Искусство XX-XXI веков
ART OF THE XX-XXI CENTURIES
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.007 УДК 75.03
БЭГЗСУРЭН БААСАНСУРЭН: ХУДОЖНИК, СТРЕМЯЩИЙСЯ К СОВЕРШЕНСТВУ
Наваанзоч Х. Цэдэв
Профессор, действительный член
Академии образования, консультант
Монгольского национального
университета.
Монголия, г. Улан-Батор.
navaanzoch@yandex.ru
Шишин Михаил Юрьевич Искусствовед, академик Российской академии художеств, доктор философских наук, профессор, заведующий международной кафедрой ЮНЕСКО Алтайского государственного технического университета. Россия, г. Барнаул. shishinm@gmail.com
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ и Министерства образования, науки и культуры Монголии «Искусство Монголии в историко-культурном контексте Евразии: российско-монгольские диалоги от истоков до современности» № 19-512-44007.
Аннотация
В статье представлена биография и проанализированы основные произведения современного монгольского молодого художника, преподавателя Монгольского национального университета Бэгзсурэн Баасансурэна. В августе 2019 года он открыл в Норпей-Арт галерее центра Блю-Мон г. Улан-Батора четвертую персональную выставку, которая называлась «Тоонолж». Художник получил профессиональное образование в Институте изобразительных искусств и дизайна при Монгольском государственном университете искусств и культуры. Его учителем был художник Х. Содномцэрен. Баасансурэн работает в нескольких стилистических направлениях, наибольших успехов он добился в экспрессионизме и абстрактном экспрессионизме.
Ключевые слова: современное монгольское искусство, художник Бэгзсурэн Баасансурэн, экспрессионизм, абстрактное искусство.
Библиографическое описание для цитирования:
Цэдэв Наваанзоч Х., Шишин М.Ю. Бэгзсурэн Баасансурэн: художник, стремящийся к совершенству // Искусство Евразии. - 2019. - № 2 (13). - С. 68-80. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.007. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1431023/17/
В настоящее время усиливается интерес российских и монгольских искусствоведов к современному монгольскому искусству. Уже выделены стилистические направления, которые сложились в Монголии и Сибири фактически одновременно, например, стиль метаисторический экспрессионизм [7]. В совместных российско-монгольских искусствоведческих монографиях нашли отражение основные положения монгольского учения арга билиг, которое оказывает заметное влияние на всю монгольскую художественную культуру, прослежены кросскультурные взаимодействия между монгольским и российским искусством, получили свое освещение творчество и судьбы ряда мастеров искусства [8; 9]. Однако еще остается практически не осмысленным творчество большого числа современных мастеров, которые весьма успешно проявляют себя в современном художественном процессе. К ним принадлежит Бэгзсурэн Баасансурэн, и его искусство фактически впервые представляется в русскоязычном искусствоведческом исследовании.
Рис. 1. Бэгзсурэн Баасансурэн, художник, преподаватель Монгольского национального университета.
Бэгзсурэн Баасансурэн родился в сомоне Эрдэнэ Гоби-Алтайского аймака в 1969 году в семье кочевника, и особая красота этих мест с детства стала его вдохновляющей силой. Она впервые открылась для него через дымник юрты как вечно синее небо и снежные вершины Монгольского Алтая. Обращаясь к этим детским впечатлениям, он и назвал свою очередную персональную выставку «Тоонолж», что в переводе означает «дымник», верхнее отверстие юрты, с которым связаны многие сакральные представления монголов.
В 1994—1999 годах он учился в Институте изобразительного искусства при Университете культуры и искусства, в художественной мастерской известного преподавателя, профессора Ханзангийна Содномцэрэна, яркого художника, наиболее успешно проявившего себя в абстрактных формах искусства, со специфическим
подходом [4]. Композиции Х. Содномцэрэна представляют собой знак, восходящий к реальным формам бытия, и этим он отличается от абстрактного искусства в его чистом виде. Этот подход воспринял и творчески развил его ученик. В 2008 году Баасансурэн получил магистерскую степень в Монгольском государственном университете образования.
