https://doi.orq/10.30853/manuscript.2018-6.26
Мещерякова Валентина Ивановна
ИЛЬБЕК ХАЙРУЛИНОВ. ЖИВОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ МАСТЕРА В СОБРАНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Ильбек Сунагатович Хайрулинов (1939 г.р.) - заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный работник культуры РФ, один из ведущих художников Алтая, сыгравший большую роль в формировании и становлении профессионального искусства и художественного образования в Алтайском регионе и в частности в Новоалтайске в 1970-2010-е годы. Значительная часть творческого наследия И. С. Хайрулинова (60 работ) сосредоточена в собрании Государственного художественного музея Алтайского края и является неотъемлемой частью алтайского и сибирского искусства. В статье с опорой на документальные материалы и произведения, находящиеся в собрании Музея, рассматривается творческий путь художника и дается анализ его живописных работ.
Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/Э^РШб^б.^т!
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2018. № 6(92) C. 112-116. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2018/6/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 7.071.1 Дата поступления рукописи: 02.05.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-6.26
Ильбек Сунагатович Хайрулинов (1939 г.р.) - заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный работник культуры РФ, один из ведущих художников Алтая, сыгравший большую роль в формировании и становлении профессионального искусства и художественного образования в Алтайском регионе и в частности в Новоалтайске в 1970-2010-е годы. Значительная часть творческого наследия И. С. Хайрулинова (60 работ) сосредоточена в собрании Государственного художественного музея Алтайского края и является неотъемлемой частью алтайского и сибирского искусства. В статье с опорой на документальные материалы и произведения, находящиеся в собрании Музея, рассматривается творческий путь художника и дается анализ его живописных работ.
Ключевые слова и фразы: И. С. Хайрулинов; Заслуженный художник Российской Федерации; коллекция живописных работ; характер и судьба человека; Государственный художественный музей Алтайского края; Алтай.
Мещерякова Валентина Ивановна
Алтайский краевой детский экологический центр, г. Барнаул [email protected]
ИЛЬБЕК ХАЙРУЛИНОВ. ЖИВОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ МАСТЕРА В СОБРАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Живописец, педагог, заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный работник культуры РФ, Ильбек Сунагатович Хайрулинов - выпускник Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В своём творчестве он продолжает традиции русской и советской реалистической живописной школы. В 2016 году маэстро отметил пятидесятилетие творческой и педагогической деятельности. В настоящее время имя И. С. Хайрулинова является знаковым для искусства Алтая - он один из первых художников, стоящих у истоков формирования профессионального искусства и художественного образования на Алтае последней трети ХХ века. К изучению живописного наследия мастера в разное время обращались исследователи Г. В. Октябрь [2], Т. М. Степанская [7], Н. С. Царёва [3], Л. Н. Лихацкая. Полноценный анализ живописных работ И. С. Хайрулинова, находящихся к сегодняшнему времени в собрании Государственного художественного музея Алтайского края (далее - ГХМАК), производится впервые.
Обращаясь к освещению определённых периодов творчества и анализу конкретных работ мастера, мы должны прежде всего учитывать, что ранние произведения зачастую служат исходным пунктом для дальнейшего творческого развития. В этом отношении для нас интересны три работы молодого Хайрулинова, выполненные в годы учёбы (1960-1968) в Народной изостудии завода «Трансмаш» г. Барнаул (руководитель - Заслуженный работник культуры РФ А. В. Иевлев): живописное полотно «Пётр Дьяков. Огненный тракторист» (1966), скульптура из цветного бетона «Павка» (1967) и линогравюра «Мороз-художник» (1967), просто и оригинально воплотившая идею морозных узоров. Эти работы принесли ему звание Лауреата Всесоюзной выставки произведений самодеятельных художников и народных мастеров в Москве в 1967 году. Тема героизма и романтики подвига, начатая в портретах героев, в дальнейшем монументально воплотится в картине «Враги. 1929 год» (1979, ГХМАК), повествующей о жестокой социальной борьбе на селе в годы коллективизации, и в полотне «1941 год» (1985, ГХМАК), где художник изобразит момент прощания с уходящими на войну. Мотив морозного окна будет развит в работах пушкинской тематики (1990-е годы), ряде натюрмортов и этюдов к картине «1941 год» (1983-1984 гг., ГХМАК).
