Научная статья на тему 'Личный архив художника А. Г. Вагина'

Личный архив художника А. Г. Вагина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
372
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ВАГИН / ЛИЧНЫЙ АРХИВ / ХУДОЖНИК / ЛИНОГРАВЮРА / ДОКУМЕНТ / МУЗЕЙ / ANDREI GRIGORIEVICH VAGIN / PERSONAL FILES / PAINTER / LINOCUT / DOCUMENT / MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сидорова О.В.

Изложены результаты исследования ценных в искусствоведческом отношении материалов личного архива алтайского графика и живописца, члена Союза художников России (1968 г.), заслуженного художника России (1991 г.) А. Г. Вагина (1923-2006 гг.), находящихся на хранении в Государственном музее литературы, искусства и культуры Алтайского края (г. Барнаул, Россия), Государственном художественном музее (г. Барнаул, Россия) и Государ-ственном архиве Алтайского края (г. Барнаул, Россия), краеведческом музее г. Осинники Кеме-ровской области (Россия), Алтайском отделении Всероссийской творческой общественной орга-низации «Союз художников России» (г. Барнаул, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL FILES OF ANDREI VAGIN, PAINTER

The article outlines some results of the author’s research several valuable for art history materials from personal files Andrei Vagin (1932-2006), painter, graphic artist, member of the Union of the Russian Artists (1968), Honored Artist of Russia (1991). Analyzed materials are in State Museum of Literature, Art and Culture of the Altai (Barnaul, Russia), State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Rus-sia), State Archive of Altai Krai (Barnaul, Russia), Museum of Local Lore in Osinniki town (Kemerovo Oblast’, Russia), Altaian Branch of “The Union of the Russian Artists”, All-Russian Creative Public Or-ganization.

Текст научной работы на тему «Личный архив художника А. Г. Вагина»

3. Попова, Е. В. Графический дизайн на Алтае. В. А. Раменский // Шестые сибирские искусствоведческие чтения. «Современное искусство Сибири в контексте региональных художественных выставок второй половины ХХ - начала XXI века» : материалы республикан. науч. конф. (г. Новосибирск, 19-20 сент. 2008 г.) в рамках X регион. худож. выст. «Сибирь», посвящ. 115-летию г. Новосибирска). - Новосибирск : [б. и.], 2008. - С. 101.

4. Документы разных лет из личного архива семьи В. А. Раменского.

Yulia V. Ramenskaya, Assistant Professor Polzunov Altai State Technical University (Barnaul, Russia)

eto-uspeh@yandex.ru

ALTAIAN THEME IN VLADIMIR RAMENSKII'S BOOK ILLUSTRATIONS

Abstract. The paper analyses key peculiarities of book illustration created by Vladimir Ramenskii (1927-2017), Honored Artist of Russia, teacher. First time in Russian art history, the author of the article claims a need for philosophical comprehension of the Altaian theme in the artist's graphic works, and takes the initial steps in this line.

Keywords: ethic theme, Altaian culture, art of book illustration, book graphics, a book illustrator, Altai.

УДК 762.1:7.071.1Вагин(571.150):930.253(571.150+571.17)

О. В. Сидорова, кандидат исторических наук Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул, Россия)

semyasidorov@yandex.ru

ЛИЧНЫЙ АРХИВ ХУДОЖНИКА А. Г. ВАГИНА

Аннотация. Изложены результаты исследования ценных в искусствоведческом отношении материалов личного архива алтайского графика и живописца, члена Союза художников России (1968 г.), заслуженного художника России (1991 г.) А. Г. Вагина (1923-2006 гг.), находящихся на хранении в Государственном музее литературы, искусства и культуры Алтайского края (г. Барнаул, Россия), Государственном художественном музее (г. Барнаул, Россия) и Государственном архиве Алтайского края (г. Барнаул, Россия), краеведческом музее г. Осинники Кемеровской области (Россия), Алтайском отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» (г. Барнаул, Россия).

Ключевые слова: Андрей Григорьевич Вагин, личный архив, художник, линогравюра, документ, музей.

Личный архив художника, наряду с его произведениями, имеет большую значимость для создания целостного представления о его жизни и творчестве. Ценность документации этого рода заключается в многоаспектности её содержания: организационно-распорядительные документы официального характера, материалы об организации выставок, публикации в СМИ, материалы личного происхождения, к которым относится, например, переписка, записные книжки художника, которые не могут сравниться ни с одним официальным документом по разнообразию информации. Автор публикации обращается к личному архиву ведущего алтайского художника-графика Андрея Григорьевича Вагина, ушедшего из жизни в 2006 году. Андрей Григорьевич определил судьбу своего творческого наследия, поделив его между музеями: Государственным музеем истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА), Государственным художественным музеем Алтайского края (ГХМАК), Городским краеведческим музеем г. Осинники Кемеровской области и Государственным архивом Алтайского края (ГААК).

