Научная статья на тему 'Механизм антикризисного управления саморазвитием региональной системы'

Механизм антикризисного управления саморазвитием региональной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / САМОРАЗВИТИЕ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / KEY WORD: REGIONAL SYSTEM / SELF-DEVELOPMENT / CRISIS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Елена Анатольевна

В статье рассмотрен алгоритм реализации экономического механизма антикризисного управления саморазвитием региона, включающего цель, методы и логически взаимосвязанные этапы действий. Выделены мероприятия региональной политики, позволяющие повысить уровень саморазвития Ивановского региона, учитывающие экономические и социальные приоритеты развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS MANAGEMENT MECHANISM OF REGIONAL SYSTEM SELF-DEVELOPMENT

In the article the algorithm of realization of region self-development crisis management economic mechanism including aim, methods and logically relative stages of movement is carried out. Regional policy actions allowing improving Ivanovo Region self-development level and including economical and social priorities of territory development are pointed out.

Текст научной работы на тему «Механизм антикризисного управления саморазвитием региональной системы»

Экономические науки

Economic sciences

УДК 336.71

МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОРАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Е.А. Абрамова

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье рассмотрен алгоритм реализации экономического механизма антикризисного управления саморазвитием региона, включающего цель, методы и логически взаимосвязанные этапы действий. Выделены мероприятия региональной политики, позволяющие повысить уровень саморазвития Ивановского региона, учитывающие экономические и социальные приоритеты развития территории.

Ключевые слова: региональная система, саморазвитие, антикризисное управление.

Под механизмом саморазвития региона понимается система комплексного преобразования территории, улучшающая ее деятельность, расширяющая конкурентные возможности и совершенствующая способности к непрерывному обновлению. Условиями эффективного развития являются выбор стратегий, наличие или способность найти неисчерпаемые ресурсы (природные, трудовые, финансовые), умение видеть незанятые зоны в предпринимательстве и бизнесе и создавать под новый бизнес организации, которые могут занять эти ниши и эффективно в них действовать, умение создавать инвестиционную привлекательность региона [1; 2].

В основу механизма реализации заложены следующие основные принципы, обеспечивающие обоснованный выбор программных мероприятий и сбалансированное решение основного комплекса задач: консолидация средств для реализации приоритетных направлений саморазвития региона; комплексный под-

ход к решению первоочередных задач социально-экономического развития региона с использованием кластерного подхода при отборе проектов, планируемых к реализации в рамках механизма; привлечение частных инвестиций для реализации проектов на основе государ-ственно-частного партнерства; эффективное целевое использование средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов и средств внебюджетных источников в соответствии с установленными приоритетами для достижения целевых индикаторов механизма.

Экономический механизм антикризисного саморазвития предполагает выполнение нескольких этапов (рис.1). На первом этапе формулируется цель развития территории. Целью является вывод региона на новый уровень развития, определение векторов саморазвития. Второй этап предполагает анализ и оценку уровня социально-экономического развития региона. В зависимости от уровня развития региона разрабатывается

определенная антикризисная стратегия управления регионом (третий этап).

Механизм антикризисного управления саморазвитием регионов осуществляется при помощи двух основных подходов к его организации: внедрение механизма развития (федеральный уровень); внедрение механизма саморазвития (региональный уровень).

В данном механизме федеральная власть должна отвечать за разработку методики составления антикризисной программы, осуществлять мониторинг,

являться координатором взаимодеиствия с крупными инфраструктурными компаниями и главным контролером реализации программы.

К формам поддержки развития региона относятся: прямая (субсидии на производство, субсидирование процентной ставки по кредитам и др.); косвенная (льготное налогообложение); опосредованная (реализация различных обозначенных программ, связанных с развитием территорий).

Этап 1. Цели, задачи

Формулировка целей, задач развития региона

Этап И. Оценка

ЭтапЗ.

