УДК 377 Л.А. Фёдорова СГГА, Новосибирск
НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены интеграционные процессы модернизации, основные направления реструктуризации и оптимизации начального и среднего профессионального образования. А также программные документы развития системы НПО и СПО Новосибирской области.
L.A. Fyodorova SSGA, Novosibirsk
INTEGRATION DIRECTIONS OF PRIMARY AND SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
The problems of primary and secondary professional education modernization on the basis of integration processes are considered. The main directions of restructuring and optimization of Novosibirsk region professional education are stated.
Сфера образования является важнейшим источником социальноэкономического и научно-технического развития, прогресса всех сторон жизни общества. В условиях формирования современной экономики ключевыми показателями качества человеческих ресурсов становятся их квалификация, владение информационной культурой, способность к творчеству, инновациям.
С развитием реального сектора экономики нарастает острота кадровой проблемы у предприятий в обеспечении квалифицированными рабочими. По прогнозам Минобрнауки до 2015 года будут нужны кадры по всем направлениям подготовки. В металлургии - отрицательный баланс между выпуском и потребностью составляет 38 тысяч специалистов, в сфере обслуживания - почти 46 тысяч, в энергетике - 26 тысяч, в строительстве и архитектуре - около 25 тысяч. В общей сложности не хватает свыше трёхсот тысяч специалистов с начальным профессиональным образованием.
В сложившихся условиях в профессиональном образовании наблюдаются диспропорции между потребностью работодателей в рабочих кадрах и мотивацией молодежи на получение рабочих профессий. Проведённые исследования в сфере профессионального образования России показывают рост предпочтений на получение высшего образования.
Такая ситуация вызвала необходимость проведения существенных изменений в системе подготовки квалифицированных специалистов и рабочих
по всем направлениям экономики. Возникшие противоречия привели к структурной, функциональной и содержательной перестройке начального и среднего профессионального образования, которая определяется как реструктуризация сети образовательных учреждений. В различных регионах РФ реструктуризация началась в 90-х годах ХХ века, когда стали создаваться новые типы профессиональных образовательных учреждений: высшие
профессиональные училища (ВПУ), лицеи и колледжи.
Проблемами реструктуризации занимаются многие ученые. Воронин А.В. [4], выделяет два периода реструктуризации. В первый период с 1989 по 2004 гг. создание и развитие учебного заведения нового типа подразумевало два варианта: создание профессиональных лицеев и создание профессиональных колледжей.
Профессиональный лицей - государственное учебное заведение НПО, реализующее образовательные программы НПО в полном объеме и СПО базового уровня (но не более 10% общего выпуска).
Профессиональный колледж - государственное (и негосударственное)
многопрофильное, многоуровневое учебное заведение системы СПО,
реализующее как отдельные, так и интегрированные образовательные
программы НПО и СПО базового и повышенного уровня.
Первоначально колледжи создавались как многоуровневые экспериментальные учреждения непрерывного профессионального образования, предусматривающие наличие всех уровней - «начальное - среднее
- высшее». Позднее, Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, колледжу был определен статус образовательного учреждения СПО, в котором могут реализовываться программы СПО и НПО.
Второй период (2004-2009 гг.) примечателен переходом образовательных учреждений НПО и СПО с федерального на региональный уровень. Он характеризуется реструктуризацией региональных систем начального и
среднего профессионального образования на основе создания укрупненных колледжей, ресурсных центров, учебных комплексов, организацией обучения на основе «подушевого» финансирования».
Концепция интеграции начального и среднего профессионального образования апробирована и успешно реализуется в Москве, где в 2005 году решением Правительства Москвы проведена системная интеграция учреждений НПО и СПО в единый тип - профессиональный колледж.
В настоящее время в ведении Рособразования находится 239 учреждений НПО (общий контингент учащихся — 148 тысяч человек) и 900 учреждений СПО, из которых 97 включены в состав вузов (общий контингент учащихся в учреждениях этого типа — миллион сто тысяч человек).
В регионах России продолжается процесс формирования ресурсных центров на базе автономных учреждений НПО и техникумов, как базовых единиц концентрации ресурсов сферы довузовского профессионального образования.
