Научная статья на тему 'А.В. ХУДЯШЕВ (1885-1927): ЧЕРТЫ БИОГРАФИИ И АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ХУДОЖНИКА'

А.В. ХУДЯШЕВ (1885-1927): ЧЕРТЫ БИОГРАФИИ И АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ХУДОЖНИКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.В. ХУДЯШЕВ / ОБЪЕДИНЕНИЕ ХУДОЖНИКОВ «НОВАЯ СИБИРЬ» / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / ХУДОЖНИК А .Н. БОРИСОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дариус Елена Ильинична, Шишин Михаил Юрьевич

Александр Виссарионович ХуДяшев (1885-1927) - живописец, скульптор, пеДагог, активный участник художественной жизни Томска и Барнаула в первой трети XX в. На основе найденных документов впервые представлены основные этапы его жизни и творчества, активное участие во всесибирском объединении художников «Новая Сибирь». С именем А .В. Худяшева связана история Музея изящных искусств г. Барнаула - первого художественного музея на Алтае. В статье впервые вводятся в научный оборот и анализируются три его сохранившиеся работы, ныне хранящиеся в Государственном художественном музее Алтайского края, говорится о составе и судьбе коллекции Музея изящных искусств г. Барнаула.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.V. KHUDYASHEV (1885-1927): BIOGRAPHICAL FEATURES AND ANALYSIS OF THE ARTIST'S CREATIVE HERITAGE

Alexander Khudyashev is a sculptor, painter, teacher, organizer who played a prominent role in the artistic life of two Siberian cities - Tomsk and Barnaul in the 10-20s of the twentieth century. This article, based on the documents found, represents for the first time the main stages of his life and work, active participation in the All-Siberian Association of Artists «New Siberia». Until recently, very little was known about the life and work of this artist. The authors of the article, relying on archival materials, restored the biography of A. Khudyashev, in particular, more fully covered the Barnaul period of his life. On the basis of the documents found in the State Archive of the Altai Krai, the facts of the early years of the master's biography, the period of study at the Kazan Art School, and studies at private art studios in Moscow became known. The article describes his organizational work in Tomsk: on the board of the Tomsk Society of Art Lovers, participating in annual periodic art exhibitions, organizing a number of exhibitions («Exhibition of paintings and sculptures by local artists» and «Autumn exhibition of local and non-resident authors»). In Novonikolaevsk (now Novosibirsk), together with the assistant of the Leipzig Royal Academy of Arts, Czech artist F. Havelka, he participated in the preparation of the first in the history of the city art exhibition of Tomsk and Novikolaevsk professional artists and students of the Tomsk Real School and private studio F. Havelka. The pedagogical activity of the master is noted: in parallel with the creative and organizational work, Khudyashev taught sculpture in F. Havelka's private drawing classes, drawing in the theological schooland first city women's school, as well as in the Mariinsky female gymnasium. In 1918, the artist returned to Barnaul, where, according to A. Khudyashev's questionnaire recently discovered in the State Archive of the Altai Territory, he continued his teaching activities at the Barnaul Pedagogical Technical School and at the Workers' Faculty, and also worked in the Altai provincial department of public education. In addition, the artist was engaged in design activities. Becoming a member of the AllSiberian Society of Artists «New Siberia», he took part in the First All-Siberian exhibition of painting, sculpture, graphics and architecture, opened by members of the "New Siberia" in 1927 in Novosibirsk. The history of the Museum of Fine Arts in Barnaul, the first art museum in Altai, is connected with the name of A. Khudyashev. In difficult historical times, the change of the social and political system, the civil war, the introduction of the New Economic Policy A.V. Khudyashev sought to save a unique collection of the first art museum in Altai, understanding the importance and necessity of his work for future generations. The article introduces for the first time into the scientific parlance and analyzes three of his remaining paintings, now stored in the State Art Museum of the Altai Krai, tells about the composition and fate of the collection of the Museum of Fine Arts in Barnaul.

