Научная статья на тему 'ИТОГИ НАУЧНОГО ДИАЛОГА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИТОГИ НАУЧНОГО ДИАЛОГА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / НЕНОРМАТИВНАЯ АГРЕССИЯ / КАРЬЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖИ / БИО-ПСИХО-СОЦИО-ДУХОВНАЯ МАТРИЦА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кленова Милена Александровна, Яковлева Ксения Александровна, Любакова Алина Константиновна

Подведены итоги межрегионального круглого стола с международным участием «Проблемы формирования и функционирования психологических служб в системе профессионального образования». Организаторами круглого стола выступили Саратовская государственная юридическая академия, Центр психологической поддержки Саратовской государственной юридической академии и Институт молодежи, Институт психоанализа и философский факультет Государственного академического университета гуманитарных наук. Представлены результаты заседания круглого стола, мастер-классов. Отражена проблематика формирования и функционирования психологическихслужб в системе профессионального образования, представлены актуальные задачи психологических служб в системе профессионального образования. Подведены итоги проведения круглого стола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кленова Милена Александровна, Яковлева Ксения Александровна, Любакова Алина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE SCIENTIFI C DIALOGUE: PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL SERVICES DEVELOPMENT AND FUNCTIONING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article presents the results of the interregional round table with international participants “Problems of Psychological Services Development and Functioning in the System of Professional Education”. The round table was organized by Saratov State Law Academy, the Center of Psychological Support of Saratov State Law Academy, on the one hand, and the Institute of Youth, the Institute of Psychoanalysis and the Philosophy Department of the State Academic University for the Humanities, on the other hand. The paper shows the results of the round table meeting and master classes. It indicates the problems of the psychological services formation and their functioning in the system of professional education. Moreover, the article presents the urgent tasks of psychological services in the system of professional education. The results of the round table are summarized.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ НАУЧНОГО ДИАЛОГА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

хроника научной жизни

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3 (43). С. 283-287

Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 3 (43), рр. 283-287

https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-3-283-287

Материалы конференции УДК 159.9

Итоги научного диалога: проблемы формирования и функционирования психологических служб в системе профессионального образования

М. А. Кленова1 К. А. Яковлева1, А. К. Любакова2

1 Центр психологической поддержки Саратовской государственной юридической академии, Россия, 410028, г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 104

2Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Кленова Милена Александровна, кандидат психологических наук, руководитель Центра психологической поддержки, milena_d@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-3900-1233 Яковлева Ксения Александровна, педагог-психолог, психолог сектора психологической поддержки обучающихся высшего образования, ka.yakovleva2014@yandex.ru, https:// orcid.org/0000-0002-8481-4284

Любакова Алина Константиновна, бакалавр, кафедра социальной психологии образования и развития, lyubakova.lina@mail.ru

Аннотация. Подведены итоги межрегионального круглого стола с международным участием «Проблемы формирования и функционирования психологических служб в системе профессионального образования». Организаторами круглого стола выступили Саратовская государственная юридическая академия, Центр психологической поддержки Саратовской государственной юридической академии и Институт молодежи, Институт психоанализа и философский факультет Государственного академического университета гуманитарных наук. Представлены результаты заседания круглого стола, мастер-классов. Отражена проблематика формирования и функционирования психологических служб в системе профессионального образования, представлены актуальные задачи психологических служб в системе профессионального образования. Подведены итоги проведения круглого стола. Ключевые слова: психологическое сопровождение обучающихся в вузе, академическая адаптация иностранных обучающихся, социальная активность, политические предпочтения, ненормативная агрессия, карьерные стратегии молодежи, био-психо-социо-духовная матрица

Для цитирования: Кленова М. А., Яковлева К. А., Любакова А. К. Итоги научного диалога: проблемы формирования и функционирования психологических служб в системе профессионального образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3 (43). С. 283-287. https:// doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-3-283-287

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

ПРИЛОЖЕНИЯ

© Кленова М. А,, Яковлева К. А., Любакова А. К., 2022

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Акмеолсгия образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3 (43)

