Научная статья на тему 'Об эффективности создания региональных технопарков на базе градообразующих предприятий'

Об эффективности создания региональных технопарков на базе градообразующих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ ГОРОД / СТРАТЕГИЯ / ТЕХНОПАРК / A SMALL TOWN / STRATEGY / INDUSTRIAL PARK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рычихина Наталья Сергеевна

Создание на базе отечественных градообразующих предприятий современных инновационных структур, таких как технопарки, может являться одной из мер, позволяющих их реструктуризировать, сделать успешными субъектами рыночных отношений, сформировать устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства в рамках города и целого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON REGINAL INDUSTRIAL PARKS’ CREATION ON THE BASIS OF ENTERPRISES FORMING A COMPANY TOWN

The creation of modern innovative structures such as industrial parks on the basis of domestic enterprises forming a company town can be one of the measures allowing to restructure them, to make them a successful subjects of market relations, to form a sustainable development of scientific and technological and industrial business in the network of the city and the whole region.

Текст научной работы на тему «Об эффективности создания региональных технопарков на базе градообразующих предприятий»

УДК 332.1

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОПАРКОВ

НА БАЗЕ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Н.С. Рычихина

Ивановский государственный химико-технологический университет

Создание на базе отечественных градообразующих предприятий современных инновационных структур, таких как технопарки, может являться одной из мер, позволяющих их реструктуризировать, сделать успешными субъектами рыночных отношений, сформировать устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства в рамках города и целого региона.

Ключевые слова: малый город, стратегия, технопарк.

Инновационное развитие страны формируется благодаря развитию научно-технических знаний в регионах. Инновационный путь развития России предполагает разработку новых современных стратегий функционирования малых городов.

В условиях формирования рыночных отношений большинство градообразующих предприятий малых городов столкнулись с потерей конкурентоспособности, отсталостью используемых технологий от мирового уровня, высокой степенью изношенности основных фондов. Неустойчивость финансовой ситуации на крупных и средних предприятиях в монопрофильном городе ведет к нестабильности всех социально-экономических процессов: росту безработицы, снижению уровня жизни населения, миграции трудоспособного населения в областные центры и постепенному «вымиранию» города [9]. Каждый регион должен использовать свои пути развития и сохранения малых городов: делать их партнерами близко находящихся крупных городов, создавать на их территории технопарки, производственные комплексы, кластерные структуры, перепрофилировать их в туристические центры, поддерживать развитие малого предпринимательства, формировать инфраструктуру для инвестиций и др. [6,7,8]. На данном этапе развития экономики, мощности крупнейших градообразующих советских промышленных предприятий и заводов остаются недозагруженными. Свободные производственные и административные здания с подведенными коммуни-

кациями, котельной, просторные земельные участки с гаражными постройками не используются, сдаются в аренду или попросту консервируются. Подобные градообразующие предприятия могут послужить площадкой для создания регионального технопарка и сформировать потенциал для сохранения малого города.

Технопарк является важным элементом современной экономики и широко используется как инструмент поддержки инновационного бизнеса в зарубежной практике. Инновационный совет Квинслэнда предлагает следующую формулировку: «Технологический парк - это юридическое лицо, созданное для более адекватного использования научных и технологических ресурсов для улучшения экономической базы региона» [4]. Из определения технопарка четко прослеживаются цели его создания: продвижение инновационного бизнеса и улучшение экономической базы региона. Под продвижением инновационного бизнеса нами понимается ускорение инновационного цикла (время от рождения идеи до воплощения идеи в продукте) и коммерциализации инновационного продукта на рынок потребителей. О росте экономической базы региона свидетельствует: создание новых предприятий, увеличение объема отгруженной продукции регионом, рост уровня заработной платы в регионе, повышение налоговых поступлений и др.

