Научная статья на тему 'Использование кластерного подхода при разработке стратегии развития туризма в средних и малых городах'

Использование кластерного подхода при разработке стратегии развития туризма в средних и малых городах Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
329
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / КЛАСТЕР / СТРАТЕГИЯ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рычихина Н.С.

В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись промышленные и культурно-исторические средние и малые города в условиях переходной экономики. Проводится оценка туристического потенциала городов Ивановской области по результатам которой предлагаются направления использования кластерного подхода при формировании стратегии развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование кластерного подхода при разработке стратегии развития туризма в средних и малых городах»

УДК 338.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СРЕДНИХ И МАЛЫХ ГОРОДАХ

Н. С. РЫЧИХИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и экономико-математического моделирования Е-mail: richihina @mail.ru Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись промышленные и культурно-исторические средние и малые города в условиях переходной экономики. Проводится оценка туристического потенциала городов Ивановской области по результатам которой предлагаются направления использования кластерного подхода при формировании стратегии развития туризма.

Ключевые слова: город, кластер, стратегия, туризм.

Социально-экономическое развитие России невозможно без успешного функционирования средних и малых городов, которые в условиях рыночной экономики нуждаются в инновационных стратегиях развития. Все средние и малые города по своему изначальному историческому предназначению можно классифицировать на промышленные и культурно-туристические. В условиях переходной экономики основными проблемами российских промышленных городов являются: кризисное состоянии крупных предприятий, рост безработицы, низкий уровень жизни населения. Неэффективное управление культурно-туристическими городами, отсутствие финансовых вложений в сохранение их самобытности, в развитие туристической инфраструктуры привели к физическому и моральному износу баз отдыха, санаториев, памятников, музеев. негативными последствиями данных явлений выступают снижение потока туристов, рост безработицы местного населения, крайне неблагоприятная

демографическая ситуация, миграция трудоспособного населения в более крупные города и др.

Инновационный путь развития России предполагает использование современных стратегий развития малых городов, к которым относятся: создание кластерных структур, перепрофилирование малых городов в туристические центры, поддержка развития малого предпринимательства и др. [5; 6].

В Ивановской области насчитывается 17 городов, из которых 2 города являются средними по численности, 14 - малыми. К средним городам области относятся: Кинешма и Шуя, к малым городам: Вичуга, Гаврилов-Посад, Заволжск, Комсомольск, Кохма, Наволоки, Плёс, Приволжск, Пучеж, Родники, Тейково, Фурманов, Южа и Юрьевец. Все перечисленные города, за исключением Плёса, имеют промышленную направленность. Плёс - это исторически сложившийся культурно-туристический город.

В период с 2006 по 2008 г. в малых и средних промышленных городах Ивановской области наблюдается сокращение количества крупных и средних предприятий обрабатывающих производств на 51 % [1]. Так, в Фурманове из 48 предприятий, числящихся в 2006 г., на 2008 г. остались только 22, в Юже из 9 крупных и средних промышленных предприятий, числящихся в 2006 г., в 2008 г. остались 4 [4]. Такая ситуация была обусловлена отсутствием местной сырьевой базы, низким качеством выпускаемой продукции, нехваткой собственных оборотных средств, высокой конкуренцией на рынке, низкой

инвестиционном привлекательностью предприятии в малых и средних городах и другими факторами.

В когда-то туристически развитом г. Плёсе социально-экономическая ситуация также нестабильна. Во времена СССР туризм в Плёсе был массовым. В город приезжали целыми автобусами и теплоходами. Затем эти традиции прервались. Слабо развитая туристическая инфраструктура, физический и моральный износ баз отдыха, закрытие причалов, отмена путешествий теплоходом привели к спаду туристического потока, миграции местного населения в другие города на заработки, к росту безработицы в городе.

