Tatiana V, Poydina, Ph. D. in Art History, Associate Professor Altai State University (Barnaul, Russia) tatiana.870@mail.ru
Yulia V. Savchenko, graduate student Altai State University (Barnaul, Russia) sav4enko.jv@yandex.ru
WEB DESIGN IN A TODAY'S DESIGNER'S PROFESSIONAL CULTURE
Abstract. The authors consider a need for including principles of web design in context of the today's artistic education system, analyze a set of its key functions and objectives. The main stages of a web site projection and essence of these stages are briefly described. The web design is considered in the context of cultural and professional activities of a today's specialist in artistic projection of aesthetic face of elements belonging to object environment. On the authors' opinion, web design has substantial influence on a level of an Internet user's aesthetical culture, on his or her visual thinking and worldview.
Keywords: web design, professional culture, a visualization process, visual thinking, a project, info-graphics, animation, creative thinking.
УДК 7.071.Раменский:769.2=512.151
Ю. В. Раменская, доцент кафедры архитектуры и дизайна
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова (Барнаул, Россия)
eto-uspeh@yandex.ru
ЭТНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ТРАДИЦИОННОЙ АЛТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ В. А. РАМЕНСКОГО
Аннотация. Проанализированы ключевые художественные особенности книжной графики заслуженного художника России, педагога Владимира Александровича Раменского (1927— 2017 гг.). Автор статьи впервые в отечественном искусствоведении ставит вопрос о необходимости обстоятельного философского осмысления присутствия этнических мотивов традиционной алтайской культуры в графических произведениях художника и предпринимает первые шаги в этом направлении.
Ключевые слова: этнические мотивы, традиционная алтайская культура, искусство книжной иллюстрации, графика, художник книги, Алтай.
Интерес к национальным культурам, имеющим большую историю, сегодня как никогда ярко проявляется в искусстве. Обращение к архитепическим образам, архаическим интертекстам в произведениях современного искусства оказывается весьма плодотворным в плане порождения новых смыслов работы художника, к формированию новых идеалов в искусстве, выполняющих важные социальные функции.
Это направление привлекает немало художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, в том числе живущих и работающих на Алтае. Между тем, были мастера, для которых тема Алтая, природы и культуры народов, населяющих край - не дань моде, а многолетняя работа, дело всей жизни. Среди них Владимир Александрович Раменский (1927-2017) -художник книжной графики, преподаватель, общественный деятель. Его работы известны самому широкому кругу зрителей. Их можно увидеть не только в выставочных залах. Они уже десятилетиями живут в руках многих поколений читателей произведений классиков отечественной литературы, книг алтайских писателей, сказок, легенд алтайской земли. Они известны даже тем, кто еще только учится читать. Всё это - книги, оформленные Владимиром Александровичем за 50-летнюю плодотворную деятельность в области графики.
Творчество В. А. Раменского в области книжной графики предстает масштабным, цельным явлением в культуре Алтайского края. Художник в совершенстве владел всеми графическими техниками - офорт, акватинта, гравюра на картоне, цинкография, тушь и перо, акварель, сухая
игла и др. На всем протяжении творческой деятельности одной из ключевых тем для художника оставалась тема Алтая, его природы и людей.
В. А. Раменский обратился к теме Горного Алтая и культуры алтайцев еще в начале своего творческого пути. В годы учебы в Полиграфическом институте, Владимир Александрович получил поручение от Государственного комитета по печати курировать работу филиала Алтайского книжного издательства в Горно-Алтайске. И первое, что его попросили проиллюстрировать -Букварь для алтайских детей. В последующем необходимо было оформлять произведения алтайских писателей и поэтов. Для этого художнику нужно было собрать множество материала, чтобы проникнуться и понять эту культуру. Он часто ездил в экспедиции по Горному Алтаю, встречался с литераторами, художниками, музейными работниками, жителями того края, изучал героические эпос, их веру и мировоззрение, их быт, обряды и обычаи. Постоянно делал зарисовки той могучей природы, рисовал горы, деревья, травы для того, чтобы создать первую книгу для детей, и она была бы им родная и понятная.
