Научная статья на тему 'ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА - 2022: ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА'

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА - 2022: ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРУМ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурмистрова Марина Николаевна

Подведены итоги международного форума «Гуманизация образовательного пространства», состоявшегося 1–2 марта 2022 г. на базе ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», цель которого – выявление и обсуждение роли молодого педагога в трансформации воспитательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANIZATION OF THE LEARNING ENVIRONMENT - 2022: RESULTS OF THE INTERNATIONAL FORUM

The results of the International Forum “Humanization of the Learning Environment” have been summed up. The Forum was held on March 1-2, 2022. Saratov State University hosted it. The purpose of the Forum was to identify and discuss the role of a young teacher in the transformation of the educational system.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА - 2022: ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА»

хроника научной жизни

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 2 (42). С. 185-189

Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 2 (42), рр. 185-189

https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-2-185-189

Материалы конференции УДК 37.013

Гуманизация образовательного

пространства - 2022:

итоги международного форума

М. Н. Бурмистрова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Бурмистрова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии образования, mnburmistrova@rambler.ru

Аннотация. Подведены итоги международного форума «Гуманизация образовательного пространства», состоявшегося 1-2 марта 2022 г. на базе ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», цель которого - выявление и обсуждение роли молодого педагога в трансформации воспитательной системы.

Ключевые слова: форум, гуманизация образования, молодой педагог, воспитательная система

Для цитирования: Бурмистрова М. Н. Гуманизация образовательного пространства - 2022: итоги международного форума // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 2 (42). С. 185-189. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-2-185-189

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Conference Proceedings

Humanization of the learning environment - 2022: Results of the international forum M. N. Burmistrova

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Marina N. Burmistrova, mnburmistrova@rambler.ru

Abstract. The results of the International Forum "Humanization of the Learning Environment" have been summed up. The Forum was held on March 1-2, 2022. Saratov State University hosted it. The purpose of the Forum was to identify and discuss the role of a young teacher in the transformation of the educational system.

Keywords: forum, humanization of education, young teacher, the system of personal development. For citation: Burmistrova M. N. Humanization of the learning environment - 2022: Results of the international forum. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 2 (42), рр. 185-189 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-2-185-189

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

ПРИЛОЖЕНИЯ

© Бурмистрова М. Н., 2022

1-2 марта 2022 г. на базе факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского состоялся международный форум «Гуманизация образовательного пространства: роль молодого педагога в трансформации воспитательной системы».

Эта традиционная ежегодная научная площадка уже более 10 лет собирает ученых и практиков для дискуссии по актуальным проблемам гуманизации образовательного пространства на базе Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского в социальном партнерстве с Барановичским государственным университетом (Республика Беларусь), Западно-Казахстанским инновационно-технологическим университетом (Республика Казахстан) и Ферганским государственным университетом (Республика Узбекистан).

В этом году форум стал значимым событием для педагогического сообщества ученых и практиков в области педагогических наук и образования, которых волнуют вопросы развития концепций воспитания и качественного обновления воспитательных систем образовательных организаций, профессиональной подготовки педагогических кадров и непрерывного развития их профессиональной компетентности в вопросах воспитания подрастающего поколения.

Важность форума подтверждается тем, что в состав программного комитета форума вошли ученые, исследователи и педагоги из зарубежных стран - доктор педагогических наук, доцент Т. В. Лисовская (Минск, Беларусь), кандидат педагогических наук, доцент Н. Г. Дубешко (Барановичи, Беларусь), доктор педагогических наук, профессор И. Баранаускине (Литва), доктор философии, доцент М. К. Дусенов (Казахстан), кандидат филологических наук, доцент Б. К. Курбанова (Узбекистан), кандидат филологических наук, доцент З. А. Акбарова (Узбе -кистан), кандидат филологических наук, доцент А. П. Сдобнова (Израиль), а также наши коллеги из ведущих российских научных и образовательных организаций - доктора педагогических наук, профессора Б. В. Куприянов, Л. Д. Лебедева, Т. В. Склярова, И. Ю. Шустова, кандидат педагогических наук А. В. Бояринцева (Москва), доктор педагогических наук, профессор Р. А. Валеева (Казань), доктор педагогических наук, профессор М. В. Корепанова (Волгоград), доктор педагогических наук, профессор Т. А. Костюкова (Томск), кандидат педагогических наук, доцент И. А. Пи-саренко (Санкт-Петербург), доктор педагогических наук, профессор С. Д. Поляков (Ульяновск),

доктор педагогических наук, профессор Т. А. Ромм (Новосибирск), доктор педагогических наук, профессор М. В. Шакурова (Воронеж) и др.

