https://doi■orq/10■30853/manuscript■2020■7■31
Пешков Евгений Юрьевич
Типология тем пейзажей Ф. С. Торхова из собрания Государственного художественного музея Алтайского края
Цель исследования - создать типологию тем пейзажей Ф. С. Торхова, находящихся в собрании Государственного художественного музея Алтайского края. В статье впервые проведён типологический анализ пейзажей Торхова. Показано, что тематика его творчества менялась под влиянием исторических факторов и тенденций в художественной жизни региона. Сам Торхов оказывался инициатором появления новых тем в изобразительном искусстве Алтая. Научная новизна исследования заключена в использовании типологического подхода к изучению тематики пейзажного творчества Торхова. В результате проведённой работы создана типология, представляющая собой набор тем, выявленных в ходе исследования. Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/9/2020/7/31.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 7. C. 160-165. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .aramota.net/mate rials/9/2020/7/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
Список источников
1. Воронова А. В. Информационная насыщенность анимационного пространства // Анимация в эпоху инновационных трансформаций: материалы IV Межд. науч.-практ. конф. «Анимация как феномен культуры». М.: ВГИК, 2008. С. 211-216.
2. Воронова А. В. Опыт коллективной работы студентов и школьников в совместном инновационном мультимедийном проекте «Музей: кадр за кадром - 3. История авангардная» Государственного Русского музея и кафедры компьютерной графики и дизайна СПбГИКиТ // Инновационные материалы и технологии в дизайне: тезисы докладов IV Всероссийской научно-практической конференции с участием молодых ученых. СПб.: СПбГИКиТ, 2018. С. 91-92.
3. Кривуля Н. Г. Лабиринты анимации: исследование художественного образа российских анимационных фильмов второй половины ХХ в. М.: Грааль, 2002. 295 с.
4. Кривуля Н. Г. Эволюция художественных моделей в процессе развития мировых аниматографий: автореф. дисс. ... д. иск. М., 2009. 60 с.
5. Лотман Ю. М., Цивьян Ю. Г. Диалог с экраном. Таллинн: ARGO, 2014. 303 с.
6. Махлина С. Т. Транзитивность в современной художественной культуре // Петербургские искусствоведческие тетради. 2009. № 16. С. 205-215.
7. Монетов В. М. Выразительные возможности компьютерных технологий в творчестве художника экранных искусств: автореф. дисс. ... к. иск. М., 2005. 24 с.
8. Неретина А. В. Кинематография и живопись: сравнительный культурофилософский анализ: автореф. дисс. ... к. филос. н. СПб., 2010. 25 с.
9. Норштейн Ю. Б. Снег на траве. М.: ВГИК, 2005. 250 с.
10. Попов Е. А. Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств: автореф. дисс. ... к. иск. СПб., 2011. 24 с.
11. Трапезникова Е. В. Эволюция образа художественного пространства в российской анимации (1985-2014 гг.): автореф. дисс. ... к. иск. М., 2015. 27 с.
12. Фомина В. А. Драматургические модели современной анимации (на материале российского кукольного кино): автореф. дисс. ... к. иск. М., 2012. 28 с.
Synthesis of Visual Art and Cinematography in the Course of Animation Project Realization
Voronova Anastasiya Viktorovna
Saint Petersburg State University of Film and Television а-voron5@mail. ru
The article is devoted to a relevant problem of synthesis of visual art and cinematography in the context of post-culture. The paper introduces the author's original methodology of working on animation project; the project itself is considered as an important tool, which allows solving both educational and cultural-educational tasks. Analysing artistic space formation in domestic animation projects, the author outlines prospects for further studies of interaction of plastic arts and cinematography in the process of animation of pictorial and graphical works.