После многочисленных экспедиций в Горный Алтай, досконально изучив быт, флору, фольклор, этнографию и декоративно-прикладное искусство алтайцев, В. А. Раменский создал алтайскую азбуку «Солоны» (1973 г.) и Букварь (1980 г.) на алтайском языке. Художник творчески использовал национальные традиции, работая над первыми для детей книгами. Главная задача иллюстраций - помочь детям понять красоту и сложность мира, рассказать о прекрасной природе родного края ярким, образным языком, доступным ребенку.
Первые книжки для малышей, чей народ еще недавно не имел письменности, сделаны добрым и искренно любящим своих героев художником. Яркая обложка, форзац переносят читателя в атмосферу радостного детства. На каждой странице азбуки цветная иллюстрация и учебный материал. На страницах букваря - родной аил и знакомые стоянки, звери и птицы, узнаваемые улицы Горно-Алтайска и предметы нового быта. Легко и свободно рассказывая о важных и интересных для первоклассника вещах, художник интерпретирует впечатления об этой красивой и доброй земле, как бы переплетая их с воспоминаниями собственного детства [1, с. 11]. Оригинальная схема-модуль решения каждого листа, национальная орнаментика, шрифт воспринимаются как самостоятельная образно-значимая структура, как важный компонент единого организма.
Букварь неоднократно переиздавался, художник каждый раз вносил изменения, добавлял иллюстрации. Последнее издание 2000 года называлось «Таныктос». Переплет, форзац, иллюстрации, маргиналии к учебному изданию на алтайском языке автора «Таныктос» М. А. Барантаевой исполнены в технике акварели, с дальнейшей проработкой тушью. Художник с любовью изображает национальный костюм, сцены и предметы быта, национальный орнамент, пейзаж и многое другое. Колористическое решение учебника построено на использовании традиционных для алтайского искусства цветов: розового, зеленого, черного. Художник варьирует разнообразный формат иллюстраций, добиваясь единства с помощью сложнейшего модульного построения. Мастер гибко использует законы конструирования книги, он не разделяет пластическими разночтениями шрифт и полосную иллюстрацию, заставку сюжетную и декоративную. Все это делает книжный организм цельным и выразительным. Ценность иллюстраций Раменского в том, что в них звучит мотив Родины - ее природы, человека в единстве их исторических и культурных корней [2, с. 366-368].
Также в числе первых работ В. А. Раменского - иллюстрации к поэме К. И. Козлова «Чей-неш и Карабаш». Это дипломная работа художника в Московском полиграфическом институте, который он окончил в 1968 г. В 1971 году Алтайским книжным издательством была выпущена книга К. И. Козлова «Чейнеш и Карабаш», проиллюстрированная Раменским. Это стало продолжением дипломной работы художника, которая осталась в фонде полиграфического института.
Образно-иллюстративный ряд строится посредством монументальных, обобщенных форм, крупных локальных пятен насыщенных синего, охристого, красного цветов, убедительно передают неспешный ритм эпического повествования алтайской легенды. Этнические мотивы Владимир Александрович использует в иллюстрациях к этой книге не только в передаче природного ландшафта Горного Алтая, но и в национальных костюмах персонажей, в изображении национального жилища и музыкальных инструментов, в утвари, используемой в обиходе алтайцами. Художник часто представляет героев в характерных позах, присущих только кочевому народу, в сюжетах иллюстраций описывает обычаи и обряды, подробно показывает растительный и животный мир, который существует только в данной местности. Стилизованное изображение скал и облаков с
неким намеком на орнаментальность создает интонацию сказочности и указывает на принадлежность героев повествования к алтайской культуре.
