Научная статья на тему 'Моногорода: социально-экономические проблемы и перспективы (на примере Ивановской области)'

Моногорода: социально-экономические проблемы и перспективы (на примере Ивановской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1540
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОДА / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / MONOTOWN / REGION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / PROBLEMS / PERSPECTIVES / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Николаева Е. Е.

Регион можно представить как совокупность проживающих на его территории людей, функционирующих предприятий, организаций, органов власти. Такое территориальное образование формирует потребность в удовлетворении общественных потребностей, в обеспечении нормального общественного воспроизводства. Региональная экономика является трехуровневой: региональный (уровень региона в целом), муниципальный (уровень муниципалитетов) и поселенческий уровень (уровень городских и сельских поселений). Последний исследован недостаточно. Опираясь на системно-воспроизводственный подход, в статье рассматриваются фундаментальные проблемы моногородов как индустриальных центров Ивановской области, которые сформировались преимущественно вокруг градообразующих предприятий текстильной промышленности. На протяжении всего пореформенного периода в этих населенных пунктах, большинство из которых относится к малым городам, наблюдается «свертывание» как материального производства (промышленности, строительства, торговля), так и нематериального производства (здравоохранение, образование, культура), отток населения в более благополучные поселения и регионы, острая нехватка трудовых ресурсов в количественном и в структурном аспектах, отсутствие финансовых возможностей для саморазвития. Перечисленные проблемы приводят к тому, что и в малых моногородах, и в регионе в целом воспроизводится депрессивное состояние экономики. Решение этих и других проблем малых городов в условиях старопромышленного депрессивного региона, каковым продолжает оставаться Ивановская область, невозможно без участия федерального центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONOTOWNS: SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS AND PROSPECTS (THE CASE OF THE IVANOVO REGION)

A region can be presented as the sum of its people, enterprises, organizations, and authorities. Such a territorial agglomeration shapes the need for satisfaction of public requirements and ensuring normal public reproduction. Regional economy has three-levels: regional, municipal and settlement. The last one has been out of focus of science. The current research relies on the system and reproduction approach and investigates fundamental problems of monotowns in the Ivanovo region as industrial centers created mainly around city-forming textile enterprises. Throughout the post-reform period, these small towns has seen a «curtailment» of material production (industry, construction, trade) as well as intangible production (health, education, culture), an outflow of population to more prosperous settlements and regions, an acute shortage of labor resources in both the quantitative and structural aspects, a lack of financial opportunities for self-development. All these problems bring about economy depression, both in small monotowns and in the region in general. The solution for the problems of small cities in the conditions of an old industrial depressive region like Ivanovo seems impossible without participation of the federal center.

Текст научной работы на тему «Моногорода: социально-экономические проблемы и перспективы (на примере Ивановской области)»

УДК 332.142.4

МОНОГОРОДА: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Елена Е. Николаева1, @

1 Ивановский государственный университет, Россия, 153025, г. Иваново, ул. Ермака, 39 @ [email protected]

Поступила в редакцию 25.01.2018. Принята к печати 12.03.2018.

Ключевые слова: моногорода, регион, социально-экономическое развитие, проблемы, перспективы, государственная поддержка.

Аннотация: Регион можно представить как совокупность проживающих на его территории людей, функционирующих предприятий, организаций, органов власти. Такое территориальное образование формирует потребность в удовлетворении общественных потребностей, в обеспечении нормального общественного воспроизводства. Региональная экономика является трехуровневой: региональный (уровень региона в целом), муниципальный (уровень муниципалитетов) и поселенческий уровень (уровень городских и сельских поселений). Последний исследован недостаточно. Опираясь на системно-воспроизводственный подход, в статье рассматриваются фундаментальные проблемы моногородов как индустриальных центров Ивановской области, которые сформировались преимущественно вокруг градообразующих предприятий текстильной промышленности. На протяжении всего пореформенного периода в этих населенных пунктах, большинство из которых относится к малым городам, наблюдается «свертывание» как материального производства (промышленности, строительства, торговля), так и нематериального производства (здравоохранение, образование, культура), отток населения в более благополучные поселения и регионы, острая нехватка трудовых ресурсов в количественном и в структурном аспектах, отсутствие финансовых возможностей для саморазвития. Перечисленные проблемы приводят к тому, что и в малых моногородах, и в регионе в целом воспроизводится депрессивное состояние экономики. Решение этих и других проблем малых городов в условиях старопромышленного депрессивного региона, каковым продолжает оставаться Ивановская область, невозможно без участия федерального центра.

