Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДКОЛЛЕДЖА'

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДКОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-методическая компетентность студентов / педагогический колледж / формирующий / констатирующий и контрольный эксперимент / технология / information and methodological competence of students / pedagogical college / forming / ascertaining and control experiment / technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришкина Дарья Александровна

В статье описаны результаты экспериментального исследования одной из проблем подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования формирования информационно-методической компетентности студентов колледжа. Автором описаны задумка и логика разворачивания опытно-экспериментальной работы на базе БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» с 2020 по 2023 годы. Представлен анализ констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, которые показали потенциал разработанной модели и педагогической технологии формирования информационно-методической компетентности студентов педагогического колледжа. Автором детализированы поэтапно организация и ход эксперимента, использованные диагностический аппарат, статистическая проверка полученных результатов формирования информационно-методической компетентности студентов педагогического колледжа и их интерпретация. Материалы исследования могут быть использованы в системе среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришкина Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the results of an experimental study of one of the problems of training specialists in the system of secondary vocational education the formation of information and methodological competence of college students. The author describes the idea and logic of the deployment of experimental work on the basis of the Mezen Pedagogical College from 2020 to 2023. The analysis of the ascertaining, forming and control stages of the experiment is presented, which showed the potential of the developed model and pedagogical technology for the formation of information and methodological competence of pedagogical college students. The author details in stages the organization and course of the experiment, the diagnostic apparatus used, the statistical verification of the results obtained in the formation of information and methodological competence of pedagogical college students and their interpretation. The research materials can be used in the system of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДКОЛЛЕДЖА»

88 с. - URL: http://niv.ru/doc/dictionary/research-activities/index.htm

13. Обухов, A.C. Развитие исследовательской деятельности учащихся. 2-е изд., перераб. и доп. / A.C. Обухов. - М.: Национальный книжный центр, 2015. -280 с.

14. Образцов, П.И. Методология, методы и методика педагогического исследования: Учебное пособие / П.И. Образцов.

- Орел: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», 2016. - 134 с.

15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. 2-е изд., стер. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005. - 173 с.

16. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 925 с.

17. Чернецкая, Т.И. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в контекст анализа современного стиля управления и организаторской деятельности учителя / Т.И. Чернецкая // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. -2013,- № 6. - С. 196-202

18. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практич. пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2014. - 80 с.

19. Поддъяков, H.H. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника / H.H. Поддъяков // Исследователь/Researeher. - 2009. - № 9. - С. 68-75

20. Эльконин, Д.Б. Психология игры. 2-е изд. / Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

21. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Психология развития ребенка.

- М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - С. 200-506

Педагогика

УДК 377

студентка 3 курса аспирантуры Гришкина Дарья Александровна

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); преподаватель

Бюджетного профессионального образовательного учреждения Орловской области «Мезенский педагогический колледж» (с. Плещеево)

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДКОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье описаны результаты экспериментального исследования одной из проблем подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования - формирования информационно-методической компетентности студентов колледжа. Автором описаны задумка и логика разворачивания опытно-экспериментальной работы на базе БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» с 2020 по 2023 годы. Представлен анализ констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, которые показали потенциал разработанной модели и педагогической технологии формирования информационно-методической компетентности студентов педагогического колледжа. Автором детализированы поэтапно организация и ход эксперимента, использованные диагностический аппарат, статистическая проверка полученных результатов формирования информационно-методической компетентности студентов педагогического колледжа и их интерпретация. Материалы исследования могут быть использованы в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: информационно-методическая компетентность студентов, педагогический колледж, формирующий, констатирующий и контрольный эксперимент, технология.

Annotation. The article describes the results of an experimental study of one of the problems of training specialists in the system of secondary vocational education - the formation of information and methodological competence of college students. The author describes the idea and logic of the deployment of experimental work on the basis of the Mezen Pedagogical College from 2020 to 2023. The analysis of the ascertaining, forming and control stages of the experiment is presented, which showed the potential of the developed model and pedagogical technology for the formation of information and methodological competence of pedagogical college students. The author details in stages the organization and course of the experiment, the diagnostic apparatus used, the statistical verification of the results obtained in the formation of information and methodological competence of pedagogical college students and their interpretation. The research materials can be used in the system of secondary vocational education.

Key words: information and methodological competence of students, pedagogical college, forming, ascertaining and control experiment, technology.

Введение. Требования к образованию будущего специалиста среднего звена постоянно трансформируются, поэтому перед существующей системой педагогического среднего профессионального образования России стоит задача обеспечения высокого уровня подготовки профессионалов. Решить данную проблему, на наш взгляд, невозможно без целенаправленного формирования информационно-методической компетентности студентов педагогического колледжа, которая определяется как интегративное личностное качество, творческая способность работы с информацией и современными информационно-коммуникативными технологиями для реализации профессиональных действий в мультимедийной среде, включающая ценностно-мотивационный, когнитивно-деятельностный и личностный компоненты, тесно связанные между собой [2, С. 103].