Наряду с произведениями художника, вышеозначенным учреждениям были вверены материалы, посвященные его жизни и творчеству. Так, список документов, переданных на хранение в архив музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, составленный рукой Андрея Григорьевича, включает: двадцать шесть каталогов российских художников с автографами, каталоги и книги отзывов с персональных выставок А.Г. Вагина; вырезки из газет; почётные грамоты;

альбомы, книги, журналы «Нева», «Художник», «Алтай» с репродукциями его работ; личные фотографии. Также Андрей Григорьевич отмечает, что музеем было приобретено двадцать линогравюр и портрет писателя Ивана Кудинова, одиннадцать линогравюр принято в дар от автора [1]. В их число входят работы мастера из цикла «Литературные места России», экспонировавшиеся на выставке «О красоте земной изысканным штрихом» в залах литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского в 2004 году [2, с. 6].

В основном фонде графики Государственного художественного музея Алтайского края хранится 144 работы А. Г. Вагина, в том числе, 73 живописных и 71 графическая, из них 97 получены от художника в дар. Библиотеке музея Андрей Григорьевич подарил свою поэму «Сибириада» [3], книгу со стихами, поэмами и рассказами в стихах «Золотая верста» [4], поэтический сборник «Тепло души» [5]. В архив музея художником были переданы каталоги к выставкам, автобиография, написанная его рукой, вырезки из статей, почетные грамоты, в том числе оригинал почётной грамоты к 75-летию со дня рождения за подписью мэра г. Барнаула В. Н. Баварина.

В Государственном архиве Алтайского края хранятся: рисунки, этюды А. Г. Вагина для графических серий «Рожденный в 1954», «Коксохим», «Земля отцов» (1952-1982 гг.); линогравюры и фотографии линогравюр из серий «Окрестности Барнаула», «Мой город» (1977-1983 гг.); эскизы к картинам; каталоги персональных выставок; рукопись сборник стихов, автобиография (1977 г.), статьи в периодической печати о творческой деятельности; индивидуальные и семейные фотографии за 1953-1995 гг. [6].

В Осинниковский городской краеведческий музей поступили десятки графических и живописных произведений А.Г. Вагина, благодаря чему здесь проводятся монографические выставки художника. Так, осенью 2015 года в музее работала экспозиция «С любовью к Родине, к природе, к людям», представленная линогравюрами А.Г. Вагина «Весна. Вербы цветут», «Осень на окраине Барнаула», «Край берёзовый», «Константиново. Ночь на Оке», «В медвежьем краю», «Зимняя сказка», «Церковь Михаила Архангела», «Весна в деревне», «Город строится», «Песня журавлиная» и многими другими [7].

Щедрый дар художника Осинниковскому музею не случаен. Андрей Григорьевич родом из села Ашмарино Кемеровской области. В 1940 г. окончил фабрично-заводскую школу в городе Осинники, работал шахтёром. Отсюда же вместе с группой товарищей отправился на фронт, был тяжело ранен. После войны вернулся в родные Осинники. Переехав на Алтай, А. Г. Вагин никогда не порывал связи с малой родиной, неоднократно дарил городскому краеведческому музею свои работы.

Особый интерес в ряду архивных материалов представляет личное дело А. Г. Вагина, хранящееся в Алтайском отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» (ВТОО «СХР»). Материал, собранный здесь, имеет безусловную значимость не только для восполнения пробелов творческой биографии художника, но и видения общей картины художественной жизни нашего региона, осознания исторических реалий второй половины XX века, рассмотренных сквозь призму личности мастера.

В числе обязательных документов личное дело художника содержит автобиографию. Документ, написанный им собственноручно, свидетельствует о том, что Вагин Андрей Григорьевич начал свою трудовую деятельность забойщиком на шахте № 41, откуда в сентябре 1941 года добровольцем ушел на фронт. Воевал сначала на Карельском фронте в составе 130 лыжного батальона, автоматчиком и пулеметчиком2, после на Сталинградском - в составе 405 стрелкового полка, командиром отделения, в звании сержанта. Был тяжело ранен, более полугода - с октября 1942 по апрель 1943 находился на лечении в госпитале № 2807, размещавшемся в здании средней школы № 96 в городе Горьком. Интересно, что эта школа цела и поныне. На здании установлена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что в годы ВОВ и после, вплоть до 1947 года, здесь находился эвакогоспиталь.

