N.A. Tadina, A.A. Irkitova, I.G. Cherloyakov, T.S. Yabyshtaev
Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia PRACTICES OF REVIVED BURKHANISM
This article highlights the main issues related to the preservation of Burkhanist foundations among the Altai clan society. The characteristic is given to the ritual practice of veneration of the Altai deity, starting from the historical prayer, dispersed in June 1904, till the calendar prayers of the last twenty years. Attention is drawn to the confrontation of the two positions among the Altai people concerning revived Bur-khanism - one as probuddistically directed, the other claiming Burkhanism as a reformed shamanism. The information collected testifies in favor of the latter position on the syncretic direction where the features of shamanism and "old" Burkhanism are combined. The examples are given of the installation of new altars-kurey for prayers in honor of the Altai deity, contests of a lingering janar song, storage of a museum exhibit of burkhanist ritual white clothes at the beginning of the last century.
Key words: Altai people, revived burkhanism, ritual practice, shamanism, Buddhism.
УДК 069(571.150)
Т.В. Тишкина
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
ГОСУДАРСТВЕННОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ МУЗЕЮ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 60 ЛЕТ
В 1959 г. в Барнауле был открыт Алтайский краевой музей изобразительных и прикладных искусств. Его постоянная экспозиция первоначально включала 156 произведений искусства. Пополнению фонда музея способствовала передача произведений искусства из музеев Москвы и Ленинграда, Алтайского края. Сотрудники музея осуществляли экспедиции в районы Алтайского края; приобретали произведения искусства у художников и коллекционеров и т.д. Первому десятилетию музея была посвящена выставка «Художники Алтая XX века». С 1993 г. титульное название учреждения - Государственный художественный музей Алтайского края (ГХМАК). Месторасположение музея неоднократно менялось. С декабря 2012 г. он действует в здании по ул. Горького, 16. 60-летию деятельности ГХМАК посвящена выставка «Они были первыми» (30 января -19 мая 2020 г.). На ней представлены произведения живописи и скульптуры из числа первых поступлений в музей. Сотрудники музея реализуют инновационные проекты краевого, всероссийского и международного уровней. ГХМАК является одним из ведущих музеев Алтайского края.
Ключевые слова: Алтайский край, художественный музей, собрание, коллекция, выставка.
DOI: 10.14258/2411-1503.2020.26.46
Алтайский краевой музей изобразительных и прикладных искусств был открыт 6 февраля 1959 г. в Барнауле. Он размещался на площади 240 кв. м в помещении краевого отделения художественного фонда на
первом этаже жилого дома по пр. Ленина, 58 [Уманский, 1995, с. 5]. Вниманию первых посетителей предлагалась выставка «Шедевры Государственной Третьяковской галереи», на которой демонстрировалось 229 произведений русского и советского искусства. Авторами выставочной экспозиции выступили научный сотрудник ГТГ Е. Чижова и научный сотрудник Алтайского краевого музея изобразительных и прикладных искусств В.В. Тарасова. Выставка действовала четыре месяца, за это время ее посетило более 20 тыс. человек [Летопись..., 2013, с. 9].
Формированию фонда музея способствовала передача произведений искусства из государственных музеев Москвы и Ленинграда, а также краеведческих музеев Алтайского края. Так, например, из Алтайского краевого краеведческого музея в период становления нового учреждения было предоставлено 2207 произведений изобразительного искусства [Выставка., 2018, с. 8].
Постоянная экспозиция начала действовать 25 октября 1959 г. Первоначально она включала 156 произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство). В 1962 г. в фонде музея насчитывалось более 1000 единиц хранения (ед. хр.). Для учреждения были предоставлены помещения (480 кв. м) на первом этаже жилого здания по адресу: ул. Советская, 28 [Летопись., 2013, с. 15]. В 1960-1970-е гг. определись направления формирования коллекций: русское и советское искусство, творчество алтайских профессиональных художников. Сотрудники музея осуществляли экспедиции в районы Алтайского края, приобретали работы из мастерских ведущих художников, частных коллекций и т.д. Развитие основных тенденций деятельности музея во многом связано с именем Л.И. Снитко. Благодаря ей фонды пополнились произведениями первых алтайских профессиональных художников: Г.И. Гуркина, А.О. Никулина, А.Н. Борисова, Е.Л. Коровай и др.
