https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-5.27
Мещерякова Валентина Ивановна
А. С. ПУШКИН В ТВОРЧЕСТВЕ АЛТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ ХАЙРУЛИНОВЫХ
К воссозданию облика Александра Сергеевича Пушкина, величайшего литературного гения России, отражению эпизодов жизни, а также иллюстрациям его произведений обращались и обращаются многие художники Алтая. Живописец Ильбек Хайрулинов и график Роберт Хайрулинов создали серию произведений, которые в совокупности позволяют характеризовать их как Пушкиниану - особый мир художественных образов. Изучению этого мира посвящена настоящая статья. В научный оборот вводятся новые, ранее не публиковавшиеся данные творческой биографии художников. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2018/5/27.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2018. № 5(91) C. 118-123. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2018/5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 7.071.1 Дата поступления рукописи: 04.05.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-5.27
К воссозданию облика Александра Сергеевича Пушкина, величайшего литературного гения России, отражению эпизодов жизни, а также иллюстрациям его произведений обращались и обращаются многие художники Алтая. Живописец Ильбек Хайрулинов и график Роберт Хайрулинов создали серию произведений, которые в совокупности позволяют характеризовать их как Пушкиниану - особый мир художественных образов. Изучению этого мира посвящена настоящая статья. В научный оборот вводятся новые, ранее не публиковавшиеся данные творческой биографии художников.
Ключевые слова и фразы: Александр Сергеевич Пушкин; поэт и няня; природно-историческая среда; сю-жетно-тематическая картина; преемственность живописных традиций; ответственность изображать известных миру людей.
Мещерякова Валентина Ивановна
Алтайский краевой детский экологический центр, г. Барнаул [email protected]
А. С. ПУШКИН В ТВОРЧЕСТВЕ АЛТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ ХАЙРУЛИНОВЫХ
Всплеском интереса к пушкинской теме на Алтае был отмечен 1999 год - год 200-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Посвященные великому русскому поэту одиночные произведения и серии живописных и графических работ молодых и уже состоявшихся художников привлекли внимание исследователей-искусствоведов. Наша статья посвящена анализу произведений живописца Ильбека Суна-гатовича Хайрулинова и графика Роберта Ильбековича Хайрулинова, каждый из которых по-своему воплотил образ любимого поэта.
Заслуженный художник РФ, заслуженный работник культуры РФ И. С. Хайрулинов всю жизнь верен теме Пушкина: среди его работ картины, посвященные поэту, портреты Пушкина разного возраста, множество этюдов, набросков. В течение жизни он будто беседует с Александром Сергеевичем. С детства Ильбек слышал стихи Пушкина - читала учительница, жившая в их доме, тогда же он узнал и о няне Пушкина - Арине Родионовне [11]. Истоки всеохватывающего гуманизма поэта и всепоглощающей любви к Родине И. С. Хайрулинов увидел в их отношениях. «Какие шедевры появились от их Сотворчества!», «Няня поэта вошла в историю литературы и искусства, в историю России, как один из самых светлых образов, созданных поэтом», -говорит художник. - «Доброта и человечность няни и самого поэта подвинули меня к дерзкой мысли -написать картину о них, и свое отношение к ним выразить средством изобразительного искусства, живописи. Так появились картины: "Пушкин с няней", 1992 год; "Пушкин в Михайловском. Декабрь 1825 г.", 1999 год. Процесс работы был потрясающе интересен, я чувствовал себя причастным к чему-то светлому, и мне казалось иногда, что вот-вот найду тропинку, ведущую хоть к маленькому открытию тайны творчества. Не скрою, были и слезы радости от переполнявших душу волнений и переживаний» [12, с. 147]. Вот тайна! К ней прикоснулся Ильбек Хайрулинов и воплотил в картине как идею единения и преемственности, семейной святости, женской жертвенности, обережности и доброго напутствия. В алтайском искусстве это оригинальная и, пожалуй, единственная трактовка развития образа А. С. Пушкина.