Для цитирования: Николаева Е. Е. Моногорода: социально-экономические проблемы и перспективы (на примере Ивановской области) // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. №№ 1. С. 137-142. DOI:10.21603/2500-3372-2018-1-137-142.

Актуальность изучения моногородов в российской экономике в воспроизводственном аспекте, во-первых, связана с тем, что общественное воспроизводство как многоуровневое понятие в региональном аспекте представляет собой взаимосвязь регионального уровня (сам регион), субрегионального (муниципалитеты) и поселенческого уровня (города, села, деревни) [1, с. 32]. При этом по последнему уровню практически нет статистики, что затрудняет анализ социально-экономического состояния поселения. Во-вторых, резервы развития находятся в регионах, в малых городах. Они связаны не только с природными ресурсами, но также с трудовым и производственным потенциалом. В-третьих, в российской экономике исторически сложился следующий тип расселения «деревня (село) - малый город (малое или средних размеров поселение) - крупный населенный пункт (областной центр, другие поселения со значительным числом проживающих)» [1, с. 48]. Острота вопроса связана с тем, что в современных условиях наблюдается тенденция «свертывания» хозяйственной деятельности в малых населенных пунктах (деревнях, селах, малых городах).

Для понимания современных проблем Ивановской области обратимся к истории. Ивановская земля еще в середине XVIII в. славилась льняным промыслом, ткачеством. В начале XIX в. мануфактуры стали переходить с полотня-

ного на хлопчатобумажное производство. В первой трети XIX в. за селом Иваново, окружающими его селами и деревнями, за уездными городами Шуей и Кинешмой прочно закрепляется репутация текстильного края. В обозрении Владимирской губернии за 1817 г. говорилось, что Иваново «.. .весьма значительно по своей промышленности, оно превосходит не только все города Владимирской губернии, но и может сравниться с знатнейшими городами, каковы есть Ярославль и Калуга», что здесь «...выделывается одних мануфактурных изделий: миткаля, полотна, ситцу на сумму до 7 миллионов рублей, а торговля села простирается до 6 миллионов» [2, с. 33]. К концу XIX в. в «ситцевом царстве» завершился промышленный переворот, на текстильных фабриках работали паровые машины, электромоторы, использовались химические красители. В результате бурного развития промышленности после освобождения крестьян в 1861 г. в России сложился целый ряд крупных экономических районов. Одним из них был Иваново-Вознесенский промышленный район, охватывающий северные индустриальные уезды Владимирской губернии и южные индустриальные уезды Костромской губернии. Административная граница между Владимирской (Шуйский уезд) и Костромской (Кинешемский и Юрьевецкий уезды) губерниями проходила в самом центре текстильного края. Граница эта возникла в 1778 г., когда Екатериной II было установлено

деление Российской империи на губернии. Она просуществовала 140 лет - с 1778 по 1918 г.

Точкой отсчета истории области как официально оформленного в административно-территориальном отношении самостоятельного региона является постановление Наркомата внутренних дел РСФСР 20 июня 1918 г. об образовании Иваново-Вознесенской губернии. Мощный потенциал губернии был максимально использован для проведения индустриализации страны в конце 20-х и в 30-е гг. ХХ в. В январе 1929 г. была образована новая Ивановская промышленная область, объединившая вокруг Иваново-Вознесенской губернии Владимирскую, Костромскую и Ярославскую губернии (она просуществовала до 1932 г.). Сходным по росту промышленного производства стал период конца 50-х - начала 60-х гг., когда город Иваново стал центром Верхневолжского экономического района.

Подавляющая часть городов Ивановской области возникла вокруг промышленных предприятий в первую очередь текстильных в Х1Х-ХХ вв. Материальное производство выступало основой развития поселений и способствовало превращению их в города (областной центр Ивановской области - г. Иваново - тоже образовался как город в 1871 г. путем слияния села Иванова и Вознесенского посада в связи с бурным ростом промышленного производства в XIX в.). Эти поселения выступали как индустриальные центры местного значения. При этом большинство из них приобретали черты моногородов. В отличие от многих других регионов страны в Ивановской области моногорода - это малые поселения.