Key words and phrases: avant-garde art; animated version; animation project; artistic space; synthesis of visual art and cinematography.
https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.7.31 Дата поступления рукописи: 07.05.2020
Цель исследования - создать типологию тем пейзажей Ф. С. Торхова, находящихся в собрании Государственного художественного музея Алтайского края. В статье впервые проведён типологический анализ пейзажей Торхова. Показано, что тематика его творчества менялась под влиянием исторических факторов и тенденций в художественной жизни региона. Сам Торхов оказывался инициатором появления новых тем в изобразительном искусстве Алтая. Научная новизна исследования заключена в использовании типологического подхода к изучению тематики пейзажного творчества Торхова. В результате проведённой работы создана типология, представляющая собой набор тем, выявленных в ходе исследования.
Ключевые слова и фразы: Фёдор Семёнович Торхов (1930-2012); Государственный художественный музей Алтайского края; пейзаж; типология; тема.
Пешков Евгений Юрьевич
Государственный художественный музей Алтайского края, г. Барнаул eugeneup@yandex. т
Типология тем пейзажей Ф. С. Торхова из собрания Государственного художественного музея Алтайского края
Искусство Алтайского края остаётся малоизученным в области, касающейся комплексных исследований творчества отдельных персоналий, что не лучшим образом сказывается на полноте и объективности представлений о нём как о целостном историческом, социокультурном и художественном явлении. Для этого
в первую очередь важно исследовать творчество наиболее значительных художников, которое в большей степени характеризует искусство региона. К таким художникам относится Ф. С. Торхов.
Заслуженный художник России Фёдор Семёнович Торхов (1930-2012) принадлежит к плеяде классиков алтайского искусства второй половины ХХ века. Его живописные пейзажи, посвящённые природе Алтая, получили признание на региональном, российском и международном уровнях. Директор Алтайских художественно-производственных мастерских Художественного фонда Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), председатель правления Алтайской организации Союза художников (СХ) РСФСР, член Правления СХ Союза Советских Социалистических Республик (СССР), делегат съездов СХ СССР и РСФСР, руководитель творческих групп в Домах творчества СХ РСФСР «Академическая дача» и «Горячий ключ», заместитель председателя Общества советско-монгольской дружбы, почётный работник культуры Монголии, обладатель серебряной медали СХ России за вклад в развитие изобразительного искусства России и Гуманитарной премии Демидовского фонда Алтайского края - даже этот неполный перечень занимаемых Торховым должностей и полученных им в течение продолжительной творческой карьеры наград и званий даёт основание говорить о нём как о выдающемся художнике и общественном деятеле.
Творческая биография такой масштабной личности заслуживает внимательного отношения со стороны историков искусства. Особенно актуальным этот вопрос стал после ухода Ф. С. Торхова из жизни. Семья художника много сделала для сохранения его творческого наследия. В Государственный художественный музей Алтайского края (ГХМАК) были переданы работы и архив [7, с. 160-161].
Актуальность исследования состоит в том, что типология тем пейзажного творчества Ф. С. Торхова отсутствует. Её наличие необходимо для проведения комплексного изучения творчества Ф. С. Торхова. Наша конечная цель - написание монографии о художнике. Результаты конкретного и последующих исследований будут способствовать росту научного знания о творчестве признанного классика алтайского искусства и, как следствие, об изобразительном искусстве региона. Особое значение изучение творческой биографии Ф. С. Торхова приобретает в контексте парадигмы евразийства. Его деятельность по развитию культурных связей между Монголией и Россией приносит плоды и после ухода художника из жизни, а также служит ценностным ориентиром для людей, заинтересованных в евразийской интеграции.
За более чем полувековую профессиональную карьеру художника Ф. С. Торхов удостоился большого количества публикаций о своём творчестве. В основном это статьи журналистов и искусствоведов в средствах массовой информации в жанре научно-популярной статьи, очерка и репортажа. Из общего списка стоит выделить очерк А. И. Кобелева «Живописец Фёдор Торхов» (2010) [3], где кратко освещены основные грани творческой биографии художника, такие как семья и детство, армейская служба, учёба и т.д. Отдельного упоминания заслуживает двухтомный библиографический словарь «Художники Алтайского края» (2006), выпущенный в печать под научной редакцией Т. М. Степанской. В нём приведены основные биографические данные о художнике, дана краткая характеристика его творчества, перечислены основные произведения, выставки с участием его картин, статьи Ф. С. Торхова, библиографический список публикаций о художнике [11, с. 336-353]. Издание является ценным справочным пособием для исследователей творчества алтайских художников.
