DOI: 10.17516/2713-2714-0020 УДК 76.03/09
THE EXPERIENCE OF INTERPRETING CONTEMPORARY FINE ART AT THE GRAPHIC EXHIBITIONS IN THE STATE ART MUSEUM OF THE ALTAI TERRITORY
Sidorova Oksana Vladimirovna
State Art Museum of the Altai Territory Barnaul, Russian Federation
Abstract: The article introduces the experience of interpreting contemporary fine art at the graphic exhibitions in the State Art Museum of the Altai Territory. The author refers to monographic exhibitions and thematic expositions from the funds of the museum and artists' workshops.
Keywords: exhibition; State Art Museum of the Altai Territory; graphics; modern art.
Citation: Sidorova, O.V. (2022). THE EXPERIENCE OF INTERPRETING CONTEMPORARY FINE ART AT THE GRAPHIC EXHIBITIONS IN THE STATE ART MUSEUM OF THE ALTAI TERRITORY. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 1(10), pp. 170-174.
О. В. Сидорова
Государственный художественный музей Алтайского края Барнаул, Российская Федерация
ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ВЫСТАВКАХ ГРАФИКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Статья знакомит с опытом интерпретации современного изобразительного искусства на выставках графики в Государственном художественном музее Алтайского края. Автор анализирует монографические выставки и экспозиции тематической направленности из фондов музея и мастерских художников.
Ключевые слова: выставка графики; Государственный художественный музей Алтайского края; современное искусство.
Мастер-класс с художником Николаем Острицовым на выставке «Графика. Поиск тем и образов». 4 ноября 2021 года
Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул)
Master class with artist Nikolai Ostritsov at the exhibition "Graphics. Search for themes and images".
November 4, 2021
The State
Art Museum
of the Altai Territory,
(Barnaul)
Проблема интерпретации современного изобразительного искусства - одна из важных и вместе с тем сложных в информационно-художественном пространстве сегодняшнего дня. Во-первых, современное искусство чрезвычайно многообразно. Во-вторых, зачастую его изучение столь же противоречиво, как и само творчество. В-третьих, отсутствие временного промежутка, подобного тому, который отделяет нас от искусства прошлого, накладывает неизбежный отпечаток на понимание искусства сегодняшнего. Мы лишены возможности объективно оценивать и интерпретировать современность, потому что сами ее творим. В-четвертых, какой хронологический отрезок включает в себя понятие современного искусства? Вот лишь некоторые из длинного перечня вопросов, возникающих в связи проблемой репрезентации современного искусства в пространстве музея.
Автор рассматривает термин «современное искусство» как совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине XX -начале XXI века, и знакомит читателей с опытом интерпретации творчества современных художников-графиков в Государственном художественном музее Алтайского края. В условиях реконструкции его временные залы - небольшие по размерам - как нельзя лучше подходят для камерных выставок графики из фондов музея и мастерских художников.
Прежде всего, это тематические выставки. Их примером может послужить экспозиция «Художник. Книга. Время», приуроченная к Году литературы в России (2015) [1]. Ее концептуаль-
ным основанием стали актуализация искусства книги и путешествие по книжным страницам, памятным с детства. В экспозицию вошли иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина («Повести Белкина», «Маленькие трагедии»), Н.В. Гоголя («Петербургские повести»), М.М. Пришвина («Жень-шень»), Гомера («Одиссея»), исполненные лучшими мастерами отечественной книжной графики: Владимиром Фаворским, Алексеем Кравченко, Евгением Кибриком, Геннадием Епифановым, Александрой Билль и Ксенией Клементьевой, Федором Константиновым.
Возвращая внимание публики к печатным изданиям, выставка знакомила с историей книги в России XX столетия и предоставляла редкую возможность заглянуть в мастерскую художника-графика, увидеть его инструменты (резцы, штихели, валики), офортные доски и иглы, материалы. Она позволяла представить, какой путь проходят иллюстрации, прежде чем стать частью любимых книг.
Важнейшим условием работы со зрителями стала не просто сопричастность, но личное участие в происходящем. На экспозиции проводились мастер-классы по линогравюре и монотипии, здесь можно было своими руками сделать книжку-игрушку, рождественскую открытку и унести их с собой.
На открытии выставки была показана литературно-театральная постановка по произведениям А.С. Пушкина, подготовленная студентами Алтайского государственного института культуры.
Отдельный раздел выставки, работавшей в дни школьных каникул, был адресован юному зрителю. В экспозиции выделялся интерактивный уголок «Читаем вместе», где были выложены книги с иллюстрациями великих мастеров. Так куратор выставки актуализировал эмоциональную память посетителей музея, побуждая вспомнить традицию семейного чтения.