Обращаясь к иллюстрированию литературных произведений писателей Республики Алтай, Владимир Александрович чаще всего опирался на возможность выразить национально-конкретное прежде всего в пейзаже. Решенный в этническом ключе, мотив природы Горного Алтая, стал излюбленным для графика. В иллюстрациях к «Избранному» А. Адарова, «Венку сонетов» Г. Панова, поэме И. Мухачёва «Демжай-алтаец», сборнику алтайских поэтов «Алтай -золотая земля» это прослеживается наиболее четко. Активную роль здесь в дополнении и раскрытии художественного образа литературных строк играет пейзаж. Иногда именно пейзажный мотив становится у В. А. Раменского «главным героем» иллюстрации. Для этого художник изыскивает графические решения в русле национального эстетического вкуса (орнаментализация, декоративность). Изображения реалистичны, но включают тонко подмеченные художником и не повторяющиеся в других композициях особенности ландшафта, узнаваемые рельефы и элементы природного окружения. Плоскостная, несколько аппликативная манера размещения четких силуэтов в формате иллюстрации, безусловно, роднит образную систему В. А. Раменского с народным декоративно-прикладным творчеством алтайцев. Указанные иллюстрации выполнены в широком спектре графических техник - цинкография, тушь и акварель, гуашь, офорт, высокая печать. Художник к ключевой теме своего творчества - Горный Алтай - подходит каждый раз по-новому, выбирая адекватные способы передачи творческого замысла и экспериментируя.
Все эти графические работы, так или иначе, раскрывают трактовку автором этнических мотивов традиционной алтайской культуры. Разработанные в разное время варианты значительно отличаются друг от друга не только по технике исполнения, но и по концепции, представляющей новое, более глубокое понимание включения этнических мотивов как основы стиля произведения. В контексте общей образной системы творчества В. А. Раменского его произведения на основе этнических мотивов являются ярким, самобытным явлением в культуре Алтайского края.
Особого внимания заслуживают этнические мотивы в цикле графических произведений к «Алтайским сказкам», собранным и записанным Анной Гарф и Павлом Кучияк. К сожалению, проект остался не реализованным, так как окончание работы над ним совпало с периодом упадка издательского дела на Алтае во второй половине 90-х годов XX века. Это не снижает значимости данного произведения в творчестве Раменского, потому что каждый лист обладает художественной ценностью [3, с. 101].
Иллюстрации Владимира Александровича Раменского к «Алтайским сказкам» - это погружение в мир эпоса, возможность говорить на его языке и одновременно воплощение средствами графики - собственного поэтического восприятия.
Более ранние варианты к данному произведению были выполнены В. А. Раменским в технике гравюры на картоне в 1981 году. Это полосные иллюстрации с использованием локальных цветных пятен, передающие мощь и красоту алтайской природы. Первые поисковые замыслы кардинально отличаются и по манере, и по технике исполнения от вариантов, выполненных уже в следующем 1982 году. В этих иллюстрациях мастер использует всю палитру средств выразительности графики: штрих, пятно, точку, линию. Эти варианты филигранно выполнены художником в технике офорт, основаны на контрасте черного и белого, но некоторые из них расцвечены акварелью, создавая еще большую выразительность и сказочность. Художник создает, наряду с полосными иллюстрациями, и новые варианты распашных полуполосных иллюстраций, расположенных на каждой странице, взаимодействующих друг с другом, тем самым объединяя книжный разворот, как бы опоясывая его ажурной, орнаментальной лентой. В основе иллюстраций лежит натурный мотив, который трансформируется, становясь сказочным, изощренно-декоративным. Ветки деревьев сплетаются в сложные цельные узоры, струи воды образуют прихотливую связь. Птицы, травы, цветы и другие существа реального природного мира органично соседствуют со сказочными персонажами. Разнообразие графических деталей, заполняющих всю поверхность листа, одежды людей, пейзажа, создает впечатление азиатского узорочья, богатства зрительного мира. В образах персонажей алтайских сказок есть жизненность и фольклорное обобщение.
