Научная статья на тему 'Итоги работы Дальневосточного таможенного управления за 2011 год (по материалам заседания коллегии двту)'

Итоги работы Дальневосточного таможенного управления за 2011 год (по материалам заседания коллегии двту) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги работы Дальневосточного таможенного управления за 2011 год (по материалам заседания коллегии двту)»

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Итоги работы Дальневосточного таможенного управления за 2011 год (по материалам заседания коллегии ДВТУ)

В Дальневосточном таможенном управлении состоялось расширенное заседание коллегии под председательством начальника ДВТУ С.В. Пашко, посвященное итогам деятельности ДВТУ за 2011 г.

В работе коллегии приняли участие: начальник Главного организационно-инспекторского управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации С.В. Лобанов, начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Д.В. Некрасов, начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России О.Н. Комарова, начальник Правового управления ФТС России А.Б. Струков, начальник Главного управления тылового обеспечения ФТС России В.В. Горский, руководство ДВТУ, таможен и таможенных постов региона, а также главный советник департамента по вопросам обороны, безопасности и правоохранительной деятельности аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДФО, главный федеральный инспектор по Приморскому краю, Дальневосточный транспортный прокурор, начальник Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета при Прокуратуре РФ, заместитель председателя Совета начальников органов ФСБ России в ДФО — начальник Управления ФСБ РФ по Приморскому краю, заместитель начальника Главного управления — начальник полиции Главного управления МВД РФ по ДФО, начальник Управления на транспорте МВД РФ по ДФО, начальник Управления МВД РФ по Приморскому краю, начальник Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, начальник Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, руководитель

Дальневосточного территориального управления Росграницы, заместитель начальника Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Приморскому краю, и др.

На заседании были подведены итоги деятельности ДВТУ в 2011 г. и определены задачи на 2012 г.

Основные усилия таможенных органов ДВТУ в 2011 г. консолидировались в направлении содействия развитию внешней торговли, обеспечения упрощения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру, внедрения перспективных таможенных технологий, при одновременном решении задач обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и пополнения доходной части федерального бюджета России.

В 2011 г. ДВТУ проводило целенаправленную работу по выполнению контрольных показателей эффективности по содействию внешнеэкономической деятельности.

Важнейшим событием 2011 г., наряду с укреплением Таможенного союза и продолжающимися интеграционными процессами в России, Белоруссии и Казахстане, стало вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

16 декабря 2011 г. Министерская конференция ВТО одобрила весь пакет документов о присоединении Российской Федерации к этой организации. России дано 220 дней на проведение внутренних ратификационных процедур (одобрение Госдумой, подпись Президента РФ, 30 дней на вступление в силу). Таким образом, официально Россия вступит в ВТО, к которому шла 18 лет, не позднее 23 июля.

С 1 января 2012 г. начался новый этап интеграции России, Республики Белорусь и Казахстана в рамках ЕврАзЭС — ратифицируются пакеты соглашений, предусматривающих создание единого экономического пространства (ЕЭП), что означает не только свободу передвижения товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

При подготовке правовой базы ЕЭП Россией были предприняты усилия для того, чтобы заложить все базовые условия организации экономики, соответствующие правилам ВТО.

Учитывая то, что таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство Российской Федерации о таможенном деле в настоящее время в большей степени соответствуют международным стандартам, что также являлось условием к вступлению России в ВТО, существенных изменений в работе таможенных органов при вступлении в ВТО возникнуть не должно.

Снижение импортных ставок таможенных пошлин (в том числе в отношении транспортных средств) будет происходить поэтапно в течение восьми лет. Так, согласно заявлению руководителя российской делегации на переговорах о вступлении России в ВТО, с момента присоединения к ВТО пошлины на новые легковые автомобили снизятся с нынешних 30 до 25 %, а затем постепенно в течение семи лет — до 15 %.

В 2011 г. ДВТУ продолжало работу по обеспечению организации внешнеэкономической деятельности в условиях таможенного законодательства Таможенного союза.

Наполнение федерального бюджета. Одной из важнейших задач, которую перед таможенными органами поставили Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, является формирование доходной части федерального бюджета.

