Научная статья на тему 'ИТОГИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

ИТОГИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эксперимент / формирование / профессиональное мировоззрение / студенты социальных направлений подготовки / анализ / experiment / formation / professional outlook / students of social training areas / analysis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бархатов Максим Николаевич, Фетисов Александр Сергеевич

Подведены результаты апробации модели и технологии формирования профессионального мировоззрения студентов социальных направлений подготовки в условиях университетского образования. Дано определение понятию «профессиональное мировоззрение студентов социальных направлений подготовки в университете». Произведен краткий аналитический обзор динамики показателей каждого критерия сформированное™ указанного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бархатов Максим Николаевич, Фетисов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the approbation of the model and technology of the formation of the professional worldview of students of social areas of training in the conditions of university education are summarized. The definition of the concept "professional worldview of students of social areas of training at the university" is given. A brief analytical review of the dynamics of indicators of each criterion of the formation of this phenomenon is made.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

2. Жигулин, A.A. Профессиональное и личностное самоопределение: психологический аспект / A.A. Жигулин // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-professionalnoe-samoopredelenie- lichnosti (дата обращения: 25.11.2023)

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3-е изд., стер. / Е.А. Климов. - Москва: Издат. центр «Академия», 2007. - С. 10-39

4. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. методическое пособие / Н.С. Пряжников. - Москва: «Академия», 2007. - 501 с.

5. Психология труда: конспект лекций / Григорьева М.В. - Москва: Высшее образование, 2006. - 190 с.

6. Родичев, Н.Ф. Профессиональная ориентация, карьерная навигация, поддержка и сопровождение самоопределения: развилки, векторы, пересечения / Н.Ф. Родичев // Профессиональное образование и занятость 59 молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи: В 2 ч. Ч. 2. Материалы Международной научно-практической конференции, Кемерово, 15-16 марта 2017 года / Редакционная коллегия: В.И. Блинов, Н.Э. Касаткина, А.К. Кусаинов, В.А. Овчинников, Е.А. Пахомова, Е.Л. Руднева, A.B. Чепкасов, С.Н. Чистякова. - Кемерово: Кузбасс, 2017,- С. 70-74

7. Сергушина, О.В. Теоретические основы процесса формирования готовности к социально-профессиональному самоопределению школьников / Е.Г. Сергушин, О.В. Сергуши // В мире научных открытий. - 2011. - №9-5 (21). -С. 1368-1377

8. Технологии искусственного интеллекта в системной детерминации профессионального самоопределения / И.М. Богдановская, П.Б. Киселев, В.В. Мацута [и др.] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2019. - № 1. - С. 2695.

9. Шумилин, Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е.А. Шумилин. - М., 1979. - 152 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры адаптивной физической культуры Бархатов Максим Николаевич

Московский государственный гуманитарно-экономический университет (г. Москва); доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики Фетисов Александр Сергеевич

Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

ИТОГИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Подведены результаты апробации модели и технологии формирования профессионального мировоззрения студентов социальных направлений подготовки в условиях университетского образования. Дано определение понятию «профессиональное мировоззрение студентов социальных направлений подготовки в университете». Произведен краткий аналитический обзор динамики показателей каждого критерия сформированности указанного феномена.

Ключевые слова: эксперимент, формирование, профессиональное мировоззрение, студенты социальных направлений подготовки, анализ.

Annotation. The results of the approbation of the model and technology of the formation of the professional worldview of students of social areas of training in the conditions of university éducation are summarized. The définition of the concept "professional worldview of students of social areas of training at the university" is given. A brief analytical review ofthe dynamics of indicators of each criterion ofthe formation ofthis phenomenon is made.

Key words: experiment, formation, professional outlook, students of social training areas, analysis.

