ИТОГИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ УКРУПНЕННЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОРОНИН А.В.
Первый опыт реструктуризации учреждений НПО и СПО, полученный при создании укрупненных колледжей в городе Москве (2004-2007 гг.), показал, что реорганизованные учреждений ПО - укрупненные колледжи (УК) - по многим вопросам оказались не готовы к новым условиям развития. Набор ключевых «проблемных зон», являющихся источником подавляющего большинства противоречий условно ограничен следующими проблемами:
1. Необходимостью кардинальной перестройки структуры УК в отсутствии Типового положения УК.
Основное противоречие между традиционной структурой учреждений ПО, основанной на вертикальной, иерархической системе функциональных связей и содержанием идей социального партнерства и диверсификации деятельности учреждений.
2. Проблемностью социального партнерства в деятельности УК. Основные противоречия состоят между сохраняющимся административно - функциональным стилем управления УК со стороны директорского корпуса и характером современной деятельной среды, требующей принципиально иной позиции - формирующего, опережающего, рефлексивного стиля управления; реально существующим стремлением работодателей к сотрудничеству с колледжами и невозможностью последних найти легитимные основания для реализации сотрудничества; содержанием ПО в УК и все более жесткими требованиями к специалистам, предъявляемыми со стороны работодателей.
3. Недостаточным материально-техническим обеспечением УК для создания ресурсных центров.
Основные противоречия возникают между необходимостью реализации легитимных систем кооперации с потребителями образовательных услуг и работодателями, самостоятельного решения колледжами проблем материально-технического и финансового обеспечения, в том числе и внебюджетного финансирования, и выжидательной позицией директорского корпуса УК, ориентация на случайные финансовые и материально-технические «инъекции».
4. Реальным невысоким уровнем квалификации инженерно-педагогических кадров УК и их неготовность к конструктивной реализации новых образовательных стандартов.
Основное противоречие между сложившейся возрастной (средний возраст - 50-55 лет) и квалификационной структурой инженерно-педагогических кадров и отсутствием реально работающих механизмов их воспроизводства и качественного обновления.
«Инновационностью» содержания НПО и СПО УК.
Основные противоречия проявляются между содержанием профессиональной подготовки в УК и все более жестким требованиям, предъявляемыми со стороны работодателей, что в перспективе станет обязательной нормой.
6. Необходимостью концептуального обоснования основных стратегических позиций развития УК.
Основные противоречия возникают между сложившимся у директорского корпуса за многие годы твердого убежнения в том, что перспективы и направления развития учреждений - исключительная прерогатива вышестоящих инстанций, и между предполагающейся в условиях проводимой реструктуризацией активной самоятоя-тельной роли УК в определении стратегии и механизма оптимального развития.
Многие из перечисленных противоречий могли уже сегодня перейти в разряд перспективных направлений развития, если бы, как считает большинство исследователей и руководителей системы начального и среднего образования, педагогической практике своевременно было предоставлено теоретическое, материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение.
Поставленные перед колледжами проблемы являются нетрадиционными для российской системы профессионального образования.
В настоящее времени отсутствует официальная аналитическая информация итогов проведенной реструктуризации системы начального и среднего профессионального образования города Москвы в 2005-2007 гг. В отсутствие данных материалов источником информации о первых итогах состоявшейся реструктуризации и подтверждения статуса «укрупненный колледж» колледжами Москвы, в нашем исследовании служили сайты колледжей, а также ежегодно издаваемые в Москве справочники для поступающих в колледжи и техникумы столицы.
Для определения статусообразующих параметров развития укрупненных колледжей столицы анализировалась следующая информация справочников и официального сайта ДО города Москвы: заявленный юридический статус учреждения образования; число учащихся (студентов); тип учебного заведения (государственное, негосударственное); подтверждение уровня НПО - СПО (базового и повышенного); много-уровневость профессионального обучения (специальности СПО, профессии НПО, профессиональная подготовка).
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. В настоящее время на территории столицы сложилась неоднородная сеть учреждений ГОУ СПО, «дефакто» названных укрупненными колледжами.
2. Статус 60-ти колледжей ДО города Москвы, как тип учебного заведения, можно «де юре» определить на основании действующего законодательства о начальном и среднем профессиональном образовании по следующим параметрам (см. таблицу 1):
• по уровням непрерывного профессионального образования и срокам обучения (техникум, профессиональный лицей, колледж, УК);
• по количеству студентов: менее 500 чел.; 500-1000 чел.; более 1000 чел.;
• по ведомственной (отраслевой) принадлежности.
