А.В. КУЗЬМИН, к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Курганского государственного университета Телефон 8-912-837-17-13. Почта [email protected]
Н.А. СЕЛЮК, студент экономического факультета Курганского государственного университета Телефон 8-922-674-31-70. Почта [email protected]
РЕОРГАНИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТЕ РФ (на примере Курганской области)
Сформулированы тенденции развития системы профессионального образования Курганской области. Предложены схемы реорганизации образовательных учреждений начального профессионального образования. Проведён расчёт плановой экономии бюджетных средств по оплате труда административноуправленческого персонала и преподавателей в результате реорганизации. Отражён экономический эффект по прочим расходам.
Ключевые слова: система профессионального образования, начальное профессиональное образование, регион, реорганизация, расчёт плановой экономии бюджетных средств.
Актуальность рассматриваемой проблемы вызвана совершенствованием бюджетного процесса на территории Российской Федерации, внедрением принципов программно-целевого планирования бюджетных расходов с учётом дефицитов региональных бюджетов. Реструктуризация образовательных учреждений в дотационных субъектах Российской Федерации (в рамках возможных негативных последствий в социальной сфере) должна привести к увеличению средней наполняемости групп обучающихся и к реальной конкуренции между образовательными учреждениями за бюджетные средства. Реформа образовательных учреждений несёт в себе не только положительные аспекты для субъектов РФ (в части оздоровления региональных финансов, оптимизации бюджетных расходов, в том числе в части повышения энергоэффективности социальной сферы). Для обучающихся по программам начального профессионального образования (далее - НПО) в рамках учреждений НПО (далее -УНПО) реорганизация отражает возможность выбора более эффективного образовательного учреждения с целью получения требуемых для современной экономики знаний и умений.
Предпосылки реорганизации образовательных учреждений рассмотрим на примере УНПО и учреждений среднего профессионального образования (далее - УСПО) Курганской области. Система профессионального образования Курганской области включает 24 профессиональных училища, 23 техникума и колледжа, 6 вузов и 8 филиалов вузов. Общий контингент обучающихся составляет 60 тыс. человек. Подготовка осуществляется по 89 профессиям и 140 специальностям. В таблице 1 отражены основные показатели развития УНПО Курганской области: количество обучающихся (несмотря на рост в 2009 году) уменьшилось с 2005 по 2009 год на 35%, ежегодный приём за этот же период уменьшился на 27%. При этом растёт число выпускников УНПО, нашедших работу после выпуска (в 2009 году - 95% общего выпуска), что свидетельствует о востребованности рынком услуг УНПО региона.
Главное управление образования Курганской области является учредителем 21 профессионального училища и 6 техникумов и колледжей. В ведении области также находятся 1 училище-интернат, 7 средних профессиональных учебных заведений, уч© А.В. Кузьмин, Н.А. Селюк
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
1>сш
Таблица 1 - Тенденции развития системы начального профессионального образования Курганской области
2005 2006 2007 2008 2009
Количество учреждений НПО, всего 29 28 28 25 24
на федеральном бюджете 3 3 3 3 3
на областном бюджете 26 25 25 22 21
из них подведомственные ГлавУО 25 24 24 21 20
Количество лицеев 5 5 5 3 3
Количество учащихся УНПО, чел. 12192 10319 8272 7653 7930
из них не имеют основного общего обр. 630 525 549 501 384
Прием в УНПО, чел. 4260 3848 3000 3517 3108
Выпуск в УНПО, чел. 4293 4199 3588 3553 2317
Внебюджетная деятельность УНПО, млн. руб. 14,516 19, 796 21,2 22,5 19
Трудоустройство , %, в том числе 76 77 74 70 95
поступили на работу, % 38,9 39,3 50,5 41 55
продолжили обучение, % 9,2 10 10,9 15 20
проходят службу в Вооружённых силах, % 27,9 27,7 12,6 18 20
Размер стипендии в УНПО, руб.
академическая 160 241,50 362,25 460,00 460
выплачиваемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 240 362,25 543,37 690,00 690
редителями которых являются управления здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта. На федеральном бюджете 2 спец. училища, 9 ссузов и все вузы. Таблица 2 также отражает тенденции в системе СПО - снижение обучающихся с 2005 по 2009 год на 24%, остаётся низкой востребованность рынком выпускников (по сравнению с системой НПО).