Введение. Определение сущности профессионального мировоззрения студентов социальных направлений подготовки в университете и, соответственно, его формирование детерминированы социальным заказом государства и общества на подготовку психологов, экономистов, социологов, юристов, способных к эффективному решению профессиональных задач. Это обусловлено сложностью, глубиной, многосубъектностью общественных отношений в период установления многополярного мира, закрепления России в качестве суверенного государства, появления новых проблем, требующих скорейшего решения в нестандартных ситуациях. Студенты социальных направлений подготовки в университете - будущие специалисты, готовые осуществлять одновременно непосредственно профильную деятельность и социальную, влияющую на качество жизни людей. Следовательно, подготовка студентов социальных направлений подготовки в университете предполагает на основе заложенных ФГОС ВО компетенций формирование профессионально-личностных новообразований, обеспечивающих стабильно комфортное положение каждого члена общества, поступательное развитие экономики, адекватную оценку общественных явлений, охрану и защиту общественных отношений. Одним из таких значимых новообразований выступает профессиональное мировоззрение, под которым мы понимаем систему профессиональных знаний, ценностей, взглядов, убеждений, направленную на эффективное решение психологических, экономических, социальных, юридических проблем общества.

Изложение основного материала статьи. Современная теория и практика высшего образования имеет внушительный опыт исследования различных аспектов мировоззрения. Так, проблему формирования мировоззрения в условиях высшего образования решают О.А. Ласточкина [7], Н.Ю. Зубенко [5], М.А. Колесников [6], значительное внимание уделено вопросу формирования научного мировоззрения студентов [13; 2; 8], процесс формирования профессионального мировоззрения выступает объектом исследования у Р.М. Абдулгалимова [1], Е.С. Беляевой [3], А.Ю. Бехтер [4]. Ряд исследований посвящен особенностям формирования профессионального мировоззрения у студентов различных направлений подготовки в вузе. Например, О.Л. Подлиняевым, И.А. Кузьминым, Г.В. Паластровой изучены педагогические аспекты формирования профессионального мировоззрения у будущих юристов [10; 9], Л.П. Реутовой исследован вопрос формирования искомого феномена у выпускников педагогического университета [11], В.О. Романовой у студентов психолого-педагогического направления подготовки [12]. Авторы указывают на мощный потенциал образовательного пространства организаций высшего образования на формирование профессионального мировоззрения у студентов различных направлений подготовки, которое оказывает эффективное воздействие на развитие профессионально важных качеств будущих профессионалов, на скорость адаптации при выполнении профессиональных функций в новом коллективе, на наличие положительной динамики профессионального самосовершенствования. Ввиду того, что научные изыскания по формированию профессионального мировоззрения студентов социальных направлений подготовки (37.03.01 Психология, 38.03.01 Экономика, 39.03.01

Социология, 40.03.01 Юриспруденция) в университете отсутствуют, на основе изученной теоретико-методологической базы нами была разработана технология формирования профессионального мировоззрения студентов социальных направлений подготовки в университете при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт». Данная технология представляет собой механизм реализации соответствующей модели, таким образом, содержание традиционной подготовки будущих психологов, экономистов, социологов, юристов приобретает новые акценты, приобретает обновленное содержание. Опытно-экспериментальная работа предусматривала деятельность по организации и проведению констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента (2017-2022 гг.), в котором принимали участие 158 студентов очной формы обучения института педагогики и психологии, экономического факультета, философского факультета, юридического факультета ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (контрольная группа (КГ)), а также 150 студентов очной формы обучения факультета психологии и педагогики, факультета экономики, факультета социологии и журналистики, факультета юриспруденции ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (экспериментальная группа (ЭГ)).

Отправной точкой в анализе эффективности модели и технологии формирования профессионального мировоззрения студентов социальных направлений подготовки в университете при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт» считаем показатели таких критериев, как «осознание значимости и ценности профессионального мировоззрения», «объем знаний о профессиональном мировоззрении», «объем умений и качество навыков по формированию профессионального мировоззрения», «качество преобразовательной деятельности». Показатели, выступающие измерителями указанных критериев, способствуют их доступности для наблюдения и исследования. Представляя собой неотъемлемую часть критерия, показатели рассматриваем в качестве фактора сформированности профессионального мировоззрения студентов социальных направлений подготовки в университете. Уровневый подход позволил выделить высокий, средний, низкий уровни сформированности исследуемого критерия. На основе установления средних величин были определены уровни сформированности профессионального мировоззрения студентов социальных направлений подготовки в университете при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт».

В опытно-экспериментальной работе нами применен объемный комплекс педагогических методов, нацеленный на проверку гипотезы исследования, включающий традиционные, например, наблюдение, опросы, анкетирование, анализ результатов деятельности обучающихся, так и новые, предназначенные для исследования уровня сформированности именно профессионального мировоззрения студентов социальных направлений подготовки, в том числе выявления качества и объема способностей студентов, поскольку профессиональное мировоззрение включает в себя способность качественно решать профессиональные задачи с применением значительного арсенала методов и средств.