Ивановская область одна из самых маленьких в стране. Территория области - 21,4 тыс. кв. км, что, к примеру, почти в 3 раза меньше площади, занимаемой соседней Костромской областью. Область насчитывает 21 муниципальный район, 6 городских округов (Иваново, Кинешма, Шуя, Вичуга, Кохма, Тейково), 24 городских поселения (Фурманов, Родники, Приволжск, Южа, Заволжск, Наволоки, Юрье-вец, Комсомольск, Пучеж, Гаврилов-Посад, Плес, Верхний Ландех, Ильинское-Хованское, Каменка, Колобово, Лежнево, Лух, Нерль, Ново-Писцово, Палех, Пестяки, Петровский, Савино, Старая Вичуга). Статус города имеет 17 населенных пунктов, из них 14 - это малые города, в том числе 6 городов с численностью населения менее 10 тыс. человек [3].

В 2014 г. распоряжением № 1398-р Правительство РФ утвердило перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), включающий 313 муниципальных образований, распределенных на 3 категории в зависимости от степени ухудшения складывающейся в них социально-экономической ситуации. Из Ивановской области включено 10 городских поселений.

Категория 1. Монопрофильные муниципальные образования РФ (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций): пгт. Петровский (градообразующее предприятие ОАО «Спиртзавод «Петровский» (в настоящее время не действует) и г. Южа (предприятия «Южская прядиль-но-ткацкая фабрика» (не работает), Мостовское лесопромышленное предприятие (не работает), Торфопредприятие (не работает). Промышленность представлена малыми предприятиями швейной и пищевой отрасли).

Категория 2. Монопрофильные муниципальные образования РФ (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения: пгт. Колобово (ОАО «Колобовская ткацкая фабрика» (производство суровых тканей)); пгт. Савино (ООО «Савинская ткацкая фабрика «Солидарность»» (не работает), ООО «Архипо-вское ткачество»); г. Наволоки (Хлопчатобумажный комбинат ООО «Навтекс»); г. Фурманов (Фурмановский литей-но-механический завод (обанкрочен, в данный момент на его территории располагается предприятие текстильной промышленности «Madiyo Текстиль», выпускающее трикотажное полотно; машиностроительный завод «Темп» (обанкрочен), ООО «Фурмановская фабрика № 1», ОАО «Фурмановская прядильно-ткацкая фабрика № 2» (ликвидирована в декабре 2016 г.), прядильно-ткацкая фабрика № 3 холдинга «Шуйские ситцы», швейные предприятия); г. Тейково (ОАО «Тейковский ХБК» (производство хлопчатобумажных тканей); ООО «АРТ-Швейное производство»; ЗАО «Тейковская швейная фабрика» (производство спецодежды); Тейковский филиал ОАО ММЗ «Вперёд» (машиностроительная продукция); ОАО «Теплант» (производство сендвич-панелей); ООО «Ультрастаб» (производство георешётки и геоткани); ООО «Тейковский фанерный комбинат»), пгт. Каменка (основное предприятие посёлка - текстильная (отделочная) фабрика «Красный Октябрь»).

Категория 3. Монопрофильные муниципальные образования РФ со стабильной социально-экономической ситуацией: г. Вичуга (текстильные предприятия: ООО «Ногинская фабрика», ООО «Кортес», филиал ЗАО «ПК Нордтекс» в г. Вичуга «Шаговец»); г. Приволжск (ООО «Ланкастер» (ликвидировано в ноябре 2017 г.), ООО «Яковлевская мануфактура» (производства льняных тканей), два ювелирных завода (ООО «Фабрика «Приволжский ювелир»», ЗАО Приволжский ювелирный завод «Красная Пресня») [4].

В этих моногородах на 1 января 2015 г. проживало 157 067 человек (18,6 % городского населения всей Ивановской области), а на 1 января 2017 г. - 153 617 человек (18,5 % всего городского населения региона). Если же брать все население области, то жители моногородов составляют 15 % населения [3, 5].

К проблемам малых моногородов Ивановской области следует отнести следующие.

1. В 90-х годах ХХ века в процессе перехода к рыночной экономической системе в Ивановской области произошло существенное падение промышленного производства (в 1991-1996 гг. до 29-31 % от уровня 1990 г.). В связи с тем, что многие градообразующие предприятия, особенно расположенные в небольших поселках, обанкротились, положение моногородов резко ухудшилось. Люди оказались безработными, остались без средств к существованию, стали уезжать на работу в более благополучные регионы, в первую очередь в Москву. С банкротством и закрытием промышленных предприятий тесно связаны и проблемы обеспечения населенных пунктов теплом и водой, поскольку они подавались в жилые дома от промышленного предприятия, сохранения объектов социальной сферы (детских садов, домов культуры, клубов, библиотек), которые при нормально функционирующем предприятии находились на его балансе. В некоторых малых городах Ивановской области вообще не осталось промышленных предприятий. Так, в г. Юрьевеце, родине архитекторов Весниных, кинорежис-

серов А. Роу и А. Тарковского, на 8,5 тыс. человек (с районом - 14 тыс. человек) жителей нет ни одного хлебопекарного производства. Хлеб везут из близлежащих городов -Пучеж (50 км) и Кинешма (70 км) [6].