Conference Proceedings

Results of the scientific dialogue: Problems of psychological services development and functioning in the system of professional education

M. A. Klenova1 K. A. Yakovleva1, A. K. Lyubakova2

1 Psychological Support Center of Saratov State Law Academy, 104, Chernyshevsky St., Saratov 410028, Russia

2Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Milena A. Klenova, milena_d@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-3900-1233

Kseniya A. Yakovleva, ka.yakovleva2014@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8481-4284

Alina K. Lyubakova, lyubakova.lina@mail.ru

Abstract. The article presents the results of the interregional round table with international participants "Problems of Psychological Services Development and Functioning in the System of Professional Education". The round table was organized by Saratov State Law Academy, the Center of Psychological Support of Saratov State Law Academy, on the one hand, and the Institute of Youth, the Institute of Psychoanalysis and the Philosophy Department of the State Academic University for the Humanities, on the other hand. The paper shows the results of the round table meeting and master classes. It indicates the problems of the psychological services formation and their functioning in the system of professional education. Moreover, the article presents the urgent tasks of psychological services in the system of professional education. The results of the round table are summarized.

Keywords: psychological support of university students, academic adaptation of foreign students, social activity, political preferences, nonnormative aggression, career strategies of the youth, bio-psycho-socio-spiritual matrix

For citation: Klenova M. A., Yakovleva K. A., Lyubakova A. K. Results of the scientific dialogue: Problems of psychological services development and functioning in the system of professional education. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 3 (43), pp. 283-287 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-3-283-287 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

27-28 апреля 2022 г. в г. Саратове на базе Саратовской государственной юридической академии состоялся межрегиональный круглый стол с международным участием «Проблемы формирования и функционирования психологических служб в системе профессионального образования». Организаторами круглого стола выступили Саратовская государственная юридическая академия, Центр психологической поддержки Саратовской государственной юридической Академии, Институт молодежи Института исихоанализа и философский факультет Государственного академического университета гуманитарных наук.

Основной целью круглого стола явилось обобщение научной информации и опыта в формировании и функционировании психологических служб в системе профессионального образования для повышения эффективности их деятельности.

Основными направлениями работы круглого стола были: проблемы и актуальные задачи психологических служб в системе высшего образования в современной России; психологическое состояние молодежи в условиях политических трансформаций; спектр проблемных вопросов относительно организации работы и реализации психологической деятельности психолога в вузе и предложения по их разрешению; студенческая психологическая служба; проблемы и перспективы психологического сопровождения обучающихся; социально-психологическая адап-

тация иностранных студентов, психологическое сопровождение проектов воспитательной и социальной работы; роль службы психологической поддержки в образовательном процессе; академическая адаптация студентов с хроническими заболеваниями; организация психологической поддержки в вузе в чрезвычайной ситуации; модель психологической службы вуза в поликультурном регионе; учет социальной активности и политических предпочтений студентов в деятельности психологической службы вуза; возможности организационной психологии для создания психологической службы в системе высшего профессионального образования; психологическая служба в системе профессионального образования как организационно-психологический феномен; актуализация модели профессиональных компетенций педагога-психолога; система представлений студентов о психологической службе вуза; система организации и функционирования социально-педагогической и психологической службы в системе образования Республики Беларусь; адаптация студентов младших курсов к обучению в медицинском университете; практика работы психологов по психолого-педагогическому сопровождению учебного процесса.

Основными направлениями мастер-классов стали био-психо-социо-духовная матрица анализа информационной продукции на предмет выявления деструктивных воздействий и карьерные стратегии молодежи.

284

Приложения

Мероприятие проходило в очно-заочной форме с применением дистанционных технологий. Большинство докладчиков принимали участие в конференции в онлайн-режиме.

Программа межрегионального круглого стола с международным участием «Проблемы формирования и функционирования психологических служб в системе профессионального образования» реализовывалась в разных форматах - это были круглый стол (27 апреля 2022 г.), мастер-класс «Био-психо-социо-духовная матрица анализа информационной продукции на предмет выявления деструктивных воздействий» (27 апреля 2022 г.), мастер-класс «Карьерные стратегии молодежи» (28 апреля 2022 г.)

