Научная статья на тему 'Формирование исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Средствами изобразительного искусства (на примере творчества И. Зоммера и А. Фризена)'

Формирование исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Средствами изобразительного искусства (на примере творчества И. Зоммера и А. Фризена) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
964
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ / ХУДОЖНИКИ / МЕМОРИАЛ / АВАНГАРДИЗМ / ЖИВОПИСЬ / RUSSIAN GERMANS / ARTISTS / MEMORIAL / AVANT-GARDE / PICTORIAL ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Язовская Светлана Викторовна

Рассматривается творчество скульптора И. Зоммера и живописца А. Фризена российских немцев. Как известно, 28 августа 1941 г. последовал жестокий указ о выселении немцев из Поволжья. В ноябре 1941 г. была создана трудармия для поддержания и развития военной промышленности на востоке России, ее составили российские немцы, мобилизованные на трудовой фронт. Этой судьбы не избежали И. Зоммер и А. Фризен. Неравноправное положение советских немцев закончилось в 1956 г., когда они получили паспорта и право свободного перемещения по стране (кроме права возвращения в Поволжье), право на получение высшего образования. Тем больший интерес вызывает тема Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в творчестве данных художников. Для увековечения памяти погибших воинов-земляков скульптор И. Зоммер создал на территории Алтайского края мемориальные комплексы и бюсты героев Великой Отечественной войны. Художник-авангардист А. Фризен написал портреты репрессированных трудармейцев и фронтовиков. Знаковым полотном в его творчестве является картина «Вдовы». Цель работы показать сохранение в произведениях художников памяти о войне 1941-1945 гг. для потомков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Historical Memory about the Great Patriotic War of 1941-1945 by Means of Fine Arts (on the Example of the Oeuvre of I. Zommer and A. Frisen)

The article considers the works of the sculptor I. Zommer and the painter A.P. Frizen the Russian Germans. It is known that on August 28, 1941 the cruel Decree on eviction of Germans from the Volga region was issued. In November, 1941 the Russian Germans mobilized for the labor front created the labor army to maintain and develop the war industry in the east of Russia. I. Zommer and A. Frizen did not avoid this destiny. Unfair position of the Soviet Germans ended in 1956 when they got passports and the right of free movement about the country (except the right of return to the Volga region), the right to the higher education. So, the theme of the Great Patriotic War of 1941-1945 attracted a big interest of the artists. To perpetuate the memory of the soldiers countrymen, the sculptor I. Zommer created the memorial complexes and busts of heroes of the Great Patriotic War of 1941-1945 in the territory of the region. The Artist avant-gardist A. Frizen made portraits of the repressed members of the labor army and veterans. A significant work in his oeuvre is the picture “Widows”. The work aims to show for descendants that the memory about the war of 1941-1945 still exists in the works of artists.

Текст научной работы на тему «Формирование исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Средствами изобразительного искусства (на примере творчества И. Зоммера и А. Фризена)»

Формирование исторической памяти о Великой Отечественной войне...

УДК 7(571.150)

ББК 85.103(2Рос-4Алт)6

Формирование исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. средствами изобразительного искусства (на примере творчества И. Зоммера и А. Фризена)

С.В. Язовская

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Formation of Historical Memory about the Great Patriotic War of 1941-1945 by Means of Fine Arts (on the Example of the Oeuvre of I. Zommer and A. Frisen)

S.V Yazovskaya

Altai State University (Barnaul, Russia)

Рассматривается творчество скульптора И. Зоммера и живописца А. Фризена — российских немцев. Как известно, 28 августа 1941 г. последовал жестокий указ о выселении немцев из Поволжья. В ноябре 1941 г. была создана трудармия для поддержания и развития военной промышленности на востоке России, ее составили российские немцы, мобилизованные на трудовой фронт. Этой судьбы не избежали И. Зоммер и А. Фризен. Неравноправное положение советских немцев закончилось в 1956 г., когда они получили паспорта и право свободного перемещения по стране (кроме права возвращения в Поволжье), право на получение высшего образования. Тем больший интерес вызывает тема Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в творчестве данных художников. Для увековечения памяти погибших воинов-земляков скульптор И. Зоммер создал на территории Алтайского края мемориальные комплексы и бюсты героев Великой Отечественной войны. Художник-авангардист А. Фризен написал портреты репрессированных трудармейцев и фронтовиков. Знаковым полотном в его творчестве является картина «Вдовы». Цель работы — показать сохранение в произведениях художников памяти о войне 1941-1945 гг. для потомков.

