Степанская Тамара Михайловна, Язовская Светлана Викторовна МАСТЕР ГОРОДСКОГО ПЕЙЗАЖА: АЛТАЙСКИЙ ХУДОЖНИК А. П. ФРИЗЕН
Работа посвящена искусствоведческому анализу творчества художника-авангардиста А. П. Фризена, в работах которого нашли отражение тенденции русского и западноевропейского искусства. В статье рассматривается многоаспектное направление "авангард" как основной элемент, влияющий на развитие современного искусства. Авторы предлагают рассмотреть жанр городского пейзажа, представленный множеством картин в творчестве художника, в системе алтайской живописи. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/12-2M8.htm!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 2. C. 173-176. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
8. Письменная Т. Г. О бегстве староверов на территории северокавказских горцев в первой половине XIX в. // Вопросы южнороссийской истории. М. - Армавир, 2010. Вып. 16. С. 49-51.
9. Потто В. А. Кавказская война: в 5-ти т. Ставрополь: Кавказская жизнь, 1994. Т. 2. 688 с.
10. Ракович Д. В. Тенгинский полк на Кавказе. 1819-1846. Правый фланг. Персия. Черноморская береговая линия. Тифлис: Типография канцелярии главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1900. 493 с.
11. Степаненко Н. С. О причинах дезертирства российских военнослужащих на Северо-Западном Кавказе в 30-60-е гг. XIX в. [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 11. С. 2196-2200. URL: http://e-koncept.ru/2016/86467.htm (дата обращения: 21.10.2016).
12. Шпаковский А. Записки старого казака [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/1421459/ (дата обращения: 07.01.2015).
13. Щербина Ф. А. История Кубанского Казачьего войска: в 2-х т. Краснодар: Краснодарские известия, 2007. Т. II. 1000 с.
REASONS FOR THE COSSACKS' ESCAPE TO THE MOUNTAINEERS OF THE NORTHWEST CAUCASUS IN THE 30-60S OF THE XIX CENTURY
Stepanenko Nikita Sergeevich
Armavir State Pedagogical University stepanenkonikita1993@yandex. ru
The Cossacks' escape to the Northwest Caucasus Mountaineers was a frequent phenomenon in the first half of the XIX century. The analysis of the Cossack Peter Potapov's case reveals a complex of reasons for the Cossacks' escape to the mountains (an attempt to avoid punishment, desire to get rid of severe restrictions related to public service, etc.). Friendly relations with the Circassians allowed them to live among the Mountaineers for a long time.
Key words and phrases: Northwest Caucasus; Russian authorities; Cossacks; deserters; Mountaineers.
УДК 75.04 Искусствоведение
Работа посвящена искусствоведческому анализу творчества художника-авангардиста А. П. Фризена, в работах которого нашли отражение тенденции русского и западноевропейского искусства. В статье рассматривается многоаспектное направление «авангард» как основной элемент, влияющий на развитие современного искусства. Авторы предлагают рассмотреть жанр городского пейзажа, представленный множеством картин в творчестве художника, в системе алтайской живописи.
Ключевые слова и фразы: современное искусство; авангардизм; городской пейзаж; А. П. Фризен; российские немцы.
Степанская Тамара Михайловна, д. искусствоведения, профессор Язовская Светлана Викторовна
Алтайский государственный университет, г. Барнаул [email protected]; [email protected]
МАСТЕР ГОРОДСКОГО ПЕЙЗАЖА: АЛТАЙСКИЙ ХУДОЖНИК А. П. ФРИЗЕН
В системе алтайской живописи доминирует пейзаж - пейзаж «чистой природы» и пейзаж «второй среды». В пейзаже «второй среды» превалирует индустриальная тема и тема старого города. Алтайские живописцы связали ее решение с реалистическим отражением природной среды, имеющей географическую определенность и вызывающей при контакте с ней специфические переживания. Этому процессу благоприятствовали следующие факторы: природа Алтая с ее гармоничной сбалансированностью и одновременно постоянной изменчивостью, уникальность архитектурных видов сибирских городов, своеобразие природы сельских комплексов и деревень, особенности «второй среды», созданной человеком. В изобразительном искусстве урбанизированный (городской) ландшафт - это художественное образное представление в живописи, графике и в других видах искусства городского пространства.
