УДК 75(571.150)
ББК 85.143(2Рос-4Алт)6-8 Фризен И.И.
Историзм творчества художника И.И. Фризена
Т.М. Степанская, С.В. Язовская
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Historicism in the Creativity of I.I. Frizen
T.M. Stepanskaya, S. V. Yazovskaya Altai State University (Barnaul, Russia)
В начале XXI в. усилилась динамика региональных и локальных социокультурных процессов, что отражается в творчестве художников, музейных выставочных проектах, а также в издательской деятельности. Историко-культурные исследования разворачиваются одновременно на общероссийском и региональном уровнях. Наблюдается процесс переориентации исследовательского внимания в сторону культурно-антропологической истории. Это соответствует современной международной практике гуманитарных исследований. Статья посвящена этнокультурным традициям в творчестве алтайского живописца, графика И.И. Фризена — создателя музея российских немцев села Гришковка Немецкого национального района Алтайского края, автора альбома графики из жизни российских немцев «Память народная» (2015). Социальная история искусства призвана включать механизмы трансляции образов и ценностей прошлого в настоящее; ныне актуализируется персонализированный (биографический) подход к изучению истории как науки и исследованию художественного творчества.
Ключевые слова российские немцы, этнокультурные
традиции, историческая память, живопись, графика.
DOI 10.14258/izvasu(2016)4-23
At the beginning of the 21st century dynamics of regional and local sociocultural processes amplified which is reflected in works of artists, in museum exhibition projects, and also in publishing activities. Historical and cultural researches are developing simultaneously on the all-Russian and regional levels. The observation is made of the process of reorientation of researchers' attention towards cultural and anthropological history. It corresponds to modern international practice of humanitarian research. The article is devoted to ethnocultural traditions in the works of the Altai painter and black and white artist, I.I. Frizen, who was the founder of the Russian Germans Miseum in the Grishkobka village of in the German national region of the Altai Krai, the author of the album of graphics illustrating the life of the Russian Germans "National Memory" (2015). The social history of art is designed to launch the mechanisms of broadcasting of images and values of the past to the present; the analysis is given to personalized (biographic) approach to study history as a science and to study art creativity.
Key words: Russian Germans, ethnocultural traditions, historical memory, pictorial art, graphic art.
Этнокультурное наследие всех народов России является главной духовной ценностью в сохранении национальной идентичности, что необходимо для гармоничного развития современного общества. Проблема национальной самоидентификации, проявленная в художественном искусстве, своевременна в повседневных реалиях.
К проблеме изучения этнокультурных традиций в Западной Сибири и на Алтае обращаются искусствоведы, историки, этнографы. Впервые историю советских немцев в регионе стал изучать профессор, доктор исторических наук Л.В. Малиновский в конце 1960-х гг. [1]. Этнография российских немцев в полном объеме представлена в монографии Т.Б. Смирновой [2].
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в научный оборот был введен термин «этноискусствознание». По мнению доктора искусствоведения Л.И. Нехвя-дович, которая обосновала теоретическую значимость этого междисциплинарного научного направления, «в искусствоведении формируется исследовательская традиция, терминологический аппарат, теоретическая база для изучения проблемы этнической специфики». Особое место в изучении творчества художников — российских немцев занимают работы Т.М. Степанской [3, с. 48-58, 101-103, 160-163], Л.И. Нехвядович, Л.Н. Лихац-кой и других исследователей. «Обращение к идеям Б.М. Бернштейна, А.А. Каменского, Е.С. Медковой, Т.М. Степанской о взаимосвязи искусства и этнич-
ности стало исходным в раскрытии этнокультурного своеобразия изобразительного искусства Алтая».
Как утверждают авторитетные ученые, среди которых доктор исторических наук В.Г. Рыженко, «приоритеты в научных поисках историков культуры перемещаются от импирического накопления информации в традициях отраслевой историографии к определению возможных междисциплинарных моделей; происходит переориентация исследовательских интересов в сторону культурно-антропологической истории» [4, с. 119].
