1.Возникновение последствий пандемии после победы в конкурсе потребовало подстройки порядка реализации гранта к новым реалиям и наиболее проявилось в применении новых подходов и ранее не предусмотренных возможностей (17 из 22 чел.).
2. Дополнительное консультирование волонтеров (13 из 22 чел.) выступило эффективным способом поддержки гранта в новых реалиях.
Возможности гранта Президента РФ на развитие гражданского общества «Театр удивительного зрителя «Вопреки всему»»:
Создание фестиваля для подобных театров и организаций, действующих на территории Ростовской области (23 из 25 чел.) считается одним из перспективных направлений и требует отдельной проработки. Угрозы для Проектов аналогичной направленности:
За время реализации проекта его участники оперативно отреагировали на коронавирусную инфекцию 2019-nCoV и последствия пандемии, связанные с ними ограничения.
Заключение. Результаты SWOT-анализа, проведенного в рамках гранта «Театр удивительного зрителя «Вопреки всему»», свидетельствуют о практической направленности проекта и его вовлеченности в деятельность Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области «Азовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (АДДИ), как и оперативном реагировании на угрозы и риски, возникшие во всем мире в 2020 году.
Благодарность. Особую Благодарность выражаем руководителю АДДИ Левченко Татьяне Алексеевне, Фонду-оператору президентских грантов по развитию гражданского общества, волонтерам, сотрудникам и воспитанникам АДДИ.
Список использованной литературы:
1. Евстратова Т.А. Взаимосвязь креативности мышления и адаптационного процесса в подростковом возрасте: теоретические предпосылки // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. №4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-kreativnosti-myshleniya-i-adaptatsionnogo-protsessa-v-podrostkovom-vozraste-teoreticheskie-predposylki (дата обращения: 02.11.2020).
2. Жимаева Е.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество: исторический опыт России и зарубежных стран // Сервис +. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-obschestvo-istoricheskiy-opyt-rossii
3. Киреева О.А. Творческое взаимодействие триады «Педагог - ученик - родитель» в процессе социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Культура: теория и практика. 2015. №9. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/tvorcheskoe-vzaimodeystvie-triady-pedagog-uchenik-roditel-v-protsesse-sotsialno-kulturnoy-reabilitatsii-detey-s-ogranichennymi (дата обращения: 25.11.2020).
4. Официальный сайт АДДИ. URL: http://azovdom.rnd.socinfo.ru/about (дата обращения: 22.11.2020).
© Андреев А.С., 2021
УДК 316
Андреев А.С.
кандидат юридических наук, доцент, Ростовский юридический университет МВД России
Ростов-на-Дону, Россия
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ГРАНТА «ТЕАТР УДИВИТЕЛЬНОГО ЗРИТЕЛЯ «ВОПРЕКИ ВСЕМУ»» ЕГО УЧАСТНИКАМИ, ВОЗМОЖНОСТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
В статье представлены результаты реализации проекта «Театр удивительного зрителя «Вопреки
всему»», получившего грант Президента РФ на развитие гражданского общества на основе анализа опросных данных по авторской анкете. Подчеркивается направленность проекта на выявление и поддержку талантливых детей и молодежи (как с ОВЗ, так и здоровых) в сфере культуры и искусства, реабилитацию детей с ОВЗ средствами инклюзивного театра.
Ключевые слова театр, исследование, опрос, результаты, грант Президента РФ.
Andreev A.S.
candidate of Law, Associate Professor, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Rostov-on-Don, Russia
THE FINAL EVALUATION OF THE GRANT "THEATRE IS AN AMAZING SPECTATOR "DESPITE EVERYTHING"" ITS MEMBERS, OPPORTUNITIES FOR FURTHER DEVELOPMENT
Annotation
The article presents the results of the project "Theatre is an amazing spectator "Despite everything"" who received a grant of President of RF on civil society development based on the analysis of survey data by the author's questionnaire. The focus of the project is on identifying and supporting talented children and young people (both with disabilities and healthy ones) in the field of culture and art, rehabilitation of children with disabilities by means of inclusive theater.
Key words
theater, research, survey, results, grant of President of the Russian Federation.