В подобных условиях для сохранения малых и средних городов требуется своевременная разработка стратегических мероприятий по реструктуризации хозяйственной деятельности города, включающая в себя финансовую поддержку на

общегосударственном уровне, со стороны региональных органов власти и инвесторов. Если город обладает историческими или современными достопримечательностями, благоприятными природно-климатическими условиями, туристической инфраструктурой, то одним из стратегических направлений его развития должен являться туризм. SWOT-анализ средних и малых городов Ивановской области позволил отобрать города, имеющие наибольший потенциал для развития туризма: Кинешма, Плёс, Заволжск, Фурманов, Шуя, Южа, Юрьевец, а также поселок городского типа Палех, славящийся палехской лаковой миниатюрой. Основные историко-культурные достопримечательности средних и малых городов ивановской области, а также оценка уровня развития туристической инфраструктуры представлены в табл. 1. В качестве общих достопримечательностей городов области,

Таблица 1

Культурно-исторические и природные достопримечательности средних и малых городов Ивановской области, уровень развития туристической инфраструктуры в городах и потенциально-возможный вид развития туризма

Населенный пункт Культурно-исторические достопримечательности* Природные условия Вид туризма Уровень развития туристической инфраструктуры

Заволжск Церковь Богоявления, усадьба астронома Ф. А. Бредихина Река Волга Круизный Речная переправа «Заволжск-Ки-нешма» с 2009 г закрыта

Кинешма Картинная галерея, церкви и соборы, художественно-исторический музей, музей военной техники, выставка «Кинешемский валенок» Река Волга, леса, живописная природа, выгодное географическое положение, благоприятный климат для круглогодичного отдыха Круизный Не развита инфраструктура для приема и обслуживания яхт и круизных лайнеров; недостаточное количество и физический износ объектов коллективного размещения; низкий туристический имидж

Плёс Туристический маршрут «Золотое кольцо России», благоустроенный городской пляж, горнолыжная трасса, музей Исаака Левитана, яхт-клуб, музей пейзажа, музейный центр «Русский дом», церкви, гора Левитана Река Волга, леса, живописная природа, выгодное географическое положение, благоприятный климат для круглогодичного отдыха Рекреационный (пляжный), оздоровительный, круизный, активный Недостаточное количество и физический износ объектов коллективного размещения (гостевых домов, баз отдыха), недостаточное количество объектов питания (столовых, кафе, ресторанов)

Фурманов Особняки фабрикантов Горбунова и Лосева, храмы и церкви, дом-музей Дмитрия Фурманова, комната-музей ивановского поэта Михаила Дудина, Фурмановская картинная галерея им. Д. А. Трубникова Культурно-познавательный Физический износ объектов коллективного размещения; отсутствие общественных туалетов; неразвитое информационное обеспечение; отсутствие качественной придорожной инфраструктуры

Шуя Литературно-краеведческий музей К. Бальмонта, бывшая усадьба К. Бальмонта, музей им. М. В. Фрунзе, музей «Мыла», церкви Культурно-познавательный Физический износ объектов коллективного размещения; неразвитое информационное обеспечение; отсутствие качественной придорожной инфраструктуры

Окончание табл. 1

Населенный пункт Культурно-исторические достопримечательности* Природные условия Вид туризма Уровень развития туристической инфраструктуры

Южа (с. Холуй Южского района) Дом ремесел, музей «Пугало огородное», музей Холуйского искусства, набережная Д. М. Пожарского Леса, озера Культурно-познавательный Физический износ объектов коллективного размещения; неразвитое информационное обеспечение; отсутствие качественной придорожной инфраструктуры

Юрьевец Музей А. Тарковского, музей-театр русской тряпичной куклы, историко-художествен-ный музей Река Волга, живописная природа, выгодное географическое положение, благоприятный климат для круглогодичного отдыха Круизный Требуется газификация; низкий туристический имидж

п. Палех Музей палехского искусства, палехская лаковая миниатюра, храмы, дома-музеи Культурно-познавательный Труднодоступность знаковых исторических мест; низкий туристический имидж; отсутствие качественной придорожной инфраструктуры

• URL: http://culttourism. ru/ivanovskaya.