В структуре произведений пейзажной живописи Алтая 1960-1980-х гг. и более позднего периода прослеживается определенная система создания художественных образов. Она проявляется как в содержательном, так и в формообразующем аспектах. В ее основе лежат два принципа - реализм как метод познания и реализм как отражение жизни. В живописи пейзажа развиваются два направления: во-первых, пленэрное (тональное), связанное с творчеством основоположников алтайского изобразительного искусства и опирающиеся на русскую художественную традицию; во-вторых, живописно-структурное (декоративное), отталкивающееся, с одной стороны, от традиций русского сезаннизма, а с другой - от традиций национального искусства.
В России городской пейзаж ведет свое начало от искусства художника XVШ в. Ф. Я. Алексеева, создавшего панорамные образы Петербурга и Москвы. В XIX в. живописец В. Д. Поленов создал шедевр русского городского пейзажа «Московский дворик» (направление - русская художественная традиция). В XX в. советский
живописец Е. Е. Моисеенко написал ряд оригинальных произведений в жанре городского пейзажа «Автопортрет с женой» (на городской улице, декоративное направление) (1966), «Городской пейзаж» (традиционная русская школа) (1968). Таким образом, традиции городского пейзажа в искусстве России многообразны и глубоки.
На Алтае жанру городского пейзажа, жанру «второй среды» посвятили свои произведения художники М. Я. Будкеев, В. В. Коньков, С. А. Прохоров, М. Ф. Жеребцов, график Ю. Б. Кабанов и другие. Особое место в развитии городского пейзажа в алтайском искусстве принадлежит живописцу немецкого происхождения А. П. Фризену.
Первым историю немцев на Алтае начал изучать профессор Л. В. Малиновский [4]. Особое место в изучении творчества художников - российских немцев, проживающих на территории Алтайского края, занимают труды Т. М. Степанской, Л. И. Нехвядович, Л. Н. Лихацкой и других исследователей. В 2013 г. проходила XV научная конференция «Немцы в Санкт-Петербурге (ХУШ-ХХ века): биографический аспект», на которой был представлен доклад С. В. Язовской «Художник-авангардист Альфред Фризен». В 2014 г. С. В. Язовской составлена полная библиография о творчестве художника А. П. Фризена, которая постоянно пополняется. Хронологический охват - с 1978 года по настоящее время. К 85-летию со дня рождения художника издан художественный альбом «Альфред Фризен. диалог с авангардом» [2].
Фризен Альфред Петрович родился 29 октября 1929 года в г. Уфе. Жизненный путь А. П. Фризена, как российского немца, был полон драматических событий и переживаний. В 1934 г. их семья переехала в город Рубцовск Алтайского края. С 1942 г. - с 13 лет - до окончания Великой Отечественной войны он работал в паровозном депо разнорабочим, слесарем, монтажником-турбинщиком. В 16 лет получил паспорт со штампом: «Разрешено проживать в Рубцовском районе». Выехать за пределы региона для получения образования было невозможно. После окончания вечерней школы А. П. Фризен продолжил работу на Алтайском тракторном заводе. Стечение жизненных обстоятельств позволило А. П. Фризену учиться у художника и педагога В. В. Тихонова, который развивал традиции живописной школы знаменитого И. Е. Репина, так как, проживая в Курске, обучался в студии П. К. Лихина - ученика великого русского художника. В 1951 г. в Рубцовске В. В. Тихонов основал по образцу П. К. Лихина народную художественную студию при Доме культуры Алтайского тракторного завода. Работы его студийцев, среди которых был А. П. Фризен, неоднократно экспонировались на краевых, зональных, республиканских выставках. Таким образом, у истоков художественного образования А. П. Фризена стоит имя яркого представителя русской художественной школы В. В. Тихонова. С 1962 г. А. П. Фризен продолжил художественное образование во Всесоюзном заочном народном университете искусств им. Н. К. Крупской.