Текст научной работы на тему «А.В. ХУДЯШЕВ (1885-1927): ЧЕРТЫ БИОГРАФИИ И АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ХУДОЖНИКА»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2021. № 43

УДК 7.071.1(571.15+571.16)+7.036"192" DOI: 10.17223/22220836/43/21

Е.И. Дариус, М.Ю. Шишин

А.В. ХУДЯШЕВ (1885-1927): ЧЕРТЫ БИОГРАФИИ И АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ХУДОЖНИКА1

Александр Виссарионович Худяшев (1885-1927) - живописец, скульптор, педагог, активный участник художественной жизни Томска и Барнаула в первой трети XX в. На основе найденных документов впервые представлены основные этапы его жизни и творчества, активное участие во всесибирском объединении художников «Новая Сибирь». С именем А.В. Худяшева связана история Музея изящных искусств г. Барнаула - первого художественного музея на Алтае. В статье впервые вводятся в научный оборот и анализируются три его сохранившиеся работы, ныне хранящиеся в Государственном художественном музее Алтайского края, говорится о составе и судьбе коллекции Музея изящных искусств г. Барнаула.

Ключевые слова: А.В. Худяшев, объединение художников «Новая Сибирь», Государственный художественный музей Алтайского края, художник А.Н. Борисов.

Александр Виссарионович Худяшев - скульптор, живописец, педагог, организатор, сыгравший заметную роль в художественной жизни двух сибирских городов - Томска и Барнаула в 10-20-е гг. ХХ в. (рис. 1). К сожалению, до последнего времени было крайне мало известно о жизни и творчестве этого художника, самоотверженно и бескорыстно спасавшего уникальную коллекцию первого художественного музея на Алтае, созданного в Барнауле в 1920 г.

Ш

Рис. 1. Худяшев Александр Виссарионович Fig. 1. Khudyashev Alexander Vissarionovich

1 Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19-412-220003 «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов его использования в региональных и международных туристических проектах».

В настоящее время, опираясь на архивные материалы, стало возможным восстановить биографию А.В. Худяшева, в частности более полно осветить барнаульский период жизни художника. На основе обнаруженных в Государственном архиве Алтайского края документов известно, что Александр Виссарионович Худяшев родился 28 сентября 1885 г. в Барнауле в семье канцелярского служащего при Главном управлении Алтайского горного округа. В 1909 г. он окончил Казанское художественное училище и непродолжительное время занимался в частных художественных студиях Москвы [1. Л. 10].

С 1910 по 1918 г. Худяшев жил и работал в Томске. В 1910 г. он вступил в Томское общество любителей художеств (ТОЛХ), а с конца 1914 г. по 17 февраля 1915 г. входил в правление этого творческого объединения [2. С. 88, 94]. Практически с момента создания ТОЛХ и до его распада в 1919 г. Худяшев участвовал в ежегодных периодических художественных выставках, организуемых этим обществом, где его работы были замечены. «Глубоко уважая всякое искреннее искание в искусстве, считаю необходимым остановиться на работах молодого художника г. Худяшева, - писал о Третьей периодической выставке ТОЛХ ученик И.Е. Репина художник Семён Маркович Прохоров. - Его произведения ярко выделяются по своему колориту и по технике. Конечно, чтобы разобраться в этих произведениях, необходимо встать на точку зрения автора, проникнуться его мировоззрением. Таким образом, в картине "Ночью" не следует рассматривать чего-либо в отдельности; автор, очевидно, стремится в красочной гамме, в общем расположении фигур, в борьбе света свечи с лунным - уловить желанное настроение. Картина задумана интересно. Произведения того же автора - "Теремок" и "Сельское кладбище" - полны настроения. Хорош и № 314» [3].

