Научная статья на тему 'ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ «АЛТАЙ. КОЛЛЕКЦИИ. ГРАФИКА»'

ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ «АЛТАЙ. КОЛЛЕКЦИИ. ГРАФИКА» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙ / ВЫСТАВКА / КОЛЛЕКЦИИ / МУЗЕЙ / ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА / УНИКАЛЬНАЯ ГРАФИКА / ALTAI / EXHIBITION / COLLECTIONS / MUSEUM / PRINTED GRAPHIC / UNIQUE GRAPHICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сидорова Оксана Владимировна

Статья посвящена выставке «Алтай. Коллекции. Графика», состоявшейся в Барнауле с 27 декабря 2018 по 27 января 2019 года и представившей произведения уникальной и печатной графики из российских и монгольских частных и музейных коллекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXHIBITION PROJECT “ALTAI. COLLECTIONS. GRAPHICS”

The article is devoted to the exhibitionAltai. Collections. Graphics” (December 27, 2018 - January 27, 2019), which presented works of unique and printed graphics from Russian and Mongolian private and museum collections in Barnaul.

Текст научной работы на тему «ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ «АЛТАЙ. КОЛЛЕКЦИИ. ГРАФИКА»»

f

b]

J

Л^л

УДК 069.152:7.074: 76 О. В. Сидорова

Государственный художественный музей Алтайского края Барнаул, Россия

ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«АЛТАЙ.

КОЛЛЕКЦИИ.

ГРАФИКА»1

Статья посвящена выставке «Алтай. Коллекции. Графика», состоявшейся в Барнауле с 27 декабря 2018 по 27 января 2019 года и представившей произведения уникальной и печатной графики из российских и монгольских частных и музейных коллекций.

Ключевые слова: Алтай; выставка; коллекции; музей; печатная графика; уникальная графика.

В. Ф. Рублев. Автопортреты разных лет.

1970-е-нач. 1990-х Бумага, карандаш, фломастер, сангина, тушь. 47x38

Коллекция

Л. Н. Пастушковой

(Барнаул)

Алтай. Коллекции. Графика» - так У У называлась выставка, открывшаяся ^^в преддверии 2019 года в Барнауле, в выставочном зале музея «Город».

Инициатива проекта принадлежала академику Российской академии художеств, доктору философских наук, профессору Алтайского государственного технического университета Михаилу Юрьевичу Шишину и алтайской художнице Ларисе Николаевне Пастушковой, замысел которых активно поддержали сотрудники Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК).

Мероприятие осуществлялось при поддержке Регионального отделения

Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств, с участием Алтайской краевой организации Союза художников России.

Это был первый выставочный проект такого рода на Алтае. Его организаторы не только сделали акцент на популяризации графического искусства, но и нашли новый ракурс для его подачи - графика глазами коллекционера. На примере музейных и частных собраний они постарались привлечь внимание к традициям и современному процессу коллекционирования этого вида искусства в России.

Коллекционирование графики - это вопрос культуры и традиций собиратель-

ства. Сегодняшние российские коллекционеры в большинстве своем предпочитают живопись. Рисунки не предполагают длительного экспонирования и хранятся в папках, потому что бумага боится света. Коллекционеры графики - это избранный круг ценителей, у которых есть очень тонкое понимание сути изобразительного искусства.

В экспозиции было представлено 20 коллекций из России и Монголии. В числе экспонентов - музеи и частные коллекционеры: Государственный художественный музей Алтайского края с произведениями Виталия Воловича, Фонд Андрея Поздее-ва и Школа ксилографии Германа Паштова (Красноярск), Фонд Всероссийского открытого фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО» (Екатеринбург), Арт-галерея Щетининых (Барнаул), Александр Суслов (Новокузнецк), Вячеслав Пестерев (Санкт-Петербург), Илья Перцов (Москва), Лариса Пастушкова, Людмила Рублева, Михаил Шишин, Наталья Царева, Юлия Раменская, Наталья Короткова (с семейной коллекцией Кульгачевых), Светлана Каминская и Оксана Сидорова (Барнаул), Уранчимэг Доржсурэн (Улан-Батор, Монголия). Всего более 250 произведений.

Отправной точкой выставки стали работы из собрания Дома творчества «Челюскинская» (Подмосковье). На ней были показаны произведения нескольких десятков мастеров, в разное время связавших свою судьбу с легендарной «Челюхой». Среди них имена лидеров графического искусства, творчество которых формировало и формирует высочайший уровень российской печатной графики - Виктора Вильнера, Василия Власова, Александра Муравьева, Клары Кали-нычевой, Николая Благоволина, Николая Домашенко, Николая Ковалева, Александра Максимова, Олега Яхнина.

Вместе с тем, выставочный проект «Алтай. Коллекции. Графика» затрагивал региональную проблематику и освещал такие вопросы, как история формирования и тематическая направленность алтайских графических коллекций, персоналии и преемственность традиций в графике Алтая,

студия рисунка Василия Рублева, творчество и педагогическая деятельность которого оказали большое влияние на становление культурной среды в Барнауле в 1970-1990-е годы.