С 1983 г. А. П. Фризен живет и работает в Барнауле, где впервые показал свои произведения на выставке «Край родной», посвященной 50-летию образования СССР. После этого было более двадцати различных вернисажей. Первая персональная выставка А. П. Фризена состоялась в январе-феврале 1991 г. в выставочном зале Алтайского отделения Союза художников России. Сто семьдесят полотен предстали на суд зрителей, а в них - неповторимый мир образов. Горные и сельские пейзажи полны гармонии и лиризма, натюрморты -свидетели внимательного общения с натурой, в портретах сосредоточен глубокий интерес к современнику, к человеку. Но все это является выразительным аккомпанементом к главной сильной мелодии творчества, прозвучавшей на персональной выставке А. П. Фризена, - городскому пейзажу. С этого момента имя художника стало известно не только на Алтае. В 1975 г. в Барнауле проходил отбор произведений авторов на зональную выставку «Сибирь социалистическая», после участия художника пригласили для повышения квалификации на творческую дачу в Вышнем Волочке. Руководил потоком живописцев народный художник СССР Вячеслав Францевич Загонек, который дал первую рекомендацию А. П. Фризену для вступления в Союз художников СССР. В 1989 г. А. П. Фризен был принят в Союз художников СССР.
«Наиболее любимый художником является городской пейзаж. На полотнах А. П. Фризена изображены улицы Рубцовска, Барнаула, виды Симферополя, Крыма, Колывани. Альфред Петрович посвятил городскому пейзажу много творческих сил. А. П. Фризен продолжает на Алтае традиции русского жанра городского пейзажа. Картины Фризена бывают далеки от реальных объектов, им присуща большая степень условности и отвлечённости. Обобщение форм и декоративность цвета являются творческой индивидуальностью художника» [5, с. 138].
В творчестве А. П. Фризена столица Алтайского края представлена как город противопоставлений и контрастов. Художник запечатлел не только новый Барнаул, но и архитектуру и ландшафт старых кварталов. Таким образом, он внёс свой вклад в развитие городского и лирического пейзажа. В жанре городского пейзажа написано более ста работ художником, на чьё творчество имело непосредственное влияние направление авангардизма. В ранних работах художник воспроизводил реалистические объекты, но под влиянием современного искусства проявил себя авангардистом, создавая внутренний контекст пейзажа.
Городские пейзажи А. П. Фризена хронологически делятся на две части. В ранних работах автор редко показывал широкую эпическую панораму и глубокую перспективу, уделяя наибольшее внимание работе над композицией и необычным формам ландшафта. В жанре архитектурного пейзажа широко представлены пространства Рубцовска и Барнаула, Гурзуфа, Симферополя и Алушты, Карасу-Базара и Бахчисарая, Ялты и Алупки.
А. П. Фризен открыт к диалогу, к личному общению и общению через творчество. Ранее им была использована благоприятная возможность культурного контакта при выезде в Германию с выставкой своих работ. В 1999 г. состоялась персональная выставка во Франкфурте-на-Майне. Работы А. П. Фризена экспонировались в Эшборне (1999), совместно с работами Инессы Гарвардт, и Саарбрюкене (2000). Все выставки вызвали большой интерес и много положительных отзывов. Поездка в Германию и знакомство с современным
искусством дали новый импульс для творчества. Знакомство с творчеством западных художников имело влияние на дальнейшее творчество А. П. Фризена. После поездок в Германию у художника появились картина «Минден» (1995) и цикл «Камни Дрездена» (1995). Актуальность коммуникации вносит новизну форм и жанров в творчество художника.
Рубеж ХХ-XXI столетий стал периодом зарождения разнообразных творческих направлений в изобразительном искусстве. «Авангардизм - обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. <...> В узком смысле авангард в изобразительном искусстве понимается как экспериментирование с новыми концепциями, при этом изображение упрощено - даже в ущерб качеству» [1]. В России авангард как одно из течений модернистского искусства получил развитие в начале ХХ века, объединив абстракционизм, супрематизм, конструктивизм. Для этих направлений характерны отрицание старых традиций и преемственности, актуальная полемичность.
Для представителей отечественного - русского - авангарда характерно взаимопроникновение традиционного русского и западноевропейского искусства. Абстракционисты на своих полотнах создавали художественный образ через ассоциативный ряд, привлекая внимание к игре форм и цвета. Основоположником абстракционизма был В. В. Кандинский - живописец, график и теоретик изобразительного искусства, автор труда «О духовном в искусстве» [3]. Развитие авангарда как течения в искусстве, так и в творчестве одного художника влияет на развитие современного общества, поэтому для выявления закономерностей влияния необходим искусствоведческий анализ творчества каждого художника-авангардиста.
