Научная статья на тему 'Итоги реструктуризации сети укрупненных колледжей Департамента образования города Москвы'

Итоги реструктуризации сети укрупненных колледжей Департамента образования города Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги реструктуризации сети укрупненных колледжей Департамента образования города Москвы»

ИТОГИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ УКРУПНЕННЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОРОНИН А.В.

Первый опыт реструктуризации учреждений НПО и СПО, полученный при создании укрупненных колледжей в городе Москве (2004-2007 гг.), показал, что реорганизованные учреждений ПО - укрупненные колледжи (УК) - по многим вопросам оказались не готовы к новым условиям развития. Набор ключевых «проблемных зон», являющихся источником подавляющего большинства противоречий условно ограничен следующими проблемами:

1. Необходимостью кардинальной перестройки структуры УК в отсутствии Типового положения УК.

Основное противоречие между традиционной структурой учреждений ПО, основанной на вертикальной, иерархической системе функциональных связей и содержанием идей социального партнерства и диверсификации деятельности учреждений.

2. Проблемностью социального партнерства в деятельности УК. Основные противоречия состоят между сохраняющимся административно - функциональным стилем управления УК со стороны директорского корпуса и характером современной деятельной среды, требующей принципиально иной позиции - формирующего, опережающего, рефлексивного стиля управления; реально существующим стремлением работодателей к сотрудничеству с колледжами и невозможностью последних найти легитимные основания для реализации сотрудничества; содержанием ПО в УК и все более жесткими требованиями к специалистам, предъявляемыми со стороны работодателей.

3. Недостаточным материально-техническим обеспечением УК для создания ресурсных центров.

Основные противоречия возникают между необходимостью реализации легитимных систем кооперации с потребителями образовательных услуг и работодателями, самостоятельного решения колледжами проблем материально-технического и финансового обеспечения, в том числе и внебюджетного финансирования, и выжидательной позицией директорского корпуса УК, ориентация на случайные финансовые и материально-технические «инъекции».

4. Реальным невысоким уровнем квалификации инженерно-педагогических кадров УК и их неготовность к конструктивной реализации новых образовательных стандартов.

Основное противоречие между сложившейся возрастной (средний возраст - 50-55 лет) и квалификационной структурой инженерно-педагогических кадров и отсутствием реально работающих механизмов их воспроизводства и качественного обновления.

«Инновационностью» содержания НПО и СПО УК.

Основные противоречия проявляются между содержанием профессиональной подготовки в УК и все более жестким требованиям, предъявляемыми со стороны работодателей, что в перспективе станет обязательной нормой.

6. Необходимостью концептуального обоснования основных стратегических позиций развития УК.

Основные противоречия возникают между сложившимся у директорского корпуса за многие годы твердого убежнения в том, что перспективы и направления развития учреждений - исключительная прерогатива вышестоящих инстанций, и между предполагающейся в условиях проводимой реструктуризацией активной самоятоя-тельной роли УК в определении стратегии и механизма оптимального развития.

Многие из перечисленных противоречий могли уже сегодня перейти в разряд перспективных направлений развития, если бы, как считает большинство исследователей и руководителей системы начального и среднего образования, педагогической практике своевременно было предоставлено теоретическое, материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение.

Поставленные перед колледжами проблемы являются нетрадиционными для российской системы профессионального образования.

В настоящее времени отсутствует официальная аналитическая информация итогов проведенной реструктуризации системы начального и среднего профессионального образования города Москвы в 2005-2007 гг. В отсутствие данных материалов источником информации о первых итогах состоявшейся реструктуризации и подтверждения статуса «укрупненный колледж» колледжами Москвы, в нашем исследовании служили сайты колледжей, а также ежегодно издаваемые в Москве справочники для поступающих в колледжи и техникумы столицы.

Для определения статусообразующих параметров развития укрупненных колледжей столицы анализировалась следующая информация справочников и официального сайта ДО города Москвы: заявленный юридический статус учреждения образования; число учащихся (студентов); тип учебного заведения (государственное, негосударственное); подтверждение уровня НПО - СПО (базового и повышенного); много-уровневость профессионального обучения (специальности СПО, профессии НПО, профессиональная подготовка).

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. В настоящее время на территории столицы сложилась неоднородная сеть учреждений ГОУ СПО, «дефакто» названных укрупненными колледжами.

2. Статус 60-ти колледжей ДО города Москвы, как тип учебного заведения, можно «де юре» определить на основании действующего законодательства о начальном и среднем профессиональном образовании по следующим параметрам (см. таблицу 1):

• по уровням непрерывного профессионального образования и срокам обучения (техникум, профессиональный лицей, колледж, УК);

• по количеству студентов: менее 500 чел.; 500-1000 чел.; более 1000 чел.;

• по ведомственной (отраслевой) принадлежности.