А. В. Худяшев не только участвовал, но и сам являлся организатором ряда выставок, таких как «Выставка картин и скульптуры местных художников» и «Осенняя выставка местных и иногородних авторов», состоявшихся в Томске в

1913 г. [2. С. 80-81]. Также совместно с ассистентом Лейпцигской королевской академии искусств, чешским художником Францем Гавелькой он участвовал в подготовке выставки томских и новониколаевских художников, прошедшей в

1914 г. в Новониколаевске (с февраля 1926 г. Новосибирск) и ставшей первой в истории города художественной выставкой, на которой было представлено 150 картин, набросков и этюдов как профессиональных художников, так и учеников томского реального училища и частной студии Ф. Гавельки. Выставка вызвала «большое оживление и внимание в городе... При всех своих недостатках и миниатюрности, выставка, безусловно, имела свою ценность, как опыт, как начинание, встретившее сочувственное отношение местного сообщества» [4].

Параллельно с творческой и организаторской работой Худяшев преподавал скульптуру в частных классах рисования Франца Гавельки, рисование в духовном и первом городском женском училищах, а также в Мариинской женской гимназии [2. С. 73-74, 80].

В 1918 г. художник вернулся в Барнаул. На основе недавно обнаруженной в Государственном архиве Алтайского края анкеты А. В. Худяшева стало известно, что в Барнауле он продолжил свою педагогическую деятельность. С 1922 по 1926 г. художник преподавал в Барнаульском педагогическом техникуме и на Рабочем факультете (Рабфаке - учебном заведении, готовившем рабочую и кре-

стьянскую молодёжь к обучению в высшей школе), а также параллельно работал в Алтайском губернском отделе народного образования [1. Л. 10].

Помимо этого художник занимался оформительской деятельностью. В научном архиве Государственного художественного музея Алтайского края хранится документ, свидетельствующий о том, что в 1924 г. А.В. Худяшев и А.Н. Борисов оформляли и подготавливали помещение Народного дома к празднованию 7 ноября [5. Д. 8. Л. 61].

Живя в Барнауле, Худяшев продолжал интересоваться художественной жизнью сибирского региона и участвовать в ней. Так, в январе 1926 г. в Новоникола-евске было создано Всесибирское общество художников «Новая Сибирь» [6]. Понимая необходимость и значимость объединения художников, Худяшев стал членом этого творческого союза и принял участие в Первой всесибирской выставке живописи, скульптуры, графики и архитектуры, открытой членами «Новой Сибири» в 1927 г. в Новосибирске. Художник показал на ней 9 произведений, 4 из которых были выполнены маслом, а остальные - в технике «клей-краски», свидетельствующей о поисках и экспериментах мастера [7. С. 13].

20-е гг. ХХ в. стали непростым временем для художественной жизни как всей страны в целом, так и Алтайского региона в частности. После принятия новой экономической политики (НЭП) к середине 1920-х гг., оказавшись без поддержки государства, многие профессиональные художники в поисках средств к существованию уехали с Алтая. Впоследствии дочь художника Алексея Николаевича Борисова Людмила Платунова вспоминала: «В Барнауле отца встретили огорчения - все местные художники уехали из города. Был там единственный профессиональный художник Александр Виссарионович Худяшев, с которым отец сдружился, мы часто бывали у него и даже звали его дядей Шурой. Жил он на Никитинской улице возле Покровской церкви в собственном доме, имел свою мастерскую. Вместе с отцом они строили грандиозные планы объединения художников Барнаула, обучения художников-самоучек, создания художественного училища и студии» [5. Д. 7. Л. 43-44].

Введение НЭП в стране не только повлияло на жизни художников, но и отразилось на судьбе Музея изящных искусств г. Барнаула - первого художественного музея на Алтае, с сохранением коллекции которого напрямую связано имя Александра Худяшева [8].