А. П. Фризен является участником краевых, зональных, республиканских выставок, в том числе региональной «Немцы Сибири» (Новосибирск, 1998). Сам художник отмечает: «.у многих искусствоведов консервативный взгляд на моё творчество. Но я склонен к прогрессу и часто экспериментирую» [8].
В сентябре 2004 г. в Саратове проходил Международный фестиваль немецкой культуры, посвящённый 240-летию первых немецких поселений на Волге. С большим успехом на фестивале прошла выставка картин художников - российских немцев, на которой были представлены произведения 19 художников, в том числе и А. П. Фризена. В своем творчестве художник поднимает проблему судьбы российских немцев: им были написаны картины «Без вести пропавший», «Протест» (1997), портреты композитора Альфреда Шнитке, разведчика Рихарда Зорге и писателя Петера Классена. В картине «П. И. Классен. Репрессированный» (1993-1997) сконцентрированы боль и горечь, сломавшие судьбы нескольких поколений. Художник писал портрет своего друга перед его отъездом на постоянное местожительство в Германию. Работа «Вдовы» (1992) напоминает о военном времени. Семь женских силуэтов изображены в контрастах красного, белого и зелёного цветов, символизируют скорбь всех женщин, перенесших утрату своих близких. Символическая работа «Три женщины» (2002) продолжает тему скорби и вдовства, которые познали женщины Советского Союза в послевоенные годы. Продолжается тема репрессий в картинах «Узник», «Ветеран. Узник ГУЛАГа». Индивидуальность героев отмечена в портретах «Ветеран войны из Быстрого Истока М. И. Чехонадских» и «Портрет профессора Л. В. Малиновского, участника II Мировой войны».
Автору удалось найти взаимопонимание в молодёжной среде. Неутомимая работоспособность, требовательность к своему творчеству, оптимизм, энциклопедические знания мировой культуры и искусства являются основными чертами художника, которые притягивают молодое поколение. Самореализация в творчестве А. П. Фризена происходит благодаря его духовным и интеллектуальным ресурсам. В работах автор раскрывается как самобытный современный художник.
Анализируя творчество художника, прошедшего путь от традиционного реалиста до реализма поэтического, театрализованного, до художника, признанного обществом авангардистом, можно сделать вывод, что «именно этот художник продолжил на Алтае традиции западноевропейского и русского жанра городского пейзажа. Декоративность цвета, поиск выразительной композиции, искренность авторского чувства, выбор мотивов и тем делают живопись А. П. Фризена самобытной страницей искусства современного Алтая» [5, с. 140].
28 октября 2013 г. в Барнауле была открыта выставка художественных работ «Два Фризена: авангардизм и реальность». Выставка картин - это всегда праздник, яркое явление культуры, возможность соприкоснуться напрямую с прекрасным, тем более ценно, что пришедшие на открытие смогли лично пообщаться с авторами работ. Зрители познакомились с творчеством художников Альфреда Петровича Фризена и Ивана Ивановича Фризена, художника более молодого поколения, проживающего в селе Гришковка Немецкого национального района Алтайского края. Авторы работ не только представители разных поколений, но и разных художественных направлений. Многомерное иррациональное пространство композиций А. П. Фризена и реалистические пейзажи И. И. Фризена вызвали интерес и у простого зрителя, и у искусствоведов.
По мнению сибирских искусствоведов, «в современной художественной жизни Сибири пульсирует столкновение многих, но прежде всего двух, тенденций: одна продолжает и развивает традицию отечественной живописи, другая объявляет эту традицию отжившей, предлагая новые технологии и новые способы творческого самовыражения - арт-объекты, инсталляции, компьютерное искусство и тому подобное» [7, с. 148].
Работы А. П. Фризена экспонируются в музеях Алтайского края, России, а также в частных коллекциях России, Германии, Америки. Творчество художника по достоинству оценено: в 1999 г. награжден Почётной грамотой краевого Законодательного собрания и Администрации края, в ноябре 2012 г. от Союза художников России вручена медаль «Духовность. Традиции. Мастерство». Две работы художника-авангардиста вошли в экспозицию региональной выставки «Сибирь - XI», проходившей с 25 октября по 10 ноября 2013 г.