После госпиталя, откуда Андрей Григорьевич был выписан инвалидом третьей группы, он с 1943 по 1945 гг. работал воспитателем в ремесленном училище № 6 управления трудового резерва в г. Горьком. Его ученики, многие из которых были эвакуированы из оккупированных немец-

1 Шахта № 4 - первое угольное предприятие г. Осинники, в 1932 г. вступила в строй.

130 отдельный лыжный батальон сформирован в Сибирском военном округе в г. Новосибирске 7 декабря 1941 года.

кими захватчиками территорий, точили корпуса мин для фронта. Это не единственный опыт педагогической деятельности, зафиксированный в личном листке по учету кадров А. Г. Вагина. С марта 1947 по май 1949 гг. он работал учителем рисования в школе № 93 г. Осинники. После, уже во время учебы в Горьковском художественном училище (1949-1953), художник возвращался в родные Осинники на практику.

Потребность, или точнее, осознание необходимости в общении с подрастающим поколением, молодежью у художника были всегда. Живя в Барнауле, куда он переехал в 1953 году, Андрей Григорьевич часто встречался со школьниками. Одна из заметок, опубликованных в газете «Молодежь Алтая» за 1985 год, называется «Семь мирных гравюр» и повествует о том, что в канун 40-летия Великой победы для учащихся школы № 24 был проведен урок памяти с участием художника-фронтовика А. Г. Вагина, который передал в дар школьному музею свои гравюры.

Документы из личного дела свидетельствуют о том, что Андрей Григорьевич неоднократно дарил свои работы картинным галереям и музеям. Так, в 2000 году в Новокузнецком художественном музее состоялась персональная выставка А.Г. Вагина «Линогравюры. Живопись (этюды)». Все линогравюры, представленные на выставке, были переданы в дар музею. Среди них экспонировавшиеся на всероссийском и региональном уровне: «И светла от берез Россия...» (выставка графиков Сибири во Франции, 19743), «Весенние мелодии» (Всесоюзная выставка мастеров советского эстампа, 1969), «Березовые ситцы» (У1-я Республиканская художественная выставка, 1980) и многие другие. Щедрый дар А.Г. Вагина имел безусловную значимость для НХМ, который получил возможность полноценного экспонирования, изучения творчества художника, представленного в коллекции знаковыми произведениями от начала 1970-х до конца 1990-х годов.

Письмо, адресованное А.Г. Вагину сотрудником Омского музея изобразительных искусств им. Врубеля Светланой Черноок, также указывает на факт дарения работ, «архива и фотографий» музею в 1999-2001 гг. Документ содержит эмоциональную оценку этого события омскими коллегами: «Вашу графику восприняли с большим восхищением. Музейщики отметили, что ваша графика имеет «свое лицо», поэтичное и неповторимое» [8, л. 5].

Особый интерес в связи с историей нашего региона в личном деле А. Г. Вагина представляют документы, связанные с его приездом на Алтай, тема освоения целины в творчестве художника. В 1953 году Андрей Григорьевич окончил Горьковское художественное училище, где учился у И. С. Мясникова, М. Ф. Лисенкова, А. П. Никифорова, С. П. Тумакова, и по распределению приехал на Алтай. Здесь он в составе первых целинных отрядов работал на местах создания поселков. Вот несколько эпизодов из прессы тех лет: «.Шел 1954 год. По глубоким мартовским снегам, к месту будущего целинного посёлка с трудом пробивался санно-тракторный поезд. Вместе с молодыми целинниками-механизаторами, трактористами, строителями на одних из саней ехал художник... Андрей Вагин одним из первых пришел в эту промерзшую, лютовавшую в тот год особенно злыми буранами алтайскую степь» [9, с. 3]. А это уже из воспоминаний самого художника: «Было десятое марта - начало весны. Но день выдался не по-весеннему холодным. Нам нужно было успеть на поезд, в котором приехавшие в Барнаул целинники направятся в сторону Кулунды. Нас (а мы - это Геннадий Колпаков, Михаил Терещенко, Александр Петров и я) повезли туда на грузовике, и мы увидели картину, которую надо было сразу писать. Разношерстная толпа находилась в постоянном движении. На снегу стояли чемоданы, летали тюки. Ехали на целинные земли с гармошками, гитарами, а кое-кто. с ружьями. Я достал из рюкзака альбом и до посадки в поезд сделал несколько набросков, из которых впоследствии родилась графическая композиция "На новые земли", принадлежащая теперь художественному музею. С этого и началось моё освоение целинных земель» [10, с. 4].