Введение. Цель статьи - опубликовать результаты опроса участников, проведенного в рамках гранта (№5 и 6). Объект - проблема образования детей с ограниченными возможностями. Предмет - фиксация результатов гранта и выявление новых возможностей в реализации проекта по данному направлению.
Методы - опрос по специально разработанной анкете (№5 и 6), анализ, синтез, аналогия.
Основная часть. Главная проблема человека с ОВЗ заключается в ограничении его мобильности, недостаточности контактов с окружающими, проявления своих творческих способностей, доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию. Эта проблема является не только результатом отсутствия физического здоровья, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые поддерживают существование недоступной для человека с ограниченными возможностями окружающей его среды, доступности образования, работы и развития личности [1]. Грантовый проект «Театр удивительного зрителя «Вопреки всему»» способствует реабилитации детей и подростков с особенностями развития средствами культуры и искусства, продвижению расширения практики инклюзивного образования, ознакомлению особых детей со сценической деятельностью, гастрольной деятельностью, а также выстраиванию отношений с обычными людьми в процессе творческой деятельности, получение дополнительного образования в сфере культуры и искусства, что будет способствовать социальной и психологической адаптации в творческом процессе, в итоге мы имеем: выявление и поддержку талантливых детей и молодежи (как с ОВЗ, так и здоровых, т.к. труппа театра смешанная (диалогичная) и состоит из молодежи с ОВЗ и волонтеров из МБОУ СОШ №11 г. Азова (не менее 20 человек)) в сфере культуры и искусства, реабилитацию детей с ОВЗ средствами инклюзивного театра [2].
Исследовательская часть. Опрос №5. Проведен опрос 25 участников. Были получены следующие результаты.
В результате проекта создан "Театр удивительного зрителя "Вопреки всему"". Запущенно новое для нашего города направление - инклюзивное волонтерство. В ходе проекта произошла консолидация социально ориентированных некоммерческих организация, в том числе и религиозных:
1. Выполнено полностью (25 из 25 чел.).
2. Выполнено частично (0 чел.).
3. Не выполнено (0 чел.).
1. Вводное занятие (работа в театре-студии по определенной программе, адаптированной для актеров с определенными заболеваниями и ограничениями здоровья, которые заняты в постановке спектакля) (оценка по 10 бальной системе):
А. Игры на знакомство (22 чел. оценили на 8 и более баллов, 3 чел. оценили на 7 баллов). Наиболее оценены: «Автограф» (21 чел.-10 баллов) и «Снежный ком» «Автограф» (17 чел.-10 баллов).
Б. Ознакомительная беседа о театральном искусстве (19 чел. оценили на 8 и более баллов, 6 чел. оценили на 7 и 6 баллов).
Наиболее оптимальна, по мнению респондентов, игра «Импровизационный спектакль» (14 чел.-10 баллов).
2. Мастер-класс «Мастерство актера».
Упражнения психофизического тренинга:
А. Разогревающие - связанные, как правило, с расчленением опорно- двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности; - основные - упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом (17 чел.-10 баллов).
Б. Упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия (12 чел.-10 баллов).
3. Мастер-класс «Мастерство актёра»: одиночные этюды по темам:
A. Этюды на эмоции (16 чел.-10 баллов).
Б. Этюды на выразительность жеста (9 чел.-10 баллов).
B. Этюды на развитие органики (7 чел.-10 баллов).
4. Тренинг «Сценическая речь» (9 чел.-10 баллов).
5. Тренинг «Дыхание» (13 чел.-10 баллов) («Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик», «Жилет», «Комар», «Котенок»).
6. Тренинг «Артикуляционная гимнастика» (23 чел.-10 баллов).
A. Упражнения для языка (19 чел.-10 баллов).
Б. Упражнения для губ (18 чел.-10 баллов).
B. Упражнения для челюсти (21 чел.-10 баллов).
Г. Работа над скороговорками (11 чел.-10 баллов).
7. Постановочная работа (23 чел.-10 баллов).
8. Лечебная пластика (8 чел.-10 баллов).
9. Тренинг (парные упражнения со всевозможными видами контакта партнёра, локомоторные упражнения) (14 чел.-10 баллов).