Проведенный анализ статусообразующих параметров показал, что сложившаяся к 2007-2008 учебному году сеть 60 укрупненных колледжей ДО города Москвы характеризуется следующими количественными характеристиками:

Таблица 1. Характеристика статусообразующих параметров базовых и укрупненных колледжей ________________________________________________Департамента образования города Москвы

Отраслевое деление колледжей Всего Контингент < 1000 чел.- базовые колледжи (БК) Контингент >1000 чел.-укрупненные колледжи (УК) Подтверждающие повышенный уровень СПО

1.Строительные 11 3 8 - БК - 5 - УК- 4

2.Машиностроения, металлообработки 18 5 13 - БК - 0 - УК- 11

Э.Потребительского рынка и услуг 25 16 9 - БК - 8 - УК- 7

4.Малого бизнеса 6 4 2 - БК - 2 - УК- 1

Всего: 60 28 32 - БК - 15 - УК- 23

Всего (%): 100% 46,6% 53,3% - БК - 25% - УК- 38%

Проведенный анализ определения статуса колледжей созданных ДО города Москвы, подтверждает предположение о том, что только 63% из них обеспечивают статус базового колледжа (по нормативному статусу). Остальные 37% на сегодняшний день, в соответствии с действующим законодательством, имеют статус «профессионального лицея» - «условный колледж». Только 53,3% колледжей по количеству учащихся - более 1000 чел. - могут быть названы укрупненными, но только 23 (из 32) УК имеют статус укрупненного, реализуя повышенный уровень СПО. Результаты проведенного исследования показали:

• не все УК в настоящее время подтверждают повышенный уровень СПО, а значит в соответствии с действующим законодательством они «де юре» должны называться не колледжами, а «профессиональными лицеями»;

• наряду с УК, где количество учащихся (студентов) должно превышать 1000 человек функционируют колледжи с контингентом - 500-700 человек;

• статус УК Департамента образования города Москвы (дающий повышенный уровень СПО, с числом учащихся (студентов) более 1000 человек) имеет треть колледжей;

• при внешнем разнообразии форм созданные колледжи формируют унифицированную модель колледжа и модель выпускника.

Проведенный анализ позволяет представить сеть учреждений НПО и СПО Департамента образования города Москвы «де-факто» следующими основными типами учреждений: государственный укрупненный колледж (32); базовый колледж (реализующий повышенной уровень СПО, но имеющий контингент менее 1000 учащихся) (15); условный колледж (адекватный профессиональному лицею, без повышенного уровня НПО и СПО) (22); техникум (16); негосударственный колледж (3).

Разнообразие типов колледжей - объективная реальность, и она подкрепляется, прежде всего, отсутствием Типового положения о профессиональном колледже.

Анализ опыта создания УК в городе Москве показал, что при нынешнем состоянии концептуального обоснования и нормативно-правовой базы, УК региональных систем профессионального образования нуждаются в дальнейшей реструктуризации по следующим причинам: критическое снижение количества потенциальных учащихся УК; большое количество высвобождаемых ученических мест в УК по демографическим причинам; сложившийся узкий спектр образовательных программ УНПО и УСПО как следствие отставания материально-технической базы УК; выраженное дублирование образовательных программ НПО и СПО в связи с отставанием Госстандартов профессионального образования от темпов развития инновационного производства и экономики; размывание бюджетного финансирования на низкоэффективные, невостребованные инновационного производства и экономики образовательные программы.

В ближайшие три года перед системой ПО и ДО города Москвы стоит сложнейшая задача: с учетом демографического спада увеличить набор. По предложению Правительства и ДО города Москвы, предусмотрено привлекать абитуриентов из других городов и регионов, в том числе из ближнего зарубежья (для этого будет создана вся необходимая инфраструктура).

Компенсация снижения контингента УНПО и УСПО за счет выпускников прошлых лет, по оценкам российских экспертов, в среднесрочной перспективе составит не более 2%. В Москве ежегодно увеличивается охват рассматриваемой возрастной группы разными формами образования (подростки, которые после окончания 9 кл. не продолжают обучение в 10 кл. или учреждениях НПО и СПО, в 2001 г. составили 3,5% от выпуска, в 2002 г. - 3,0%, в 2003 г. - 2,1%).

Таким образом, в ближайшие три года реструктуризации системы НПО и СПО в городе Москве продолжится и, прежде всего, продолжиться реструктуризация основной структурной единицы системы СПО -укрупненного колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.