Управление

Эт От. ап4. іача

1 г

Этап 5. Конечный р езультат

Е ® = = и-- Е а _

&1Я Ё о

Оценка урокнж развигия р егпона

й в

£3 X і- ш (Е =

= 3 £ ■" г* =

в. і а

Н Ё & п

а к

I-

є і а

т Э 0

М я і I й

СтиыулзроЕ эние эковоызческого р=звигак

Координация государств ЛШЫК и региональных инвестиции

Сокращение

РАЗЛИЧИЙ Е

уровне жжнн насел еник

Повышение производственного потенциала

Повышение ур о вня занят о сти на с е л ення

Повышение качества жкшн населения

Выр а внива ние р егиональной диффер е нциа ции

Рис. 1. Алгоритм реализации экономического механизма антикризисного саморазвития региона

Механизм поддержки развития имеет следующие характеристики: помощь должна максимально соответствовать потребностям самого сообщества; помощь должна подталкивать инициативы со стороны местных жителей; помощь должна вести к развитию самодостаточности и самообеспечению; помощь должна создавать предпосылки для «задействования» местных человеческих и природных ресурсов.

Региональные органы власти должны разработать конкретную программу действий по выводу региона на стадию устойчивого роста, учитывая мнение всех заинтересованных сторон, и постоянно контролировать выполнение программных мероприятий, вносить (по мере необходимости) корректировки в программу.

Однако реализация механизма самопомощи связана с большим числом ограничений и препятствий. Практическая реализация механизма саморазвития невозможна без первоначального осуществления механизма поддержки развития. Совместное внедрение механизмов развития и саморазвития территорий приводят к повышению конкурентоспособности региона, а именно повышению производственного потенциала региона, созданию новых рабочих мест, снижению уровня безработицы и как следствие, повышение качества жизни населения региона, что в конечном результате приводит к выравниванию региональных диспропорций территории (Этапы 4, 5).

Представленный механизм ориентируется на непрерывность процесса изменений, в котором не может быть конечной цели, поскольку улучшение условий жизни населения и выравнивание региональных диспропорций территории - непрерывный процесс. Процессы изменений - это нормальное состояние развивающегося объекта. Скорость их определяется реальными возможностями, поэтому реализация экономического механизма саморазвития территорий является процессом длительным и сложным, требует освоения техно-

логии соучастия, объединения усилий населения и властей.

Основной целью региональной политики Ивановской области является повышение уровня конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, а так же выход региона на самодостаточный уровень развития. Для достижения поставленной цели в рамках механизма саморазвития территории предлагается развитие следующих направлений: развитие кластеризации региона, содействие самозанятости населения региона и привлечение отечественных и иностранных инвесторов. В результате внедрения указанных мероприятий ожидается повышение уровня са-мофинасирования региона, что обеспечит повышение производственного потенциала, повышение уровня занятости, качества жизни населения, что в конечном итоге снизить дотационность региона.

В настоящее время в Ивановской области создан текстильно-промышленный кластер. Проект реализуется в соответствии со Стратегией развития легкой промышленности России на период до 2020 года [15].

На сегодняшний день уже есть результаты от создания текстильного кластера: если в 2007 году 70 % всей текстильной продукции составляли ситец и бязь, 18 % -марля, прочие виды ткани - 12 %, то уже в 2012 г. ассортимент значительно расширился: ситец и бязь составляют 30 %, ткани для постельного белья - 13 %, марля и медицинский текстиль - 25 %, ткани для униформы, спецодежды, джинсовые - 30 %. В дальнейшем планируется производство синтетического волокна (производство расплава ПЭТФ). К 2020 году планируется оставить только 10 % традиционной продукции, остальные 90 % составит инновационная продукция. Преимущество синтетического волокна связано с его способностью адаптировать показатели качества продукции под требования последующего процесса переработки и модной индустрии. Начиная с 1980 г. удельный вес полиэстера (ПЭТФ) в структуре производства

всех видов волокон в мире неуклонно растет, тогда, как доля натуральных волокон снижается.