Достоверных живописных портретов Арины Родионовны не сохранилось, кроме кратких сведений в рассказах современников. Портретное сходство няни в картинах И. С. Хайрулинова не подтверждается документально. Образ этот собирательный. В отношении портрета Александра Сергеевича Пушкина можно, с большой долей уверенности, сходство утверждать, поскольку в коллекции художника имеется гипсовая копия посмертной маски А. С. Пушкина, которую он хранит со студенческих лет. Художником реализовано несколько картин с маской А. С. Пушкина: «Памяти А. С. Пушкина» (1998; 2009), «К жизни!» (2014), «Натюрморт с маской Пушкина» (2015). Более того, известно, что в 1990-х годах И. С. Хайрулинов активно копировал портреты А. С. Пушкина (прижизненные портреты кисти Кипренского и Тропинина) и предлагал купить бизнесменам-финансистам, чтобы организовать художественную выставку и издать каталог [14].
Композиция картины «Пушкин с няней» (1992) (Рис. 1) выстроена на основе куба стола, что почти в самом центре картины. Няня прядет и что-то рассказывает, Пушкин слушает, хоть и несколько отстраненно, погрузившись в мир воображения. Он видит картины, что незримо проносятся перед его взором, в такие моменты пробуждаются таинственные мысли - это предчувствие вдохновенья. Фигуры няни и поэта соразмерны, они в этот момент «на равных». За няней весь русский мир, прялка, иконы-образа. Свеча горит, и не только потому, что в комнате сумрачно, ведь за окном дождь, горящая свеча - символ единения, связи духовной. На стекле окна силуэты зелени, и завтрашнее неясно...
На картине «Пушкин в Михайловском. Декабрь 1825 г.» (1999, Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА)) (Рис. 2) поэт изображен вновь со своей няней. Но прежней стабильности нет. Поэт в ссылке. Грядут величественные и трагические события в России. Причинная связь между поступком и судьбою - вот что трогает зрителя в этом полотне - художник-драматург чутко подводит зрителя к их пониманию. И хотя действующие герои те же, и обстановка комнаты, и детали. возрастает
внутреннее напряжение - художник поменял композиционный строй картины. Няня продолжает жить в своем мире, где всё - гармония мифа и сказки, она так же прядет и напевает, ее окружение: котик, лавочка, вышитые полотенца, образа-иконы, прялка, расписанная дивными жар-птицами, - незыблемо, как и прежде. Но Пушкин, находясь здесь, уже не часть этого мира. Мы не просто чувствуем, мы видим это непосредственно: прялка, что прежде лишь ограничивала мир детства Пушкина, теперь видится как преграда между ними. Александр Сергеевич слушает няню, но думы его далеки, он устремлен в свои переживания, перед ним открывается пространство и новая дорога - в картине это дорожка-половик. Да он уж и к дороге готов: накинут дорожный плащ, рядом на комоде шарф и шляпа. Стихи написаны, листы сложены, и вот-вот он возьмет их с собой. Но он не может тотчас же уйти. Замкнутость и закрытость от внешнего мира передает большое, замерзшее зимними невероятными кружевами изморози окно. Лишь цветущие фиалки сочно и выпукло заявляют о жизни. Всё есть символы! В красном углу икона Святого Георгия, он на коне, это знак скорого пути и пожелание защиты, небесного покровительства и, конечно, победы. Понимание быта и событий в картинах опирается на глубинную «генетическую память» как художника, так и зрителей. Вещи превращаются в символы. Ильбек Хайрулинов в картинах поднимает понимание предмета до символа. Значения этих символов, их содержание отличается большим разнообразием, но чаще всего носит мировоззренческий и даже философский характер... Полотна являются отражением эпохи и жизни реальных исторических лиц, это исторический жанр и реализм - сама жизнь, исток вдохновения.