В прессе того времени широко были представлены репродукции рисунков А. Г. Вагина, выполненные в полевых условиях и запечатлевшие ударный труд и быт первоцелинников, портреты передовиков. Например, рисунок «Отдых после смены на полевом стане» в колхозе «Новый путь» образно дополнил текст заметки, герои которой «удобно расположившись на траве, «режутся» в шахматы . спорят о том, кому первому читать новую книгу», решают читать вслух. «Пожилому

3 В 1947 году Андрей Вагин был приглашен с другими сибирскими художниками к участию в международной выставке во французском городе Амьене. Он представил там две линогравюры. Одна из них -«И светла от берез Россия».

колхознику Борису Ефимовичу Крупскому не сидится без дела». Его умелые руки «успевают наточить все сегменты для четырех тракторных агрегатов» [12], изображенных художником.

Герои газетной хроники А. Г. Вагина - реальные люди, труженики, чьими руками творилась история. Сегодня многих из них уже нет среди нас, но они навсегда запечатлены в художественной летописи Алтая. Так, героем зарисовок, выполненных мастером на полях колхоза имени Пушкина Шипуновского района, стали супруги - Василий и Татьяна Горбатовские. Как повествует заметка: они «сотни гектаров земель распахали на своем тракторе», работая друг за другом посменно, и, более того, соревнуясь друг с другом!? Никто из трактористов не мог угнаться «за этой дружной парой». Продолжительное время муж с женой держали первое место в МТС [12].

Подборка с вырезками газетных статей в личном деле А. Г. Вагина не только помогает создать образную картину освоения целинных и залежных земель на Алтае, но и позволяет восполнить пробелы в процессе каталогизации произведений художника. Поскольку многие публикации сопровождаются репродукциями произведений Андрея Григорьевича, изучение прессы выявляет факты воспроизведения его работ, в том числе, хранящихся в музее. Так, один из оттисков линогравюры А. Г. Вагина «На солнечной поляне» (Из серии «Мой город»), которая хранится в ГХМАК, был репродуцирован в газете «Советская культура» от 24 ноября 1983 года [11, с. 4]. Неоднократно работы алтайского графика печатала самая массовая советская газета «Правда». Только осенью 1983 года художник трижды был представлен здесь работами: «Тайга вековая» (в номере от 9.09.1983), «Осень на окраине Барнаула» (25.10.1983), «В медвежьем краю» (31.10.1983). Репродукция линогравюры «Тайга вековая» украсила также страницу отрывного календаря за 10 августа 1997 года. Наряду с этим, произведения художника воспроизводились в «Литературной газете», газетах «Литературная Россия» и «Советская Россия», последняя из которых выходила миллионными тиражами, журналах «Москва», «Нева», «Гражданская авиация».

Особый интерес представляют фотографии из личного архива художника. На одном из снимков, поблекшем от времени, Андрей Григорьевич Вагин изображен рядом с Петром Семеновичем Панариным. На обороте значится: «Закончили установку мозаичного панно». Речь идет о памятнике односельчанам, погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войн, воздвигнутом в селе Новенькое Локтевского района. Авторы монумента «Две страницы истории» -архитектор С. А. Кудрин и художник Л. Р. Цесюлевич. Зарисовка А. Г. Вагина, посвящённая этому событию, была опубликована в газете «Алтайская правда».

Личное дело А. Г. Вагина в Союзе художников содержит также наградную документацию, характеристики, написанные коллегами, специалистами различных музеев и галерей. Особый интерес в их числе представляют рекомендации о переводе Андрея Григорьевича Вагина из кандидатов в члены Союза Советских художников. Они составлены Дмитрием Ивановичем Кузнецовым (членский билет № 7), Валентином Яковлевичем Курзиным (членский билет № 6), Федором Платоновичем Соколовым (членский билет № 4) и датированы 1957 годом. Учитывая, что Андрей Григорьевич Вагин был принят в СХ в 1968 году, это наглядно демонстрирует, каким зачастую длительным и непростым был путь вступления в Союз художников в то время.

Таким образом, архивное наследие Андрея Григорьевича Вагина значимо как для исследователей его творчества, так и для воссоздания историко-художественной картины развития региона во второй половине XX столетия. Документы личного происхождения помогают глубже понять специфику мировоззрения этого художника, без осознания которой невозможно постижение его творческого метода, адекватное представление основ и сущности репрезентации окружающего мира в его произведениях.