Инвестиционная емкость проекта кластера составляет более 20 млрд. рублей, в том числе - более 10 млрд. рублей на реализацию проекта комбината синтетического волокна. Эта инвестиционная поддержка осуществляется со стороны Правительства РФ. Государственная поддержка на региональном уровне осуществляется в части льгот по налогу на прибыль (0%) и возмещению процентов по кредиту (50 % от ставки рефинансирования). Социально-экономический эффект кластера выражается в создании в краткосрочной перспективе 720 высокопроизводительных рабочих мест, в среднесрочной перспективе - свыше 2500 рабочих мест. Производительность труда на вновь создаваемых рабочих местах в краткосрочной перспективе - не менее 1,3 млн. рублей на человека, в среднесрочной перспективе - не менее 3 млн. рублей на человека [10].

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р) [9] одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития государства является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 г. №1230-р [17] предусмотрено создание туристско- рекреационного кластера «Плес». Проект программы одобрен Правительством РФ.

Ивановская область занимает четвертое место среди регионов России по ко-

личеству исторических мест, известна сохраненными традициями русских промыслов (иконопись, ткачество, гончарное дело, лаковая миниатюра, лозоплетение, строчевышивка), а также уникальными природно-экологическими условиями, создающими в совокупности необходимые предпосылки для формирования и развития конкурентоспособного туристского продукта.

Имеющийся потенциал для развития туризма в Плёсе вызывает повышенный интерес инвесторов. Для обеспечения культурного и исторического возрождения поселения Плёс Правительством Ивановской области совместно с бизнес-сообществом разработана концепция создания туристско-рекреационного кластера «Плёс», призванная скоординировать усилия различных инвесторов в рамках единого подхода.

Указанный туристско-

рекреационный кластер создаст точку роста туризма Российской Федерации в целом и Ивановской области в частности за счет формирования конкурентоспособного туристского продукта с длительным сроком пребывания и вовлечения в туристский оборот исторических и культурных достопримечательностей как самой области, так и прилегающих территорий. Реализация программных мероприятий в Ивановской области позволит создать около 500 дополнительных рабочих мест и увеличить туристский поток примерно в 2,3 раза -630 тыс. туристов в год.

Помимо проекта «туристско- рек-реационноый кластер «Плёс» представлено два новых туристических проекта. Это проект «Палехская жар-птица» и Волжский туристический кластер, направленный на развитие маршрута вдоль Волги [11; 16].

Механизмом финансирования проектов станет государственно-частное партнерство. За время реализации программы общий объем финансирования составит свыше семи млрд. рублей, в том числе более двух млрд. руб. - из средств федераль-

ного бюджета. Также будет привлечено более 5,2 млрд. рублей частных инвесторов. Запланированы работы по берегоукреплению, строительству систем водоснабжения и водоотведения, электро- и теплоснабжения, а также проектноизыскательские работы.

В результате вклад туристской отрасли в валовой региональный продукт Ивановской области составит не менее 6-7%. Развитие туристской деятельности внесет весомый вклад в экономическое и социальное развития региона и тем самым будет способствовать его саморазвитию.

Одним из направлений государственной и региональной политики является управление развитием самозанятости населения региона.

Факторный анализ развития самозанятости в Ивановской области показал, что область занимает третье место среди регионов ЦФО по доле работающего населения, занятого в неформальном секторе экономики (21,1 % населения) и по производству сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения (48,2% от общего объема производства). Согласно данным выборочного социологического опроса (2009г.), проводимого автором, по оценке уровня благосостояния населения Ивановской области, было выявлено, что в структуре форм самозанятости населения основным направлением самозанятости Ивановской области (80% опрошенных) является занятие личным подсобным хозяйством [3; 4; 5].

В настоящее время региональные службы занятости населения расширили свои возможности в оказании помощи самозанятости населения. Если раньше центр занятости мог лишь проинформировать будущего предпринимателя, дать ему начальные знания по ведению своего дела и оплатить его регистрацию, то сейчас предполагается выделение денег на первоначальный капитал в размере годового пособия по безработице.