Вот уже почти двадцать лет художник Баасансурэн занимается преподавательской деятельностью, ведет курсы по изобразительному искусству в Монгольском национальном университете как старший преподаватель Школы архитектуры и дизайна. Художника отличает высокая работоспособность, о чем свидетельствует его постоянное участие в профессиональных выставках: более чем на двадцати из них Б. Баасансурэн представлял свои работы, четыре из них — персональные выставки мастера.
Ключевая тема творчества художника — это Гоби, особую красоту которой он впитал с детства. Эта линия хорошо дополняется другой темой — темой юрты, микрокосма жизни кочевника. В плане стилистических предпочтений Баасансурэну близки экспрессионизм и одна из его разновидностей — абстрактный экспрессионизм. О степени увлеченности этим стилем говорит масштаб его последней персональной выставки, где было выставлено около 50 живописных работ, выполненных в этом стиле. Относя художника к этому активно развивающемуся стилистическому направлению современного искусства, стоит все же сделать ряд уточнений и выделить специфику проявления этого стиля в творчестве Баасансурэна.
Искусствоведы считают, что истоки абстрактного экспрессионизма необходимо искать в искусстве одного из ведущих художников XX века — В. Кандинского. В последующем он активно развивался А. Бретоном, П. Мондрианом, М. Эрнстом, Р. Матта и другими ведущими художниками прошлого века. Они полагали, что необходимо «освободить» искусство от логических законов и вообще контроля разума, сделать его спонтанным, передающим внутренний мир творческой личности, импульсы подсознания, используя принцип свободного нанесения хаотических, абстрактных форм. Главное было в стремительном ритме энергичных мазков зафиксировать импульсы психического состояния и всплесков эмоций. Именно такими предстают работы Баасансурэна в первый момент их восприятия. Однако за внешним сходством может быть обнаружена одна очень важная черта творческого метода художника, которая принципиально отличает его от других мастеров этого стиля. Постараемся кратко определить составляющие его творческого метода.
Во-первых, стремясь к выразительности формального воплощения, художник начинает работать только тогда, когда у него сложится какая-то очень сильная, хорошо продуманная идея, концепция, которую он и стремится воплотить в работе. Поэтому в своих композициях он не теряет дискурсивный контроль и последовательно воплощает свой замысел. Порой для этого он разрабатывает довольно сложные аналитические схемы и в этом плане сближается с другим очень ярким явлением в современном искусстве XX века — аналитическим искусством. Его теоретик и, по сути, основоположник Павел Филонов полагал, что существуют дела два главных органа в искусстве — «глаз видящий», который воспринимает видимый мир, и «глаз знающий», прозревающий невидимую конструкцию мира, его структуру, силовые линии связей, закономерности «роста» феноменов «оче-видной» действительности. Только такой подход, по Филонову, мог привести к воплощению в искусстве желаемого
гармоничного взаимодействия мира и человека, что предполагало в зрителе высокий интеллект и активное соучастие-прочтение произведения в акте творческого восприятия.
Второй очень важный момент в творчестве Баасансурэна — его укорененность в родной природе и культуре, богатый накопленный визуальный опыт, восхищение и глубокое сопереживание образов художественной культуры Монголии. Его волнуют простые знаки, чрезвычайно распространенные в орнаментальных композициях повсюду. Они стали привычны и в некотором смысле обыденны. Придавая им динамику и экспрессию, художник как будто пробуждает эти древние знаки от сна, наполняет их экспрессией и раскрывает изначальный смысл и содержание. Ниже мы остановимся на таких композициях.