С темой настоящей статьи пересекаются исследования искусствоведов в области истории развития алтайского пейзажа или отдельных его жанров. Е. В. Важова в кандидатской диссертации «Жанровые мотивы в пейзажной живописи Алтая ХХ века в контексте традиций русской художественной школы» (2010) подвергает анализу ряд произведений Торхова [1, с. 17]. Типологию тем горного пейзажа в алтайском искусстве провёл С. А. Жук. Его кандидатская диссертация носит название «Горный пейзаж в отечественном искусстве: этапы развития, типология, стилистика» [2, с. 17]. Л. И. Нехвядович - автор кандидатской диссертации «Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х гг.» (2002) - неоднократно ссылается на творчество Ф. С. Торхова с целью иллюстрации различных типологических черт алтайского пейзажа [4].
В целом из проведённого анализа литературы можно сделать вывод, что творчество Ф. С. Торхова недостаточно изучено. Освещены только его разрозненные аспекты. Комплексный подход в его исследовании не применялся. Типологическому анализу были подвергнуты лишь отдельные произведения художника. Типология его пейзажей отсутствует.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: а) разработать теоретико-методологическую основу исследования; б) провести типологический анализ произведений художника из коллекции ГХМАК; в) выявить темы пейзажного творчества Торхова, представленного в ГХМАК.
Теоретической базой исследования послужили: «Популярная художественная энциклопедия» (1986) [6], «Словарь терминов. Российская академия художеств» [9] и «Философский энциклопедический словарь» (1983) [10], откуда были взяты определения научных терминов; учебно-методическое пособие Л. И. Нехвядович «Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х гг.» (2004), где автор провёл типологию алтайского пейзажа [5]. В исследовании применялись методы исторического, биографического и типологического анализа.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно проводится в рамках комплексного подхода в изучении творчества Ф. С. Торхова и его результаты будут использованы автором на последующих этапах при описании биографии художника и коллекции ГХМАК, при анализе жанровой структуры и художественно-образной системы творчества, при разработке научных концепций, методических материалов и экскурсий для выставок с участием произведений Ф. С. Торхова, при разработке учебной программы по дисциплине «Изобразительное искусство региона».
При проведении нашего исследования мы руководствовались типологией, разработанной одним из ведущих исследователей алтайского пейзажа - Л. И. Нехвядович в статьях, кандидатской диссертации и учебном пособии «Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х гг.», аккумулировавшем в себе предшествующие изыскания учёного. По мнению искусствоведа, алтайские пейзажисты обращались в своём творчестве к природе равнинного и Горного Алтая, Монголии, городу, селу, истории, индустрии и др. [Там же, с. 34]. Безусловно, в своей типологии автор, прежде всего, ориентировался на произведения классиков алтайского искусства, в том числе Торхова. Неслучайно ряд названий тем, выявленных Л. И. Нехвядович, мы использовали в нашем исследовании.
Пейзаж мы рассматриваем как жанр изобразительного искусства (или отдельное произведение этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа [6].
Под понятием «тема в изобразительном искусстве» подразумевается круг жизненных явлений, проблем, принципов, положенных в основу художественного произведения [9].
Термин «типология» мы понимаем как метод научного познания, в основе которого лежат расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа, и как результат типологического описания и сопоставления [10]. Для определения идеализированной модели (типа) темы мы руководствовались такими критериями круга жизненных явлений (в нашем случае - объекта изображения), как название или тип географической местности, конкретного места, конкретного явления. Рассматривая творчество как феномен художественного и исторического порядка, мы исследовали зарождение тем и мотивов пейзажей Ф. С. Торхова в историческом контексте. В процессе исследования мы ожидаем выявить типы тем пейзажного творчества художника, в результате чего их набор и будет являться созданной нами типологией тем пейзажей Торхова из собрания ГХМАК.