19 декабря 1969 г. была открыта выставка «Художники Алтая XX века», посвященная первому десятилетию функционирования музея [Гончарик, 2005, с. 15]. Из-за недостатка площадей музей работал по системе выставочного зала, ежегодно реализуя по 7-9 выставочных проектов, представляя посетителям новые поступления, передвижные выставки и т.д. [Коробова, 2007, с. 161]. Результатами научно-исследовательской работы сотрудников музея стали разнообразные публикации в альманахе «Алтай», журналах «Творчество», «Сибирские огни» и др. Издавались книги, буклеты, каталоги выставок, комплекты открыток с репродукциями картин из фондов музея.
В 1993 г. (затем в 2000 г.) музею были предоставлены помещения на первом и втором этажах в здании по пр. Ленина, 88. В 1993 г. музей получил статус государственного учреждения культуры, стал именоваться «Государственный художественный музей Алтайского края» [Шамина, 1995, с. 7]. К 1999 г. в его фондах находилось более 12 тыс. ед. хр. С 1997 г. и по настоящее время музеем руководит И.К. Галкина - искусствовед, заслужен-
ный работник культуры Российской Федерации, специалист по творчеству Г.И. Гуркина. За годы трудовой деятельности (с 1969 г.) она внесла значительный вклад во все направления работы музея [Летопись., 2013, с. 24, 88].
Формирование многоплановой организационной структуры, привлечение высококвалифицированных специалистов дало музею возможность развиваться одновременно в нескольких направлениях: комплектование фондов, выставочная деятельность, музейная педагогика, информационные технологии, музейный менеджмент и маркетинг и т.д. В начале XXI в. в основу концепции развития Государственного художественного музея Алтайского края было положено «.понимание миссии музея как доступного и открытого всем уникального центра эстетического воспитания, способного активно влиять на формирование духовных ориентиров в обществе...» [Красноцветова-Тоцкая, 2005, с. 31]. Сотрудники научно-просветительского отдела пришли к мнению, что «.выставки должны стать адресными» [Сидорова, 2005, с. 245]. Было обращено внимание на создание разнообразных временных экспозиций, рассчитанных на различные категории посетителей (школьников, студентов и др.). В стенах ГХМАК зрители регулярно знакомятся с коллекциями крупнейших отечественных музеев: «Православная Россия: история и образы» (Государственный музей истории религии, 2008 г.), «Царская и императорская охота» (Государственный историко-культурный заповедник «Московский Кремль», 2009 г.), «Казаки в Париже» (Государственный исторический музей, 2012 г.), «О тебе радуется» (Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, 2014 г.) и др. ГХМАК сотрудничает с различными выставочными организациями, частными коллекционерами, художниками.
Музей принял участие в ряде масштабных мероприятий: федеральный выставочный проект «Золотая карта России»; русско-канадский виртуальный проект «Горизонты. Канадская и русская пейзажная живопись (1860-1940)»; всероссийский проект Государственного Русского музея «Прирастая Сибирью»; федеральная программа «Россия» и др. [Галкина, 2005, с. 7-8]. В 2007 г. в ГХМАК был открыт информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал».
В 2006 г. Государственный художественный музей Алтайского края стал инициатором проведения в Барнауле Международной акции «Музейная ночь». Организатором и идейным вдохновителем мероприятия выступила Т.В. Бондаренко - заместитель директора ГХМАК по научно-просветительской работе [Тепанян, 2010, с. I]. С 2012 г. музей участвует во Всероссийской акции «Ночь искусств».