Родители с детьми приглашались к участию в конкурсе «Сказки, любимые с детства», по условиям которого нужно было принести в музей или отправить туда по электронной почте иллюстрации к любимой сказке. Это могла быть сказка собственного сочинения, русская народная или литературная сказка. В конкурсе, пришедшемся на новогодние каникулы, приняло участие около 50 человек в возрасте от 6 до 22 лет из разных регионов России.
Продолжением своеобразного разговора с посетителями об искусстве книги стали персональ-
ные выставки «В. Раменский. Художник книги» и «Art Arcadia» (выставка графики Аркадия Казанцева) [2]. Первая из названных экспозиций была посвящена памяти мастера, стоявшего у истоков профессиональной книги на Алтае. На примере одной из лучших его работ - цикла иллюстраций к алтайским сказкам - она знакомила с понятием художественного образа книги, с вариативностью создания иллюстративного ряда посредством различных техник печатной графики.
Аркадий Викторович Казанцев (1968-2021) в книжной графике Алтая продолжал традиции художников старшего поколения - Владимира Александровича Раменского (1927-2017) и Бориса Никитича Лупачева (1935-2021), окончивших Московский полиграфический институт. Его выставка представляла самые значительные издательские проекты на Алтае, осуществленные в последние годы: антологию «Образ Алтая в русской литературе» (5 т., 2012), собрания сочинений Г.Д. Гребенщикова (6 т., 2013) и В.Я. Шишкова (3 т., 2018).
По замыслу куратора выставки, произведения Аркадия Казанцева - заставки, иллюстрации, шмуцтитулы и прочие элементы книжного оформления - не только рассказывали о творчестве автора, но и позволяли увидеть, как долог и труден путь от рабочего стола художника книги до читателя.
Важнейшей сюжетной линией сценария выставки стал разговор о культуре чтения и современных коммуникативных практиках, поскольку книжная иллюстрация, как и сама книга, сегодня изменилась: полиграфия стала иной. Раньше иллюстрации рисовались, ретушировались, переснимались на фотопленку, переносились на цинковые пластины. Книгу можно было делать два года, четыре. Сегодня даже на многотомные издания отводится до полугода.
Читатель тоже стал другим. Изменилось восприятие текста. Всё реже берутся в руки бумажные издания, всё чаще происходит обращение к электронным носителям информации. Компьютерная графика всё более плотно интегрируется в сферу книжной иллюстрационной индустрии, составляя конкуренцию традиционным техникам рисования. Выставка работ Аркадия Казанцева стала поводом к размышлениям об этом: его иллюстрации к произведениям Вячеслава Шишкова, Григория Гребенщикова, Виктора Бычкова, вошедшие в экспозицию, представляют собой цифровую графику.
JL
На примере произведений А.В. Казанцева зритель увидел, что компьютерная графика - это важное инновационное средство художественного творчества, обладающее своими специфическими возможностями. Уникальные свойства, которые присущи данному виду искусства, отличают его от всех традиционных способов создания графического образа. Прежде всего, это легкость манипулирования изображением, позволившая сократить время работы над книгой. При этом, посредством текстового сопровождения и предметного ряда выставки, зрителю доносилась мысль о том, что преобразования коснулись лишь технической стороны вопроса. Нельзя при помощи техники форсировать погружение художника в текст произведения, невозможно ускорить или облегчить процесс рождения образного строя книги. Поэтому в витрине, рядом с традиционными инструментами художника-графика - резцами, бареном, красками, досками, - был выложен и планшет со стилусом.
Еще одной сюжетной линией концептуального пространства выставки стала специфика репрезентации текста и применение художественно-выразительных средств графики в иллюстрациях А.В. Казанцева, который находил свой образно-точный пластический эквивалент для каждого автора, каждого литературного произведения. На первом этапе знакомства с выставкой посетителям предлагалось вспомнить литературное сочинение посредством совместного чтения. Постижение эмоционально-образного строя текста помогало приблизиться к пониманию зрительных образов, созданных художником. Однако здесь куратор неожиданно для себя столкнулся с трудностью: оказалось, что старшие школьники и студенты буквально не умеют читать вслух. Осознанно, эмоционально выразительно сумели
Выставка «Художник. Книга. Время». Фрагмент экспозиции с офортным станком художника В.И. Смирнова (1932-2006). 2015
Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул)
The exhibition "Artist. Book. Time." Fragment of the exhibition with the etching machine
of the artist V.I. Smirnov (1932 - 2006). 2015.