Открыла межрегиональный круглый стол с международным участием советник министра науки и высшего образования Российской Федерации Анна Александровна Брайнес, которая подчеркнула, что формирование и функционирование психологических служб является приоритетной задачей в системе профессионального образования. И. о. заведующего кафедрой правовой психологии, судебной экспертизы и педагогики ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», руководитель Центра психологической поддержки СГЮА, кандидат психологических наук Милена Александровна Клёнова отметила, что подобный формат позволяет объединить практический и научный опыт, собрать в одном пространстве ведущих ученых и практиков, обменяться опытом и наладить сотрудничество.

Со вступительным словом к участникам круглого стола обратились кандидат психологических наук, доцент, директор по науке Института молодежи, доцент философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук Светлана Юрьевна Попова и директор Института экономики и права Костанайского регионального университета им. А. Байтурсынова, кандидат исторических наук, подполковник полиции запаса Алибек Нурмагамбетович Табулденов. Они отметили, что актуальность тематики межрегионального круглого стола с международным участием, которая привлекла внимание многих специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Волгограда, Пензы, Владимира, Перми, Ставрополя, а также из Республики Беларусь и Республики Казахстан. Организаторы круглого стола пожелали участникам успешной работы, плодотворного профессионального общения.

Заседание круглого стола открыла кандидат психологических наук, доцент, директор по науке Института молодежи, доцент философского факультета Государственного академического

университета гуманитарных наук С. Ю. Попова (Москва). Ее доклад был посвящен проблемам и актуальным задачам психологической службы в системе высшего образования в современной России. В докладе были затронуты главные аспекты и приоритетные задачи работы психологических служб.

В докладе доктора политических наук, доцента кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова А. В. Селезнёвой (Москва) была дана характеристика психологическому состоянию молодежи в условиях политических трансформаций.

В докладе кандидата психологических наук, педагога-психолога Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, доцента кафедры психотерапии и наркологии Казанской государственной медицинской академии, доцент Казанского филиала Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования В. В. Герасимовой (Казань) были освещены проблемные вопросы, касающиеся реализации практической деятельности психолога в вузе, и выдвинуты предложения и рекомендации по их решению.

В докладе начальника психологической службы Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина И. Д. Головеш-кина (Санкт-Петербург) был представлен опыт организации и работы на факультете психологии ЛГУ им. А. С. Пушкина студенческой психологической службы.

Опыт психологического сопровождения проектов воспитательной и социальной работы в Пензенском государственном университете представил в своем докладе доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии факультета педагогики, психологии и социальных наук В. В. Константинов (Пенза). Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии и педагогической психологии Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых Е. В. Пронина (Владимир) раскрыла роль службы психологической поддержки в образовательном процессе вуза.

Сотрудники социально-психологического центра Самарского национального исследовательского университета им. академика С. П. Королёва кандидат психологических наук, директор социально-психологического центра А. П. Терехина и педагог-психолог социально-психологического центра Н. Б. Иголкина в своих докладах отметили перспективы психологического сопровождения обучающихся, а также затронули актуальную тему современности - социально-

Аронико научной жизни 285

„Иза Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3 (43)

психологическую адаптацию иностранных студентов на примере Самарского университета.

Основные аспекты академической адаптации студентов с хроническими заболеваниями раскрыл доктор психологических наук, декан факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития Р. М. Шамионов (Саратов), который подчеркнул, что личностные и поведенческие факторы академической адаптации студентов с хроническими заболеваниями являются основополагающими при разработке стратегии их социально-психологического и психолого-педагогического сопровождения в университете. Он также отметил, что полученные данные позволяют наметить пути социально-психологического и психолого-педагогического сопровождения студентов с хроническими заболеваниями в университете.