До 2012 г. в восьми залах музея постоянно работала экспозиция «Отечественное искусство XVI-XX веков», ежегодно демонстрировались разнообразные выставки. Они знакомили посетителей с творчеством русских мастеров, художников Алтайского края, юных дарований и т.д. Шедевры музея оказались востребованы при реализации различных выставочных проектов: «Алтай в изобразительном искусстве России XX-
XXI веков» (Государственный музей А.С. Пушкина, Москва); «Таланты Алтайского края» (Государственная Дума Российской Федерации, Москва) и др. В Государственной Третьяковской галерее представлялись работы Я.И. Аргунова «Женский портрет» (1830 г.), А.К. Саврасова «Могила на Волге. Окрестности Ярославля» (1874 г.) и т.д. Живописное полотно Г. Шегаля «На эскалаторе. Московское метро» экспонировалось на выставке «Россия: самолетом, поездом, автомобилем» (Италия, 2015 г.).
С 3 декабря 2012 г. музей приступил к деятельности в небольших помещениях двухэтажного особняка (площадью 795 кв. м) по ул. Горького, 16 [Летопись..., 2013, с. 122].
Ежегодно в музее отмечается день его рождения. 60-летию истории ГХМАК была посвящена выставка «Они были первыми», представленная посетителям в период с 30 января по 19 мая 2020 г. [http://www.ghmak.ru]. На ней демонстрировались 15 произведений живописи и скульптуры, которые в 1959 г. были в числе первых поступлений в музей. Заместитель директора ГХМАК по научной работе Н.В. Царева отметила, что «.многие с тех незапамятных времен почти не выставлялись» [Карпова, Налимов, 2020, с. 19]. Концепция проекта и размеры выставочного помещения потребовали от кураторов выставки (младших научных сотрудников музея О.Е. Тозыяковой и Ю.В. Стороженко) творческого подхода к осуществлению выставочного проекта. Для демонстрации на выставке были отобраны репрезентативные живописные произведения, созданные Ю.И. Пимено-вым, А.М. Герасимовым, П.П. Кончаловским, Г.Г. Ряжским и другими известными мастерами, творившими в различных жанрах. При размещении разнообразных по размерам полотен был использован прием линейного расположения картин, что не потребовало строгого соблюдения симметрии. При экспонировании небольших работ А.А. Осмеркина «Загорск. Успенский собор» и Б.В. Иогансона «Зимка» была применена развеска в вертикальный ряд, не выходящий за верхний предел экспозиционного пояса.
Заботясь об успехе выставок в стенах ГХМАК, экспозиционеры учитывают помимо количества и содержания произведений искусства «.. .особенности архитектуры и кубатуры помещения, освещения и окраски стен» [Гончарова, 2005, с. 244]. В результате рассматриваемая выставочная экспозиция не перегружена экспонатами, между полотнами оставлено достаточно пространства. Нейтральный цвет стен экспозиционного помещения зрительно увеличил его размеры и способствовал излучению красок живописных полотен. Масштабная работа А.И. Лактионова «Летом», с учетом ее аттрактивности, была расположена вне выставочного помещения, просматривалась через небольшую анфиладу, и на нее прежде всего обращали внимание зрители. Этот прием способствовал формированию у посетителей приподнятого эмоционального состояния, которое сохранялось и при осмотре экспозиции. Выставка «Они были первыми» обладала экспрессивностью, привлекательностью для различных категорий посетителей музея. На наш взгляд, знакомство с лучшими произведениями выдающихся масте-
ров русского реалистического искусства 1-й половины XX в. необходимо прежде всего для развития художественного вкуса у учащейся молодежи.
Посетители, самостоятельно осматривавшие экспозицию, могли воспользоваться пояснительным текстом и видеоматериалами. Привлечению внимания жителей края к выставке «Они были первыми» способствовали анонсы и публикации в СМИ [Пятнадцать шедевров, 2020, с. 4; Катрен-ко, 2020а, с. 16; Карпова, Налимов, 2020, с. 19; и т.д.].
