Научная статья на тему 'Тема Монголии в творчестве Ивана Быкова'

Тема Монголии в творчестве Ивана Быкова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
151
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО ИВАНА БЫКОВА / ТЕМА МОНГОЛИИ / ИСКУССТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ / ГРАФИКА / CREATIVITY OF IVAN BYKOV / THEME OF MONGOLIA / ART OF THE ALTAI KRAI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пешков Евгений Юрьевич

Барнаульский художник Иван Анатольевич Быков продолжает традицию по созданию произведений о Монголии, сложившуюся с середины 1970-х годов в искусстве Алтайского края. Он представитель третьего поколения авторов, интересующихся данной тематикой. Отрадно, что молодые талантливые художники, к которым принадлежит Иван Быков, развивают традиции, заложенные классиками алтайского искусства, поскольку их творчество формирует лицо современного искусства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theme of Mongolia in the works of Ivan Bykov

Barnaul artist Ivan Bykov continues the tradition of creating works about Mongolia, which has developed since the mid-1970s in the art of the Altai Krai. He is a representative of the third generation of authors interested in this topic. It is gratifying that young talented artists, to whom Ivan Bykov belongs, develop the traditions laid down by the classics of Altai art, as their work forms the face of modern art in the region.

Текст научной работы на тему «Тема Монголии в творчестве Ивана Быкова»

DOI 10.25712MSTU.2518-7767.2019.01.013

УДК 7.04.76

ТЕМА МОНГОЛИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ИВАНА БЫКОВА

Пешков Евгений Юрьевич Старший научный сотрудник, Государственный художественный музей Алтайского края. Россия, г. Барнаул. eugeneup@yandex.ru

Барнаульский художник Иван Анатольевич Быков продолжает традицию по созданию произведений о Монголии, сложившуюся с середины 1970-х годов в искусстве Алтайского края. Он — представитель третьего поколения авторов, интересующихся данной тематикой. Отрадно, что молодые талантливые художники, к которым принадлежит Иван Быков, развивают традиции, заложенные классиками алтайского искусства, поскольку их творчество формирует лицо современного искусства региона.

Ключевые слова: творчество Ивана Быкова, тема Монголии, искусство Алтайского края, графика.

Библиографическое описание для цитирования:

Пешков Е.Ю. Тема Монголии в творчестве Ивана Быкова / / Искусство Евразии. — 2019. — № 1(12). - С. 163-172. DOI: 10.25712MSTU.2518-7767.2019.01.013. [Электронный ресурс] Ш: https://readymag.com/u50070366/1329235/22/

Тема Монголии в искусстве Алтайского края появилась в 1974 году, когда заслуженный художник РФ Ф.С. Торхов (1930-2012) по собственной инициативе стал каждый год ездить в соседнюю страну в творческие командировки. Благодаря его организаторской деятельности эта тема успешно развивалась на протяжении десятилетий, став неотъемлемой частью творчества региональных художников: М.Я. Будкеева, В.П. Туманова, И.И. Ортонулова, А.П. Щетинина и др. [3]. В 2013 году в этот почетный круг авторов вошел молодой алтайский художник-график И.А. Быков.

Иван Анатольевич Быков родился в 1986 году в Барнауле. Он является членом Союза художников России с 2012 г., председателем ревизионной комиссии Алтайского краевого отделения ВТОО «Союз художников России» с 2019 г., а также членом международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО. Окончив Институт архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (ИнАрхДиз) по специальности архитектор, он занимается проектированием, художественным творчеством в техниках уникальной и печатной графики, преподает архитектурное проектирование, компьютерную графику, руководит информационно-графическим центром ИнАрхДиз. Художник активно участвует

Аннотация

на выставках в России и за рубежом: 40 городских, 35 краевых, 32 межрегиональных, 28 всероссийских, 44 международных и 2 персональные выставки представляли его работы, а сам автор является лауреатом и дипломантом более 35 из них. Произведения И.А. Быкова находятся в музеях и частных коллекциях. Характеризуя свое творчество, художник отмечает, что каждая его работа пропитана неким контекстом — все начинается с идеи (концепции), иногда даже со слова, а тематика работ тесно связана с сохранением культурного наследия [2].

Ведущие жанры в творчестве Ивана Быкова — это архитектурный рисунок и пейзаж. Он также пишет портреты, работает в историческом, бытовом и анималистическом жанрах. Главные темы, уже успешно реализованные художником, сформированы циклами произведений, посвященными архитектурному наследию Барнаула и Алтаю сельскохозяйственному.

Рис. 2. Быков И.А. Поросята. 2013 г. Бумага, карандаш, акрил. 38 х 58. Частная коллекция. Фото автора.

