Научная статья на тему 'КЛАССИКИ АЛТАЙСКОЙ ГРАФИКИ В СОБРАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (БАРНАУЛ, РОССИЯ)'

КЛАССИКИ АЛТАЙСКОЙ ГРАФИКИ В СОБРАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (БАРНАУЛ, РОССИЯ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
142
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Фёдор Филонов / Андрей Вагин / Алексей Югаткин / Владимир Раменский / Александр Дерявский / графика / книжная графика / Государственный художественный музей Алтайского края / Fyodor Filonov / Andrei Vagin / Alexei Yugatkin / Vladimir Ramensky / Aleksandr Deriavsky / graphic / graphics / book graphics / The State Art Museum of the Altai Krai

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сидорова Оксана Владимировна

Изложены основные биографические сведения, отражающие творческий путь алтайских профессиональных художников-графиков Ф. А. Филонова (1919–2007 гг.), А. Г. Вагина (1923–2006 гг.), А. А. Югаткина (1926–2001 гг.), В. А. Раменского (1927–2017 гг.) и А. К. Дерявского (1935–1994 гг.), чьи работы войдут в экспозицию «Классика алтайской графики» в Государственном художественном музее Алтайского края (г. Барнаул, Россия) после завершения реконструкции здания учреждения в 2022 г. Индивидуальные художественно-эстетические достижения мастеров, наследовавших стилевым традициям первых профессиональных художников Алтая (Г. И. Чорос-Гуркина (1870–1923 гг.) и А. О. Никулина (1878–1945 гг.)), задали основные векторы развития профессиональной графики на Алтае во второй половине XX – начале XXI вв. Охарактеризован вклад В. А. Раменского и А. К. Дерявского в становление профессиональной книжной графики в Алтайском крае, представлено краткое описание организаторской работы В. А. Раменского в области профессионального художественного образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSICAL GRAPHIC ARTISTS OF ALTAI IN COLLECTIONS OF THE STATE ART MUSEUM OF THE ALTAI KRAI (BARNAUL, RUSSIA)

The paper outlines basic biographic information that reflects creative way of professional graphic artists from Altai, Russia: Fyodor Filonov (1919–2007), Andrei Vagin (1923–2006), Alexei Yugatkin (1926–2001), and Aleksandr Deriavsky (1927–2017), whose works will be in exhibition “Classical Works of Altai's Graphis Artists” of The State Art Museum of the Altai Krai (Barnaul, Russia) that will be held in 2022, after recomstruction of the institution's building. Individual artistic and aesthetic achievements of masters that followed stylistic traditions left by the first professional painters of Altai (Grigory Choros-Gurkin (1870–1923) and Andrei Nikulin (1878–1945), defined main vectors for development of professional graphics in Altai in the 2nd half of 20th century and the beginning of the 21st century. The author describes a contribution made by Vladimir Ramensky and Aleksandr Deriavsky in development of professional book graphics in Altai Krai, Vladimir Ramensky's work in developing professional artistic education in the territory.

Текст научной работы на тему «КЛАССИКИ АЛТАЙСКОЙ ГРАФИКИ В СОБРАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (БАРНАУЛ, РОССИЯ)»

РАЗДЕЛ II ВОПРОСЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

УДК 7.071.1(571.15)"1951/2017" DOI: 10.32340/2414-9101-2021-3-52-59

О. В. Сидорова, кандидат исторических наук Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул, Россия)

semyasidorov@yandex.ru

КЛАССИКИ АЛТАЙСКОЙ ГРАФИКИ В СОБРАНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

(БАРНАУЛ, РОССИЯ)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-412-220003 р_а

Аннотация. Изложены основные биографические сведения, отражающие творческий путь алтайских профессиональных художников-графиков Ф. А. Филонова (1919-2007 гг.), А. Г. Вагина (1923-2006 гг.), А. А. Югаткина (1926-2001 гг.), В. А. Раменского (1927-2017 гг.) и А. К. Де-рявского (1935-1994 гг.), чьи работы войдут в экспозицию «Классика алтайской графики» в Государственном художественном музее Алтайского края (г. Барнаул, Россия) после завершения реконструкции здания учреждения в 2022 г. Индивидуальные художественно-эстетические достижения мастеров, наследовавших стилевым традициям первых профессиональных художников Алтая (Г. И. Чорос-Гуркина (1870-1923 гг.) и А. О. Никулина (1878-1945 гг.)), задали основные векторы развития профессиональной графики на Алтае во второй половине XX - начале XXI вв. Охарактеризован вклад В. А. Раменского и А. К. Дерявского в становление профессиональной книжной графики в Алтайском крае, представлено краткое описание организаторской работы В. А. Раменского в области профессионального художественного образования в регионе.