Об опыте организации психологической поддержки в чрезвычайной ситуации в своем докладе рассказала кандидат философских наук, проректор по молодежной политике Пермского государственного национального исследовательского университета Е. В. Малкова (Пермь). Она подчеркнула, что в чрезвычайной ситуации от эффективности организации и работы психологической поддержки зависит социальное и эмоциональное благополучие всех участников образовательного процесса.

Кандидат психологических наук, доцент, руководитель научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития Северо-Кавказского федерального университета Т. Н. Банщикова (Ставрополь) представила модель психологической службы в поликультурном регионе. Ее коллега, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник этого же научно-образовательного центра М. Л. Соколовский представил доклад, основная идея которого заключалась в том, что учет социальной активности и политических представлений в деятельности психологической службы вуза в поликультурном регионе является одной из ведущих задач.

Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой организационной психологии Московского института психоанализа Н. А. Курдюкова, доктор психологических наук, профессор кафедры организационной психологии Московского института психоанализа Е. А. Володарская, заместитель заведующего кафедрой организационной психологии Московского института психоанализа Е. М. Зверкова в своих докладах уделили особое внимание организационно-психологической феноменологии психологической службы в системе профессио-

нального образования и возможностям организационной психологии для создания психологической службы в системе высшего образования, а также дали характеристику системе представлений студентов о психологической службе вуза.

Вопросам актуализации модели профессиональных компетенций педагога-психолога в системе психологической службы посвятила доклад доктор педагогических наук, профессор кафедры государственного управления и молодежной политики Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма Т. В. Коростелева (Москва).

Опытом практической работы психологов по психолого-педагогическому сопровождению учебного процесса в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана поделился кандидат психологических наук, член-корреспондент Российской академии медико-технических наук, руководитель службы психологической поддержки студентов Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана А. С. Миронов.

Были рассмотрены, в частности, система организации и функционирования социально-педагогической и психологической службы системы образования, начальник психологической службы Белорусского государственного университета, практический психолог высшей категории, Р. П. Попок (Минск, Беларусь), а также адаптация студентов младших курсов медицинского университета, заведующий социально-педагогической и психологической службой Витебского государственного медицинского университета, психолог, групповой психодинамический психотерапевт В. И. Михлюк (Витебск, Беларусь).

Работу круглого стола 27 апреля 2022 г. продолжил мастер-класс кандидата психологических наук, педагога-психолога Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, доцента кафедры психотерапии и наркологии В. В. Герасимовой «Био-психо-социо-духовная матрица анализа информационной продукции на предмет выявления деструктивных воздействий».

28 апреля 2022 г. состоялся мастер-класс кандидата психологических наук, доцента, директора по науке Института молодежи, доцента философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук С. Ю. Поповой (Москва) «Карьерные стратегии молодежи». Практическая часть мастер-класса была посвящена разбору основных проблем выбора молодежью карьерных стратегий, а именно поиску стратегии, которая гарантирует достижение поставленной цели, трудностям адаптации в новом социально-экономическом пространстве,

286 Приложтнел

сложности выбора в ситуации неопределенности, условиям для самореализации молодежи.

В ходе обсуждения докладов были отмечены высокий теоретический и практический уровень осмысления материала выступающими, актуальность и значимость обсуждаемых проблем и намеченных путей их решения.

Основным итогом круглого стола стала система предложений по организации работы психологических служб в системе профессионального образования для повышения их эффективности. Участники выявили необходимость:

- формирования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность психологов и педагогов-психологов в системе профессионального образования;

- создания профессионального стандарта для осуществления психологической и психолого-педагогической деятельности в системе профессионального образования;

- организации курсов повышения квалификации и супервизии для работников психологических служб в системе профессионального образования;

- организации общей методологической и методической базы для межвузовского пользования психологическими службами;

- закрепления порядка межведомственного взаимодействия психологов, психиатров, неврологов и других специалистов;

- введения положения, определяющего автономность психологических служб в системе профессионального образования.

Поступила в редакцию 01.06.2022; принята к публикации 13.06.2022 The article was submitted 01.06.2022; accepted for publication 13.06.2022

Хронияо научной жизни

287

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.