Научная статья на тему 'Эволюция формирования системы расселения cеверо%Востока центра России'

Эволюция формирования системы расселения cеверо%Востока центра России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Снитко А.В.

Проанализирована динамика изменения числа, крупности и размещения городов по территории северо-востока Центра России во времени. Особое внимание уделено анализу причин формирования современной системы расселения и ее качественных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция формирования системы расселения cеверо%Востока центра России»

Градостроительство ? . .. Научно-технический

и архитектура '' и производственный журнал

УДК 311.314

А.В. СНИТКО, канд. архитектуры (snitko-a-v@rambler.ru), Ивановская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д.К. Беляева

Эволюция формирования системы расселения Cеверо-востока Центра России

Проанализирована динамика изменения числа, крупности и размещения городов по территории северо-востока Центра России во времени. Особое внимание уделено анализу причин формирования современной системы расселения и ее качественных характеристик.

Ключевые слова: эволюция расселения, города исторического Центра России, моногорода.

Северо-восток Центра России - старейший промышленный регион Российской Федерации, где сосредоточено огромное количество исторических промышленных городов. В настоящее время в условиях перехода общества к следующему цивилизационно-технологическому этапу развития - постиндустриальному, когда происходят значительные подвижки в функционировании многих городов и, как следствие, развитие или угасание многих населенных пунктов, в том числе проблема моногородов, важно понять закономерности формирования современной системы расселения, которая сформировалась в основном в индустриальный период развития.

Именно развитие промышленности региона за два прошедших столетия коренным образом изменило систему расселения и размещения городов на его территории. Эволюцию этой системы целесообразно рассматривать с двух позиций - количественной, характеризующей количество и типы основных ее городов, и качественной, характеризующей их размещение и взаимосвязи.

Первая волна образования городов в регионе связана еще с домонгольским периодом. Главенствующая их функция была административная, военно-стратегическая (оборонительная) все-таки играла подчиненную роль. К этим городам относятся: Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль, Кострома, Переславль-Залесский, Юрьевец, Муром.

Вторая волна образования городов связана с периодом становления Русского государства. Преимущественное назначение их было скорее уже военно-стратегическим (роль крепостей); административная функция имела подчиненный характер. К ним относятся Шуя, Кинешма, Плес [1].

Города располагались на исторически сложившихся путях государства: водном вдоль Волги (Ярославль - Кострома - Плес - Кинешма - Юрьевец - Пучеж); сухопутных (Москва - Владимир - Суздаль - Шуя - Лух - Юрьевец, Москва - Переславль - Ростов - Ярославль - Вологда).

Таким образом, количественные характеристики системы расселения региона до XVIII в. формировались под влиянием исключительно государственно-политического фактора, а качественные - под влиянием природных факторов.

Третья волна образования городов в регионе связана с административной реформой 1770-х гг. Согласно ей многим бывшим слободам, население которых преимущественно занималось несельскохозяйственным производством (но еще и не промышленным) - торговлей, ямским и

прочими промыслами, был присвоен статус городов. Тогда их получили: Александров, Вязники, Меленки, Киржач, Покров, Судогда, Ковров, Богородск, Егорьевск [2, 3].

Учитывая преобладающий тогда сельский тип расселения, образование новых городов обусловливало формирование системы городского расселения дисперсного типа.

Здесь, в Центральной части России ввиду отсутствия необходимости в оборонительных функциях военно-стратегический фактор при образовании городов утратил свое значение, ландшафт местности не играл столь важную роль. Вместе с тем именно в этот период появляются новые предпосылки образования населенных пунктов.

Первым «звонком» в появлении населенного пункта, никак не связанного с исполнением роли сельскохозяйственного, торгового, оборонительного, административного центра, было строительство поселка Гусевского стекольного завода. С момента зарождения Гусь-Хрустальный формировался как чисто пролетарский поселок вокруг завода, где заводская администрация была единственным начальством.