Удивительную коллекцию удалось собрать А.В. Худяшеву в самом начале 20-х гг. прошлого века. Перечисление одних лишь имён может вызвать сильное волнение - здесь упоминаются художники западноевропейского искусства фламандской, французской и немецкой школ; собрание отечественной школы живописи начиналось с художников XVIII в. и завершалось фактически современным Худяшеву искусством. Здесь были такие мастера, как В.В. Кандинский, К. Малевич, О. Розанов, И. Машков, А. Осмеркин, А. Лентулов, П. Кончаловский, Н.Н. Гончарова, Р. Фальк, а скульпторов того времени представляли С. Конёнков (периода до его поездки в США), А. Родченко, С. Мезенцев, В. Домогацкий. Было передано 24 произведения из Государственного художественного фонда особого музейного отдела ИЗО Наркомпроса. Ценнейшей частью собрания были работы академика М. И. Мягкова, чья судьба также была связана с Барнаулом.

Ядро коллекции составляли работы, приобретённые замечательным человеком, инженером, изобретателем - начальником Колывано-Воскресенских заво-

дов. Именно П.К. Фролов фактически заложил традицию художественного собирательства на Алтае.

Худяшев был не одинок в своих поисках в формировании коллекции. Художники М.И. Трусов, М.И. Курзин и замечательный краевед В.Н. Гуляев откликнулись на его призыв. Первоначально собрание размещалось в пустовавшей тогда церкви Дмитрия Ростовского, которая сейчас находится и действует как храм в центре Барнаула на площади Спартака. Известно, что художник М.И. Курзин отнёсся к идее музея с большим рвением и передал новому музею 200 своих этюдов и законченных картин [9. С. 202].

Официальное открытие музея состоялось в 1920 г. Это был взлёт музейного дела в Барнауле, а дальше стала разворачиваться одна из драматических страниц в изобразительном искусстве не только Алтая, но, можно сказать, и России в целом. В результате НЭП, связанной с переходом на самоокупаемость, в 1922 г. музей был закрыт. Коллекцию стали перевозить из одного места в другое: сначала в школу им. III Коминтерна, а в 1924 г. разместили в одной из комнат Рабочего дворца, расположившегося в бывшем доме начальника Алтайского горного округа (современный адрес: пр. Ленина, 18) [9. С. 203].

27 января 1927 г. в газете «Красный Алтай» вышла статья А. Борзенко «Беспризорный музей» с неутешительным вердиктом - коллекция первого художественного музея на Алтае находится под угрозой исчезновения: «Годы разрухи тяжело отразились на музее, картины расхищались, валялись в беспорядке, некоторые висели в кабинетах вместо украшения. Прошли тяжёлые годы, и ребята снова начали собирать свои картины. Главным застрельщиком в этом деле был художник тов. Худяшев, в настоящее время тяжело больной. Он же был и заведующим художественным музеем. Были случаи, когда картины отбирались у водовозов и сторожей школ. Из обломков тов. Худя-шев создал художественный музей» [10]. В заключение этой публикации говорилось: «Художественный музей предоставлен сам себе, оказался вне всяких смет, хозяйственных расчётов и надзора. Копошится там т. Худяшев, не получая более года никакой заработной платы и вознаграждения. Музей необходимо сохранить» [10].

О бедственном положении барнаульского художественного музея и о работе Худяшева, безвозмездно занимающегося его сохранением, говорил в своём выступлении на Первом всесибирском съезде художников А.Н. Борисов в Новосибирске в 1927 г. Его полная боли за коллекцию речь даёт возможность почувствовать масштаб надвигающейся трагедии и прояснить некоторые очень ценные детали: «Худяшев заведует картинной галереей или художественным музеем. У музея было сначала три комнаты, потом две отняли. Осталась одна, сырая, холодная, совершенно не отапливаемая. Картины в ней обречены на гибель. Свалены они на полу. Развесить их негде. Заведующий из фанатической любви к искусству пытается сохранить ценные картины. Но поддержки он нигде не встречает. Жалованье ему не платится» [11. С. 217].

Вопреки стараниям А. В. Худяшева, А. Н. Борисова и других художников в конце 1920-х гг. музей уже не имел средств к существованию и собственного помещения. В итоге коллекция первого художественного музея на Алтае исчезла практически бесследно.