Ключевые слова: Фёдор Филонов, Андрей Вагин, Алексей Югаткин, Владимир Раменский, Александр Дерявский, графика, книжная графика, Государственный художественный музей Алтайского края.

С самого начала существования Государственного художественного музея Алтайского края здесь активно комплектуется коллекция произведений художников Алтайского края. Значительное место в этом собрании занимают работы художников-графиков. Публикация посвящена обзору творчества мастеров старшего поколения: Ф. А. Филонова, А. Г. Вагина, А. А. Югаткина, В. А. Раменского и А. К. Дерявского, чьи произведения войдут в экспозицию «Классика Алтайской графики» в здании Художественного музея после завершения его реконструкции.

Федор Андреевич Филонов (1919, с. Новоалександровка Змеиногорского уезда Алтайской губернии - 2007, Барнаул) - один из старейших художников-графиков Алтая. Член Союза художников СССР с 1961 года. Ветеран Великой Отечественной войны, участник боев на Дальнем Востоке. Награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями «За Победу над Японией», «За боевые заслуги», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, «Ветеран труда».

В юности занимался рисованием в городской изостудии при 42-й барнаульской школе, руководил которой известный акварелист Сергей Митрофанович Розе, прививший воспитанникам

любовь к этой тонкой технике. Рисунок преподавал Алексей Николаевич Борисов, ученик крупнейшего советского живописца А. А. Рылова. В студии состоялась первая выставка известного художника и педагога Борисова, приехавшего на Алтай из Петрограда в 1918 году. Первые учителя не просто дали Ф. А. Филонову хорошую профессиональную подготовку, но и личным примером научили бескорыстному служению искусству.

Много позже он часто вспоминал совместные походы студийцев на этюды, работу на пленэр, походы на выставки и в Алтайский краеведческий музей, где Фёдор Андреевич впервые увидел работы Григория Ивановича Гуркина. Чудом сохранился каталог выставки картин художников-самоучек 1938 года, в которой Фёдор Филонов принял активное участие. В 1939 году художник участвовал во второй краевой выставке и получил первую премию. В том же 1939 году у него состоялась первая персональная выставка.

Великую Отечественную войну Ф. А. Филонов встретил солдатом в составе 254 стрелкового полка 39 стрелковой дивизии. Участвовал в войне с Японией. В 1946 году вернулся в родной Барнаул. Первым его местом работы стал кинотеатр «Родина». Филонов увлечённо рисовал афиши к фильмам, идущим тогда на экранах. Успех художника-оформителя привел Ф. А. Филонова в апреле 1948 года в товарищество «Алтайский Художник». Для мастера началась интенсивная творческая и выставочная жизнь.

В 1954 году к Ф. А. Филонову пришло настоящее признание. За графические листы «Ка-тунь» и «В лесу», экспонировавшиеся в Москве на Республиканской художественной выставке, Министерство культуры РСФСР наградило Ф. А. Филонова дипломом второй степени. В 1955 и в 1957 годах художник вновь стал экспонентом республиканских выставок.

Не имея возможности продолжить профессиональное образование, Федор Андреевич компенсировал это неустанной работой. Он пишет маслом, рисует пером, изучает натуру, учится у природы, внимательно рассматривает на выставках произведения профессионалов, в том числе и основоположников искусства Алтая - Григория Ивановича Гуркина и Андрея Осиповича Никулина, копирует по репродукциям рисунки мастера русского пейзажа И. И. Шишкина, которого также безмерно любил и восхищался.

