Научная статья на тему 'НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ'

НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БОЛЬШОЙ АЛТАЙ / ИКИБА / РОССИЯ / МОНГОЛИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ КОНСТАНТЫ / The Big Altai / ICRBA / Russia / Mongolia / cultural constants

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мушникова Е.А.

В статье дан обзор наиболее значимых исследований Института комплексных исследований Большого Алтая (ИКИБА), проводимых совместно с монгольскими учеными в сфере культурных изысканий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC COOPERATION RUSSIA–MONGOLIA: REGIONAL ASPECTS

The article provides an overview of the most significant studies of the Institute Complex Researches of Big Altai (ICRBA), conducted jointly with Mongolian scientists in the field of cultural research.

Текст научной работы на тему «НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ»

Для цитирования: Мушникова Е.А. Научное сотрудничество Россия-Монголия // [Электронный ресурс] URL: http://rectors.altstu.rU/ru/periodical/archiv/2020/2/articles/3_2.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2020.02.010

УДК 001.92+304.444+379.851

Научное сотрудничество Россия-Монголия:

региональные аспекты1

Е.А. Мушникова1

1 ФГБОУВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»,

г. Барнаул, Россия E-mail: mushnikova77@mail.ru

Введение

Трансграничное сотрудничество между странами Большого Алтая открывает новые возможности для регионального развития. Исследования культурного наследия позволяют разнообразить подходы при формировании и совершенствовании механизмов реализации рекреационного потенциала художественной культуры региона (например, Алтайского края) в программах его социокультурного развития. Это в полной мере относится к адаптации научных знаний, полученных при проведении международных исследований.

Более пятнадцати лет сотрудниками Института комплексных исследований Большого Алтая (ИКИБА) совместно с монгольскими коллегами ведется работа по изучению культуры, художественных традиций, искусства трансграничных регионов России и Монголии. Уникальное геополитическое положение Алтая позволяет изучать опыт сосущестования проживающих здесь народов во всей полноте. Актуальность решения исследовательских задач российско-монгольского сотрудничества также связана с динамичным развитием контактов в области изобразительного искусства. Изучение современного искусства Монголии важно с позиций межкультурных коммуникаций и оценки евразийского культурного наследия.

Сотрудниками ИКИБА были реализованы несколько проектов, поддержанных российскими научными фондами. Остановимся на наиболее значимых.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Алтайского края в рамках научного проекта №19-412-220003 р_а «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов его использования в региональных и международных туристических проектах».

«Grand Altai Research & Education» Issue 2'2020 74

Специфика проявления культурных констант России и Монголии в

трансграничной области на Алтае

(грант РГНФ-МинОКН Монголии, №08-04-92306 a/G)

Одним из первых реализованных проектов в данном направлении является проект 2008-2010 гг. Его цель — реконструкция и описание корпуса культурных констант, сходных и отличных в российской и монгольской культурах Алтайского региона, и создание на его основе аксиологической модели межкультурной коммуникации двух народов на территории Алтая. Результатом данного проекта стало описание культурных констант, отраженных в языке, искусстве, народном творчестве, массовой и деловой коммуникации двух стран. Учеными были выделены общие для российской и монгольской культуры константы — «открытость», «граница», «сказитель» и другие. Обсуждая проблему устойчивых образований в культуре народов трансграничной области на Алтае, исследователи обосновывают наличие общих и специфических проявлений констант, их иерархию в культуре с точки зрения аксиологической модели. В ходе исследований была подтверждена актуальность многих констант для современного культурогенеза, раскрыты механизмы их формирования. Применение подхода, основанного на учении о ноосфере и евразийстве, позволило выявить черты культурной общности народов и продемонстрировать возможность понимания констант как постоянных величин для описания устойчивых механизмов культурогенеза.

В результате проведенного исследования была разработана иерархическая модель констант культуры, вершину которой составляют базовые национальные ценности, которые как бы пронизывают всю толщу культуры, создают устойчивые формы. При этом те формы, которые максимально воплощают высшие ценности, особо значимы для культуры, задают векторы ее развития, выступают в роли формообразующих элементов, выполняют роль фундаментальных основ в сохранении и возрождении культуры. Применяя два активно развивающихся сегодня направления (евразийство и учение о ноосфере), удалось обосновать наличие подобных константных образований в культуре России и Монголии. Итоги данного исследования изложены в монографии «Константы культуры России и Монголии: очерки истории и теории» [1].