Мало что сохранилось и из творческого наследия самого Александра Худяше-ва. Нет произведений художника в Томске, где прошли восемь лет его жизни. А в

Барнауле, на родине художника, имеется только три его небольших работы, в настоящее время находящиеся в собрании Государственного художественного музея Алтайского края. В 1984 г. они были подарены музею матерью алтайского искусствоведа Ларисы Иосифовны Снитко - Варварой Дмитриевной Снитко. Это две сюжетные композиции на мифологические темы и летний пейзаж, условно названные «Жанровая сцена» (рис. 2) и «Пейзаж», авторство которых было подтверждено сыном художника А.Н. Борисова - Олегом Борисовым.

Рис. 2. Худяшев А.В. Жанровая сцена. Бумага, картон, масло. 26,0 х 19,0.

На обороте надпись черными чернилами: «Работа художника Худяшева А.В.

Подтверждаю /Борисов О.А., сын художника Борисова А.Н. 17.4.86/».

Дар В.Д. Снитко (г. Барнаул), 1984. Собственность ГХМАК (НВФ-2480).

Fig. 2. Khudyashev A.V. Genre scene. Paper, cardboard, oil. 26,0 х 19,0.

Gift from V.D. Snitko (Barnaul), 1984.

On the back side there is an inscription in black ink: «The work of the artist A. Khudyashev.

I confirm / Borisov OA, son of artist Borisov A.N. 17.4.86 /». Gift from V.D. Snitko (Barnaul), 1984. Property of of the State Art Museum of the Altai Krai (NVF - 2480)

Первые две работы - это многофигурные композиции, которые носят незавершенный эскизный характер. Они написаны экспрессивно, живопись пастозная с преобладанием зелено-охристых цветов. В выбранных художником сюжетах и композиционных решениях видно его обращение к творческому наследию фламандских художников XVII в., в том числе Питера Пауля Рубенса. На лицевой стороне одной из работ имеются надписи: в правом нижнем углу фиолетовыми чернилами: «Томск 1913 - Барнаул 1917 года» и нечётко читающаяся надпись по центру, сделанная карандашом: «Георгий» (см. рис. 2).

Изучая другую работу (см. рис. 3), можно предположить, что в основу ее сюжета лег древнегреческий миф о похищении дочерей царя Левкиппа. Как и в свое время Рубенса, этот драматический момент похищения привлёк Худяшева богатством пластических решений, возможностью передать многообразие и красоту линий и форм в их переплетении, взаимопроникновении и сопоставлении, что он и постарался воплотить в своем эскизе.

Рис. 3. Худяшев А.В. Жанровая сцена. 1913-1917. Бумага, картон, масло. 26,0 х 33,1.

Справа внизу надпись фиолетовыми чернилами: «Томск 1913 / Барнаулъ 1917».

На обороте надпись синими чернилами: «Работа художника Худяшева А.В. Подтверждаю сын художника Борисова А.Н. / Борисов О.А. 17.4.1986/».

Дар В.Д. Снитко (г. Барнаул), 1984. Собственность ГХМАК (НВФ-2481).

Fig. 3. Khudyashev A.V. Genre scene. 1913-1917. Paper, cardboard, oil. 26,0 x 33,1.

Right below the inscription in purple ink: «Tomsk 1913 / Barnaul 1917». On the back side there is an inscription in blue ink: «The work of the artist A. Khudyashev». I confirm, the son of the artist Borisov A.N. / Borisov O.A. 17.4.1986 /. Gift from V.D. Snitko (Barnaul), 1984. Property of the State Art Museum of the Altai Krai (NVF - 2481)