Но, несмотря на созданные ранее решения, художник ищет все новое воплощение своих произведений, иллюстрирующих данный эпос. Продолжаются поиски и техники исполнения. Так, к 1991 году иллюстрации к «Алтайским сказкам», созданные Владимиром Александровичем Раменским, представляют собой цикл из 100 композиций, концовок, заставок, выполненных в слож-
нейшей технике офорт, акватинта. Благодаря широкому использованию акватинты, иллюстрации становятся более живописными, изобилуя разнообразной тональностью и текстурой.
В композициях серии в целом художник часто прибегает к включению узнаваемых, характерных деталей одежды, убранства коня, облика жилища алтайцев, насыщая каждый элемент особой пластикой, восходящей к традициям, развитым в данной национальной культуре.
В серии представлены заставки и концовки, многие из которых также можно отнести к композициям с ярко выраженными алтайскими этническим мотивами. Это тематические заставки «Шаман», орнаментальные заставки и концовки.
Этнические мотивы являются важной составляющей образной системы графических произведений мастера. В книжной графике и станковых композициях В. А. Раменский обращается к алтайским национальным мотивам.
Книжная графика художника прошла длительный путь кристаллизации образной системы, лейтмотивом которой стала тема истории и культуры Алтая. Художника привлекал самобытный облик природы и национального характера алтайского народа. В. А. Раменский откликался на события в литературном мире, создавая иллюстрации к произведениям классиков отечественной литературы, писателей Алтайского края и Республики Алтай. Художник в совершенстве владел всем спектром графических техник, используя всю палитру выразительных средств графики в создании образа. К некоторым темам с ярким этническим характером В. А. Раменский возвращается многократно, стремясь представить зрителю новое, более глубокое проникновение в сюжет, текст, смысл национальных эпосов.
Основным приемом в создании образа средствами графической композиции у В. А. Рамен-ского выступает акцентирование, комбинирование и стилевой стереотип. Архетипический характер графических произведений В. А. Раменского, связанных с этническими мотивами, из образной системы творчества художника в целом выделяет ряд черт. Это иконографические принципы построения композиции (принцип симметричного построения, выстраивание бинарных оппозиций (например, «верх-низ»), ярусность композиции, структурирующая смысловое, изобразительное и другие пространства), символический характер и знаковая природа пластической формы, сохранение и активное использование в образной и декоративной системах элементов, восходящих к традиционной культуре алтайцев. В иллюстративных сериях, посвященных алтайскому эпосу, где выбор сюжета и мотива изображения определяется текстом, В. А. Раменскому удалось органично включить их в образную систему иллюстраций, придать неповторимый облик их изобразительности, привнести авторскую трактовку в разработку условных приемов художественной образности, в общую архаическую интонацию зрительных эквивалентов поэтичных образов эпоса. В создании художественного образа иллюстрации также играют важную роль подробное и узнаваемое описание ландшафтов Горного Алтая с выбором характерного пейзажного мотива и растительности, описанием этнического типажа литературного героя, орнаментализация элементов изображения, мифологические и архетипические образы, прямое цитирование архаических изображений (петроглифов Горного Алтая), включение узнаваемых, характерных деталей одежды, предметов быта и др., выполненных художником с этнографической научной точностью.
При выявлении этнического характера в решении иллюстрации важен не только предметный мир, связанный с народным творчеством. В. А. Раменский в своих иллюстрациях стремился раскрыть пафос национальной самобытности, характерности в первую очередь через обращение к проявлению национального характера, через передачу тоники национальной психологии, проявлению в художественных образах своего понимания национальной поэтики. Без перенасыщения композиции внешней атрибутикой художнику удается через силовые линии композиции, психологическую характеристику персонажей, особенности пластической и графической манеры, восходящей к традициям данной этнической культуры, глубоким проникновением в красоту и простоту представлений алтайцев о мире и жизни человека в нем, передать сокровенные национальные чувства, самобытность культуры алтайского народа.