В 1969 году Ильбек Хайрулинов поступил на Живописное отделение Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской академии художеств. Выпускник мастерской В. М. Орешникова, действительного члена АХ СССР, Народного художника СССР, И. С. Хайрулинов в 1975 году успешно защитил дипломную работу «П. А. Федотов» и вернулся на Алтай. В ГХМАК хранятся несколько его работ учебного периода в Ленинграде: «Девчушки» (1971), «Девочка из Улагана» (1973), «Розы» (1974), «Портрет архитектора Нины Масловой» (1975). Приобретённые Музеем до 1985 года, они экспонировались на первой персональной выставке художника (ГХМАК, 1985) [2, с. 30-34]. Из них «Девчушки» - дар художника Музею - впечатляет непосредственностью любопытных детских лиц и очень тёплым колоритом. Работа была написана во время первой пленэрной практики 1971 года в Пушкинских горах, экспонировалась на итоговой студенческой выставке [1]. Работа «Красный дом. Ленинград» (1974) была приобретена Музеем позже.
Вернувшись на Алтай, И. С. Хайрулинов с 1975 по 2016 годы преподавал рисунок, живопись и композицию в Новоалтайском государственном художественном училище, активно занимался педагогической и общественной деятельностью, много работал творчески. Более сорока персональных выставок проведено им в Алтайском крае, пять из них состоялись в Государственном художественном музее Алтайского края [4].
Картины, портреты современников, ветеранов войны, пейзаж, натюрморт - всего 227 живописных работ, выполненных И. С. Хайрулиновым за период с 1967 по 1985 годы, было представлено на выставке 1985 года. К этому времени (с учётом ранее названных работ) Музеем было приобретено восемь работ художника,
среди которых в большей степени представлен портретный жанр: «Портрет художника В. Зотеева» (1979), «Портрет Любы Щёголевой» (1979), «Портрет ветерана Великой Отечественной войны В. С. Миронова» (1982). Лирический пейзаж «К ночи. Лошадки» (1982) - единственное приобретение Музеем у художника работы такого рода к 1985 году.
Полноценный научный каталог первой персональной художественной выставки мастера, посвящённой 40-летию Великой победы советского народа в войне 1941-1945 гг., разработанный, как и афиша к выставке, И. С. Хайрулиновым самостоятельно, - сегодня редкий и ценный документ [2]. Вступительная статья в каталоге за авторством Г. В. Октябрь стала первым серьёзным искусствоведческим исследованием творчества И. С. Хайрулинова.
К 2016 году в собрании ГХМАК сосредоточено 60 работ И. С. Хайрулинова, из них 29 - портреты. Особенную линию составляют портреты алтайских художников, ветеранов войны В. А. Зотеева (1979), Н. И. Сурикова (1982), Г. Т. Клюева (1984), С. И. Кашкарова (1985), М. Я. Будкеева (1996), С. И. Пирого-ва (1998), А. В. Иевлева (2004), Ф. А. Филонова (2006). По сути И. С. Хайрулинов создал и развил на Алтае портретную тему «Художник: автор и модель». Первым портретом кисти И. С. Хайрулинова в этой теме, вошедшим в коллекцию Художественного музея, стал «Портрет художника В. А. Зотеева». Портрет-картина неоднозначен, он передаёт целую гамму чувств, обладает особенной глубиной психологической характеристики. Характер и судьба человека здесь проявляются в тесных пределах холста, в особенностях поворота, жеста, цвета, а мир, в котором модель существует, спроецирован на фон, на предметную среду, на пространство картины. О личности в портрете говорят не только лицо и поза, не только реалии быта, но и сама живописная среда как физическая субстанция, как окружающий человека воздух. Обращает на себя внимание компоновка -практическая часть работы над композицией, где просматривается смысловое, пространственное и декоративное размещение фигур, предметов. Стремясь создать композиционно острый, глубоко психологический образ, художник прибегнул к одной из наиболее сложных форм портретной композиции - вписал в холст всю фигуру портретируемого на фоне его же собственной работы, большого живописного полотна с изображением горных массивов, и представил В. А. Зотеева сидящим перед разложенными этюдами. Выбор именно такой композиции был обусловлен желанием художника выразить свою характерную портретную концепцию, главным образом тем, что фигура, поза, скрещенные руки и даже фон здесь явятся выразителями не только внешнего, но и внутреннего облика. Расчёт оправдался в полной мере. Жанровое начало в портрете, когда «герои изображены среди той обстановки, где они живут и трудятся, и фон приобретает значение активно действующей среды обитания», явился новой тенденцией в алтайском портрете середины 70-х годов ХХ столетия [9, с. 18]. Такой подход к решению портрета Хайрулинов сохранит в последующие годы.