В 2011 г. несмотря на непростые экономические условия ДВТУ выполнило правительственное задание по сбору таможенных платежей на 100,5 %, в федеральный бюджет перечислено 185,2 млрд р. Больше всех в государственную казну перечислили Владивостокская — 84,8 млрд р. (46 %), Находкинская — 37,3 млрд р. (20 %), Уссурийская — 16, 3 млрд р. (9 %.), Хасанская — 12 млрд р. (7 %), Сахалинская — 10 млрд р. (5 %) таможни.

Содержание таможенных органов Дальневосточного федерального округа в 2011 г. составило 5,5 млрд р. (включая расходы на капитальное строительство), в том числе расходы на содержание аппарата ДВТУ составили 540,7 млн р.

Внешнеэкономическая деятельность. В 2011 г. в таможенных органах, подчиненных ДВТУ, осуществляли внешнеэкономическую деятельность 9 227 хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории Российской Федерации. По сравнению с 2010 г. (8 668) количество участников внешнеэкономической деятельности увеличилось на 6 %.

Таможенными органами оформлено 246 830 деклараций на товары (ДТ), учитываемых таможенной статистикой внешней торговли. По сравнению с 2010 г. количество оформленных ДТ увеличилось на 22 % (по экспорту на 16 %, по импорту — на 24 %).

Товарооборот. В 2011 г. товарооборот через таможенные органы Дальнего Востока составил 36 млрд долл. США. По сравнению с 2010 г. стоимость товарооборота возросла на 4 % (2010 г. — 34,8 млрд долл. США), в натуральном выражении объем товарооборота сократился на 24 % (с 57 до 43,6 млн т).

Экспорт. В 2011 г. стоимость экспорта составила 17,6 млрд долл. США, или 49 % товарооборота. При этом по сравнению с 2010 г. стоимостный объем экспорта сократился на 21 % (в 2010 г. — 22,4 млрд долл. США), натуральный объем экспорта сократился на 29 % (с 51,5 до 36,4 млн т).

Крупнейшими торговыми партнерами ДФО по экспорту товаров (по стоимости) выступали: Япония — 34 %, Республика Корея — 30 %, Китайская Народная Республика — 23 %, Швейцария — 2 %, Сингапур — 2 %, прочие страны — 9 %.

Основными товарами по экспорту являлись: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки — 68 % стоимости экспорта (сокращение на 33 %); рыба, ракообразные и моллюски — 12 % (увеличение на 8 %); древесина и изделия из нее — 7 % (рост на 8 %); черные металлы — 3 % стоимости экспорта (рост на 21 %).

Основные объемы экспорта пришлись на таможни: Сахалинскую (54 % веса грузов и 59 % стоимости), Якутскую (9 и 4 %), Владивостокскую (6 и 12 %), Ванинскую (7 и 6 %), Амурскую (6 и 6 %).

Импорт. В 2011 г. стоимость импорта через таможни ДВФУ составила 18,4 млрд долл. США, или 51 % товарооборота, стоимостной объем импорта возрос в 1,5 раза (2010 г. — 12,5 млрд долл. США), вес экспортных грузов увеличился на 32 % (с 5,5 до 7,2 млн т).

Крупнейшими торговыми партнерами ДФО по импорту (по стоимости) выступали: Китайская Народная Республика — 39 %, Республика Корея — 26 %, Япония — 16 %, США — 4 %. На прочие страны пришлось 12 % стоимости.

Основными товарами по импорту в 2011 г. являлись: машины, оборудование и механизмы — 24 % стоимости импорта (рост в 1,6 раза); средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного — 12 % стоимости (увеличение в 1,7 раз); электрические машины и оборудование, их части — 9 % стоимости (рост на 24 %); обувь, аналогичные изделия, их части — 4 % стоимости (уменьшение в 1,4 раза); пластмассы и изделия из них — 6 % стоимости (рост на 32 %); изделия из черных металлов — 6 % стоимости импорта (рост на 39 %).

Основные объемы импорта пришлись на таможни: Владивостокскую (46 % веса грузов и 40 % стоимости), Находкинскую (21 и 24 %), Уссурийскую (12 и 7 %), Сахалинскую (9 и 17 %).

Перспективные таможенные технологии. Электронное декларирование. Все таможенные органы Дальневосточного региона, обладающие соответствующими полномочиями по таможенному оформлению деклараций на товары, осуществляют таможенные операции, связанные с декларированием товаров посредством Интернета. По итогам 2011 г. доля деклараций на товары, оформленные посредством Интернета, составила 83 %, при этом в IV квартале 2011 г. — более 90 %.