И, наконец, художник не утратил интереса к красоте и выразительности мира. Он легко оставляет экспрессивные и абстрактные формы искусства и пишет реалистические пейзажи, в которых не только передает красоту и особенные черты того или иного уголка природы, но выступает и как аналитик, внимательно изучает каждую деталь, стремится запомнить мельчайшие подробности. Можно заметить, что в будущем он может сделать следующий шаг: отказаться от детализации и пойти на сильное обобщение, ярче раскрывающее, например, образ места.
Лучше всего это проявилось в его пленэрных работах. В последние годы картины Б. Баасансурэна часто принимают участие в международных выставках, в частности, в КНР, Корее, Кыргызстане и России. В 2015 году Баасансурэн участвовал в международном пленэре на берегу Иссык-Куля. Одна из творческих удач художника — картина «Лето» (холст, акрил, 30 х 30 см) — экспонировалась на выставке молодых художников в Корее и Монголии [2, с. 72]. Его работы, написанные во время международного пленэра на берегу Иссык-Куля, отличают эпичность композиции и напряженные цветовые эффекты (рис. 2 и 3).
Рис. 2. Б. Баасансурэн. Иссык-Куль. Холст, акрил. Рис. 3. Б. Баасансурэн. Гора Зурх
40 х 60. (Гора Сердце). Холст, акрил. 50 х 50.
Знаковой работой художника в последнее время стала картина «Тоонолж (Дымник юрты)», которая дала название и его персональной выставке (рис. 4).
Рис. 4. Б. Баасансурэн. Тоонолж (Дымник юрты). Холст, смешанная техника. 120 х 282.
Остановимся на ней подробнее. Чтобы понять замысел, нужно вспомнить об особенности этого важнейшего элемента конструкции юрты. Фактически это деревянное искусно сделанное кольцо. Его изготовление предполагает большое мастерство — необходимо выгнуть дерево строго по кругу. Это самый ценный элемент в юрте, его тщательно берегут и бережно относятся во время перекочевок. На дымник опираются жерди, несущие кровлю юрты. Как правило, их и кольцо раскрашивают в красный или оранжевый цвета, что создает образ солнца с лучами в каждой юрте. Одним словом, дымник — не только ключевой элемент конструкции юрты, но и сакральный символ, он находится в центре юрты, как и солнце, центр и божество полуденного мира. В композиции можно заметить ряд важных моментов, раскрывающих связь творчества художника с традициями монгольской художественной культуры.
Одним из самобытных стилей искусства Монголии является монгол зураг, родоначальником которого был одаренный художник Б. Шарав [1]. Отличительный признак этого стиля — тяготение к симметрии в композициях, что легко обнаруживается в картине художника. Более внимательный анализ конструкции-структуры произведения (рис. 5) приводит к еще более интересной концепции.
Рис. 5. Композиционная схема картины «Тоонолж».
Три пересекающиеся окружности и оси симметрии создают систему пропорциональных отношений, описываемую как «золотое сечение». За этим очевидно стоит не только желание вызвать у зрителя припоминание дымника, но раскрыть его символическую природу и показать глубину народной мудрости, воплотившейся в элементах повседневности, и в частности, в юрте.
Монгольские искусствоведы, среди них Д. Уранчимэг, относят искусство Б. Баасансурэна к направлению contemporary art, для которого характерно не изображение, а выражение идеи и философских представлений средствами искусства [5, с. 173]. Это хорошо заметно в серии его работ, где различного рода знаки и цветовые сочетания играют главную роль.
Одной из интересных и получивших широкую известность стала композиция «Огторгуй-2 (Космос-2)» Б. Баасансурэна (рис. 6). Важно отметить, что слово «космос» по-монгольски — «огт ор угуй», буквально — «совсем нет ничего».
Рис. 6. Б. Баасансурэн. Огторгуй-2 (Космос-2). Холст, масло. 160 х 200.