К созданию портретной галереи земляков-алтайцев, ветеранов войны и труда И. С. Хайрулинов приобщил и своих студентов. Более двадцати лет он и его студенты участвуют в беспрецедентном, уникальном в Алтайском крае и Сибири авторском проекте художника-педагога «Вахта памяти» [5; 6]. Живя долгие годы на Алтае, который стал для него второй родиной, Ильбек Хайрулинов своим творчеством, общественной и педагогической деятельностью внёс большой вклад в становление изобразительного искусства на Алтае, развивая и обогащая его. Им написаны портреты многих общественных деятелей и деятелей культуры, известных людей, но более всего гордится художник, что открыл в портрете «простого человека», труженика, показал лица настоящих героев эпохи. «Работая над портретами, передавая не только внешний облик персонажей, а раскрывая особенности характера, личности своих героев, Хайрулинов стремится вникнуть во внутренний мир каждого, понять и постичь его», - отмечает Н. С. Царёва. Среди портретов художников кисти Хайрулинова она выделяет портрет В. Ф. Симберга («Старый художник», ГХМАК), написанный на Репинской творческой даче в 1987 г. (г. Подольск) [3, с. 19]. О дружбе, что связывает художников, Хайрулинов и сам всегда говорит на открытии своих персональных выставок, записях телевизионных интервью, пишет не только в многочисленных статьях в газетах и журналах, но и в авторских книгах-альбомах мемуарного характера [6]. В 1997 году им написан портрет Л. Н. Шаминой, работавшей в то время директором ГХМАК (собрание автора), и портрет искусствоведа Н. С. Царёвой (2000, ГХМАК). В 2009 году его цикл портретов о художниках Алтая был отмечен Премией династии Щетининых (Алтайский край). В 2014 году галерея пополнилась ещё одним портретом - Заслуженного художника России Ф. С. Торхова (2012, ГХМАК).
Примечательны портреты сестёр Царёвых - Ольги Степановны и Натальи Степановны, - что находятся в фондах Художественного музея. Ольга Царёва училась в Новоалтайском художественном училище в классе И. С. Хайрулинова, выпуск 1991 года. В 1990 году художник написал её портрет. Молодая девушка изображена на светлом охристом фоне. Чёрная блуза с ярко красными цветами на груди цепко держит взгляд зрителя. Сложенные крестом руки говорят о непреклонности характера. Девушка смотрит прямо и довольно уверенно. На её лице свет и тени чётко поделены пополам, за внешним спокойствием скрывается горячая мятущаяся натура. Возможно, это момент принятия важного решения. Уголок картины в верхнем правом углу полотна уравновешивает композицию. Портрет Натальи Степановны Царёвой (2000), на первый взгляд, являет полную противоположность портрету сестры. В заблуждение зрителя вводит ярко-красный, с розовыми цветами по всему полю, наряд молодой женщины, он создаёт атмосферу праздничную, торжественную. Лёгкая улыбка на губах, взгляд открытый, ясный. Но гладко зачёсанные назад волосы, скрещенные в области запястья руки, лаконичная композиция не оставляют сомнений - перед нами натура цельная, решительная, с глубоким чувством достоинства. Выполнены портреты на довольно больших по формату прямоугольных листах, вытянутых по вертикали в размерах 110 х 73 см и 94,7 х 70,5 см соответственно. Фигуры
портретируемых занимают центральную часть полотна - Наталья в фас, Ольга с лёгким поворотом влево, изображены по пояс, очень материальны, имеют чётко прорисованный рисунок. Фон, скорее, нейтральный без лишних деталей, что позволяет максимально сконцентрироваться на личности.