Данные констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы выявили низкий уровень сформированности профессионального мировоззрения у студентов социальных направлений подготовки в университете в КГ и ЭГ по всем показателям. На формирующем этапе эксперимента зафиксировали значительную динамику показателей в ЭГ, в которой была реализована технология формирования профессионального мировоззрения студентов социальных направлений подготовки в университете при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт».

Так, при детальном анализе данных по критерию «осознание значимости и ценности профессионального мировоззрения» отмечаем рост числа студентов в ЭГ, на высоком уровне имеющих «положительное отношение к профессиональному мировоззрению» с 32% на констатирующем этапе до 68% на формирующем этапе. В то время как в КГ такой динамики не наблюдаем: 29,8% на констатирующем и 39, 87% на формирующем этапах. Данные показателя «убежденность в значимости профессионального мировоззрения доя будущей профессии» демонстрируют такую же картину. На этапе констатации 42% студентов ЭК убеждены в значимости феномена для профессии, а после проведения опытно-экспериментальной деятельности на высоком уровне их число увеличилось до 73,34%. В КГ их число увеличилось лишь на 5,6% (было 38,7% студентов на констатирующем этапе, стало 44,3% на формирующем). Для визуального (качественного) сравнения результатов построены диаграммы для каждого из показателей данного критерия (Диаграмма 1 констатирующий этап и Диаграмма 2 формирующий этап).

Констатирующий этап

100% -90% -80% -70% -60% -50% -40% -30% -20% -10% -0% -

.мировоззрению профес.мировоззрения для будущей профессии

Диаграмма 1

КГ ЭГ

Отношение к профессональному

s

КГ ЭГ

Убежденность в значимости

В высокий

□ средний

□ низкий

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

КГ ЭГ

Отношение к ирофессональному .мировоззрению

КГ

Н высоким

□ средний

□ низкий

ЭГ

Убежденность в значимости профес.мировоззрения для будущей профессии

Диаграмма 2

Анализ полученных данных по критерию «объем знаний о профессиональном мировоззрении» указывает на отсутствие у студентов ЭГ И КГ представлений о сущности, содержании, структуре профессионального мировоззрения студентов социальных направлений подготовки в университете. Проведенный констатирующий эксперимент логично зафиксировал низкий уровень «полноты», «глубины», «осознанности» и «системности» знаний о профессиональном мировоззрении студентов социальных направлений подготовки в университете, что указывало на острую необходимость формирования данного явления в условиях университетского образования. Динамика показателей по данному критерию доказывает актуальность проведенной опытно-экспериментальной работы. Так, на высоком уровне в ЭГ полнотой знаний владеют 56,67% (было 0%), глубиной знаний - 53,33% (было 0%), осознанный характер этих знаний у 64 % (было 0%), знания имеют системный характер у 50% (было 0%) студентов. Данные КГ и ЭГ по критерию «объем знаний о профессиональном мировоззрении» отражены в диаграммах 3 и4, позволяющие визуально (качественно) их сравнить.

Диаграмма 3

30% -20% -

1

1

□ высокий

□ средний

□ низкий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Полнота знаний Глубина знаний Осознанность знаний Системность знаний

Диаграмма 4

Анализ данных по критерию «объем умений и качество навыков по формированию профессионального мировоззрения» убедительно демонстрирует рост показателей исследуемого новообразования. Например, никто из участников ЭГ и КГ не владели «полнотой», последовательностью», «техничностью», «рефлексией» в отношении собственной деятельности по формированию профессионального мировоззрения. Однако, в результате педагогического эксперимента на высоком уровне такими умениями и навыками в ЭГ теперь владеют 42%, 43, 34%, 48, 67% и 60% студентов соответственно. В КГ данные по указанным показателям иные - 2,53%,1,9%, 1,27% и 2,54% студентов соответственно. Надо отметить, что по показателю «рефлексия» на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы обе группы показали способность к оценке своих действий - на среднем уровне 6% студентов ЭГ и 6,33% студентов КГ. Визуальному (качественному) сравнению результатов по каждому показателю рассматриваемого критерия способствуют диаграмма 5и6.