В то же время начинается интенсивный процесс превращения ряда селений в кустарные села (с преобладанием несельскохозяйственных занятий населения). Самыми крупными среди них были села Щелково, Зуево, Кохма, Лежнево, Иваново и др. В дальнейшем на их основе происходило формирование фабричных сел, ставших основой будущих городов.

Таким образом, для периода XVIII - нач. XIX в. характерны следующие тенденции в формировании системы расселения региона:

- количественные характеристики системы расселения формируются под воздействием государственно-экономического фактора: происходит однозначное изменение причин образования городов региона - их военно-стратегическая функция полностью теряет свою значимость, главной становится функция административного управления территориями;

- именно в этот период зарождаются иные факторы формирования будущих количественных характеристик системы: получает обособление и значимость в появлении или интенсивном развитии некоторых населенных пунктов новая функция - промышленное (пока в виде мануфактур) производство; вместе с тем она еще не является определяющей в присвоении того или иного статуса населенному пункту;

Научно-технический | . .. Градостроительство

и производственный журнал '' и архитектура

Таблица 1

Город Развитие промышленной функции в подпериоды: ■ - значительное; □ - незначительное Примечания

первый (1840-1890-е гг.) второй (1900-1950-е гг.) третий (1960-1980-е гг.)

Ростов □

Суздаль

Владимир □ ■

Переславль-Залесский □

Ярославль ■ ■ ■

Кострома ■ ■

Юрьевец □

Юрьев-Польский □

Кинешма □ □ ■

Шуя ■ ■

Плес □

Лух ныне ПГТ

Судогда □

Ковров ■

Покров □

Киржач □

Александров □

Богородск □ ■

- под влиянием государственно-экономического фактора происходит и формирование качественных характеристик системы - достаточно равномерное размещение городов по территории региона;

- падает влияние природно-климатических, ландшафтных условий;

- организация новых городов происходит на месте существующих поселений;

- наблюдается зависимость формы транспортной инфраструктуры региона от размещения населенных пунктов, а не наоборот.

В индустриальный период развития производства происходит более значимое изменение как количественных, так и качественных характеристик системы расселения региона.

В этот период уже существовал ряд городов с обозначенными выше приоритетными функциями. Рассмотрим динамику появления в них промышленной функции (табл.1).

В то же время именно в данный период вновь появлявшаяся промышленная функция стала главной в развитии многих населенных пунктов (поселков и сел), преобразованных в города в начале ХХ в. Кроме этих городов развитие получили населенные пункты, имеющие в настоящее время статус поселков городского типа и исключительно промышленный профиль (табл. 2).

Итак, именно начавшийся в 40-50-х гг. XIX в. промышленный переворот повлек за собой изменение принципов размещения населения по территории региона. Период 1850-1950-х гг. явился своеобразной эпохой «переселения народов» из деревень в города.

В Московской губернии крупнейшим центром промышленности становится Богородск. В начале 1880-х гг. Богородский уезд Московской губернии по числу предприятий и рабочих (157 предприятий и 33,3 тыс. работающих) занимал второе место в губернии после Москвы.

К концу XIX в. только в Московской губернии насчитывалось более 100 фабричных сел. Здесь наряду с фабричными селами, появившимися до реформы (Орехово, Зуево,

Раменское, Реутово, Наро-Фоминское, Щелково и др.), возникали новые, среди них текстильные (Высокогонск, Солнечногорск), центры тяжелой промышленности (Климовск, Мытищи, Люберцы). Перепись в 1897 г. зафиксировала в губернии 26 крупных фабричных центров - не городов, имевших от 2 до 10 и более тыс. жителей. Некоторые из фабричных сел превосходили по числу жителей уездные города. В с. Глухове Богородского уезда в 1897 г. проживало 9 тыс. человек, в с. Зуеве того же уезда - около 10 тыс. человек, в с. Озеры Коломенского уезда - 11 тыс. человек [2].

Благодаря развитию промышленности обеспечивался последовательный рост населения городов региона: во Владимирской губернии - Шуи, Коврова, Мурома; в Костромской губернии - Костромы, Кинешмы; в Ярославской -Ярославля, Тутаева.