Тему картины можно воспринимать в философском ключе — она о животворящей пустоте, все порождающей и безграничной в своем бытии. На черном всепоглощающем фоне художник показывает первые мгновения зарождения форм. Акцентированно даны пятна синего (символ неба в монгольском мировоззрении) и красного цвета, имеющего большой семантический круг, включающий солнце, огонь и просто жизнь. Серия картин «Космос» была замечена и получила высокую оценку в Монголии. Картина «Космос-2» и ряд других работ включены в монографию о современном искусстве Монголии Х. Содномцэрэна «Уран бYтээлч болох замд» [6, с. 197]. А работа «Космос-1» хранится в фондах национальной галереи.
Еще одной, можно сказать, постоянной темой творчества художника стали различные древние символы монгольской культуры. Остановимся на композициях, в которых художник обращается к свастике, одному из почитаемых знаков монголов, связанному с солярной символикой и воплощающему образ вечного движения.
Знак в его картинах представляется не явно, его нужно заметить в сочетании линий и пятен, как, например, в картине «Ногоон зураг», буквально «Зеленая картина» (рис. 7). Этим приемом он заставляет зрителя внимательнее вглядеться в работу, чтобы обнаружить скрытый символ. Это важно для понимания главной идеи картины. Зеленый цвет всегда в Монголии связан с жизнью природы, это сама природа, а свастичный знак может пониматься как извечная и скрытая энергия жизни. Картина с успехом демонстрировалась на выставке китайских и монгольских художников «Один пояс, один путь» в 2016 г. [4, с. 186].
Рис. 7. Б. Баасансурэн. Ногоон зураг (Зеленая картина). Холст, масло. 60 х 75.
Этой картине предшествовал ряд отличных по цвету вариантов с красной и голубой свастикой. В них также был использован прием имплицитного присутствия знака в композиции. Представим схемы со знаком рядом с картинами, чтобы можно было лучше рассмотреть этот эффект (рис. 8, 9). Композиции получили высокую оценку искусствоведов и любителей искусства.
Рис. 8. Б. Баасансурэн. Красная свастика. Холст, масло. 80 х 80.
Рис. 9. Б. Баасансурэн. Голубая свастика-1. Холст, масло. 80 х 80. Хранится в частном собрании английского коллекционера Джеймса Олдриджа в Дубае.
Можно заметить, что красный относится к наиболее любимым цветам художника, и Баасансурэн мастерски использует его мощную и активную энергетику. В полотне, получившем название «Красная картина» (рис. 10), в красный фон вторгаются другие цвета — черный, белый, синий, что создает напряженный пластический эффект, возможно, связанный с душевными переживаниями автора. Эта работа также демонстрировалась на китайско-монгольской выставке в 2016 году в КНР [2, с. 187]. Более умиротворенный и спокойный образ с аллюзиями на природные явления — восход солнца или полной луны над зеленой степью — явлен в другой картине с названием «Зеленая композиция» (рис.11).
Рис. 10. Б. Баасансурэн. Красная Холст, масло. 60 х 75.
Рис. 11. Б. Баасансурэн. Зеленая композиция. Холст, масло. 80 х 80.
Таким образом, работы, выполненные Б. Баасансурэном в абстрактной манере, полной музыкальности, порой несут древний мифопоэтический образ, побуждают зрителя к активному прочтению и сотворчеству в акте восприятия.
Теперь перейдем к пейзажам художника, которые, как правило, о его родных, знакомых с детства гобийских местах. Вот перед нами работа, посвященная одному из прекрасных оазисов Гоби (рис. 12).
Рис. 12. Б. Баасансурэн. Родные места. Холст, акрил. 30 х 37.
Один из самых крупных и живописных оазисов Гоби со всех сторон окружен горными хребтами — Далангийн нуруу, Эдрэнгийн нуруу, Суманхайрхан, с которых берут начало много родников и рек, крупные из них — Сангийн далай, Цагаанчулуут, Адуунбулак и др. [3, с. 281]. На картине изображен первый весенний день. Оазис, покрытый льдами, над которыми высятся горы. Земля и глыбы льда переданы экспрессивно в коричневой гамме, небо — серое и хмурое, на его фоне еле заметно проявляются горные хребты. Картина написана в аскетичной цветовой гамме с использованием фактически двух цветов — белого и коричневого. В экспрессии форм проявляется скрытое пробуждение земли после зимних холодов.
