Для цитирования: Мушникова Е.А. Реализация регионального проекта ИКИБА «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов его использования в региональных и международных туристических проектах» // [Электронный ресурс]
URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2021/2/articles/7_2.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2021.02.018
УДК 001.92 + 304.444 + 379.851
Реализация регионального проекта ИКИБА «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов
его использования в региональных
и международных туристических проектах»1
Е.А. Мушникова1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»,
г. Барнаул, Россия E-mail: [email protected]
Введение
Основная научная идея проекта «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов его использования в региональных и международных туристических проектах», реализуемого ИКИБА, заключается в оценке образовательных и рекреационных возможностей художественного культурного наследия Алтайского края, аккумулированного в региональных музеях, художественных и ремесленных центрах и т.д., с точки зрения идеологии, методов и механизмов его использования в программах социокультурного развития региона. В основу проекта положен междисциплинарный подход, объединяющий методы искусствоведения, музееведения, туристической и проектной деятельности, позволяющие оценить потенциал художественной культуры Алтайского края. Решение заявленной проблемы определило системное обобщение широкого круга материалов (художественные фонды музеев, региональные выставочные и фестивальные проекты, ресурсы ремесленных художественных мастерских и т.д.).
Обсуждение и результаты
В течение двух лет научным коллективом проекта решен ряд задач соответствующей проблематики.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Алтайского края в рамках научного проекта №19-412-220003 р_а «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов его использования в региональных и международных туристических проектах»
Во-первых, проведено описание и анализ региональных художественных собраний, описание и картирование художественных коллекций местных музеев с целью включения их в рекреационную региональную инфраструктуру. Прежде всего, были рассмотрены коллекции произведений, жизнь и творчество некоторых художников из собрания Государственного художественного музея Алтайского края. Среди художников, привлекших внимание исследователей: Д.Ф. Цаплин, В.А. Раменский, Ф.А. Филонов, Г.Ф. Борунов, А.П. Щетинин, В.П. Кукса, А.Н. Потапов, П. Широв, Л. Храбрых, Б.А. Смирнов-Русецкий, А.К. Дерявский, А. Казанцев, Н. Тырса, произведения китайского художника Цзян Шилуня, тувинского скульптора А. Баранмаа. Начато изучение творческого наследия художника, повлиявшего на развитие художественного творчества в г. Рубцовске В.В. Тихонова.
На основе обширного документального материала (материалы Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного архива Алтайского края, научного архива Государственного художественного музея Алтайского края, статьи, опубликованные в периодических изданиях того времени) опубликована монография «Художественная жизнь Алтая в первые годы советской власти (1917-середина1920-хгг.) (авторы: Дариус Е.И., Шишин М.Ю.) [1]. В издании прослежены истоки становления профессионального искусства и художественного образования в Алтайском регионе.
Проведено исследование творчества одного из первых алтайских художников — Михаила Курзина. Подготовлена выставка и альбом, посвященные творчеству первого профессионального художника на Алтае Г.И. Гуркина. Издание представляет собой альбом-каталог выставки «Диалог длинною в век» [2], посвященной 150-летию Г.И. Чорос-Гуркина. В альбом-каталог включены произведения мастера и художников-классиков алтайского изобразительного искусства, современных художников ХХ-ХХ1 вв. из собрания ГХМАК1, искусствоведческие статьи, биографические сведения о художниках и редкие фотографии из архива музея и «Арт-галереи Щетининых».
Учитывая, что в собраниях музеев Алтайского края (ГМИЛИКА2 и ГХМАК) хранятся предметы, документы и художественные произведения семьи художника Н.К. Рериха, была подготовлена и издана монография «Николай Рерих: открытие Алтая» (авторы: Шишин М.Ю., Иванов А.В., Фотиева И.В.) [3], в которой дано общее описание жизненного пути семьи Рерихов, повествуется о суждениях и предсказаниях, касавшихся прошлого и будущего Алтайского региона, а также анализируется не только художественное наследие самого Н.К. Рериха, в первую очередь имеющее отношение к алтайской тематике, но и творчество близких ему художников, особенно тех, кто оказался связан с Алтаем. Кроме того, в издании дан обзор
1 Государственный художественный музей Алтайского края
2 Государственный музей искусства, литературы и культуры Алтая
масштабной работы, направленной на сохранение наследия Рериха в алтайских музеях.
В ходе реализации проекта «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов его использования в региональных и международных туристических проектах» собран и проанализирован материал по графическому искусству: графическая мастерская народной графики В.П. Пензина, коллекции графических произведений художников В.А. Раменского, М. Воловича, Г.С. Паштова.