Творческая биография Торхова началась в послевоенные годы с получения профессионального образования в Ташкентском Республиканском художественном училище. Процесс обучения растянулся почти на 10 лет -с 1949 по 1958 год - из-за четырёхлетнего перерыва на воинскую службу. «Урюк цветёт» (1950) - единственный пейзаж Торхова этого периода, находящийся в собрании ГХМАК. На этом основании в типологии темы мы не брали в расчёт содержание этого произведения, кроме того, что оно написано в Средней Азии. Руководствуясь методом аналогии, с учётом названия других тем, эту тему мы обозначили как Средняя Азия.
Возвращение Торхова домой после учёбы совпало с важной вехой в истории нашего государства. Вторая половина 1950-х годов проходила под знаком освоения целины. В этот период в искусстве Алтайского края доминировала сельскохозяйственная тема. Ф. С. Торхов много ездил по районам края. По большей части он работал над портретами тружеников села. Пейзажных произведений написано и сохранилось мало. Единственный пейзаж сельской тематики этого периода в ГХМАК - «Вагончик доярок» (1963). Предметом изображения, как уже ясно из названия, стал одиноко стоящий вагончик для доярок, помещённый художником в центр композиции, и женщины, сидящие на его крыльце. Действие происходит на фоне невысоких гор, в алтайских предгорьях, где художник часто бывал в первой половине 1060-х годов. Поэтому дополнительно это произведение мы отнесли к тематике предгорий Алтая. В картине о селе более позднего времени «Алтай. Ильичёво поле» (1986) художник изобразил ровное поле, засеянное уже созревшей и пожелтевшей злаковой культурой. На основании изобразительного мотива и географического расположения объекта произведение можно отнести ещё и к теме равнинного Алтая. Л. И. Нехвядович в своей типологии использует название «Природа равнинного Алтая» [5, с. 34]. Мы абстрагировались от применения слова «природа» в заглавии тем, чтобы избежать его частого повторения.
В начале творческой карьеры Ф. С. Торхов пробует свои силы в городском пейзаже. Таких работ в коллекции ГХМАК - три. Изобразительные мотивы произведений разные, но все их объединяет тема Барнаула [Там же, с. 44]. Самая ранняя из них - «Морозный день в Барнауле» (1959). Этюд написан в импрессионистической манере. В работе изображены люди, идущие по заснеженной, уходящей в перспективу, освещён-ной солнцем городской улице. Все элементы композиции произведения находятся в гармоничном единстве и подчинены созданию общего впечатления от мотива. Для пейзажа «Первомайская демонстрация в г. Барнауле» (1964) мотивом послужил городской праздник, проходивший на улицах краевой столицы. В этюде «Городской пейзаж с крышами» в центре внимания художника оказались крыши домов. Торхов написал их вид сверху, наблюдая, по всей видимости, окрестности из окна высотного дома или с крыши какого-то здания.
В 1964 году Ф. С. Торхов обратился к жанру индустриального пейзажа. В творческой командировке на недавно введённом в строй Кучукском сульфатном комбинате он создал серию работ. Три произведения этого типа из собрания ГХМАК имеют названия: «Кучукский сульфатный комбинат» (1964), «Пейзаж с рельсовой дорогой» и «Поезд на погрузке». Дважды, в 1975 и 1977 годах, Ф. С. Торхов побывал на строительстве Кулундинского канала [8, с. 182-186]. Изобразительные мотивы этой серии не отличаются разнообразием. Художник фиксирует два главных события стройки - строительство на дне котлована бетонных конструкций насосных станций и рытьё русла канала экскаваторами. Картина «Здесь будет вода» (1978) выделяется среди работ этого цикла тем, что в ней заложен символический смысл. Изобразив на берегу пустующего русла канала отару овец, Торхов не только намекает на существование общего ожидания появления здесь воды, но и стремится предвосхитить грядущее событие. Это символическое значение образа отражено художником в названии произведения.