Большей завершённостью отличается работа «Пейзаж» (см. рис. 4). На первом плане этюда изображена вода, зелёное дерево и цветущий куст. Дальше, в глубине виден стоящий на пригорке деревянный одноэтажный дом, окруженный зелеными деревьями. Пейзаж написан свободно и легко, без лишних деталей и прорисовок. Живой выпуклый мазок с застывшими сгустками краски передает в этюде движение воды и ветра. Строя колорит работы на сочетании различных оттенков зеленого, голубого и коричневого цветов, художник умело объединяет их в единое целое, добиваясь цветовой гармонии. Даже в этом небольшом этюде видна поэтическая душа живописца, тонко чувствующего красоту повседневного, открывающего в нем неисчерпаемый мир красок и оттенков. Характеризуя творчество художника, искусствовед П.Д. Муратов писал, что Худяшев тяготел к импрессионизму, «не к тому импрессионизму, который ловил нюансы цвета, рассеянные в воздухе, окружающем предметы, а к импрессионизму, утверждающему ценность переходного состояния, ценность мгновенного живописного эффекта» [12. С. 65].

Рис. 4. Худяшев А.В. Пейзаж. Картон, масло. 28,6 х 20,0. На обороте надпись черными чернилами: «Работа художника Худяшева А.В., подтверждаю сын художника Борисова А.Н./

Борисов ОА/». Дар В. Д. Снитко (г. Барнаул), 1984. Собственность ГХМАК (НВФ-2479) Fig. 4. Khudyashev A.V. Landscape. Oil on cardboard. 28,6 x 20,0. On the back there is an inscription in black ink: «The work by the artist Khudyashev A.V., I confirm, the son of the artist Borisov A.N. / Borisov O.A. /». Gift from V.D. Snitko (Barnaul), 1984.

Property of the State Art Museum of the Altai Krai (NVF - 2479)

Умер А.В. Худяшев 19 августа 1927 г. в Барнауле в возрасте 42 лет от туберкулёза. Он был похоронен на несохранившемся до наших дней Нагорном кладбище города. В некрологе «Памяти художника Худяшева», опубликованном в газете «Красный Алтай», его друг А.Н. Борисов писал: «Он всю свою жизнь горел единым стремлением приобрести, как можно больше знаний... Он оставил множество эскизов и подготовительных рисунков. Он работал над созданием больших художественных произведений. Это два больших полотна: "Пир во время чумы" и "Гибель Атлантиды". Его заветная мечта была создать в Барнауле художественный музей, художественное общество и организовать художественную студию. Он проработал 1,5 года без всякого вознаграждения за труд по собиранию художественного музея в Барнауле. Болезнь и смерть прервали его художественную деятельность» [13].

Александр Виссарионович Худяшев жил в тяжелый исторический период социального и политического слома, Гражданской войны, иностранной интервенции, введения новой экономической политики. Все это не могло не отразиться на его дея-

тельности и творчестве. Как и многие художники того времени, Худяшев воспринимал себя творцом нового искусства и старался доказать свою нужность новому обществу. Он много работал творчески, постоянно экспериментируя и ища свой путь в искусстве, он организовывал выставки и занимался педагогической деятельностью, он стремился спасти уникальную коллекцию первого художественного музея на Алтае, понимая всю важность и нужность своей работы для будущих поколений. Его творческая деятельность и активная гражданская позиция сыграли большую роль в становлении и развитии профессионального искусства в сибирском регионе. Бескорыстно преданный своему делу, А.В. Худяшев по праву является одним из ярких представителей творческой интеллигенции первой трети ХХ в.

Литература

1. Государственный архив Алтайского края. Ф. 141. Оп. 1. Д. 130.

2. Хроника художественной жизни Томска. 1909-1919 гг.: к 90-летию Томского общества любителей художеств : по материалам газеты «Сибирская жизнь». Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. 170 с.

3. Прохоров С. Художественная выставка общества любителей художеств // Сибирская жизнь. 1911. 4 января. С. 4.

4. Ъ. Первая художественная выставка картин // Сибирская жизнь. 1914. 22 февраля. С. 2.

5. Научный архив Государственного художественного музея Алтайского края. Ф. V. Р. 2.

6. Дариус Е.И. Творческое наследие художника Алексея Борисова // Искусство Евразии. 2015. № 1. URL: https://readymag.com/p973204/ (дата обращения: 16.05.2019).