Русско-монгольское культурное взаимодействие в трансграничной области на Алтае: параллелизм философских идей и художественных форм (грант РГНФ-МинОКН Монголии №11-24-03003a/Mon)

Работа, проведенная по этому проекту, позволила сформулировать новые задачи, решению которых было посвящено исследование 2011-2013 гг. Учеными были эксплицированы базовые культурообразующие основания, характерные как для монгольской, так и для русской культуры. Участниками проекта были выявлены ценностные основания обеих культурных традиций, получившие свое отражение в художественной культуре: отношение к родной

Наука и образование Большого Алтая»

75

земле, Алтаю, сходство в понимании женского начала, ряд периферийных константных форм.

В ходе исследования были получены убедительные результаты по применению современных методов анализа и интерпретации памятников изобразительного искусства — иконологического и иконометрического. Такой исследовательский подход в отношении современного искусства и художественного наследия России и Монголии был использован впервые. Ученым удалось раскрыть глубокие семантические слои в живописных произведениях и архитектуре, опираясь на анализ монгольского учения «арга-билиг». Многоаспектный анализ этого учения, легший в основу итоговой монографии [2], можно считать одним из главных теоретических результатов исследований.

Кроме того, участниками проекта были переведены и введены в научный оборот новые, не публиковавшиеся ранее в России, работы монгольских исследователей (Н. Хавх, Б. Батмунх, Ч. Дарамбазар), описаны памятники изобразительного искусства (дацан в г. Ховд, Монголия) и представлены масштабные исследования творчества современных художников Г.Ф. Борунова, В.А. Зотеева [3], А.Н. Потапова [4], Н.В. Острицова, Марзан Шарава (Монголия). В результате проведенных экспедиций с фото-видеофиксацией удалось отснять уникальный материал, позволивший создать четыре документальных фильма. Первый — «Дзанабадзар. "Несолгавшая вера моя..."» — повествует об основных этапах творческого пути монгольского скульптора и просветителя Дзанабадзара (1635-1723), а также содержит анализ наиболее значимых его работ. Фильм «Степные зодчие» рассказывает об основных тенденциях монгольской храмовой архитектуры, в нем дается анализ наиболее значимых монастырских комплексов. Фильм «Андрей Никулин: возвращение мастера» посвящен творчеству одного из первых профессиональных художников Алтая А.О. Никулину, принесшему веяния импрессионизма на Алтай и долгие годы работавшему ведущим художником на Мосфильме. Наконец, «Григорий Гуркин» — фильм о жизненном и творческом пути выдающегося алтайского художника-пейзажиста, ученика И.И. Шишкина, Г.И. Чорос-Гуркина, работавшего в эмиграции во время гражданской войны на Алтае в Западной Монголии.

Парадигмальное сходство и различие художественной культуры России и Монголии: философско-искусствоведческий и лингво-культурологический анализ и его практическое применение» (грант РГНФ-МинОН Монголии №13-24-03003)

В ходе исследований 2013-2015 гг. учеными был проведен сравнительный анализ основополагающих категорий монгольского и русского искусства, получивших отражение в языковой картине мира двух народов. В ходе реализации проекта были поставлены следующие задачи как:

«Grand Altai Research & Education»

— проведение сравнительного анализа направлений и форм изобразительного искусства России и Монголии и их культурно-мировоззренческих основ;

— проведение сравнительного лингвистического анализа категорий, связанных с изобразительным искусством, в русском и монгольском языках;

— разработка методологических основ преподавания специализированных курсов по философии искусства и русскому языку для обучающихся в России монгольских студентов художественных специальностей.

В рамках проекта были проведены три экспедиции в Монголию (г. Улан-Батора и г. Ховда) для работы в художественных фондах, библиотеках, художественных мастерских. Целью экспедиций был сбор материала по современному монгольскому искусству, культуре, архитектуре для выявления основных тенденций в монгольском изобразительном искусстве, их соотношения с традициями русского изобразительного искусства, определения основных сходств и различий в развитии современного искусства. Кроме того, было проведен ряд семинаров и консультаций с монгольскими искусствоведами и специалистами Монгольского университета культуры и искусств (г. Улан-Батор) и Ховдского государственного университета. Научные мероприятия были посвящены терминологическим вопросам в области монгольского национального искусства. Результаты исследований нашли свое отражение в коллективной монографии «Россия и Монголия: перекрестки культуры» [5]. Наработки участников гранта были использованы в педагогической работе, для этого были изданы два методических пособия: «Комментированный словарь специализированной лексики по архитектуре и изобразительному искусству» [6] и «Программа курса профессионально ориентированного русского языка для студентов из Монголии, обучающихся по специальности "Дизайн архитектурной среды"» [7].

