Для цитирования: Мушникова Е.А. Итоги изучения художественной культуры Алтайского края в рамках работы над региональным проектом ИКИБА //
URL: http://rectors.altstu.rU/ru/periodical/archiv/2022/2/articles/3_2.pdf EDN: https://elibrary.ru/dhvawc
УДК 001.92 + 304.444 + 379.851 Итоги изучения художественной культуры Алтайского
края в рамках работы над региональным проектом ИКИБА*
Е.А. Мушникова1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Барнаул, Россия E-mail: [email protected]
Введение
Одной из задач научного проекта «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов его использования в региональных и международных туристических проектах», реализуемого сотрудниками ИКИБА, является изучение художественного наследия Алтайского края с целью оценки его образовательных, рекреационных возможностей, и использование этих данных в программах социокультурного развития региона. В условиях социокультурных трансформаций современного российского общества обращение к историческому, культурному, художественному наследию имеет консолидирующее значение на уровне общегражданской системы ценностей. Для решения поставленной задачи было проведено системное обобщение широкого круга материалов, изданы и подготовлены к публикации статьи, описывающие художественные фонды музеев, региональные выставочные и фестивальные проекты, ресурсы ремесленных художественных мастерских и т.д.
Обсуждение и результаты
На протяжении двух лет работы над проектом коллективом авторов проведена обширная работа по описанию и анализу региональных художественных собраний, художественных коллекций алтайских музеев. Промежуточные итоги данной работы частично были опубликованы ранее [1].
В данной статье проанализируем результаты исследований по данной тематике, полученные за третий год реализации проекта.
Во-первых, было продолжено исследование, связанное с жизнью и творчеством ряда художников, работы которых хранятся в Государственном
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Алтайского края в рамках научного проекта №19-412-220003 р_а «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов его использования в региональных и международных туристических проектах».
художественном музее Алтайского края (ГХМАК), а также в других музеях и картинных галереях Алтайского края.
Рассмотрено творчество известного в Сибири художника Евгения Евгеньевича Скурихина (1952 г.р.). На основе коллекции произведений, находящихся в собрании ГХМАК проанализированы творческая манера мастера, неповторимый почерк, портретное искусство [2,3].
Изучено искусство художника, академика Российской Академии художеств Николая Иосифовича Рыбакова (1947 г.р.). В его произведениях, в том числе находящихся в музее Алтайского Края, исследовались такие аспекты как мифологическое время и пространство [4].
Проанализировано творчество художника Владимира Михайловича Квасова (1937-2006) — основные этапы и суть творческого метода художника, стилистическую принадлежность его искусства. Отмечается, что творчество В.М. Квасова существует вне привычного формата алтайского изобразительного искусства и представляет безусловный интерес в связи с необходимостью изучения истории искусства региона и осознанием дальнейших перспектив его развития [5].
На протяжении 2022 года проводилась планомерная работа по изучению творческого наследия алтайского художника Николая Петровича Иванова (1923-1985). На основе фондовых материалов ГХМАК и документальных материалов, фото, рисунков живописца, хранящихся в Государственном архиве Алтайского края (ГААК), а также статей о художнике и каталогов — восстанавливаются основные этапы жизни и творчества живописца. Вводятся в научный оборот ранее не опубликованные материалы, репродуцируются и рассматриваются ранее не изученные работы Н.П. Иванова. На основе этих данных впервые предпринимается попытка наиболее полно представить основные вехи жизни и творчества художника. Составлен полный каталог его живописных и графических работ, хранящихся в ГХМАК, включая произведения, находящиеся во временном хранении музея. Основные итоги работы отражены в статьях и каталогах графических и живописных произведений Н.П. Иванова [6,7,8].
Одним из направлений исследований в текущем году являлось изучение графических произведений, находящихся в ГХМАК, — творческое наследие Леонида Сойфертиса, Василия Каменского, Ирины Большаковой, Алексея Дмитриева. Проводилась также работа над постоянной экспозицией советской графики в строящемся здании ГХМАК, была освещена тема образов советского быта в данной экспозиции [9,10,11].
Проведено исследование по двум учебным художественным заведениям Алтайского края — Новоалтайскому художественному училищу и Алтайскому государственному институту культуры. Подобного рода работа важна с точки зрения полного представления художественной жизни региона, ведь именно художественное образование формирует и транслирует уникальные художественные традиции в область регионального искусства.