Технология удаленного выпуска является важной составной частью технологии электронного декларирования с применением Интернета. Эта технология дает возможность подавать таможенную декларацию на любой таможенный пост, расположенный в Российской Федерации, без фактического присутствия на нем декларанта, т. е. таможенное оформление делится на документальный и фактический контроль, которые осуществляют различные таможенные органы, взаимодействуя между собой и с декларантом посредством Интернета. Технология удаленного выпуска нашла поддержку у бизнеса и успешно развивается в ДФО уже более года. За 2011 г. более 8,5 тыс. деклараций на товары оформлены с применением технологии удаленного выпуска.

Развитие информационных технологий влечет и существенные изменения в структуре таможенных органов. В 2011 г. начали свою деятельность принципиально новые таможенные органы — центры электронного декларирования (ЦЭД). В Дальневосточном регионе функционируют два ЦЭД — Владивостокский таможенный пост Владивостокской таможни и Приамурский

таможенный пост Хабаровской таможни, реализующие свою деятельность исключительно в рамках технологии удаленного выпуска. Регионом деятельности центров электронного декларирования является весь Дальневосточный федеральный округ.

Технология предварительного информирования в ДФО начала историю развития в марте 2011 г. Система предварительного информирования применяется для товаров, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортом, в ближайшей перспективе — морским, речным и авиатранспортом.

И бизнес и таможенные органы уже сегодня показывают высокую степень готовности к введению обязательного предварительного информирования на автомобильном транспорте: в декабре 2011 г. девять из десяти автотранспортных средств оформлены в автомобильных пунктах пропуска, расположенных на Дальнем Востоке, с помощью предварительной информации.

ДВТУ продолжает поэтапную реализацию Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее — Концепция). Ключевым моментом реализации Концепции является создание таможенно-логистичес-ких терминалов (ТЛТ), которые в перспективе возьмут на себя основной объем по совершению таможенных операций в отношении товаров, ввозимых через автомобильные, смешанные и железнодорожные пункты пропуска, расположенные на российско-китайском участке государственной границы Российской Федерации. В 2011 г. в ДФО начали функционировать два ТЛТ — Благовещенский (г. Благовещенск Амурской области) и Марковский (г. Лесозаводск Приморского края). Планируется, что в 2012 г. начнут работу ТЛТ в пос. Пограничный Пограничного района и в пос. Краскино Хасанского района Приморского края.

Правоохранительная деятельность. В 2011 г. таможенными органами региона возбуждено 460 уголовных дел, что на 12 % больше, чем в 2010 г. (433 уголовных дела). Основную долю в структуре таможенных преступлений составила контрабанда (93 %). Общая стоимость незаконно перемещенных товаров составила 2,7 млрд р., что превышает аналогичный показатель 2010 г. почти в 2,5 раза. При этом пресечена деятельность 12 организованных преступных групп, специализировавшихся на контрабанде товаров народного потребления, лесоматериалов, а также объектов флоры и фауны, находящихся под угрозой исчезновения.

В 2011 г. число нарушений таможенных правил выросло на 16 % и составило 7 525 дел (2010 г. — 6 458 дел). Назначены административные наказания по 6 557 делам об административных правонарушениях, что на 10 % больше, чем в 2010 г. Общая сумма назначенных санкций составила 6,4 млрд р., что в 2 раза выше аналогичного показателя 2010 г. Наиболее часто предметами правонарушений являлись товары народного потребления, автомобили и запчасти к ним, лесоматериалы, продукты питания, морепродукция.

Федеральным законом РФ от 07.12.2011 № 420-ФЗ, вступившим в силу 8 декабря 2011 г., признана утратившей силу ст. 188 УК РФ. Таким образом, уголовная ответственность за так называемую товарную контрабанду из Уголовного кодекса исключена. В этих условиях усилия правоохранительных подразделений сосредоточены на выявлении преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 194 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица».

Вместе с тем, в Уголовный кодекс введены два новых состава преступления: контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, вооружения, военной техники, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей (ст. 226), а также контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров (ст. 229). Как следствие, борьба с незаконным перемещением запрещенных предметов сегодня ведется в прежнем порядке.