Ресурсный центр - это не отдельный тип или вид учреждений профессионального образования. Ресурсный центр - это достижение нового качества профессионального образования на основе концентрации ресурсного обеспечения. Смирнов С. И. [3], исследуя организационно-педагогические условия совершенствования среднего профессионального образования, отмечает, что создание и развитие ресурсных образовательных центров актуально для дотационного региона с явно выраженными демографическими проблемами. Интегрированные образовательные учреждения не только более эффективно реализуют преемственность и непрерывность образования, обеспечивают повышение качества образования, но и способствуют сокращению сроков обучения и экономию бюджетных средств.
Для системы начального и среднего профессионального образования Новосибирской области характерен комплекс проблем, актуализирующий процессы модернизации на основе интеграции образовательной сети учреждений начального и среднего профессионального образования. Интеграционные процессы затрагивают различные области деятельности: экономическую, структурную, административную, материальную и содержательную.
Основные мероприятия по модернизации системы профессионального образования Новосибирской области изложены в нескольких программных документах.
Ещё в 2007 г членами рабочей группы были выработаны предложения по:
- Оптимизации структуры и перечня профессиональной подготовки;
- Оптимизации сети образовательных учреждений НПО и СПО;
- Оптимизации объёмов общеобразовательной подготовки обучающихся учреждений начального профессионального образования.
Таким образом, на 1 января 2010 года система профессионального образования Новосибирской области включала в себя 59 ГОУ НПО и 21 ГОУ СПО областного подчинения, 5 ГОУ НПО и 29 ГОУ СПО федерального подчинения и 6 негосударственных ОУ СПО. Из них 52 ОУ НПО и СПО расположены в сельской местности. Общий контингент обучающихся в ОУ НПО по всем формам обучения в 2009 году составил около 15 286 человек.
В 2009 году набор учащихся в образовательные учреждения начального профессионального образования составил 5874 человека, что на 770 человек больше показателей прошлого года. Из 5025 бюджетных мест, предоставленных для обучения в учреждениях ПО, использовано 70% - обучено 3500 человек по контрактам, заключенным с предприятиями и организациями различных форм собственности [1].
По данным управления профессионального образования министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, в 20092010 годах сеть областных образовательных учреждений начального профессионального образования пополнилась 5 образовательными учреждениями, переданными с федерального уровня в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 22.12.2009 года. В их числе ПЛ № 3, ПУ
№ 7, ПЛ № 41, ПУ № 55, ПУ № 56. Реорганизованы ПУ № 2 и ПУ № 39. Созданы два ОУ СПО: Новосибирский технологический техникум,
Новосибирский техникум металлургии и машиностроения.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 3-х образовательных учреждениях среднего профессионального образования (промышленный техникум, техникум печати и техникум легкой промышленности и сервиса) и в двух учреждениях начального профессионального образования (ПУ № 50, 62) завершились работы по созданию ресурсных центров для высокотехнологических производств в металло- и деревообработке, полиграфии и печати, строительной и швейной отраслях. На создание ресурсных центров в течение 2009 года, на условиях софинансирования, было израсходовано более 210 миллионов рублей. Таким образом, в системе ПО НСО 8 образовательных учреждений НПО и СПО действуют в статусе ресурсных центров.
По итогам деятельности профессиональных учреждений за 2009-2010 учебный год отмечается, что к началу 2011 года в системе начального и среднего профессионального образования Новосибирской области должны действовать 23 автономных учреждения, или 32% от их общего количества.
В статус автономных уже переведено 11 учреждений профобразования НСО. Это ПЛ № 60, ПУ № 12, 27, 50, 62, 52, 67; Куйбышевский и Болотнинский педагогические колледжи, Сибирский техникум печати и информационных технологий и ДОЦ «Солнечный мыс-2». До конца 2010 года должны были получить статус автономных еще 12 учреждений: ПЛ № 66; ПУ № 59, 82, 9, 89, 81, 87, 98, 37, 72, 93, техникум легкой промышленности и сервиса.