Государственный художественный музей Алтайского края представлен многочисленными печатными изданиями: альбомами-каталогами, путеводителями, буклетами, открытками, рядом публикаций в научных и популярных изданиях. В память об исследователе, посвятившем свою жизнь искусству, с 2002 г. в музее проводятся искусствоведческие «Снитковские чтения», по итогам которых издаются сборники материалов конференций.
В ГХМАК сформирован квалифицированный коллектив. Сотрудники музея участвуют в различных семинарах, конференциях, стажировках. Как результат - реализация инновационных креативных проектов краевого, всероссийского и международного уровней. На протяжении нескольких лет сотрудники ГХМАК разрабатывают и представляют циклы публичных лекций «Встречи с прекрасным» [Катренко, 2020б, с. 4]. В апреле 2020 г. в условиях удаленной работы с посетителями они предложили 15 электронных экспозиций и небольшие видеосюжеты из цикла «История одного шедевра» [Катренко, 2020в, с. 15].
Библиографический список
Выставка «200 без 5» / сост. О. Мамонтова, Е. Огнева, Л. Супонина, Н. Царева. Барнаул, 2018. 11 с.
Гончарик Н.П. Роль и значение собирательской деятельности искусствоведа Л.И. Снитко // Первые искусствоведческие Снитковские чтения: сб. материалов науч.-практ. конф. (Барнаул, 2002 г.) и Всерос. конф. (Барнаул, 2004 г.). Барнаул, 2005. С. 12-27.
Гончарова Н.В. Особенности выставок экспозиций детского творчества в государственном художественном музее Алтайского края // Первые искусствоведческие Снитковские чтения: сб. материалов науч.-практ. конф. (Барнаул, 2002 г.) и Всерос. конф. (Барнаул, 2004 г.). Барнаул, 2005. С. 241-244.
Студенты исторического факультета АлтГУ на открытии выставки «Они были первыми» (фото Т.В. Тишкиной)
Государственный художественный музей Алтайского края: офиц. сайт. URL: www.ghmak.ru
Карпова Л., Налимов Е. Искусство не обманет // Алтайская правда. 2020. №32. С. 19.
Катренко Н. Первые шедевры // Вечерний Барнаул. 2020а. №14. С. 16.
Катренко Н. Встречи в музее // Вечерний Барнаул. 2020б. №3. С. 4.
Катренко Н. Лайки вместо аплодисментов // Вечерний Барнаул. 2020в. №47. С. 15.
Коробова И.В. Развитие системы выставочной деятельности государственного художественного музея Алтайского края // Вторые искусствоведческие Снитковские чтения: сб. материалов науч.-практ. конф. (Барнаул, 2006 г.). Барнаул, 2007. С. 160-168.
Красноцветова-Тоцкая Л.Г. К вопросу о разработке и основных положениях концепции развития Государственного художественного музея Алтайского края // Первые искусствоведческие Снитковские чтения: сб. материалов науч.-практ. конф. (Барнаул, 2002 г.) и Всерос. конф. (Барнаул, 2004 г.). Барнаул, 2005. С. 31-36.
Летопись художественной жизни Алтайского края. 1958-2012 / авт.-сост. В.В. Глебов, Л.Г. Красноцветова-Тоцкая. Барнаул, 2013. 196 с.
Пятнадцать шедевров // Алтайская правда. 2020. №16. С. 4.
Сидорова О.В. Досуговая деятельность Алтайского государственного художественного музея Алтайского края // Первые искусствоведческие Снитковские чтения: сб. материалов науч.-практ. конф. (Барнаул, 2002 г.) и Всерос. конф. (Барнаул, 2004 г.). Барнаул, 2005. С. 245-248.
Тепанян К. Какие светлые лица! // Вечерний Барнаул. 2010. №77. С. 1.