Рисунок 1. И. С. Хайрулинов. Рисунок 2. И. С. Хайрулинов.
«Пушкин с няней». «Пушкин в Михайловском. Декабрь 1825 г.».
1992 год. Холст, масло. 171 х 199 см 1999 год. Холст, масло. 191 х 145 см
Ильбек Хайрулинов по-особенному понял и отразил в своем творчестве роль и значение «мамы», няни Арины Родионовны, поднял ее образ от бытового, очень личного, до монументального звучания темы матери-берегини. Та же тенденция в развитии художником образа Марии Васильевны Шукшиной, матери великого алтайского писателя, режиссера и кинодраматурга В. М. Шукшина, воплощенного в картине «Шукшин. Сны матери» (1995, Всероссийский мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина, с. Сростки, Алтайский край). Идея взаимосвязи Пушкина и Шукшина воплотилась в ряде газетных статей И. С. Хайрулинова и в альманахе «Алтай»: «Чувства добрые.» (1999, № 3), «Пушкин и Шукшин: размышления художника» (2000, № 4). И в живописных, и в литературных произведениях он дает вполне естественное объяснение феномену русской женщины, ее высокой миссии жертвенной и возвышенной любви, на этом «замешана» драматургия произведений И. С. Хайрулинова. Картины И. С. Хайрулинова стали памятником поэту и няне Арине Родионовне, они полноценно вписались в ряд программных произведений мастера - «Мать» (1990, Государственный художественный музей Алтайского края (ГХМАК)), «Вечное прощание» (1990, ЦМ ВОВ на Поклонной горе, г. Москва), «Я вернусь, мама!» (1996, ГХМАК), «Благословение матери» (2002).
В годы учебы в Академии художеств (1969-1975) Хайрулинов побывал в пушкинских местах, самом сердце среднерусской равнины, селе Михайловском, что на Псковщине. Здесь, в Пушкиногорье, он увидел родные места поэта и имел возможность не только побродить по тропинкам парка, окружающего усадьбу, посидеть на знаменитой скамье, прикоснуться к вековым деревьям, но и почувствовать мир Пушкина. Исторический пейзаж, архитектурно-природная среда, домик няни Пушкина - все рассматривалось им во взаимосвязи с внутренним убранством дома, самим духом пушкинских мест. Многочисленные рисунки и этюды, написанные в Пушкинских горах, стали основным материалом для его картин.
Известно, что во время Великой Отечественной войны Михайловское было разграблено фашистскими захватчиками, исторические детали были утрачены, но после войны часть из них была возвращена, часть воссоздана по образцам [3, с. 4]. Хайрулинов много времени провел, изучая интерьер помещений в Пушкиногорье
(интерьер от франц. Interieur - внутренний, обозначает изображения внутренних архитектурных пространств, а также произведения искусства этого жанра [8, с. 503]). Изображение интерьера также требует «портретного сходства» с натурой, здесь необходимо передать характер помещения, особенности его окраски, детали. Обстановка домика няни, цветовое решение - стол, кресло, шторы, черная тетрадь для записей и перья, «которые Пушкин, по обычаю своему, обгрызывал и бросал по комнате в порыве вдохновенья!» [11] -дни, проведенные в Пушкиногорье, свежи в воспоминаниях художника.
Материалы пленэра 1971 года экспонировались на многих персональных художественных выставках И. С. Хайрулинова, в том числе раскрывающих тему А. С. Пушкина в его творчестве: «Живопись. Графика. К 300-летию Санкт-Петербурга» (г. Барнаул, Алтайский центр научно-технической информации (АЦНТИ), 2003), «Мир, полный таинства» (г. Барнаул, Алтайский краевой детский экологический центр (АКДЭЦ), 2013), «России чудные мгновенья» («Universum», Алтайский государственный университет (АГУ), г. Барнаул, 2016-2018), а воспоминания о пленэре вошли в книги И. С. Хайрулинова «О войне и мире» (2010) и «Чистые родники» (2013). Уже на этапе наброска, зарисовок (1971 год; 1991 год) художник воплощает идею будущего произведения, определяет его композицию, тоновое решение (Рис. 3).