Большая серия картин названа художником «Гоби». Здесь применен тот же энергичный экспрессионистический прием. В работе «Гоби-2» (рис. 13) небо передано сложной цветовой палитрой, сочетающей желтые и сине-фиолетовые цвета. Красными энергичными мазками переданы главные помощники кочевников пустыни — двугорбые верблюды.
Рис. 13. Б. Баасансурэн. Гоби-2. Холст, акрил. 30 х 37.
Рис. 14. Б. Баасансурэн. Гоби-3. Холст, акрил. 30 х 37.
В «Гоби-3» (рис. 14) передан типичный гобийский пейзаж. Исполненные в одной манере земля и небо фактически сливаются в единое целое, их слегка разделяют лишь небольшие коричневые мазки — холмы и каменистые гряды гор. Пейзаж пустынен, не видно ни людей, ни животных. Земля и небо даны в одном состоянии и охвачены одним космическим ритмом. В картине хорошо передано мироощущение монгола, глубоко воспринимающего единство мира и скрытую энергию жизни.
Выводы
Во-первых, творчество Б. Баасансурэна представляет собой интересное явление в искусстве Монголии. В нем осуществляется синтез традиционного монгольского искусства с современными направлениями мировой художественной культуры. Его искусство уже получило признание как на родине, так и далеко за ее пределами, о чем, например, говорит факт включения картины мастера «Город Улан-Батор» в каталог «Mongolia: spirit of the Gobi. Contemporary artists from Mongolia» [10].
Во-вторых, он в зависимости от идеи картины и поставленной цели достаточно уверенно проявляет себя в формах реалистического искусства, экспрессионизме
и особых формах абстрактного искусства. В последних Б. Баасансурэн стремится передать не только эмоциональное состояние в выразительных пластических формах — его композиции, как правило, заключают в себе довольно сложные мифопоэтические и концептуальные идеи. Это, безусловно, связано с его мироотношением, впитавшим дух номада, глубоко связанного с окружающим миром и наследием предков.
1. Иккерт Т.В. Искусство монгольского художника Б. Шарава: опыт интерпретации основных работ // Искусство Евразии. — 2017. — № 1(4). — С. 129-140. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.008. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/640659/17/
2. Каталог выставки китайских и монгольских художников «Один пояс, один путь». - КНР, г. И-У, 2016.
3. Кручкин Ю. Русско-Монгольская энциклопедия. — Москва — Улан-Батор — Лос-Анджелес. — 2015.
4. Содномцэрэн Х. «Найрамдлын замаар» — «Дорогой дружбы» // Искусство Евразии. — 2017. — № 3(6). — С. 50-57. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.006 [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/821476/14/
5. Уранчимэг Д. XX зууны ернедийн урлаг. — Улаанбаатар, 2002 он. — 176 х.
6. Хайнзан Содномцэрэн. Уран бYтээлч болох замд. — Улаанбаатар., 2013 он. — 268х.
7. Шишин М.Ю. Основные черты стиля «метаисторический экспрессионизм» и его проявление в искусстве современных художников Сибири и Монголии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 11 (85). — С. 208-212.
8. Шишин М.Ю., Белокурова С.М., Иванов А.В., Первушина О.В., Цэдэв Н., Гантулга Д. Учение арга билиг как ось монгольской культуры. — Барнаул, Изд-во АлтГТУ, 2013. — 182 с.
9. Шишин М.Ю., Белокурова С.М., Цэдэв Н.Х. и др. Искусство Сибири и Монголии ХХ — начала XXI вв.: очерки истории и теории. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2018. — 356 с.