создающих благоприятные условия для развития

туризма, выделим [3]:

• туристские маршруты Ивановской области, которые входят в состав туристского продукта под брендом «Золотое кольцо России»;

• города ивановской области, которые занимают 4-е место среди регионов России по количеству исторических мест (в них сохранены традиции русских промыслов (иконопись, ткачество, гончарное дело, лаковая миниатюра, лозоплетение, строчевышивка);

• благоприятные природно-экологические условия;

• спокойную криминогенную обстановку;

• возможность зимнего и летнего отдыха и др. Общими негативными факторами, сдерживающими развитие ивановской области как центра

туризма, являются:

• недостаточное развитие туристической и транспортной инфраструктуры;

• нехватка, физический и моральный износ объектов коллективного размещения;

• невысокий уровень сервиса;

• труднодоступность знаковых исторических мест;

• низкий позитивный туристический имидж области.

Реализация комплексных мероприятий по устранению перечисленных недостатков позволит развивать в области следующие виды туризма: круизный, рекреационно-оздоровительный, культурно-познавательный (табл. 2).

Для городов, исторически имеющих туристическую направленность, следует использовать накопленный туристический потенциал и продолжать его развитие. Плёс - это старинный город с богатейшей историей, уникальном живописной местностью и выгодным географическим положением. Через него проходят два важнейших в европейской части России туристских маршрута: «Золотое кольцо

Таблица 2

Потенциальные кластеры и отдельные мероприятия по их созданию

Населенный пункт Кластер Отдельные мероприятия по созданию кластера

Улучшение транспортной и коммуникационной инфраструктуры Развитие туристической инфраструктуры

Заволжск, Кинешма, Юрьевец, Плёс Создание Волжского туристического кластера Строительство причальных комплексов (речных вокзалов), судовых заправок, инфраструктуры для обслуживания яхт, круизных судов Строительство принабереж-ных кафе, гостиниц, дебаркадеров; «запуск» круизных судов; создание яхт-клубов; организация водных развлечений; изготовление буклетов, создание сайта

Окончание табл. 1

Населенный пункт Кластер Отдельные мероприятия по созданию кластера

Улучшение транспортной и коммуникационной инфраструктуры Развитие туристической инфраструктуры

Плёс Создание туристко-рекреа-ционного кластера «Плес» Строительство канализационной сети; реконструкция очистных сооружений; газификация; капитальный ремонт дорог; строительство городских туалетов, автопарковок Строительство дополнительных объектов для размещения туристов, объектов питания; проведение информационной кампании; организация водных аттракционов; воссоздание памятникаов, исторических беседок; реставрация исторических объектов

Южа Включение в автотуристический кластер Реконструкция улиц в стиле русского промышленного модерна, реконструкция центральной площади Реконструкция исторических зданий, обновление музейной экспозиции

С. Холуй (Южский район) Реконструкция дорожных покрытий, набережных, благоустройство скверов Ремонт музея Холуйского искусства; реэкспозиция музея; пополнение фондовой коллекции; реставрация коллекции икон

п. Палех Реконструкция дорог, скверов; реконструкция систем водоснабжения поселка Реставрация музея палехского искусства и фасада музея П. Д. Корина; установка информационных таблиц о туристических объектах

Иваново Реконструкция дорог Проведение информационной кампании

Фурманов Строительство автозаправочных комплексов Строительство придорожных кафе, проведение информационной кампании

Шуя Реконструкция дорог, скверов Строительство придорожных кафе, проведение информационной кампании