Ключевые слова: российские немцы, художники,

мемориал, авангардизм, живопись.

БОТ 10.14258Лгуа8и(2016)4-28

The article considers the works of the sculptor I. Zommer and the painter A.P. Frizen — the Russian Germans. It is known that on August 28, 1941 the cruel Decree on eviction of Germans from the Volga region was issued. In November, 1941 the Russian Germans mobilized for the labor front created the labor army to maintain and develop the war industry in the east of Russia. I. Zommer and A. Frizen did not avoid this destiny. Unfair position of the Soviet Germans ended in 1956 when they got passports and the right of free movement about the country (except the right of return to the Volga region), the right to the higher education. So, the theme of the Great Patriotic War of 1941-1945 attracted a big interest of the artists. To perpetuate the memory of the soldiers — countrymen, the sculptor I. Zommer created the memorial complexes and busts of heroes of the Great Patriotic War of 1941-1945 in the territory of the region. The Artist avant-gardist A. Frizen made portraits of the repressed members of the labor army and veterans. A significant work in his oeuvre is the picture "Widows". The work aims to show for descendants that the memory about the war of 1941-1945 still exists in the works of artists.

Key words: Russian Germans, artists, memorial, avantgarde, pictorial art.

Научное осмысление проблематики, выявление, сохранение художественного наследия немецкого этноса способствует межэтническому взаимодействию представителей разных народов, этнокультурному воспитанию личности, развитию толерантности, что в современном обществе является актуальным. Художественные произведения, созданные российскими немцами, сохраняют историческую память. Цель статьи — показать: произведения членов Союза художников СССР И.Ц. Зоммера и А.П. Фризена способствуют сохранению памяти о войне 1941-1945 гг. и оказывают влияние на патриотическое воспитание молодого поколения. Выбор темы был целенаправленным: во-первых, 70-летием Победы в Великой Отечественной войне отмечен 2015 г.; во-вторых, наметилась тенденция политических деятелей стран Западной Европы переписать итоги Второй мировой войны. Через средства массовой информации россиянам внушают чувство вины за советскую историю, аргументируя намеренно искаженными фактами. 1941-1945 гг. стали временем испытания для советского народа. В послевоенный период надо было восстановить разрушенные города и села, дать людям надежду на будущее. Сохранить в памяти поколений подвиг советского народа, победившего фашизм.

В работе мы будем следовать энциклопедическому определению термина «историческая память»: «это набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа». Знания о прошлом передают традиционные и культурные ценности в историческом времени между поколениями, это формирует ценностные приоритеты, способствует идентификации человека как личности. Фактически историческая память россиян держится на воспоминаниях о Великой Отечественной войне. Формирование исторической памяти происходит также в процессе приобщения к искусству. Исторические сюжеты военной тематики были всегда востребованы. Произведения искусства, раскрывающие тему Великой Отечественной войны, направлены на воспитание гражданственности, патриотизма и толерантности. Обращение к этой теме нашло отражение в творчестве многих известных деятелей искусств, что позволило решить потребность советского (российского) общества в образах героев-солдат. Обращались к этой теме и художники, жители Алтайского края И. Зоммер и А. Фризен.

В альбоме «Скульптор Иоганнес Зоммер» автор вступительной статьи профессор Т.М. Степанская отмечает: «В человеческой судьбе И. Зоммера, слов-

но в ярком луче света, преломились и четко обозначились сложные периоды в истории двух народов — русского и немецкого» [1, с. 63].