7. Первая всесибирская выставка живописи, скульптуры, графики и архитектуры : каталог. Новосибирск, 1927. 15 с.

8. Дариус Е.И. Художественная жизнь Алтая в 1918-1920 гг. // Искусство Сибири и Монголии XX-XXI вв.: очерки истории и теории / под ред. М.Ю. Шишина, С.М. Белокуровой, Д. Уранчимэг, Е.В. Макаровой. Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2018. 321 с. С. 126-139.

9. Дариус Е.И. Музей изящных искусств г. Барнаула (реконструкция истории первого художественного музея на Алтае на основе архивных материалов) // Искусство Сибири и Дальнего Востока: наследие, современность, перспективы : материалы межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2-3 декабря 2015 г. / под общ. ред. М.Ю. Шишина; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2015. С. 200-204.

10. Борзенко А. Беспризорный музей // Красный Алтай. 1927. 27 января. С. 4.

11. Первый сибирский съезд художников : стенограмма // Сибирские огни. 1927. № 3. С. 204-231.

12. Муратов П.Д. Изобразительное искусство Томска. Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1974. 80 с.

13. Борисов А.Н. Памяти художника Худяшева // Красный Алтай. 1927. 4 сентября.

Elena I. Darius, The State Art Museum of the Altai Krai (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Mikhail Yu Shishin, Altai State Technical University; The Russian Academy of Arts (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2021, 43, pp. 253-261 DOI: 10.17223/22220836/43/21

A.V. KHUDYASHEV (1885-1927): BIOGRAPHICAL FEATURES AND ANALYSIS OF THE ARTIST'S CREATIVE HERITAGE

Keywords: A.V. Khudyashev; Association of Artists «New Siberia»; the State Art Museum of the Altai Krai; artist A.N. Borisov.

Alexander Khudyashev is a sculptor, painter, teacher, organizer who played a prominent role in the artistic life of two Siberian cities - Tomsk and Barnaul in the 10-20s of the twentieth century. This article, based on the documents found, represents for the first time the main stages of his life and work, active participation in the All-Siberian Association of Artists «New Siberia». Until recently, very little was known about the life and work of this artist. The authors of the article, relying on archival materials, restored the biography of A. Khudyashev, in particular, more fully covered the Barnaul period of his life.

On the basis of the documents found in the State Archive of the Altai Krai, the facts of the early years of the master's biography, the period of study at the Kazan Art School, and studies at private art studios in Moscow became known. The article describes his organizational work in Tomsk: on the board of the Tomsk Society of Art Lovers, participating in annual periodic art exhibitions, organizing a number of exhibitions («Exhibition of paintings and sculptures by local artists» and «Autumn exhibition of local and non-resident authors»). In Novonikolaevsk (now Novosibirsk), together with the assistant of the Leipzig Royal Academy of Arts, Czech artist F. Havelka, he participated in the preparation of the first in the history of the city art exhibition of Tomsk and Novikolaevsk professional artists and students of the Tomsk Real School and private studio F. Havelka. The pedagogical activity of the master is noted: in parallel with the creative and organizational work, Khudyashev taught sculpture in F. Havelka's private drawing classes, drawing in the theological schooland first city women's school, as well as in the Mariinsky female gymnasium.

In 1918, the artist returned to Barnaul, where, according to A. Khudyashev's questionnaire recently discovered in the State Archive of the Altai Territory, he continued his teaching activities at the Barnaul Pedagogical Technical School and at the Workers' Faculty, and also worked in the Altai provincial department of public education. In addition, the artist was engaged in design activities. Becoming a member of the All-Siberian Society of Artists «New Siberia», he took part in the First All-Siberian exhibition of painting, sculpture, graphics and architecture, opened by members of the "New Siberia" in 1927 in Novosibirsk.