Необходимо заметить, что значительное место в собрании живописных работ И. С. Хайрулинова в ГХМАК занимают портретные зарисовки, этюды и эскизы к монументальным картинам - ключевым полотнам выставок. Музей обладает десятью из тридцати четырёх портретных этюдов, отражающих последовательную работу художника над картиной «1941 год», ставшей центральным полотном на его персональных выставках в Художественном музее в 1985 и 2010 годах. Женские портреты-этюды: «Плачущая девушка», «Девочка, прощающаяся с отцом», «Скорбящая мать» и другие - всего восемь. Дополняют ряд разработанных художником в картине характеров этюды «Юноша, прощающийся с девушкой» и «Политрук». Ильбек Хайрулинов утверждает, что работа над каждой картиной требует много впечатлений и много материала: рисунки, наброски, этюды маслом. Но его портреты-этюды к картинам нельзя рассматривать только как вспомогательные, промежуточные работы. Автор считает каждый портрет абсолютно самостоятельным, поскольку соблюдает главную заповедь - отразить человека, его красоту, внутреннюю сущность. О таком же отношении к изображению предметной среды свидетельствуют этюды «Березка» и «Берёза у дома», «Сани», «Сани уймонских мастеров», «Сани на снегу», «Ткань из Бухтармы», «Окно старого дома», «Гармонь». На внимательную работу художника над деталью указывают этюдные работы «Узоры на стекле», «Мороз. Узоры», «Окно старого дома», «Мороз-художник» (о примере развития И. С. Хайрулиновым мотива морозного окна говорилось выше). Можно заключить, что работа художника-творца над масштабным, монументальным, как по материальному воплощению, так и по содержательной сути, полотном «1941 год» отражена в музейном собрании полноценно.
Ильбека Хайрулинова называют признанным мастером тематической картины. В собрании Художественного музея семь картин его кисти, и каждая требует отдельного исследования. Картина «1941 год» - одно из самых значительных полотен И. С. Хайрулинова, представленных в Музее. Годы создания - 1983-1985 гг. Материал и техника: холст, масло. Размеры - 260 х 380 см. Более двух лет ушло на сбор подготовительного материала, создано множество эскизов, около 200 этюдов, и столько же времени художником велась непосредственная работа над картиной в холсте. Сюжет картины «1941 год» - не просто проводы, а показ огромного всенародного горя, когда люди сознательно идут на верную смерть в стремлении защитить Родину, матерей, жён, детей своих. Уход сибиряков на фронт воспринимается всенародным подвигом. «Сколько бесконечных дум, сомнений, размышлений пережито автором в сложнейшем процессе компоновки картины -того сгустка, в котором отражены его жизненные впечатления, "военное детство, голод, лишения, потеря близких"», - пишет об этой картине Г. В. Октябрь в каталоге к выставке 1985 года и отмечает, что именно таким классическим методом «от эскизов и этюдов - к картине» работали лучшие мастера русского и советского реалистического искусства [2, с. 5].
1941 год расколол жизнь семьи Хайрулиновых, как и всей страны, на «до» и «после» войны. Простился с родными и ушёл в вечность отец. Долгие годы мать ждала его; в 1978 году Ильбек, будучи уже взрослым человеком, увидел имя отца на Мамаевом Кургане, в Волгограде, в числе погибших. Война - это горе и страдания. В картинах И. С. Хайрулинова отражены война и мир, так называет он и свои тематические выставки, а в персональной выставке «Победный май» 2010 года в ГХМАК его работами были заняты два зала, каждый из которых ассоциировался с «войной» и «миром». Хайрулинов не баталист, но пишет о войне. Детские впечатления легли в основу его произведений. Женщина и война - главная тема в творчестве художника. В картине «Тяжкая весть. 1942 год» (1982, Дирекция выставок, Москва) обнаженный трагизм, обострённая чуткость к людским страданиям. Два эскиза - 1980 г. и 1981 г. - к этой работе есть в фондах Художественного музея Алтайского края. В своё время покупка картины у художника не состоялась, но на сегодняшний день Музей является обладателем картины «Тяжкая весть. 1942 год» (2005), являющейся авторским повторением.