Каждая из представленных коллекций имела свою специфику. Так, собрание графики Щетининых связано с историей этой известной на Алтае творческой династии, внесшей большой вклад в развитие и популяризацию алтайского изобразительного искусства. На выставке оно знакомило с классикой алтайской графики, преемственностью художественных традиций в условиях региона. Например, горные пейзажи Федора Андреевича Филонова (1919-2007) из этой коллекции рассматривались в связи с творчеством Григория Ивановича Гурки-на, стоявшего у истоков профессионального изобразительного искусства на Алтае. Работы Ф. А. Филонова, выполненные в технике «тушь - перо», демонстрировали ту же эпическую поэзию, ту же мощь, тот же восторг, восхищение человека вековой природой, глубинное постижение ее души, что были присущи его великому предшественнику.

Несомненный интерес у широкой публики и профессионалов вызвали семейные коллекции Раменских, Кульгачевых, Каминских, Пастушковой. Помимо того, что каждое из этих собраний представляло художников,

Н. С. Зайков. Биржевой проезд в Санкт-Петербурге. 2016. Бумага, карандаш. 30x43

Коллекция

В. Н. Пестерева

(Санкт-Петербург)

В. М. Волович. Осел,

дрессирующий льва. Из серии «Цирк». 1980. Бумага, офорт. 59,8x46,7

Государственный художественный музей Алтайского края

которые являются значимыми величинами в искусстве Алтая, все они связаны с историей семьи, традициями известных творческих династий.

Нельзя представить искусство книги на Алтае без творчества Владимира Александровича Раменского (1927-2017), семья которого дала на выставку одну из лучших работ мастера - иллюстрации к «Алтайским сказкам». Они никогда не были опубликованы в формате книги, и тем ценней оказалась возможность видеть их.

Яркое явление алтайского изобразительного искусства - лубочная графика Александра Потапова, вошедшего в выставку работами цикла «Русские пословицы и поговорки», над которым художник трудится более трех десятков лет.

В рамках проекта Алтай также был представлен работами Семена Чернова, Геннадия Тарского, Юрия Кабанова, Сергея Дыкова, Николая Острицова, Елены Волковой, Николая Зайкова.

Еще одним концептуально значимым разделом выставки стали студийные наброски Василия Рублева (1937-1994), Владимира Квасова (1937-2006), Людмилы Кульгачевой (1947-2010) - зримые свидетельства одной из ярчайших страниц в художественной жизни Барнаула.

Мастерская Рублева в Барнауле в середине 1970 - 1980-х годов была центром неформального искусства, местом притяжения художников-единомышленников - Татьяны Ашкинази, Людмилы Кульгачевой, Влади-

мира Квасова, Ларисы Пастушковой, Владимира Опары.

На выставке экспонировались студийные рисунки и автопортреты В. Ф. Рублева из коллекций Ларисы Пастушковой и Людмилы Рублевой. В творчестве этого художника автопортрет был наиболее экспериментальным и независимым жанром: неслучайно восемь его автопортретов были отобраны, а четыре из них приобретены в 1995 году Государственной Третьяковской галереей.

Илья Перцов, сын Ларисы Пастушковой, показал на выставке свои портреты, выполненные Рублевым, который рисовал мальчика каждый год в день его рождения.

Собственными портретами (из коллекции Ларисы Пастушковой) был представлен на выставке и Владимир Квасов - единомышленник, сподвижник Василия Рублева. Долгое время они работали бок о бок, взаимно обогащая друг друга. Как и Рублев, в графике Квасов наследовал традиции Матисса, его свободную манеру пластического обобщения.

Тот же метод чувственного рисования, свободная пластика рисунка, запечатлевшего ускользающее движение натуры, характеризовали и работы Людмилы Кульгачевой - одной из самых последовательных учениц Василия Рублева.

Л. С. Кульгачева, произведения которой предоставила на выставку ее семья, - единственный среди алтайских художников лауреат первой Новосибирской международной биеннале современной графики 1999 года. Она была награждена дипломом за подписью председателя жюри биеннале, известного российского искусствоведа Александра Ильича Морозова.

Значимой составляющей в концептуальном содержании выставочного проекта стали разделы с работами сибирских художников: Андрея Поздеева, Виталия Кармано-ва, Александра Суслова, Андрея Машанова, Александра Бобкина, Германа Паштова.

Красноярская школа ксилографии Германа Паштова, одним из участников которой является ведущий алтайский график Арка-

дий Казанцев, познакомила зрителей с современной ксилографией Сибири и России. По завершении проекта эти работы были переданы в фонды Государственного художественного музея Алтайского края.

Фонд Андрея Поздеева (Красноярск), который не только занимается популяризацией, сохранением творческого наследия художника, но и проводит серьезную научно-исследовательскую работу по его изучению, предоставил для экспонирования уникальную графику своего земляка. Акварели Андрея Поздеева на городскую тему встречали зрителей на фронтальной стене у входа в зал, став вводной частью экспозиционного пространства.

