов производств, устарелое оборудование, нехватка квалифицированных кадров и рост безработицы населения;

- слаборазвитая инфраструктура городов и социально-культурная сфера;

- часто неразвитое здравоохранение;

- естественная убыль населения, а также миграция молодёжи в более крупные города;

- полная зависимость населения малых городов от градообразующего предприятия.

Маркетинг является одной из наиболее эффективных концепций современного менеджмента. Применение маркетингового подхода позволило бы малым городам обеспечит свою конкурентоспособность.

Маркетинг малых городов может быть направлен на решение следующих задач:

1) привлечение и развитие бизнеса;

2) повышение занятости и доходов населения;

3) повышение качества жизни населения за счет развития промышленной и социальной инфраструктуры, транспорта;

4) рост доходов бюджета;

5) развитие лечебно-оздоровительного туризма и санаторно-курортного комплекса на основе платежеспособного спроса.

Главные целевые группы маркетинга города - его жители, представители бизнеса, туристы, так как именно они выступают потребителями города.

Классический маркетинговый инструментарий, включающий продуктовую политику, ценовую политику, политику продвижения и распределения, применим и к малым городам, но требует адаптации [3].

Следует выделить четыре базовых направления развития маркетинговой стратегии малого города - это привлекательность, имидж, инфраструктура города и персонал (рис. 1).

Рис. 1. Составляющие маркетинга малого города Fig. 1. Components of small-town marketing

Маркетинг имиджа - его суть в создании, распространении и обеспечении общественного признания образа малого города. Инструменты маркетинга имиджа: коммуникационные мероприятия и средства. Коммуникации демонстрируют открытость территории для контактов, позволяют внешним субъектам лучше узнать её, удостовериться в существенности имеющихся у неё

преимуществ.

Маркетинг привлекательности - его суть в повышении конкурентных преимуществ, привлекательности города.

Инструменты и механизмы маркетинга привлекательности: развитие и популяризация особых черт, гарантирующих преимущества в соперничестве с другими территориями.

Маркетинг инфраструктуры - это повышение привлекательности малого города для бизнеса. Инструменты и механизмы маркетинга инфраструктуры: развитие и популяризация потенциала инфраструктуры, её правовое, научно-техническое и кадрово-организационное обеспечение. Маркетинг персонала, населения - это притягательности территории для рабочей силы. Территории с высоким уровнем безработицы и дешевой рабочей силой могут выдвигать это как аргумент для привлечения инвестором, предпринимателей. Если рабочих рук не хватает, а рабочих мест в избытке, то территории, стремясь заполучить новые кадры, могут подчеркивать, рекламировать положительные возможности для проживания и перспективы роста, высокую заработную плату, возможность выбора профессии и т.п.В контексте маркетинга малых городов, ориентированного на обеспечение устойчивого развития, необходима реализация следующих действий.

1. Оценка ресурсного потенциала и выявление приоритетных и перспективных для развития на территории видов деятельности.

2. Определение внутренних и внешних целевых групп, выявление их потребностей и проведение сегментирования на их основе.

3. Оценка возможности сетевого взаимодействия партнеров и достижения более высокого результата на основе комбинирования ресурсов различных субъектов экономической деятельности.

4. Формирование ценностного предложения территории в целом и ее отдельных субъектов (городов, населенных пунктов, предприятий и их

партнерств) в рамках единой концепции.

5. Планирование и реализация системы взаимодействия с внутренними и внешними целевыми группами для формирования потребительского опыта в соответствии с потребностями каждого целевого сегмента.

6. Осуществление маркетингового аудита и оценки динамики развития и экономического состояния для своевременной диагностики проблем и корректировки дальнейших действий [3].

В рамках предложенной концепции важны поиск уникальных характеристик малого города, а также заинтересованных в этих уникальных характеристиках сторон и продвижение выявленных уникальных характеристик с учетом интересов соответствующих целевых аудиторий, при этом необходимо обратить внимание на ресурсный потенциал города, особенности внешней среды и возможность создания дифференцированной позиции. В Ивановской области больше половины городов - моногорода, связанные с текстильным производством, которое находится в глубоком кризисе, это напрямую сказывается на социально-экономических показателях области [4, 5]. Характеристика городов Ивановского региона приведена в таблице 1.