10. Посещение Ростовского государственного музыкального театра (Перенос, причина -коронавирусная инфекция 2019-пСоУ и последствия пандемии, связанные с ними ограничения).
11. Тренинг.
А. статистические упражнения (волевая гимнастика - упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние мышечные напряжения, т.е. развивающие качество, которое в театральной практике называется свободой мышц; упражнения, совершенствующие координацию движений, развивающие умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой) (15 чел.-10 баллов).
12. Мастер-класс «Как сознательно управлять и приспособлять к препятствиям» (6 чел.-10 баллов).
13. Разбор и работа с текстом произведения будущего спектакля (10 чел.-10 баллов).
14. Постановка (21 чел.-10 баллов).
15. Подготовка спектакля (12 чел.-10 баллов).
16. Репетиция массовых сцен и танцев спектакля (17 чел.-10 баллов).
17. Репетиция вокальных номеров спектакля «Вот я и дети мои ...». (6 чел.-10 баллов).
18. А. Круглый стол с участием актёров и педагогов, волонтёров проекта «Театр особенного зрителя» (23 чел.-10 баллов).
19. Пробный прогон спектакля (21 чел.-10 баллов).
20. Монтаж и установка декораций спектакля (22 чел.-10 баллов).
Опрос №6.
На основе опроса экспертов реализуемого проекта (10 чел.) и метода brainstorm выявлены следующие перспективы развития проекта «Театр удивительного зрителя «Вопреки всему»», во-первых, как постоянно действующего театра для удивительного зрителя, а во-вторых, основы для создания нового проекта «Казачья ярмарка «Особенный предприниматель»».
Вовлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров и граждан предпенсионного возраста, выпускников детских домов и других категорий граждан - одна из актуальных проблем российского социума, требующая скорейшего разрешения. Цель проекта - способствование решению социальных проблем граждан и общества, повышению уровня занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров и граждан предпенсионного возраста, выпускников детских домов и других категорий граждан.
Уникальность проекта заключается в том, что реализуется как обучение, воспитание, методическое сопровождение «особенных» предпринимателей, так и наставническое продвижение продукции (фрукты, овощи, мёд, поделки) в рамках театральных постановок, ярмарок и фестивалей, конференций, симпозиумов, проводимых под патронажем губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева, с последующим использованием полученных средств исключительно в интересах особенных актеров, предпринимателей (образование, лечение, путешествия и другие личные нужды).
Ожидаемый результат - создание действующего инструментария вовлечения воспитанников психоневрологических интернатов (г. Новочеркасск, с. Самарское) и АДДИ (г. Азов) для участия в «особенном» предпринимательстве с учетом традиций донского казачества и представлении результатов их деятельности в рамках ярмарок, фестивалей среди крупных ритейлеров и ТРЦ (Магнит, Пятерочка, Перекресток, Окей, МЕГА, Росвертол и т.д.). Предполагается стопроцентная прозрачность проекта в соответствии с дорожной картой.
Потенциальные участники проекта: Фонд «Я есть!», Фонд поддержки социальных инициатив и духовных ценностей «СоцРос», Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Новочеркасский психоневрологический интернат», Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Самарский дом инвалидов» Самарское, Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Азовский детский дом - интернат для умственно отсталых детей». В дальнейшем предполагается тиражирование проекта с максимальным покрытием территории Ростовской области.
Заключение. Результаты опроса и brainstorm, проведенные в рамках гранта «Театр удивительного зрителя «Вопреки всему»», свидетельствует о возможностях дальнейшего развития данного проекта и его трансформации в новые проекты.
Благодарность. Особую Благодарность выражаем руководителю АДДИ Левченко Татьяне Алексеевне, Фонду-оператору президентских грантов по развитию гражданского общества, Фонду «Я есть!», волонтерам, сотрудникам и воспитанникам АДДИ.
Список использованной литературы:
1. Пугачев А.С. Проблемы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научные исследования в образовании. 2008. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-zaschity-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 04.11.2020).
2. Официальный сайт АДДИ. URL: http://azovdom.rnd.socinfo.ru/about (дата обращения: 02.11.2020).
© Андреев А.С., 2021