Финансовая поддержка в регионе осуществляется после одобрения бизнес-

плана экспертами и предоставления выписки о регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя из Единого государственного реестра юридических лиц/индивидуальных предпринимателей. Размер субсидии кратен размеру пособия по безработице, но не более годовой суммы пособия, причитающегося безработному (от 6120 до 70 560 руб.). Через три месяца от самозанятого потребуют отчет об использовании финансовых средств в соответствии со сметой расходов, приведенной в бизнес-плане. Для инновационных самозанятых имеется возможность участия в конкурсах на получение грантов в сумме до 100 тысяч рублей [13].

В Ивановском регионе для обеспечения занятости населения разработана система мер, позволяющая активно влиять на рынок труда, сдерживать рост безработицы и смягчать ее отрицательные последствия. Задачи в сфере занятости населения области решаются совместными усилиями исполнительной государственной власти, службы занятости, работодателей и профсоюзов. Мероприятия по поддержке предпринимательства осуществляются в области в рамках региональной программы "Содействие занятости населения Ивановской области на 2012 - 2014 годы" от 13.09. 2012 № 340-п, от 13.11.2012 №459-п [13], ведомственной целевой программы «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан и женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на 2013-2015 годы», ведомственная целевая программа «Психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан», программа дополнительных мероприятий Ивановской области по снижению напряженности на рынке труда [9]. Целями программ является снижение уровня регистрируемой безработицы с 1,9 % до 1, 5 % и коэффициент напряженности на рынке труда с 0,9 чел./вак. до 0,7 чел./вак. Реализация обозначенных программ способст-

вует достижению прогнозных значений целевых показателей, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года.

Первые итоги реализации механизма саморазвития в Ивановской области можно проследить по данным 2012-2013 гг.

По данным Ивановостата по итогам работы за январь-август текущего года индекс промышленного производства (далее ИЛИ) по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 105,5%. Основной вклад в рост промышленного производства внесли обрабатывающие отрасли экономики Ивановской области. ИЛИ в разделе "обрабатывающие производства" за 8 месяцев 2013 года составил 106,6%. Максимальное значение индекса промышленного производства было достигнуто в химическом производстве - 130,5%, минимальное - в обработке древесины и производстве изделий из дерева - 101%. В текстильном и швейном производстве ИЛИ за 8 месяцев составил 101,8%. В текстильном производстве увеличился выпуск материалов нетканых - на 4,9%, синтетических тканей - на 10,1%. Выпуск тканей хлопчатобумажных снизился на 3,2%. В машиностроительном комплексе наибольший рост демонстрирует металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (ИЛИ вырос на 10%). Показатели производства транспортных средств и оборудования также выросли на 5,6%. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в разделе "добыча полезных ископаемых" за 8 месяцев составил 434,1 млн. рублей (в действующих ценах). В разделе "обрабатывающие производства" значение данного показателя увеличилось на 5,2% по сравнению с периодом предыдущего года и составило 54,6 млрд. рублей. По разделу "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" наблюдался рост на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом 2012

г., значение показателя достигло 17,8 млрд. рублей [6].

Помимо роста экономического развития региона за последние годы, повысился уровень его инвестиционной привлекательности. Инвестиционные вложения в основной капитал в области увеличились в несколько раз, так в 2012 году они достигли 22 млрд. руб., в 2013 - за январь-август - 24 млрд. руб.

В настоящее время на территории Ивановской области динамично развивается три технопарка: «Родники», «Иваново-Вознесенск» и «Кинешма». Индустриальный парк - промышленная площадка, обеспеченная энергоносителями и инфраструктурой, на которой ведут деятельность несколько независимых предприятий из одной или разных отраслей.