Одним из направлений развития малого города можно назвать развитие туристического направления [6, 7].

На основе маркетингового анализа городов Ивановского региона предложены направления их диверсификации (табл. 2).

Таблица 1

Характеристики городов Ивановской области*

Название города Численность населения Характеристика города

Средние города

Кинешма 78383 Кинешма один из промышленных центров Ивановской области. Наибольший удельный вес в промышленном производстве занимают предприятия машиностроения - 43 % от общего объёма обрабатывающих производств, текстильного и швейного производства - 24 %, химического - 17 % Представляет интерес историческая застройка города, 11 храмов и 3 часовни, музеи «Русская изба», «Кинешемский валенок» и др. драмтеатр А. Н. Островского. Популярны теплоходные прогулки.

Шуя 54 973 Город Шуя интересен музеями и религиозными памятниками, особое место принадлежит древнему Николо-Шартомскому монастырю и ансамблю Воскресенского собора со 106-метровой колокольней. В Шуе сохранился уникальный объект - павильон с возовыми весами, единственный в стране.

Вичуга 32 394 Основные предприятия в г. Вичуга: ООО «Ногинская фабрика», ООО «Кортес», филиал ЗАО «ПК Нордтекс» в г. Вичуга - «Шаговец», ООО «Вичугахлеб». Большая часть городских достопримечательностей связана с фамилией промышленников Коноваловых - фабричные корпуса, больница, ясли, Свято-Воскресенская церковь, Коноваловский дворец, парк с кедрами и др.

Продолжение табл.1

Фурманов 32 467 В Фурманове функционируют предприятия текстильной, машиностроительной, лесной отрасли. Родина писателя Д. А. Фурманова, в его честь создан музей. Примечательны картинная галерея, музей краеведения, особняки и старинные храмы.

Тейково 31 343 В Тейкове развивается швейное, хлопчатобумажное производство, машиностроение. К примечательным объектам относятся Ильинская, Никольская церкви ХУП-ХУШ веков, ряд зданий купеческого периода. В числе памятников природы - озеро Рубское, самое крупное в области.

Кохма 30 471 В Кохме развиваются текстильная промышленность и машиностроение. Представляют интерес исторический музей, Благовещенский храм, усадьба купцов Ясюнинских, старые фабричные здания.

Родники 23 669 В Родниках работают текстильные предприятия, машиностроительный завод, швейная фабрика. Целебный родник, давший название городу, не иссякает уже более 500 лет. Над ним построена часовня.

Малые города

Приволжск 14 944 В Приволжске работают ювелирный завод и льнокомбинат. Главные достопримечательности - древние религиозные памятники. На базе женского Свято-Никольского монастыря создан центр православного паломничества, в состав которого входят купальни, часовня, гостиница, церковная лавка, кофейня.

Южа 11 837 В Юже сохранилось несколько исторических зданий. В 10 км расположен пгт Холуй, славящийся иконописью и уникальным видом искусства - лаковой миниатюрой на папье-маше.

Заволжск 9 238 Главные предприятия Заволжска - химический завод, фибровая и трикотажная фабрики. В числе достопримечательностей - городской музей и Дом культуры в бывших особняках Бурнаевых-Курочкиных, развалины усадьбы астронома Ф. А. Бредихина, Богоявленский храм XVIII столетия.

Наволоки 8 785 Ведущие предприятия г. Наволоки - хлопчатобумажный комбинат и швейная фабрика. В окрестностях, на территории санатория им. Станко, построен горнолыжный комплекс с 2 трассами, подъемником, катком и др.

Комсомольск 7 948 В Комсомольске работают завод «Спецэлектромагнит», прядильная фабрика, лесопромышленное предприятие. К местным достопримечательностям относятся Ивановская ГРЭС, церковь Рождества Христова, несколько храмов XVIII века в окрестностях.