В работе форума приняли участие 350 научных сотрудников, молодых исследователей, педагогов-практиков из Беларуси, Чехии, Ирака, Казахстана, а география российских участников представлена 22 городами, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Балаково, Балашов, Вольск, Воронеж, Курск, Липецк, Нижний Новгород, Новосибирск, Орск, Пенза, Петровск, Подольск, Пугачев, Саратов, Тольятти, Тюмень, Ульяновск, Хвалынск, Энгельс. К мероприятиям форума в качестве слушателей присоединились около 500 молодых педагогов, педагогов-психологов, логопедов и других педагогических работников дошкольных, общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования, преподавателей университетов и институтов, студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантов. Общая численность участников форума составила 850 человек.

Научная проблематика форума была направлена на определение стратегий и тактик организации профессиональных и культурных практик, способствующих актуализации для молодых и будущих педагогов воспитательной функции педагогической деятельности, на теоретический анализ модернизации роли и функции преподавателя высшей школы как фасилитатора личностного развития будущего педагога, его профессионального самоопределения, а также конкретизацию методологических оснований и стратегий трансформации воспитательной деятельности с позиций средового, событийного, рефлексивного, личностного и деятельностного подходов.

Решение поставленных задач определило многообразие форм работы форума - пленарное заседание, тематические секции, городской семинар для педагогических работников, открытая лекция, вебинар и мастер-классы для студентов и преподавателей вузов, педагогических работников образовательных организаций.

Открыл форум приветственным словом декан факультета психолого-педагогического и специального образования, доктор психологических наук, профессор Р. М. Шамионов, указав на важность формирования воспитательных компетенций у молодых педагогов для современных обновляющихся образовательных организаций в развивающемся российском обществе.

В приветственном слове к участникам форума заведующий кафедрой методологии образования СГУ, доктор педагогических наук, профессор Екатерина Александровна Александрова отметила ценность примерной программы

воспитания, разработанной сотрудниками лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Натальи Леонидовны Селивановой. Екатерина Александровна обратила внимание присутствующих на то, что данная программа основана на глубоком анализе вызовов, стоящих перед нашим обществом в вопросах воспитания, и стала точкой отсчета для взлета интереса к воспитанию как среди ученых, так и среди педагогов в образовательных организациях.

Пленарное заседание открыла Ирина Дмитриевна Демакова, доктор педагогических наук, профессор, вице-президент Российского общества Януша Корчака, руководитель Молодежного корчаковского центра и Международного интеграционного корчаковского лагеря «Наш Дом» (Москва). В докладе «Ориентация студентов педагогических вузов на ценности гуманистического воспитания» Ирина Дмитриевна раскрыла смыслы и содержание деятельности преподавателя педагогики в современном вузе, а также поделилась наблюдениями о том, что оказывает наиболее сильное влияние на процесс ориентации студентов в системе ценностей гуманистического воспитания.

Видение миссии и задач современного университетского образования осветила в докладе «Развитие университетского образования: тенденции и варианты трансформации» кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального и дошкольного образования Барановичского государственного университета Наталья Григорьевна Дубешко (Республика Беларусь).

Новые практики подготовки будущих педагогов раскрыла в докладе «Дизайн психолого-педагогических практик в условиях смешанного формата обучения» доктор педагогических наук, профессор Татьяна Александровна Ромм (Новосибирск), а современные подходы к профессиональной подготовке педагога-воспитателя обосновал в докладе «Мысли о подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности» доктор педагогических наук, профессор Юрий Степанович Мануйлов (Нижний Новгород).