Картины «Мать» (1990, ГХМАК) и «Я вернусь, мама!» (1996, ГХМАК) острого социального звучания... 1990-е годы, ещё не зажили раны потерь в Великую Отечественную, идёт война в Афганистане, воздух наполнен предчувствием мощных социальных потрясений, локальных войн на Северном Кавказе. За картину «Мать» в 1995 году художник был награждён Премией Российской академии художеств, Союза художников России и «Союза реалистов».
Картина «Отчий дом» (1989, ГХМАК) являет миру Мир - полная и счастливая семья, достаток и мирное небо. Картины с мощным фоновым пейзажем «Родник. Памяти А. Пластова» (1979, ГХМАК) и «Утро. Соловьи поют» (2001, ГХМАК) глубоко лиричны по художественному ощущению жизни. Сенокос, вершина лета, предрассветный час, когда звёзды начинают бледнеть на светлеющем небе. Луна и кони купаются в реке-тумане, а птицы ещё спят. Образы природы как символ Алтая, активно и последовательно разрабатываемые художником в полотнах прежних лет «Серая лошадь» (1979), «Летняя ночь» (1977), «Молодой месяц» (1980), «Луна взошла» (1982), и зыбкие рассветы со столь чувствительными ощущениями переходов от прошлого к будущему - «Светает» (1979) - воплотились в картине «Утро. Соловьи поют». В этой картине сбылась его неисполнимая мечта быть вместе с отцом или дедом, которых он не знал, которые погибли на войнах - Первой мировой и Великой Отечественной. Картина стала символом памяти детства и верности родной природе.
Особняком стоит картина «Автопортрет с внучкой» (1995, ГХМАК). Это групповой портрет и одновременно - картина «на тему». В динамичной диагонали композиционного строя «прошлое-настоящее-будущее» читается связь поколений. Это не просто «рассказ-исповедь» о себе, констатация факта «здесь и сейчас», несомненно, на временной линии читается череда событий личной жизни художника, которые он
рассматривает через высокие смыслы человечества. В поднятых руках Ильбека-мастера подрамник, как крест, а труд художника, подвижнический, жертвенный, ассоциирован им с палитрой и «терновым венком» из гвоздей. С палитры на нас глядит Маэстро в окружении атрибутов живописного искусства - кистей, красок, этюдника. Художник изображает себя дважды, подчёркивая материальную и ментальную сущность искусства. Позади как фон изображена картина «Тяжкая весть» - это и крестьянская основа Хайрулинова, и память о матери, не дождавшейся с войны отца, поднимающей троих детей в тяжёлые послевоенные годы. Но Хайрулинов-художник обратил свой взгляд на девочку с куклой, внучку - это новый, молодой и светлый мир. В картине много символов, она пронизана ностальгией и высоким философским смыслом. Краски ярки и насыщенны. Впечатление усилено умело проложенными контрастами. Подобной работы в алтайском искусстве нет. Картина полна сильных чувств, она звучит как реквием.
Последнее приобретение Музея - картина «Враги. 1929 год» (1980). Единственное графическое произведение мастера в ГХМАК - рисунок к картине «Пушкин и няня» (1991 г., бумага, карандаш, 21 х 29,5 см). И это обстоятельство, возможно, лишь подчёркивает понимание нами, что Ильбек Хайрулинов - картинщик и живописец.