В Костромской губернии текстильное производство быстрыми темпами развивается в южных ее уездах, в Ярославской - в восточных, во Владимирской - в северных и северо-западных.

Во Владимирской и Костромской губерниях в этот период в разряд нерядовых поселений быстро выходят такие небольшие и незаметные прежде села и деревни, как Середа, Родники, Бонячки, Тезино, Новая Гольчиха (три последние позднее объединяются в г. Вичуга), Южа, Яковлевское (Приволжск), Ундол (ныне Лакинск), Карабаново, Струнино. Дальнейшее развитие получают Кохма, Лежнево, Тейково, Гусь-Хрустальный. Появляются новые поселки на чистом месте - Собинова Пустошь, поселок Кольчугинского завода, Камешково.

В то же время заметно теряют свое лидирующее положение в развитии народнохозяйственного комплекса региона многие города. Во Владимирской губернии прекращается развитие Суздаля, в Костромской - Плеса, Юрьевца, Пучежа, Луха.

На первое место в этом обширном регионе расселения выходит Иваново-Вознесенск, ставший на рубеже XIX-XX вв. крупнее уездной Шуи в 2,5 раза, и губернского

Градостроительство | . .. Научно-технический

и архитектура '' и производственный журнал

Таблица 2

Первоначальное наименование населенного пункта Развитие промышленной функции в подпериоды: ■ - значительное; □ - незначительное Современное наименование города (прямым шрифтом - сам город, курсивом - город, в состав которого вошло поселение)

первый (1840-1890-е гг.) второй (1900-1950-е гг.) третий (1960-1980-е гг.)

Иваново ■ ■ ■ Иваново

Вознесенский Посад ■

Антропиха ■ Кинешма

Вандышки ■

Дерябиха ■

Анненский ■

Глухово ■ ■ Ногинск

Истомкино ■

Тезино ■ Вичуга

Гольчиха ■

Бонячки ■

Киселево ■ Фурманов

Фроловка ■

Никольское ■ ■ Орехово-Зуево

Дубровка ■

Зуево □ ■

Ликино ■ Ликино-Дулево

Дулево ■

Родники ■ □ Родники

Тейково ■ Тейково

Наволоки ■ Наволоки

Химзавод ■ Заволжск

Кохма ■ ■ □ Кохма

Южа ■ Южа

Яковлевское ■ Приволжск

Ундол ■ Лакинск

Собинова Пустошь ■ Собинка

Гавриловская слобода ■ Гаврилов-Ям

Карабаново ■ Карабаново

Камешково ■ Камешково

Струнино ■ Струнино

Кольчугинский завод ■ Кольчугино

Гусь-Хрустальный ■ ■ ■ Гусь-Хрустальный

Куровская ■ Куровское

Раменское ■ ■ Раменское

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шатура ■ Шатура

Комсомольск ■ Комсомольск

Горенки ■ Балашиха

Реутово ■ Реутов

Ивантеевка ■ Ивантеевка

Затишье ■ Электросталь

Владимира. По переписи 1897 г. в Иваново-Вознесенске проживало 54 тыс. жителей, в Шуе - 20 тыс. жителей.

В период строительства машинных фабрик начинают еще более четко прослеживаться тенденции группировки текстильных центров в промышленные узлы и районы (в масштабах страны).

В развитии системы размещения промышленных центров по территории региона стал играть ряд новых факторов, главным из которых было развитие линий железных дорог как важных транспортных артерий. Они способствовали форми-

рованию новой системы фабричных сел и слобод, развитие которых становилось частью процесса градообразования.

Именно во второй половине XIX в. во многом сложилась существующая сеть железных дорог по территории региона. В 1860-1862 гг. была построена железная дорога Москва -Нижний Новгород. В 1868 г. открылось движение на линии Кинешма - Иваново - Новки. В конце 60-х - начале 70-х гг. регион пересекла дорога Москва - Ярославль - Вологда. В 1880-е гг. открылось железнодорожное сообщение на участках Муром - Ковров, Иваново-Вознесенск - Александров.