2. Острейшая проблема малых городов - финансовая проблема - недостаточность собственных ресурсов для развития. Следует отметить, что отсутствие самодостаточности и способности к саморазвитию регионов и их муниципальных образований является одной из серьезных проблем в региональном воспроизводстве в нашей стране. Недостаточность ресурсов выступает одной из основных причин депрессивного состояния как отдельных поселений, муниципальных образований, так и региональной экономики в целом, поскольку не позволяет обеспечить нормальные условия для общественного воспроизводства. Например, доля собственных доходов местного бюджета в общем объеме доходов бюджета муниципального образования по городу Тейково Ивановской области в 2008 г. составила 49 %, а по Тейковскому муниципальному району - 13,6 % [7]. В бюджете городского округа Тейково на 2016 г. доходы составили всего 415,4 млн руб, из них налоговые доходы 159,8 млн руб., неналоговые доходы 20,3 млн руб., безвозмездные поступления 235,3 млн руб. [8], т. е. доля собственных доходов в общем объеме доходов городского бюджета составила всего 43,35 %. На плечи местных бюджетов «упали» социальные объекты, от которых в 90-2000-е гг. отказались предприятия, в то время как от самих предприятий налоговые платежи уже не поступают в бюджет малого моногорода. Доходы бюджета городского округа Тейково на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. выглядят следующим образом: на 2017 г. доходы всего 378,6 млн руб., из них налоговые доходы 148,9 млн руб., неналоговые доходы 20,5 млн руб. (собственные доходы составят 44,8 %), безвозмездные поступления 209,2 млн руб. (55,2 %); на 2018 г. доходы всего 381,3 млн руб., из них налоговые доходы 155,8 млн руб., неналоговые доходы 20,3 млн руб. (доля собственных доходов 46 %), безвозмездные поступления 205,2 млн руб. (54 %); на 2019 г. доходы всего 385,8 млн руб., из них налоговые доходы 165,9 млн руб., неналоговые доходы 19,8 млн руб. (собственные доходы 48,1 %), безвозмездные поступления 200,1 млн руб. (51,9 %). Следует отметить, что это не самые плохие показатели в области. Даже бюджет областного центра наполовину дотационен. Так, на 2018 г. в бюджете города Иваново запланированы доходы в размере 5 899 млн руб., из них собственные налоговые и неналоговые доходы - 3 237 млн руб. (54,9 %), а поступления из областного и федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции) - 2 662 млн руб. (45,1 %) [9, с. 5].

3. Беда многих малых моногородов России и Ивановской области как ее части - удалённость от транспортных магистралей и крупных центров, плохие условия связи с ними, т. е. проблема инфраструктурной обустроенности территории. Мы рассматриваем инфраструктурную обустроенность территории как один из важнейших признаков региона и включаем в нее три типа инфраструктуры - производственную, социальную, рыночную. Рыночная инфраструктура, с нашей точки зрения, охватывает сферу обращения, обеспечивая рыночными услугами как производство, так и людей, властные структуры. При таком подходе получается, что само воспроизводство включает в себя производство и

потребление и находящуюся между ними сферу обращения [1, с. 35]. Большинство малых городов страдает от отсутствия элементарных удобств, многих видов бытового обслуживания, низкого качества жилья, дорог. Не достаточно в малых городах предприятий оптовой и розничной торговли, банковских и страховых учреждений, предприятий культуры и отдыха, транспортных предприятий. Так, например, в уже упомянутом г. Юрьевец - в городе всемирно известных кинорежиссёров А. Роу и А. Тарковского - нет ни одного кинотеатра. Уничтожен речной флот. Порт, куда раньше причаливали суда, продан, и речное сообщение Юрьевца с другими регионами прекращено. Все это приводит к резкому отставанию этих населенных пунктов по уровню жизни от более крупных городов, особенно от областных центров, к оттоку населения в более привлекательные с точки зрения условий проживания места - г. Иваново, г. Нижний Новгород, г. Ярославль, г. Москва. Ивановская область полностью электрифицирована, однако газификация еще не завершена, уровень газификации региона к началу 2016 г. составил 74,3 % (в среднем по России - 66,2 %) [10]. Значительная часть жителей деревень, поселков и малых городов не имеет центрального водоснабжения.