Переход в автономные учреждения не должен рассматриваться, как попытка государства снять с себя обязанности по финансированию образования. Образовательные учреждения, сами того не подозревая, инициировали этот процесс. Стараясь выжить на рынке труда, предлагали новые образовательные услуги, тем самым обеспечивая долю внебюджетных поступлений. А это является одним из основных критериев перевода бюджетного учреждения в автономное (более 40%). В новом типе образовательного учреждения расширяется возможность:
- Развития спектра услуг, оказываемых за плату, не относящихся к государственным гарантиям;
- Привлечения грантов и спонсорских средств на осуществление деятельности;
- Привлечения кадров более высокой квалификации для улучшения качества услуг;
- Реализации совместных проектов с работодателями в сфере профессионального образования. И т.д.
В 2010 г по результатам аккредитации ПУ № 76 получило статус лицея. Экспериментальная работа с целью апробации модели ЭКОС «Сельский лицей» в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования ПУ№87 и ПУ№76 была начата в 2003 году.
Миссию экспериментальной комплексной образовательной системы (ЭКОС) формулировали как «Сотрудничество ради развития».
Селезнева Н.А. [2] даёт следующее определение ЭКОС: экспериментальная комплексная образовательная система - образовательное учреждение нового типа, создаваемое в результате федерального эксперимента по реструктуризации сети сельских образовательных учреждений и реализующие образовательные программы общего и профессионального образования разных ступеней и уровней с целью комплексного удовлетворения актуальных потребностей конкретного сельского социума в преодолении кризисных социально-культурных и экономических явлений в решении проблем его самоорганизации и саморазвития.
ПУ№76 успешно реализовало этот проект.
В связи с кризисом, система профессионального образования становится гибкой, реагирует на изменения, условия и требования работодателей. Организовано опережающее обучение высвобождаемых работников с предприятий, находящихся под риском увольнения, по направлению центров занятости населения. При этом 60% (7500 человек) подготовленных
специалистов по программе опережающего обучения приходится на учреждения НПО и СПО.
В результате реализации «Концепции инновационного развития профессионального образования Новосибирской области на 2008-2012 годы» планируется обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования. Будет осуществлена разработка и реализация целостной системы мер совершенствования и повышения эффективности образовательных учреждений профессионального образования, позволяющей обеспечить динамичное развитие системы профессионального образования Новосибирской области.
В 2008 году на основании постановления Губернатора Новосибирской области от 5.9.2008 № 348 «О повышении эффективности системы начального профессионального образования Новосибирской области» разработана ведомственная целевая программа «Развитие начального профессионального образования Новосибирской области на 2009-2011 годы». Дано определение инновационного образования. Это модель образования, ориентированная преимущественно на максимальное развитие творческих способностей и создание устойчивой мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной «образовательной траектории» (сферы, направления, уровня, последовательности образования, типа и вида учебного заведения и т.д.) и области профессиональной деятельности. Реализация концепции ИО включает качественное изменение содержания образовательных программ, структуры, форм и методов организации учебного процесса, системное, комплексное применение инновационных технологий.
В настоящее время разрабатывается проект ведомственной целевой программы «Развитие профессионального образования Новосибирской области на 2011 - 2013 годы». Внимание уделяется на изменение содержания и повышение качества образовательного процесса в учреждениях
профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Таким образом, отличительной особенностью преобразований, происходящих в системе НПО и СПО Новосибирской области, является активная интеграция образовательных учреждений в новых организационноправовых формах, позволяющая устранять дублирование в подготовке кадров, более рационально использовать финансовые ресурсы, научнометодический и кадровый потенциал учебных заведений, материальнотехническую и учебно-лабораторную базу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. http://edu.nso.ru
2. Экспериментальные комплексные образовательные системы сельского социума: понятие, разработка, поэтапная реализация. Под ред. В.Н. Лещикова, Н.А. Селезневой. М, 2002, с. 22.
3. Смирнов, С.И. Ресурсный центр как инновационная модель непрерывного профессионального образования конкурентоспособных специалистов [Текст] / С.И. Смирнов. Н.Е. Седова // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 9. - С. 38-42.
4. Воронин, А.В. Этапы становления и развития интегрированных учебных заведений среднего профессионального образовательного образования [Текст] / А.В. Воронин // Образование через всю жизнь: Труды международного сотрудничества в области непрерывного образования для устойчивого развития. Т. 5, - СПб, 2007. - С. 91-94.
© Л.А. Фёдорова, 2011