Список литературы

1. Всероссийская творческая общественная организация «Союз художников России» (ВТОО СХ России). Личное дело А. Г. Вагина.

2. Колядич, Е. О красоте земной изысканным штрихом // Кузнецкий меценат. - 2004. - 4 марта. - С. 6.

3. Вагин, А. Г. Сибириада : поэма. - Барнаул : [б. и.], 1997. -182 с. : портр.

4. Вагин, А. Г. Золотая верста : стихи, поэмы, рассказы в стихах. - Барнаул : [б. и.], 2001. - 476 с.

5. Вагин, А. Г. Тепло души : стихи. - Барнаул : [б. и.], 2005. - Кн. 2. - 207 с. : ил., портр.

6. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф.Р-1744. Оп. 1. Д. 1-124.

7. Выставки Андрея Вагина и Ивана Дегтянникова в музее Осинников «Прекрасное рядом с нами» [Электронный ресурс] // Калтан - Осинники 21 века. Краеведение, история, современность. - Электрон.

дан. - [Б. г.], 2018. - Режим доступа: http://kaltan21veka.ru/visyavka-os-muz-15.html (дата обращения: 22.03.2018).

8. Сорокин, Ю. Земная тема // Алтайская правда. - 1979. - 25 февр. - С. 3.

9. Вагин, А. Г. Альбом в рюкзаке // Алтайская правда. - 1994. - 26 февр. - С. 4.

10. Леонова, Л. Березовые ситцы // Советская культура. - 1983. - 24 нояб. - С. 4.

11. ВТОО СХ России. Личное дело А. Г. Вагина. Зарисовки А. Г. Вагина.

Oksana V. Sidorova, Ph. D in History State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia) semyasidorov@yandex.ru

PERSONAL FILES OF ANDREI VAGIN, PAINTER

Abstract. The article outlines some results of the author's research several valuable for art history materials from personal files Andrei Vagin (1932-2006), painter, graphic artist, member of the Union of the Russian Artists (1968), Honored Artist of Russia (1991). Analyzed materials are in State Museum of Literature, Art and Culture of the Altai (Barnaul, Russia), State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia), State Archive of Altai Krai (Barnaul, Russia), Museum of Local Lore in Osinniki town (Kemerovo Oblast', Russia), Altaian Branch of "The Union of the Russian Artists", All-Russian Creative Public Organization.

Keywords: Andrei Grigorievich Vagin, personal files, a painter, a linocut, a document, a museum. УДК 378.1:008(571.150)-057.875:06.064::7(571.1/.5)

В. Ф. Тимуш, старший преподаватель Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

vladtim@bk.ru

СТУДЕНТЫ И ВЫПУСКНИКИ КАФЕДРЫ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ В МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ МОЛОДЕЖНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЕКТЕ «АЗ.АРТ. СИБИРЬ». ИЗ ОПЫТА УЧАСТИЯ

Аннотация. Биеннале «Аз.Арт. Сибирь» - один из крупнейших экспозиционных художественных проектов в современной Сибири, предоставляющий возможности публичной презентации обучающимся сибирских образовательных учреждений высшего образования творческой направленности собственных творческих работ, выполненных в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Художественно-концептуальная и эстетическая ценность экспонируемых объектов экспертируется высокопрофессиональным жюри из числа членов Союза художников России, Союза дизайнеров России, Российской академии художеств, ведущих сотрудников художественных музеев сибирского региона.

Ключевые слова: межрегиональные молодежные художественные выставки, творческая деятельность студентов, живопись, графика, иконопись, творческие награды, Союз художников России, Союз дизайнеров России, Российская академия художеств, Алтайский государственный институт культуры, кафедра дизайна и архитектуры Алтайского государственного института культуры.

Во все времена «Молодежная выставка» была событием художественной жизни, которое всегда ждали. Ждали зрители, любители искусства, ждали профессионалы-художники, искусствоведы, художественные критики. Ждали с надеждой, потому что именно от «Молодежки» всегда ждут открытий, ждут новых имен и новых работ, надеясь на продолжение заложенных некогда традиций, на то, что у сегодняшнего искусства есть будущее.

Первые молодежные выставки в Сибири состоялись в начале 70-х годов прошлого века. Сегодня участники тех выставок - зрелые мастера, зачастую уже перешагнувшие порог своего 70-летия, среди них есть и известные педагоги, готовящие сегодня в художественных вузах и училищах Сибири молодую смену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.