ИП «Родники», запущенный в 2010г. и вошедший в федеральную программу по созданию технопарков, является одним из основных инвестиционных проектов региона. Территория парка составляет более 320 га свободных земель, обеспеченных необходимыми коммуникациями, есть свои ТЭЦ и электроподстанция, биз-нес-центр, действующий логистический центр, станция водоподготовки, комплекс очистных сооружений и собственная железнодорожная ветка. Здесь расположены производства 55 резидент разной направленности - от текстиля до сборки тракторов, в том числе 30 производственных компаний [12]. До 2015 г. планируется разместить еще более 30 новых резидентов. Согласно предварительному анализу эффективности работы ИП «Родники», прирост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в 2011г. составил около 12 млн. рублей - в три раза больше, чем в 2010г. На развитие индустриального парка «Родники» в 2012 году освоено свыше 250 млн. рублей.

В областном бюджете на 2013 год уже были предусмотрены 18,3 млн. рублей на развитие инфраструктуры индустриального парка «Родники». Это позволило региону успешно пройти конкурсный отбор

Минэкономразвития РФ и получить федеральное софинансирование в рамках программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Таким образом, общее федеральное финансирование мероприятий по развитию индустриального парка «Родники» составит 202,7 млн. рублей. Высокая доля федерального финансирования означает принципиальную поддержку для тех проектов, которые представляют собой «точки роста» в федеральном масштабе [14].

Общий объем инвестиций в проект в течение 2011 - 2013 годов составит 649,14 млн. рублей, в том числе из регионального бюджета - 45,758 млн. рублей (7% от общего объема инвестиционных затрат), из федерального бюджета - 183,033 млн. рублей (28% от общего объема инвестиционных затрат), из внебюджетных источников -420,346 млн. рублей (65% от общего объема инвестиционных затрат) [14].

На основании этого успешного опыта в регионе было запущено еще два технопарка - «Кинешма» и «Иваново-Вознесенск». Они созданы пока как площадки. В настоящее время региональные власти занимаются их развитием.

Для обеспечения перспективного развития экономики города Кинешмы на базе имущественного комплекса бывшего завода ОАО «Автоагрегат» создан многопрофильный индустриальный парк «Кинешма». На его территории действуют 8 предприятий-резидентов, представляющих машино-строительную, текстильную, транспортно-логистическую отрасли.

Свободные производственные площади индустриального парка оснащены грузоподъёмными механизмами, необходимыми коммуникациями, энергоносителями, то есть всей требующейся инфраструктурой, способной обеспечить полный цикл любых видов производств.

В 2015-2016 годах здесь планируется создание подготовленных инвестплощадок общей площадью 94 гектара для размещения средних и крупных производств.

В промышленном секторе отмечаются положительные тенденции. Началась реализация проекта по созданию литейного производства, производства электрокаминов, а также багажных вагонов компанией ООО «ЖелДор Экспедиция». Планируемая мощность опытного производства будет составлять 50 вагонов в год, возможно увеличение до 120 [6; 7].

Индустриальный парк «Иваново-Вознесенск» - это территория более 80 га земли в промышленной зоне города Иваново, административном центре Ивановской области, на территории бывшего меланжевого комбината.

На территории парка - две транспортные проходные, железнодорожные пути, так же существуют удобные подъезды с основных трасс области (Московская, Ярославская, Нижегородская).

Индустриальный парк располагает производственными, складскими, офисными и торговыми помещениями, общей площадью более 300 000 кв.м. Индустриальный парк «Иваново-Вознесенск» имеет развитую инфраструктуру, необходимую для быстрого запуска производства и позволяющую свести к минимуму издержки на поддержание производственной деятельности.

По информации Ивановской городской Думы, уже более 500 миллионов рублей инвестировано в индустриальный парк «Иваново-Вознесенск». Создание проекта началось два года назад, в планах до 2015 года вложить еще 500 миллионов рублей. Руководство парка уделяет значительное внимание развитию: ежегодно реконструируется около 20-30 тысяч кв. метров площадей производственного центра.