Изобразительное искусство Сибири и Монголии XX - начала XXI веков: кросс-культурное взаимодействие и влияние художественных традиций (грант РГНФ-МОНМ №15-24-03002)

В рамках этого проекта в 2015-2017 гг. современное искусство двух стран было проанализировано по целому ряду аспектов, в том числе культурно-философскому и искусствоведческому.

Исследование велось с опорой на теоретические результаты предыдущих исследований, выполненных научным коллективом. В частности, результативно был применен метод, опирающийся на две концепции: концепцию культурных констант и монгольское традиционное учение «арга-билиг». Апробацией данного подхода стало описание творчества и анализ произведений ведущих художников рассматриваемых территорий.

Основной задачей исследования, которую поставил перед собой российско-монгольский научный коллектив, явилось проведение

Наука и образование Большого Алтая»

многоаспектного, компаративистского анализа сибирского и монгольского искусства, которые в ходе своего генезиса и развития, с одной стороны, приобрели ряд общих черт, с другой, — напротив, в них более четко обозначились самобытные национальные особенности.

В ходе реализации проекта были выявлены и освещены основные стилистические направления, сходства и различия монгольского и сибирского искусства: тенденция к проявлению полистилизма и реалистического направления в искусстве; появление черт такого стилистического направления, как «суровый стиль»; развитие в монгольском искусстве стиля монгол-зураг; в искусстве России — бурят-зураг. Кроме того, участниками проекта было проанализировано стилистическое направление «метаисторический экспрессионизм» и выделены базовые черты этого стиля в творчестве монгольских и сибирских художников. Также учеными был разработан авторский методологический подход в интерпретации произведений искусства на основе философской концепции «арга-билиг» и современных методов искусствоведения — иконологии и иконографии, что было апробировано на ряде памятников искусства.

В рамках этого проекта была проведена экспедиция в национальный парк «Алтай» (Западная Монголия) к комплексу наскальных рисунков и горному узлу Таван-Богд. Целью экспедиций было изучение наскальных рисунков и символов. Одной из причин научного интереса к изучению этого вопроса стало то, что обращение к древней истории и художественной культуре народов Сибири и Монголии в настоящий момент очень характерно для художников двух стран. В искусстве современных художников России и Монголии четко прослеживается апелляция к наскальным рисункам, тамги — древнейшим знакам и символам. По мнению участников научного коллектива, изучение наскальных рисунков и символов позволяет глубже выяснить, насколько и чем интересен этот пласт культуры для современных художников, как и с какой глубиной раскрывают они образы прошлого, трансформируются ли они или с документальной точностью воспроизводятся в картинах, графике и других формах творчества. В октябре 2018 года в выставочном зале Российского государственного гуманитарного университета по итогам экспедиции в Монголию была проведена выставка «Экспедиционный дневник: Россия-Монголия». Для выставки были выбраны композиции российских и монгольских комплексов Калбак-Таш, Цагаан-Салаа, Ямааны-Ус, Шивээт-Хайрхан и др., а также включены работы сибирских и монгольских художников-графиков, для которых наскальное искусство является вдохновляющим стимулом для творчества.

По результатам проекта были введены в научный оборот новые документы и материалы, издан альбом по творчеству алтайского художника Анатолия Щетинина «Под солнцем Алтая. Живопись» [8], коллективная монография «Искусство Сибири и Монголии ХХ - начала XXI в.: очерки истории и теории» [9], в которой отражены основные научно-теоретические

«Grand Altai Research & Education»

78

результаты проводимых исследований. Также участниками проекта подготовлена серия научно-популярных фильмов о творчестве сибирских и монгольских художников — «Ханзайгийн Содномцэрэн. Реальная абстракция», «Александр Потапов. Картинки с выставки», «Межрегиональная художественная выставка в г. Красноярске (сюжеты, интервью)».

Заключение

В ходе российско-монгольских исследований, проводимых сотрудниками ИКИБА совместно с коллегами из Монголии, сложилось тесное сотрудничество по проблематике истории и теории изобразительного искусства двух стран. Учеными накоплен богатый опыт проведения экспедиций, научных мероприятий, организации пленэров, мастер-классов современных художников. Российскими участниками проектов собраны уникальные материалы по древнему и современному монгольскому искусству и архитектуре. В заключение отметим, что в настоящее время научные, культурные, художественные центры приграничных регионов России и Монголии выстраивают эффективные симметричные коммуникации для обмена культурными ценностями. В последнее десятилетие искусство является сферой активного диалога двух стран. Динамичное развитием российско-монгольских контактов в области изобразительного искусства определяет актуальность подобного рода исследований в дальнейшем.