С середины 1960-х тема Горного Алтая - одна из главнейших в творчестве алтайских художников [5, с. 34]. Начав своё творческое восхождение на его вершины с предгорий, с 1966 года Ф. С. Торхов пишет уже высокогорный Алтай. Картина «Горные кедры» (1966) является одной из первых в этой тематике. Художник изобразил заснеженные горы, группу кедров и трёх неспешно передвигающихся конных всадников. Похожий мотив мы находим и в другом произведении Торхова из собрания ГХМАК «Март в верховьях Большого Яломана» (1978), только в нём в центре композиции находится не гора, а горная котловина, деревья распределены, всадники значительно удалены от первого плана, и колорит состоит из охристых оттенков. Одним из самых излюбленных мотивов у Торхова, также имеющих отношение к теме высокогорья, является изображение стада крупнорогатых животных, пасущихся в долине на фоне горного массива.
Тема горного озера является традиционной для искусства Алтайского края [2, с. 17]. Это одна из любимых тем Г. И. Гуркина (1870-1937) и А. О. Никулина (1878-1945). Ф. С. Торхов, написав свою картину «Тальмень-озеро» (1967), сделал первый важный шаг по пути признания себя классиком алтайского искусства. В музейном собрании имеются ещё четыре живописные работы Торхова подобного типа, где главное место в изобразительном мотиве отдано горному озеру.
Отдельную тему могут составить произведения Ф. С. Торхова, в которых он изображает мараловодческие хозяйства Горного Алтая. Во второй половине 1960-х годов он свёл знакомство с директором одной из таких ферм и стал на ней частым гостем, увлекая с собой в поездки и других алтайских художников. Именно здесь художник создал своё главное произведение «Когда цветут огоньки» (1969). Картина имеет образное название, отсылающее нас ко времени года, когда у оленей отрастают большие красивые рога, но в это же время наступает пора их заготовки. В основе мотива этого произведения - стадо маралов, бегущее среди редких сосен по огороженным пастбищным угодьям, усыпанным цветущими огоньками. В целом мотивы произведений Ф. С. Торхова о мараловодческих хозяйствах делятся на два типа: либо это изображение стада животных, как в данной картине, либо хозяйственных построек, как в работе «Оленеферма Ойбок» (1971).
Темы деревенской усадьбы, расположенной в горной местности, Ф. С. Торхов не раз касался в своём творчестве. К работам этого типа можно отнести произведения из собрания ГХМАК «Изба Прова из Верх-Уймона» (1968), «Вечер в Ачике» (1973), «Большой Яломан» (2005) и «Лето у красной горы» (2005).
На стыке тем Горного Алтая и Монголии находится большой цикл произведений Ф. С. Торхова, посвя-щённый государственной границе, которую ему приходилось часто пересекать. Собрание ГХМАК располагает двумя подобными работами: «Праздник на советско-монгольской границе» (1979), повествующей о торжественном открытии монумента в честь дружбы между двумя странами, и «Гобийский дозор» (1982), с изображением троих монгольских пограничников верхом на верблюдах на фоне ночного горного пейзажа. В обеих картинах присутствует жанровый мотив. Также мы видим, что в первом произведении отражена тема массового праздника, которая есть в работе «Первомайская демонстрация в г. Барнауле» и в ещё не рассматриваемой нами картине, относящейся к теме Горного Алтая, «Праздник животноводов» (1972) [1, с. 17].
Монгольская тематика появилась в творческом багаже Ф. С. Торхова в 1974 году, когда он предпринял свою первую поездку в эту страну [3, с. 22-24]. Природа и культура Монголии пленили сердце художника, и данная тема сделалась главной в его творчестве на всю оставшуюся жизнь, а также благодаря ему вошла в состав тематики изобразительного искусства Алтая второй половины ХХ века.