Художник много путешествовал, открывая для себя Горный Алтай, поразивший его своей могучей красотой, скалистыми горами, стройными кедрами, стремительными реками, цветущими альпийскими лугами. Впервые в Алтайских горах Ф. А. Филонов побывал в 1948 году, и эта поездка определила на всю жизнь его тематическое направление, технику художника. Сначала художник писал маслом. Но характер горных пейзажей с многообразным сложным рисунком хребтов, дикими нагромождениями кустарников и сухостоев, поваленных в тайге, величавыми силуэтами красавцев-кедров - всё это вызвало необходимость поиска новой техники. Ф. А. Филонов стал делать перовые рисунки тушью. И в этой трудоёмкой технике, определившей его лицо среди других художников Сибири, он достиг значительных результатов.

Перо мастера доподлинно передавало пластику природных форм: густые кроны вековых кедров, острые грани гор, сложный рисунок каменной гряды Курайского хребта с напластованиями каменных откосов. Посредством двух цветов - белого поля бумаги и черной туши, дающих многообразие оттенков серого, Федор Андреевич умело передавал многоцветие красок алтайской природы, её особенную торжественность, нарядность. Штрих за штрихом, тонкий след пера создавал нужной густоты тон. Пространство листа организовывалось с точным тональным соблюдением планов.

Пейзажам Горного Алтая в творчестве Ф. А. Филонова свойственно глубинное постижение души алтайской природы, быта алтайцев, приближенное к тому пониманию, которое было характерно для больших мастеров: Г. И. Гуркина и А. О. Никулина. В его работах та же эпическая поэзия, та же мощь, тот же восторг, восхищение человека вековой природой, что были присущи первым профессиональным художникам Алтая («Курайский хребет». 1968, «Алтайская тайга». 1957, «У белков». 1982. Собственность ГХМАК).

Наряду с монументальными образами родного края в творчестве мастера есть работы, где он пишет отдельные уголки алтайской природы («Водопад». 1960. Собственность ГХМАК).

Другой любимой темой в пейзаже стал дорогой сердцу художника степной Алтай (первые одиннадцать лет своей жизни Ф. А. Филонов провел в селе Александровка, окружённом бескрайними степями). В акварелях, посвященных степному Алтаю, художник ёмко и лаконично передал суть и характер алтайской земли, нашёл верные цветовые и тональные отношения для передачи земли и неба, позволившие передать материальность, звуки и запахи степных далей («Зябь», «Раннее утро». Грачи». 1982. Собственность ГХМАК).

Тема степного Алтая нашла отражение также в творчестве Андрея Григорьевича Вагина (1923, с. Ашмарино Новокузнецкого района Кемеровской области - 2006, Барнаул), - непревзойденного в алтайском изобразительном искусстве мастера линогравюры, работы которого памятны многим, кто хоть сколько-нибудь знаком с художественной жизнью Алтая. А. Г. Вагин принадлежит к поколению, становление которого происходило в трудные для нашей страны послевоенные годы, когда страна возрождалась из руин, строилась, поднимала целину, крепла и расцветала.

А. Г. Вагин - участник Великой Отечественной войны, был ранен, удостоен правительственных наград: ордена Отечественной войны II степени, медали «За победу над Германией», «За освоение целинных земель», юбилейных медалей победы в Великой Отечественной войне, нагрудных знаков «Ветеран карельского фронта», «Отличник культурного шефства над селом» Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры. Член Союза художников России с 1968 года. Заслуженный художник России (1991).

Он приехал на Алтай вместе с первыми целинниками после окончания Горьковского художественного училища, по распределению, жил вместе с первыми целинниками в палатках и вагончиках, работал на местах создания посёлков. Целинные рисунки мастера, выполненные в походных условиях при помощи туши и карандаша, - это образная картина освоения целинных и залежных земель на Алтае («В лагере целинников». 1954. Собственность ГХМАК).

В 1969 году, после творческой поездки в Дом творчества «Челюскинская», А. Г. Вагин погрузился в изучение возможностей, постижение образного языка гравюры на линолеуме. Появились триптихи «Ритмы строек» и «Весенние мелодии» (1960), серии «Средь сибирских берёз» (1979), «Мой город» (1980, ГХМАК), «В краю родном» (1988), «Окрестности Барнаула» (1989, ГХМАК), «Литературные места России» (1980-1990, ГМИЛИКА).