Юрьевец 7 594 Юрьевец интересен старинными храмами, несколькими музеями, среди которых - культурный центр А. А. Тарковского, музей-театр тряпичной куклы, музей архитекторов Весниных. Юрьевец окружен хвойными лесами и считается одним из самых экологически чистых регионов центральной части страны.

Пучеж 5 865 В г. Пучеж преобладают предприятия легкой и пищевой промышленности. Популярностью пользуется льняная продукция с вышивкой. Достопримечательностей немного - военные мемориалы, памятники, краеведческий музей. Находится на побережье Горьковского водохранилища.

Гаврилов Посад 5 445 В г. Гаврилов Посад функционируют текстильная фабрика, конезавод. Главные достопримечательности - храмовый ансамбль Ильинского подворья Введенского монастыря, здания дворцового конного завода и пожарного депо.

Плёс 1 650 Культурный и туристический центр области, промышленности нет. Славится старинными храмами, самые древние - Успенский собор и Воскресенская церковь 1698-99 годов. Много интересных музеев - пейзажа, древнерусской семьи, дом-музей И. И. Левитана и др. Имеется несколько художественных галерей.

*Таблица сформирована на основе данных официальных сайтов городов и данных статистического сборника «Ивановская область в цифрах»

Таблица 2

Направления диверсификации городов Ивановской области Table 2. Directions of diversification of cities of the Ivanovo region

Название города Направления диверсификации

Средние города

Кинешма Развитие экологического, культурного туризма. Развитие инфраструктуры для туристического бизнеса.

Шуя Развитие религиозного, культурного туризма.

Вичуга Культурный туризм.

Фурманов Развитие агротуризма.

Тейково Экологический и агротуризм.

Кохма Культурный туризм.

Родники Культурный туризм.

Малые города

Приволжск Развитие познавательного, религиозного, культурного туризма.

Южа Близость пгт Холуй способствует развитию культурного туризма.

Заволжск Экологический туризм.

Наволоки Лечебно-оздоровительный туризм.

Комсомольск Развитие агротуризма.

Юрьевец Развитие экологического, культурного туризма. Развитие инфраструктуры для туристического бизнеса.

Пучеж Экологический туризм.

Гаврилов Посад Экологический, агротуризм.

Плёс Развитый цент туризма. Экологический, культурный туризм

Проблемы развития городов России исследуются и анализируются учеными. Например, Берендеева А.Б., Рычихина Н.С., Коробова О.О. исследуют эффективность реализации социальных проектов в городах [8]. Чумаков М.В., Елизарова А.А. рассматривают возможные риски реализации государственных программ по развитию городов [9]. Сорокина Т.Ю., Сизова О.В. особенности развития трудовых ресурсов в раз-ны отраслях, формирующих экономику города [10, 11]. Куленцан А.Л., Марчук Н.А проводит анализ причин и последствий депопуляции населения [12]. Рычихина Н.С. изучает модели управления жизненным циклом малых городов [13] и направления реструктуризации и экономики [14]. Дамбуева В.Ю. исследует аттрактивный потенциал городов [15]. Гвазава Д.Г., Хому-това Л.А., Исаева Л.М. - стратегии развития отраслей в города [16]. Несомненный интерес представляют работы ученых, занимающихся также изучением кластерного подхода развития малых городов [17], анализом ресурсного потенциала [18], экономической безопасностью [19].

Устойчивое социально -экономическое развитие малых городов могут обеспечить, во -первых, такие меры, как развитие малого и среднего бизнеса и инвестиции в человека (образо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вание, здоровье, культура).

Во-вторых - развитие социальной и инженерной инфраструктуры города, внедрение инноваций, развитие инновационной экономики.

В-третьих, необходимо направить усилия на преодоление монопрофильности городов -развитие иных отраслей хозяйства помимо градообразующего, а также на диверсификацию производства.