России» и круизные маршруты «Большая Волга». В качестве поддержки туристической направленности развития Плёса выступает включение Ивановской области в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» [4]. В рамках турист-ско-рекреационного кластера «Плёс» планируется развивать оздоровительный, культурно-познавательный и экологический виды туризма, предполагающие смещение акцентов и предпочтений туристов в сторону более длительного пребывание в Плёсе [2]. Для этого концепция развития кластера «Плёс» предусматривает создание объектов размещения, предприятий питания, развлекательной и обслуживающей инфраструктуры. Схема создания туристического кластера «Плёс» представлена на рис. 1. В основе создания кластера должны нахо-

диться предприятия размещения (отели, гостевые дома, санатории), предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые), объекты торговли товарами для туристов, объекты досуга (парки развлечений, кино, музеи и др.). Кроме этого, для эффективного и безопасного функционирования туристический город должен иметь структуры медицинского обслуживания туристов (государственные и частные медицинские учреждения, аптеки), финансовые учреждения, структуры полиции.

В качестве стратегии развития для городов, потерявших промышленную направленность, но имеющих исторически значимые культурные достопримечательности и природные условия (для развития летнего или зимнего отдыха), рекомендуется диверсификация (одним из направлений может являться развитие туристического бизнеса). Кинеш-

1-й блок. Основа кластера

О

2-й блок. Структуры, обеспечивающие эффективное функционирование кластера

Рис. 1. Схема создания туристического кластера в регионе

ма, Юрьевец и Заволжск стоят на живописных берегах Волги. Для каждого города существуют планы по развитию туризма, но по отдельности каждому городу сложно развить внутри себя туристический потенциал, поэтому городам следует объединять свои усилия в этом направлении. Одним из наиболее

перспективных в настоящее время считается круиз-ный туризм. Каждому городу в отдельности решить проблему развития туристической инфраструктуры для приема и обслуживания яхт и круизных судов невозможно, однако в рамках туристического кластера это вполне экономически оправданно. Указан-

Рис. 2. Территории формирования туристических кластеров в Ивановской области

ное послужило предпосылкой к созданию на базе Кинешмы, Плёса, Юрьевца и Заволжска Волжского туристического кластера (рис. 1).

Для небольших городов, имеющих значимые исторические ценности, рекомендуется развивать культурно-познавательные автоэкскурсионные туры. Так, при поездке в Фурманов можно посмотреть особняки фабрикантов Горбунова и Лосева, храмы и церкви, дом-музей Дмитрия Фурманова, картинную галерею им. Д. А. Трубникова. В Шуе значимыми достопримечательностями являются литературно-краеведческий музей К. Бальмонта, бывшая усадьба К. Бальмонта, музей имени М. В. Фрунзе, музей «Мыла» и др. В Юже вызывает культурный интерес Дом ремесел, музей «Пугало огородное». Объединение этих небольших городов с областным центом текстильного шопинг-туризма Иваново в автотуристический кластер позволило бы еще больше увеличить приток туристов в регион. Территории формирования туристических кластеров в Ивановской области представлены на рис. 2.

Создание туристических кластеров в Ивановской области поможет области выйти на современный инновационный уровень и придаст новый импульс развитию средним и малым городам.

Список литературы

1. Города Ивановской области: Стат. сборник / Ивановский комитет государственной статистики. Иваново, 2011.

2. Долгосрочная целевая программа Ивановской области «Развитие туризма в Ивановской области на 2009-2016 гг. / Официальный сайт департамента спорта и туризма Ивановской области. URL: http://www. ivanovoobl. ru.

3. Посткризисное развитие социально-экономических структур моногородов / Ильченко А. Н., Абрамова Е. А., Рычихина Н. С. / Ивановский гос. химико-технологический ун-т. Иваново, 2012. 240 с.

4. Рычихина Н. С. О роли кластеров в стабилизации экономики малых городов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 6 (237). С.45-49.

5. Рычихина Н. С. Стратегии роста промышленного потенциала малых городов. LAP Lambert Aсаdemic Pubbishing, 2012. 83 с.

6. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (20112016 гг.) / Официальный сайт департамента спорта и туризма Ивановской области. URL: http://www. ivanovoobl. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.