На Алтае проявилось свойство преемственности не ограничиваться «вертикальными» связями (от древности к современности), но здесь реали-зовывались и «горизонтальные» связи, т.е. «взаимная передача культурных традиций от региона к региону, от народа к народу». Особенно ярко этот процесс выражается в сфере художественной культуры и художественного творчества [5, с. 108].
Цель статьи — показать особенности проявления этнической культуры в творчестве художника И.И. Фризена.
Задачи:
1. Выявить истоки и факторы этнокультурного своеобразия в творчестве И.И. Фризена.
2. Рассмотреть этнографические сюжеты на материалах альбома графики из жизни российских немцев «Память народная».
Предметом исследования является этнокультурное своеобразие в творчестве художника — российского немца И.И. Фризена.
Источником исследования стал альбом графики из жизни российских немцев «Память народная», изданный в Барнауле в 2015 г.
Научной новизной исследования можно считать этнокультурные сюжеты, выявленые в творчестве художника.
Установлены истоки и факторы этнокультурного своеобразия историко-художественного наследия в альбоме «Память народная».
Для выявления национальных отличий в творчестве художника рассмотрим условия формирования его как личности. Иван Иванович Фризен родился в 1964 г. в с. Пановка Хабарского района Алтайского края в немецкой семье, в которой были сохранены языковые и культурные традиции народа. В 1981 г. окончил художественную школу, затем продолжил обучение живописи в Омском педагогическом институте им. А. Горького, на художественно-графическом факультете. Сейчас он работает преподавателем художественного отделения детской школы искусств им. А.П. Лымарева в с. Гришковка Немецкого национального района Алтайского края. Произведения И.И. Фризена находятся в частных коллекциях России, Австрии и Германии.
Более широко творчество художника стало известно после переиздания в 2012 г. стихотворений и поэм члена СП России Александра Бекка «Кункель в суетном мире» с графическими рисунками И.И. Фризена. Иллюстрированная книга стала более «живой», чем ее предшественница, изданная годом ранее. Графические рисунки художника помогли донести авторскую концепцию до читателей. В сюжетно-тематических работах художник вслед за поэтом создал архетипический образ «Кункеля» — человека немецкой национальности с характерными мыслями и переживаниями, который «всю жизнь гнет свою честную немецкую линию», старается жить и поступать по совести.
Работа над иллюстрацией книги стала отправной точкой в появлении в творчестве И.И. Фризена элементов национальной принадлежности.
Стихотворения А.Л. Бекка о войне являются откровением человека, пережившего тяготы военного времени. В поэтических строках автор запечатлел драматическую биографию своего народа, а И.И. Фризен воплотил слова поэта в пластических образах.
Военные годы стали временем испытания для всех народов Советского Союза. Советские немцы, насильственно выселенные с места своего компактного проживания — республики немцев Поволжья — были вывезены в Казахстан, Западную Сибирь и на Дальний Восток. Депортация, в результате которой этнических немцев лишили возможности вернуться в родные дома, говорить на родном языке, отразилась на судьбах и следующих поколений нации.
В 2013 г. при содействии Общественной организации «Местная национально-культурная автономия российских немцев города Славго-рода», АОО «Международный союз немецкой культуры» в рамках Программы Министерства внутренних дел Германии был издан каталог «Живопись и графика Ивана Фризена». В каталоге представлены разножанровые картины, выполненные в разных техниках. Художник изобразил на холстах суровую красоту природы степного Алтая, портреты земляков и натюрморты. Впервые были показаны графические рисунки, выполненные карандашом. Работы, представленные в каталоге, определили целенаправленность творческих поисков автора.
Художник уделяет большое внимание выразительным возможностям графического изображения, поэтому особой частью творчества И.И. Фри-зена являются рисунки. После освоения новой техники автор ставит перед собой новые задачи: через графический рисунок показать свое отношение к истории российских немцев, так как сам при-частен к этой истории [6, с. 256].