1970-е годы - взлёт в творчестве художника. Его излюбленные образы и мотивы стали ещё более утонченными по исполнению, вложенному в них чувству и настроению. К таким произведениям относится линогравюра «.. .И светла от берез Россия» (1972, ГХМАК). Белоствольные красавицы - символ России - один из часто встречающихся мотивов в творчестве мастера. Душевный подъём и сердечная любовь художника к родной земле видятся в узорчатом кружеве берёз.

Художник лирического дарования, Андрей Григорьевич Вагин запечатлевал увиденное в зрительных и словесно-поэтических образах, исполненных светлой грусти. Станковая гравюра «Лебединая симфония» А. Г. Вагина по силе эмоционального воздействия не уступает большому полотну.

Творчество А. Г. Вагина известно далеко за пределами нашего региона. С 1954 года он -участник выставок разного уровня. Среди них, такие как «Выставка произведений художников России» (1955, 1957, Москва), «Всесоюзная выставка мастеров эстампов» (1969, Вильнюс), «Советская Россия» (1970, 1975, 1980, 1985), «Выставка графиков Сибири» (1974, Франция), «50 лет Победы» (1995, Москва), «Современные произведения художников Алтая» (1999, Москва), «Рос-сия-X» (Москва, 2004) и многих других.

В числе работ, экспонировавшихся на всероссийском и региональном уровне: «И светла от берез Россия.» (выставка графиков Сибири во Франции, 1974), «Весенние мелодии» (Всесоюзная выставка мастеров советского эстампа,1969), «Березовые ситцы» (УГ-я Республиканская художественная выставка, 1980) и т. д.

Гравюры А. Г. Вагина часто репродуцировались в местной и столичной прессе: газетах «Советская культура», «Правда», «Литературная газета», «Советская Россия», журналах «Москва», «Нева», «Гражданская авиация».

Работы мастера хранятся во многих сибирских и российских музеях: Государственном художественном музее Алтайского края, Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, Городском краеведческом музее г. Осинники Кемеровской области, Алтайском государственном краеведческом музее, Новокузнецком художественном музее, Омском музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, музеях Новосибирска, Томска, Бийска, Горно-Алтайска, Орла, Нижнего Новгорода и прочих. Множество своих работ А. Г. Вагин подарил сельским картинным галереям. В 1972 году в селе Троицкое Алтайского края Андрей Григорьевич открыл дарственную выставку, работы которой явились основой сельской картинной галереи.

Алексей Александрович Югаткин (1927, д. Новоселки Даниловского уезда Ярославской губернии - 2001, Барнаул) также как Ф. А. Филонов и А. Г. Вагин принадлежит к «чистым» графикам-пейзажистам.

Алексей Александрович Югаткин - член Союза художников СССР (с 1980). Участник межобластных, зональных, республиканских, всесоюзных выставок (с 1953). Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Японией», удостоен благодарности Верховного главнокомандующего тов. Сталина (1946).

Окончил Ярославское художественное училище с присвоением квалификации учителя рисования и черчения средней школы. В 1950-1953 гг. работал преподавателем рисования в Педагогическом училище им. А. М. Горького. В 1954 г. приехал в Барнаул.

Более четверти века проработал А. А. Югаткин художником-оформителем в Алтайском отделении Художественного фонда СССР.

Алексей Александрович Югаткин, включившийся в алтайскую художественную среду, алтайское искусство со своим видением, своими знаниями, своей ментальностью, во многом видел и воспринимал алтайскую природу глазами художника среднерусской полосы.

На выставках пейзажи А. А. Югаткина узнавались сразу, выделяясь свойственной этому художнику щемящей и светлой грустью, с которой он воспевал красоту родного края: «Бабье лето» (1968, ГХМАК), «Ветреный день» и «После дождя» (1978, ГХМАК), «Над Обью» (1979, ГХМАК), «Осень в Затоне» (1983, ГХМАК), «На Барнаулке» (ГХМАК) мн. др. В своем творчестве художник наследовал традиции мастеров русского лирического пейзажа: И. Левитана, В. Бакшеева, К. Юона, А. Рылова, А. Крымова, в работах которых за внешней непритязательностью природы скрывается её тонкая лирическая красота.