The State
Art Museum
of the Altai Territory,
(Barnaul)
прочесть предложенные отрывки книги только зрители старше 30-40 лет.
На выставках, посвященных искусству книги, обязательным элементом экспозиции наряду с иллюстрациями становятся сами издания. Благодаря этому у посетителей складывается необходимая взаимосвязь между рисунком, висящим на стене зала, и иллюстративным рядом книги, возникает понимание того, как рождается и получает развитие художественный образ любимого героя.
Еще один тематический аспект выставок графического искусства в Государственном художественном музее Алтайского края - экспонирование графических коллекций. Так, организаторы выставки «Алтай. Коллекции. Графика» [3], подготовленной при участии сотрудников музея, не только сделали акцент на популяризации этого вида искусства, но и нашли совершенно новый ракурс для его подачи - графика глазами коллекционера. На примере музейных и частных собраний кураторы выставки постарались привлечь внимание к традициям и современному процессу коллекционирования графики. В экспозиции было представлено двадцать собраний из России и Монголии. В числе экспонентов - музеи и частные коллекционеры. Отправной точкой выставки стали работы из собрания Дома творчества «Челюскинская» (Подмосковье).
Тема экспонирования графических коллекций в музее была продолжена в 2021 году выставкой «Павел Басманов: художник и коллекционер».
Павел Басманов (1906-1993), имя которого стоит в одном ряду с такими выдающимися мастерами изобразительного искусства, как Владимир Лебедев, Владимир Татлин, Николай Тырса, не только был художником, но и обладал тонким чутьем коллекционера. На протяжении многих лет он собирал произведения своих современников, осознавая всю значимость сохранения лучших образцов отечественной графики. Коллекция принадлежавших ему графических работ начала комплектоваться в музее с конца 1970-х годов и сегодня насчитывает более семидесяти произведений.
Поскольку выставка пришлась на ковидный год, ее программа предусматривала большой спектр онлайн-мероприятий. Были подготовлены и выложены на сайте Государственного художественного музея Алтайского края, в соцсетях и УоиТиЬе кураторские видеоэкскурсии, разделенные условно на две части: Павел Басманов - художник и Павел Басманов - коллекционер. Так-
же на YouTube-канале музея были доступны для просмотра сюжеты передачи «История одного шедевра», снятые совместно с ГТРК «Алтай» и рассказывающие о произведениях Юрия Васнецова, Николая Тырсы, Павла Кузнецова и Павла Басманова, вошедших в экспозицию.
Новой формой коммуникационной практики музея в 2020 году также стала онлайн-экскур-сия из мастерской художника, проводившаяся в процессе подготовки выставки графики Евгения Югаткина «Немного о себе. Новелла». Ввиду пандемии выставка открылась несколькими месяцами позже запланированной даты, и экскурсия из мастерской стала информационным поводом для того, чтобы дважды, с разных ракурсов, обратиться к творчеству одного мастера, показав его не только традиционно в пространстве музея, но и там, где экспонировавшиеся работы создавались.
Ковидный год и невозможность принимать большое количество посетителей научили сотрудников музея планировать мероприятия одновременно в офлайн- и онлайн-форматах. Таким образом проводились творческая встреча и мастер-класс с художником Николаем Острицовым на выставке «Графика. Поиск тем и образов». Экспозиция, посвященная 70-летию мастера, знакомила с начальным этапом рождения картины -рисунком в творчестве художника.
Выставка современного искусства в музее - это всегда соавторство художника и искусствоведа. И это касается не только концепции, отбора работ, но и подготовки сопроводительных текстов. Так, буклет к выставке графических портретов Евгения Скурихина «Близкие», состоявшейся осенью 2021 года, содержал два текста - куратора и автора произведений. Зафиксированный не только в изобразительных, но и в словесных образах монолог художника, обращенный к зрителю, содержал важный посыл, делавший интерпретацию смыслового поля его работ максимально корректным.
Значимой составляющей репрезентации современного искусства в пространстве музея является сопричастность зрительской аудитории, поэтому востребованными остаются творческие встречи и мастер-классы с автором на выставке, когда посетители становятся не просто свидетелями рождения произведения, но и пробуют себя в роли художника. Такие мероприятия проводились на всех упомянутых выше музейных выставках графики.
Для маленьких зрителей разработана иная форма сотворчества с художником. Так, на вы-
ставке лубочной графики Александра Потапова экскурсии для детей всегда завершались раскрашиванием огромного лубка, размером в лист ватмана, подготовленного накануне мастером.