В сюжетно-тематических работах автора проявляются этнокультурные сюжеты с осмыслением своей этнической принадлежности, выраженной в знаково-символических формах графического рисунка, что способствует сохранению этнокультурных особенностей в его творчестве.
К источникам, определяющим этнокультурное своеобразие художника, можно отнести, в том числе, менталитет, опирающийся на чувство гордости за принадлежность к своему народу: «Я немец, и этим горжусь».
В 2015 г. в Барнауле издан альбом графики из жизни российских немцев «Память народная», в который включены работы из цикла «Степь. Люди. Память». В структуре альбома выделены четыре раздела: «О главном», «Трудные годы», «Жизнь взрослых» и «Мое детство».
Графические работы посвящены военному периоду, но не показывают батальных сцен и героических подвигов фронтовиков в борьбе с фашизмом. Автор не воспевает воинов-победителей. Произведения И.И. Фризена — окно в тыловой быт. Художник создал серию рисунков, в которых сохранил историю немецкого народа.
Национальное самосознание сохраняется в памяти бытовыми, часто используемыми вещами и предметами. Национальные приоритеты в творчестве И.И. Фризена базируются на знании немецкого быта и культурных традиций народа. Рисунки отражают национальную историю, содержат элементы традиционной немецкой культуры, сохраняя этническое своеобразие.
И.И. Фризен первый на Алтае показал повседневную жизнь российских немцев, вырванных из привычных условий жизни. Это и чтение молитвы о благословении перед принятием пищи в немецкой семье, католические кресты, установленные на могилах умерших родственников, крещение родившегося ребенка, буквы готического шрифта, процедура «отметки» в комендатуре спецпоселенцев, элементы национального танца «Ойра-ойра» и детской игры «Штандер», немецкая прялка и вышитые шпрухи на полотенце. Традиционные атрибуты молодоженов: цветы на лацкане пиджака у жениха с привязанной длинной белой лентой и венок на голове новобрачной, несмотря на то, что костюм и платье — с чужого плеча — давали надежду на светлое будущее.
На рисунке «Крещение ребенка» [7, с. 16] изображена обрядовая традиция «крещение». Депортированным немцам запрещалось исполнять культовые обряды, поэтому они совершали их тайно. Характерным для того момента были «задернутые шторки на окнах», либо «подглядывание через слегка приоткрытую занавеску». Исполняющий обряд мужчина держит в руках Библию с католическим
крестом. В рисунке каждая деталь несет важную смысловую нагрузку.
В альбоме графики из жизни российских немцев «Память народная» автор показал жизнь своих соплеменников начиная от рождения и до смерти. Художник раскрывает внутренний мир человека предельно лаконично и выразительно. Рисунки проникнуты особой глубиной и эмоционально значимы. Образы, созданные И. Фризеном, отражают ситуацию, при которой советские немцы до 1956 г. были ограничены в правах и находились под надзором комендатуры.
И.И. Фризена привлекают люди драматической, но интересной судьбы. Работы, представленные в альбоме, создавались по воспоминаниям старожилов и спецпереселенцев-трудармейцев сел Подсосново и Гришковка Немецкого национального района Алтайского края. Они знали, что означал фронтовой лозунг: «И фронт, и тыл ковали победу». Особая роль в отражении национальной истории была отведена графике, выполненной простым карандашом. Художник раскрыл национальную самобытность немецкого народа.
По словам И.И. Фризена, он, «завершая последнюю графическую работу из цикла «Степь. Люди. Память», неожиданно оказался поражен мыслью о том, каким громким и сильным может быть пробуждение памяти, дремавшей на протяжении многих лет, и о том, что рано или поздно прошлое заставляет задуматься не только о смысле прожитой жизни, но и о причинах выпадающих человеку тяжких испытаний... Память — это эхо, возвращающее человека в прошлые обстоятельства жизненных страниц» [7, с. 3].