Изложение основного материала статьи. С целью подтверждения прагматических возможностей технологии формирования информационно-методической компетентности студентов в БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж», нами, с 2020 по 2023 годы был проведен педагогический эксперимент. В нем участвовало 89 студентов колледжа, объединенные в учебные группы, демографические характеристики которых следующие:

> средний возраст обучающихся - 15-17 лет;

> уровень образования - выпускник 9 или 11 классов;

> средний уровень владения всеми обучающимися базовыми навыками работы с компьютером и в сети Интернет;

> использование некоторыми информационных ресурсов для образовательной деятельности.

Для достижения цели организуемого педагогического эксперимента необходимо было:

1. выявить исходный уровень сформированности исследуемой компетентности у студентов на констатирующем этапе педагогического эксперимента;

2. апробировать технологию формирования информационно-методической компетентности студентов колледжа в рамках формирующего этапа экспериментальной работы;

3. фиксировать изменения и, при необходимости, вносить коррективы в образовательный процесс педагогического колледжа;

4. проанализировать и описать количественные и качественные результаты эксперимента, верифицировать их;

5. определить эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы, созданной модели и технологии формирования информационно-методической компетентности студентов колледжа.

Для диагностики уровня сформированности ИМК студентов в соответствии с разработанными нами критериями применялись методы: анкетирование, опрос, анализ листов самооценки, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебной деятельности [2, С. 114] студентов (выполненные компетентностно-ориентированные задания, творческие и исследовательские проекты, интернет-продукты), математическая обработка информации, анализ по Т-критерию Вилкоксона Г1, С. 1031.

Сформированность информационно-методической компетентности студента колледжа средствами мультимедийной среды ГЗ, С. 146-147] определялась с помощью разработанного критериально-оценочного аппарата и распределялась по уровням Г5, С. 91.

В рамках экспериментальной деятельности мы определяли сначала уровень сформированности каждого компонента информационно-методической компетентности, а далее, используя следующую формулу, вычисляли уровень сформированности исследуемого качество в целом:

ИМК (ЦМ)+ИМК (КД) + ИМК (Л) = ИМКнач.

Низкий уровень показывает, что студент поверхностно умеет использовать большинство ИКТ для обучения в организации методической деятельности, применяет универсальные учебные действия (поиск, обработку, представление и передачу информации) для решения стандартных задач; навыки рефлексии и мотивация определяются как недостаточные.

Средний уровень иллюстрирует, что студент пользуется достаточно большим количеством знаний в области ИКТ, методологии педагогики и профессионального образования и сознательно применяет их на практике; может грамотно использовать современные компьютерные технологии, способен нестандартно подходить к решению учебных задач, проявляет интерес, но, зачастую, ему не хватает опыта и мотивации.

Высокий уровень отличает, что студент отлично владеет основными знаниями, готов и способен гибко решать профессионально-педагогические проблемы и задачи на основе методической поддержки и сопровождения собственной деятельности посредством осуществления информационных процессов и использования ИКТ творчески Г8, С. 21.

Показателями ценностно-мотивационного критерия выступают: способность обучающегося ставить цели и задачи, обосновывать целесообразность использования ИКТ при выполнении профессионально-ориентированных задач; наличие интереса к использованию технологий для решения учебных и профессиональных задач; когнитивно-деятельностного критерия являются: стремление к самообразованию с помощью мультимедийных средств; способность разумно планировать свое рабочее время; наличие системы знаний о методах профессионально-педагогической деятельности, различных видах информационных технологий и способах работы с ними; способность оперативно осуществлять общепрофессиональные и профессиональные компетенции по поиску, обработке, передаче и предоставлению информации, анализировать информационный ресурс (уровень сложности, возможности, качество) для решения образовательных задач; способность организовывать эффективную самостоятельную работу и конструктивное сотрудничество; личностного критерия - наличие опыта методической и творческой деятельности основанной на использовании ИКТ, решения разнообразных стандартных и нестандартных профессионально- педагогических задач на основе методической поддержки, сопровождения собственной деятельности и использования ИКТ, информационных процессов; способность адекватно оценивать результаты своей работы, наличие навыков самоконтроля и рефлексии.

На начало эксперимента студенты контрольной и экспериментальной групп показывали преимущественно низкие и средние уровни сформированности компонентов информационно-методической компетентности, что потребовало внедрения разработанной нами модели, механизмом практической реализации которой выступила этапно реализуемая в образовательном процессе педагогического колледжа технология, реализуемая на формирующем этапе с учетом педагогических условий ее успешного функционирования [6, С. 205].

Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в диаграмме 1.