На сегодняшний день парк включает около 300 предприятий-резидентов с общим числом сотрудников до 7 тысяч человек. Основа парка - текстильные производства - от прядения и ткачества до пошива и логистики. Одним из резидентов парка является ООО ТД «Меланж - Текстиль». Здесь производят хлопковые и смесовые ткани. Продукция предприятия

пользуется спросом у компаний, производящих специальную форменную и корпоративную одежду [8].

В рамках развития федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2016г.г.) предполагается включение территорий Ивановской области (г. Южа, с. Холуй, пос. Палех, г. Иваново, г. Фурманов, г. Шуя) в автотуристический кластер с последующей реконструкцией дорог, улиц, благоустройства набережных и скверов, исторических комплексов, музеев, гостиниц, кафе, систем водоснабжения, автозаправочных станций, что будет способствовать развитию туристической инфраструктуры области.

В Ивановской области продолжается развитие спортивной инфраструктуры. Финансирование сферы физкультуры и спорта Ивановской области из бюджетов всех уровней в 2013 году составило 499 млн. рублей, что на 7 % больше прошлогоднего.

Из этих средств 228 млн. рублей составила сумма капитальных вложений в строительство и реконструкцию спортивных сооружений региона.

В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие физкультуры и спорта в Ивановской области", рассчитанной на 2011-2015 годы, сейчас в области ведется строительство нескольких важных объектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Приволжском районе и в Родниках строятся физкультурно- оздоровительные комплексы (ФОК) с универсальным спортзалом и плавательным бассейном, в Иваново - Дворец игровых видов спорта и зал для футбола - манеж на стадионе "Локомотив", в котором возможно заниматься круглогодично. Областное правительство подписало соглашение с фондом развития "Региональные программы" о строительстве в поселке Долматовский Заволжского района туристско-рекреационного центра активного отдыха.

Центр будет построен в реликтовом сосновом бору на берегу реки Мера, на территории оздоровительного лагеря "Ме-

ра". Стоимость возведения центра составит 1,4 млрд. рублей, из которых 1 млрд. рублей - инвестиции фонда, а 400 млн. рублей - средства областного бюджета на создание инфраструктуры - газификацию, строительство трансформаторной подстанции, очистных сооружений и ремонт дорог.

По программе "Газпром - детям" в Фурмановском, Верхне-Ландеховском, Пучежском, Тейковском, Шуйском, Юрье-вецком, Ивановском, Ильинском, Комсомольском, Лежневскоми Палехском районах в 2012 году построено 12 многофункциональных спортивных площадок.

В 2013 году в укреплении материально-технической базы сферы физкультуры и спорта осуществлен настоящий прорыв: два объекта введены в эксплуатацию: в мае в Шуе введен ФОК с плавательным бассейном и футбольное поле с искусственным покрытием на стадионе "Спартак".

Обеспеченность населения спортзалами составляет 54,5% от нормативной потребности, плоскостными спортсооруже-ниями - 24,6%.

Мощная инвестиционная поддержка оказывается промышленным предприятиям. Например, заводу «Автокран» за 4 последних года сумма инвестиций составила 2 млрд. рублей, до конца года 2013 г. будет вложено еще 200 млн. рублей. Результаты модернизации уже видны. В 2012 году на предприятии было произведено 1792 крана (+50% по сравнению с 2011 годом). В первом полугодии 2013 года рост объемов производства составил 42%. 28 % всех выпускаемых автокранов в России производится в Ивановской области. Гордость предприятия - линия по производству овоидных стрел. Эта инновация в этом году была высоко оценена на выставке в Мюнхене [12].

Подъем экономики Ивановского региона в настоящее время обусловлен эффективной политикой региональных властей, в том числе, внедрением мероприятий поддержки и стимулирования механизма саморазвития региона. В результате чего значительно вырос уровень качества

жизни населения, снизилась безработица (по официальным данным службы занятости в 2012 г. предложение вакансий на рабочие места превысило спрос). Вместе с этим увеличился средний уровень заработной платы, что отразилось на резком сокращении маятниковой миграции в столичный регион.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова ЕА., Ильченко А.Н. Самозанятость населения в антикризисном развитии депрессивного развития региона: монография. - ФГЪОУ ВПО Иван, гос. хим.-технол. ун-т. Иваново, 2012. -209 с. - 12, 09 п.л. (авт. 11 п.л.)