Таким образом, этнокультурное своеобразие творчества художника И. И. Фризена сформировалось на основе знания истории немецкого народа и его конфессиональных особенностей. Художник интегрирует исторические и этнографические факты и искусство, что придает своеобразие его творчеству.
Этнокультурная традиция в его творчестве проявляется как передача опыта от старшего поколения младшему, что способствует сохранению и формированию черт национального характера, норм поведения, архетипов и отношений между членами общества. Художник, обращаясь к корням и культурным традициям немецкого народа, поддерживает развитие этнической идентичности. В предисловии к альбому «Память народная» автор дает оценку выполненной работе с общечеловеческой точки зрения: «Для будущих поколений содержание этих страниц должно быть назидательным и поучительным» [7, с. 3].
Таким образом, национальная тематика придает работам И.И. Фризена индивидуальность и само-
бытность. Сохраненные в графических рисунках факты истории, культурные традиции и элементы быта немецкого народа являются началом образования национального стиля в его творчестве. Произведения художника демонстрируют возможности творчески зрелого автора. Индивидуальность этнического самосознания и самобытность активно проявляются в работах художника. Несмотря на то, что национальный стиль передан лишь некоторыми элементами, И.И. Фризен в графических рисунках создал достоверный художественный образ [8, с. 139].
В настоящее время И.И. Фризен ведет активную работу по созданию музея российских немцев села Гришковка «Менонитская усадьба». Многие предметы для музейной экспозиции собраны и отреставрированы им самим, что еще раз подтверждает: художник связан со своим народом и сохраняет память об истории российских немцев. Большую помощь в этом деле ему оказывают ученики детской школы искусств Гришковки. «Музеи малых городов Сибири, открытые в годы новейшей россий-
ской истории — в с. Павловск Алтайского края, Северо-Байкальске, Усть-Илимске ... монографические музеи «Береста Сибири», ... мемориальные музеи с годами обретают статус музеев местного искусства» [9, с. 28]. Музей российских немцев в с. Гришковка, очевидно, станет одним из них. Этнокультурные традиции — актуальная для современной науки проблема: традиции — это не только устойчивый «каркас нации», но и необходимое условие ее обновления. Сохранение этнокультурного многообразия, диалог и взаимодействие уникальных национальных традиций являются основой цивилизационной стабильности человечества и его эволюционного культурного потенциала [10, с. 28].
На основании вышеизложенного сделаем вывод о том, что сохранение художественно-эстетического наследия этносов, населяющих Россию, оказывает благоприятное воздействие не только на укрепление экономической стабильности и социального благополучия государства, но и на воспитание у молодого поколения чувства любви к родине и толерантного отношения к другим народам.
Библиографический список
1. Малиновский Л.В. Немцы в России и на Алтае: популярно-исторические очерки. — Барнаул, 1995.
2. Смирнова Т.Б. Этнография российских немцев. — М., 2012.
3. Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая. — Барнаул, 2014.
4. Рыженко В.Г. Художник и творчество в пространстве культуры XX в.: новаторский опыт регионального научно-справочного издания // Культурологические исследования в Сибири. — Омск, 2008.
5. Степанская А.Г. Традиции — источник взаимообогащения культур // Филология, искусствоведение и культурология в XXI в. — Новосибирск, 2013.
6. Язовская С. Художник-авангардист А. Фризен // Немцы в Санкт-Петербурге. Биографический аспект XVШ-XX веков. — Вып. 8. — СПб., 2014.
7. Фризен И. Память народная: альбом графики из жизни российских немцев. — Барнаул, 2015.
8. Чирков В.Ф. Митрополия и провинции: проблема децентрализаци искусства в России // Культурное наследие Сибири. — 2016. — № 1 (19).
9. А.П. Фризен // Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая. — Барнаул, 2009.
10. Степанская Э.В. Музеи — хранители культурного наследия региона // Мир науки, культуры, образования. — 2012. — № 1 (32).