Хозяйственное пространство надо поддерживать, этим задачам как раз отвечает указанный выше характер расселения людей («деревня (село) - малый город (малое или средних размеров поселение) - крупный населенный пункт (областной центр, другие поселения со значительным числом проживающих)»). В подобных условиях нужно обратить особое внимание на инфраструктурное обустройство территории (развитие и состояние дорожной сети, транспорта, связи, энергетики), которое влияет и на возрождение хозяйственной деятельности в малых городах и поселениях, и на решение проблемы занятости, поддержание хозяйственной территории. Именно инфраструктура выступает объективной основой сохранения целостности социально-экономической системы региона. При достаточной развитости инфраструктуры люди могут проживать в малых населенных пунктах (там обычно остра проблема занятости), а работать в средних или крупных городах, находящихся на расстоянии 20-30 км от мест проживания. Этот вариант реалистичен, если у людей есть личный транспорт (или регулярно курсирует общественный транспорт), хорошее состояние дорог, позволяющее транспорту двигаться с хорошими скоростями, сравнительно дешевый бензин и техническое обслуживание автомобилей. Естественно, что размер заработной платы работника должен быть достаточен, чтобы покрывать эти транспортные издержки.

4. Существенной проблемой для моногородов является проблема кадров как результат оттока жителей из малых городов, демографической проблемы 90-х гг. XX в., низкого уровня и качества жизни. Отсутствие необходимых трудовых ресурсов существенно затрудняет не только сохранение и развитие оставшихся на плаву предприятий, но и реализацию инвестиционных проектов. Кадровая проблема проявляется как в нехватке определенного количества работников, так и в качественном составе и структуре имеющейся рабочей силы, неадекватном потребностям социально-экономического развития. Наиболее инициативные, предприимчивые, мобильные люди уезжают в столицу как на постоянное место жительства и трудоустройство, так и для работы «вахтовым

методом» (например, неделя в Москве, неделя - в своем городе). Даже из областного центра уезжают на работу в Москву строители, преподаватели вузов (кандидаты и доктора наук), медицинские работники и другие специалисты. Во многом это связано с непривлекательностью и недостаточной обустроенностью бытовых условий для молодых специалистов, низкой заработной платой и рядом других проблем.

В результате, серьезной проблемой для жителей малых городов Ивановской области становится доступность медицинских и образовательных услуг. Эксперты Фонда независимого мониторинга «Здоровье», ссылаясь на данные Минздрава, отмечают, что в 2015 г. 25 российских регионов не смогли ликвидировать нехватку врачей и достичь запланированных показателей по обеспеченности населения медработниками. В 9 регионах этот показатель в 2015 г. и вовсе снизился. Среди них и Ивановская область (за 2015 г. обеспеченность населения врачами снизилась на 1 %) [11], хотя в областном центре имеется Ивановская государственная медицинская академия, готовящая нужных специалистов. К примеру, в Шуе, третьем по величине городе Ивановской области, нет лор-специалиста, за помощью приходится обращаться в областной центр. В Родниках было временно приостановлено функционирование отремонтированного, оснащенного современным оборудованием родильного дома из-за отсутствия узкого специалиста (неонатолога).

Для моногородов и поселков характерна и психологическая проблема - люди привыкают к сложившемуся положению дел, мирятся с ситуацией и не предпринимают активных действий по поиску другой работы, по переобучению, переквалификации. Низкая инициативность остающегося в регионе населения сказывается и на бизнес-климате в регионе.

5. Проблемой для производителей в малых городах, с одной стороны, является продвижение товаров на рынок, реализация своей продукции. С другой стороны, можно говорить о недостаточной диверсификации производства. Имеет существенное значение конкуренция со стороны производителей соседних регионов, которые в условиях свертывания производства в Ивановской области оказались более предприимчивыми и реализуют свою продукцию на местных рынках. По этой причине многие потребности населения, которые могли бы быть обеспечены за счет собственных ресурсов, обеспечиваются за счет ввоза, «привозят даже такие технологически простые вещи, как гвозди, скобы, запорные устройства и прочие виды металлоизделий, для создания которых в границах области всегда существовали необходимые предпосылки» [12, с. 64]. В конечном итоге доходы местных жителей (зарплаты, пенсии, пособия) уходят за пределы города и области, выгода - только от рабочих мест в торговых предприятиях.