Сопричастность происходящему, погружение во временной контекст и атмосферу мастерской художника достигаются также посредством использования метода инсталляции в экспозиции. Так, на выставке акварелей Алексея Югаткина было воссоздано пространство с личными вещами художника, уже ушедшего из жизни. Его этюдник, кисти, краски, небрежно брошенная кепка - всё это рождало ощущение присутствия автора работ в зале музея, откуда он, казалось, ненадолго вышел...
На выставках печатной графики вместе с произведениями, по возможности, экспонируются доски, с которых были сделаны оттиски, и предварительные наброски карандашом, предшествующие переводу работы в материал. На выставках уникальной графики в витрину выкладываются краски, мелки и прочие материалы, посредством которых были выполнены рисунки, а также архивные фотографии, запечатлевшие творческий процесс.
Среди традиционно используемых методов расширения информационного пространства выставок графики в музее - демонстрация фильмов о художнике, интервью с ним, презентация на экране его работ, не вошедших в экспозицию. В будущем здании музея к этому планируется прибавить возможности большого количества средств мультимедиа: видеороликов, QR-кодов, электронных этикеток и многого другого.
В целом совокупность вышеперечисленных методов из практики Государственного художественного музея Алтайского края отчасти имеет ограниченный характер, во многом обусловленный стесненными обстоятельствами существования музея в условиях реконструкции. Современная выставка, вне всякого сомнения, должна иметь не только концептуальное обоснование, но и рабочую сценографию, подразумевающую использование действенных в каждом конкретном случае методик интерпретации музейного предмета, создание вокруг него необходимых пространственно-смысловых решений, включающих тематический дизайн выставочного пространства, световой дизайн, разработку оборудования, формирование среды и т.д. Однако в существующих реалиях, где большая часть выставочных проектов планируется чуть ли не с нулевым бюд-
жетом, опыт интерпретации современного изобразительного искусства на выставках графики в Государственном художественном музее Алтайского края также может быть успешно востребован.
Литература
1. Сидорова, О.В. Художник. Книга. Время (из опыта организации выставки книжной графики в ГХМАК) // Шестые искусствоведческие Снитковские чтения : сб. материалов XIV науч.-практ. конф. - Барнаул, 2016. -C. 219-223.
2. Сидорова, О.В. Art Arcadia (послесловие к выставке Аркадия Казанцева в Государственном художественном музее Алтайского края) // Искусство Евразии. -Барнаул, 2019. - № 1 (12). - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/art-arcadia-posleslovie-k-vystavke-arkadiya-kazantseva-v-gosudarstvennom-hudozhestvennom-muzee-altayskogo-kraya (дата обращения 24.12.2021).
3. Сидорова, О.В. Выставочный проект «Алтай. Коллекции. Графика» // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск, 2020. - № 5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vystavochnyy-proekt-altay-kollektsii-grafika (дата обращения 24.12.2021).
References
1. Sidorova O. V. Xudozhnik. Kniga. Vremya (iz opy'ta organizacii vy'stavki knizhnoj grafiki v GXMAK) [An artist. A book. A time (from the experience of organizing of the exhibition of book graphics in the State Art Museum of the Altai Region)]. Shesty*e iskusstvovedcheskie Snitkovskie chteniya: sbornik materialov XIV nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul, 2016, pp. 219-223.
2. Sidorova O. V. Art Arcadia (posleslovie k vy'stavke Arkadiya Kazanceva v Gosudarstvennom xudozhestvennom muzee Altajskogo kraya) [Art Arcadia (afterword to the exhibition of Arcady Kazancev in the State Art Museum of the Altai Region)]. The art of Eurasia. Barnaul, 2019, no. 1 (12), available at: https://cyberleninka. ru/article/n/art-arcadia-posleslovie-k-vystavke-arkadiya-kazantseva-v-gosudarstvennom-hudozhestvennom-muzee-altayskogo-kraya (accessed 24.12.2021).
3. Sidorova O. V. Vy'stavochny'j proekt "Altaj. Kollekcii. Grafika" [The exhibition project "Altai. Collections. Graphics]. IzobrazitePnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaPnego Vostoka. Krasnoyarsk, 2020, no. 5, available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/vystavochnyy-proekt-altay-kollektsii-grafika (accessed 24.12.2021).
Об авторе
Сидорова Оксана Владимировна - кандидат исторических наук, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела Государственного художественного музея Алтайского края, Барнаул E-mail: [email protected]
Sidorova Oksana Vladimirovna
Сandidate of historical sciences, chief researcher of the research department of the State Art Museum of the Altai Territory, Barnaul