Поэтому среди первоочередных мер для малых городов Ивановского региона - привлечение инвестиций в развитие инфраструктурных объектов, культурных организаций, создание возможностей для самореализации молодежи, определение возможностей модернизации существующей транспортной системы и туристической инфраструктуры для создания условий развития внутреннего туризма, ориентированного на оздоровительные и культурно-познавательные цели; ознакомление с материальными и нематериальными ценностями региона.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье

The authors declare the absence a conflict of interest warranting disclosure in this article.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рычихина Н.С., Смирнова О.А. Проектное управление как важный инструмент управления развитием малых городов. Экономика и предпринимательство. 2021. № 7 (132). С. 582-587.

2. Методология измерений и структурная эволюция региональной экономики: тенденции развития в XXI веке / А. Н. Ильченко, А. Н. Петров, О. В. Гонова [и др.]. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2018. 243 с. ISBN 978-5-16-014569-3.

3. Шерешева М.Ю., Оборин М.С., Березка С.М. Маркетинг малых городов как фактор устойчивого развития региона. Маркетинг в России и за рубежом. 2018. № 1 (123). С. 63-73.

4. Гонова О.В. Социально-экономическое развитие региона: модели рейтинговой оценки. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2010. № 3(23). С. 40-46.

5. Гонова О.В., Румянцева В.Е. Диагностика производственных структурных изменений текстильного региона (по материалам Ивановской области). Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2019. № 5(383). С. 13-20.

6. Гонова О.В., Малыгин А.А., Лукина В.А. Социальное предпринимательство как инструмент устойчивого развития сельских территорий. Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5. № 3. С. 126-131.

7. Гонова О.В., Малыгин А.А., Лукина В.А. Региональный агротуризм - мультипликатор экономического роста сельских территорий. Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2021. № 4(50). С. 109-119. DOI 10.6060/ivecofin.20214504.573.

8. Берендеева А.Б., Рычихина Н.С., Коробова О.О. Подходы к оценке эффективности реализации социальны проектов в регионе. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2021. №1 (65). С.17-29

9. Чумаков М.В., Елизарова А.А., Берендеева А.Б. Анализ эффективности и рисков реализации государственных программ, проектов, стратегий в регионах России. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2021. №2 (66). С. 65-75.

10. Сорокина Т.Ю. Оценка состояния и перспектив развития трудовых ресурсов текстильных предприятий Ивановской области. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2021. №2 (66). С. 56-64.

11. Сизова О.В., Завьялова А.И., Смирнова О.А. Статистический анализ занятости населения в регионах России. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2021. №3 (67). С.37-45.

12. Куленцан А.Л., Марчук Н.А. Анализ депопуляции населения в РФ. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2021. №2 (66). С. 44-49.

13. Рычихина Н.С. Инновационная модель управления «жизненным циклом» экономической системы посредством реструктуризации. Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. 2015. №2. С. 68-71.

14. Рычихина Н.С. Направления реструктуризации производственной и хозяйственной деятельности малы городов (на примере г. Фурманов). Региональная экономика: теория и практика. 2010. №7. С. 78-81.

REFERENCES

1. Rychikhina N.S., Smirnova O.A. Project management as an important tool for managing the development of small towns. Economics and Entrepreneurship. 2021. N 7 (132). P. 582-587.

2. Методология измерений и структурная эволюция региональной экономики: тенденции развития в XXI веке / А. Н. Ильченко, А. Н. Петров, О. В. Гонова [и др.]. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2018. 243 p. ISBN 978-5-16-014569-3.

3. Sheresheva M.Yu., Oborin M.S., Berezka S.M. Marketing of small towns as a factor of sustainable development of the region. Marketing in Russia and abroad. 2018. N 1 (123). P. 63-73.

4. Gonova O.V. Socio-economic development of the region: rating assessment models. Modern high-tech technologies. Regional application. 2010. № 3(23). P. 40-46.