Пленэрные зарисовки Ильбека Хайрулинова практически документальны. Определяя во взаимосвязи предназначение вещей, отношения людей и вещей, деталей интерьера, художник не допускает интерьерного «хлама» в картине, и в этом отношении интересен натурный беглый эскиз «Пушкин с няней» (1971), ставший основой живописного полотна «Пушкин с няней». В картинах он более строг и избирателен, в набросках, эскизах свободно «изучает» и излагает. Эскиз как самостоятельное произведение впервые был представлен на Выставке работ студентов живописного факультета института им. И. Е. Репина Академии художеств СССР, приезжавших в Пушкинский заповедник на летнюю творческую практику 1971 года, и вошел в издание краткого каталога. «Несомненно, что учебно-творческая практика студентов в Пушкиногорье станет для будущих мастеров знаменательной вехой на их творческом пути. Особенно важно, что свои первые шаги молодые художники делают в заповедных пушкинских местах, где они получают "пушкинскую прививку"», - эти слова о практике студентов Академии художеств директора Пушкинского музея-заповедника Семёна Степановича Гейченко, с которым Ильбеку Хайрулинову посчастливилось общаться, записаны в дневниках, рядом с набросками [Там же]. «Пушкинская прививка» и увлеченность А. С. Пушкиным сохранилась у Ильбека Хайрулинова на всю жизнь и развилась в серию произведений не одного его, но и учеников, для которых много значили слова и пример учителя. Учебные материалы выездной практики в Пуш-киногорье, как и других пленэрных практик за время учебы в Академии художеств, Ильбек Хайрулинов привез на Алтай и обращался к ним как к образцам в годы своей работы преподавателем рисунка и живописи в Новоалтайском государственном художественном училище (1975-2016). А. С. Пушкин стал темой картин - дипломных работ Т. И. Гриценко (выпуск Новоалтайского государственного художественного училища (НГХУ) 1976 года) при окончании ею Института им. И. Е. Репина и М. Н. Руднева (выпуск НГХУ 1996 года). Через отношение к Пушкину раскрылся Ильбек Хайрулинов как художник и как педагог.
Картина «Пушкин. 26 сентября» (1999), в отличие от двух предыдущих, не содержит образ няни, но также опирается на понимание художником природной среды, ее значения для раскрытия художественного образа поэта (Рис. 4). Ах, Пушкин! Русский гений! Вот и вырвался на простор, вышел в широкий мир наш Александр Сергеевич. Вдохновенный, стоит он на фоне родной природы. Рукой оперся на ствол молодого дуба, рядом две березы. Листва их золото - сентябрь, 26 число. На дальнем плане река Сороть и вся Россия. И взгляд, и рука его устремлены в будущее. Облако, как крыло, белое, и сам он свет, рубашка бьется складками на ветру. Во всех картинах белые одежды! Специфика художественной фантазии в картине «Пушкин. 26 сентября» обусловлена художественным «Я» самого художника, его художественным талантом, с одной стороны, и созданием новой художественной ситуации - с другой. Словам «Художник ищет пути к общению, он реализует это стремление в самой структуре картины» [4, с. 156] ответом станут обращенные к художественному образу А. С. Пушкина, как к «миру, полному таинства и чувства», слова [5, с. 14], что запишут в книгу отзывов благодарные зрители!