10. Mongolia: spirit of the Gobi. Contemporary artists from Mongolia. Italy, Fabrica, Luciano Benetton Collection, 2013. 467 p.
Статья поступила в редакцию 01.06.2019 г.
Литература
DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.007
BEGZSUREN BAASANSUREN: THE ARTIST STRIVING FOR PERFECTION
Navaanzoch H. Tsedev
Professor, full member of the Academy
of Education, consultant of the Mongolian
National University.
Mongolia, Ulaanbaatar.
navaanzoch@yandex.ru
Shishin Mikhail Yuryevich Art historian, academician of the Russian Academy of Arts, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the UNESCO International Department of Altai State Technical University. Russia, Barnaul. shishinm@gmail.com
The article was prepared with the support of the RFBR grant and the Ministry of education, science and culture of Mongolia «Art of Mongolia in the historical and cultural context of Eurasia: Russian-Mongolian dialogues from the beginning to the present» № 19-512-44007.
Abstract
The article presents biography and an analysis of the main artworks of modern Mongolian young artist, lecturer of Mongolian national University of Begzsuren Baasansuren. In August 2019, he opened the fourth solo exhibition which was called «Toonolj» in Ulaanbaatar. The artist received a professional education at the Institute of Fine Arts and Design at the Mongolian State University of Arts and Culture. His teacher was artist H. Sodnomtseren. Baasansuren works with several stylistic directions, the greatest success he achieved in expressionism and abstract expressionism.
Keywords: modern Mongolian art, artist Begzsuren Baasansuren, expressionism, abstract art.
Bibliographic description for citation:
Navaanzoch H. Tsedev, Shishin M.Yu. Begzsuren Baasansuren: the artist striving for perfection. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2019, No. 2 (13), pp. 68-80. Available at: https://readymag.com/u50070366/1431023/17/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.007. (In Russian)
References
1. Ikkert T. V. The art of Mongolian artist B. Sharav: the experience of interpretation of major artworks. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2017, No. 1(4), pp. 129-140. Available at:
https://readymag.com/u50070366/640659/17/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.008. (In Russian).
2. Catalog of the exhibition of Chinese and Mongolian artists «One Belt, One Way». China, I-Y, 2016.
3. Kruchkin Y. Russko-Mongol'skaya entsiklopediya [Russian-Mongol Encyclopedia]. Moscow, Ulaanbaatar, Los Angeles, 2015.
4. H. Sodnomtseren. The way of friendship. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2017, No. 3(6), pp. 50-57. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.006 Available at: https://readymag.com/u50070366/821476/14/ (In Russian).
5. Uranchimeg D. Western art in the twentieth century. Ulaanbaatar, 2002. 176 p. (In Mongolian).
6. Hainzan Sodnomtseren. Uran buteelch bolokh zamd [To be creative]. Ulaanbaatar, 2013. 268 p. (In Mongolian).
7. Shishin M.Yu. The main features of the style of «metahistorical expressionism» and its manifestation in the art of contemporary artists of Siberia and Mongolia. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie iyuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki — Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice, 2017, No. 11 (85), pp. 208-212.
8. Shishin M.Yu., Belokurova S.M., Ivanov A.V., et al. Uchenie arga bilig kak os' mongol'skoi kul'tury [The teaching of arg Bilyg as the axis of Mongolian culture]. Barnaul, ASTU, 2013. 182 p.
9. Shishin M.Yu., Belokurova S.M., Tsedev N.H et al. Iskusstvo Sibiri i Mongolii XX — nachala XXI vv.: ocherki istorii i teorii [Art of Siberia and Mongolia of the XX — early XXI centuries: essays of history and theory]. Barnaul, ASTU, 2018. 356 p.
10. Mongolia: spirit of the Gobi. Contemporary artists from Mongolia. Italy, Fabrica, Luciano Benetton Collection, 2013. 467 p.
Received: June 01, 2019.