Рассмотрено творчество и жизнь педагогов Новоалтайского художественного училища, сыгравших большую роль не только в истории училища, но и в художественной жизни Алтайского края в целом: Степана Кузьмича Двойноса, Александра Петровича Ботева, Ильбека Сунагатовича Хайрулинова, Бориса Георгиевича Босько, Владимира Александровича Раменского, Бориса Никитича Лупачева, Аркадия Викторовича Казанцева. Выявлено, что педагоги Новоалтайского художественного училища, наследовавшие лучшие традиции реалистической школы живописи и графики, воспитывавшие в этих традициях студентов Новоалтайского училища, внесли значительный вклад в изобразительное искусство Алтая, стояли у истоков и развивали искусство профессиональной книги на Алтае, стали родоначальниками высшего образования в области графического дизайна на Алтае [12].
Проанализирован пятилетний опыт работы базовой профессиональной кафедры Алтайского государственного института культуры в Государственном художественном музее Алтайского края — инновационного подразделения, представляющего одну из перспективных форм практико-ориентированной подготовки кадров. Освещены основные направления взаимодействия музея с высшим учебным заведением — проведение практических занятий в рамках учебных дисциплин, производственной и преддипломной практики обучающихся, научно-исследовательской работы студентов [13].
Одним из направлений исследований в текущем году также являлось рассмотрение частных художественных коллекций и их презентация как способ продвижения и сохранения памятников истории и культуры. Проанализирована деятельность Т.В. Скубневской — дочери известных в Алтайском крае художников Майи Дмитриевны Ковешниковой (1926-2013) и Валентина Яковлевича Курзина (1911-1984) — и ее вклад в хранение, реставрацию, систематизацию и популяризацию в среде любителей изобразительного искусства творческого наследия родителей из домашней коллекции [14].
В архиве ГХМАК хранится большое количество произведений монгольского искусства. За последнее время также возросло число совместных художественных проектов сибирских и монгольских художников, в том числе совместных групповых и персональных выставок. Более того, монгольские темы стали ведущими для многих современных живописцев и графиков Сибири в целом и Алтайского края в частности. Это вызывает большой интерес у зрителей и, кроме художественно-эстетических задач, способствует культурному взаимодействию двух стран. В связи с этим было проведено исследование, посвященное монгольским художникам, искусствоведам, образам монгольского искусства, которое дает возможность глубже понять художественную культуру сопредельной территории [15,16]. Также в этом году совместными усилиями российских и монгольских ученых была подготовлена выставка «Социалистический реализм в изобразительном искусстве Монголии». Для творческого сотрудничества были приглашены: ректор
Художественной академии, профессор, доктор философских наук Д. Уранчимэг; искусствовед, доктор, академик Российской академии художеств М.Ю. Шишин, а также искусствовед, профессор (Sc.D) Себастиан Лалла. Выставка была организована в честь 100-летия Монгольской Народной партии и 30-летия Национальной художественной галереи Монголии. Для экспозиции было отобрано более 150 произведений из коллекций — работы художников, фактически заложивших основы искусства нового времени в Монголии: Б. Шарава, У. Ядамсурэна, О. Цэвэгжава, Г. Одона, Л. Гава, Д. Чойдога, Б. Чогсома, А. Сэнгэцохио, Н. Цултэма, Д. Амгалана. Многие из них учились в России или у русских художников-педагогов Ц. Сампилова, К. Померанцева, способствовавших процессу перехода к новой пластической художественной системе в монгольском искусстве. Выставка имеет выдающееся значение не только для Монголии, но для всего обширного пространства Евразии. По результатам выставки издан альбом [17].
Выводы
Поставленные научным коллективом задачи исследования по проекту выполнены в полном объеме. В ходе проекта были описаны и представлены в качестве системы многообразные формы институализации изобразительного искусства — художественные музеи, картинные галереи, отделы изобразительного искусства при краеведческих музеях, творческие мастерские профессиональных и народных мастеров искусства, центры художественного творчества. Научные результаты работы в достаточном объеме отражены как в статьях, опубликованных в научных периодических изданиях, так и в монографиях, материалах научных конференций и других научных мероприятиях.
Результаты исследования могут быть применены для раскрытия потенциала региональной художественной культуры Алтайского края с целью привлечения туристов и посетителей в музеи, галереи и художественные центры, что будет способствовать развитию нового вида туристической деятельности.