Проведенный анализ статусообразующих параметров показал, что сложившаяся к 2007-2008 учебному году сеть 60 укрупненных колледжей ДО города Москвы характеризуется следующими количественными характеристиками:
Таблица 1. Характеристика статусообразующих параметров базовых и укрупненных колледжей ________________________________________________Департамента образования города Москвы
Отраслевое деление колледжей Всего Контингент < 1000 чел.- базовые колледжи (БК) Контингент >1000 чел.-укрупненные колледжи (УК) Подтверждающие повышенный уровень СПО
1.Строительные 11 3 8 - БК - 5 - УК- 4
2.Машиностроения, металлообработки 18 5 13 - БК - 0 - УК- 11
Э.Потребительского рынка и услуг 25 16 9 - БК - 8 - УК- 7
4.Малого бизнеса 6 4 2 - БК - 2 - УК- 1
Всего: 60 28 32 - БК - 15 - УК- 23
Всего (%): 100% 46,6% 53,3% - БК - 25% - УК- 38%
Проведенный анализ определения статуса колледжей созданных ДО города Москвы, подтверждает предположение о том, что только 63% из них обеспечивают статус базового колледжа (по нормативному статусу). Остальные 37% на сегодняшний день, в соответствии с действующим законодательством, имеют статус «профессионального лицея» - «условный колледж». Только 53,3% колледжей по количеству учащихся - более 1000 чел. - могут быть названы укрупненными, но только 23 (из 32) УК имеют статус укрупненного, реализуя повышенный уровень СПО. Результаты проведенного исследования показали:
• не все УК в настоящее время подтверждают повышенный уровень СПО, а значит в соответствии с действующим законодательством они «де юре» должны называться не колледжами, а «профессиональными лицеями»;
• наряду с УК, где количество учащихся (студентов) должно превышать 1000 человек функционируют колледжи с контингентом - 500-700 человек;
• статус УК Департамента образования города Москвы (дающий повышенный уровень СПО, с числом учащихся (студентов) более 1000 человек) имеет треть колледжей;
• при внешнем разнообразии форм созданные колледжи формируют унифицированную модель колледжа и модель выпускника.
Проведенный анализ позволяет представить сеть учреждений НПО и СПО Департамента образования города Москвы «де-факто» следующими основными типами учреждений: государственный укрупненный колледж (32); базовый колледж (реализующий повышенной уровень СПО, но имеющий контингент менее 1000 учащихся) (15); условный колледж (адекватный профессиональному лицею, без повышенного уровня НПО и СПО) (22); техникум (16); негосударственный колледж (3).
Разнообразие типов колледжей - объективная реальность, и она подкрепляется, прежде всего, отсутствием Типового положения о профессиональном колледже.
Анализ опыта создания УК в городе Москве показал, что при нынешнем состоянии концептуального обоснования и нормативно-правовой базы, УК региональных систем профессионального образования нуждаются в дальнейшей реструктуризации по следующим причинам: критическое снижение количества потенциальных учащихся УК; большое количество высвобождаемых ученических мест в УК по демографическим причинам; сложившийся узкий спектр образовательных программ УНПО и УСПО как следствие отставания материально-технической базы УК; выраженное дублирование образовательных программ НПО и СПО в связи с отставанием Госстандартов профессионального образования от темпов развития инновационного производства и экономики; размывание бюджетного финансирования на низкоэффективные, невостребованные инновационного производства и экономики образовательные программы.
В ближайшие три года перед системой ПО и ДО города Москвы стоит сложнейшая задача: с учетом демографического спада увеличить набор. По предложению Правительства и ДО города Москвы, предусмотрено привлекать абитуриентов из других городов и регионов, в том числе из ближнего зарубежья (для этого будет создана вся необходимая инфраструктура).
Компенсация снижения контингента УНПО и УСПО за счет выпускников прошлых лет, по оценкам российских экспертов, в среднесрочной перспективе составит не более 2%. В Москве ежегодно увеличивается охват рассматриваемой возрастной группы разными формами образования (подростки, которые после окончания 9 кл. не продолжают обучение в 10 кл. или учреждениях НПО и СПО, в 2001 г. составили 3,5% от выпуска, в 2002 г. - 3,0%, в 2003 г. - 2,1%).
Таким образом, в ближайшие три года реструктуризации системы НПО и СПО в городе Москве продолжится и, прежде всего, продолжиться реструктуризация основной структурной единицы системы СПО -укрупненного колледжа.