В 2013 году в творчестве Ивана Быкова появилась тема Монголии [4]. Ее возникновение связано с работой по проекту памятных знаков российско-монгольской дружбы в годы Великой Отечественной войны на Чуйском тракте. Проект осуществлялся на средства губернаторского гранта и был посвящен памятному событию: в начальные годы войны в Западной Монголии был снаряжен караван с провизией и теплыми вещами для помощи советским воинам-фронтовикам. Путь каравана от города Ховда до города Бийска проходил в суровых зимних условиях и был

трудным и героическим. Его длина составила более 1000 километров. Дорога пролегала через горные перевалы Алтая с труднопроходимыми участками и сложные для преодоления речные переправы. Караван находился в пути несколько месяцев. В Бийске груз был перегружен в железнодорожный состав и отправлен на фронт. Это легендарное событие и постарались запечатлеть в проекте его авторы (преподаватели и студенты Института архитектуры и дизайна АлтГТУ) [6].

Рис. 3. Поморов С.Б., Шишин М.Ю., Логунов Д.О., Быков И.А., Кульгачев М.А., Поморов Ф.С., Тантулга Д. (Монголия). Проект памятных знаков российско-монгольской дружбы в годы Великой Отечественной войны на Чуйском тракте (Дружба-Найрамдал). 2014 г. Источник: http:// totalarch. com/ ф2014/052

Проект представляет собой композицию, состоящую из трех памятных знаков, расположенных на пути следования каравана. Иван Быков выполнил серию рисунков с той целью, чтобы полученные образы можно было использовать при оформлении памятников. В результате художественного решения памятники были оснащены медальонами со стилизованными рельефными изображениями — рисунками художника. Перед нами примеры того, каким образом рисунки автора получили воплощение в готовом архитектурном решении.

Рис. 4. Медальоны к памятнику российско-монгольской дружбы в годы Великой Отечественной войны со стилизованными изображениями с рисунков И.А. Быкова. 2014 г. Источник: http://totalarch.com/%k,2014/052

Еще только мечтающий побывать в Монголии Иван Быков создавал свои произведения для проекта со старинных фотографий, творчески их перерабатывая.

Рис. 5. Быков И.А. Монгольский караван. Построение. 2013 г. Бумага, карандаш. 21 х 30. Собрание автора. Фото автора.

Рис. 6. Быков И.А. Погонщик верблюдов. 2013 г. Бумага, акварель, гелевая ручка. 21 х 29,5. Собрание автора. Фото автора.

Когда не хватало исторических материалов, в ход шли современные изображения монгольской действительности, существенно не изменившейся, по словам художника, с военного времени.

Уже в процессе работы над проектом у Ивана Быкова внутри темы, посвященной каравану, возникла концептуальная линия, направленная на реализацию идеи о письме-послании как о связи времен.

Художник использует для рисунка пожелтевшую мятую бумагу, изорванные почтовые конверты с наклеенными марками и написанными адресами.

Рис. 7. Быков И.А. Караван на отдыхе. 2013 г. Бумага, карандаш. 21 х 29,5. Собрание автора. Фото автора.

Рис. 8. Быков И.А. Бийск. Разгрузка груза в поезд на фронт. 2013 г. Бумага, карандаш. 26,5 х 73,5. Собрание автора. Фото автора.

Рис. 9. Быков И.А. Караван. 2013 г. Бумага, карандаш. 23 х 32. Собрание автора. Фото автора.

Так автор соединяет в создаваемых им художественных образах историю и современность и наполняет эти образы символическим и нравственным содержанием.

Рис. 10. Быков И.А. Зима. Юный монгол. 2013 г. Бумага, карандаш. 24 х 32. Частная коллекция. Фото автора.

Через пять лет после завершения проекта по созданию памятников эта тема продолжила развитие в серии литографий, выполненных Иваном Быковым на творческой даче «Челюскинская». В процессе создания произведений художник экспериментирует, добавляя от оттиска к оттиску количество используемых камней и новые элементы в композиции, отчего образы становятся насыщеннее по форме и содержанию.

На одной из литографий (рис. 12) изображен Герой Монголии Борондонгийн Лувсан, главный погонщик каравана. 4 сентября 2007 года Лувсан был награжден медалью Алтайского края «За заслуги перед обществом» [5].

Рис. 11. Быков И.А. Юныйучастник похода. Рис. 12. Быков И.А. Лувсан — главный герой. 2018 г. Литография. 21 х 30. Собрание автора. Ветеран похода. 2018 г. Литография. 21 х 30. Фото автора. Собрание автора. Фото автора.

Работа над проектом и тема каравана не стали конечным эпизодом в творчестве Ивана Быкова, а послужили основой для последующей разработки монгольской тематики. Художник увлекся историей, культурой и этнографией этой страны. Для выставки «Алтай-Монголия», организованной в Алтайском краеведческом музее совместно с А.П. Щетининым в 2018 году [1], он создал образы вооруженных монгольских воинов в традиционных одеждах. И в последующем художник не собирается оставлять эту тему.

Рис. 13. Быков И.А. Монгольские воины. 2018 г. Фанера, эмаль. 152 х 76. Собрание автора. Фото Е.Ю. Пешкова.

Тема Монголии переросла у Ивана Быкова в тему Большого Алтая. С 2016 года он активно работает над циклом «Золото Алтая», где большое внимание уделяет культуре алтайских народов, истории и ее связи с современностью.