Участниками проекта также проведено исследование по монгольскому искусству и работам монгольских художников, находящимся в собрании Государственного художественного музея Алтайского края. Освещена коллекция работ (из собрания ГХМАК) известного монгольского живописца, художник кино — Очирына Мягмара. Выполнена работа по выявлению биографических данных сибирских художников и художников, чье творчество было связано с Алтаем и сыграло большую роль в становлении искусства Монголии 20-30-х гг. двадцатого века — Н.К. Рериха, К.И. Померанцева, Ц.С. Сампилова. Проанализирована тема монгольской храмовой архитектуры в картинах данных художников.
В преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне научным коллективом проекта «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов его использования в региональных и международных туристических проектах» был проанализирован большой пласт произведений, посвященных Великой Отечественной войне и художникам-ветеранам — В. Зотееву, И.В. Варзару, Ю. Пименову, Г.Ф. Борунову, А.А. Югаткину, А.Г. Вагину, Я.Н. Скрипкову, Ю. Непринцеву.
Большая работа была проведена по исследованию творчества художников-фронтовиков Алтайского края — В.А. Зотеева, А.Г. Вагина, А.А. Югаткина, Ф.А. Филонова. Показаны их судьбы во время Великой Отечественной войны, боевые подвиги и испытания, через которые они прошли. Рассказывается об их послевоенной жизни — обучении в различных художественных заведениях, творческой работе и участии в общественной жизни региона. Представлены коллекции работ художников в региональных музеях, их участие в крупных выставках, описываются наиболее значимые произведения, созданные в различных техниках, видах и жанрах. Дается анализ произведений искусства, созданных героями очерков, а также их вклада в развитие профессионального искусства региона и отечественное искусство. Очерки об этих художниках опубликованы в монографии «Палитра, опаленная войной» [4].
Кроме того, издан российско-монгольский альбом «Наша общая Победа» [5], который является итогом совместного российско-монгольского проекта, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Подвигу советских воинов, монгольской помощи в годы войны и прямому участию монгольских воинов во второй мировой войне была посвящена
выставка «Наша общая Победа», объединившая художников из Москвы, Улан-Батора, Барнаула, Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ. В выставке приняли участие академики Российской академии художеств, народные и заслуженные художники России, ведущие мастера искусства Монголии. Особенно ценным организаторы стало участие в выставке художников-ветеранов Великой Отечественной войны, отмеченных высокими наградами за боевые заслуги. В альбоме представлены живописные и графические работы всех жанров, на которых представлены эпизоды войны, портреты ветеранов, пейзажи, сюжетные композиции. Ряд монгольских мастеров получили образование в Российских художественных институтах. А среди российских мастеров есть те, кто побывал в Монголии и создал серии работ, посвященных этой стране. Все это еще раз подтверждает теснейшие узы дружбы и сотрудничества России и Монголии.
Изучение архивных материалов и произведений художников уточняет многие существенные моменты их жизни и творчества, позволяет ввести в научный оборот ранее неизвестные материалы, способствует сохранению и более глубокому познанию наследия.
Следующая задача проекта «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов его использования в региональных и международных туристических проектах», которую решает научный коллектив, — исследование перспектив развития специализированного художественно-познавательного туризма на территории Алтайского региона и в трансграничной области.
В этом плане проанализированы проведенные ранее сотрудниками научного коллектива российско-монгольские научные проекты РГНФ и РФФИ, наработки которых могут быть применены для решения задач регионального проекта. Проведено исследование по выявлению факторов, способствующих развитию культурного взаимодействия в регионе Большого Алтая, выводы отражены в публикации «Потенциал художественной культуры Большого Алтая и его применение в сфере народной дипломатии» [6]. Авторы выдвигают тезис о том, что главным направлением в развитии народной дипломатии являются межкультурные коммуникации, играющие важную роль в интеграционных процессах в регионе Большого Алтая и в обеспечении безопасности данного региона. Особое значение в этом плане приобретает культурный туризм, в котором опорными маршрутными точками выступают объекты культурного наследия соседствующих регионов и учреждения, занимающиеся хранением, изучением и популяризацией культуры и искусства. Развитие культурного туризма имеет в странах Большого Алтая прочную эмпирическую основу, так как культурно-художественный потенциал региона, выраженный в памятниках древнего искусства и коллекциях музеев, весьма значителен. Территория Большого Алтая представляет собой музей под открытым небом, где, в частности, можно выделить петроглифические комплексы, сохранившиеся во всех сопредельных странах. Кроме того,
общность многих традиций является важным фактором, формирующим культурное единство региона. В целом, в практике межкультурных контактов в регионе можно выделить следующие направления и этапы:
— научно-исследовательская работа по изучению территории, реализуемая в международных научных мероприятиях;
— собственно культурные проекты (совместные выставки, пленэры художников и др.);
— воплощение художественного и природного богатства территории в работах художников и популяризация его для широких масс;
— развитие культурного туризма в регионе.