Выставка была интересна и тем, что все экспонировавшиеся коллекции имели личностный оттенок, отражающий интересы владельца. Так, собрание графики доктора философских наук М. Ю. Шишина было представлено рисунками Виктора Калинина, метафорически повествующими о характере современной цивилизации и культуры.

Отдельного внимания заслуживает участие в выставке Фонда Всероссийского открытого фестиваля графики «УРАЛ-ГРА-ФО» (Екатеринбург).

«УРАЛ-ГРАФО», начавший свою историю в 2011 году, на сегодняшний день является одним из самых масштабных выставочных проектов в стране, экспонирующих графические произведения отечественных и зарубежных художников. На Алтай из Екатеринбурга были привезены произведения современных российских авторов, выполненные в разных техниках - как оригинальной (карандаш, пастель, акварель, гуашь), так и печатной графики (офорт, ксилография, линогравюра, сухая игла, шелкогра-фия), а также листы, в которых художники продемонстрировали виртуозное владение смешанными техниками. Безусловную значимость и ценность имел тот факт, что по окончании проекта собрание Художественного музея Алтайского края пополнилось шестнадцатью произведениями из коллекции Фонда. В их числе и работы председате-

ля Свердловского отделения Союза художников России Сергея Айнутдинова.

Еще одним тематическим аспектом выставочного проекта стал межкультурный диалог в условиях региональной евразийской интеграции. Многолетние дружественные связи Алтая с Монголией, тесные личные контакты организатора выставки М. Ю. Шишина с МНР позволили привлечь к участию в проекте директора Института изобразительных искусств и дизайна Монгольского государственного университета культуры (Улан-Батор), профессора, кандидата искусствоведения Уранчимэг Доржсурэн. Ее коллекция отразила современный бурный

В. М. Волович. Клоун, прыгающий через ослов. Из серии «Цирк». 1980. Бумага, офорт. 59,8x46,7

Государственный художественный музей Алтайского края

С. С. Айнутдинов. Состояние. Лист 2 из серии «Лите-ратушки». 2013. Бумага, шелкогра-фия. 51x30

Государственный художественный музей Алтайского края (поступил из коллекции фонда Всероссийского открытого фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО»)

характер развития графического искусства в Монголии.

Среди работ монгольских художников на выставке выделялись произведения художницы Уянги Зоринг, которая окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, учившись в мастерской одного из выдающихся графиков России А. А. Пахомова, академика Российской академии художеств [1]. В экспозиции были также представлены собственные работы Уранчимэг Доржсурэн, выполненные по впечатлениям от экспедиций к монгольским петроглифам на приграничной с Россией территории.

Итоговой частью проекта стала научно-исследовательская конференция на тему графики, где обсуждались такие вопросы, как история развития графики в российских регионах, опыт работы Дома творчества «Челюскинская», проблемы хранения, экспонирования и реставрации графических произведений, практика проведения крупных графических проектов. В числе докладчиков были ведущие искусствоведы и художники

из Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Барнаула. Материалы конференции опубликованы в первом номере международного научно-исследовательского журнала «Искусство Евразии» за 2019 год.

Таким образом, проект «Алтай. Коллекции. Графика» дал возможность жителям города и края познакомиться с творчеством ведущих российских графиков, собрал в одном выставочном зале художников, определивших развитие и лицо алтайского графического искусства, акцентировал внимание на таком явлении, как студия Василия Рублева (основной массив студийных рисунков, равно как и автопортретов Рублева, сосредоточен в частных коллекциях). Благодаря выставке собрание Художественного музея Алтайского края пополнилось современной графикой.

Примечания

1. Статья подготовлена в рамках научного проекта 19-412-22003 р_а при финансовой поддержке РФФИ и Алтайского края.

Литература

1. Белокурова, С.М. Выставка «Алтай. Коллекции. Графика. 2018» // Искусство Евразии. - Барнаул, 2019. - № 1 (12). - С. 211-218. DOI: 10.25712/ ASTU. 2518-7767.2019.01.017. - URL: https:// readymag.com/u50070366/1329235/27/ (дата обращения 16.10.2020).

Об авторе

Сидорова Оксана Владимировна - кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Государственного художественного музея Алтайского края E-mail: semyasidorov@yandex.ru

THE EXHIBITION PROJECT "ALTAI. COLLECTIONS. GRAPHICS"

Sidorova Oksana Vladimirovna

Candidate of Historical Sciences, the Chief Researcher at the research department in the State Art Museum of the Altai Region

Abstract: The article is devoted to the exhibition "Altai. Collections. Graphics" (December 27, 2018 - January 27, 2019), which presented works of unique and printed graphics from Russian and Mongolian private and museum collections in Barnaul.

Keywords: Altai; exhibition; collections; museum; printed graphic; unique graphics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.