И.Ц. Зоммер родился в 1922 г. в с. Виттманн АССР немцев Поволжья [2, с. 165]. До войны занимался в изостудии, обучался на подготовительных курсах Саратовского художественного училища. В 1941 г. был депортирован на Алтай и мобилизован в трудармию. После возвращения в 1949 г. начал работать в клубе Тальменского лесозавода художником. С 1951 по 1960 г. преподавал в школе рисование и руководил изостудией при Доме пионеров. Детская мечта — стать художником — воплотилась не сразу. Неравноправное положение советских немцев закончилось только в 1956 г., когда они получили паспорта, право свободного перемещения по стране. «Деятельная и оптимистичная натура И. Зоммера побуждала его к активному участию в общественной жизни, а тяга и любовь к творческому труду обращали к самосовершенствованию и учебе... Ответственно и целеустремленно учился И. Зоммер заочно во Всесоюзном народном университете искусств им. Н. Крупской под руководством педагога Л.А. Зонненшталь, внимательно выполняя ее задания по рисунку и живописи, учитывая профессиональные рекомендации и рецензии на свои учебные наброски, рисунки и этюды. В 1958 г. народный университет искусств был успешно окончен» [3, с. 15-16].

В 1964 И. Зоммера приглашают на семинар скульпторов в Москву. В 1967 г. его награждают дипломами первой степени за участие во Всесоюзной художественной выставке самодеятельных художников и открытие Памятника павшим воинам-землякам в с. Ново-Перуново. В 1971 г. И. Зоммер назван победителем конкурса на монументальный знак в честь братства по оружию белорусского и русского народов в борьбе с фашизмом 1941-1945 гг.

В 1975 г. И. Зоммер был принят в члены СХ СССР. С 1977 по 1987 г. входил в правление Алтайской организации СХ РСФСР [4]. В 1984 г. он сформировал передвижную выставку, с которой объехал многие райцентры края. За время поездок скульптор создал серию портретов тружеников села, которые были впервые показаны на Всесоюзной художественной выставке «Земля и люди». За активную просветительскую деятельность И. Зоммер был отмечен знаком «Отличник культурного шефства над селом» (1984). В 1985 г. работы И. Зоммера участвовали во Всесоюзной выставке «Мир отстояли, мир отстоим». В 1986-1989 гг. скульптор занимается созданием монументальной композиции «Защитники Родины» для райцентра Панкрушиха. В этот же период художник сформировал вторую

Формирование исторической памяти о Великой Отечественной войне.

персональную передвижную выставку «Портрет в творчестве И. Зоммера». В 1993 г. И. Зоммер работал над созданием памятника «Жертвам репрессий». В 1995 г. за участие во Всероссийской художественной выставке скульптора наградили юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1996 г. он создал серию барельефных портретов труд-армейцев. В 2003 г. И.Ц. Зоммер выехал на постоянное место жительства в Германию.

И.Ц. Зоммер был универсальным мастером: он успешно работал в разных жанрах и с разными материалами. Как отмечает профессор Т.М. Степанская, творчество заслуженного художника РФ И.Ц. Зоммера — самобытное явление в художественной культуре Алтая. Оно нашло широкое общественное признание и уважение. Несмотря на то, что сам Зоммер не раз заявлял в интервью, что им было создано 14 памятников, автору статьи удалось выявить, что фактически было установлено 25 мемориальных комплексов [4, с. 226, 285]. «И.Ц. Зоммер рассматривает скульптуру как материальное воплощение идеи. Его общественный и творческий темперамент находил выход в мемориальных ансамблях» [3, с. 19]. При создании мемориалов И. Зоммер делал попытку проникновения во внутренний мир людей, прошедших войну, выявления их традиционных ценностей Скульптор показал истинное лицо солдата, отдавшего свою жизнь за Родину. Мемориалы не только воспитывают патриотические чувства и уважение к подвигу защитников Родины, но и сами как объекты имеют художественную ценность и находятся под охраной государства [5].