В условиях уменьшения количества выпускников школ, недостаточного финансирования и диспропорции в подготовке кадров продолжается оптимизация сети профессиональных учебных заведений. За последние 5 лет количество учреждений профессионального образования сократилось на 20% (2 ссуза и 7 проф. училищ), при этом территориальная доступность получения образования сохранилась.
В связи с этим продолжится реструктуризация сети учреждений профобразования. Ряд профессиональных училищ будет переходить в статус филиалов.
Уже три года подряд не выполняется план набора в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № 9» (2010 год -
252 человека, 2009 год - 281 человек, 2008 год -317 человек). Все профессии училища сопряжены с профилем подготовки государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Курганский техникум машиностроения и металлообработки». Предлагается присоединить государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 9» к государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Курганский техникум машиностроения и металлообработки».
Данная реорганизация позволит обучающимся получать разноуровневое образование по сокращенным срокам обучения, сконцентрировать необходимые материальные и кадровые ресурсы в рамках одного учебного заведения.
Количество выпускников 9-х классов в Щучан-ском районе к 2013 г. снизится на 29%.
Численность обучающихся государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 18» соответствует численности контингента в филиале. Предлагается присоеди-
Таблица 2 - Тенденции развития системы среднего профессионального образования Курганской области
2005 2006 2007 2008 2009
Количество учреждений СПО, всего 26 26 25 24 23
государственные: 24 23 22 21 21
- на федеральном бюджете 12 11 10 8 8
- на областном бюджете 12 12 12 13 13
негосударственные 1 1 1 1 1
Филиалы (федеральные) 1 2 2 2 1
Количество колледжей 10 11 11 13 13
Количество студентов и обучающихся в УСПО всего, чел. 21102 20371 19000
в том числе
- обучающихся по программам СПО 22348 21192 19618 17904 16900
- обучающихся по программам НПО 1484 2467 2100
Обучаются по сопряжённым программам с ссузами и вузами 5000 5000 4500
Прием в УСПО всего, чел. 6683 6138 4480
в том числе
- на отделение СПО 7642 6654 6053 5301 3700
- на отделение НПО 630 837 780
Выпуск в УСПО, чел. 6348 5934 4386
Занятость выпускников всего, % (на 10.08.2009) 81,9
в т.ч.
- поступили на работу, % 45,3
- проходят обучение, % 22,1
- проходят службу в РА, % 14,5
нить государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 18» к государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище № 29».
В результате присоединения государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 18» к государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище № 29» экономии бюджетных средств по расходам, связанным с обеспечением образовательного процесса и содержанием имущества, не будет, так как на базе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище
№ 18» будет продолжаться образовательный процесс.
Таким образом, возможным источником экономии бюджетных средств будут расходы по оплате труда административного персонала, подлежащего сокращению (директор, заместитель директора, главный бухгалтер, 3 ставки бухгалтеров, специалист по кадрам, методист, руководитель физического воспитания).
Расчет плановой экономии заработной платы.
Размер должностных окладов:
1 ставка директора - 14 400 руб.,
1 ставка заместителя директора - 9б00 руб.,
1 ставка главного бухгалтера - 10 800 руб.,
2 ставки бухгалтеров - 34б0 руб. х 2 = б920 руб.,
1 ставка бухгалтера - 3бб0 руб.,
1 ставка специалиста по кадрам - 34б0 руб.,
1 ставка методиста - 3б00 руб.,
1 ставка руководителя физвоспитания - 3675 руб. Итого по должностным окладам - 56115 руб. Тарифные ставки с учетом доплаты за работу в сельской местности = 56 115 руб. х 1,25 = 70 143,75 руб.
Фонд стимулирующих выплат - 14 % = 70 143,75 руб. х 0,14 = 9820,12 руб.
Уральский коэффициент (15 %) = (70 143,75 руб. + 9820,12 руб.) х 0,15 = 11 994,58 руб.
Итого по статье 211 «Заработная плата» = 91 958,45 руб.
По статье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» = 91 958,45 руб. х 26,2 % = 24 093,11 руб. Всего в месяц = 116 051,56 руб.