Каковы же перспективы развития малых моногородов?

Для моногородов развитие промышленных предприятий как основы материального производства - необходимое условие сохранения статуса города, обеспечения налоговых поступлений в бюджет, занятости и доходов населения. Необходимо развитие собственного производства, замещающего ввозимую продукцию, а также развитие производства, ориентированного на вывоз за пределы города. При этом для моногородов важно ориентироваться на диверсификацию производства как основу устойчивости экономики. Речь не только о том, что следует уходить от узкой специализации производства, но и об определении

местных возможностей по реальному удовлетворению местных потребностей за счет собственного производства. Только при отсутствии таких возможностей следует ориентироваться на ввоз тех или иных товаров.

Поскольку для организации крупного производства необходимы значительные инвестиционные вложения, то наиболее разумным видится организация и поддержка малого и среднего предпринимательства. Например, предприятий пищевой промышленности по переработке сельхозпродукции, выращенной в регионе (молоко, мясо, картофель, капуста, другие овощи), а также лесных даров (грибы, ягоды) и продукции рыболовства (в связи с последним целесообразно возрождение прудового рыбоводства). Кроме этого, имеется возможность открытия в малых городах небольших швейных предприятий, ориентированных как на местные нужды, так и на реализацию продукции в соседних регионах, в областном центре, принимающем туристов в рамках шоп-туров из Костромской, Владимирской, Ярославской, Московской, Липецкой, Вологодской и многих других областей.

Поскольку практически единственным видом промышленных сырьевых ресурсов, которыми располагает Ивановская область, является лес (леса занимают 37,6 % от площади земель области (806,6 тыс. га)), то целесообразно развивать деревообрабатывающую промышленность для нужд строительства, машиностроения, химической и мебельной промышленности. В связи со значительными запасами торфа в регионе имеет смысл возобновление деятельности торфопредприятий для нужд сельского хозяйства, личных подсобных хозяйств, садово-огородных товариществ.

Важную роль с древних времен в Ивановской области играли народные промыслы. Мировую известность имеют работы палехских и холуйских мастеров, ювелиров При-волжска и Плёса, продукция строчевышивальных мастерских Пучежа, Палеха, Шуи и другие изделия. Их сохранение и развитие - еще одно направление развития материального производства в моногородах.

Возможны и другие варианты с учетом запросов рынка и взаимодействий предпринимателей, властных структур по обеспечению необходимых условий, в том числе инфраструктурных (например подъездные пути, транспортные средства для населения).

С проблемой занятости в малых населенных пунктах, включая малые моногорода, связан ряд проектных решений. Так, крупные предприятия с выгодой для себя могут развертывать филиальную систему производства. В этом случае в малых поселениях возникают небольшие производства, к примеру, «на уровне производства деталей» (возможно, это вид аутсорсинга). Другой вполне реалистический проект, имеющий особое значение для сельского хозяйства, а также для дорожной отрасли, - это создание передвижных (подвижных) механизированных отрядов. Начинается время весеннего сева, люди с техникой выезжают в поле, разбивают лагерь, ведут посевную кампанию, временно проживая там, где в данный момент работают. Такое же положение складывается и в другие периоды -ухода за растениями, уборки урожая.

Решение этих вопросов не под силу не только малому моногороду, но и депрессивному региону в целом. Требуется активная поддержка со стороны государства в виде реализации крупномасштабных инвестиционных проек-

тов, изменения государственной политики в отношении выпускников, обучавшихся на бюджетной основе, и другие меры. Надо сказать, что государство принимает ряд мер, которые, однако, носят точечный, а не комплексный характер. Летом 2016 г. Минэкономразвития приняло решение о включении городов Вичуга и Наволоки в федеральную программу поддержки моногородов. Вичуга заявила проект поддержки инфраструктуры индустриального парка с комплексом по производству синтетического волокна, Наволоки - строительство очистных сооружений и капитальный ремонт берегозащитной дамбы для нового производства перевязочных материалов на предприятиях «Навтекс» и «Приволжская коммуна». В конце 2017 г. подписано соглашение о финансировании строительства объ-

ектов инфраструктуры в г. Наволоки, по которому Ивановская область получит из Фонда развития моногородов свыше 250 млн руб., софинансирование со стороны региона составит чуть выше 20 млн руб. От Ивановской области в Минэкономразвития поданы заявки на создание территории опережающего развития в Наволоках, Юже, ведется подготовка заявки на Приволжск. Еще раз обратим внимание, что требуется комплексная поддержка проблемных городов и регионов, реализация с помощью федеральных средств амбициозных инвестиционных проектов, совершенствование законодательной базы. Сохранение малых городов - это важнейшее условие обеспечения производственной и социальной целостности экономической системы нашей страны.