Альфред Петрович Фризен родился в 1929 г. в Уфе. С 1934 г. жил в Рубцовске, посещал студию художника В.В. Тихонова при Алтайском тракторном заводе. «Художническая судьба этого одаренного человека сложилась драматично: нелепые, негуманные, несправедливые ограничения из-за немецкого происхождения препятствовали в 1940-1950-х гг. особенно свободному, естественному развитию живописного дара» [6]. Впервые в 1973 г. работы А. Фризена представлены на выставке «Край родной». В 1975 г. он участвовал в зональной выставке «Сибирь социалистическая». Художник начинал свой творческий путь с реалистического изображения в жанре городского и лирического пейзажа, портрета. Сегодня он, член Союза художников (СХ) СССР (1989), в Алтайском крае единственный художник-авангардист, участник краевых, зональных, республиканских выставок, в том числе региональной «Немцы Сибири» (Новосибирск, 1998). В 1999 г. состоялась его пер-

сональная выставка в Германии. В 2012 г. СХ РФ вручил А. Фризену медаль «Духовность. Традиции. Мастерство». В 2013 г. в Омске, на Региональной выставке «Сибирь — XI», творчество художника отмечено медалью «За вклад в развитие изобразительного искусства и художественной культуры Сибири» [7].

В картинах А. Фризен раскрывает боль и чаяние людей, победивших фашистский режим. Картины «Вдовы» (1992) и «Три женщины» (2002) напоминают о военном времени. Женские силуэты изображены в контрастах красного, белого и зеленого цветов, символизируют народное страдание, вдовство и скорбь всех женщин, перенесших утрату близких. В картине «П.И. Классен. Репрессированный» (1993-1997) сконцентрирована тяжесть репрессий, сломавших судьбы нескольких поколений советских немцев. Художник писал портрет друга-писателя перед его отъездом на постоянное место жительства в Германию. Продолжается тема репрессий в картинах «Узник», «Ветеран. Узник ГУЛАГа», в портретах разведчика Р. Зорге, композитора А. Шнитке. Особое место в галерее работ занимает картина «Без вести пропавший». Индивидуальность героев отмечена в портретах «Ветеран войны из Быстрого Истока М.И. Чехонадских» и «Портрет профессора Л.В. Малиновского, участника Второй мировой войны». По мнению профессора Т.М. Степанской, «именно этот художник продолжил на Алтае традиции западноевропейского и русского жанра городского пейзажа. Декоративность цвета, поиск выразительной композиции, искренность авторского чувства, выбор мотивов и тем делают живопись А. Фризена самобытной страницей искусства современного Алтая» [6, с. 140].

Подводя итог, отметим, что художники Алтайского края не были непосредственными участниками-фронтовиками Великой Отечественной войны, но своими произведениями И. Зоммер и А. Фризен отдают дань уважения фронтовикам и труженикам тыла: это и есть личный вклад художников в увековечение исторической памяти народа [8].

В Алтайском крае создаются, поддерживаются и, если необходимо, реставрируются мемориалы. Такое отношение жителей края является достойным ответом странам Европы: Украине, Литве и Польше, где сносят памятники советским солдатам. Противоправными действиями разрушители вершат свой суд над историей, убирая с пьедесталов идеалы старшего, в большинстве своем ушедшего, поколения. Такие поступки могли произойти после подмены исторической памяти ложными воспоминаниями и прямой фальсификацией фактов истории.

Библиографический список:

1. Скульптор И.Ц. Зоммер // Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая. — Барнаул, 2009.

2. Гуркина И.В. Тальменский период в творчестве скульптора И.Ц. Зоммера // Нижнее Причумышье. Очерки истории и культуры : материалы краевой научно-практической и методической конференции. — Тальмен-ка, 1997.

3. Скульптор И. Зоммер / вст. ст. Т.М. Степанской. — Барнаул, 1998.

4. Художники Алтайского края : библиографический словарь. Т. 1 [А-Л]. — Барнаул, 2005.

5. Памятники Великой Отечественной войны на территории Алтайского края: каталог памятников воинам-землякам. — Барнаул, 2008.

6. А.П. Фризен // Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая. — Барнаул, 2009.

7. Язовская С. Художник-авангардист А. Фризен // Немцы в Санкт-Петербурге. Биографический аспект Х"УШ-ХХ века. — Вып. 8. — СПб., 2014.

8. Степанская Т.М. Роль искусства в процессе формирования личности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2010. — № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.