■ Высокий уровень - Средний уровень ■ Низкий уровень 59,0% 60,0%

Экспериментальные группы Контрольные группы

Диаграмма 1. Сформированность ИМК у студентов экспериментальных и контрольных групп на начало

эксперимента

Формирующий эксперимент проводился в экспериментальных группах, студенты которых обучаются по направлению подготовки 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. Ход эксперимента соответствовал разработанной нами этапной технологии формирования информационно-методической компетентности, реализуемой разными путями, посредством набора методических пакетов (проведение лекционных и практических занятий с использованием средств мультимедийной среды, выполнение студентами компетентностно-ориентированных заданий, организация проектной и исследовательской деятельности студентов, организация учебной и производственной практики с использованием возможностей мультимедийной среды, использование сочетания современных и традиционных методов оценивания результатов обучающихся) |7"|. Для контролирования процесса формирования информационно-методической компетентности студентов и, в случае необходимости, его корректировки во время формирующего эксперимента, проводились текущие и рубежные формы и процедуры контроля.

Контрольный эксперимент проводился с целью определения эффективности разработанной технологии формирования информационно-методической компетентности студентов педагогического колледжа средствами мультимедийной среды. Для реализации задуманного был проведен итоговый срез в контрольной и экспериментальной группах.

Анализ результатов данного этапа экспериментальной верификации, представленный на диаграмме 2, показал, что:

• процент студентов, имеющих высокий уровень развития ценностно-мотивационного компонента в экспериментальной группе, составил 32,0%, а в контрольной - 4%. При этом в экспериментальной группе результат поднялся на 35,2%, а в контрольной группе на 3,0%. На среднем уровне данным компонентом стали владеть в экспериментальной группе - 59,0%, в контрольной - 39%, а прогресс: в экспериментальной группе составлял 7,0%, в контрольной группе прогресса не наблюдалось. Соответственно, в экспериментальной группе процент обучающихся, имеющих низкий уровень сформированности ценностно-мотивационного компонента, значительно уменьшился (на 39,0%), в контрольной - нет;

• процент обучающихся из экспериментальной группы, находящихся на высоком уровне владения когнитивно-деятельностным компонентом ИМК повысился на 43,0%, на среднем - на 12,0%, а на низком понизился на 55,0%. Доля обучающихся из контрольной группы, владеющих этим учебным действием на высоком уровне, повысилась на 13,0%, среднем - увеличилась на 16,0%, а низком - уменьшилась на 29,0%;

• результаты исследования личностного компонента информационно-методической компетентности показали, что процент студентов, имеющих высокий уровень владения данным компонентом в экспериментальной группе, увеличился на 70,0%, в контрольной - на 25,9%. Средний уровень на конец исследования показали в экспериментальной группе - 23,0% (стал меньше на 5,0%), в контрольной группе - 55,0 %. Низкий уровень на конец эксперимента в экспериментальной группе имели 2,0% студентов (против 68,0% в начале), в контрольной группе - 18,0%.

■ Высокий уровень - Средний уровень ■ Низкий уровень

Экспериментальные группы Контрольные группы

Диаграмма 2. Сформироваииость ИМК у студентов экспериментальных и контрольных групп на конец

эксперимента

Сравнительный анализ начального и итогового срезов, проведенных в ходе эмпирического исследования формирования информационно-методической компетентности студентов педагогического колледжа, показал положительную динамику в изменении уровней сформированности компонентов компетентности (ценностно-мотивационного, когнитивно-деятельностного, личностного) у студентов экспериментальной группы.

Выводы. Выдвинутая нами рабочая гипотеза об эффективности поэтапной технологии формирования информационно-методической компетентности, получила подтверждение после вычисления Т-критерия Вилкоксона.

Полученные результаты показали, что разработанные автором модель и технология целенаправленного формирования информационно-методической компетентности студентов педагогического колледжа можно использовать для обеспечения эффективной подготовки выпускников высокого уровня профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования.

Литература:

1. Алдошина, М.И. Современные проблемы науки и образования: учебное пособие для вузов / М.И. Алдошина. -Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 182 с.

2. Алдошина, М.И. Аспект результативности формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете / М.И. Алдошина // Образование и общество. -2010. - № 3(62). - С. 113-115

3. Воронкова, Л.В. Мультимедийная среда - инновационное педагогическое средство в системе университетского образования / Л.В. Воронкова, Д.А. Гришкина // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2020. -№ 1(86). - С. 146-151

4. Гришкина, Д.А. Технология формирования информационно-методической компетентности студентов среднего профессионального образования / Д.А. Гришкина // Образование и общество. - 2023. - № 2. - С. 103-109

5. Пашкевич, А.В. Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы: монография / А.В. Пашкевич. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. - 166 с.

6. Шарипов, Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. - М.: Логос, 2016. -448 с.

7. Aldoshina, М. Additional Professional Bducation in a Region as an Indicator of its Quality / M. Aldoshina, S. Artamonova 11 Bducation and City: Bducation and Quality of riving in the City. The Third Annual International Symposium. - Moscow. - 2021.

8. Sparks, J.R. Assessing Digital Information Eiteracy in Higher Education: A Review of Existing Frameworks and Assessments with Recommendations for Next-Generation Assessment / J.R. Sparks, I.R. Katz, P.M. Beile 11 ETS Research Report Series. - 2016. - № 2. - P. 1-33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.