Творческий диапазон художника широк, в Музее представлены все жанры, в которых он работает. Привлекают мягкостью широкого мазка, цветовой насыщенностью, мастерским решением сложных живописно-колористических задач «цветочные» натюрморты: «Розы» (1974) и «Розы» (1992), «Астры на солнце» (1994) и «Голубые цветы» (1999), его любимые фиалки, «Сирень цветёт» (1984) и «Торжественный букет» (1991). «Трудно отвести взгляд от этого буйно цветущего чуда, эмоционального накала, воссозданного на холсте», -говорят работники Музея [3, с. 19]. Хайрулинов - художник-реалист, и он сумел выработать индивидуальный художнический почерк, лишь ему присущее художественное мышление: цвет, приём контрастных цве-тосветовых сочетаний. Энергия, с которой строятся композиции, наделяют его произведения особым присутствием динамизма, движения и выразительности.
Темами, определяющими главное содержание программных и ключевых произведений И. С. Хайрулино-ва в ГХМАК, являются: историческая память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; образы народных защитников Отечества; образ матери, женские образы России; пространство семейной памяти - портреты близких людей, семейные ценности; портреты современников - деятелей культуры и искусства России, Сибири, Алтая. В картинах мастер говорит о неразрывной связи с землёй, своим народом, Родиной, без которой не мыслит своей жизни. «И всё это выражается в контексте исторической, отдалённой или близкой, современности», - отмечает известный отечественный ученый, чл. СХ России, доктор искусствоведения Т. М. Степанская, чья сфера научных интересов представлена в трудах, посвященных изучению и сохранению культурного наследия России. Саму панораму творчества Ильбека Сунагатовича Хайрулинова она определяет как «картину народной жизни» [7, с. 6]. Творчество и деятельность художника отмечены высокими наградами, среди них: лауреат Союза художников Алтая за лучшую картину (2002, 2005), лауреат Демидовского фонда (2003), медаль Алтайского края «За заслуги перед обществом» (2010), медаль СХ России «Духовность. Традиции. Мастерство», лауреат премии Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества (2012).
Временные рамки живописного наследия И. С. Хайрулинова в собрании Государственного художественного музея Алтайского края охватывают период с 1971 по 2012 годы, произведения отражают работу художника над ключевыми темами в течение творческого пути. Его творчество посвящено простым и вечным основам жизни: любви, долгу, семье. Верный себе и выбранному пути, И. С. Хайрулинов пишет о героях, но он и сам есть герой своего времени.
Список источников
1. Выставка работ студентов живописного факультета Института им. И. Е. Репина Академии художеств СССР, приезжавших в Пушкинский заповедник на летнюю творческую практику 1971 года: краткий каталог / авт.-сост. С. С. Гейченко; Пушкинский государственный заповедник; Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Пушкинские горы, 1971. 8 с.
2. Ильбек Хайрулинов. 40-летию Великой Победы посвящается: каталог персональной выставки / сост. и авт. вступ. ст. Г. В. Октябрь. Барнаул: РИО, 1985. 44 с.
3. Ильбек Хайрулинов. 50-летию Великой Победы посвящается!: каталог персональной выставки / Государственный художественный музей Алтайского края; Рериховский исследовательский центр «Корона сердца»; сост. И. С. Хайрулинов; вступ. ст. Н. С. Царёвой. Барнаул: Алтай, 1995. 31 с.
4. Летопись художественной жизни Алтайского края, 1958-2012 / Управление Алтайского края по архивному делу; Государственный художественный музей Алтайского края; авт.-сост. текстов и иллюстративного материала В. В. Глебов, Л. Г. Красноцветова-Тоцкая; авт. вступ. ст. И. К. Галкина. Барнаул: Алтайский дом литераторов, 2013. 156 с.
5. Мещерякова В. И. Тема вахты памяти в творчестве Ильбека Хайрулинова // Художественная культура: вызовы современности: сб. науч. ст. / Алтайский государственный институт культуры, кафедра художественной культуры и декоративно-прикладного творчества; науч. ред. О. В. Первушина. Барнаул: Изд-во АГИК, 2015. С. 195-205.
6. Хайрулинов И. С. Вахта памяти. Барнаул: Красный угол; Алтайский дом печати, 2016. 268 с.
7. Хайрулинов И. С. К 60-летию Великой Победы. Живопись: альбом / сост. И. С. Хайрулинов; вступ. ст. Т. М. Степан-ская. Барнаул: Алтай, 2005. 80 с.