Уманский А.П. Первый шаг // Материалы научно-практической конференции, посвященной 35-летию музея. Вт. пол. I тыс. до н.э. - конец II тыс. / сост. И.К. Галкина. Барнаул, 1995. С. 2-6.
Шамина Л.Н. Государственный художественный музей Алтайского края. Перспективы развития // Материалы научно-практической конференции, посвященной 35-летию музея. Вт. пол. I тыс. до н.э. - конец II тыс. / сост. И.К. Галкина. Барнаул, 1995. С. 7-10.
T.V. Tishkina
Altai State University, Barnaul, Russia
THE STATE ART MUSEUM OF THE ALTAI TERRITORY IS 60 YEARS OLD
Altai Regional Museum of Fine and Applied arts was opened in Barnaul in 1959. Its permanent exhibition originally included 156 works of art. The replenishment of the museum's fund was facilitated by the transfer of works of art from museums in Moscow and Leningrad, and the Altai Territory. Employees of the Museum carried out expeditions to the regions of the Altai territory; acquired works of art from artists and collectors, etc. The exhibition "Artists of the Altai of the 20th Century" was dedicated to the first decade of the Museum.
Since 1993, the title name of the institution is the State Art Museum of the Altai Territory. The location of the museum has been changed several times. Since December 2012, it has been operating in the building at 16 Gorky Street. The exhibition "They Were the First" (January 30 - May 19, 2020) is dedicated to the 60th
anniversary of The State Art Museum of the Altai Territory. It presents paintings and sculptures from the first accessions to the Museum. The employees of the Museum implement innovative projects of regional, national and international levels. The State Art Museum of the Altai Territory is one of the leading museums of Altai Territory.
Key words: Barnaul, art museum, collection, exhibition.
УДК 72:373.34
М.А. Целищева
Алтайская региональная краеведческая общественная организация
«Наследие Алтая», Барнаул, Россия
«ВЫСШАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. И.С. ТУРГЕНЕВА» -ИСТОРИЯ УЧЕБНОГО ГОРОДСКОГО ЗДАНИЯ НАЧАЛА ХХ В.
В связи с ростом городского населения из-за строительства Сибирской железной дороги с конца XIX - начала ХХ в. наблюдалось значительное расширение сети школ в Барнауле. В этот период в городе продолжали строить начальные училища, возникали новые типы учебных заведений. Автор рассматривает историю здания - памятника архитектуры, построенного специально для городского училища в начале ХХ в. в г. Барнауле. Это было одно из двух зданий городского училища, построенных по одному проекту. А также на основе архивных документов рассказывает о дальнейшей судьбе этого объекта культурного наследия. Здание имеет ценность как образец общественного учебного городского здания начала ХХ в., выполненного в эклектичных формах с кирпичным декором.
Ключевые слова: городская школа, общественная архитектура, культурное наследие, памятники истории и культуры, объекты культурного наследия. DOI: 10.14258/2411-1503.2020.26.47
Благодаря строительству Сибирской железной дороги Алтай оказался втянутым в общерусский и мировой рынок. Постоянный рост населения Алтая, и в частности городского, требовал неотложных мер по решению вопроса народного образования. Проблемы образования постоянно находились в центре внимания местной интеллигенции и городских Дум, созданных в соответствии с городской реформой 1870 г. В конце XIX - начале ХХ в. наблюдалось значительное расширение сети школ в Барнауле.
В тот период в Барнауле продолжали строить начальные училища, возникали новые типы учебных заведений. Дореволюционная система учреждений народного образования состояла из учебных заведений четырех разрядов: 1-й разряд - высшие учебные заведения; 2-й разряд -средние учебные заведения; 3-й разряд - низшие учебные заведения; 4-й разряд - начальные учебные училища. Гимназии, прогимназии, реальные училища, средние технические училища относились ко 2-му разряду - средним учебным заведениям, давали общее образование (технические училища - специальное) и право на поступление в высшие учебные заведения. В 1912 г. городские училища были преобразованы в высшие начальные училища - мужские, женские и смешанные. Они