В российской экономике создание технопарков достаточно новое явление. Первые технопарки в России создавались в

90-х г. г. при высших учебных заведениях с целью продвижения инновационного продукта и технологий в экономику. По мере появления диспропорций в экономическом развитии отдельных регионов местные органы власти стали все чаще рассматривать возможность создания на своей территории технопарков с целью активизации инновационных процессов в определенной отрасли. Таким образом, у технопарков появилась новая функция - решение региональных проблем. Региональные технопарки могут быть построены с нуля, а могут образовываться на имущественном комплексе промышленных предприятий. Чаще всего при создании регионального отраслевого

технопарка используется уже существующая промышленная направленность области. В связи со сложностями финансирования создания новых инновационных структур, особый интерес вызывают технопарки, созданные на базе градообразующих промышленных предприятий. На рис.1 представлена схема создания регионального технопарка на базе градообразующего предприятия. Промышленное предприятие может внести в технопарк имеющуюся у него инфраструктуру и заселить его предприятиями, фирмами, созданными в переходный период в рамках реструктуризации крупных предприятий [10].

НЕМ

ВЫСШ.

и сред, учебные заведения

кадры

Пр ОНІЕО д: тъенне»-хе 1яп: те.=ннь:= и адшганс тр атжныг

ПОМЗШЗННЯ

Реструктурируемые

предприятия

Федеральные органы государственной власти

Региональные и местные органы власти

.» ако н о д ат ельная

и финансовая поддержка

ПоДБ;Д=ННЪ:= коммуникашш [вода, свет. электричество), ■с обствзнная котельная

Рис.1. Создание регионального технопарка на базе градообразующего предприятия

Для выполнения поставленных функций технопарки нуждаются в законодательной и финансовой поддержке. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ предложило в 2011-2014 гг. выделить субъектам РФ на создание технопарков в сфере высоких технологий около 13,5 млрд. субсидий из федерального бюджета [5]. Субсидии предоставляются на основе принципа софинансирования. Размер субсидии не может превышать 50 % общей суммы расходов на создание и развитие объектов технопарков. Государственная поддержка носит адресный характер. Согласно проекту, Белгородской области (технопарк, создаваемый в г. Старый Оскол) предлагается в 2011-2014гг. выделить 753,3 млн. руб., Ивановской области (технопарк, создаваемый в г. Иваново) - 713,3 млн. руб., Калужской области (технопарк, создаваемый в г. Обнинск) - 607,5 млн. руб. [5]. Кроме этого, государственная поддержка резидентов технопарка может осуществляться в следующих формах: предоставление налоговых льгот, возмещение (субсидирование) за счет средств областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, оказание информационных услуг. Органы местного самоуправления муниципальных образований в пределах своих полномочий могут устанавливать муниципальные формы поддержки управляющей компании и резидентов парка.

В Ивановской области решено было использовать уже существующую текстильную направленность области и создавать технопарк в малом городе Родники на базе филиала корпорации Родниковского текстильного комбината. Родниковский текстильный комбинат исторически являлся градообразующим предприятием. Здесь работало более 30 процентов населения райцентра. Предприятие обеспечивало около 25 процентов поступлений в бюджет города Родники. Идея создания технопарка в Родниках фактически оформилась во время экономического кризиса. В настоящее время Индустриальный парк «Родники» - это территория в 370 гектаров с комплексом производственных, складских, офисных и