Особый интерес участников форума вызвал доклад руководителя приоритетных проектов и программ СГУ, доктора филологических наук, профессора Елены Генриховны Елиной, подготовленный совместно с доктором психологических наук, профессором Раилем Мунировичем Шамионовым (Саратов) - «Виртуальный педагогический класс в контексте классического университета: принципы организации, пробле-

мы, решения». Елена Генриховна отметила, что проект виртуального педагогического класса стал ответом на социальный заказ региона по подготовке педагогических кадров и направлен на раннюю профилизацию школьников - будущих педагогов, а его открытие стало возможным благодаря победе Саратовского университета в конкурсном отборе по федеральной программе «Приоритет 2030». Елена Генриховна рассказала, что в настоящее время постоянными слушателями виртуального педагогического класса являются более 150 школьников из Саратова и Саратовской области, и охарактеризовала содержание и интересные формы работы со школьниками.

Научное содержание пленарного заседания было представлено также докладами, высвечивающими методологические основы и современные смыслы воспитания: «Перспективы доказательной теории воспитания» доктора педагогических наук, профессора Михаила Владимировича Воропаева (Москва), «Об этической педагогике Дмитрия Григорьева» доктора педагогических наук, профессора Сергея Даниловича Полякова (Ульяновск), «Со-бытийный подход: значимое методологическое основание трансформации воспитательной деятельности в современных условиях» доктора педагогических наук, доцента Инны Юрьевны Шустовой (Москва).

Завершила пленарное заседание Анна Александровна Евсина, председатель правления Международного культурного института «Ключ» (г. Градец Кралове, Чешская Республика), выступлением «Международный год Я. А. Коменского: возрождение идеи воспитывающих функций педагога». Анна Александровна подчеркнула значимость идей «отца педагогики» для понимания воспитывающей функции педагога, рассказала о проходящих и планируемых научно-образовательных мероприятиях, приуроченных к 430-летию со дня рождения великого чешского педагога.

Работа форума продолжилась в формате секционных заседаний, в том числе на выездных площадках форума - на кафедре педагогики детства на базе гимназии № 7, во Дворце творчества детей и молодежи имени О. П. Табакова, в детском саду комбинированного вида № 65 и в Саратовском военном ордена Жукова Краснознаменном институте войск национальной гвардии РФ.

Научному сообществу были предложено 12 секций. Тематика секционных заседаний отражала основные аспекты проблемы форума - это трансформация воспитательной системы в образовательной организации, воспитательный потенциал организаций дополнительного образования детей, методическое сопровождение

молодых педагогов в воспитательной работе, воспитательная система дошкольной образовательной организации, социальная психология образования и развития, подготовка будущих дефектологов к воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, многообразие воспитательных ресурсов и практик в образовательной среде.

В работе тематических секций были рассмотрены вопросы, связанные с методологией педагогического сопровождения организации профессиональных практик будущих и молодых педагогов в образовательном пространстве, реализацией филологической, технологической, естественно-математической и экологической профессиональной подготовки, формированием психологически комфортной и безопасной образовательной среды, позитивной психологией личности и группы, отражением современных тенденций развития и гуманизации специального и инклюзивного образования, использованием ресурсов волонтерского движения для опосредованного воспитания гуманных чувств у будущих педагогов.

Многие доклады вызвали живой отклик слушателей и оживленные дискуссии, в ходе которых особый интерес был проявлен к вопросам, связанным с поиском современных ресурсов, обеспечивающих эффективную реализацию воспитывающей функции педагога, практике разработки и реализации программ воспитания, идее социального партнерства для повышения качества воспитательной работы в образовательных организациях, а также моделям и формам методического сопровождения воспитательной деятельности молодого педагога.

В ходе секционных заседаний особое внимание уделялось обмену опытом молодых педагогов и студентов по вопросам организации воспитания, новых форм, методов взаимодействия с детьми и их родителями, психолого-педагогической помощи обучающимся. Выступления продемонстрировали, что в осмыслении воспитательного процесса администрацией и педагогами образовательных организаций во время подготовки рабочей программы воспитания и в ходе ее реализации произошли значительные позитивные изменения. Было отмечено, что воспитательная деятельность сегодня характеризуется целым рядом качественно новых черт, которые могут рассматриваться как часть приоритетных задач, на решение которых необходимо обратить внимание всех специалистов, работающих в образовательных организациях.

В работе форума приняли участие и молодые исследователи, которые представили около 50 докладов. Обсуждение на конференции на-

учно-педагогических разработок и проектов, осуществляемых бакалаврами, магистрантами, аспирантами и соискателями, проходило в формате выступлений на тематических секциях. Вовлечение студентов в организацию и проведение форума стало эффективным средством включения их в научно-исследовательскую деятельность факультета психолого-педагогического и специального образования.