2. Абрамова ЕА. Антикризисное саморазвитие депрессивного региона // LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark ofAV Akademikerverlag GmbH& Co. KG Saarbrücken, Germany, 2013. -170 c. 10,6 п.л

3. Абрамова ЕА. Самозанятость населения как ступень подъема экономики в период преодоления кризиса // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2010. -№1. - С.5-11. 0,4 п.л.

4. Абрамова ЕА. Факторный анализ самостоятельной занятости населения: региональный аспект // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2012. - №2. - С.5-10. 0,37 п.л.

5. Абрамова Е.А. Применение социологических опросов в оценке уровня благосостояния населения Ивановской области // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2009. -№2. С. 14-17. 0,6 п.л.

6. Давлетова С. Ивановская область вошла в «третью волну» роста инвестиционной привлекательности [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://www.ivcons.ru/index.php?p=articles&categ=15&typ е= special&area=l&id=1519 (дата обращения к ресурсу:

19.09.2013).

7. Индустриальный парк «Кинешма» [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://ivgazeta.ru/?module=articles&action=view&id=345 37 (дата обращения к ресурсу: 19.09.2013).

8. Индустриальный парк «Иваново-Вознесенск» успешно действует уже два года [Электронный ресурс]. -

Режим доступа к ресурсу:

http://www.ivanovosite.ru/ivanovonews/6339-promivanovo (дата обращения к ресурсу: 19.09.2013).

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р // СПС «Консультант Плюс».

10. Организация гарантированного производства и потребления полимерной (полиэфирной (ПЭТФ)) продукции текстильного назначения // [Электронный ресурс] Режим доступа к ресурсу: http://www.invest-ivanovo.ru/data/pr_04.pdf (дата обращения к ресурсу:

13.08.2013).

11. Проект «-365» [Электронный ресурс] Режим доступа к ресурсу: http://ivanovo.bezformata.ru/listnews/bil-prezentovan-proektpaleh/11660674/^ara обращения к ресурсу: 14.08.2013).

12. Парийская М. Масштабные планы // Ивановский бизнесъ журнал. - №9. - 2013. - С.20-23.

13. Региональная программа «Содействие занятости населения Ивановской области на 2012-2014 годы» распоряжение Правительства Ивановской области от 13.09.2012 № 340-п, от 13.11.2012 №459-п. [Электронный ресурс]- Режим доступа к ресурсу: http://www.ivanovoobl.ru/ (дата обращения к ресурсу:

14.08.2013).

14. «Родникам» дадут еще 250 млн. рублей [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://www.chastnik.ru/2013/06/28/4346787/ (дата обращения к ресурсу: 19.09.2013).

15. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года № 853 от 24.09.2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http ://www. minpromtorg. gov.ru/ministry/strategic/sectoral/ 3 (дата обращения к ресурсу: 19.08.2013).

16. Сорок миллионов на развитие туризма [Электронный ресурс] Режим доступа к ресурсу: http://www.mspros.ru/article/8548.html (дата обращения кресурсу: 14.08.2013).

17. Целевая программа «Развитие внутреннего и

въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 г. №1230-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6640029/ (дата обращения к ресурсу: 13.08.2013).

Рукопись поступила в редакцию 13.09.13.

CRISIS MANAGEMENT MECHANISM OF REGIONAL SYSTEM SELF-DEVELOPMENT

E. Abramova

In the article the algorithm of realization of region self-development crisis management economic mechanism including aim, methods and logically relative stages of movement is carried out. Regional policy actions allowing improving Ivanovo Region self-development level and including economical and social priorities of territory development are pointed out.

Key word: regional system, self-development, crisis management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.