Кроме того, полученные новые научные знания о культурном наследии позволяют решать ряд задач, связанных с организацией экспертизы, атрибуции, хранения и популяризации художественных коллекций. Это открывает новые возможности для брендирования туристических продуктов и услуг, что разнообразит подходы при формировании и совершенствовании механизмов реализации рекреационного потенциала художественной культуры региона (например, Алтайского края) в программах его социокультурного развития.

Список литературы

1. Константы культуры России и Монголии: очерки истории и теории/ Под общей редакцией Шишина М.Ю., Макаровой Е.В. Научное издание. Барнаул: ОАО Алтайский дом печати, 2010. 313 с.

2. Учение арга билиг как ось монгольской культуры: монография/ под общ. ред. М.Ю. Шишина Научное издание. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. 181 с.

3. Шишин М. Ю. Виктор Зотеев. Путь в жизни и творчестве. Барнаул: Алт. дом печати,

4. Шишин М.Ю. Мир Александра Потапова. Графика и живопись (научное издание). Барнаул: Алтайский дом печати, 2013. 240 с.

5. Россия и Монголия: перекрестки культуры [Текст]: монография / отв. ред. И. В. Фотиева, ред. Н.Г. Барышникова, Л.Н. Лихацкая, Н.С. Царева. Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2015.

6. Комментированный словарь специализированной лексики по архитектуре и изобразительному искусству / сост. С.М. Белокурова, Т.Н. Канарева, Т.В. Иккерт. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015. 41 с.

2012. 228 с.

224с.

Наука и образование Большого Алтая»

7. Программа курса профессионально ориентированного русского языка для студентов из Монголии, обучающихся по специальности «Дизайн архитектурной среды» / сост. Н.Г. Барышникова, С. М. Белокурова, О. А. Киба. Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2015. 67 с.

8. Анатолий Щетинин. Под солнцем Алтая. Живопись / Альбом. Под общей редакцией Шишина М.Ю. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2017. 108 с.

9. Искусство Сибири и Монголии ХХ - начала XXI в.: очерки истории и теории / под ред. М.Ю. Шишина, С.М. Белокуровой, Д. Уранчимэг, Е.В. Макаровой. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. 321 с.

References

1. Konstanty kul'tury Rossii i Mongolii: ocherki istorii i teorii/ Pod obshchej redakciej SHishina M.Yu., Makarovoj E.V. Nauchnoe izdanie. Barnaul: OAO Altajskij dom pechati, 2010. 313 s.

2. Uchenie arga bilig kak os' mongol'skoj kul'tury: monografiya/ pod obshch. red. M.YU. SHishina Nauchnoe izdanie. Barnaul: Izd-vo AltGTU, 2013. 181 s.

3. SHishin M.Yu. Viktor Zoteev. Put' v zhizni i tvorchestve. Barnaul: Alt. dom pechati, 2012.

4. SHishin M.Yu. Mir Aleksandra Potapova. Grafika i zhivopis' (nauchnoe izdanie). Barnaul: Altajskij dom pechati, 2013. 240 s.

5. Rossiya i Mongoliya: perekrestki kul'tury [Tekst]: monografiya / otv. red. I.V. Fotieva, red. N.G. Baryshnikova, L.N. Lihackaya, N.S. Careva. Barnaul : Izd-vo AltGTU, 2015. 224 s.

6. Kommentirovannyj slovar' specializirovannoj leksiki po arhitekture i izobrazitel'nomu iskusstvu / sost. S. M. Belokurova, T. N. Kanareva, T. V. Ikkert. Barnaul: Izd-vo AltGTU, 2015. 41 s.

7. Programma kursa professional'no orientirovannogo russkogo yazyka dlya studentov iz Mongolii, obuchayushchihsya po special'nosti «Dizajn arhitekturnoj sredy» / sost. N. G. Baryshnikova, S. M. Belokurova, O. A. Kiba. Barnaul : Izd-vo AltGTU, 2015. 67 s.

8. Anatolij SHCHetinin. Pod solncem Altaya. ZHivopis' / Al'bom. Pod obshchej redakciej SHishina M.YU. Barnaul: Izd-vo AltGTU, 2017108 s.

9. Iskusstvo Sibiri i Mongolii XX - nachala XXI v.: ocherki istorii i teorii / pod red. M.Yu. SHishina, S.M. Belokurovoj, D. Uranchimeg, E.V. Makarovoj. Barnaul: Izd-vo AltGU,

228s.

2018. 321s.

«Grand Altai Research & Education»

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.