Констатирующий этап

50% 40%

30% -20% -

10% 0%

!

1

V

I

N

¥ Ж

□ ВЫСОКИЙ

□ средний

□ низкий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Полнота Последовательность Техничность Рефлексия

Диаграмма 5

кг эг

эг кг

Последовательность Техничность

Е высокий

□ средний

□ низкий

КГ ЭГ

Рефлексия

Диаграмма 6

Анализ данных по критерию «качество преобразовательной деятельности» позволяет констатировать значительное улучшение качества деятельности по формированию профессионального мировоззрения у обучающихся, входящих в ЭГ. Так, данные формирующего эксперимента указывают на то, что на высоком уровне вовлечены в подобную деятельность 38,66 % студентов, на среднем уровне - 58,67% студентов, на низком уровне - 2,67% студентов. Вариативность деятельности на высоком уровне в ЭГ проявляют 37,33%, на среднем - 60,67%, на низком - 2% студентов. Сравнению данных по ЭГ и КГ способствуют диаграммы 7и8.

Констатирующий этап

100%

80%

60%

40%

20%

КГ ЭГ

Вовлеченность в деятельность

КГ ЭГ

Вариативность деятельности

Н высоким

□ средний

□ низкий

Диаграмма 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вовлеченность в деятельность Вариативность деятельности

Диаграмма 8

Выводы. В ходе сравнительного анализа результатов диагностического среза, а также констатирующего и формирующего экспериментов мы убедились, что ЭГ в ходе формирования профессионального мировоззрения студентов социальных направлений подготовки в университете присутствует рост всех показателей по каждому критерию сформированности искомого явления. Это подтверждает эффективность модели и технологии формирования профессионального мировоззрения студентов социальных направлений подготовки в университете при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт».

Литература

1. Абдулгалимов, P.M. Концептуальная модель развития профессионального мировоззрения студента современного вуза / P.M. Абдулгалимов // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 4; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29079 (дата обращения: 24.06.2023)

2. Алиева, У.Г. Этапы формирования у студентов научного мировоззрения студентов / У.Г. Алиева, М.О. Муртузалиев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т.7. -№ 2 (23). - С. 26-29

3. Беляева, Е.С. Формирование профессионального мировоззрения как основа лингвокультурного образования / Е.С. Беляева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 2,- С. 544-546

4. Бехтер, А.Ю. Формирование профессионального мировоззрения будущих специалистов на основе компетентностного подхода / А.Ю. Бехтер // The World of Academia: culture and education («Мир университетской науки: культура, образование»), -2020. -№ 10. - С. 157-165

5. Зубенко, Н.Ю. Сущность модели формирования мировоззрения личности студентов вуза в интересах устойчивого развития / Н.Ю. Зубенко // http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/18/pedagogics/zubenko.pdf

6. Колесников, М.А. Мировоззренческая подготовка студентов педвуза / М.А. Колесников // Известия УрГУ. - 2008. -№60,-С. 15-20

7. Ласточкина, O.A. Технология формирования мировоззрения сотрудника полиции у курсантов вузов МВД России / O.A. Ласточкина // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. -Воронеж: «Научная книга», 2012. - С. 683-687

8. Остапенко, B.C. Роль и значение философских знаний в формировании научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России / B.C. Остапенко // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2008. - № 7 (63). - С. 246-250

9. Паластрова, Г.В. Юридическое мировоззрение: теоретико-методологический аспект / Г.В. Паластрова // Философия права. - 2008. - С. 113-117

10. Подлиняев, О.Л. Личностно-профессиональное мировоззрение студентов юридических вузов: проблемы и перспективы развития / О.Л. Подлиняев, H.A. Кузьмин // Образование и право. - 2022. - С. 115-122

11. Реутова, Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя: диссертация д-ра пед. наук: 13.00.08 / Реутова Людмила Петровна. - Майкоп, 2006. - 383 с.

12. Романова, В.О. Формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов-психологов на основе акмеологического подхода: диссертация канд. пед. наук: 13.00.08 / Романова Вера Олеговна. - Калининград, 2009. - 268 с.

13. Спирина, О.Н. Формирование научного мировоззрения в образовательном процессе / О.Н. Спирина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: 3. Педагогика и психология. - 2009. - № 3,- С. 95-98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.