В историю изобразительного искусства Алтая Алексей Югаткин вошёл как мастер тонкой, филигранной техники акварели. На протяжении всего творческого пути она оставалась для художника любимой, стала призванием на всю жизнь.

Среди многообразия тем и богатой нюансами палитры алтайского пейзажа художник выбрал свой круг образов: улицы и природа окрестностей г. Барнаула, лесостепной Алтай. В любое время года художник искал общения с природой, выезжал на этюды за город - в Затон, в село Озерки, привозил из этих поездок свежие, полные жизни работы. Алексей Александрович всегда верно подмечал своеобразие мотива, находя тонкие, очень точные цветовые отношения, детали, характерные для конкретной местности.

Как и все мастера лирического направления в пейзаже, Алексей Александрович любил весну и осень: те моменты, которые богаче сменой и оттенками настроений. Отсюда и характерное для акварелей Алексея Александровича Югаткина сочетание землянистой охры, розово-сиреневого цветов. Живописная манера мастера основана на приёме наложения красок в один слой: сквозь чистые, незамутнённые цвета просвечивает белый фон бумаги. Изменение цвета, насыщение его светом осуществлялось в пределах одного тона.

Ещё одной темой в творчестве мастера стали акварели, посвященные Барнаулу: «Дом партизанского штаба Е. М. Мамонтова» (1974, ГХМАК), «Октябрьская площадь зимой» и «Старый Барнаул» (1979, ГХМАК) и др. Одна из самых любимых зрителями и узнаваемых акварелей А. А. Югаткина - «Проспект Ленина после дождя» (1978, ГХМАК) - уходящая вдаль пешеходная аллея в самом центре города.

Мир природы, отраженный художником в технике масляной живописи, не менее интересен, нежели акварели мастера. В собрании Государственного художественного музея Алтайского края хранится 16 живописных произведений. Это небольшие этюды к акварельным работам, выполненные на картоне (самый ранний из них «Зима пришла» 1975 года); пейзажи с видами окрестностей Барнаула и Горного Алтая, написанные маслом на холсте: «Утро в горах. Алтай» (1990, ГХМАК), «Телецкое озеро» (1993, ГХМАК). К теме Горного Алтая художник пришёл не сразу. Потребовались годы, чтобы художнику открылась величественная и монументальная красота Горного Алтая.

В 2001 году художника-фронтовика, Алексея Александровича Югаткина, не стало, но остался тот неизмеримый вклад, которой он внёс в развитие искусства нашего региона, творческое наследие художника.

К старшему поколению художников-графиков, чье творчество сегодня относится к классике алтайского искусства, принадлежит и В. А. Раменский. Владимир Александрович Раменский (1927, г. Хайлар, Китай - 2017, ст. Озерки Алтайского края) - член Союза художников России (1971), основатель и первый председатель Алтайского отделения Союза дизайнеров России (1995-2012), лауреат премии гуманитарного Демидовского фонда в области изобразительного искусства (1993) и премии благотворительного фонда «Фонд культуры Алтая» в номинации «Учитель и ученик» (2007). Награждён почётным знаком Союза дизайнеров России «За заслуги в развитии дизайна» (2002). Заслуженный художник Российской Федерации (2017).

В. А. Раменский - один из основателей Новоалтайского государственного художественного училища (1971), где по его инициативе в 1998 году была открыта специализация «Дизайн графической продукции». Владимир Александрович участвовал в создании кафедры архитектуры и дизайна в Алтайском государственном техническом университете им. И. И. Ползунова (АлтГТУ) и кафедры дизайна в Алтайском государственном институте культуры и искусства (АГИК).

Много сил вкладывал художник в обучение сельских детей, для которых он создал школу дизайна в собственном доме-мастерской в с. Озерки, где каждое воскресенье проводил бесплатные занятия.