Литература

1. Бабаев Б. Д., Бабаев Д. Б., Боровкова Н. В., Езерская С. Г., Зайцева Н. Е., Николаева Е. Е., Попова Т. К., Сергеева М. Е., Белкин Е. А. О некоторых фундаментальных вопросах регионального воспроизводства: постановка проблемы // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2016. Вып. 2. С. 29-58.

2. Востриков С. Наш край в истории отечества (От древнейших времен до окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.): учеб. пособие по ист. краеведению для учащихся 8-11-х кл. шк. Иван. обл. Иваново, 1995. 154 с.

3. Численность населения по муниципальным образованиям Ивановской области на 1 января 2017 года (человек) // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области. Режим доступа: http://ivanovo.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ivanovo/resources/53aea6004fd6d38d8fcebfa19f946 3e4/NAS2017.pdf (дата обращения 11.01.2018).

4. Официально признанные моногорода Ивановской области. 06.03.2018, 19:20. Режим доступа: http://1000inf.ru/ news/44594/ (дата обращения: 11.11.2016).

5. Население Ивановской области на 2016, 2016: численность, крупные города. Режим доступа: http://www.statdata.ru/ naselenie/ivanovskoj-oblasti (дата обращения: 11.11.2016).

6. Активисты ОНФ призывают власти Ивановской области обратить внимание на проблемы старинного города Юрьевец // Иваново - сегодня. 30.12.2015. Режим доступа: http://ivanovo-today.com/news/25283/ (дата обращения: 11.11.2016).

7. Как нам реорганизовать районы и поселения? // Иваново-Вознесенск. 2009. № 42. С. 9.

8. Бюджет для граждан // Официальный сайт администрации городского округа Тейково. Режим доступа: http:// teikovo37.ru/glavnaja/byudzhet-dlja-grazhdan/byudzhet-dlja-grazhdan.html (дата обращения: 11.11.2016).

9. Мы настроены на позитив: главный финансист города - о том, на что в этом году хватит денег // Рабочий край. 2018. № 2. С. 4-5.

10. Утверждена пятилетняя программа развития газоснабжения и газификации Ивановской области // Газпром: официальный сайт. 14.09.2016, 18:00. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/press/news/2016/september/article283782/ (дата обращения: 16.11.2016).

11. 25 российских регионов не ликвидировали нехватку врачей. 10.11.2016, 15:56. Режим доступа: http://www. vademec.ru/news/2016/11/10/fond-zdorove-25-regionov-rossii-ne-vypolnili-plan-po-obespechennosti-naseleniya-vrachami/ (дата обращения: 21.11.2016).

12. Бабаев Б. Д., Бабаев Д. Б., Боровкова Н. В., Езерская С. Г., Зайцева Н. Е., Николаева Е. Е., Попова Т. К. Проблемы и перспективы развития экономики Ивановского региона // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2017. Вып. 3. С. 58-78.

MONOTOWNS: SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS AND PROSPECTS (THE CASE OF THE IVANOVO REGION)

Elena E. Nikolaeva1 @

1 Ivanovo State University, 39, Ermaka St., Ivanovo, Russia, 153025 @ [email protected]

Received 25.01.2018. Accepted 12.03.2018.

Keywords: monotown, Abstract: A region can be presented as the sum of its people, enterprises, organizations,

region, socio-economic and authorities. Such a territorial agglomeration shapes the need for satisfaction of public

development, problems, requirements and ensuring normal public reproduction. Regional economy has three-levels:

perspectives, state support. regional, municipal and settlement. The last one has been out of focus of science. The current

research relies on the system and reproduction approach and investigates fundamental problems of monotowns in the Ivanovo region as industrial centers created mainly around city-forming textile enterprises. Throughout the post-reform period, these small towns has seen a «curtailment» of material production (industry, construction, trade) as well as intangible production (health, education, culture), an outflow of population to more prosperous settlements and regions, an acute shortage of labor resources in both the quantitative and structural aspects, a lack of financial opportunities for self-development. All these problems bring about economy depression, both in small monotowns and in the region in general. The solution for the problems of small cities in the conditions of an old industrial depressive region like Ivanovo seems impossible without participation of the federal center.