Валютный контроль. За 2011 г. таможенными органами ДВТУ проведено 1 648 проверок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства (2010 г. — 1 863 проверки). В результате выявлено 3 733 случая нарушения валютного законодательства (2010 г. — 2 538 случаев). Сумма по выявленным нарушениям составила 19 млрд р. (2010 г. — 4,9 млрд р.). По фактам нарушений валютного законодательства возбуждено и передано для рассмотрения в территориальные управления Росфиннадзора 969 дел об административных правонарушениях на общую сумму 10,6 млрд р. (2010 г. — 881 дело об административных правонарушениях на сумму 2,3 млрд р.).

Защита прав интеллектуальной собственности. Как и в предыдущие годы, в 2011 г. ДВТУ проводило работу по пресечению ввоза товаров, обладающих признаками контрафактности. Создание Таможенного союза, а также вступление России в ВТО ещё более активизировали работу в данном направлении.

Таможенными органами Дальневосточного региона в 2011 г. выявлено и признано контрафактными более 1,3 млн единиц продукции, возбуждено 230 дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.10 КоАП РФ, приняты решения о привлечении к ответственности по 137 делам об административных правонарушениях по данной категории, назначено наказаний в виде штрафа на общую сумму более 88 млн р.

Подготовка к саммиту АТЭС-2012. Дальневосточным таможенным управлением продолжается работа по подготовке к проведению саммита АТЭС, позволяющая избежать серьезных трудностей, связанных с задержкой товаров на границе, что в конечном итоге скажется на сроках и стоимости строительства объектов саммита АТЭС-2012 в г. Владивостоке.

В ноябре 2011 г. должностные лица ДВТУ и Владивостокской таможни в целях подготовки к саммиту АТЭС посетили таможенно-пограничную

службу США (г. Гонолулу), где изучили опыт американских коллег по проведению мероприятий саммита.

ДВТУ проработана предварительная схема совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, ввозимых для саммита АТЭС.

В 2011 г. в регионе деятельности ДВТУ для целей строительства объектов саммита в г. Владивосток ввезено на таможенную территорию Таможенного союза 268 тыс. т товаров стоимостью 148 млн долл. США.

В связи с созданием Таможенного союза и вступлением в силу федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» одним из приоритетных направлений в деятельности ДВТУ в 2011 г. являлось проведение мониторинга применения Таможенного кодекса Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. В ДВТУ из таможенных органов региона поступило 178 вопросов о порядке реализации отдельных норм, большинство из которых поставлены Хабаровской, Уссурийской, Благовещенской и Владивостокской таможнями. По результатам анализа поступившей информации, в Федеральную таможенную службу России направлено 13 писем, содержащих предложения по совершенствованию таможенного законодательства Таможенного союза, а также ведомственной правовой базы.

В результате работы коллегии ДВТУ были определены приоритетные задачи для таможенных органов Дальневосточного таможенного управления на 2012 год:

— Продолжение реализации комплекса мероприятий, направленных на функционирование Таможенного союза.

— Безусловное выполнение контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов ДВТУ на 2012 год, в том числе по пополнению доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

— Обеспечение единообразного применения таможенного законодательства.

— Реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

— Внедрение перспективных информационных таможенных технологий, расширение практики интернет-декларирования товаров. А также обеспечение перехода на предоставление государственных услуг (исполнение государственных функций), отнесенных к компетенции таможенных органов, в электронном виде.

— Упрощение и ускорение таможенных операций, применение предварительного информирования, удаленного выпуска в таможенных органах региона, при одновременном усилении контроля за соблюдением сроков выпуска товаров.

— Совершенствование системы управления рисками и повышение эффективности использования при таможенном контроле инспекционно-досмотровых комплексов.

— Реализация федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации».

— Усиление контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, повышение достоверности декларирования.

— Развитие таможенного контроля после выпуска товаров.

— Повышение эффективности правоохранительной деятельности, направленной на выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства, в том числе в условиях изменений действующего уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства.

— Осуществление комплекса мероприятий по противодействию коррупции, укреплению служебной дисциплины и правопорядка.

— Обеспечение таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, ввозимых для строительства объектов саммита АТЭС-2012.

Полина Стецуренко, начальник отделения по связям с общественностью ДВТУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.