Список литературы
1. Сорокин, Ю. П. Художник и книга // Алтайская правда. - 1988. -№ 10. - С. 11.
2. Котова, Г. Ю. Тема Алтая в книжной графике В. А. Раменского // Актуальные вопросы истории Сибири : Третьи науч. чтения памяти проф. А. П. Бородавкина (Барнаул, 5-6 окт. 2001 г.). - Барнаул : Изд-во АГУ, 2002. - С. 366-368.
3. Попова, Е. В. Графический дизайн на Алтае. В. А. Раменский // Шестые сибирские искусствоведческие чтения. «Современное искусство Сибири в контексте региональных художественных выставок второй половины ХХ - начала XXI века» : материалы республикан. науч. конф. (г. Новосибирск, 19-20 сент. 2008 г.) в рамках X регион. худож. выст. «Сибирь», посвящ. 115-летию г. Новосибирска). - Новосибирск : [б. и.], 2008. - С. 101.
4. Документы разных лет из личного архива семьи В. А. Раменского.
Yulia V. Ramenskaya, Assistant Professor Polzunov Altai State Technical University (Barnaul, Russia)
eto-uspeh@yandex.ru
ALTAIAN THEME IN VLADIMIR RAMENSKII'S BOOK ILLUSTRATIONS
Abstract. The paper analyses key peculiarities of book illustration created by Vladimir Ramenskii (1927-2017), Honored Artist of Russia, teacher. First time in Russian art history, the author of the article claims a need for philosophical comprehension of the Altaian theme in the artist's graphic works, and takes the initial steps in this line.
Keywords: ethic theme, Altaian culture, art of book illustration, book graphics, a book illustrator, Altai.
УДК 762.1:7.071.1Вагин(571.150):930.253(571.150+571.17)
О. В. Сидорова, кандидат исторических наук Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул, Россия)
semyasidorov@yandex.ru
ЛИЧНЫЙ АРХИВ ХУДОЖНИКА А. Г. ВАГИНА
Аннотация. Изложены результаты исследования ценных в искусствоведческом отношении материалов личного архива алтайского графика и живописца, члена Союза художников России (1968 г.), заслуженного художника России (1991 г.) А. Г. Вагина (1923-2006 гг.), находящихся на хранении в Государственном музее литературы, искусства и культуры Алтайского края (г. Барнаул, Россия), Государственном художественном музее (г. Барнаул, Россия) и Государственном архиве Алтайского края (г. Барнаул, Россия), краеведческом музее г. Осинники Кемеровской области (Россия), Алтайском отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» (г. Барнаул, Россия).
Ключевые слова: Андрей Григорьевич Вагин, личный архив, художник, линогравюра, документ, музей.
Личный архив художника, наряду с его произведениями, имеет большую значимость для создания целостного представления о его жизни и творчестве. Ценность документации этого рода заключается в многоаспектности её содержания: организационно-распорядительные документы официального характера, материалы об организации выставок, публикации в СМИ, материалы личного происхождения, к которым относится, например, переписка, записные книжки художника, которые не могут сравниться ни с одним официальным документом по разнообразию информации. Автор публикации обращается к личному архиву ведущего алтайского художника-графика Андрея Григорьевича Вагина, ушедшего из жизни в 2006 году. Андрей Григорьевич определил судьбу своего творческого наследия, поделив его между музеями: Государственным музеем истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА), Государственным художественным музеем Алтайского края (ГХМАК), Городским краеведческим музеем г. Осинники Кемеровской области и Государственным архивом Алтайского края (ГААК).
Наряду с произведениями художника, вышеозначенным учреждениям были вверены материалы, посвященные его жизни и творчеству. Так, список документов, переданных на хранение в архив музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, составленный рукой Андрея Григорьевича, включает: двадцать шесть каталогов российских художников с автографами, каталоги и книги отзывов с персональных выставок А.Г. Вагина; вырезки из газет; почётные грамоты;