Владимир Александрович Раменский сыграл ведущую роль в развитии искусства книги на Алтае во второй половине ХХ в. В 1963 году, ещё, будучи студентом Московского полиграфического института (ныне - это Московский государственный университет печати), Владимир Александрович начал сотрудничать с Алтайским книжным издательством и в 1968 году стал его художественным редактором. При В. А. Раменском в Алтайском книжном издательстве впервые иллюстрации и макет книги стали выполняться одним человеком. Он сумел поднять издательское дело на высокий уровень: книги, изданные на Алтае, участвовали во всесоюзных и международных книжных выставках. Их увидели и узнали специалисты, широкий круг читателей.

На счету художника художественное оформление десятков книг. Среди них произведения: Георгия Егорова «Солона ты, земля» (1970), Ивана Кудинова «Сосны, освещенные солнцем» (1973), Николая Дворцова «Друзья жданные и нежданные» (1975), Василия Шукшина «Осенью» (1976), Ивана Козлова «Чейнеш и Карабаш» (1976), Ильи Мухачева «Демжай-алтаец» (1977), Валерия Золотухина «На Исток-речушку к детству моему» (1981, 2011), Марии Барантаевой «Букварь» (1970, 1980, 1986) и «Таныктос» (2000), Валентина Распутина «Живи и помни», Виктора Сидорова «Повести» (1987), «Барнаул: летопись города» в двух частях (1995), восьмитомное собрание сочинений В. М. Шукшина (2009).

Многие из этих изданий были отмечены наградами различного уровня: книга Ильи Муха-чева «Демжай-алтаец» - дипломом I степени всероссийского конкурса книжной графики (1977), «Букварь на алтайском языке» - дипломом III степени сначала всесоюзного, и затем дипломом I степени уже всероссийского конкурса «Искусство книги» (1987). Крупнейшим творческим достижением художника стала работа над «Алтайскими сказками», собранными и записанными П. Кучияком и А. Гарф. Ей отдано около 20 лет, исполнено около 100 иллюстраций, концовок, заставок, маргиналий в сложной трудоёмкой технике офорта и акватинты, технике цветной

гравюры на картоне, осуществлён макет книги. К сожалению, проект остался нереализованным, так как окончание работы над ним совпало с периодом упадка издательского дела на Алтае во второй половине 90-х годов XX века.

Поиск художественного образа каждой иллюстрации был очень долгим. Художник пробовал решить его в разных техниках, офорта, гравюры на картоне, акварели. Поэтому иллюстрации к алтайским сказкам пластически вариативны. В листах, выполненных в технике гравюры на картоне, художник создавал образ посредством локального цветового пятна и формы. В иллюстрациях, выполненных в техниках иглового офорта и акватинты, наряду с формой, основное средство выразительности - тональная вариативность чёрного цвета.

Дважды Владимир Александрович Раменский иллюстрировал рассказ Василия Макаровича Шукшина «Далекие зимние вечера». Уникальна книга художника, вышедшая в Бийском издательстве «Гарт» в 2005 году. Это то, что называется «книгой художника», где всё - и иллюстрации, и текст выполнены рукой мастера, который объединил здесь традиции древнерусской рукописной книги и современные полиграфические технологии и материалы. Книга стала значимым событием в художественной жизни Алтая. За работу над ней В. А. Раменский был удостоен краевой премии «Золотой переплет» (2005), премии администрации Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества (2008). В 2006 году книга также участвовала в престижной международной выставке дизайна «Золотая пчела» в Москве.

Своеобразным итогом алтайской тематики в творчестве В. А. Раменского стал лист «Воспоминания о Пазырыках» (2001, ГХМАК). В нём создан ассоциативный образ Горного Алтая, соединивший в себе уникальный горный ландшафт с древним культурным наследием.

В числе последних произведений В. А. Раменского следует отметить иллюстрации к книге Валерия Золотухина «На Исток-речушку, к детству моему». Владимир Александрович над повестью Валерия Сергеевича Золотухина работал дважды: в 1981 и 2011 гг. Иллюстрации к первому изданию были приобретены Министерством культуры со всероссийской выставки книжной графики и след их потерялся. Иллюстрации 2011 года хранятся в собрании ГХМАК.