Важной частью форума стала традиционная всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования» (2 марта 2022 года), организатором которой выступила кафедра начального языкового и литературного образования СГУ.

Большой интерес у участников форума вызвали научно-образовательные мероприятия форума: познавательным стал практико-ори-ентированный мастер-класс Марии Павловны Воюшиной, доктора педагогических наук, профессора кафедры ЮНЕСКО (Санкт-Петербург) на тему «Анализ лирических стихотворений на уроках литературного чтения: виды диалога», плодотворно прошел вебинар «Современная школа - школа диалога», организованный исследовательским коллективом Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург), живой интерес вызвала публичная лекция «Программа воспитания в современной школе: вопросы преемственности», которую прочитала кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Института детства НГПУ Галина Сергеевна Чеснокова (Новосибирск).

Виртуальной информационной площадкой форума стала книжная выставка «Гуманизация образовательного пространства. Трансформация воспитательной системы» (https://www.sgu.ru/ structure/znbsgu/informacionno-bibliograficheskoe-soprovozhdenie/virtualnye-vystavki-i-obzory-ШегаШ^), адресованная педагогическим работникам, преподавателям и студентам - будущим учителям и классным руководителям. Созданная сотрудниками отраслевого учебного отдела общественных и педагогических наук Зональной научной библиотеки имени В. А. Артисевич виртуальная выставка печатных и электронных изданий из фонда библиотеки включает печатные и электронные издания, в которых освещаются вопросы гуманизации образовательного процесса как важнейшего социально-педагогического феномена, отражающего общественные тенденции в построении и функционировании системы воспитания в современном мире. В представленных монографиях, сборниках статей, учебных пособиях выявляются педагогические условия осуществления синтеза

гуманистических, демократических и культурных ценностей образования, рассматриваются стили и процесс общения всех участников педагогического процесса, определяется круг задач трансформации воспитательного процесса, анализируются инновационные воспитательные практики в современной школе, в том числе в условиях инклюзивного обучения.

Форум позволил выявить проблемы и обсудить вопросы, связанные с актуализацией для педагогических работников, в том числе молодых педагогов и студентов педагогических специальностей, значимости воспитательной деятельности, раскрыть методологические основы и методику внедрения новых программ воспитания в образовательных организациях на основе средового, событийного, рефлексивного, личностного и деятельностного подходов, рассмотреть эффективные практики воспитания и модернизации специального и инклюзивного образования.

Проведенные в рамках форума мероприятия призваны способствовать решению ряда фундаментальных проблем - поиску эффективных культурных и профессиональных практик становления молодого и будущего педагога-воспитателя, переосмыслению воспитывающей функции педагога в современной социокультурной ситуации, выявлению тенденций и вариантов трансформации воспитательной системы в образовательном пространстве, анализу методологических оснований для модернизации системы

воспитательной работы в современных образовательных организациях, изучению специфики восприятия студентами и молодыми педагогами ресурсов образовательной среды, а также определению смыслового и деятельностного контекста сопровождения организации культурных практик молодых и будущих педагогов в образовательном пространстве.

Подробнее с материалами форума можно будет ознакомиться в сборнике «Гуманизация образовательного пространства» (ШрБ:// www.sgu.ru/research/nauchnye-izdaniya-sgu/ prodolzhayushchiesya-izdaniya/gumanizaciya-obrazovatelnogo-prostranstva) и в научных периодических изданиях, которые выступают информационными партнерами форума, - журналах «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития» (https://akmepsy.sgu.ru/), «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Серия Философия. Психология. Педагогика» (https://phpp.sgu.ru/), «Сибирский педагогический журнал» (http://www.sp-journal. га/), «Вестник БарГУ» (https://www.barsu.by/ vestnik/vestnik.php).

Программа, хроника форума и материалы по его итогам размещены на сайте ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» (https://www.sgu.ru/ conference/mezhdunarodnyy-forum-gumanizaciya-obrazovatelnogo-3).

Поступила в редакцию 01.04.2022; принята к публикации 09.04.2022 The article was submitted 01.04.2022; accepted for publication 09.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.