The history of the Museum of Fine Arts in Barnaul, the first art museum in Altai, is connected with the name of A. Khudyashev. In difficult historical times, the change of the social and political system, the civil war, the introduction of the New Economic Policy A.V. Khudyashev sought to save a unique collection of the first art museum in Altai, understanding the importance and necessity of his work for future generations. The article introduces for the first time into the scientific parlance and analyzes three of his remaining paintings, now stored in the State Art Museum of the Altai Krai, tells about the composition and fate of the collection of the Museum of Fine Arts in Barnaul.

References

1. The State Archive of the Altai Territory. Fund 141. List 1. File 130.

2. Tyurina, I.P. et al. (2000) Khronika khudozhestvennoy zhizni Tomska. 1909-1919 gg.: k 90-letiyu Tomskogo obshchestva lyubiteley khudozhestv: po materialam gazety "Sibirskaya zhizn'" [Chronicle of the artistic life of Tomsk. 1909-1919: for the 90th anniversary of the Tomsk Society of Art Lovers: based on materials from the newspaper "Sibirskaya zhizn'"]. Tomsk: Tomsk State University.

3. Prokhorov, S. (1911) Khudozhestvennaya vystavka obshchestva lyubiteley khudozhestv [Art Exhibition of the Society of Art Lovers]. Sibirskaya zhizn'. 4th January.

4. Anon. (n.d.) (1914) Pervaya khudozhestvennaya vystavka kartin [The first art exhibition of paintings]. Sibirskaya zhizn'. 22nd February. p. 2.

5. The Scientific Archive of the State Art Museum of the Altai Territory. Fund V. R. 2.

6. Darius, E.I. (2015) The Creative Heritage of the Artist A.N. Borisov. Iskusstvo Evrazii - The Art of Eurasia. 1. (In Russian). [Online] Available from: https://readymag.com/p973204/. (Accessed: 16th May 2019).

7. Anon. (1927) Pervaya vsesibirskaya vystavka zhivopisi, skul'ptury, grafki i arkhitektury: katalog [First All-Siberian Exhibition of Painting, Sculpture, Graphics and Architecture: catalog]. Novosibirsk: [s.n.].

8. Darius, E.I. (2018) Khudozhestvennaya zhizn' Altaya v 1918-1920 gg. [The artistic life of the Altai in 1918-1920]. In: Shishin, M.Yu., Belokurova, S.M., Uranchimeg, D. & Makarova, E.V. (eds) Iskusstvo Sibiri i Mongolii XX-XXI vv.: ocherki istorii i teorii [Art of Siberia and Mongolia of the 20th - 21st centuries: essays on history and theory]. Barnaul: Altai State Technical University. pp. 126-139.

9. Darius, E.I. (2015) Muzey izyashchnykh iskusstv g. Barnaula (rekonstruktsiya istorii pervogo khudozhestvennogo muzeya na Altae na osnove arkhivnykh materialov) [The Museum of Fine Arts of Barnaul (reconstruction of the history of the first art museum in Altai based on archival materials)]. In: Shishin, M.Yu. (ed.) Iskusstvo Sibiri i Dal'nego Vostoka: nasledie, sovremennost', perspektivy [The Art of Siberia and the Far East: heritage, modernity, perspectives]. Barnaul: Altai State Technical University. pp. 200-204.

10. Borzenko, A. (1927) Besprizornyy muzey [Homeless Museum]. KrasnyyAltay. 27th January. p. 4.

11. Anon. (n.d.) (1927) Pervyy sibirskiy s"ezd khudozhnikov : stenogramma [First Siberian Congress of Artists: Verbatim]. Sibirskie ogni. 3. pp. 204-231.

12. Muratov, P.D. (1974) Izobrazitel'noe iskusstvo Tomska [The Fine Arts of Tomsk]. Novosibirsk: Zap.-Sib. kn. izd-vo.

13. Borisov, A.N. (1927) Pamyati khudozhnika Khudyasheva [In memory of the artist Khudyashev]. Krasnyy Altay. 4th September.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.