вспомогательных помещений со всеми необходимыми коммуникациями, собственной электростанцией и всей инфраструктурой, необходимой для создания нового производства в максимально короткие сроки [3]. В 2011 году фактические бюджетные инвестиции в развитие индустриального парка составили 64,7 млн рублей, из федерального бюджета было получено 54 млн. рублей. В 2012 году на развитие парка будет направлено 295,23 млн. рублей, в том числе 147 млн рублей за счет федерального и 36,75 млн рублей за счет областного бюджетов [1]. Выделенные средства федерального и регионального бюджетов будут использованы технопарком для реконструкции зданий, собственные средства технопарка пойдут на оснащение оборудованием лабораторных корпусов. Собственная ТЭЦ позволяет обеспечить потребности резидентов парка в теплоэнергии и электроэнергии по ценам ниже рыночных. Экономический эффект от создания технопарка заключается в росте количества предприятий в регионе, в дополнительных налоговых поступлениях, повышении инвестиционной привлекательности региона. По данным Департамента экономического развития и торговли Ивановской области, прирост налоговых поступлений от резидентов, начало производственной деятельности, которых приходится на период до 2011 года в 2,94 раза больше чем в 2010 году, а прирост налоговых поступлений от резидентов, начало производственной деятельности которых приходится на 2011 год в 3,6 раза больше чем в 2010 году [1]. Социальный эффект функционирования технопарка выражается в создании дополнительных рабочих мест, росте среднемесячной заработной платы в регионе, повышении образовательного и культурного уровня населения. На предприятиях, расположенных на территории индустриального парка «Родники», создано свыше 1200 новых рабочих мест. Дальнейшее расширение технопарка позволит создать в Родниках более 5 тысяч новых рабочих мест [1].

При создании регионального технопарка должны быть просчитаны не только

необходимые финансовые вложения на его создание, но и спланированы экономические показатели его работы. Это позволит выбрать из нескольких альтернативных стратегий создания технопарка наиболее оптимальный вариант для всех экономических субъектов, в нем заинтересованных. Создание технопарка должно быть экономически выгодно на федеральном, региональном, местном уровнях и на уровне отдельного предприятия.

Федеральные органы власти рассматривают создание технопарка в регионах как один из инструментов реализации инновационного пути развития государства, направленного на повышение темпов роста в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. При эффективном функционировании технопарков можно достичь в ближайшее время преобладающей доли российских высокотехнологичных продуктов на внутреннем рынке, роста экспорта отечественных высокотехнологичных товаров и повышения статуса России на мировом уровне.

Основной региональной целью создания технопарка является активизация инновационных процессов в определенном секторе региональной экономики. Создание технопарка позволяет увеличить количество наукоемких фирм в регионе, создать благоприятные условия для устойчивого развития научно-технологического и производственного предпринимательства, повышает объем отгруженных товаров собственного производства, выполнения работ и услуг собственными силами региона. Региональный эффект от создания технопарка заключается в увеличении доли налогов в доходной части бюджета области, дополнительном количестве созданных рабочих мест, росте среднемесячной заработной платы в области, повышении инвестиционной привлекательности региона и др.

Сохранение малых городов является одной из задач политики региональных органов власти и в тоже время выступает как одна из целей создания технопарка. Это обусловлено тем, что порой от возможности создания технопарка в городе будет

зависеть его будущее. При создании технопарка органы местного управления ставят перед собой следующие задачи: реструктуризация, модернизация и реконструкция градообразующего предприятия; рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполнения работ и услуг собственными силами города; развитие смежных секторов в экономике и сфере услуг; создание новых рабочих мест, повышение занятости населения города. Создание технопарка обеспечивает долгосрочную стратегию развития малого города, повышает его имидж в регионе. При успешном функционировании технопарка будет возможно повысить среднемесячную заработную плату в городе, сократить выплаты пособий по безработице, увеличить налоговую базу в доходной части бюджета города; повысить образовательный и культурный уровень города и др.

Стратегия инновационного пути развития государства не может быть достигнута без создания благоприятных экономических условий для наукоемких предприятий, поэтому содействие среднему и малому бизнесу в создании производств с новыми технологиями и высокотехнологичных производств является основной целью создания технопарков. В результате создания технопарка наукоемкие предприятия должны получить возможность:

• аренды производственных, административных, складских помещений, лаборатории по доступным ценам;

• получения оборудования в аренду по доступным ценам;

• льготные тарифы по электричеству, воде;

• использования развитой инфраструктуры парка (маркетинговых, юридических, рекламных услуг);

• содействия во внешнеэкономической деятельности;

• освещения деятельности входящих в технопарк предприятий в средствах массовой информации;

• переноса положительной репутации технопарка на его участников и др.