Значимые картины пушкинской серии И. С. Хайрулинова - «Пушкин с няней», «Розы. Памяти А. С. Пушкина», «Пушкин в Михайловском. Декабрь 1825 г.», «Пушкин. 26 сентября», эскизы и рисунки, как и материалы пленэра 1971 года, впервые полноценно были представлены на художественной выставке «России чудное мгновенье», посвященной 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина, которая состоялась в 2000 году в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА). Выставка стала важной вехой в творческом пути мастера. Каждая из картин ранее рассматривалась отдельно, но вместе, в одном экспозиционном пространстве, они вышли на качественно новый уровень прочтения, зрители не только увидели изображаемые элементы произведений в последовательности картин, но и смогли пережить динамический процесс возникновения и становления образа так, как пережил его автор [6, с. 16]. Выставка показала глубину проникновения темой, стала особенной, ведь это была персональная, совместно с сыном, художником Робертом Хайрулиновым, выставка живописи и графики.
Хайрулинов Роберт Ильбекович - сын и ученик. В своих работах он обращается к истории России, отражает мир современников, мир детства, сказочные образы, созданные по мотивам лучших произведений мировой литературы для детей. Родился в Барнауле. В 1987 году окончил Новоалтайское государственное художественное училище, в 2007 году - Бийский государственный университет им. В. М. Шукшина. Преподавал
в общеобразовательной школе № 3 и Детской художественной школе г. Новоалтайска. Участник краевых, зональных выставок. Член Союза художников России с 1998 года. В 2008 году стал лауреатом премии Союза художников Алтая «Лучшая картина года». Живет и работает на Алтае, в г. Новоалтайске. Пушкинская тематика в его творчестве представлена иллюстрациями к произведениям А. С. Пушкина «Метель», «Дубровский», «Руслан и Людмила». Виртуозно владея карандашом, Роберт Хайрулинов создал несколько жанровых произведений, обращенных к эпизодам жизни великого поэта (Рис. 5). Работы передают дух времени, эпохи, и, опираясь на конкретную бытовую среду, они в то же время поэтичны.
Рисунок 3. И. С. Хайрулинов. Рисунки к картине «Пушкин и няня»: А. Набросок. 1971 год, Пушкиногорье; Б. Долговременный рисунок. 1991 год, ГХМАК
Рисунок 4. И. С. Хайрулинов. «Пушкин. 26 сентября». 1999 год. Холст, масло. 195 х 145 см
Тематическая линия графических листов Р. И. Хайрулинова посвящена Пушкину-молодому, Пушкину-влюбленному. На картинах весна, когда все в природе исполнено движения и надежд. Читает ли Пушкин стихи возлюбленной в парке или вдыхает полной грудью воздух, наполненный утренней свежестью, -мы чувствуем пульс жизни, вечную ее красоту. Роберт понял состояние души молодого поэта, выявил главное пушкинское начало: его внутреннюю свободу, поэтическую ясность восприятия, отмечает Г. Прон-ских [Там же, с. 28]. Внутренний динамизм поддержан изящными и зыбкими тенями просыпающихся после зимнего сна деревьев. Фигура главного героя расположена почти в центре, и все линии ведут к ней. Картина «К стихотворению А. С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье."» - это лирика, понимание и откровенная любовь к творчеству А. С. Пушкина.
Рисунок 5. А. Р. И. Хайрулинов. «К стихотворению А. С. Пушкина "Япомню чудное мгновенье... "». Бумага, карандаш. 46 х 58 см. Б. Р. И. Хайрулинов. «А. С. Пушкин». Бумага, карандаш. 46 х 59 см
Чуткое человеческое отношение и преклонение перед величием гения Пушкина - традиция семьи Хайру-линовых [10, с. 7], но обращение к картине, желание высказаться в теме, последовательно проводя линию развивающихся образов, - это воспитание художника-педагога И. С. Хайрулинова.