For citation: Nikolaeva E. E. Monogoroda: sotsial'no-ekonomicheskie problemy i perspektivy (na primere Ivanovskoi oblasti) [Monotowns: Social and Economic Problems and Prospects (the Case of the Ivanovo Region)]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 1 (2018): 137-142. DOI:10.21603/2500-3372-2018-1-137-142.

References

1. Babaev B. D., Babaev D. B., Borovkova N. V., Ezerskaia S. G., Zaitseva N. E., Nikolaeva E. E., Popova T. K., Sergeeva M. E., Belkin E. A. O nekotorykh fundamental'nykh voprosakh regional'nogo vosproizvodstva: postanovka problemy [Fundamental questions of regional reproduction: problem statement]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Ekonomika = Ivanovo State University Bulletin. Series: Economics, no. 2 (2016): 29-58.

2. Vostrikov S. Nash krai v istorii otechestva (Ot drevneishikh vremen do okonchaniia Velikoi Otechestvennoi voiny 19411945 gg.) [Our region in the history of the fatherland: studies (From the most ancient times before the termination of the Great Patriotic War of 1941-1945)]. Ivanovo, 1995, 154.

3. Chislennost' naseleniia po munitsipal'nym obrazovaniiam Ivanovskoi oblasti na 1 ianvaria 2017 goda (chelovek) [Population across municipal units of the Ivanovo region, January 1, 2017 (people)]. Available at: http://ivanovo.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/ivanovo/resources/53aea6004fd6d38d8fcebfa19f9463e4/NAS2017.pdf (accessed 11.01.2018).

4. Ofitsial'no priznannye monogoroda Ivanovskoi oblasti [Officially recognized monotowns of the Ivanovo region]. 06.03.2018, 19:20. Available at: http://1000inf.ru/news/594/ (accessed 11.11.2016).

5. Naselenie Ivanovskoi oblasti na 2016, 2016: chislennost', krupnye goroda [The population of the Ivanovo region for 2016, 2016: number, large cities]. Available at: http://www.statdata.ru/naselenie/ivanovskoj-oblasti (accessed 11.11.2016).

6. Aktivisty ONFprizyvaiut vlasti Ivanovskoi oblasti obratit' vnimanie na problemy starinnogo goroda Iur 'evets [Activists of ONF urge the authorities of the Ivanovo region to pay attention to problems of the ancient city of Yuryevets]. 30.12.2015. Available at: http://ivanovo-today.com/news/25283/ (accessed 11.11.2016).

7. Kak nam reorganizovat' raiony i poseleniia? [How are we to reorganize areas and settlements?]. Ivanovo-Voznesensk = Ivanovo-Voznesensk, no. 42 (2009): 9.

8. Biudzhet dlia grazhdan [The budget for citizens]. Available at: http://teikovo37.ru/glavnaja/byudzhet-dlja-grazhdan/ byudzhet-dlja-grazhdan.html (accessed 11.11.2016).

9. My nastroeny na pozitiv: glavnyi finansist goroda - o tom, na chto v etom godu khvatit deneg [We are positive: the chief financier of the city - about what there will be enough money for this year]. Rabochii krai = Working edge, no. 2 (2018): 4-5.

10. Utverzhdena piatiletniaiaprogramma razvitiia gazosnabzheniia i gazifikatsii Ivanovskoi oblasti [The five-year program of the development of gas supply and gasification of the Ivanovo region is approved]. 14.09.2016, 18:00. Available at: http:// www.gazprom.ru/press/news/2016/september/article283782/ (accessed 16.11.2016).

11. 25 rossiiskikh regionov ne likvidirovali nekhvatku vrachei [25 Russian regions didn't liquidate the shortage of doctors]. 10.11.2016, 15:56. Available at: http://www.vademec.ru/news/2016/11/10/fond-zdorove-25-regionov-rossii-ne-vypolnili-plan-po-obespechennosti-naseleniya-vrachami/ (accessed 21.11.2016).

12. Babaev B. D., Babaev D. B., Borovkova N. V., Ezerskaia S. G., Zaitseva N. E., Nikolaeva E. E., Popova T. K. Problemy i perspektivy razvitiia ekonomiki Ivanovskogo regiona [Problems and prospects of economy development of the Ivanovo region]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Ekonomika = Ivanovo State University Bulletin. Series: Economics, no. 3 (2017): 58-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.