Научно-технический | . .. Градостроительство

и производственный журнал '' и архитектура

Таблица 3

Ветка железной дороги Промышленные центры, расположенные на железной дороге или на расстоянии не более 5 км

Москва - Владимир - Нижний Новгород Павловский Посад, Орехово-Зуево, Покров, Ундол, Собинова Пустошь, Ковров, Вязники, Камешково

Москва - Александров - Иваново-Вознесенск - Кинешма Бонячки, Тезино, Новая Гольчиха, Вичуга, Тейково, Кольчугино, Карабаново, Струнино

Иваново-Вознесенск - Новки Кохма, Шуя, Колобово,

Иваново-Вознесенск - Ярославль Киселево, Фроловка, Нерехта

Соответственно более интенсивное развитие получают промышленные центры вдоль железных дорог.

Вдоль них от Москвы на юго-восток активно развиваются Раменское, Куровское. В 1885 г. специально проводится тупиковая железная дорога в Богородск (Ногинск), в 1890 г.

- в Родники. Южский фабрикант Балин строит железную дорогу от Южи до пристани на р. Тезе.

Вдоль гужевого тракта Иваново-Вознесенск - Ярославль развиваются Писцово, Гаврилов-Ям, вдоль тракта Иваново-Вознесенск - Плес - с. Яковлевское (ныне При-волжск) и т. д.

Постепенно на сетке плотного размещения фабрик по территории Верхневолжского района выделяется ядро с радиусом 350 км, в пределах которого более крупные группировки текстильных центров наблюдаются в виде каскадов по рекам, железным дорогам и гужевым трактам [4].

В то же время концентрация средств производства происходила не только в удобных именно с точки зрения транспортных условий местах. Значимым фактором было наличие также свободных территорий, свободных трудовых резервов.

Таким образом, для второй половины XIX в. характерны следующие тенденции в формировании системы расселения региона:

- во-первых, происходит формирование нового типа крупного населенного пункта - промышленного центра;

- во-вторых, промышленная функция в формировании и развитии крупных центров становится главенствующей, остальные постепенно воспринимают подчиненную роль;

- в-третьих, происходит формирование основной совокупности крупных населенных пунктов на территории региона;

- в-четвертых, именно в этот период закладываются качественные характеристики современной системы расселения: размещение крупных центров вдоль линий транспортных магистралей и группировка их двумя особыми «сгустками» в восточной части Подмосковья и вокруг Иваново-Вознесенска.

В 1900-1910-е гг. объективно назревает неразрешен-ность проблемы присвоения статуса городов населенным пунктам и определения административного уровня промышленных городов.

Некоторые фабричные села по своим экономическим функциям, численности населения, социальному составу и характеру занятий жителей были, по существу, «неофициальными» городами. Например, Орехово-Зуевская групповая система населенных мест в 1890 г. по числу рабочих (26,8 тыс. человек) уступала лишь Москве и Петербургу: только в поселке Никольском Покровского уезда в начале XX в. проживало около 30 тыс. человек.

В других фабричных центрах Владимирской губернии наблюдалась похожая картина: в Кохме Шуйского уезда

проживало 10 тыс. жителей, в Тейкове - 8 тыс. человек и т. д. Такая же ситуация складывалась в фабричных селах Костромской губернии (Родники, Вичуга, Середа имели от 7 до 12 тыс. жителей).

Новые промышленные центры, некоторые уже получив статус городов, а некоторые еще не успев это сделать, стали превалировать в общей массе населенных пунктов с числом населения более 5 тыс. жителей, обогнав очень значительно по динамике роста и фактическому числу жителей многие старые города.

Так, во Владимирской губернии в 1914 г. безуездный Иваново-Вознесенск насчитывал 169 тыс. жителей, уездная Шуя - 37 тыс., а губернский Владимир - 47 тыс. жителей. В 1917 г. в Богородске насчитывалось 32 тыс. жителей, в Егорьевске - 23 тыс., а Орехово-Зуеве - 81 тыс. жителей [2]. В это же время население, например, Плеса составило 2 тыс. жителей, Юрьевца и Суздаля - 4 тыс. жителей, Луха - 1 тыс. жителей, Гаврилова Посада - 3 тыс. жителей.