Тема пастушеского кочевья с этого времени - одна из главных в творчестве Торхова. Как правило, он писал аилы монгольских пастухов-аратов с их атрибутами. Это - одна или две юрты, привязанные неподалёку лошади, несколько голов крупнорогатого скота, козы или отара овец. Чуть реже присутствуют люди. Они изображались в статичных позах или выполняющими какие-то действия. Аил расположен на берегу озера, высокогорном плато или у подножия гор; находится на разном удалении от первого плана. Типичное произведение этой тематики - работа этюдного характера «Теплый вечер. Из серии "По монгольскому Алтаю"» (1976). Часто в картинах художника можно увидеть одного или нескольких кочевников, расположившихся на кратковременном отдыхе в пути. Типичными произведениями на эту тему являются картины «Отдых в пути. Из серии "По монгольскому Алтаю"» (1974) и «Отдых в пути» (1994).
В 1978 году Торхов посетил самый крупный горнопромышленный центр Монголии - город Эрдэнэт. Мотивом для нескольких работ этого цикла стал вид на город. В ГХМАК хранится одна из лучших картин художника на эту тему под названием «Эрдэнэт - город сокровищ» (1978).
В целом тема Монголии не так подробно представлена в ГХМАК, как нам того бы хотелось. Большинство картин, написанных об этой стране, остались в её музеях. Анализировать их - дело ближайшего будущего.
Исторический и биографический анализ показал, что тематика творчества Ф. С. Торхова менялась под влиянием исторических факторов, тенденций в художественной жизни региона и находилась в зависимости от основных этапов его творческой биографии. Сам Торхов также оказывался инициатором появления новых тем в искусстве Алтая второй половины ХХ века, например темы Монголии.
В результате проведённого типологического анализа тем пейзажей Ф. С. Торхова, находящихся в собрании ГХМАК, было выявлено семнадцать отдельных типов тематических направлений. Созданная типология включает следующие темы: «Средняя Азия», «Равнинный Алтай», «Барнаул», «Сельское хозяйство», «Предгорья Алтая», «Кучукский сульфатный комбинат», «Строительство Кулундинского канала», «Горный Алтай», «Мараловодческое хозяйство», «Усадьба в горах», «Массовый праздник», «Горное озеро», «Высокогорье», «Монголия», «Государственная граница», «Кочевье», «Отдых в пути». Большинство из них имеет
широкие географические и хронологические границы. Особенно это относится к темам Горного Алтая и Монголии. Некоторые - имеют пересечения и сквозной характер. Например, тема массового праздника имеет отношение к теме Барнаула, Горного Алтая и Монголии. К двум последним относятся темы горного озера, высокогорного Алтая, государственной границы. Циклы о Кучукском сульфатном комбинате и строительстве Ку-лундинского канала имеют чёткую локализацию во времени и пространстве, а также привязку к конкретному промышленному объекту. В то же время оба предприятия располагаются на территории равнинного Алтая.
В целом на основании полученного набора тем, выявленных с помощью типологического анализа, можно сделать вывод, что цель нашего исследования достигнута и типология тем пейзажей Ф. С. Торхова из собрания ГХМАК создана. Однако исследование показало, что проводить подобную типологию только на основе собрания ГХМАК можно, но её результат будет ограничен. Проявляется это, например, в том, что единичными произведениями в нашем анализе представлены самые ранние темы творчества художника -Средней Азии, предгорий Алтая, сельского хозяйства. Тема Монголии в музее уступает по количественному составу темам равнинного и Горного Алтая, хотя в абсолютном выражении она самая многочисленная в творчестве художника, и набор разнообразных типов в ней шире, чем мы установили. Некоторые темы оказались и вовсе за рамками нашего исследования. Не попали в обзор произведения о Крайнем Севере, Те-лецком озере, реке Катуни, Заринском Коксохиме, имеющиеся в творческом наследии художника, но пока не представленные в собрании музея. Армейский период 1951-1955 годов остался вне зоны нашего внимания в силу того, что пейзажи этого времени жизни Торхова нам неизвестны. В целом по отношению к уже выявленным типам количество недостающих тем не является критичным, но всё же созданная нами типология требует доработки за счёт расширения области исследования.