Александр Кузьмич Дерявский, как и Владимир Александрович Раменский, большую часть жизни посвятил искусству книги. А. К. Дерявский (1935 - 1993, г. Барнаул) родился на Алтае в с. Лебяжьем, под Барнаулом, 22 октября 1935 года. Окончил семилетнюю школу и в 1951 году поступил в Казанское художественное училище, куда спустя три года был зачислен на учебу и В. А. Раменский.

Уже в годы учебы сложился характер художника с пристальным вниманием к окружающему. Здесь он получил не только серьезную подготовку, но и выработал необходимый для художника навык - рисовать каждый день и помногу - у художника никогда не было времени, свободного от творчества.

Окончив училище, А. К. Дерявский вернулся на родину, в с. Лебяжье. С 1956 г. он стал сотрудничать с Алтайским книжным издательством, в 1960-е гг. - работать для старейшего советского издательства «Молодая гвардия». В 1963 г. по рекомендации В. Я. Курзина, Ф. П. Соколова, Д. И. Кузнецова Александр Кузьмич был принят в Союз художников СССР.

А. К. Дерявский, искусно владевший всеми техниками уникальной графики, знакомил читателей с произведениями не только отечественных (Д. Мамин-Сибиряк, П. Мельников-Печерский, К. Федин, П. Дановский, А. Селищев, Н. Чуваев, В. Козин, В. Тендряков, А. Коптелов), но и зарубежных авторов (Т. Конвицкий, С. Усман, М. Баррозо, С. Бонфанти, У. Эш, Э. Манов, М. Рид, Д. Лондон).

В каждом своем произведении А. К. Дерявский был разным. Несмотря на то, что художник книги всегда зависит от возможностей полиграфии и его творчество существует в тесной связи с текстом, психология творчества этого мастера была такова, что сила новых творческих актов позволяла ему постоянно разрушать и менять сложившиеся стилистические приёмы и стереотипы. Великолепный рисовальщик, свободный в мыслях и творчестве, А. К. Дерявский применял в своей работе все средства образной выразительности, доступные искусству графики, использовал живописные приёмы, расширяя границы привычного.

Так, в работе над книгами Г. Егорова «Сибиряки» и М. С. Колесникова «Рихард Зорге»

A. К. Дерявский использовал выразительные возможности силуэта, контраст чёрных и белых пятен. При создании иллюстраций к произведениям В. М. Шукшина «Я пришел дать вам волю» и

B. Я. Шишкова «Тайга» - главным средством художественной выразительности стал живописный штрих-мазок.

Творческий темперамент, энергия художника не умещались в формате книжного листа. Все иллюстрации, выполненные художником, непривычно большие для книжной графики. При печати они уменьшались в размер книги.

В 1970-х гг. А. К. Дерявский занялся монументальным искусством, выполнив эскизы росписей и мозаик для нескольких зданий в столице Алтайского края, среди которых - один из корпусов летного училища.

Крупное художественное достижение мастера - серия работ, выполненных гуашью, «Память о войне» (1985).

Однако лучшими работами А. К. Дерявского по праву считаются иллюстрации произведений сибирских писателей, главное место среди которых занимает творчество В. М. Шукшина: Александр Дерявский был из когорты людей, «потрясенных Шукшиным».

Шукшин для А. К. Дерявского - «свой автор», близкий по духу. Самым значимым в творчестве автора в 1980-е гг. стал цикл иллюстраций к роману В. М. Шукшина «Я пришел дать вам волю», работа над художественным оформлением которого длилась почти два года. За это время художник создал без малого 100 листов иллюстраций к роману, по договору с издательством в книгу должно было войти около 70 листов, включено было только 56 листов.

Вслед за Шукшиным мастер показал развитие образа Степана Разина, создал яркие и самобытные портретные иллюстрации героев: Стыря и Ларьки, патриарха Никона и богомаза Алешки Сокола, Василия Уса и Матвея Иванова, Фрола Минаева и Алены, воеводы и думных дьяков, «понизовской вольницы» и крестьян.

Листы к роману имеют непривычный для книжной иллюстрации размер - 60^80. Художник работал с ними как со станковыми произведениями. Опустив второй план и детали, он приблизил фронтальные поясные изображения персонажей к краю листа, сосредоточив внимание на лицах шукшинских персонажей и их руках, таких же выразительных как лица.