8. Хайрулинов И. С. Слово об учителе // Учитель и ученики: выставка, посвящённая 80-летию А. В. Иевлева, 45-летию Изостудии ДК «Трансмаш»: проспект. Барнаул: Краевой союз художников Алтая, 1996. С. 10-11.
9. Художники Алтая. ХХ век / авт. вступ. ст. и сост. Л. И. Леонова. Барнаул: Алтайская организация ВТОО «Союз художников России», 2001. 296 с.
ILBEK KHAYRULINOV. THE ARTIST'S PICTORIAL HERITAGE IN THE COLLECTION OF THE STATE ART MUSEUM OF THE ALTAI TERRITORY
Meshcheryakova Valentina Ivanovna
Altai Regional Children's Environmental Center, Barnaul tinatina-2014@mail. ru
Ilbek Sunagatovich Khayrulinov (1939), Honored Artist of the Russian Federation, Honored Cultural Worker of the Russian Federation, is one of the leading Altai painters, who made a great contribution to the formation and development of professional art and artistic education in the Altai region, in particular, in Novoaltaysk, in the 1970-2010s. Considerable amount of I. S. Khay-rulinov's creative heritage (60 paintings) is accumulated in the collection of the State Art Museum of the Altai Territory and is an integral element of Altai and Siberian art. Relying on documental materials and paintings from the Museum's collection the author analyzes the painter's creative biography and his pictorial works.
Key words and phrases: I. S. Khayrulinov; Honored Artist of the Russian Federation; collection of pictorial works; person's character and destiny; State Art Museum of the Altai Territory; Altai.
УДК 78.074 Дата поступления рукописи: 19.04.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-6.27
Статья раскрывает содержание элективного курса для школьников средних классов «Вокальные произведения иркутских композиторов», который получает широкое распространение в музыкальной педагогике и искусствознании Иркутской области и содействует формированию музыкальной культуры школьников. Для духовного становления личности школьника, развития его нравственной культуры осуществляется поиск педагогических условий посредством произведений современного музыкального искусства. В процессе обучения предпринимаются попытки адаптировать учащихся к музыке иркутских композиторов.
Ключевые слова и фразы: вокальные произведения; иркутские композиторы; музыкальная культура; самоактуализация; воспитание духовно-нравственной культуры школьников.
Монина Любовь Анатольевна, доцент
Иркутский государственный университет [email protected]
Кравцов Кирилл Сергеевич
Ширяевская средняя общеобразовательная школа muzobr01@mail. ги
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИРКУТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность выбора исследования нашей темы обусловлена возрастанием роли воспитания духовно-нравственной культуры школьников как одного из приоритетных направлений деятельности общеобразовательной школы, а также необходимостью решения возникших противоречий между:
- потребностью современного общества в личности, обладающей музыкальной культурой, и недостаточным уровнем художественно-эстетической воспитанности современных школьников;
- стремлением подростков быть личностью, обладающей музыкальной культурой в качестве средства самореализации, самосовершенствования, и недостаточным использованием эстетического, творческого потенциала музыки учителями в общеобразовательных учреждениях.
Опыт эмоционально-образного, смыслового восприятия музыки является фундаментом для формирования ценностного отношения школьников как к классическому мировому наследию, так и к современным произведениям музыкального искусства, обеспечивает развитие музыкальной, духовной культуры школьников, способствует развитию целостной, гармонично развитой, творческой и ответственной личности [6; 9].
На сегодняшний день существует огромное количество стилей, жанров, направлений, с которыми ежедневно сталкиваются школьники в повседневной жизни. Основная задача учителя музыки - помочь школьникам разобраться в потоке музыкальной информации и выбрать тот верный путь решения, который будет способствовать развитию самоактуализации и самоутверждения индивидуальной направленности школьника, поможет сформировать у них чувство прекрасного, привить любовь и уважение к Родине, к уникальности родного края [10].
По нашему мнению, в процессе музыкального образования очень важно привить школьникам любовь к культуре региона, в котором он живет и учится. Географические, экономические и социальные особенности