5. Gonova O.V., Rumyantseva V.E. Diagnostics of industrial structural changes in the textile region (based on materials of the Ivanovo region). News of higher educational institutions. Technology of the textile industry. 2019. № 5(383). P. 13-20.

6. Gonova O.V., Malygin A.A., Lukina V.A. Social entre-preneurship as a tool for sustainable development of rural areas. Russian Economic Bulletin. 2022. Vol. 5. N 3. P. 126-131.

7. Gonova O.V., Malygin A.A., Lukina V.A. Regional agrotourism is a multiplier of economic growth of rural territories. News of higher educational institutions. Series: Economics, Finance and Production Management. 2021. № 4(50). P. 109-119. DOI 10.6060/ivecofin.20214504.573.

8. Berendeeva A.B., Rychikhina N.S., Korobova O.O. Approaches to assessing the effectiveness of the implementation of social projects in the region. Modern science-intensive technologies. Regional application. 2021. N 1

(65). P. 17-29.

9. Chumakov M.V., Elizarova A.A., Berendeeva A.B.

Analysis of the effectiveness and risks of the implementation of state programs, projects, strategies in the regions of Russia. Modern science-intensive technologies. Regional application. 2021. N 2 (66). P. 65-75.

10. Sorokina T.Yu. Assessment of the state and prospects of development of labor resources of textile enterprises of the Ivanovo region. Modern high-tech technologies. Regional application. 2021. N 2 (66). P. 56-64.

11. Sizova O.V., Zavyalova A.1, Smirnova O.A. Statistical analysis of employment in the regions of Russia. Modern high-tech technologies. Regional application. 2021. N 3 (67). P. 37-45.

12. Kulentsan A.L., Marchuk N.A. Analysis of population depopulation in the Russian Federation. Modern science-intensive technologies. Regional application. 2021. N 2

(66). P. 44-49.

13. Rychikhina N.S. Innovative management model of the "life cycle" of the economic system through restructuring. Scientific Bulletin of the Volgograd branch of RANEPA. Series: Economics. 2015. N 2 P. 68-71.

14. Rychikhina N.S. Directions of restructuring of industrial and economic activities of small towns (on the example of G. Furmanov). Regional economy: theory and practice. 2010. N 7. P. 78-81.

15. Дамбуева В.Ю. Аттрактивный потенциал как ресурс социально-экономического развития Ивановской области. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2019. №4 (60). С. 28-35.

16. Гвазава Д.Г., Хомутова Л.А., Исаева Л.М. Стратегия инновационного развития скотоводства в Костромской области. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2019. №3 (59). С. 32-37.

17. Рычихина Н.С. О роли кластеров в стабилизации экономики малы городов. Региональная экономика: теория и практика. 2012. №6. С. 45-49.

18. Гончаренко В.Е., Коробова В.Ф., Смирнова И.А. Статистический анализ ресурсного потенциала регионов России. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2019. №2 (58). С. 33-41.

19. Ледяйкина И.И., Елизарова А.А. Экономическая безопасность региона (на примере Ивановской области). Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2019. №2 (58). С. 64-74.

15. Dambueva V.Yu. Attractive potential as a resource of socio-economic development of the Ivanovo region. Modern high-tech technologies. Regional application. 2019. N 4 (60). P. 28-35.

16. Gvazava D.G., Khomutova L.A., Isaeva L.M. Strategy of innovative development of cattle breeding in the Kostroma region. Modern high-tech technologies. Regional application. 2019. N 3 (59). P. 32-37.

17. Rychikhina N.S. On the role of clusters in stabilizing the economy of small towns. Regional economy: theory and practice. 2012. N 6. P. 45-49.

18. Goncharenko V.E., Korobova V.F., Smirnova I.A. Statistical analysis of the resource potential of the regions of Russia. Modern science-intensive technologies. Regional application. 2019. N 2 (58). P. 33-41.

19. Ledyakina I.I., Elizarova A.A. Economic security of the region (on the example of the Ivanovo region). Modern high-tech technologies. Regional application. 2019. N 2 (58). P. 64-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.