Тема среды Пушкиногорья на Алтае популярна, и, так же, как тема А. С. Пушкина в творчестве современных алтайских художников, она активно развивается. Искусствоведами отмечено внимание ряда авторов к «местам силы» великих российских писателей - в Пушкиногорье - А. С. Пушкина, на Алтае - В. М. Шукшина: «...святые русские места» [9, с. 77], «места вдохновенные» [1, с. 234], акцентируется внимание на взаимосвязи «гениев места, рода и творчества» [15, с. 44]. Из дневников Хайрулинова: «26 июня 1971 года. Уезжаю из Пушкинских гор. Светло и радостно на душе. Здесь я по-настоящему полюбил Пушкина. Как мало я его знал, мало читал его произведения. Чудный уголок России, воплотивший все красоты земли русской. Тихие речки, задумчивые озера, курганы и холмы. Здесь должен был родиться и жить такой человек, как Пушкин» [13, с. 91]. Роль природно-исторической среды Пушкиногорья, несомненно, велика и в Пушкиниане художников Хай-рулиновых, но все же оригинальная идея их сюжетно-тематических полотен - это женские образы, мир взаимоотношений и творческого вдохновения.
Возвращаясь к произведениям И. С. Хайрулинова, хотелось бы подчеркнуть особенность видения им «солнечного и разумного мира А. С. Пушкина» [9, с. 154] и оригинальность и смелость суждений о Пушкине и Шукшине в одном ключе - как «новое слово в искусстве Сибири», которое отмечает известный отечественный ученый, член Союза художников России, доктор искусствоведения Т. М. Степанская [7, с. 1]. Духовная преемственность и взаимосвязь Пушкин - Шукшин, по ее мнению, состоит в отношении к женщине, матери -именно это позволяет И. С. Хайрулинову говорить об истоках творчества двух великих сынов России.
Разговор о Пушкине, значении его личности и творчества в российской истории ведет Ильбек Хайрулинов со студентами на фоне картин своей Пушкинианы. Это не единичное явление в жизни художника-педагога, но закономерность. Работы И. С. Хайрулинова пушкинской темы - предмет особого внимания учащейся молодежи, будущих художников.
Список источников
1. Брагина Л. А. Мемориальный пейзаж в произведениях алтайских художников // Мир науки, культуры и образования. 2012. № 3 (34). С. 233-235.
2. Выставка работ студентов живописного факультета Института им. И. Е. Репина Академии художеств СССР, приезжавших в Пушкинский заповедник на летнюю творческую практику 1971 года: краткий каталог / авт.-сост. С. С. Гейченко; Пушкинский государственный заповедник; Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Пушкинские горы: Пушкиногорская тип., 1971. 8 с.
3. Гейченко С. С. Пушкиногорье // Роман-газета. 1987. № 1 (1055). С. 1-76.
4. Даниэль С. М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. 223 с.
5. Мещерякова В. И. Художники, которых я люблю: поэтический сборник. Барнаул: Арбат, 2017. 30 с.
6. Мы из Новоалтайска: альбом / сост. И. Хайрулинов, В. Стволов. Барнаул: ГИПП «Алтай», 2003. 76 с.
7. России чудные мгновенья: выставка одной картины («Universum» - выставочный зал Алтайского государственного университета, Барнаул) / вступ. ст. Т. М. Степанской. Барнаул, 2017. 2 с.
8. Советский энциклопедический словарь / пред. науч.-ред. сов. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1981. 1600 с.
9. Степанская Т. М. Очерки истории искусства Алтая. Барнаул, 2009. 220 с.
10. Страна Героев художника Роберта Хайрулинова: альбом / сост. и авт. вступ. ст. В. И. Мещерякова. Барнаул: Арбат, 2017. 76 с.
11. Хайрулинов И. С. Дневники. Воспоминания (из личного архива).
12. Хайрулинов И. С. Пушкин и Шукшин: размышления художника // Алтай. 2000. № 4. С. 147-148.
13. Хайрулинов И. С. Чистые родники / вступ. ст. В. И. Мещеряковой. Барнаул: АЗБУКА, 2013. 292 с.