В качестве материала для работы Дерявский выбрал гуашь. Писал не кистью, а пучком из 3-5 гусиных перьев, скрепленных меж собой. Такой неожиданный инструментарий рождал на бумаге экспрессивный штрих-мазок, эмоционально пластически эквивалентный драматургии романа В. М. Шукшина. Роман В. М. Шукшина «Я пришел дать вам волю» с иллюстрациями А. К. Дерявского был опубликован Алтайским книжным издательством в 1984 году. Дерявский Александр Кузьмич ушёл из жизни 28 сентября 1993 года.

Таким образом, Александр Дерявский, Владимир Раменский, Алексей Югаткин, Андрей Вагин и Фёдор Филонов, - те художники, творчество которых обусловило основные векторы развития профессиональной графики на Алтае во второй половине XX - начале XXI вв. В своем творчестве они наследовали традиции первых профессиональных художников Алтая - Григория Ивановича Гуркина и Андрея Осиповича Никулина. Владимир Раменский и Александр Деряв-ский определили развитие профессиональной книжной графики в Алтайском крае. Владимир Раменский стоял у истоков профессионального художественного образования в Алтайском крае.

Список литературы

1. Сидорова, О. В. Алексей Югаткин - ярославский сибиряк // Современный музей в культурном пространстве Сибири : сб. матер. пятой межрегион. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 14-16 нояб. 2018 г.). - Новосибирск : Новосибирский гос. художественный музей : Новосибирский изд. Дом, 2019. -

C. 165-169.

2. Сидорова, О. В. Коллекция графических произведений В. А. Раменского в собрании Государственного художественного музея Алтайского края // Коллекция в коллекции : матер. и докл. IV Всерос. науч.-практ. конф. (Кемерово, 28-29 нояб. 2019 г.). - Кемерово : Кемеров. гос. ин-т. Культуры, 2020. - С. 124-132.

3. Сидорова, О. В. Личный архив художника А. Г. Вагина // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). - 2018. - № 3. - С. 176-180.

4. Сидорова, О. В. Произведения Александра Дерявского, материалы о художнике в собрании, научном архиве Государственного художественного музея Алтайского края, фондах Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая // Творческая личность мастера и его роль в художественной культуре региона : сб. матер. I Всесиб. науч.-практ. конф. (Барнаул, 26-28 сент. 2019 г.). -Барнаул : Алтайский дом печати, 2019. - С. 194-203.

Oksana V. Sidorova, Ph. D. in Hystory The State Art Museum of the Altai Krai (Barnaul, Russia)

semyasidorov@yandex.ru

CLASSICAL GRAPHIC ARTISTS OF ALTAI IN COLLECTIONS OF THE STATE ART MUSEUM OF THE ALTAI KRAI (BARNAUL,

RUSSIA)

The reported study was funded by Russian Fund of Basic Research according to the research project no. 19-412-220003 r_a

Abstract. The paper outlines basic biographic information that reflects creative way of professional graphic artists from Altai, Russia: Fyodor Filonov (1919-2007), Andrei Vagin (1923-2006), Alexei Yugatkin (1926-2001), and Aleksandr Deriavsky (1927-2017), whose works will be in exhibition "Classical Works of Altai's Graphis Artists" of The State Art Museum of the Altai Krai (Barnaul, Russia) that will be held in 2022, after recomstruction of the institution's building. Individual artistic and aesthetic achievements of masters that followed stylistic traditions left by the first professional painters of Altai (Grigory Choros-Gurkin (1870-1923) and Andrei Nikulin (1878-1945), defined main vectors for development of professional graphics in Altai in the 2nd half of 20th century and the beginning of the 21st century. The author describes a contribution made by Vladimir Ramensky and Aleksandr Deriavsky in development of professional book graphics in Altai Krai, Vladimir Ramensky's work in developing professional artistic education in the territory.

Keywords: Fyodor Filonov, Andrei Vagin, Alexei Yugatkin, Vladimir Ramensky, Aleksandr Deriavsky, graphic, graphics, book graphics, The State Art Museum of the Altai Krai.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.