Настоящая работа - не первое и не последнее наше исследование творчества Ф. С. Торхова. Следующим направлением на этом пути станет расширение области и методологии исследования с использованием результатов созданной типологии. Каждый последующий шаг комплексного исследования, где будут учитываться результаты предыдущей работы, призван увеличивать объём научного знания о творчестве классика алтайского искусства второй половины ХХ века Ф. С. Торхова, вследствие чего будет расти объём знаний, относящихся к истории изобразительного искусства Алтайского края. В наших самых ближайших планах -издание иллюстрированного научного каталога произведений Торхова из собрания ГХМАК и разработка научной концепции, методических материалов и экскурсий для проведения персональной выставки художника в ГХМАК осенью 2020 года, устраиваемой к 90-летию со дня рождения.
Комплексное исследование творчества Ф. С. Торхова предполагает выход за границы музейной коллекции, региона и государства. Нами запланированы поездки в Монгольскую Народную Республику с целью изучения коллекций произведений художника в музеях Улан-Батора (около 80 работ) и Ульгия (около 50), вследствие чего появится возможность создать типологию тем и мотивом всех его пейзажей. После этого мы выйдем за рамки одного жанра и акцентируем внимание на изучении портретов, написанных художником. На более поздних этапах - создадим типологию жанров, проведём исследование художественно-образной системы творчества Торхова, составим иллюстрированный научный каталог всех его произведений.
В рамках образовательного процесса предполагается коррекция программы и материалов лекционных и практических занятий по дисциплине «Изобразительное искусство региона», преподаваемой в Алтайском государственном университете. Вся научно-исследовательская работа в течение ближайшего времени будет проводиться в рамках подготовки кандидатской диссертации и написания монографии о Ф. С. Торхове.
Список источников
1. Важова Е. В. Жанровые мотивы в пейзажной живописи Алтая ХХ века в контексте традиций русской художественной школы: автореф. дисс. ... к. иск. Барнаул, 2010. 22 с.
2. Жук С. А. Горный пейзаж в отечественном искусстве: этапы развития, типология, стилистика: автореф. дисс. ... к. иск. Барнаул, 2014. 22 с.
3. Кобелев А. И. Живописец Фёдор Торхов. Барнаул: Алтайский дом печати, 2010. 48 с.
4. Нехвядович Л. И. Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х гг.: автореф. дисс. ... к. иск. Барнаул, 2002. 22 с.
5. Нехвядович Л. И. Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х гг.: учеб. пособие. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2004. 79 с.
6. Пейзаж [Электронный ресурс] // Популярная художественная энциклопедия. URL: https://rus-pictures-enc.slovaronline.com/ 2767-Пейзаж (дата обращения: 10.05.2020).
7. Пешков Е. Ю. Комплектование Государственного художественного музея Алтайского края из наследия заслуженного художника России Ф. С. Торхова (2015-16 гг.) // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации: сборник материалов II Международной научно-практической конференции (г. Барнаул, 12-13 мая 2016 г.): в 2-х ч. / гл. ред. Е. А. Полякова; Алт. гос. ин-т культуры. Барнаул: Изд-во АГИК, 2016. Ч. 2. С. 160-161.
8. Пешков Е. Ю. Произведения о строительстве Кулундинского канала в творчестве Ф. С. Торхова (1930-2012) // Творческая личность мастера и его роль в художественной культуре региона: сб. материалов I Всесиб. науч.-практ. конф. / Мин. культуры Алт. края; Гос. худож. музей Алт. края; Регион. отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Рос. академии худож. в г. Красноярске; АКО ВТОО «Союз художников России»; регион. отделение АИС; Институт комплексных исследований Большого Алтая Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова; ред. колл.: М. Ю. Шишин, Н. С. Царёва, Л. В. Корникова, Т. В. Трояновская. Барнаул: Алтайский дом печати, 2019. С. 182-186.
9. Тема [Электронный ресурс] // Словарь терминов / Российская академия художеств. URL: https://www.rah.ru/science/ glossary/?ID= 19479&let=%D0%A2 (дата обращения: 05.05.2020).
10. Типология [Электронный ресурс] // Философский энциклопедический словарь. URL: http://philosophy.niv.ru/ doc/dictionary/philosophical/articles/538/tipologiya.htm (дата обращения: 05.05.2020).