Научные и творческие проекты органично вписываются в концепцию народной дипломатии в регионе Большого Алтая, стимулируют развитие межкультурных контактов и культурологического туризма. Все это способствует укреплению международных связей и обеспечению безопасности в данном стратегически важном регионе.
Третьей задачей, стоящей перед исследователями проекта «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов его использования в региональных и международных туристических проектах», является разработка туристических маршрутов по музеям и художественным центрам края. В этом плане было проведено исследование объектов художественной культуры населенных пунктов верхней Оби, которое позволило разработать идею проекта туристского маршрута «Музеи и объекты художественной культуры верхней Оби». Во время маршрута туристы знакомятся с коллекциями музеев и народным творчеством. В качестве объектов экскурсионных маршрутов проанализированы художественные центры Алтайского края, в частности, маршрут «Павловск и Касмалинский ленточный бор». Экскурсия позволяет ознакомиться с основными достопримечательностями села Павловска и его окрестностей и отражает его как исторический центр горнозаводского дела и место знакомства с художественным наследием Алтая. Среди достопримечательностей этого маршрута стоит отметить:
— Касмалинский ленточный бор — светлохвойный, в недавнем прошлом реликтовый лес, один из четырёх уникальных ленточных боров, находящихся на территории Алтайского края;
— Павловский сереброплавильный завод — памятник архитектуры и горнозаводского дела;
— Павловский историко-краеведческий музей, фондовое собрание которого раскрывает историю района с древности до современности, включая материалы по истории Павловского сереброплавильного завода, фотографии и документы об участниках гражданской и Великой Отечественной войн;
— Павловская картинная галерея имени Г.Ф. Борунова, собрание которой включает живопись, графику, скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства; коллекция картин состоит из произведений
современных художников Алтайского края: Г.Ф. Борунова, Г.Т. Клюева, Л.С. Рыбальченко, С.В. и Л.А. Астраханцевых и других.
Выводы
Предложенные участниками проекта «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов его использования в региональных и международных туристических проектах» анализ и интерпретация произведений искусства, освещение жизни и творчества художников вошли в состав экскурсий по коллекциям художественных музеев и галерей. В содержательном плане это заметно усилило экскурсии и сделало их интересней и привлекательней для зрителей. В ходе исследования был выявлен значительный потенциал художественных произведений, находящийся в частных собраниях и мастерских художников. Была обоснована перспективная возможность расширения тематических коллекций из государственных и частных собраний за счет привлечения произведений из частных коллекций и мастерских художников, на базе которых коллекций было предложено проведение персональных и групповых выставок. Наиболее удачным примером в этом плане следует признать выставку, посвященную 100-летию со дня рождения Г.И. Гуркина, где работы основоположника алтайского изобразительного искусства успешно дополняли работы современных мастеров.
Список литературы
1. Дариус Е.И., Шишин М.Ю. Художественная жизнь Алтая в первые годы советской власти (1917 - середина1920-хгг.): монография. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2019. 202 с.
2. Диалог длинною в век: альбом-каталог / Под ред. М.Ю. Шишина, составители Н.С. Царева, И.В. Щетинин, Е.В. Олейникова. Барнаул: Изд-во АлтгТУ, 2020. 32 с.
3. Николай Рерих: открытие Алтая / Шишин М. Ю., Иванов А. В., Фотиева И. В.; М-во культуры Алт. края, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова. Барнаул ; Новосибирск : Типография Колорит, 2019. 396 с.: ил. (Алтай. Судьба. Эпоха).
4. Палитра, опаленная войной. Научная монография / Под общей редакцией М. Ю. Шишина. М.: Российская академия художеств, 2020. С. 52-65.
5. Наша общая Победа. Альбом. Авторы вступительной статьи Белокурова С.М., Шишин М.Ю. Общая редакция и составление Шишин М.Ю. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2020. 68 с.
6. Belokurova S.M., Mushnikova E.A., Shishin M.Yu. Potential of Artistic Culture of the Greater Altai and its Application in the Field of People's Diplomacy // Advances in Natural, Human-Made, and Coupled Human-Natural Systems Research