14. Хайрулинов И. С., Хайрулинов Р. И. России чудное мгновенье. К 200-летию со дня рождения Великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, 1799-1999. Живопись. Графика / сост. И. С. Хайрулинов. Барнаул: ГИПП «Алтай», 1999. 16 с.
15. Шишин М. Ю., Мушникова Е. А. Обоснование иконологического подхода в интерпретации произведений Г. Ф. Бору-нова // Четвертые искусствоведческие Снитковские чтения: сборник материалов XII всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Алтайской краевой организации ВТОО «Союз художников России» / Управление Алтайского края по культуре и архивному делу; Государственный художественный музей Алтайского края; науч. ред. Л. Г. Красноцветова-Тоцкая. Барнаул: Алтайский дом печати, 2011. С. 44-54.
A. S. PUSHKIN IN THE CREATIVE WORK OF THE ALTAI ARTISTS THE KHAYRULINS
Meshcheryakova Valentina Ivanovna
Altai Regional Children's Environmental Centre, Barnaul [email protected]
Many Altai artists have been turning to the reconstruction of the image of Alexander Sergeyevich Pushkin, the greatest literary genius of Russia, to the reflection of his life episodes, as well as to the illustrations of his works. The painter Ilbek Khairulinov and the graphic artist Robert Khairulinov have created a series of works that together allow characterizing them as Pushkinian -the special world of artistic images. The article is devoted to the study of this world. New, previously unpublished data of the artists' creative biographies are introduced into scientific circulation.
Key words and phrases: Alexander Sergeyevich Pushkin; poet and nurse; natural and historical environment; subject-thematic picture; continuity of pictorial traditions; responsibility to portray people known to the world.
УДК 7.07-05 Дата поступления рукописи: 04.05.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-5.28
Ильбек Хайрулинов - яркий представитель алтайской живописи второй половины ХХ века. Он состоялся как самобытная и разносторонняя личность в искусстве: как художник-реалист, явивший зрителю многие грани своего таланта и оставивший богатое творческое наследие, как искусствовед - исследователь творчества алтайских художников, и как педагог, увлекающий молодых художников, открывающий перед ними новые горизонты. Произведения этого автора показательны в плане изучения создания художественного образа, отражающего эпоху и индивидуальность современников.
Ключевые слова и фразы: художник-педагог; исследователь; художественный образ; историческая достоверность; вторая половина ХХ века; алтайская живопись; Алтай.
Мещерякова Валентина Ивановна
Алтайский краевой детский экологический центр, г. Барнаул tinatina-2014@mail. ru
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ ИЛЬБЕКА ХАЙРУЛИНОВА
Всё то, чего коснётся человек, Озарено его душой живою.
С. Я. Маршак
Введение
Из чего складывается масштаб и значение личности художника, его роль в истории? Творец, рождающий в своих произведениях художественный образ. Кто ты, художник? Куда идёшь, какие ценности защищаешь? Чтобы понять образ мира, воплощённого в полотнах, надо понять мир самого художника! Как, когда, в какой среде формировался, жил, творил, как взаимодействовал с различными людьми автор, какие идеи исповедовал и чему противостоял, во имя чего создано им произведение. Линий поиска множество, но все они пересекаются на личности художника.
Ильбек Сунагатович Хайрулинов - Заслуженный художник Российской Федерации, Заслуженный работник культуры РФ, в 2016 году отметил пятидесятилетие творческой и педагогической деятельности. Педагог, продолжатель традиций русской реалистической школы живописи, он более известен как художник, живописец-реалист, творчество которого обращено к современникам. Вторая половина ХХ - начало ХХ1 века, рубеж тысячелетий - творчество Ильбека Хайрулинова симптоматично для своего времени, долгого и неоднозначного, чтобы можно было определить его просто. Тем более интересно обратиться к произведениям художника, в чьём творчестве отразилась эпоха и её герои.