11. Художники Алтайского края: биобиблиогр. словарь: в 2-х т. / Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова; Алт. краев. орг. Всерос. творч. обществ. орг. «Союз художников России»; Гос. худож. музей Алт. края; отв. ред. В. С. Олей-ник; науч. ред. Т. М. Степанская; сост. Н. А. Бордюкова и др. Барнаул: Алтайский дом печати, 2006. Т. 2. М - Я. 648 с.
Thematic Typology of F. S. Torkhov's Landscapes from the Funds of the State Art Museum of the Altai Territory
Peshkov Evgenii Yur'evich
State Art Museum of the Altai Territory, Barnaul eugeneup@yandex. ru
The research objective includes developing a thematic typology of F. S. Torkhov's landscapes from the funds of the State Art Museum of the Altai Territory. The article for the first time provides a typological analysis of F. S. Torkhov's landscapes. It is shown that thematic orientation of his creative work changed under the influence of historical factors and relevant trends in the regional artistic life. Torkhov himself introduced new themes in the Altai painting. Scientific originality of the research involves the typological approach to studying thematic orientation of Torkhov's landscape painting. Relying on the conducted analysis, the researcher develops a thematic typology of F. S. Torkhov's landscapes.
Key words and phrases: Fedor Semenovich Torkhov (1930-2012); State Art Museum of the Altai Territory; landscape; typology; theme.
https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.7.32 Дата поступления рукописи: 26.05.2020
Цель исследования - дать оценку уровня художественного качества образов главных героев романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, написанных А. В. Хвастуновой в начале XXI века, и определить их место в истории иллюстрирования этого произведения. В статье проясняется, что художник в наше время использовал творческие принципы «Мира искусства», основанные на стилистике модерна. Научная новизна исследования заключается в установлении местоположения иллюстраций в истории оформления романа в стихах. В результате доказано, что созданные эмоционально напряженные художественные образы, обладающие свежестью формальных решений, соответствуют тексту литературного произведения, поясняют и дополняют, а не формально сопровождают текст А. С. Пушкина.
Ключевые слова и фразы: А. С. Пушкин; «Евгений Онегин»; иллюстрация; художник А. В. Хвастунова; стиль модерн.
Попов Алексей Валентинович
Технический университет города Либерец, Чешская Республика alespopov@yandex. т
Иллюстрации А. В. Хвастуновой к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина
Актуальность темы исследования обусловлена недавним юбилеем великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) - 6 июня 2019 года исполнилось 220 лет со дня его рождения. Это значимое и обязывающее событие для всех неравнодушных к русской литературе является поводом для отечественных критиков и историков искусства еще раз обратить внимание на проблему, связанную с иллюстрированием пушкинских произведений и не решенную до настоящего времени.
Действительно, проблема существует достаточно давно - для этого необходимо вспомнить мнение Н. Л. Степанова, сформулированное в далеком 1937 году на основе анализа многочисленных художественных выставок, посвящённых 100-летию со дня смерти поэта: «В особенности не даются иллюстраторам образы, портреты пушкинских героев. У нас нет ни одного сколько-нибудь убедительного изображения Онегина, Татьяны, Гринева или Дубровского» [7, с. 206]. Итоги уникальной по своему научному значению дискуссии, сопутствующей юбилею, в которой участвовали такие лучшие критики и историки искусства, как М. Д. Беляев, Э. Ф. Голлербах, Н. Л. Степанов, а также самые известные отечественные художники, явились теоретической базой для проведенного исследования [1, с. 497].
Побуждающим поводом для написания данной статьи явилось создание современным художником Аллой Владимировной Хвастуновой (р. 1979) серии иллюстраций к «Евгению Онегину». Изучение особенностей выразительных образов таких литературных персонажей, как Евгений Онегин, Татьяна Ларина и Владимир Ленский, выполненных в наше время, представляет интерес не только для историков искусства и художников, работающих над обновлением современного изобразительного искусства, но и для большого