Рис. 14. Быков И.А. Молодая алтайка. 2018 г. Рис. 15. Быков И.А. Золото Алтая. Бумага, карандаш. 42,2x29,8. Собрание автора. Алтайский мальчик. 2016 г. Бумага, карандаш, Фото автора. акрил. 60,5x43. Собрание автора. Фото автора.

Рис. 16. Быков И.А. Песня Алтая. 2017 г. Бумага, карандаш. 29,8x42,2. Собрание автора. Фото автора.

Помимо произведений, в которых акцент сделан на характере персонажей и их этнической принадлежности, автору в этой серии удались образы с глубоким символическим содержанием, отражающие духовные стороны существования народов Алтая.

В целом, радует, что тема Монголии, берущая начало у классиков алтайского искусства (Ф.С. Торхова, М.Я. Будкеева и др.), продолжающаяся в творчестве

художников следующего поколения (А.П. Щетинина), находит свое продолжение и у молодых авторов, в данном случае, у талантливого графика Ивана Быкова.

1. В столице Алтайского края откроют выставку живописи и графики «Алтай — Монголия» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Алтайского края. — 19 декабря 2018. URL: https://www.altairegion22.ru/region_news/v-stoHtse-altaiskogo-kraya-otkroyut-vystavku-altai-mongoliya_748782.html (дата обращения: 03.02.2019)

2. Иван Быков [Электронный ресурс]. URL: http://www.rus.ocabookforum.com/иван-быков/ (дата обращения: 03.02.2019)

3. Кобелев А.И. Живописец Федор Торхов. — Барнаул, 2010. — С. 22-29.

4. Лихацкая Л.Н. Особенности изобразительного языка произведений Ивана Быкова / / Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова. — 2015. — № 1-2. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2015. - С. 102-103

5. Медали Алтайского края «За заслуги перед обществом» удостоен легендарный герой Монголии Лувсан [Электронный ресурс] / / Официальный сайт Алтайского края. - 14 сентября 2007. URL: https://www.altairegion22.ru/region_news/31146.html (дата обращения: 03.02.2019)

6. Проект памятных знаков (триптих) Российско-Монгольской дружбы в годы ВОВ на Чуйском тракте (Дружба-Найрамдал) [Электронный ресурс]. URL: http://totalarch.com/zk2014/052 (дата обращения: 03.02.2019)

Статья поступила в редакцию 05.02.2019 г.

Литература

The Art Of Eurasia № 1(12) • 2019

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.013

THE THEME OF MONGOLIA IN THE WORKS OF IVAN BYKOV

Peshkov Evgeny Yuryevich

Senior researcher,

State Art Museum of Altai Krai.

Russia, Barnaul.

eugeneup@yandex.ru

Barnaul artist Ivan Bykov continues the tradition of creating works about Mongolia, which has developed since the mid-1970s in the art of the Altai Krai. He is a representative of the third generation of authors interested in this topic. It is gratifying that young talented artists, to whom Ivan Bykov belongs, develop the traditions laid down by the classics of Altai art, as their work forms the face of modern art in the region.

Keywords: creativity of Ivan Bykov, theme of Mongolia, art of the Altai Krai.

Bibliographic description for citation:

Peshkov E.Yu. The theme of Mongolia in the works of Ivan Bykov. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2019, № 1(12), pp. 163-172. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.013. Available at: https://readymag.com/u50070366/1329235/22/ (In Russian)

1. In the capital of the Altai Krai will open the exhibition of paintings and drawings «Altai — Mongolia». Official site of the Altai Krai. December 19, 2018. Available at: https://www.altairegion22.ru/region_news/v-stolitse-altaiskogo-kraya-otkroyut-vystavku-altai-mongoliya_748782.html (accessed: 03.02.2019).

2. Ivan Bykov. Available at: http://www.rus.ocabookforum.com/nBaH-6HKQB/ (accessed:

3. Kobelev A.I. Zhivopisets Fedor Torkhov [Painter Fedor Torkhov]. Barnaul, 2010, pp. 22-29.

4. Likhatskaya L.N. Osobennosti i%obra%itel'nogo yazykaproizvedenii Ivana Bykova [Features of the visual language of works of Ivan Bykov]. Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta — Bulletin of Altai State Technical University, № 1-2 2015, pp. 102-103.

5. Medali Altaiskogo kraya «Za %aslugipered obshchestvom» udostoen legendarnyigeroi Mongolii LLuvsan [Medals of the Altai Territory «For Service to Society» awarded the legendary hero of Mongolia Luvsan]. Official site of the Altai Krai. September 14, 2007. Available at: https://www.altairegion22.ru/region_news/31146.html (accessed: 03.02.2019).

6. Proekt pamyatnykh znakov (triptikh) rossiisko-mongol'skoi druzhby v gody VOV na Chuiskom trakte Dm%pba-Nairamdal) [The project of memorable signs (triptych) of the Russian-Mongolian friendship in the years of the Great Patriotic War on the Chuya Highway (Friendship-Nairamdal)]. Available at: http://totalarch.com/zk2014/052 (accessed: 03.02.2019).

Abstract

References

03.02.2019).

Received: February 5, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.