Благодаря перечисленным возможностям предприятия смогут добиться фи-

нансовой стабильности, ускорения инновационного цикла и оперативной коммерческой реализуемости инновационного продукта (технологий). Успешное функционирование предприятий-резидентов является залогом роста доходов самого технопарка и повышения его инвестиционной привлекательности.

Длительное время на региональном уровне инвестиционная привлекательность инновационной сферы оставалась не высокой ввиду значительных проектных рисков, обусловленных малой предсказуемостью коммерческого результата от внедрения инновационных технологий в промышленность и инфраструктуру, а также по причине значительных затрат, сопровождающих этапы разработки и внедрения новой техники и технологий. Создание технопарка по принципу государственночастного партнерства позволит:

• поддержать новые высокотехнологичные предприятия в регионе, являющиеся источниками инноваций;

• создать благоприятные правовые и финансовые условия для стимулирования инновационного предпринимательства;

• обеспечить экономический рост и

конкурентоспособность научно-

технической продукции и услуг;

• стимулировать развитие объектов инновационной инфраструктуры;

• сформировать благоприятные условия для международного сотрудничества;

• привлечь инвестиции в регион;

• повысить эффективность государственных расходов на исследования и разработки.

Для успешной реализации стратегии создания региональных технопарков тре-

буется законодательная и нормативноправовая база. В качестве такого нормативного документа должен выступать закон об индустриальных парках, определяющий условия создания и функционирования парков на территории региона, а также регулирующий отношения инвесторов и власти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад Члена Правительства Ивановской области, начальника Департамента экономического развития и торговли Ивановской области Давлетовой С.В. по вопросу: «О развитии индустриальных парков в Ивановской области», http://derit.ivanovoobl.ru.

2. Отраслевой обзор «Технопарки в сфере высоких технологий» http ://wwvv. advis.ru.

3. Официальный сайт индустриального парка «Родники» // http://www.technopark-rodniki.ru.

4. Павлов Э. Технопарки - важный элемент современной инновационной экономики// Умное производство, 2007 http://www.umpro.ru.

5. http://www.ivanovonews.ru/lenta.jsp?id=25023.

6. Рычихина Н.С. Интеграция предприятий - как мера стабилизации экономики малых городов // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. -2010. №4. с.63-66.

7. Рычихина Н.С. Направления реструктуризации производственной и хозяйственной деятельности малых городов (на примере г. Фурманова) Региональная экономика: теория и практика, М.: ООО Издательский дом «Финансы и кредит». 2010, февр. №7(142)-с.78-81.

8. Рычихина Н.С. О роли кластеров в стабилизации экономики малых городов/ Региональная экономика: теория и практика, М.: ООО Издательский дом «Финансы и кредит». 2012, февр. №6 (237) - с.45-49.

9. Рычихина Н.С. Роль крупных и средних предприятий в развитии малых городов // Региональная экономика: теория и практика, М.: ООО Издательский дом «Финансы и кредит». 2011. №6 (189). С.9-14.

10. Рычихина Н.С. Реструктуризация предприятий как мера стабилизации экономики муниципальных образований // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - Иваново: изд. ИГХТУ, Иваново, 2009,№4, с.54-58.

Рукопись поступала в редакцию 29.10.12.

ON REGINAL INDUSTRIAL PARKS’ CREATION ON THE BASIS OF ENTERPRISES

FORMING A COMPANY TOWN

N. Rychihina

The creation of modem innovative structures such as industrial parks on the basis of domestic enterprises forming a company town can be one of the measures allowing to restructure them, to make them a successful subjects of market relations, to form a sustainable development of scientific and technological and industrial business in the network of the city and the whole region.

Keywords: a small town, strategy, industrial park.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.