в Омске. А. П. Фризен награжден медалью за вклад в развитие изобразительного искусства и художественной культуры Сибири, а его работа «Семья» представлена на выставке в Москве.
А. П. Фризен тяготеет к синтезу искусств, не случайно в последнее время им было создано множество инсталляций. В современный период творчество художников Алтайского края вышло далеко за рамки сибирского региона. Есть мнение, что провинциальные художники «варятся в своём соку». Изучая творчество А. П. Фризена, приходим к выводу, что всё зависит от таланта и видения картины мира художником, нашедшим свой путь творческого развития. Изучение творчества художника продолжается. Исследуется влияние искусства Пита Мон-дриана на творчество А. П. Фризена.
Список литературы
1. Авангард (искусство) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Авангард (дата обращения: 31.07.2016).
2. Альфред Фризен. Диалог с авангардом / сост. А. Рыжов. Барнаул: Алт. дом печати, 2014. 240 с.
3. Кандинский В. В. О духовном в искусстве [Электронный ресурс]. URL: http://royallib.com/book/kandinskiy_vasiliy/ o_duhovnom_v_iskusstve.html (дата обращения: 22.08.2016).
4. Малиновский Л. В. Немцы в России и на Алтае: популярно-исторические очерки. Барнаул, 1995. 182 с.
5. Степанская Т. М. Очерки истории искусства Алтая. Барнаул, 2009. 220 с.
6. Степанская Т. М. Художник городского пейзажа: А. П. Фризен // Степанская Т. М. Избранные статьи и очерки. Барнаул, 2005. С. 65-67.
7. Степанская Т. М., Черняева И. В. Особенности региональной художественной жизни в России на рубеже XX-XXI столетий // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11 (73): в 2-х ч. Ч. 1. C. 146-149.
8. Фризен А. «Какой я вам господин? Я - просто художник» / записала С. Язовская // Вечерний Барнаул. 2009. 28 октября.
9. Художники Алтайского края: биобиблиографический словарь: в 2-х т. Барнаул, 2006. Т. II. М-Я. 647 с.
MASTER OF CITYSCAPE: THE ALTAIC ARTIST A. P. FRIZEN
Stepanskaya Tamara Mikhailovna, Doctor in Art Criticism, Professor Yazovskaya Svetlana Viktorovna
Altai State University in Barnaul [email protected]; [email protected]
The work is dedicated to art criticism analysis of the artist-avant-gardist A. P. Frizen's creativity, whose works reflect trends of Russian and West-European art. The article discusses the multi-aspect direction "avant-garde" as a key element influencing development of modern art. The authors consider the genre of cityscape represented by a variety of paintings in the artist's creativity in the system of Altai painting.
Key words and phrases: modern art; avant-garde; cityscape; A. P. Frizen; Russian Germans.
УДК 94(47).084.9
Исторические науки и археология
В статье рассматривается роль ВЛКСМ в воспитании молодежи в 1980-е годы в СССР. Автором раскрывается руководящая роль КПСС в деятельности ВЛКСМ по воспитанию подрастающего поколения. Показано влияние комсомола через воспитательную работу на все сферы жизнедеятельности молодежи с учетом особенностей ее различных групп. Выявлены недостатки в деятельности комсомольских организаций, повлиявшие на эффективность и качество работы комсомола по воспитанию молодежи в исследуемый период.
Ключевые слова и фразы: воспитание; деятельность; комсомол; молодежь; коммунистическая партия.
Ткаченко Виктор Викторович, к.и.н., доцент
Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Tkachenko_V_530@mail. т
РОЛЬ КОМСОМОЛА В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ (1980-Е ГОДЫ)
В советский период уделялось особое внимание воспитанию молодежи. Комсомол как активный помощник и резерв КПСС помогал партии воспитывать молодежь.
В уставе ВЛКСМ были определены главная задача и священный долг комсомола - воспитание молодежи, а также были заложены основные подходы воспитательной работы с подрастающим поколением.
Одной из основных обязанностей республиканских, краевых, областных, окружных, городских и районных организаций комсомола, их руководящих органов являлась организация идейно-воспитательной и культурно-массовой работы среди молодежи, воспитание комсомольских кадров [6, с. 20].