Список литературы
1. Мушникова Е.А. Реализация регионального проекта ИКИБА «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов его использования в региональных и международных туристических проектах» // Grand Altai Research & Education. №2 (15). 2021. С.120-125 — URL : http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2021/2/articles/7_2.pdf
2. Царева Н.С. Произведения Eвгения Cкурихина в собрании Государственного художественного музея Алтайского края. Обзор коллекции // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы XI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Барнаул, 23-24 июня 2022 года. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2022 (рукопись в печати)
3. Сидорова О.В. «Выставка «Близкие» (искусство портрета в графике Евгения Скурихина) в Государственном художественном музее Алтайского края) //Ученые записки Алтайского государственного института культуры. Барнаул. 2022 (рукопись в печати)
4. Белокурова С.М. Мифологическое время и пространство в искусстве академика Н.И. Рыбакова // Российская академия художеств в контексте современных художественных процессов (материалы международной научной конференции). М., 2022 (рукопись в печати)
5. Сидорова О.В. «Неформатное» искусство Владимира Квасова // Искусство Евразии. №4(27). 2022 (рукопись в печати)
6. Мушникова Е.А. Художественные произведения и документальные материалы о творчестве художника Н.П. Иванова из Государственного архива Алтайского края // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы XI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Барнаул, 23-24 июня 2022 года. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2022 (рукопись в печати)
7. Мушникова Е.А. Творческое наследие алтайского художника Николая Петровича Иванова (1923-1985) из собрания Государственного художественного музея Алтайского края // IX искусствоведческие Снитковские чтения: сб. материалов ХХ Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул. 2022 (рукопись в печати)
8. Мушникова Е.А. Основные этапы жизни и творчества алтайского художника Н.П. Иванова (1923-1985) // Искусство Евразии. №4(27). 2022 (рукопись в печати)
9. Сидорова О.В. «Улыбка и жизнь». Графический кодекс Леонида Сойфертиса (о новых графических работах в коллекции Государственного художественного музея Алтайского края) // IX искусствоведческие Снитковские чтения: сб. материалов ХХ Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул. 2022 (рукопись в печати)
10. Сидорова О.В. Образы советского быта в постоянной экспозиции графики в Государственном художественном музее Алтайского края // Межрегиональная с международным участием научно-практическая конференции «Искусство и искусствоведение в странах бывшего СССР: традиции, новые пути развития, перспективы сотрудничества». 2022 (рукопись в печати)
11. Сидорова О.В. Выставка иллюстраций Алексея Дмитриева в Государственном художественном музее Алтайского края // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы XI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Барнаул, 23-24 июня 2022 года. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2022 (рукопись в печати)
12. Сидорова О.В. Художественное наследие Новоалтайского художественного училища // Материалы конференции «Методика работы над выпускной квалификационной работой на специальностях "Живопись (станковая, театрально-декорационная)", "Дизайн (по отраслям)", "ДНИ, народные промыслы (по отраслям)"» в Новоалтайском государственном художественном училище. 10-12.01.2022 (рукопись в печати)
13. Сидорова О.В. Опыт работы базовой профессиональной кафедры Алтайского государственного института культуры в Государственном художественном музее Алтайского края: 2018-2022 // Событийный и информационный ландшафт российской культуры. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул: Издательство Алтайского государственного института культуры, 2022.С. 296-304 (рукопись в печати)
14. Царева Н.С. Презентация частной художественной коллекции как способ продвижения и сохранения памятников истории и культуры в музейном пространстве // ЕХ искусствоведческие Снитковские чтения: сб. материалов ХХ Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул. 2022 (рукопись в печати)
15. Белокурова С.М. Монгольский художник и искусствовед Цэрэнчимэдийн Эрдэнэцог: творческие и исследовательские методы // IX искусствоведческие Снитковские чтения: сб. материалов XX Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул. 2022 (рукопись в печати)
16. Белокурова С.М., Канарева Т.Н. Генезис образа птицы Гаруды в монгольском искусстве // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы XI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Барнаул, 23-24 июня 2022 года. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2022 (рукопись в печати)
17. Соцреализм Монголын дурслэх урлагт (Соцреализм в изобразительном искусстве Монголии). «Менхийн Yсэг» ХХК-д 500 хувь хэвлэв. Улаанбаатар хот. 2021 он.