В 1917 г. сразу после Февральской революции получает статус города Орехово-Зуево.

В 1918 г. из ряда уездов Владимирской, Костромской и Ярославской губерний, обладающих общностью социально-экономического потенциала, образуется Иваново-Вознесенская губерния. В ее пределах в первое десятилетие Советской власти получают статус городов и районных центров Середа, Приволжск, Вичуга, Родники, Кохма, Южа, Тейково. Причем практически все они статус городов получают вследствие быстрого развития промышленного производства. Из старых городов последовательно развиваются лишь Кинешма и Шуя, наращивающие свой социально-экономический потенциал.

В оставшейся части Владимирской губернии как промышленные центры развиваются старые города Ковров, Муром, Вязники; получают статус городов Собинка, Коль-чугино, Гусь-Хрустальный, Карабаново; в Ярославской губернии - Гаврилов-Ям.

В 1920-1930 гг. статус городов в восточном Подмосковье получают Раменское, Балашиха, Электросталь, Ли-кино-Дулево, Ивантеевка.

Первые промышленные центры (Шатура, Комсомольск) создавались на базе развития энергетики в соответствии с планом ГОЭЛРО.

Фактически уже к концу 1930-х гг. полностью складывается существующая и поныне в регионе система расселения. В дальнейшем происходит лишь количественный рост экономического потенциала и численности населения уже сформированных городов.

Таким образом, для первой половины ХХ в. характерны следующие тенденции в формировании системы расселения региона:

- окончательно закрепляется главенствование роли промышленности в формировании и развитии городов,

Градостроительство и архитектура

Научно-технический и производственный журнал

Эволюция системы расселения северо-востока Центра России: а — 1820 г.; б — 1870 г.; в — 1915г.; г — 1945г. Синим цветом обозначена промышленная функция городов, красным — административно-торговая

вместе с тем именно в этот период теряет лидерство текстильная промышленность в появлении новых промышленных центров, такими отраслями становятся химия, энергетика, машиностроение;

- в этот период происходит институализация основной части городов региона, система расселения получает большую «контрастность» и практически формируется в ее сегодняшнем виде;

- наблюдается неукоснительное последовательное развитие промышленных центров в тех ареалах (как линейных, так и территориальных) в пределах региона, которые определились в предыдущий период.

После Великой Отечественной войны система расселения в регионе не претерпевает каких-либо количественных изменений. Среди качественных характеристик необходимо отметить возрастание роли автомобильного транспорта и соответственно строительство некоторых новых магистральных автомобильных дорог, трассы которых по-новому, согласно сформированному административно-территориальному делению связали города региона. В то же время многие старые основные гужевые тракты региона утратили свое значение.

Итак, именно в течение индустриального технологического периода (1840-1980 гг.) в регионе произошло корен-

ное изменение роли отдельных функций в образовании и росте городов. Главенствующей функцией городов стала промышленная, а не административная, торговая или военная, как было в предыдущий период. В это время институционально сформировалось большинство городов региона. К середине этого периода практически была сформирована система расселения региона и его основные транспортные коридоры (см. рисунок). В это же время произошло коренное изменение типа городского расселения в регионе -от дисперсного до концентрированного. Были сформированы основные групповые системы населенных мест. Начиная с 1960-х гг. особых изменений в системе расселения не произошло.

Список литературы

1. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки со-циал.-полит. истории. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1987.

2. Города Подмосковья. Книга 2. М.: Московский рабочий, 1980. 620 с.

3. История Владимирского края. Ярославль: Верхневолж. кн. изд-во, 1973.

4. Гзраскин Н.С. Архитектура русской текстильной фабрики XIX - нач. XX в. Дисс. д-ра архитектуры. М. 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.