Плановая экономия фонда оплаты труда за 6 месяцев составит: 116 051,56 руб. х 6 мес.= 696 309,36 руб.
При сокращении предполагается выплата выходного пособия из расчета среднемесячной заработной платы:
1 ставка директора (средняя заработная плата 26 313,84 х 3мес. = 78 941,52 руб.),
1 ставка заместителя директора (средняя заработная плата 20 025,60 руб. х 3 мес. =60 076,80 руб.), 1 ставка главного бухгалтера (16 404 руб. х 3 мес. = 49 212 руб.),
3 ставки бухгалтеров (8501 руб. х 3 ед. х 3 мес. = 76 509 руб.),
1 ставка специалиста по кадрам (9600 руб. х
3 мес. = 28 800 руб.).
Итого расходов по выплате пособия -293 539,32 руб.
Дополнительные расходы: введение ставки заведующего филиалом с заработной платой 8170,75 руб. в месяц,
8170,75 х 6 мес. = 49 024,50 руб.
Страховые взносы 26,2% = 12 844,42 руб. Итого 61 868,92 руб.
Таким образом, плановая экономия бюджетных средств при реорганизации государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 18» составит: 696,3 тыс. руб. -
293,5 тыс. руб. - 61,9 тыс. руб. = 340,9 тыс. руб.
В результате присоединения государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 9» к государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Курганский техникум машиностроения и металлообработки» плановая экономия бюджетных средств возможна по оплате труда административного и обслуживающего персонала и расходам на содержание имущества.
Рис. 1. Реорганизация учреждений профобразования в 2008 году
Расходы, связанные с обеспечением образова- среднего профессионального образования «Кур-
тельного процесса, будут перераспределены на ганский техникум машиностроения и металлооб-
государственное образовательное учреждение работки».
Рис. 2. Реорганизация учреждений профобразования в 2010 году
Экономический эффект в результате указанных мероприятий составит:
1) фонд оплаты труда по штатному расписанию (33 единицы) на общую сумму 152 194,45 руб., фонд стимулирования - 14% 21 307,22 руб.
Всего: 211 статья месячный фонд заработной платы - 173 501,67 руб.
213 статья 26,2% - 45 457,73 руб.
Плановая экономия по КОСГУ 211 и 213: 218 959,4 руб. х 6 мес.= 1312,5 тыс. руб.
2) содержание имущества:
223 статья «оплата коммунальных услуг» в сумме 110,0 тыс. руб. (июль — декабрь по договору).
290 «прочие расходы (налоги)» в сумме
180.0 тыс. руб.
Плановая экономия по КОСГУ 223 и 290:
290.0 тыс. руб.
Расходы по выплате выходного пособия административного и обслуживающего персонала (из расчета средней заработной платы) в месяц составляют 232 153, 74 руб. х 3 мес.= 696,4 тыс. руб.
Расходы по оплате договоров на оказание услуг в процессе ликвидации:
20,0 тыс. руб. х 6 мес. = 120,0 тыс. руб.
Плановая экономия бюджетных средств по государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище № 9» составляет:
1602,5 руб. - 696,4 тыс. руб. - 120,0 тыс. руб. =
786,1 тыс. руб. Общий объем плановой экономии по реорганизуемым учреждениям в 2010 году составляет 1127,0 тыс. руб.
К 2015 году планируется сократить количество учреждений начального профессионального образования до 12 учреждений. Таким образом, к преимуществам реорганизации отнесём:
- предоставление разноуровневого образования по сокращенным срокам (рост вариативности предоставления образовательных услуг учреждениями образования);
- концентрацию материальных и кадровых ресурсов, экономию бюджетных средств субъекта Российской Федерации.
A.V. KUZMIN, N.A. SELYUK
REORGANIZATION OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN THE SUBJECT OF RF (on the example of Kurgansk region)
The tendencies of the development of the system of professional education in Kurgansk region are formulated in this article. The scheme of the reorganization of the educational establishments of the primary professional education is suggested. The estimate of planned economy of budget means for payment of the administrative staff and lecturers as a result of reorganization is carried out. The economic effect of other expenses is reflected.
Key words: the system of professional education, primary professional education, region, reorganization, estimate of planned economy of budget means.